Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыПоэтика степного пространства. Степь как культурологическое понятие.

Поэтика степного пространства. Степь как культурологическое понятие.

Скачать материал

Поэтика степного пространства. Степь как  культурологическое

                                понятие.

 

 

Цель образовательная: выявить определение степи как культурологического 

                                       понятия. Проследить взаимодействие культур разных       

                                       этносов в процессе анализа поэтических и

                                       прозаических текстов.

 

 

Цель воспитательная: развитие толерантности и уважительного отношения к

                                      культуре различных народов. Развитие духовности на

                                      основе исторической памяти.

 

 

                              Ход урока:                           

 

 

1  Свой урок хочу начать словами известного методиста М.А.Рыбниковой: «…чувство природы надо воспитывать, культивировать, взращивать, если не помочь ребенку увидеть и почувствовать красоты природы, то в 16 лет он может обнаружить совершенную невосприимчивость, полную глухоту и слепоту».

    А говорить мы сегодня будем о степи. Степь…Только ли географическое понятие?

Начнем с сухих теоретических понятий. Степь относится к географическим естественным пейзажам.

Это пейзажи вертикального или горизонтального пространства?

Спокойные или бурные?

Естественные или искусственные?

Открытые  или закрытые?

                  Просмотр музыкальной видеозаписи песни «Ой, ты степь

                   широкая» под управлением Е. Стрельникова.

 

                     Различие в приемах описания степи.

 

                 Чтение наизусть отрывка из повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»

                                                 / «Степь, чем далее…степи, как вы хороши»./

 

   -Назовите смысловой ряд понятий, который вкладывает русский человек в

    слово «степь?» /природа, Отечество, вольница, историческая память место

     восхищения

 

 

 

   Художественное чтение отрывков из повести А.П.Чехова «Степь»

       / «Егорушка оглядывался и не понимал…грустно и жалко себя»/

       / «Но вот, наконец, когда солнце…как на поединке»/

       / «В июльские вечера…сладко-приторен и нежен»/

-Какой мы видим степь глазами главного героя? /степь как  вечный живой организм, углубленный психологизм главного героя. Главный поэтический прием-олицетворение/

                     

                           Культурологические ассоциации

 

 -Опираясь на художественный текст повести Н.В.Гоголя ответьте на вопрос: развитию каких черт русского национального характера  способствует, на ваш взгляд, равнинный ландшафт? /от степного простора идет у русских тяга к воле, удали и разгулу/

 

Русский историк В.О.Ключевский писал: «Жилья не видно на обширных пространствах; никакого звука не слышно кругом – и наблюдателем овладевает жуткое чувство невозмутимого покоя, беспробудного сна и пустынности, одиночества, располагающего к беспредельному унылому раздумью без ясной отчетливой мысли. …С одной стороны, степь символизирует волю, разгул, широту, не ограниченную никакими узами или запретами, с другой, - степь-это опасное пространство, заселенное хищными кочевниками и гуляками-ворами,…несущими разорение и разрушение любой социокультурной стабильности».

 

С.М. Соловьв  «…обширность государства не только не дает ему силы сравнительно с небольшим государством, обладающими этими условиями, но и служит главным препятствием народному развитию». / «Чтения и рассказы по истории России», с.428,М., «Правда»,1990/

 

От культурологических ассоциаций на нравственную тему перейдем теперь к поэтическому анализу стихотворений. Попробуем вместе с автором насладиться красотой степи.

 

2. Поэтический анализ стихотворения А.А.Фета «Степь вечером»

        -Почему нет обилия цветов в этом стихотворении?

                /наступление сумерек, алый и золотистый/

        -Чего больше в этом стихотворении: цвета или звука?

       /Звука. Сумерки, звон колокольчика ямщика, жужжание жука, перепел

                 откликнулся, скрипят коростели/

 

        -Какие природные явления напоминают о наступлении сумерек?

                     /алый блеск, роса, прохлада,/

 

         -Что желал передать автор этим стихотворением?

                  /красоту степи, готовящейся ко сну/

 

-Какие литературные тропы использует автор в этом стихотворении?

    /сравнения: степь, как море; Млечный путь, как река.

     Олицетворения: поля нежатся, звезды глянут, лунь проплыл,

                                        Жук прожужжал сердито.

 

               Эпитеты: алый блеск, покрылись нивы сетью золотистой./

 

 

 

3. Несколько по иному звучит слово «степь» в казахской культуре, хотя с русским культурологическим понятием «степь» много общего.

 

Чтение стихотворения А.Кунанбаева «Лето»/ отрывок/ читает учащийся

 

Назовите смысловой ряд понятий, который вкладывает казахский народ в слово «степь»?

            / у русского народа – место вольницы, удали; у казахского народа – место, где живет кочевник, дом, очаг, место для размышления. Спутник – конь/

А. Сейдимбеков в книге «Поющие купола» пишет: «Кочевой образ жизни и хозяйствования неразрывно связан со средой их постоянного местообитания – великой степью. Понять кочевников, не поняв законов жизни и развития степей, специфики их фауны и флоры, невозможно. Жизнь степи, жизнь в степи – вот главные факторы формирования духовной и материальной культуры, определяющие их специфику и самобытность».

 

4.  Чтение и анализ стихотворения П.Н.Васильева «Затерян след в степи

     солончаковой»

      -Что является свидетелем многовековой жизни степи?

              /пыль многовековая, курганная луна, темные стремена, кладница

               шевровая/

 

      -Что является хранителем истории многовековой?

                    /степь/

 

      - Какие строки и какой литературный троп доказывают, что степь жива?

/Как мерно сердце бьется Степной страны, раскинувшейся тут./

 

Отповедь О.Сулейменова «нечистоплотным» историкам, которые пытаются утверждать, что в степи не было культуры.

  «Почему А.Плетнева, которая говорит о фатальном отсутствии культуры у кочевников…, упускает из виду, например, скифов, чье искусство является гордостью Эрмитажа? Они ведь были классическими кочевниками….

Это документальное подтверждение является доказательством того, что тюркоязычные кочевники имели значительные культурные контакты с аграрными цивилизациями Китая, Индии, Ирана, со славянской Европой, с Византией…

Вы утверждаете, что славяне всегда имели враждебные отношения с кочевниками? Тогда почему такие тюркские слова, как «товарищ» и «друг», перешли в славянские языки?.. Почему сами тюрки не сохранили форму «друг», а используют иранское «дост?»...

«Если встретишь человека, обрадуй его: может быть, ты видишь его в последний раз».

Таково подлинное гостеприимство степи»./ «Кочевники и культура: казахский эксперимент»/.

               

В казахской культуре степь, родной очаг – это еще и место, перед которым человек в вечном долгу. Чтение стихотворения Б.Канапьянова «Родной очаг»

  / кратко о биографии Б.Канапьянова/

                             Родной очаг,

                             За все прости меня.

                             За то, что о корнях

                             Я забываю.

                             Все получил

                             От твоего огня

                             И ничего в ответ

                             Не возвращаю.

                             В степь ухожу,

                             Там на исходе дня

                             Своих семь предков

                             Я не называю.

                             И ничего почти

                             О них не знаю,

                             Но в сумерках

                             Спешу на храп коня.

                             Здесь мой аул,

                             Могила здесь отца.

                             Начало – здесь.

                             И нет ему конца.

                             И этот путь

                             Продолжен будет мной:

                             Встречать людей,

                             Стихи дарить,

                             И – жить!

                             Судьбой

                             Народу своему служить.

                             Благословляет степь:

                             - Иди, сын мой!

 

 

5. Черный жаворонок – символ Тургайских степей. Чтение стихотворения В.Шестерикова «Черный жаворонок» и стихотворения «Черный жаворонок» О.Сулейменова.

                      Эдуард Багрицкий птиц любил.

                      В кабинете маленьком орали

                      Попугаи, кенары, ульбилы,

                      Чижики…

                      Молчал-

                      Караторгай.

                      Жаворонок из Тургайской области,

                      Он степям своим давно наскучил.

                      Мы ему: «Лети на юг!»

                      Не хочет.

                      Прячется,

                                      дрожит в Тургайской области.

 

                       Ежится.

                       Зимою там бураны.

                       Неприятные,

                                            по десять баллов.

                       В шерсть (как в сено) на спине барана

                        Закопается и дрыхнет, баловень.

                        А чабан  поймал полузамерзшего

                        И отдал проезжему газетчику.

                        Тот продал караторгая летчику,

                        Летчик – подарил.

                        Поэт поморщился.

                        Но подарок принял,

                        Сунул в клетку,

                        В дальний угол , на пол.

                        Чай распили.

                         Гость поправил синюю пилотку.

                         Улыбнулся. Улетел.

                          Разбился.

                          И Багрицкий в телеграмму плакал.

                          Кенары кричали, попугаи

                          Равнодушно брякали:

                          «Дурак».

                       На полу молчал караторгай.

                       Он молчал, мой жаворонок черный.

                       О, молчанье –

                                                  это тоже голос.

                       Он молчал.

                       Он потерял еще раз

                       Свой Тургай,

                       Заснеженную область.

                       Улыбаюсь жизнелюбым гениям!

                       Договоры с жизнью расторгая,

                       Человек припас на случай кенара

                       И навечно взял караторгая.

                       И когда я приезжаю в область,

                       Я подолгу слушаю ночами:

                       Жаворонок под огромным облаком

                       Голосит о родине молчаньем.

 

Удивительно пронзительное стихотворение. Главный образ стихотворения караторгай  является не только  символом жизнелюбия, но и символом щемящей тоски по родине.

Интересна параллель летчик и жаворонок. Один остался навечно в небе, другой -«…голосит о родине молчаньем». Он потерял родину дважды.

Это стихотворение интересно еще и тем, что автор соединил два поэтических образа, степи и неба.

 

6. И все-таки ничто так не способно передать состояние человека, глубину переживаемых им чувств (даже поэзия- «мысль изреченная есть ложь») как музыка.  /Прослушивание кюя  Курмангазы «Сары – Арка»/

             /учащиеся готовят историю создания этого музыкального 

              произведения/

 

Вывод: Известный ученый Л.Гумилев писал о том, что «за три тысячи лет своего существования кочевая культура прошла творческую эволюцию, не менее яркую и красочную, чем страны Средиземноморья и Дальнего Востока». Все это сформировало самобытную материальную культуру, морально-этические установки, богатейшее песенное искусство и совершенный язык.

 

 

Д/з «Мое восприятие степи»/сочинение-миниатюра/. Желательно, чтобы учащиеся записали некоторые оценочные конструкции, которые можно использовать в сочинении. /На мой взгляд…, я был совершенно потрясен…, музыка явилась для меня совершенным откровением…, это так необычно…, пожалуй трудно не согласиться… ./

 

 

 

 

                

 

                                          Литература

 

     1.Ключевский В.О. Курс русской истории// Соч. в 9тт.,т.1-М.,1987,-с.83-84

     2.С.М. Соловьев. Чтение и рассказы по истории России. М., Правда,1990.

     3. О. Сулейменов. Эссе. Публицистика. Стихи. Поэмы. Алма-Ата,1990.

     4. А.Сейдимбеков. Поющие купола. Алма-Ата.Жалын,1985.

     5. Использованы слайды Л.А.Крыловой «Художественное произведение          

          как культурный космос».

     6. З.П. Табакова, А.К. Карабатырова, О.М. Медведева. Степные напевы.

Хрестоматия. Петропавловск, 2011.

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Поэтика степного пространства. Степь как культурологическое понятие."

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Консультант по трудоустройству

Получите профессию

HR-менеджер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Поэтика степного пространства. Степь как  культурологическое

                                понятие.

  

 

1  Свой урок хочу начать словами известного методиста М.А.Рыбниковой: «…чувство природы надо воспитывать, культивировать, взращивать, если не помочь ребенку увидеть и почувствовать красоты природы, то в 16 лет он может обнаружить совершенную невосприимчивость, полную глухоту и слепоту».

    А говорить мы сегодня будем о степи. Степь…Только ли географическое понятие?

Начнем с сухих теоретических понятий. Степь относится к географическим естественным пейзажам.

Это пейзажи вертикального или горизонтального пространства?

Спокойные или бурные?

Естественные или искусственные?

Открытые  или закрытые?

                  Просмотр музыкальной видеозаписи песни «Ой, ты степь

                   широкая» под управлением Е. Стрельникова.

 

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 651 903 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Конспект урока на тему "Безударные гласные в корне слова"
  • Учебник: «Русский язык (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями)*», Якубовская Э.В., Галунчикова Н.Г.
  • Тема: Правописание безударных гласных в корне слова
  • 01.10.2020
  • 492
  • 5
«Русский язык (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями)*», Якубовская Э.В., Галунчикова Н.Г.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 09.01.2015 515
    • DOCX 21 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Дробязко Иван Иванович. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Дробязко Иван Иванович
    Дробязко Иван Иванович
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 2161
    • Всего материалов: 5

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Няня

Няня

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Лингвокультурологический подход в обучении русскому языку как обеспечение принципов и требований ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 22 человека из 13 регионов
  • Этот курс уже прошли 91 человек

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету "Русский язык" в условиях реализации ФГОС ООО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 208 человек из 56 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 454 человека

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и культура речи: теория и методика преподавания в дополнительном образовании

Педагог дополнительного образования по русскому языку и культуре речи

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 33 человека из 18 регионов
  • Этот курс уже прошли 46 человек

Мини-курс

Основы финансовой отчетности

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Волонтерство: история, типы и роль в образовании

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Эффективное планирование и управление временем

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 41 человек из 18 регионов
  • Этот курс уже прошли 14 человек