Поэтапная
схема профессионального самосовершенствования педагога, работающего с
одаренными детьми.
Составила
заместитель директора по МР МКОУ ООШ № 1 города-курорта Железноводска
Ставропольского края Н.В. Лукина на основании Учебно-методического пособия СКИРО
ПК и ПРО «Система работы с обучающимися с повышенным уровнем интеллектуального
развития в условиях современного образовательного учреждения». Ставрополь. 2011
г.
1.
Успешный
учитель для одаренных детей - прежде всего прекрасный учитель-предметник,
глубоко знающий и любящий свой предмет. В дополнение к этому он должен обладать
такими качествами, которые существенны в общении с любым одаренным школьником.
Наконец, учителю необходимы особые качества, связанные с определенным типом
одаренности: интеллектуальной, творческой, социальной, психомоторной,
художественной.
Учителям можно помочь развить
указанные личностные и профессионально-личностные качества тремя путями:
- с помощью тренингов - в достижении
понимания самих себя и других;
- предоставлением знаний о процессах
обучения, развития и особенностях разных видов одаренности;
- тренировкой умений, необходимых для
того, чтобы обучать эффективно и создавать индивидуальные программы.
2. Учитель для одаренных детей должен
обладать исключительной «эго-силой», должен быть личностью, продуктивно
реагирующей на вызов, умеющей принимать критику и не страдать от стресса при
работе с людьми более способными и знающими, чем он сам. Все это можно развить,
основываясь на знании путей и способов изменения Я-концепции, используя технику
групп личностного роста.
В тренингах общения особенно важно
развивать умение слушать, так как большинство одаренных учеников испытывают
трудности в общении с учителями и администрацией школ именно из-за их неумения
слушать. Отмечается большое значение этого умения для выявления и глубокого
познания особенностей высокоинтеллектуальных детей.
3. Учителям, работающим с одаренными
детьми, необходимо меньше говорить, меньше давать информации, и реже решать
задачи за обучающихся. Вместо того чтобы самим отвечать на вопросы, необходимо
предоставлять это детям.
4. Учителя одаренных детей гораздо
больше задают открытых вопросов, помогают обсуждениям, используя вопросы типа:
«Что бы случилось, если бы..?». Они провоцируют обучающихся выходить за пределы
первоначальных ответов такими вопросами, как: «Что ты имеешь в виду?»; «Если
она права, то, как это повлияет на..?».
5. Учителя одаренных детей ведут себя
больше как психотерапевты: они избегают реагировать на каждое высказывание,
внимательно и с интересом выслушивают ответы, но не оценивают, находя способы
показать, что они их принимают. Такое поведение приводит к тому, что
обучающиеся больше взаимодействуют друг с другом и чаще сами комментируют идеи
и мнения одноклассников. Тем самым дети меньше зависят от учителя.
6. Учителя получают удовольствие от
своих учеников как от интересных людей. Они чаще обсуждают с ними темы, прямо
не связанные с учебными занятиями, демонстрируют большое уважение к своим
собеседникам, свободно обмениваются точками зрения и даже позволяют школьникам
учить себя.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.