Главная / Русский язык и литература / Поэма «Реквием» А.А.Ахматовой. Анализ художественного текста.

Поэма «Реквием» А.А.Ахматовой. Анализ художественного текста.

Поэма «Реквием» А.А.Ахматовой Анализ художественного текста.
Словарная работа РЕКВИЕМ (по начальному слову лат. текста «Requiem aeternam d...
Автор АХМАТОВА (наст. фам. Горенко) Анна Андреевна русский поэт. Примыкала к ...
1. Характеристика эпохи. СТАЛИН (Джугашвили) Иосиф Виссарионович (псевд. - Ко...
Биографические предпосылки создания произведения. В 1924 году новые стихи Ахм...
Идейно-композиционное строение произведения. 	 Произведение включает 10 небо...
Идейно-композиционное строение поэмы. Три плана поэмы: Личный. Обобщенно-исто...
Личный (реальный) план поэмы 						… корчилась Русь 					Под кровавыми сапога...
Личный (реальный) план поэмы … «…трехсотая с передачею под Крестами» стоит ли...
Обобщенно-исторический план поэмы . Какие исторические события упоминаются в ...
Евангельские мотивы. Глава «Распятие» Крест (от латинского. Crux; согласно др...
Анализ средств художественной выразительности поэмы. - звук; - образы; - знач...
Как звучит «Реквием» А.А.Ахматовой? Звуковой ряд «Реквиема»: шепот, «колючий ...
«Метафоры» времени. «Ненужным привеском болтался возле тюрем своих Ленинград»...
Главные образы поэмы. «Окаменелость «И упало каменное слово», «Надо, чтоб душ...
Главные образы поэмы. Память Смерть.
Значение поэмы. В.Вейде: «Она все приняла. И кресты эти, и воронов, голод, ма...
1 из 17

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Поэма «Реквием» А.А.Ахматовой Анализ художественного текста.
Описание слайда:

Поэма «Реквием» А.А.Ахматовой Анализ художественного текста.

№ слайда 2 Словарная работа РЕКВИЕМ (по начальному слову лат. текста «Requiem aeternam dona
Описание слайда:

Словарная работа РЕКВИЕМ (по начальному слову лат. текста «Requiem aeternam dona eis, Domine» — «Вечный покой даруй им, Господи»), заупокойная месса. На традиционный латинский текст реквиема писали музыку многие композиторы (В. А. Моцарт, Г. Берлиоз, Ф. Лист, Дж. Верди.

№ слайда 3 Автор АХМАТОВА (наст. фам. Горенко) Анна Андреевна русский поэт. Примыкала к акм
Описание слайда:

Автор АХМАТОВА (наст. фам. Горенко) Анна Андреевна русский поэт. Примыкала к акмеизму (сборники «Вечер», 1912, «Четки», 1914). Основное содержание творчества: верность нравственным основам бытия, психология женского чувства, осмысление общенародных трагедий 20 века, сопряженное с личными переживаниями, тяготение к классическому стилю поэтического языка в сборнике «Бег времени. Стихотворения. 1909-1965». Автобиографический цикл стихов «Реквием» (1935-40; опубликован 1987) о жертвах репрессий 1930-х годов. В «Поэме без героя» (1940-1965, полностью опубликована 1976) — воссоздана эпохи «серебряного века».

№ слайда 4 1. Характеристика эпохи. СТАЛИН (Джугашвили) Иосиф Виссарионович (псевд. - Коба
Описание слайда:

1. Характеристика эпохи. СТАЛИН (Джугашвили) Иосиф Виссарионович (псевд. - Коба и др.) (21 декабря 1879, Гори, ныне Грузия - 5 марта 1953, Москва), советский государственный и партийный деятель. В 1922-53 генеральный секретарь ЦК партии. В 1920-х гг. в ходе борьбы за лидерство в партии и государстве, используя партийный аппарат и политические интриги, возглавил партию и установил в стране тоталитарный режим. Проводил форсированную индустриализ-ацию страны и насильственную коллективизацию. В кон. 20-30-х гг. Сталин уничтожил реальных и предполагаемых соперников, инициатор массового террора.

№ слайда 5 Биографические предпосылки создания произведения. В 1924 году новые стихи Ахмато
Описание слайда:

Биографические предпосылки создания произведения. В 1924 году новые стихи Ахматовой публикуются в последний раз перед многолетним перерывом, после чего на ее имя наложен негласный запрет. В 1935 арестован ее сын Л.Гумилев и Пунин, но после письменного обращения Ахматовой к Сталину их освобождают. В 1937 НКВД готовит материалы для обвинения ее в контрреволюционной деятельности; в 1938 снова арестован сын Ахматовой. Облеченные в стихи переживания этих мучительных лет составил «Реквием», который она два десятилетия не решалась зафиксировать на бумаге.

№ слайда 6 Идейно-композиционное строение произведения. 	 Произведение включает 10 небольш
Описание слайда:

Идейно-композиционное строение произведения. Произведение включает 10 небольших – от 5 до 20 строк – стихотворений, обрамленных прологом и эпилогом. Что позволяет нам говорить о том, что это целостное произведение, а не цикл отдельных стихотворений? - из десяти стихотворений первое и последнее соотносятся по сюжету, у поэмы есть кульминация – главки 5 и 6, посвященные сыну и времени его заключения, а следующие четыре главы объединены образом страдающей женщины; - в произведении одна лирическая героиня – мать, которую разлучили с сыном; - пролог и эпилог, перекликаясь, говорят, в целом, о страданиях всего народа и придают поэме эпическое содержание.

№ слайда 7 Идейно-композиционное строение поэмы. Три плана поэмы: Личный. Обобщенно-историч
Описание слайда:

Идейно-композиционное строение поэмы. Три плана поэмы: Личный. Обобщенно-исторический. Евангельский.

№ слайда 8 Личный (реальный) план поэмы 						… корчилась Русь 					Под кровавыми сапогами
Описание слайда:

Личный (реальный) план поэмы … корчилась Русь Под кровавыми сапогами И под шинами черных Марусь. Черные Маруси еще называли «воронками» - это машины, на которых, в основном по ночам, работники НКВД производили аресты

№ слайда 9 Личный (реальный) план поэмы … «…трехсотая с передачею под Крестами» стоит лирич
Описание слайда:

Личный (реальный) план поэмы … «…трехсотая с передачею под Крестами» стоит лирическая героиня. Кресты –тюрьма в Ленинграде, где содержались арестованные «враги народа»

№ слайда 10 Обобщенно-исторический план поэмы . Какие исторические события упоминаются в поэ
Описание слайда:

Обобщенно-исторический план поэмы . Какие исторические события упоминаются в поэме? - «каторжные норы» - стрелецкая женка - Дон Каков же смысл этих исторических параллелей? «все перепуталось навек» Объединяясь в страдании, разные времена смотрят друг на друга глазами своих страдающих женщин. Такова, например, 4 часть поэмы. В ней царскосельская веселая грешница смотрит в глаза той, «трехсотой, с передачею», себе самой через время – и сердце рвется на части.

№ слайда 11 Евангельские мотивы. Глава «Распятие» Крест (от латинского. Crux; согласно друго
Описание слайда:

Евангельские мотивы. Глава «Распятие» Крест (от латинского. Crux; согласно другой точке зрения, от древневерхненем. Krist – имя Христа), один из наиболее распространенных религиозных символов в религиозных и мифологических системах всего мира. • «КРЕСТЫ», бытовое название (по форме здания) тюрьмы в Санкт-Петербурге в основном в 1892-1917; после Революции 1905-07 — преимущественно для политзаключенных. Ныне — следственный изолятор. • ГОЛГОФА, холм в окрестностях Иерусалима, на котором, по христианскому преданию, был распят Иисус Христос. Слово «Голгофа» употребляется как синоним мученичества и страданий («взойти на Голгофу»).

№ слайда 12 Анализ средств художественной выразительности поэмы. - звук; - образы; - значени
Описание слайда:

Анализ средств художественной выразительности поэмы. - звук; - образы; - значение

№ слайда 13 Как звучит «Реквием» А.А.Ахматовой? Звуковой ряд «Реквиема»: шепот, «колючий пос
Описание слайда:

Как звучит «Реквием» А.А.Ахматовой? Звуковой ряд «Реквиема»: шепот, «колючий постылый скрежет», шаги солдат, песня разлуки паровозных гудков, топот «Кровавых сапог», громыхание черных Марусь, плач детей, женский вой, кадильный звон, хор ангелов и в конце концов крик «стомильонного народа».

№ слайда 14 «Метафоры» времени. «Ненужным привеском болтался возле тюрем своих Ленинград» «з
Описание слайда:

«Метафоры» времени. «Ненужным привеском болтался возле тюрем своих Ленинград» «звезды смерти стояли над нами и безвинная корчилась Русь…» «из-под век выглядывает страх» «клинописи жесткие страницы страдания выводит на щеках»

№ слайда 15 Главные образы поэмы. «Окаменелость «И упало каменное слово», «Надо, чтоб душа о
Описание слайда:

Главные образы поэмы. «Окаменелость «И упало каменное слово», «Надо, чтоб душа окаменела», «окаменелое страдание», «ученик любимый каменел». Душевное состояние – «камень на душе». Слову «каменный» в главе «Приговор» противопоставляется слово «живой». «Каменный», «окаменевший» означает выход человека за пределы своих физических и духовных возможностей.

№ слайда 16 Главные образы поэмы. Память Смерть.
Описание слайда:

Главные образы поэмы. Память Смерть.

№ слайда 17 Значение поэмы. В.Вейде: «Она все приняла. И кресты эти, и воронов, голод, маузе
Описание слайда:

Значение поэмы. В.Вейде: «Она все приняла. И кресты эти, и воронов, голод, маузеры и наганы, серость новых хозяев, участь Блока, участь Гумилева, осквернение святынь, повсюду разлитую ложь. Она все приняла, как принимают беду или муку, но не склонилась ни перед чем…» Б. Зайцев: « Вы ни в ссылке, ни в «Мертвом доме» не были, но около него стояли. Бились ли дома о стенку за близкого – не знаю. Но искры летели из сердца стихами не за одну вас, а за всех страдающих жен, матерей, сестер, с кем вы делили Голгофу тюремных стен, приговоров, казней…»

Поэма «Реквием» А.А.Ахматовой. Анализ художественного текста.
  • Русский язык и литература
Описание:

 

Поэма «Реквием» А.А.Ахматовой в рамках программы одиннадцатого класса  - прекрасный пример для окончательной отработки навыка анализа художественного текста. Небольшое произведение, которое можно проанализировать за два урока, помимо необычайной эмоциональной и идейной напряженности, невероятно богато экстралингвистическим и собственно лингвистическим материалом, который учащиеся могут сами найти и сами проанализировать.

Подготовка и проведение подобного урока может включать в себя целый ряд форм, методов, приемов, технологий:

- исследовательская работа учащихся в группах – несколько учащихся формируют группы с условными названиями «историки», «библиографы», «литературоведы», «лингвисты» и получают индивидуальные задания в соответствии с планом анализа художественного текста;

- использование нового информационного  оборудования (интерактивной доски) для активизации зрительного ряда на уроке;

- применение методики анализа художественного текста в рамках освоения УМК по литературе;

- формирование коммуникативной компетенции учащихся в ходе устного и письменного анализа художественного произведения;

 

- использование информационно-куммуникационных ресурсов школы в рамках подготовки к уроку.

Автор Чалых Светлана Владимировна
Дата добавления 03.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 467
Номер материала 21932
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓