Главная / Русский язык и литература / Поэма "Реквием" Анализ художественного текста

Поэма "Реквием" Анализ художественного текста

МАТЕРИАЛ НА ЗАОЧНЫЙ КОНКУРС МЕТОДИЧЕСКИХ РАЗРАБОТОК

по русскому языку и литературе

«Я ИДУ НА УРОК».



НАПРАВЛЕНИЕ: освоение УМК по русскому языку и литературе.


ТЕМА: «Поэма «Реквием» А.А.Ахматовой. Анализ художественного текста.


КЛАСС: 11 класс


ФИО УЧИТЕЛЯ: Чалых Светлана Владимировна.


ПРЕДМЕТ: литература.


ШКОЛА: МОУ лицей №2.


РАЙОН: Левобережный район.


ОБОСНОВАНИЕ:


Поэма «Реквием» А.А.Ахматовой в рамках программы одиннадцатого класса - прекрасный пример для окончательной отработки навыка анализа художественного текста. Небольшое произведение, которое можно проанализировать за два урока, помимо необычайной эмоциональной и идейной напряженности, невероятно богато экстралингвистическим и собственно лингвистическим материалом, который учащиеся могут сами найти и сами проанализировать.

Подготовка и проведение подобного урока может включать в себя целый ряд форм, методов, приемов, технологий:

- исследовательская работа учащихся в группах – несколько учащихся формируют группы с условными названиями «историки», «библиографы», «литературоведы», «лингвисты» и получают индивидуальные задания в соответствии с планом анализа художественного текста;

- использование нового информационного оборудования (интерактивной доски) для активизации зрительного ряда на уроке;

- применение методики анализа художественного текста в рамках освоения УМК по литературе;

- формирование коммуникативной компетенции учащихся в ходе устного и письменного анализа художественного произведения;

- использование информационно-куммуникационных ресурсов школы в рамках подготовки к уроку.





_________________________________________________________________







Поэма «Реквием» А.А.Ахматовой. Анализ художественного текста.

(2часа)

Цель урока: отработка навыков анализа художественного текста.


Опережающее домашнее задание:

  1. Индивидуальные задания по группам.

Вопросы «историкам»: подготовьте краткую характеристику эпохи, в которую писалась поэма «Реквием» А.А.Ахматовой и которая изображена в произведении, найдите упоминание в поэме исторический событий, расскажите о сути этих событий и их значении в поэме.

Вопросы «биографам»: какие события и личные переживания подтолкнули А.А.Ахматову к написания поэмы, расскажите о судьбе произведения.

Вопросы «литературоведам»: выделите смысловые планы поэмы (обратите внимание на то, что лирическая героиня говорит о своих личных переживаниях, о трагедии всего народа, а также включает в текст поэмы исторические параллели), охарактеризуйте каждый из них; докажите, что текст представляет собой целостное произведение, а не цикл отдельных стихотворений ( найдите общие темы, общего персонажа, кульминацию произведения).

Вопросы «лингвистам»: какие значения имеет слово «реквием», в каком из них употребляется Ахматовой, выберите наиболее часто употребляющиеся слова-образы поэмы, определите их значение, в чем лексическая схожесть слов «камень», «окаменеть», «памятник», кто из известных поэтов создал себе поэтический памятник, сравните с памятником Ахматовой, какая известная история рассказана в главе «Распятие», что такое Голгофа.

  1. Классу:

- выразительно читать поэму «Реквием» А.А.Ахматовой,

- выписать слова и словосочетания, передающие звуки поэмы;

- выписать метафоры, с помощью которых Ахматова передает атмосферу времени, нарисуйте иллюстрацию к одной из метафор;

- найдите слова-образы, которые чаще других используются в поэме, подумайте об их идейном значении;

- повторить план анализа художественного произведения.


Оформление доски. Использую интерактивную доску с заранее подготовленной презентацией. (Смотрите приложение к печатному варианту и презентацию на дискете)


Ход урока осуществляется в соответствии с планом анализа художественного произведения.

  1. Экстралингвистические (внетектовые) факты, раскрывающие содержание произведение.

Вступительное слово учителя.

На шее мелких четок ряд,

В широкой муфте руки прячу,

Глаза рассеянно глядят

И больше никогда не плачут.

И кажется лицо бледней от лиловеющего шёлка.

Почти доходит до бровей

Моя незавитая челка.

С такой Анной Ахматовой мы уже знакомы, с «царскосельской веселой грешницей». Многие из вас учили ее ранние стихи, и то был серебряный век русской поэзии. Сегодня мы знакомимся с произведением, написанным в период с 1935 по 1940 годы и имеющим непростую судьбу и непростое содержание. Более того, сегодняшним уроком мы начинаем исследование одной из самых трагических тем в литературе ХХ века – темы сталинских репрессий, в которой находят отражение и тема народной памяти и тема нравственных уроков истории.

1.Характеристика эпохи.

Учитель. Итак, 1935-1940 – время написания поэмы «Реквием». Говоря об этом произведении Ахматовой, мы не можем отвлечься от политической атмосферы тех лет. А поэтому начнем анализ поэмы с традиционной исторической справки – характеристики исторической эпохи, в которой создавалось произведение.

Историческая справка (сообщение группы «историков»).

Учитель. К этому можно добавить, что люди жили в состоянии постоянного страха, психологического давления.

Мы живем, под собою не чуя страны,

Наши речи за десять шагов не слышны… -

вот известная вам характеристика эпохи, данная Осипом Мандельштамом.

2. Биографические предпосылки создания произведения.

Учитель. Именно в этой атмосфере создается поэма А.А.Ахматовой «Реквием». Какие личные переживания нашли отражение в поэме, какова судьба этого произведения – об этом расскажет группа «биографов». (Сообщение группы «биографов»)

Учитель. Прежде чем Вы начнете читать и анализировать поэму, предлагаю вам послушать уникальные воспоминания современника и то, как сама Анна Андреевна, спустя 25 лет после написания поэмы, больная, пожилая, многих потерявшая женщина читает «Реквием».

Ученик (выразительное чтение наизусть прозаического отрывка):

Анну Ахматову я увидел впервые в мае 62-го года. Меня привела к ней Надежда Яковлевна Мандельштам.

Ахматова. Большая. Величественная.

Голос мягко рокочущий, низкий, иногда не мог преодолеть шепелявость.

Но она была прекрасна. Именно прекрасна. Стала читать «Реквием». Я глядел на нее неотрывно. Она читала удивительно ровным, трагически-спокойным голосом.

(Далее предлагается запись чтения поэмы «Реквием» автором - А.А.Ахматовой)

Глаза у меня были мокрые. Она, вероятно, и это заметила. Я уже не слышал шепелявости, не видел ни морщин, ни болезненной грузности. Законная государыня. Её власть неоспорима.

Естественным было опуститься на колени. Но у меня достало отваги лишь на несколько беспомощных слов, когда она, помолчав, спросила:

- Вам нравится?

- Если бы вы не написано ничего, кроме этих стихов, вы остались бы самим великим поэтом нашего времени.


II. Идейно-композиционное строение произведения.


1. Идейная целостность произведения.

Учитель. Произведение включает 10 небольших – от 5 до 20 строк – стихотворений, обрамленных прологом и эпилогом. Что позволяет нам говорить о том, что это целостное произведение, а не цикл отдельных стихотворений?

В процессе ответов, выступлений группы «литературоведов», нужно сделать следующие выводы о целостности произведения:

- из десяти стихотворений первое и последнее соотносятся по сюжету, у поэмы есть кульминация – главки 5 и 6, посвященные сыну и времени его заключения, а следующие четыре главы объединены образом страдающей женщины;

- в произведении одна лирическая героиня – мать, которую разлучили с сыном;

- пролог и эпилог, перекликаясь, говорят, в целом, о страданиях всего народа и придают поэме эпическое содержание.



2. Три плана поэмы.

Учитель. Какие три сюжетные линии, или три плана поэмы можно выделить.

Вывод: в поэме выделяются три плана.

Учитель. Какое отражение находят в поэме личные переживания поэта и наблюдение над своим временем? Прочтите примеры, прокомментируйте их.

В результате ответов учащихся должен быть сформулирован следующий вывод.


Личный (реальный) план поэмы, в нем отразились переживания матери по поводу ареста сына, но и страдания многих матерей. Атмосфера ужаса, страха, бесправия переносит читателя в реальную историческую эпоху с присущими ей атрибутами:

… корчилась Русь

Под кровавыми сапогами

И под шинами черных Марусь.

Черные Маруси еще называли «воронками» - это машины, на которых, в основном по ночам, работники НКВД производили аресты.

«…трехсотая с передачею под Крестами» стоит лирическая героиня. Кресты – это тюрьма в Ленинграде, где содержались арестованные «враги народа». Таким образом, поэма – это горькая исповедь, скорбная автобиография женщины, дневник, хранящий датированные записи длящейся беды, впечатления и переживания человека, доведенного историческими обстоятельствами до отчаяния. Некоторые критики характеризуют поэму как описание Ада и сравнивают с «Божественной комедией» Данте, который на вратах своего ада написал: «Оставь надежду всяк, сюда входящий». Вместе с Ахматовой мы спускаемся по ступеням Ада, все ниже и ниже, все древнее и древнее, а вокруг - тени прошлого.

Учитель. Какие тени прошлого, какие исторические параллели вы нашли в поэме, какова их роль в идейном содержании поэмы? Прочтите примеры, прокомментируйте их.


Обобщенно-исторический план поэмы.

Учащиеся должны отметить упоминающиеся в поэме исторические события, которые разделены веками, но которые лирическая героиня одинаково воспринимает как трагические:

- «каторжные норы» в посвящении отсылают читателя к пушкинскому стихотворению «В Сибирь» и событиям декабристского восстания;

- в первом стихотворении героиня сравнивает себя со стрелецкой женкой, что переносит читателя во времена Ивана Грозного, который жестоко расправился со стрельцами и превратил Красную площадь в Лобное место;

- второе стихотворение переносит нас на Дон, где погибала белая гвардия, куда приезжала Ахматова к ссыльному Мандельштаму в город Воронеж, где ранее вспыхивали казачьи восстания, которые жестоко подавлялись, и опять речь идет о потерях женщины:

Муж в могиле, сын в тюрьме…

- в четвертой главе рассказывается о страданиях женщин сталинской эпохи.


Учитель. Каков же смысл этих исторических параллелей? (Выслушав ответы учащихся, подводит итог). В общем, как говорит Ахматова, «все перепуталось навек». Объединяясь в страдании, разные времена смотрят друг на друга глазами своих страдающих женщин. Такова, например, 4 часть поэмы. В ней царскосельская веселая грешница смотрит в глаза той, «трехсотой, с передачею», себе самой через время – и сердце рвется на части.


Так в поэме возникает мотив единства всех женщин, всех страдающих матерей, каждая, по мнению Ахматовой, живущая в трагические периоды истории, сравнима по силе страдания с образом Богоматери. Так появляется в поэме евангельская тема.



Евангельский план поэмы. Нет надежды, есть только страдание. В такой момент люди обращаются к вечной книге страдающих и ищущих ответы – Библии. В поэме много евангельских образов, но центральный – глава «Распятие». Какова ее роль в ряду исторических и культурных параллелей, почему туда, где мать стояла, так никто взглянуть и не посмел? (Выразительное чтение)

В главе «Распятие» воспроизводится центральная для всех четырех евангелий сцена казни Иисуса Христа. Смерть сына в первом четверостишии изображается как трагедия, но распятие Христа – это и великий момент в жизни всего мира, час искупления, жертвы, спасения человечества. Как переживают близкие этот момент?

Магдалина билась и рыдала,

Ученик любимый каменел…

А страдания матери передать невозможно, нет таких слов, чтобы описать ее страдание. Ахматова как бы сравнивает всех женщин, потерявших сыновей в трагические периоды истории с Богоматерью.

Главный символ христианства – крест – в поэме превращается в тюрьму Кресты: «о твоем кресте высоком и о смерти говорят». В мире, где живет лирическая героиня поэмы, распятие невинного, произошедшее однажды, давно, теперь происходит множество раз и в специально приспособленном для этого учреждении.



  1. Анализ средств художественной выразительности поэмы.


Учитель. Напомню вам, что, анализируя средства художественной выразительности, язык произведения, мы проникаем в его истинным идейным смысл. Это очень наглядно видно при анализе языковых средств поэмы «Реквием» А.А.Ахматовой.


  1. Как звучит «Реквием» А.А.Ахматовой?

Учитель. Само название ориентирует нас на музыкальное произведение. Что такое реквием? Реквием – это католическое богослужение по умершим, а также траурное музыкальное произведение. Но как звучит поэтический «Реквием» Ахматовой? Назовите слова, которые отражают наличие или отсутствие звука в поэме.

Учащиеся называют лексический ряд, с помощью которого в поэме описаны звуки и делятся своими умозаключениями по этому поводу.

Звуковой ряд «Реквиема»: шепот, «колючий постылый скрежет», шаги солдат, песня разлуки паровозных гудков, топот «Кровавых сапог», громыхание черных Марусь, плач детей, женский вой, кадильный звон, хор ангелов и в конце концов крик «стомильонного народа». Нужно отметить, что звуки в поэме появляются по нарастающей, ряд строится на контрасте тишины и трагических звуков. Об особой тишине поэмы говорила в своих записных книжках сама Ахматова: «… траурный «Реквием», единственным аккомпанементом которого может быть только тишина и резкие отдаленные удары похоронного звона». Именно так, как колокол, как набат, звучит эпилог. (Выразительное чтение отрывка). Вдруг, в конце набат обрывается и только «голубь тюремный гулит вдали, и тихо идут по Неве корабли».


2. «Метафоры» времени.

Учитель. Зачитайте и прокомментируйте метафоры, с помощью которых Ахматова передает атмосферу времени, атмосферу страдания.

«Ненужным привеском болтался возле тюрем своих Ленинград», «звезды смерти стояли над нами и безвинная корчилась Русь…», «из-под век выглядывает страх», «клинописи жесткие страницы страдания выводит на щеках» и другие.

Также рассматриваются иллюстрации, которые сделали учащиеся к найденным метафорам.


3.Главные образы поэмы.

Учитель. Какие слова, поэтические образы чаще всего встречаются в поэме, в чем идея использования определенных лексических групп.


«Окаменелость», как образ, встречается неоднократно: «И упало каменное слово», «Надо, чтоб душа окаменела», «окаменелое страдание», «ученик любимый каменел». Вероятно, этим образом Анна Андреевна передает тяжелую атмосферу того времени, свое душевное состояние – «камень на душе». Слову «каменный» в главе «Приговор» противопоставляется слово «живой». «Каменный», «окаменевший» означает выход человека за пределы своих физических и духовных возможностей. Мотив «окаменения» в поэме развивается, завершаясь образом памятника, неотделимого от лирической героини. Сама Ахматова превращается в символ «окаменелого страдания», то есть в образ Памятника страданью своих современниц. Можно апеллировать к знаниям учащихся пушкинского стихотворения «Памятник», чтобы сравнить поэтические памятники двух великих поэтов и прийти к выводу, что Пушкин говорит о себе как о русском национальном поэте, оставившем след в памяти народной, потому что « в жестокий век восславил свободу и милость к падшим призывал», Ахматова же видит себя и свою поэзию памятником народного страдания.


Смерть и Память. Учащиеся зачитывают строки, содержащие эти образы, комментируют их, отвечают на вопросы учителя: почему образы смерти и памяти являются в поэме центральными, как они взаимодействуют друг с другом в произведении?

Главные образы в поэме, которые находятся в конфликте,- это Память и Смерть. Смерть убивает в поэме прошлое, эпоху, близких людей, саму героиню. Страшно так, что героиня ищет забвения. В главе «Приговор»: «Надо память до конца убить». Но, убивая память о боли, о потерях, о несправедливости, убиваешь душу. Ахматова как бы размышляет и заставляет задумать читателей над вопросом: не забвение ли истории приводит народ к рабскому повиновению, имеет ли право народ забывать такое. Поэтому во второй части эпилога каждая строка – это крик о памяти.отрывок ЕЕ смысловое содержание таково: я помню всегда всех, кто там был. Я говорю за всех. Если мне заткнут рот, пусть оставшиеся поминают меня. Слово или понятие «память» присутствует в каждой строке: «поминальный», «я вижу, я слышу, я чувствую» - каждый их этих глаголов соответствует общему – помню; « о них вспоминаю всегда и везде, о них не забуду» и т.д. и заканчивается образом памятника страданиям народа.


Учитель. Вывод очевиден: для Ахматовой Память – духовное спасение гибнущего человечества. Память о далеком историческом прошлом, о недавней эпохе исчезнувшего 1913 года, о собственном детстве – таков единственный противовес ужасу смерти. Память – спасение даже от чудовищного по бессмысленности и свирепости террора, потому что террор – форма варварства, память же – основа культуры, человеческой цивилизации.

Трудно осознать такое произведение в одночасье. И все же постарайтесь сделать вывод, поделитесь своими впечатлениями, какими строками вы бы закончили анализ этого художественного произведения. (Ответы учащихся).

Заканчиваем же мы урок «Реквиемом» музыкальным, самым известным – реквиемом Моцарта, творчеством и судьбой которого интересовалась Ахматова в 30-40 годы. Моцарт, как известно, написал реквием по себе, Ахматова по всему народу, погибающему от сталинского террора. Но великие произведения всегда созвучны.


Звучит музыкальный отрывок. Моцарт «Реквием».


Домашнее задание: письменный анализ поэмы А.А.Ахматовой «Реквием».



6

BIG_17921_3.doc
Поэма "Реквием" Анализ художественного текста
  • Русский язык и литература
Описание:

 

Поэма «Реквием» А.А.Ахматовой в рамках программы одиннадцатого класса  - прекрасный пример для окончательной отработки навыка анализа художественного текста. Небольшое произведение, которое можно проанализировать за два урока, помимо необычайной эмоциональной и идейной напряженности, невероятно богато экстралингвистическим и собственно лингвистическим материалом, который учащиеся могут сами найти и сами проанализировать.

Подготовка и проведение подобного урока может включать в себя целый ряд форм, методов, приемов, технологий:

- исследовательская работа учащихся в группах – несколько учащихся формируют группы с условными названиями «историки», «библиографы», «литературоведы», «лингвисты» и получают индивидуальные задания в соответствии с планом анализа художественного текста;

- использование нового информационного  оборудования (интерактивной доски) для активизации зрительного ряда на уроке;

- применение методики анализа художественного текста в рамках освоения УМК по литературе;

- формирование коммуникативной компетенции учащихся в ходе устного и письменного анализа художественного произведения;

 

- использование информационно-куммуникационных ресурсов школы в рамках подготовки к уроку.

Автор Чалых Светлана Владимировна
Дата добавления 03.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 1043
Номер материала 21935
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓