Главная / Физкультура / ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ В ФИЗИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ (методическое пособие для учителя физической культуры

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ В ФИЗИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ (методическое пособие для учителя физической культуры

МКОУ «Солдатская средняя общеобразовательная школа»

Горшеченского района Курской области














ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ В ФИЗИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

(методическое пособие для учителя физической культуры)













Автор :

учитель физической культуры

высшей категории

И.В.Паршина


1 Педагогическое и оздоровительное значение подвижных игр.


В педагогике игра рассматривается как исторически сформированное социальное явление, особый вид деятельности человека, где творчески проявляются явления действительности (труд и быт людей, имитация движений животных и др.). Игры, в которых красочно проявлена роль движений, носят общее название «подвижных игр».

Различные движения и действия игры позитивно влияют на сердечно-мышечную, дыхательную системы организма, на общее физическое развитие и здоровье.

Подвижные игры являются эффективным способом активного отдыха после долгой умственной работы.

К подвижным играм относятся движения, которые по своему содержанию и формой простые и доступные обучающимся разных возрастных групп. С помощью игр у детей закрепляются и совершенствуются навыки бега, прыжков, метания, лазания, равновесия, облегчается общая координация движения.

Подвижные игры широко применяются в обучении легкоатлетических упражнений, лыжной подготовке, спортивных играх, плавании и т.д.

Использование упрощённых технических приёмов и тактических действий в подвижных играх позитивно влияет на усвоение техники и тактики спортивных игр.

Ценность подвижных игр в том, что они воздействуют развитию у школьников жизненно важных двигательных качеств: скорости, ловкости, силы, выносливости и др.

Во время игры участники находятся в одинаковых взаимных ситуациях, проявляя при этом позитивные и негативные черты характера и поведения.

Наблюдения за игрой позволяют учителю лучше познакомиться с индивидуальными особенностями каждого обучающегося и влиять на него в лучшем направлении.

Большую роль играют подвижные игры в воспитании дисциплины школьника. Каждый игрок должен уметь согласовывать свои интересы и действия с интересами и действиями других игроков, подчинятся правилам игры.

Исполняя определённую роль в игре, нужно уметь подчиняться, а также уметь управлять своими товарищами. Всё это, безусловно, влияет воспитанию дисциплины, моральной и волевой стойкости в действиях и поступках.

У обучающихся формируется правильное понятие про нормы поведения, развиваются и совершенствуются навыки культуры.

Во время проведения подвижных игр необходимо воспитывать у школьников организаторские способности. Сначала им поручается роль ведущих, капитанов команд, судей, потом расширяют эту самостоятельность. Следует добиваться, чтобы обучающиеся 5-8 классов умели во время отдыха организовать и проводить несложные игры.

Все педагогические задачи ( воспитательные, оздоровительные и обучающие ), которые решаются во время проведения подвижных игр, являются общими требованиями для дальнейшего повышения уровня физической подготовки обучающихся и функциональными возможностями их организма.

Практическое применение этих задач проявляется в целенаправленном подборе подвижных игр.




2. Организация и методика проведения подвижных игр.

Большинство подвижных игр имеет широкий возрастной диапазон: они доступные и полезные детям разных возрастных групп. Наибольшее сходство одной или другой игры данного возраста обусловливается степенью доступности и конкретными задачами совместных игровых действий.

Ответственность подвижной игры возможностям, способностям и интересам детей разного возраста в большинстве зависит от методики их проведения.

При выборе подвижных игр, необходимо учитывать специфику возраста обучающихся 1-8 классов.

Характерной особенностью обучающихся младших классов является большая подвижная активность. Но дети быстро устают от однообразных действий, хотя могут долго играть при частой смене разнообразных движений. Если игра не отвечает возможностям детей, то она перестаёт быть интересной детям и становится для них скучной.

С обучающимися 1-2 классов проводятся большинство сюжетные игры с простыми правилами, где нет деления на группы, команды ( «Два мороза», «У медведя во бору» и др.); движения здесь построены на изображении движений птиц и зверей. Но и в этом возрасте детям интересны и доступны простые игры с элементами соревнований, где игроки делятся на несколько команд («Передача мяча», «Воробьи», «Гонка мячей» и т.д.).

Игры, которые применяют в 1-2 классах, развивают и усовершенствуют основные движения и расширяют подвижный образ детей. Это в основном игры с бегом, прыжками, метанием в цель и на дальность, с преодолением небольших препятствий.

С обучающимися 3-4 классов проводятся более сложные игры. Детей этого возраста интересуют игры с делением игроков на группы(команды), каждая из которых старается победить («День и ночь», «Быстро по местам», «Пионербол» и др.).

Здесь повторяются игры, которые изучались в 1-2 классах, но не утратили своей быстроты и легко усваиваются с новыми заданиями, с включением в игру нескольких ведущих («Гуси- Лебеди», «Волк во рву», «Прыжки по кочкам» и др.). В играх для 3-классников и 4-классников требования повышаются, в основном до точности их исполнения.

В конце этого возрастного периода, детей начинают интересовать игры, которые требуют развязки довольно сложных подвижных задач, выявление определённых умений и навыков в выполнении некоторых технических приёмов спортивных игр.

С обучающимися 5-7 классов проводятся игры, разнообразные по подвижности. Главное место среди них занимают игры с активными, многоразовыми подвижными действиями, но не связанные с долгими односторонним силовым напряжениям ( особенно статическим). Такой подбор игр отвечает усовершенствованию наиважнейших систем и функций организма подростка, отвечает особенностям их возрастного развития.

В 5-6 классах особое место отводится играм, которые влияют главным образом усовершенствованию умений и навыков программного материала гимнастики, лёгкой атлетики, лыжной подготовки, плаванию, а также играм, которые можно рассматривать как подготовительные к спортивным играм.

В 5-8 классах в результате сокращения круга подвижных игр (в сравнении с предыдущими классами) наибольшее место отводится тем из них, которые непосредственно влияют овладению гимнастическими и легкоатлетическими заданиями, спортивными играми, плаванием и лыжной подготовкой, которые изучаются на уроках физкультуры.

В целом роль подвижных игр в этих классах значительно уменьшается, поскольку в программе физической культуры возрастает вес спортивного характера.



3. Подготовка к проведению игр.

3.1 Подбор игры


Успех игровой деятельности в развязке поставленной перед ней задач, а также позитивное физиологическое и эмоциональное влияние на игроков зависит непосредственно от правильного подбора игры.

Перед тем, как выбрать игру, необходимо поставить конкретную педагогическую задачу, решению которой соответствует данная игра, укомплектовать состав участников, их возрастные особенности, развитие и физическую подготовку.

При подборе игры следует учитывать форму проведения занятий (урок, перемена, занятие в спортивной секции и др.). Например, на уроке игры определяются временем. Кроме того, на перемене проводят в основном такие игры, чтобы дети в любое время могли закончить их не нарушая их процесса.

Подбор игр зависит от места их проведения. В небольшом узком зале или коридоре можно проводить игры с построением в колонны и шеренги, а также игры, в которых игроки принимают участие по очереди, в большом зале или на площадке – игры большей подвижности с бегом в рассыпную, с метанием больших и малых мячей, с элементами спортивных игр.

Когда играют на площадке, необходимо учитывать погоду и температуру воздуха. При низкой температуре можно проводить игру, в которой принимают участие одновременно все ученики, и физическая нагрузка распределяется на них равномерно, в жару лучше использовать игры, в которых игроки берут участие по очереди.

Подбор игры также зависит от наличия специального инвентаря. Если игроки стоят и ждут очереди из-за отсутствия необходимого инвентаря, то они теряют интерес к игре, что приводит к нарушению дисциплины.



3.2.Подготовка места к игре.


Для проведения игры на свежем воздухе необходимо подготовить площадку: утрамбовать землю, посыпать её песком, нанести разметку линий. Желательно, чтобы школьная площадка была красиво оформлена. Большое значение имеют зелёные насаждения, которые защищают площадку от ветра и непогоды, освежают воздух, дают тень.

В тёплую погоду площадку (если грунт её не травяной) необходимо поливать водой за полчаса до игры: очистить от снега – зимой и посыпать песком или пеплом.

Если игра проводится в зале, необходимо его проветрить, а спортивный инвентарь разместить так, чтобы он не мешал.

Для отдыха игроков, которые выходят из игры, необходимо поставить несколько гимнастических лавочек, которые также используются в некоторых играх.



3.3. Подготовка инвентаря.


Для проведения ряда игр необходим различный инвентарь: мячи, флажки, скакалки, обручи, мешочки с песком и др. Многий инвентарь может быть изготовлен детьми под руководством учителя. Желательно, чтобы он был красочным, цветным, хорошо заметным в игре и отвечал весу и размерам, силам игроков. Инвентарь необходимо содержать в хорошем состоянии и сохранять в специально отведённом месте.

Для игры инвентарь готовят заранее, чтобы расстановка и раздача его не забирало много времени. Раздавать мелкий инвентарь необходимо после пояснения правил игры, в противном случае, дети будут невнимательны. Для раздачи и размещения инвентаря учитель привлекает обучающихся, наблюдая за тем, чтобы эта работа выполнялась организованно и быстро.




3.4. Разметка площадки.


Площадка для проведения подвижных игр очерчивается линиями, в пределах которых проводятся все игровые действия. Границы площадки должны быть хорошо видны, играя, детям трудно уследить за нечёткими линиями. Важно их сделать такими, чтобы не было потребности обновлять их для каждого занятия. В зале они наносятся краской, а на площадке – мелом.

Временная разметка в середине площадки размечается для каждой игры отдельно. Для этого используют заострённую палку, мел, флажки, мячи и т.д. Если разметка требует много времени, то её необходимо сделать заранее. Несложную разметку можно сделать одновременно с пояснением правил игры, что даёт игрокам точные направления передвижения.

Чтобы избежать травмы, линии границ для игры обозначаются на расстоянии 1.5-2 м от стен и других предметов. Особенно это касается тех игр, где есть элементы бега. На зимней площадке линии размечают тёмным порошком (мелкий уголь, пепел) или синькой.



4. Проведение игры


Педагогическая эффективность игры зависит от методики, организаторских способностей руководителя, его умения доступно и интересно разъяснить игру, умело руководить ею, быть объективным и внимательным в оценке игровых действий детей.



4.1. Пояснение игры.


Готовясь к проведению игры, учитель обязан хорошо знать её правила и предусмотреть возможные отклонения. Перед пояснением необходимо разместить игроков таким образом, чтобы каждый из них хорошо видел и слышал учителя. Лучше всего поставить их в таком положении, с которого будут начинать игру.

При пояснении правил игры учитель говорит название, роль каждого игрока и его место на площадке и в зале, цель игры и ход игры.

Проводя игру с построением детей в круг, учитель занимает место в кругу. Если игроки разделены на две команды и размещены одна напротив другой («День и ночь», «Наблюдатель» и др.) он поворачивает команды лицом друг к другу и для пояснения занимает место на одном из флангов.

Если игра начинается в разбег друг от друга («Караси и щука», «Бабочки»), можно построить детей в шеренгу или собрать возле себя в полукруг, чтобы всем было видно и слышно учителя.

Нельзя перед пояснением ставить детей лицом к солнцу. Это ухудшает видимость и рассеивает внимание учеников.

Для лучшего усвоения игры, особенно обучающихся младших классов, рекомендуется рассказ сопровождать показом; поясняются отдельные наиболее сложные моменты жестом и показом некоторых движений. Правила поясняются расширенно, если игра проводится впервые.

При повторении игры следует лишь напомнить её основное содержание с помощью вопросов, пояснить детям дополнительные правила и приёмы.

После пояснения игры учитель проверяет, все ли игроки поняли её правила.



4.2. Назначение ведущих.


Во многих играх требуются один или несколько ведущих. Их роли могут быть разнообразными: догнать игрока, который убегает, угадать чей голос, попасть в игрока мячом и т.д. Выполнение обязанностей ведущего влияет на воспитание игроков, усовершенствует их организаторские способности и активность.

Важно, чтобы в роли ведущего побывало несколько детей. Существует несколько способов назначения ведущего. Учитель может назначить ведущим одного из игроков на своё усмотрение, коротко обосновывая свой выбор. Ведущего также могут выбрать сами игроки. Этот способ имеет позитивное значение в педагогическом отношении, потому что он раскрывает коллективные желания детей выбрать на эту роль наиболее способного игрока. Однако, для этого необходимо, чтобы игроки хорошо знали друг друга, иначе их выбор не всегда будет удачным.

Нередко назначают ведущего по результатам предыдущих игр. Этот выбор стимулирует обучающихся добиваться лучших результатов в игре. Негативной стороной этого способа является то, что на роль ведущего не выбирают слабых или менее ловких детей.

Есть ещё способ жеребьёвки. Для этого используют считалочку. На кого выпадает последний счёт, тот и становится ведущим. Или наоборот, выходит из круга (в этом случае проводится счёт пока не останется один игрок, который становится ведущим). Этот способ долгий по времени, им пользуются в играх, которые проводятся во внеурочное время.

Все перечисленные способы используются в зависимости от условий занятий, характера игры и количества игроков.



4.3. Деление на команды.


В командных играх и эстафетах соревнуются между собой две и более команд. Учитель делит игроков на команды путём расчёта или фигурным маршированием, а также назначает капитанов команд. Он может удачно это сделать тогда, когда хорошо знает коллектив .Такое деление происходит быстро, где сами игроки никакой активности не проявляют.

При делении игроков путём расчёта, дети строятся в шеренгу, а потом рассчитываются на такое количество номеров, сколько в игре должно быть команд. Этот способ быстрый по времени, но в последствии команды не всегда сформировываются равными по своим силам.

Деление команд путём фигурного марширования происходит таким образом: обучающиеся перестраиваются из колонны по одному в колонну по два, три, где каждая колонна представляет собой одну из команд. Этот способ удобен потому, что не требует много времени для его проведения.

Способ деления на команды по назначению капитанов заключается в том, что дети сначала выбирают капитанов в зависимости от количества команд.

Однако, он имеет свои негативные стороны. Слабых игроков капитаны в свои команды выбирают неохотно. Чтобы этого избежать, нужно отобрать в команды где-то половину игроков, а другую – разделить по расчёту.

Все способы деления на команды следует применять в зависимости от характера проведения игры, а также составом игроков.



4.4. Выбор капитанов команд.


В командных играх главную роль отводят капитанам команд. Они отвечают за дисциплину игроков своей команды во время игры, организовывают и размещают игроков, устанавливают очерёдность бега в играх, эстафетах и др. Капитанов выбирают сами игроки или назначает учитель, когда уже сформированы команды из учеников, наиболее способных и дисциплинированных, пользующихся авторитетом у своих товарищей.

Иногда, с целью положительных черт характера, можно назначить капитаном пассивного игрока.


4.5. Назначение помощников и судей.


Большинство подвижных игр трудно организовать и провести без помощников и судей. Это особенно важно на уроках физической культуры, когда время на проведение игры ограничено и в связи с этим, её организация должна быть чёткой и быстрой.

Помощники и судьи назначаются из числа обучающихся освобождённых по состоянию здоровья от выполнения физических упражнений средней и большой интенсивности, для которых физическая нагрузка данной игры противопоказана. Если таких игроков нет, то помощников и судей назначают из числа игроков.

При повторении игры следует заменять другими игроками.

Число помощников и судей в игре зависит от её характера, числа групп или команд и размеров площадки. Они помогают учителю в раздаче или установке инвентаря, следят за правилами игры, ведут счёт очков и др.

Исполнение обязанностей помощников, судей, капитанов команд прививает детям организаторские способности. Далее эти ученики могут самостоятельно организовывать и проводить подвижные игры.



4.6. Руководство процессом игры.


После пояснения правил и размещения игроков на площадке, начинается игра по условному сигналу (свисток, хлопок в ладони, взмах флажком, рукой и др.), командой или распоряжением учителя. Сигнал подаётся после того, как учитель будет уверен, что все игроки хорошо усвоили правила игры и заняли соответствующие места.

В играх с делением игроков на подгруппы, особенно в эстафетах, необходимо использовать команду, которая состоит из трёх частей: «На старт!», «Внимание!», «Марш!». Последнюю команду иногда заменяют сигналом (свистком). Всё это вырабатывает у детей правильную и быструю реакцию, которая необходима в будущем при изучении старта в беге, плавании, ходьбе на лыжах и беге на коньках.

Игры сюжетного характера («Птицы в клетке», «Кот и мыши»), где нет соревновательного момента, не требуют чётких команд. Такие игры можно начинать приказом или спокойным голосом: «Игру начали!». Или можно предупредить детей, что игра начинается после слов «Раз, два, три!». После того, как дети начали игру, учитель внимательно следит за её ходом и поведением игроков.

В процессе игры учитель даёт указания игрокам, которые допускают ошибки или нарушают эти правила. Все замечания и указания необходимо делать, по возможности не мешая ходу игры, не останавливая игроков. Останавливать игру можно в том случае, когда большинство их участников допускают грубые ошибки.

Каждая игра требует объективного судейства, иначе дети потеряют интерес к ней.

Судья следит за тем, чтобы команды были равны силами, числом игроков, а так же одинаковыми условиями игры и точным придерживанием правил игры.


4.7. Дозировка нагрузки в игре.


Ответственным моментом в руководстве подвижными играми является дозировка физической нагрузки. Например, физическая нагрузка, которую даёт игра, зависит от общей нагрузки на уроке физической культуры, от характера работы на уроке и активности игроков. Игровая деятельность своей эмоциональностью захватывает детей, и они не чувствуют усталости. В связи с этим, чтобы недостичь переутомления обучающихся, необходимо своевременно прекратить игру или сменить её интенсивность и характер нагрузки.

Для регулирования физической нагрузки, в игре используют различные методические приёмы: уменьшение или увеличение времени, отведённого на игру, количество повторений игры, размеры площадки и длины дистанции, которую пробегают игроки, тяжесть предметов, которые метают, количество и сложность правил игры и препятствий, введение коротковременных пауз для отдыха или уточнения разбора ошибок.

Так, дозировка физической нагрузки в игре обозначается методикой её проведения, местом условий, в которых находятся игроки (на площадке, в помещении, летом или зимой).



4.8. Окончание игры.


Длительность игры зависит от педагогических задач, которые ставились перед ней, условий занятий, количества участников и их возраста. Игру нужно заканчивать своевременно, когда игроки получили достаточную физическую и эмоциональную нагрузку. Не нужно ждать того момента, когда сами игроки попросят закончить её. Если игра командная, необходимо перед её началом сообщить участникам, сколько раз она будет повторяться. Если игра не имеет обозначенного конца, учитель заранее предупреждает об окончании её, обговаривая время, или проводит игру до тех пор, пока не сменится ведущий. Окончание игры не должно быть неожиданным для участников, т.к. может вызвать негативные реакции у детей или их недовольство.

После окончания игры необходимо подвести её итоги. При оглашении результатов следует указать командам и отдельным игрокам на допущенные ошибки и негативные стороны в их поведении.

Необходимо обязательно выделить детей, которые брали активное участие в игре, точно соблюдали её правила, проявляли творческую инициативу. Следует помнить про то, что умелое подведение итогов имеет большое воспитательное значение.



5. Подвижные игры как способ физической реабилитации учеников в общеобразовательной школе


Сегодня уже нет необходимости говорить о том, что физические упражнения как способ физической реабилитации являются основой для профилактики нарушений физиологических функций человека. Целенаправленные действия в дальнейшем являются результатом нормального физического развития, а оптимальная двигательная активность – необходимое условие гармоничного развития обучающихся. В последнее десятилетие у большинства детей школьного возраста наблюдается дефицит движений в режиме школьного дня, что приводит к ослаблению функций внутренних органов и систем организма. Ещё более негативное влияние оказывает малоподвижный образ жизни больных и ослабленных различными заболеваниями детей, поскольку усиливает явные функциональные изменения в организме.

Большинство больных и ослабленных детей, в результате правильной организации физической реабилитации, может поднять резервные способности систем организма во время таких заболеваний как нарушение осанки, плоскостопие, нарушение обмена веществ (ожирение), сердечно-сосудистых и бронхолёгочных заболеваний.

Одной из форм физической реабилитации, которую можно использовать в физическом воспитании ослабленных детей, являются разнообразные игры. Выявление позитивных эмоций в играх наблюдается именно в этой форме физической реабилитации. Подвижные игры адекватно отвечают потребностям молодого организма в движениях, влияют гармоническому, физическому и умственному развитию школьника, воспитанию психологических качеств. Целенаправленно подобранные с учётом возраста, состояния здоровья, характера функциональных изменений организма и степени физической подготовки детей подвижные игры, особенно на воздухе, могут одновременно влиять на оздоровление, укрепление организма ребёнка, закаливание и тем самым – профилактике обострения заболеваний. Исследованиями педагогов, физиологов и врачей доказано позитивное влияние подвижных игр на детей. Ещё П.Ф. Лесгафт указывал, что притягательная сила игры связана с моментом развязки подвижных заданий, она может вызвать у ребёнка позитивные эмоции, которая отличает игру от точно регламентированных движений. А это особенно важно, прежде всего, для больных детей, поскольку, таким образом, уменьшается дефицит позитивных эмоций, вызванных болезнью. При этом очень важна инициатива, которая проявляется в игре, особенно для детей с заболеванием центральной нервной системы.

В литературе есть много данных про позитивное влияние подвижных игр на организм здорового ребёнка и взрослого, чего нельзя сказать про влияние подвижных игр на состояние больных игроков и методику игр, которые можно использовать в программе физической реабилитации школьников.

Известно, что различные способы физической реабилитации, в том числе подвижные игры можно с успехом использовать для больных и ослабленных детей в режиме школьного дня для общеобразовательной школы.

Двигательный режим школьника состоит из утренней гимнастики перед уроками, подвижных игр на переменах в школе, физкультпауз, физкультминуток, уроков физической культуры, активного отдыха на улице, занятий в спортивных различных секциях, использования домашних заданий и физического воспитания.

Одной из причин многих хронических заболеваний обучающихся является нарушение осанки. Эти нарушения проявляются в снижении тонуса скелетных мышц и связочного аппарата, а также в общей функциональной слабости.

Основой физической реабилитации в случае нарушения осанки, особенно на начальных этапах, является общая тренировка ослабленного организма школьника. Реабилитация должна проходить на фоне хорошо организованного двигательного режима, который состоит с учётом характера заболевания детей.

Заданиями подвижных игр, как одного из способов физической реабилитации, может быть общее укрепление ослабленных детей, их опорно-двигательного аппарата, усиление мышечного корсета, улучшение кардио-распираторных функций. Для выполнения этих заданий необходимо включать в занятие игры общефизиологического внимания, учитывая при этом общее состояние школьника, уровень физической подготовки. Необходимы также подвижные игры с включением в них специальных корригирующих упражнений для исправления дефекта осанки ребёнка.

Рекомендуются игры, которые укрепляют мышцы плечевого пояса, живота, спины и т.д. В процессе усвоения подвижных игр необходимо сформировать навыки поддержки тела в правильном положении. Эффективными для формирования правильной осанки являются игры на координацию движений и равновесия. Осанка формируется на протяжении долгого времени, поэтому необходимо заботиться о ней с раннего детского возраста.

Одним из распространённых нарушений у слабых малоразвитых физически школьников является плоскостопие. Во время долгой ходьбы или бега связки и мышцы стопы у таких детей перенапрягаются, растягиваются, утрачивают пружинность и эластичность.

Целью упражнений игрового характера и подвижных игр наряду с общим оздоровлением организма ученика, является укрепление мышц и связок стопы, голени, формирования навыков правильной ходьбы.

Основу в играх составляют упражнения из ходьбы на внешних краях стопы и на носках, с захватом предметов пальцами ног, приседания в положение стоп – носки к середине. Такие игры проводят без обуви.

В последнее время обучающиеся всё чаще страдают нарушением обмена веществ (ожирением). Подвижные игры при этом заболевании повышают интенсивность обменных процессов, увеличивают энергетические затраты организма. С учётом резервных возможностей сердечно-сосудистой системы организма больных детей, необходимо со временем увеличивать физическую нагрузку в играх, облегчать общий эмоциональный тонус, который повышает общую трудоспособность организма. При этом заболевании на занятиях необходимо использовать игры, которые влияют на общую тренировку всего организма. Рекомендуются игры с бегом, которые чередуются ходьбой. При этом необходимо учитывать уровень физической подготовки ребёнка и состояние его сердечно-сосудистой системы.

По статистическим данным сердечно-сосудистые заболевания занимают 1 место среди всех заболеваний. Это касается обучающихся средних школ. При этом заболевании особенно важно придерживаться принципа постепенного увеличения нагрузки.

Наиболее эффективными являются игры с ритмической ходьбой, с плавной амплитудой движений, а также игры, которые тренируют вестибулярный аппарат. Учитывая характер заболевания игры необходимо объединять с упражнениями на расслабление мышц, дыхательными упражнениями, дозированным бегом на протяжении 1-2 минут, отдыхом.

Не последнее место занимает бронхолёгочные заболевания учеников. Задачей физической реабилитации с использованием подвижных игр при этом заболевании принадлежит и повышение функциональной системы дыхания. Необходимо научить детей правильному дыханию, обратить внимание на правильное положение грудной клетки во время дыхания. Дышать необходимо носом, а не ртом. Для решения поставленных задач используются упражнения игрового характера с требованием во время выдоха различных звуков, стихов, песен в такт движениям. Рекомендуются также игры с дозировкой бега, ходьбы, с упражнениями на расслабление, дыхательными упражнениями.

Из всего выше сказанного, можно сделать такие выводы:

  1. Проведение подвижных игр с больными и ослабленными детьми требует досконального медицинского и педагогического контроля за их развитием со стороны специалиста в системе физической реабилитации. Контроль осуществляется путём наблюдения за обучающимися в школьном режиме дня и непосредственно во время игры. Внимание необходимо уделить на поведение детей, их жалобы, показатели функциональных систем организма.

  2. Постепенность в повышении нагрузки осуществляется путём максимальной индивидуализации игр и их дозировкой. Это осуществляется изменением длительности занятий, включением пауз отдыха, регулированием эмоционального фона, количеством повторений упражнений в игре, а также ритмом, темпом, амплитудой движений. При первых признаках утомления, которые выражаются в пассивности, отвлекании, необходимо снизить величину нагрузки детей и дать им отдохнуть.

  3. Во время проведения игр необходимо индивидуально подходить к больным и ослабленным детям, учитывая их возрастные особенности, общее состояние здоровья, устойчивость заболевания, динамику показателей функциональных проб с увеличением дозировки, а также уровня отставания двигательных способностей.










6. Подвижные игры и физические упражнения как способ мотивации

к занятиям плавания у детей 7-10 лет.


Наукой доказано, что физическая работоспособность – важнейший показатель здоровья детей. Повседневная мышечная деятельность с учётом возраста является основой нормального функционирования всех систем детского организма. Любая деятельность, в которую включается человек, осуществляется под воздействием различных внешних факторов, которые её стимулируют. Г.И.Щукина подчёркивает, что намеченное возвращение дидактики к личности ученика обосновано открытиями в обучения.

Характер и структура мотивов начальной деятельности – это отображение специфики и особенности организации учебно-воспитательного процесса и тех способов, которыми тренер и учитель пользуется.

Выявить мотивы, которые активизируют отношения детей, подростков к систематическим занятиям физической культурой и спортом – одна из важнейших педагогических проблем в физическом воспитании, потому что мотивы имеют решающее значение в поведении и стимуляции активной деятельности. Школьные уроки дважды в неделю обеспечивают лишь десятую часть нормы необходимой двигательной активности. Поэтому, изучение мотивов физкультурно-спортивной деятельности детей в возрасте 7-10 лет, факторов и методов их формирования, позитивно влияют на массовую заинтересованность обучающихся к систематическим занятиям физической культурой и спортом, на управление процессом их физического развития и физической подготовки.

Концепция физического воспитания в национальной педагогической системе основывается на усвоении глубин народной педагогики. Одним из педагогических способов С.Русова признаёт подвижные игры. Нужно сказать, что игры в целом, рассматриваются как один из универсальных способов в моральном воспитании (развивает чувство дисциплины, коллективизма, товарищества, помогает выявлению лидера), в обучении (элементарные математические понятия, знания фольклора и этнографии), в развитии творческих способностей и в физическом воспитании.

Подвижные игры С.Русова рекомендует и на так называемой «предметной лекции», которая предусматривает:

  • Внешнее ознакомление с предметом, восприятие новых явлений и связь их с первоначальным восприятием;

  • Ассоциация с другими подобными;

  • Выделение со всех других как новое, понятное. Скажем, «предметная лекция» про зайца (25-30 мин.) – это не только ознакомление с животным, её характерными особенностями ( в т.ч. двигательными), а и элементы эстетического восприятия, а среди них – «какая-нибудь считалка с песней про зайчика». То есть воспитательный и учебный процессы могут влиять на формирование гармоничной личности.


Слово «игра» - широкое и общее. Поэтому существует много подходов к значению этого понятия. Например, игра – это «вид активной деятельности детей, в процессе которого они овладевают общественными функциями, отношениями и родным языком как способом общения между людьми, инициативная деятельность, направлена на достижение условной цели, добровольно установленной самими игроками», «метод активизации учебного процесса, который создаёт хорошее настроение, налаживает контакт между педагогом и обучающимися», «специфическая двигательная деятельность с установленными правилами, направленная на достижение победы».

Игры имеют долгую историю и тесно связаны с национальными обрядами и обычаями. Поэтому используется термин «народная игра», которая предусматривает игровую деятельность человека согласно национальным традициям народа.

Многие научные работники рассматривают игру, как конкретную деятельность ребёнка, направленную на удовлетворение её интересов и развязывание задач физического развития.

Игры на воде являются одним из эмоциональных способов обучения, активизируют внимание детей младшего школьного возраста, направляют их к активной деятельности, используя различные движения. В воде усиливают уверенность в своих силах. На фоне красочных позитивных эмоций двигательные умения и привычки хорошо закрепляются. Игры на воде имеют и воспитательное значение, помогают сформировать чувства коллективизма, отношения с ровесниками, самостоятельность и инициативу, умение владеть собой.

В состав годового круга входят зимние, весенние и осенние подвижные игры. Они усиливают эмоциональный фон, связывают в единый цикл все формы упражнений, необходимые для ребёнка при плавании. Проведение их сопровождается усилением физических и духовных сил мальчиков и девочек. Даёт детям настоящую радость, ограничивает игроков от повседневной жизни, строя их самостоятельный замкнутый круг.

Во время выбора игры и комплектования групп учитываются задания уроков, укомплектованность группы, плавательная подготовка детей, условия и место проведения (температура воды и воздуха, состояние дна и глубина водоёма), имеющийся инвентарь. Если игры проводятся на открытом водоёме, то акватория ограждается лентами с ярко раскрашенными флажками, закреплёнными на палочках. Чтобы игра прошла успешно, необходимо коротко пояснить условия её проведения. В случае необходимости нужно показать основные действия и движения. После каждой игры тренер-преподаватель объявляет результаты, указывает правильное и неправильное выполнение движений, даёт совет к исправлению ошибок.

Включая в урок двигательные игры, эстафеты, учитель увеличивает заинтересованность детей занятиями, улучшает эмоциональное состояние учеников. Однако каждая игра действует на психику ребёнка. Поэтому учителю в процессе игры следует внимательно следить не только за физическими нагрузками, но и за их эмоциональным состоянием.

Независимо от результатов игры необходимо приучать школьников уважать проигравших, соблюдать хорошие отношения с соперниками, не грубить.

Игры на воде условно делятся на игры освоения и игры для изучения плавательных движений и усовершенствования техники. К первым принадлежат такие игры: «Лодка», «Хоровод», «Водный бой», «Кто быстрее?», «Кто первый?», «Рыбаки и рыбки», «Мяч в воздухе», «К своим флажкам», «Мяч капитану», «Передача мяча» и др. К другим – соответственно: «Стрелы», «Фонтан», «Кто ловчее?», «Обгони с мячом», «Бой всадников», эстафеты («Передача мяча», «Встречная эстафета»), «Баскетбол на воде», «Волейбол на воде».

Игры на воде рекомендуют проводить регулярно. Потребность в движении – не инстинкт, а форма активности детского организма. Спортивное плавание притягивает детей 7-10 лет радостью, удовлетворением от движений на воде, возможностью ощутить собственную силу, сноровку, выразить себя в движении, помериться силами с ровесниками.

Основные двигательные игры, как способ мотивации к занятиям плаванием у детей младшего школьного возраста даны в таблице 1.

Анализ литературных и фольклорных материалов говорит, что каждая игра, каждое физическое упражнение имеет конкретное значение в целом и в плавании отдельно (табл. 1-2).























МОТИВИРУЮЩЕЕ ЗНАЧЕНИЕ ИГР НА СУШЕ И НА ВОДЕ

Время года

Название игры

Мотивирующее значение

Место проведения

Лето

«Бой петухов», «Борьба в квадрате», «Тяни в круг», «Перекрёстное перекидывание мяча», «Эстафета со скакалками», «Эстафета с мячом», «Перетягивание каната».

Воспитание быстроты движений, развитие силы, позитивное влияние на рост и развитие, чувство храбрости и отваги, формирование чувства коллективизма, взаимопомощи, умение владеть собой, выявление самостоятельности и инициативы.

На суше

Лето

«Караси и рыбки», «Лягушата», «Водолазы», «Береговая ракета», «Буксир».

Формирование умения перемещаться по дну водоёма шагом и бегом, ныряние с головой в воду и открытие глаз под водой, выдохи в воде, развитие двигательных навыков для рук и ног, развитие координации движения.

На воде

Лето-осень

«Зайчик», «Жук», «Кот и мышь»

Изучение имитации и повторение движений, развитие ритмики движений, развитие скорости, силы, реакции, эстетическое восприятие жизни.

На суше

Лето






Народная игра «Иван Купала», «Нептун»

Воспитание игровой деятельности согласно национальным традициям России, развитие навыков бега, прыжков вверх, через огонь, воду, кулачный бой, игра в войну и прикладной бой, развитие чувства ответственности, товарищества, выявление лидера.



На суше,

На воде

Зима

Движение с песней «Снежинка», «Метель», «Чёрт и баба Яга»

Изучение движения снежинок, развитие эстетического вкуса, формирование изучающего процесса, который даёт удовлетворение, создаёт хорошее настроение, налаживает контакт между учителем и учеником.

Простор неба

Зима

Новогодний спортивно-водный праздник, «Новогодний приз», «Окуни», «Сомики и караси», «Щуки», эстафета с переодеванием.

Воспитание соперничества и выявление победителей под возгласы «Всегда вперёд!», «Борись – выигрывай!», «Ни одного шанса другим!», «Соперники позади!», воспитание чувства магического заплыва.

На воде





Таблица 2


ИГРЫ И ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ПЛАВЦОВ

МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Время года

Праздники

Игры и физические упражнения

Место проведения

Весна-лето

Благовещение, Троица

Ходьба и бег с разным положением рук, упражнения для укрепления групп мышц, которые берут участие в гребневых движениях, упражнения для развития подвижности в плечевых и коленных суставах, дыхательные упражнения на месте и в движении; стойки на лопатках, голове, руках, кувырки вперёд и назад.

Стадион, спортзал, спортплощадка, лесная поляна, гимнастический зал.

Лето

Иван Купала, «Нептун» Маковей

Прыжки через огонь, воду, бег, плавание за венками, прыжки в глубину, бег в воде, «Гуси», «Кот и мыши», «Серый волк».

Поляна, спортплощадка, бассейн, водные дорожки.

Осень

«Свадьба», «Козацкие забавы»

Игры с элементами построения, борьбы, акробатики «Прятки», «Ладони», «Равновесие».

Поляна, спортплощадка, спортзал.

Зима

Новый год, Рождество, Крещение

«Коза», «Снежинки», катание на коньках, на санках, лыжные гонки, новогодний вводно-спортивный праздник.

Лыжные трассы, ледовые катки, снежные горки, бассейн, замёрзшие водоёмы.




Таблица 1


ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ В ФИЗИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ (методическое пособие для учителя физической культуры
  • Физкультура
Описание:

Подвижные игры являются эффективным способом активного отдыха после долгой умственной работы.

     К подвижным играм относятся движения, которые по своему содержанию и формой простые и доступные обучающимся разных возрастных групп. С помощью игр у детей закрепляются и совершенствуются навыки бега, прыжков, метания, лазания, равновесия, облегчается общая координация движения.

     Подвижные игры широко применяются в обучении легкоатлетических упражнений, лыжной подготовке, спортивных играх, плавании и т.д.

     Использование упрощённых технических приёмов и тактических действий в подвижных играх позитивно влияет на усвоение техники и тактики спортивных игр.

     Ценность подвижных игр в том, что они воздействуют развитию у школьников жизненно важных двигательных качеств: скорости, ловкости, силы, выносливости и др.

 

     Во время игры участники находятся в одинаковых взаимных ситуациях, проявляя при этом позитивные и негативные черты характера и поведения. 

Автор Паршина Ирина Владимировна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Физкультура
Подраздел
Просмотров 781
Номер материала 25350
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓