Главная / Физкультура / Подвижные игры народов мира на уроках физической культуры в начальной школе.

Подвижные игры народов мира на уроках физической культуры в начальной школе.

hello_html_443c593e.gifГосударственное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 406






на уроках физической культуры

в начальной школе.



hello_html_5c68600.png




Составил учитель физической культуры Петухов Н.Г.


Москва 2012г.


Народные игры как средство развития двигательных качеств.

Подвижная игра - естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Испокон веков в них ярко отражались образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве; желание обладать силой, выносливостью, быстротой и красотой движений; проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, волю, стремление к победе. Передовые представители культуры (К.Д. Ушинский, Е.А. Покровский, Г.А. Виноградов и др.) еще до Великой Октябрьской революции призывали повсеместно собирать и описывать народные игры, чтобы донести до потомков национальный колорит обычаев, оригинальность самовыражения того или иного народа. Народные игры являются неотъемлемой частью развития патриотических чувств любви и преданности Родине. По содержанию все народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход организма к более высокой ступени развития. Игровая ситуация увлекает и воспитывает ребенка, а встречающиеся в некоторых играх зачины, диалоги непосредственно характеризуют персонажей и их действия, которые надо умело подчеркнуть в образе, что требует активизации умственной деятельности (например, "гуси-лебеди","волк во рву","ловля обезьян"). В играх, не имеющих сюжета и построенных лишь на определенных игровых заданиях, так же много познавательного материала, содействующего расширению сенсорной сферы, развитию его мышления и самостоятельности действий. Так, например, в связи с движениями водящего и изменением игровой ситуации ребенок должен проявить более сложную, то есть мгновенную и правильную реакцию, поскольку лишь быстрота действий приводит к благоприятному результату («палочка - выручалочки», «пятнашки»).

Подготавливая место для игры, особенно на улице, нужно проверить все вокруг, чтобы ничто не мешало участникам и не могло нанести им травм.

Большое воспитательное значение заложено в правилах игры. Они определяют весь ход игры, регулируют действия и поведение детей, их взаимоотношения, содействуют формированию воли, то есть они обеспечивают условия, в рамках которых ребенок не может не проявить воспитываемых качеств ("перестрелка", "коршун и наседка"). Очень важно иметь договоренность с участниками игры об общих моральных принципах поведения во время игровых ситуаций. Предлагаю принять кодекс игроков подвижных игр:

  • Играть честно, дружно, строго соблюдая установленные правила;

  • Помнить о законе всех игр: «один - за всех, и все - за одного». Ставить интересы команды выше своих;

  • Не горячиться, проявлять больше выдумки и смекалки;

  • Никогда не сердиться, если в игре вас случайно толкнули или наступили на ногу;

  • Играть смело, с инициативой, согласуя действия с товарищами;

  • Не мешай другим и не допускай никакой грубости, старайся управлять своим поведением, веди себя дисциплинированно, четко, организованно;

  • Научившись - научи.

В народных играх много соревновательного задора, шуток, часто игры сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками. По определению русского фольклориста Виноградова они являются как бы игровой прелюдией, дают возможность организовать игроков, настроить на объективный выбор водящего, безоговорочное выполнение правил. Например, считалка:"катился горох по блюду, ты води, а я не буду "," шла кукушка мимо сети, а за нею малы дети- кукушата просят пить, выходи- тебе водить". Жеребьевки также создают эмоциональное настроение, увлекают самим процессом, применяются, когда детям необходимо разделиться на команды ("конь вороной остался под горой. Выбираешь какого коня: сивого или златогривого?", или более короткие:"красное яблочко или золотое блюдечко?", "ниточка или иголочка ?" Все это прочно запоминается и устно передается от поколения к поколению и никогда не стареет.

Следует помнить, что игра для детей важное средство самовыражения, проба сил. Задача педагога заключается в том, чтобы научить детей самостоятельно и с удовольствием играть. Игра позволяет учителю лучше узнать воспитанников, их характер, привычки, организаторские способности, творческие возможности, что позволит ему найти наиболее правильные пути воздействия на каждого из детей. И важно то, что игра сближает учителя с детьми, помогает сплотить детский коллектив.

При подборе игр необходимо учитывать возрастные анатомо-физиологические и психологические особенности детей. Методика обучения основывается на общих закономерностях процесса обучения, ее эффективность тесно связана с реалистическими дидактическими принципами. Обучение детей народным играм должно представлять собой организованную систему, обеспечивающую полное овладение комплексом необходимых игр. Основное требование к такой системе -постепенность усложнений. Переход от простых игр к более сложным должен быть своевременным, не дожидаясь, пока занимающиеся потеряют интерес к известным играм. Важно опираться на имеющийся опыт, так как это облегчит усвоение и будет способствовать закреплению навыков и умений. Выбор игры зависит от тех задач, которые ставятся перед уроком. Именно в руководстве игрой проявляется мастерство педагога, основанное на его умении видеть и понимать ход игры, умело применять меры поощрения и наказания (штрафные очки).Дозирование нагрузки в игре - важная задача для учителя, так как высокая эмоциональность затрудняет контроль играющих за своим состоянием, следовательно, возникает возбуждение и переутомление.

Регулирование происходит различными способами:

а) сокращение длительности игры.

б) введение перерывов;

в) изменением количества играющих;

г) уменьшением величины игровой площадки;

д) изменения правил и сменой ролей играющих.

Чтобы играть детям не надоело- нужно предлагать и вносить в игры новые правила, знать различные варианты игр. Заканчивать игру нужно своевременно и обязательное подведение итогов.

Весьма действенным подспорьем для повышения эффективности уроков физической культурой является умелое насыщение применяемых в нем игр подходящими элементами современных систем физических упражнений, обладающих высокой мотивационной ценностью и актуальностью (атлетическая гимнастика, шейпинг, популярные виды единоборств).

И еще один момент. Для наиболее результативного решения задач проводимого урока используемые в нем игры должны соответствовать базисному учебному плану данного учебного заведения, учитывая материально-техническую базу и регионально- климатические условия.

Таким образом, практическая деятельность учителя состоит из следующих элементов:

а) выбор игры;

б) подготовка места и инвентаря;

в) организации играющих;

г) объяснения игры;

д) руководства игрой;

е) подведения итогов.

Итак, благодаря подвижным играм дети не только укрепляют здоровье, совершенствуют функциональные возможности организма, но и осваивают актуальные способы физической деятельности с общеприкладной и спортивно-рекреационной направленностью учебного предмета.; помогают учащихся в процессе социализации.



Данные игры запланированы в третьем триместре (5 модуль) на 6 уроках (6 часов).


Первый класс.

Игра «Смена мест».

На полу по окружности рисуются круги диаметром 0,5 м – «домики» (можно использовать обручи). Их количество на один меньше числа играющих. Из участников игры выбирается водящий. Он становится в центре, все остальные располагаются в «домиках». По команде водящего дети должны поменяться местами, перебегая из круга в круг. Водящий пытается занять освободившееся место. Играющий, оставшийся без «домика», становится водящим, и игра повторяется.

«Стой, олень!». Игры народов севера.

Игры народов коми Играющие находятся в разных местах площадки (границы ее обозначены). Выбирается пастух. Получив палочку, он становится на середине площадки.

После сигнала «Беги, олень!» все разбегаются по площадке, а пастух старается догнать кого-нибудь из играющих, коснуться его палочкой и крикнуть: «Стой, олень!». Тот, кого коснулась палочка, отходит в сторону. Игра заканчивается, когда пастух поймает пятерых оленей.

Правила игры. Разбегаться можно только по сигналу «Беги, олень!». Осаленные отходят в условленное место. Салить надо осторожно.

«Волк и олени». Игры народов севера.

Из игроков выбирается волк, остальные – олени. На одном конце площадки очерчивается место для волка. Олени пасутся на противоположном. По сигналу «Волк!» волк просыпается, выходит из логова, сначала широким шагом обходит стадо, затем постепенно круг обхода сужает. По сигналу (рычание волка) олени разбегаются в разные стороны, а волк старается их поймать (коснуться). Пойманного оленя он отводит к себе. Правила игры. Выбегать из круга можно только по сигналу. Тот, кого поймают, должен идти за волком.





Африканские салки по кругу. (Танзания).

Играют 10 и более человек.
Нужен лист от дерева. Игроки встают в круг лицом к центру. За их спинами ходит водящий и дотрагивается до ладоней игроков листом. Затем он кладет лист кому-нибудь в руку и бежит. Игрок с листом - за ним. Если водящий пробежит круг, и его не догонят, он встанет на свободное место, а преследовавший его игрок становится новым водящим.

«Доброе утро, охотник!» ( Швейцария).


Играют 10-15 человек.
Ход игры: игроки становятся в круг, выбирают охотника, который ходит за спинами игроков. Неожиданно он прикасается к плечу игрока. Тот, до кого дотронулись, поворачивается и говорит: «Доброе утро, охотник!», и тут же идет по кругу, но в направлении, противоположном тому, куда идет охотник. Обойдя полкруга, они встречаются, игрок вновь произносит: «Доброе утро, охотник!». И оба бегут, чтобы занять пустое место в круге. Тот, кто не успел это сделать, становится охотником.


«У медведя во бору». Русская народная подвижная игра.


Из детей выбирается волк (для первого раза лучше выбрать взрослого, который покажет как надо играть), все остальные детки. На одной стороне площадки отмечают домик для деток, на противоположной стороне домик медведя. Медведь садится в домик и делает вид, что он спит.

Дети выходят из своих домиков и медленно приближаются к медведь со словами:


У медведя во бору
Грибы, ягоды беру,
А медведь не спит
И на нас глядит.


Пока дети читают текст они изображают как собирают грибы и ягоды и складывают их в корзину.
Как только произнесли слова "на нас глядит" медведь просыпается и бежит догонять деток. Дети убегают в свой домик, где медведь их уже может ловить.


«Гуси-лебеди». Русская народная подвижная игра.


Выбрав двух или одного волка, смотря по числу детей, выбирают вожака, того, который заводит, то есть начинает игру. Все остальные представляют гусей.

Вожак становится на одном конце, гуси — на другом, а волки в стороне прячутся.

Вожак похаживает, поглядывает и, как заметит волков, бежит на свое место, хлопает руками, крича:

Вожак. Гуси-лебеди, домой!

Гуси. Почто?

Вожак. Бегите, летите домой, Стоят волки за горой!

Гуси. А чего волкам надо?

Вожак. Серых гусей щипать Да косточки глодать.

Гуси бегут, гогоча: «Га-га-га-га!»

Волки выскакивают из-за горы и бросаются на гусей; которых поймают, тех отводят за гору, и игра начинается снова.

Всего лучше в гусей-лебедей играть на воле, в саду.



Второй класс.


«Больная кошка». (Бразилия).


Играют более пяти человек.
Ход игры: один игрок - это здоровая кошка, которая старается поймать всех остальных. Каждый игрок, которого запятнали, должен положить руку точно на то место, где его запятнали. Он становится тоже кошкой, но больной и помогает здоровой кошке при ловле. Больная кошка может пятнать только здоровой рукой. Игрок, которого не запятнали, побеждает. Он становится здоровой кошкой на следующий круг.

«Статуя». (Армения)


Играют 5-20 человек.
Ход игры: игроки делятся на ловцов и убегающих. На каждые 5 человек назначают одного ловца, на 20 человек -четверых ловцов. По назначению руководителя ловцы выходят за пределы поля, а убегающие свободно располагаются на площадке. По сигналу ловцы преследуют остальных игроков, стремясь одного из них осалить. Осаленный должен тут же остановиться (замереть на месте), в том положении, в котором его осалили. Того, кто замер, может «освободить» любой игрок, коснувшись его. Игра заканчивается, когда будут осалены все игроки. После этого выбирают новых ловцов, и игра продолжается.
Правило 1. Осаливать игрока можно, коснувшись ладонью любого места тела, кроме головы.
Правило 2. Убегающий, по инерции выбежавший за пределы поля, считается выбывшим из игры.




«Поезд». (Аргентина).

Играют 7 и более человек.
Нужен свисток. Каждый игрок строит себе депо: очерчивает небольшой круг. В середине площадки стоит водящий - паровоз. У него нет своего депо. Водящий идет от одного вагона к другому. К кому он подходит, тот следует за ним. Так собираются все вагоны. Паровоз неожиданно свистит, и все бегут к депо, паровоз тоже. Игрок, оставшийся без места, становится водящим - паровозом.

"Серый кот". Украинская народная игра.


Игроки становятся в ряд друг за другом, берут друг друга за руки и идут потихоньку. Игрок, который стоит первым, - это "кот". Участник, который стоит последним - "мышь". Эта строка детей идет потихоньку. Кот громко спрашивает:
- Есть мыши в стоге?
Тот, кто стоит последним, отвечает громко:
- Есть!
-Боятся кота? - Спрашивает "кот".
- Нет, - отвечает "мышь".
- Ой, как кот усами пошевелит, всех мышей подавит! - Кричит "кот", отрывает руку и бежит за "мышью", а "мышь" скрывается за детей, которые держатся за руки. Если "мышь" успеет перебежать из одного края в другой и "кот" не поймает ее, то "кот" остается "котом" и становится вперед. Если "мышь" поймают, то "кот" выходит из игры, а "мышь" становится "котом". Игру продолжают.

«Шишки, Желуди, Орехи».

Подготовка. Игроки образуют круг, в середине которого становится водящий, а остальные, разбившись по тройкам, встают один за другим лицом к центру (первый номер - в трёх-четырёх шагах от водящего). Руководитель даёт всем играющим названия: первые в тройках "шишки", вторые "жёлуди", третьи "орехи".

Содержание игры. По сигналу водящий громко произносит, например: "Орехи". Все играющие, названные "орехами", должны поменяться местами, а водящий стремится стать на любое освободившееся место. Если ему это удаётся, то игрок, оставшийся без места, становится водящим. Если водящий скажет "жёлуди", меняются местами стоящие в тройках вторыми, если "шишки" - стоящие в тройках первыми. Когда игра освоена, водящему можно вызывать двух или даже трёх игроков в тройках, например: "шишки, орехи". Вызванные также должны поменяться местами.

Побеждают игроки, которые ни разу не были водящими.

Правила игры: 1. Вызванным запрещается оставаться на месте. 3. Игроки не могут перебегать в какую-либо другую тройку (в противном случае игрок становится водящим).


«Пустое место».

Пустое место – веселая, подвижная игра, хорошо развивающая реакцию игроков и рассчитанная на большое количество игроков.
Описание игры
Участники игры встают в круг, а водящий остается за кругом. Водящий ходит за кругом и дотрагивается до одного из игроков, касаясь плеча или руки. Это означает, что он вызывает данного игрока на соревнование. Водящий бежит за кругом в одну сторону, а вызванный — в противоположную. Встретившись, они здороваются и продолжают бежать дальше, стараясь наперегонки занять свободное место (оставленное вызванным игроком). Тот, кому удалось занять это место, там и остается, а оставшийся без места становится водящим, и игра продолжается.

Правила игры

1. Игроки встают в круг, а водящий остается за кругом
2. Водящий ходит за кругом и дотрагивается до одного из игроков, касаясь плеча или руки – это означает, что он вызывает данного игрока на соревнование
3. Водящий бежит за кругом в одну сторону, а вызванный — в противоположную
4. Встретившись, они здороваются и продолжают бежать дальше, стараясь наперегонки занять свободное место
5. Кому первому это удается – остается на этом месте, а второй становится водящим



Третий класс.


"Коршун". Украинская народная игра.

Условно назовем детей цыплятами. Один ребенок - "Коршун" - стоит в стороне.
На слова воспитателя "Коршун!" Дети бегут в круг, начерченный на противоположном конце площадки, а "коршун" их ловит.
Указания к игре. Пойманным считаются того, к чему прикоснется коршун.

"Хитрая лиса". Украинская народная игра.


Дети стоят в кругу, заложив руки за спину. Учитель проходит позади детей и незаметно прикоснувшийся к кому-нибудь из них. Ребенок, к которой прикоснулся учитель, становится "хитрой лисой".
Затем учитель выбирает кого-нибудь из играющих и просит на посмотрев на своих товарищей, определить кто их них хитрая лиса. В случае если ребенок не находит лису с первого раза, все играющие дети громко спрашивают: "Хитрая лиса, ты где?", а затем внимательно следят за лицами своих друзей и пытаются угадать. После трех неудачных попыток лиса говорит: "Я тут!" и пытается поймать кого-нибудь из детей. Поймав 3 - 4 человека игра останавливается и выбирается новая лиса.


«Кузнечики» (Коника). Белорусская народная игра.


Играют мальчики и девочки 9-13 лет (на поляне, лужайке, площадке размером примерно 20 X 50 м или в спортивном зале). Количество играющих - от 5 до 20 человек.

Описание. В середине площадки чертят круг такого размера, чтобы в нем свободно могли поместиться все «кузнечики». Затем по считалке или по договоренности выбирают «скворца» (водящего). «Скворец» становится в круг, «кузнечики» - за кругом. «Скворец», выйдя из круга, начинает ловить (салить) «кузнечиков», гоняясь за ними любым способом: прыгая на одной ноге, на двух скрещенных ногах, шагая «гусиным шагом» и т. д. Все «кузнечики» должны перемещаться так же, как он.

Когда «скворец» осалит «кузнечика», ведет его в круг и сам остается там, а пойманный становится «скворцом» вместо него. Этот новый «скворец» может перемещаться уже другим способом, и «кузнечики» должны двигаться так же, как он.

Игра заканчивается, когда все игроки окажутся в круге.

Правила.

  1. Вышедший из круга «скворец» не имеет права изменять способ перемещения, пока не побывает еще раз в круге.

  2. «Кузнечики», вышедшие за границы площадки, считаются пойманными и становятся в круг.

«Маялка». Белорусская народная игра.


(Маялка - от слова «маять»). Играют преимущественно девочки 8-12 лет. Место для игры - любая площадка. Инвентарь - мяч. Количество участников - 7-15 человек.

Описание. Играющие выбирают водящего. Рисуют на круг диаметром 4-6 м, в который становится водящий, и в з-4 м от него - полукруг. Затем все, кроме водящего, становятся на линию этого полукруга (рис. 2). Водящий подкидывает вверх над кругом мяч и быстро называет имя кого-либо из играющих. Названный должен подбежать к кругу, поймать мяч и вернуть (передать) его водящему. Тот, кто не поймает мяч, выбывает из игры. Когда на полукруге останется только 3 игрока, водящий говорит: «Все!» Это значит, что все трое одновременно должны ловить мяч. Кто поймает, тот и выиграл.

Правила.

  1. Водящий может вызывать одного и того же игрока не более 3 раз подряд.

  2. Если подброшенный водящим мяч упадет за пределами круга, значит, водящий сам «замаялся». В этом случае игру приостанавливают и выбирают нового водящего.


«Охотники и утки». Русская народная игра.

Подготовка. Играющие делятся на две команды, одна из которых - "охотники" - становится по кругу (перед чертой), вторая - "утки" - входит в середину круга. У "охотников" волейбольный мяч.

Содержание игры. По сигналу "охотники" начинают выбивать "уток" из круга. Каждый игрок может сам метать мяч или передать мяч для броска партнёру по команде. "Утки" бегая внутри круга, спасаются от мяча, увёртываясь и подпрыгивая. Подбитая "утка" покидает круг. Игра заканчивается, когда в круге не остаётся ни одной "утки", после чего игроки меняются ролями.

Побеждает команда, сумевшая подстрелить "уток" за меньшее время. Руководитель может установить время игры для метания мяча в "уток". Тогда итог подводится по количеству "уток", выбитых за это время.

Правила игры: 1. Во время броска мяча запрещается заступать за черту. 2. Находящиеся в круге не имеют права ловить мяч руками. 3. Игроки не считаются выбитыми, если мяч попал в них после отскока от пола.


«Горелки». Русская народная игра.

Выбирают водящего. Затем участники распределяются парами и должны взяться за руки. Они становятся перед водящего «столбцом», т. е. выстраиваются в колонну в затылок друг другу.
Начинают играть по команде водящего, например:

«Раз, два, три — беги!»;
«Рыба, галка, хлеб, мочало... Сзади пара — побежала!» и т. д.

Итак, как только водящий дал команду "Выходи ...", последняя пара бежит вперед, разъединяя руки (один участник обегает колонну слева, а другой справа). Задача пары — встать впереди колонны и вновь взяться за руки.
Водящий пытается помешать этому, и если ему удается засалить (поймать) одного из игроков, он становится вместе с пойманным во главе колонны. Игрок, оставшийся без пары, идет водить.
Если же водящему не посчастливится засалить кого-либо из бегущих и они сумеют стать первой парой, то он продолжает водить.





Четвертый класс.


"Коршун" . Украинская народная игра.

Условно назовем детей цыплятами. Один ребенок - "Коршун" - стоит в стороне.
На слова воспитателя "Коршун!" Дети бегут в круг, начерченный на противоположном конце площадки, а "коршун" их ловит.
Указания к игре. Пойманным считаются того, к чему прикоснется коршун.

"Хитрая лиса". Украинская народная игра.


Дети стоят в кругу, заложив руки за спину. Учитель проходит позади детей и незаметно прикоснувшийся к кому-нибудь из них. Ребенок, к которой прикоснулся учитель, становится "хитрой лисой".
Затем учитель выбирает кого-нибудь из играющих и просит на посмотрев на своих товарищей, определить кто их них хитрая лиса. В случае если ребенок не находит лису с первого раза, все играющие дети громко спрашивают: "Хитрая лиса, ты где?", а затем внимательно следят за лицами своих друзей и пытаются угадать. После трех неудачных попыток лиса говорит: "Я тут!" и пытается поймать кого-нибудь из детей. Поймав 3 - 4 человека игра останавливается и выбирается новая лиса.


«Один в круге». (Венгрия)


Играют 5 и более человек.
Ход игры: игроки становятся в круг и перебрасывают большой легкий мяч друг другу, пока кто-то не ошибется и не уронит его. Этот игрок выходит в круг и становится посередине. Игроки продолжают перебрасывать мяч, но стараются, чтобы его не схватил стоящий в центре, а мяч попал в него. Если все же центральному игроку удается поймать мяч, то он может бросить его в любого. В кого попадет, тот занимает его место. Игра становится интереснее, если идет в хорошем темпе и быстрой передачей удается заставить хорошенько повертеться и попрыгать стоящего в центре.


«Лев и коза». (Афганистан)
Играют 10—20 человек. Нужны маски льва и козы.
Ход игры: выбирают «льва» и «козу». Остальные игроки, взявшись за руки, образуют круг. «Коза» стоит внутри круга, «лев» - за кругом. Он должен поймать «козу». Играющие свободно пропускают «козу», а «льва», наоборот, задерживают. Игра продолжается до тех пор, пока «лев» не поймает «козу». В случае удачи они обмениваются ролями или выбирается другая пара.



«Охотники и утки». Русская народная игра.

Подготовка. Играющие делятся на две команды, одна из которых - "охотники" - становится по кругу (перед чертой), вторая - "утки" - входит в середину круга. У "охотников" волейбольный мяч.

Содержание игры. По сигналу "охотники" начинают выбивать "уток" из круга. Каждый игрок может сам метать мяч или передать мяч для броска партнёру по команде. "Утки" бегая внутри круга, спасаются от мяча, увёртываясь и подпрыгивая. Подбитая "утка" покидает круг. Игра заканчивается, когда в круге не остаётся ни одной "утки", после чего игроки меняются ролями.

Побеждает команда, сумевшая подстрелить "уток" за меньшее время. Руководитель может установить время игры для метания мяча в "уток". Тогда итог подводится по количеству "уток", выбитых за это время.

Правила игры: 1. Во время броска мяча запрещается заступать за черту. 2. Находящиеся в круге не имеют права ловить мяч руками. 3. Игроки не считаются выбитыми, если мяч попал в них после отскока от пола.


«Белые медведи». Русская народная игра.


Подготовка. Площадка представляет собой море. В стороне очерчивается небольшое место - льдина. На ней стоит водящий - "белый медведь". Остальные "медвежата" произвольно размещаются по всей площадке.

Содержание игры. "Медведь" рычит: "Выхожу на ловлю!" - и устремляется ловить "медвежат". Сначала он ловит одного "медвежонка" (отводит на льдину), затем другого. После этого два пойманных "медвежонка" берутся за руки и начинают ловить остальных играющих. "Медведь" отходит на льдину. Настигнув кого-нибудь, два "медвежонка" соединяют свободные руки так, чтобы пойманный очутился между руками, и кричат: "Медведь, на помощь!" "Медведь" подбегает, осаливает пойманного и отводит на льдину. Следующие двое пойманных также берутся за руки и ловят "медвежат". Игра продолжается до тех пор, пока не будут переловлены все "медвежата". Последний пойманный становится "белым медведем".

Побеждает последний пойманный игрок.
Правила игры:
1. "Медвежонок" не может выскальзывать из-под рук окружившей его пары, пока не осалил "медведь". 2. При ловле запрещается хватать играющих за одежду, а убегающим выбегать за границы площадки.


«Караси и щука». Русская народная игра.

Подготовка. На одной стороне площадки находятся "караси", на середине "щука".

Содержание игры. По сигналу "караси" перебегают на другую сторону. "Щука" ловит их. Пойманные "караси" (четыре-пять) берутся за руки и, встав поперёк площадки, образуют сеть.

Теперь "караси" должны перебегать на другую сторону площадки через сеть (под руками). "Щука" стоит за сетью и подстерегает их. Когда пойманных "карасей" будет восемь-девять, они образуют корзины - круги, через которые нужно пробегать. Такая корзина может быть и одна, тогда её изображают, взявшись за руки, 15-18 участников. "Щука" занимает место перед корзиной и ловит "карасей".

Когда пойманных "карасей" станет больше, чем непойманных, играющие образуют верши - коридор из пойманных карасей, через который пробегают непойманные. "Щука", Находящаяся у выхода из верши, ловит их.

Победителем считается тот, кто остался последним. Ему и поручают роль новой "щуки".

Правила игры: 1. Игра начинается по сигналу руководителя. 2. Все "караси" обязаны при перебежке пройти сеть, корзину и верши. 3. Стоящие не

имеют права задерживать их. 4. Игроки, образующие корзину, могут поймать "щуку", если им удастся закинуть сплетенные руки за спину "щуки" и загнать её в корзину или захлопнуть верши. В этом случае все "караси" отпускаются, и выбирается новая "щука"



Используемая литература :



  1. Володченко В.Ю., Юмашев В.Б. Выходи играть во двор. М.: Мол.гвардия. 1984.- 126с.

  2. Коджаспиров Ю.Г.Развивающие игры на уроках физической культуры 5-11 классы. Методическое пособие. М., Дрофа, 2003-176с

  3. Кузнецова З.М. Народные игры на уроках физической культуры. На6.Челны,1996-100с

  4. Детские подвижные игры народов СССР. М., Просвещение, 1989-239с

  5. Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. Научно-методический журнал РАО, Российского государственного университета физической культуры, спорта и туризма, 2004 год, №5

  6. Жуков М.Н. Подвижные игры: Учеб. для студ. пед. вузов. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 160 с.

  7. Г.И. Погадаев Народные игры на уроках физической культуры и во внеурочное время. 1-11 классы. Методическое пособие. М., Дрофа, 2010-145с


Использованы материалы сайта: http://www.fizkult-ura.ru; http://www.pravilaigr.ru.





1 класс. ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ РАЗНЫХ НАРОДОВ МИРА (6 часов)

1

урок

Подвижные игры разных народов.

Изучение нового материала

Беседа: Национальные игры, отражение в них традиций и культурных ценностей народа. Беговые упражнения. Комплекс ОРУ со скакалкой. Игра «Становись -разойдись», «Смена мест», «Африканские салки по кругу», «Доброе утро охотник». Эстафеты.






Знать: правила подвижных игр.

Уметь: владеть техникой соревновательных действий и приемов из национальных подвижных игр.

Текущий

Ком-плекс 3



2

урок

Подвижные игры разных народов.

Совершенствования

Беговые упражнения. Комплекс ОРУ со скакалкой. Игра «Становись -разойдись», «Смена мест», «Африканские салки по кругу», «Доброе утро охотник» . Подъем туловища, подтягивание. Эстафеты.


Знать: правила подвижных игр.

Уметь: владеть техникой соревновательных действий и приемов из национальных подвижных игр.

Текущий

Ком-плекс 3



3

урок

Подвижные игры разных народов.

Комплексный

Беговые упражнения. Комплекс ОРУ со скакалкой. Игра «Становись -разойдись», «Смена мест»,

«У медведя во бору», «Гуси лебеди». Подъем туловища, подтягивание. Прыжок в длину с места. Эстафеты.


Знать: правила подвижных игр.

Уметь: владеть техникой соревновательных действий и приемов из национальных подвижных игр.

Текущий

Ком-плекс 3



4

урок

Подвижные игры разных народов.

Совершенствования

Беговые упражнения. Комплекс ОРУ со скакалкой. Игра «Становись -разойдись», «Смена мест»,

«У медведя во бору», «Гуси лебеди» .Челночный бег. Подъем туловища ,подтягивание. Прыжок в длину с места. Эстафеты.


Знать: правила подвижных игр.

Уметь: владеть техникой соревновательных действий и приемов из национальных подвижных игр.

Текущий

Ком-плекс 3



5

урок

Подвижные игры разных народов.

Комплексный

Беговые упражнения. Комплекс ОРУ со скакалкой. Игра «Становись -разойдись», «Смена мест»,

«Стой олень», «Олень и волк» .Челночный бег. Подъем туловища ,подтягивание. Прыжок в длину с места. Эстафеты.


Знать: правила подвижных игр.

Уметь: владеть техникой соревновательных действий и приемов из национальных подвижных игр.

Текущий

Ком-плекс 3



6

урок

Подвижные игры разных народов.

Совершенствования

Беговые упражнения. Комплекс ОРУ со скакалкой. Игра «Становись -разойдись», «Смена мест»,

«Стой олень», «Олень и волк».Челночный бег. Подъем туловища ,подтягивание. Прыжок в длину с места. Эстафеты.


Знать: правила подвижных игр.

Уметь: владеть техникой соревновательных действий и приемов из национальных подвижных игр.

Текущий

Ком-плекс 3



Примерное планирование уроков подвижных игра разных народов мира






2 класс. ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ РАЗНЫХ НАРОДОВ МИРА (6 часов)

Номер урока

Тема урока

кол-во часов

Тип урока

Элементы содержания урока

Требования к уровню подготовки учащихся

Вид контроля

Д/З

Дата

провед.

Номер урока

1

урок

Подвижные игры разных народов.

Изучение нового материала

Беседа: Национальные игры, отражение в них традиций и культурных ценностей народа. Беговые упражнения. Комплекс ОРУ со скакалкой. Игра «Большая кошка», «Статуя». Эстафеты.




Знать: правила подвижных игр.

Уметь: владеть техникой соревновательных действий и приемов из национальных подвижных игр.

Текущий

Ком-плекс 3



2

урок

Подвижные игры разных народов.

Совершенствования

Беговые упражнения. Комплекс ОРУ со скакалкой. Игра «Большая кошка», «Статуя». Эстафеты.

Знать: правила подвижных игр.

Уметь: владеть техникой соревновательных действий и приемов из национальных подвижных игр.

Текущий

Ком-плекс 3



3

урок

Подвижные игры разных народов.

Комплексный

Беговые упражнения. Комплекс ОРУ со скакалкой. Игра «Поезд», «Серый кот». Эстафеты.

Знать: правила подвижных игр.

Уметь: владеть техникой соревновательных действий и приемов из национальных подвижных игр.

Текущий

Ком-плекс 3



4

урок

Подвижные игры разных народов.

Совершенствования

Беговые упражнения. Комплекс ОРУ без предметов. Игра «Поезд», «Серый кот». Эстафеты.

Знать: правила подвижных игр.

Уметь: владеть техникой соревновательных действий и приемов из национальных подвижных игр.

Текущий

Ком-плекс 3



5

урок

Подвижные игры разных народов.

Комплексный

Беговые упражнения. Комплекс ОРУ без предметов. Игра «Шишки,желоди,орехи» , «Пустое место». Эстафеты.

Знать: правила подвижных игр.

Уметь: владеть техникой соревновательных действий и приемов из национальных подвижных игр.

Текущий

Ком-плекс 3



6

урок

Подвижные игры разных народов.

Совершенствования

Беговые упражнения. Комплекс ОРУ со скакалкой. Игра «Шишки,желоди,орехи» , «Пустое место». Эстафеты.

Знать: правила подвижных игр.

Уметь: владеть техникой соревновательных действий и приемов из национальных подвижных игр.

Текущий

Ком-плекс 3













3 класс. ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ РАЗНЫХ НАРОДОВ МИРА (6 часов)

Номер урока

Тема урока

кол-во часов

Тип урока

Элементы содержания урока

Требования к уровню подготовки учащихся

Вид контроля

Д/З

Дата

провед.

Номер урока

1

урок

Подвижные игры разных народов.

Изучение нового материала

Беседа: Национальные игры, отражение в них традиций и культурных ценностей народа. Беговые упражнения. Комплекс ОРУ со скакалкой. Игра «Коршун», «Хитрая лиса». Эстафеты.




Знать: правила подвижных игр.

Уметь: владеть техникой соревновательных действий и приемов из национальных подвижных игр.

Текущий

Ком-плекс 3



2

урок

Подвижные игры разных народов.

Совершенствования

Беговые упражнения. Комплекс ОРУ со скакалкой. Игра «Коршун», «Хитрая лиса». Эстафеты.

Знать: правила подвижных игр.

Уметь: владеть техникой соревновательных действий и приемов из национальных подвижных игр.

Текущий

Ком-плекс 3



3

урок

Подвижные игры разных народов.

Комплексный

Беговые упражнения. Комплекс ОРУ со скакалкой. Игра «Стой олень», «Олень и волк». Эстафеты.

Знать: правила подвижных игр.

Уметь: владеть техникой соревновательных действий и приемов из национальных подвижных игр.

Текущий

Ком-плекс 3



4

урок

Подвижные игры разных народов.

Совершенствования

Беговые упражнения. Комплекс ОРУ со скакалкой. Игра «Стой олень», «Олень и волк». Эстафеты.

Знать: правила подвижных игр.

Уметь: владеть техникой соревновательных действий и приемов из национальных подвижных игр.

Текущий

Ком-плекс 3



5

урок

Подвижные игры разных народов.

Комплексный

Беговые упражнения. Комплекс ОРУ со скакалкой. Игра «Охотники и утки» , «Белые медведи». Эстафеты.

Знать: правила подвижных игр.

Уметь: владеть техникой соревновательных действий и приемов из национальных подвижных игр.

Текущий

Ком-плекс 3



6

урок

Подвижные игры разных народов.

Совершенствования

Беговые упражнения. Комплекс ОРУ со скакалкой. Игра «Охотники и утки» , «Белые медведи». Эстафеты.

Знать: правила подвижных игр.

Уметь: владеть техникой соревновательных действий и приемов из национальных подвижных игр.

Текущий

Ком-плекс 3















4 класс. ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ РАЗНЫХ НАРОДОВ МИРА (6 часов)

Номер урока

Тема урока

кол-во часов

Тип урока

Элементы содержания урока

Требования к уровню подготовки учащихся

Вид контроля

Д/З

Дата

провед.

Номер урока

1

урок

Подвижные игры разных народов.

Изучение нового материала

Беседа: Национальные игры, отражение в них традиций и культурных ценностей народа. Беговые упражнения. Комплекс ОРУ со скакалкой. Игра «Коршун», «Хитрая лиса». Эстафеты.




Знать: правила подвижных игр.

Уметь: владеть техникой соревновательных действий и приемов из национальных подвижных игр.

Текущий

Ком-плекс 3



2

урок

Подвижные игры разных народов.

Совершенствования

Беговые упражнения. Комплекс ОРУ со скакалкой. Игра «Коршун», «Хитрая лиса». Эстафеты.

Знать: правила подвижных игр.

Уметь: владеть техникой соревновательных действий и приемов из национальных подвижных игр.

Текущий

Ком-плекс 3



3

урок

Подвижные игры разных народов.

Комплексный

Беговые упражнения. Комплекс ОРУ со скакалкой. Игра «Стой олень», «Олень и волк». Эстафеты.

Знать: правила подвижных игр.

Уметь: владеть техникой соревновательных действий и приемов из национальных подвижных игр.

Текущий

Ком-плекс 3



4

урок

Подвижные игры разных народов.

Совершенствования

Беговые упражнения. Комплекс ОРУ со скакалкой. Игра «Стой олень», «Олень и волк». Эстафеты.

Знать: правила подвижных игр.

Уметь: владеть техникой соревновательных действий и приемов из национальных подвижных игр.

Текущий

Ком-плекс 3



5

урок

Подвижные игры разных народов.

Комплексный

Беговые упражнения. Комплекс ОРУ со скакалкой. Игра «Охотники и утки» , «Белые медведи». Эстафеты.

Знать: правила подвижных игр.

Уметь: владеть техникой соревновательных действий и приемов из национальных подвижных игр.

Текущий

Ком-плекс 3



82

урок

Подвижные игры разных народов.

Совершенствования

Беговые упражнения. Комплекс ОРУ со скакалкой. Игра «Охотники и утки» , «Белые медведи». Эстафеты.

Знать: правила подвижных игр.

Уметь: владеть техникой соревновательных действий и приемов из национальных подвижных игр.

Текущий

Ком-плекс 3




Подвижные игры народов мира на уроках физической культуры в начальной школе.
  • Физкультура
Описание:

Подвижная игра - естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. 

Народные игры являются неотъемлемой частью развития патриотических чувств любви и преданности Родине. По содержанию все народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход организма к более высокой ступени развития. Игровая ситуация увлекает и воспитывает ребенка, а встречающиеся в некоторых играх зачины, диалоги непосредственно характеризуют персонажей и их действия, которые надо умело подчеркнуть в образе, что требует активизации умственной деятельности.

В народных играх много соревновательного задора, шуток, часто игры сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками.

Автор Петухов Николай Григорьевич
Дата добавления 07.01.2015
Раздел Физкультура
Подраздел
Просмотров 1302
Номер материала 40830
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓