Главная / Русский язык и литература / Подробное изложение текста художественного стиля "Лесная чаша" (6 класс)

Подробное изложение текста художественного стиля "Лесная чаша" (6 класс)

Подробное изложение художественного текста, соединяющего несколько типов речи. Включение в текст изложения собственного отношения к описываемому.

Урок 1.

Образовательные цели: формирование умения подробно излагать текст художественного стиля, сохраняя стилевые особенности исходного текста; передавать в определенной композиционной последовательности ее содержание с использованием своих наблюдений.

Развивающие цели: развивать личность ребенка на основе формирования учебной деятельности средствами устной и письменной речи;

развивать речь учащихся на основе образного ассоциативного мышления;

создавать условия для развития умения формулировать и высказывать собственную точку зрения;

обеспечивать ориентир на самостоятельный поиск, самостоятельную работу, самостоятельные открытия учащегося.

Воспитательные цели: воспитывать самостоятельность и творческую активность;

воспитывать любовь к своей родине.


  1. Организационный момент.

Знакомство с целями урока.

На уроке мы будем совершенствовать умение строить художественный текст, а также будем учиться выражать собственное отношение к описываемому.


  1. Речевая разминка.

Составление синквейна на тему «Природа»

Например:

Природа

Русская. Удивительная.

Любить. Ценить. Беречь.

Охранять природу – дело каждого.

Богатство.

  1. Работа по теме.

Чтение текста учителем.(Чтение иллюстрируется видеослайдами).

Вспомнилась мне одна сыроежка в лесу, где я постоянно грибы собираю.

Была осень. Березки и осинки начали сыпать на молодые елочки золотые и красные пятачки. День был теплый и даже паркий.

Продвигался я осторожно, бесшумно в частом ельнике. Приподнял одну веточку – здравствуйте!

Через лесное оконце мне открылась поляна в лесу. Посередине ее две березы. Под березами – пень. Рядом с пнем в зеленом брусничнике красная сыроежка. Такая огромная, каких в жизни своей не видел. Она такая старая, что края ее завернулись вверх. И от этого вся сыроежка была в точности как большая глубокая тарелка, наполненная водой. В тарелке листик – маленький, сухой, желтый.

Покряхтел я, покряхтел, опустился на свои старые колени и лег на живот. В один дух выпил всю лесную чашу до дна. (По М. Пришвину).

- Определите тему текста. Озаглавьте его.

(В тексте говорится о необычной сыроежке, похожей на большую тарелку. Пришвин назвал ее лесной чашей).


Составим примерный план текста.

  1. Вводная часть.

  2. Осенним днем.

  3. Вид через лесное оконце.

  4. Выпита чаша!

- Далее мы подробно проанализируем текст. Для чего это нам нужно?

(Анализ текста облегчит написание изложения).

Работа с кейсами .

- Что вы знаете о стилях речи?

(Стили речи делятся на две группы: разговорный и книжные. К книжным относятся научный, публицистический, официально-деловой и стиль художественной литературы).

Работа с текстом.

- Каков стиль текста? (Художественный).

- Вспомним признаки художественного стиля. Это конкретность, образность, субъективность, эмоциональность.

- Найдем перечисленные признаки в тексте.

(Автор называет время года, вспоминает один день; передает в создаваемой картине свое видение природы; образно и эмоционально рассует картину листопада, встречу с сыроежкой).

- Найдем в тексте художественно-выразительные средства.

(Метафоры – «лесное оконце», «золотые пятачки», «лесная чаша»; сравнение – сыроежка «как большая глубокая тарелка» ).

Работа с кейсами .

- Вспомним, с какими типами речи мы знакомились на уроках развития речи?

(На уроках развития речи мы познакомились с такими типами речи как повествование, описание, рассуждение). Верно, в зависимости от содержания высказываний наша речь делится на три основных типа: описание, повествование, рассуждение.

- Назовите их отличительные признаки.

(В повествовании говорится о следующих друг за другом действиях, в описании – о признаках предмета, в рассуждении – о причинах свойств или явлений).

- Какие способы связи предложений в тексте вы знаете?

(Способ параллельной связи и способ последовательной связи).

Работа с текстом.

- Какие типы речи соединяет автор в своем тексте?

Писатель создает текст, соединяя в нем несколько типов речи. Начинается текст с предложения вводного характера – оно как бы предупреждает, что все последующее – это воспоминание. Тем самым объясняется, почему большая часть картины рисуется в прошедшем времени.

- Прочитаем второй абзац. Какой тип речи представляет собой этот фрагмент?

(Описание состояния природы).

Это описание позволяет автору создать определенное лирическое настроение.

- Прочитайте третий абзац. К какому типу речи относится этот фрагмент?

(Повествование).

- Найдите в тексте вторую часть повествования.

( В конце текста).

- Каким способом связи соединены предложения, входящие в эти фрагменты?

( Способом параллельной связи).

- Что отсутствует во вторых предложениях каждого из этих текстов?

( Указание на действующее лицо).

- Обратите внимание на глаголы в этих предложениях. Что они передают? Почему автор выбрал именно их, что он этим хотел сказать?

(Глаголы не только последовательность действий передают, но и позволяют читателю понять, что грибник выполнял их осторожно, боясь нарушить гармонию природы).

- Зачитайте центральную часть миниатюры. Что здесь описывает автор?

(Данный фрагмент является описанием места и предметы: поляны, открывшейся через лесное оконце, и сыроежки).

- Как строится каждое предложение? Что называется в первой части предложения, а что во второй?

(В каждом из предложений называется где? – что? расположилось).

- Каким способом связи соединены предложения в этом фрагменте?

( Предложения соединены последовательно).

- Что выступает средством связи?

( Повтор слов и местоимения).

Обратите внимание, что писатель пользуется безглагольными предложениями, опуская связки типа: находится, растет и т.п..

В этом описательном фрагменте текста изображение поляны - не главное, оно нужно как фон для показа основного предмета – сыроежки. Описание этого предмета органично включается в общую картину: автор использует последовательную связь предложений для того, чтобы соединить описание предмета и места.

-Прочитайте описание сыроежки. Каким способом связи соединены эти предложения?

( Три первых предложения соединены параллельно, последнее – последовательно).

Составление творческой части изложения.

Ответьте на один из трех вопросов. Выразите свое отношение, пользуясь вводными конструкциями: я считаю, что…; я думаю, что …; на мой взгляд…; мне кажется…

Вариант 1.

Какую мысль хотел донести до нас М.Пришвин, удалось ли ему это?

Вариант 2.

Удачно ли автором подобран языковой материал?

Вариант 3.

Удачно ли автором подобран языковой материал? Говорит ли это о художественном мастерстве Пришвина?


При выполнении творческой части можно использовать клише.


Я считаю, что М.Пришвин хотел показать ( что? ) … . Он ненавязчиво призывает нас быть ( какими? )… ( к чему? ) … . И тогда природа ( что сделает?) … нам ( что?)… .


На мой взгляд, автор ( что сделал?) … в этом тексте ( что?) … .

Благодаря этому читатель представляет ( что?) …


Я думаю, что (кто?)… точно подобрал (что?) … . Текст получился (каким?) … .

Это говорит ( о чем?) автора.)


Примерные ответы учащихся:

Я считаю, что М.Пришвин хотел показать прелесть осенней природы. Он ненавязчиво призывает быть внимательнее к ней, и тогда она откроет нам все свои тайны.


На мой взгляд, автор очень удачно сочетал в этом тексте разные типы речи.

Благодаря этому читатель представляет и как грибник путешествует по лесу, и что он видит в лесу.


Мне кажется, что по этому тексту можно было бы снять небольшой фильм. Первые кадры, общим планом – буйство красок осеннего леса. Далее – одинокий грибник в золоте листопада. Потом – как в сказке открывающееся лесное оконце. Через него – чудесная поляна. Затем крупным планом – необыкновенная сыроежка, наполненная водой. И наконец – грибник с наслаждением выпивает лесную чашу.

Я думаю, что М.Пришвин очень точно подобрал языковой материал. Текст получился эмоциональным, образным и лаконичным. Конечно же, это говорит о художественном мастерстве автора.

4. Подведение итогов. Рефлексия.

1) Благодарность за активную работу. Оценивание правильных ответов учителем.

2) Учащиеся прикрепляют к доске смайлики, выражающие их отношение к уроку урок вызвал положительные эмоции – улыбающийся смайлик; не вызвал положительных эмоций – грустный смайлик; материал не понят или остались

вопросы – смайлик со знаком вопроса.

3) Обсуждение результатов рефлексии.

2 урок.

1) Доработка творческой части.

2) Словарная работа.

3) Повторное прочтение учителем текста .

4) Написание изложения.




5



Подробное изложение текста художественного стиля "Лесная чаша" (6 класс)
  • Русский язык и литература
Описание:

Подробное изложение текста художественного стиля "Лесная чаша" входит в систему уроков развития речи в 6 классе. Используется как обучающее изложение с творческим заданием при изучении темы "Описание места". 

Образовательные цели урока: формирование умения подробно излагать текст художественного стиля, сохраняя стилевые особенности исходного текста, передавать в определенной композиционной последовательности ее содержание с использованием собственных наблюдений.

Развивающие цели урока: развивать на основе образного ассоциативное мышление, развивать умение высказывать собственную точку зрения, обеспечивать ориентир на самостоятельный поиск.

Воспитательные цели: воспитание самостоятельности в поиске решения поставленных задач, воспитание творческой активности, любви к природе.

 

Автор Безрукова Мария Павловна
Дата добавления 28.12.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 5322
Номер материала 13641
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓