Главная / Директору-завучу / Подпрограмма деятельности педагогического коллектива с одаренными детьми в начальной школе «ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ»

Подпрограмма деятельности педагогического коллектива с одаренными детьми в начальной школе «ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ»

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 87г.Хабаровска











Подпрограмма

деятельности педагогического

коллектива с  одаренными детьми

в начальной школе

«ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ»





Разработал:

Заместитель директора по УВР

Соколова Г.А.





Цель подпрограммы:

Создание системы деятельности учителей начальных классов по развитию интеллектуальных и творческих способностей учащихся, развитию их одаренности.

Основные задачи:

      реализация принципа индивидуального подхода в обучении и воспитании учащихся с повышенным уровнем обучаемости, ак­тивизация их интеллектуальных качеств в целях гар­монического развития человека как субъекта творческой деятель­ности;

       создание оптимальных условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей;

      изучение факторов целенаправленного психо­лого-педагогического содействия процессам развития личности, эффективной реализации способностей к неограниченному раз­витию индивидуальности каждого субъекта педагогического про­цесса;

      совершенствование системы подготовки учителей, обучение через методическую учебу, педсоветы, самообразование;

      внедрение в учебно-воспитательный процесс всех видов и форм творческой самореализации, нестандартности научного и художественного мышления учащихся;

       создание банка данных «Одаренные дети», включающего информацию о педагогах, работающих с одаренными детьми, об одаренных детях, об индивидуальных образовательных программах, о научно-педагогической литературе;

       установление сотрудничества в работе с одаренными детьми начальной школы: учитель-ученик-родитель.











Этапы реализации:

1 этап: диагностико- прогностический, методологический (2012-2013г.)

Мониторинг одаренности.

Создание:

        банка данных по одаренным детям;

        банка творческих работ учащихся;

        банка текстов олимпиад и  интеллектуальных конкурсов;

        рекомендаций по работе с одаренными детьми в начальной школе.

Организация:

        системы дополнительного образования;

        конкурса «Ученик года»;

        интеллектуальных игр;

        внеклассной работы по предмету;

        деятельности научного общества «Олимпионок».

2 этап: деятельностный (2013-2015 годы)

        Экспертиза обучающих программ для детей повышенного уровня обучаемости.

        Выявление одаренных детей на ранних этапах развития.

        Организация системы научно-исследовательской деятельности учащихся.

        Внедрение метода проектов.

        Учет индивидуальных достижений.

        Переход на систему «портфолио».

        Проведение выставок детского творчества.

        Обобщение опыта работы по технологиям творческого и интеллектуального развития.

3 этап: констатирующий (2015-2016 годы)

        Создание банка педагогического опыта по работе с одаренными детьми.

  • Выпуск методического бюллетеня

«Опыт работы с одаренными детьми в начальной школе».

        Внедрение в практику работы  рейтинга учащихся.

Актуальность разработки

В свете Концепции модернизации Российского образования остро встает вопрос поиска путей повышения социально-экономического потенциала общества. Это возможно только в  случае роста интеллектуального уровня тех, которые в дальнейшем станут носителями ведущих идей общественного процесса.

Начальная школа является составной частью всей системы непрерывного образования. Педагоги призваны учить детей творчеству, воспитывать в каждом ребёнке самостоятельную личность, умеющую находить эффективные способы решения проблемы. Помочь ему в этом, поддержать – задача учителя и семьи.

Деятельность педагогического коллектива  по исследованию, диагно­стике, апробации методов и средств психолого-педагогического содействия реализации творчески-деятельного потенциала детей повышенного уровня обучаемости  соответствует целям реформирования образования в России, идеалам его гуманизации, поскольку связана с внедрением в школьную практику программ дифференциации и персонификации обучения и воспитания. Она обеспечивает условия для саморазвития учащихся, для повышения их мотиваций к познанию и само­воспитанию. При этом возникает особая форма организации обучающей деятельности, нацеленная на обосно­вание принципиально новой системы образования детей повышенного уровня обучаемости, на определение парадигмы развивающего вариативного образования для одаренных детей.







Содержание проблемы и обоснование

необходимости ее решения.

            В последние годы можно наблюдать расширение числа участников и победителей предметных олимпиад, конкурсов и соревнований и, как следствие, высоких образовательных достижений. За последние годы увеличилось число участников районного этапа предметных олимпиад в начальной школе.

            Для развития спортивной, творческой одаренности детей проводятся спортивные соревнования, спартакиады, смотры-конкурсы, работают спортивные секции и танцевальный коллектив «Изюминка».

Улучшение работы учителей в данном направлении, привело к возникновению проблем выявления, поддержки и развития одаренных детей.  Программа должна предусмотреть создание равных стартовых условий для выявления, развития, социальной поддержки одаренных детей, реализации их потенциальных возможностей, обеспечения всестороннего развития и образования.

Другая проблема – педагогические и психологические трудности, обусловленные разнообразием видов одаренности, включая возрастную и скрытую одаренность, множество противоречивых теоретических подходов и методов. Решение этой проблемы может быть связано с определением единых подходов к пониманию детской одаренности.

Кроме того, выделим кадровую проблему, связанную с недостаточной профессиональной и личностной готовностью педагогов к работе с одаренными детьми.

Концепция Подпрограммы 

В научно-методической литературе (Н. А. Менчинская, Л. В. Занков, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов и др.) отмечается, что ученики отли­чаются друг от друга, прежде всего, способностями к учению, т. е. одаренностью, а также  обучаемостью.

Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности – это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.

Одаренные дети обычно обладают отличной памятью, которая базируется на ранней речи и абстрактном мышлении. Их отличает способность класси­фицировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями. Большой словарный запас, сопровождающийся сложными синтаксическими конструкциями, умение ставить вопросы чаще всего привлекают внимание окружающих к одаренному ребенку. Маленькие «вундеркинды» с удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают слова, должные, по их мнению, выражать их собственные понятия и воображаемые события, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей.

Талантливые дети легко справляются с познавательной неопределенно­стью. При этом трудности не заставляют их отклоняться. Они с удовольствием воспринимают сложные и долгосрочные задания и терпеть не могут, когда им навязывают готовый ответ.

У некоторых одаренных детей явно доминируют математические способ­ности, подавляющие интерес к чтению.

Одаренного ребенка отличает и повышенная концентрация внимания на чем-либо, упорство в достижении результата в сфере, которая ему интересна. В силу небольшого жизненного опыта такие дети часто затевают пред­приятия, с которыми не могут справиться. Им необходимо понимание и неко­торое руководство со стороны взрослых, не следует акцентировать внимание на их неудачах, лучше попробовать вместе еще раз.

В сфере психосоциального развития одаренным и талантливым детям свойственны следующие черты:

Сильно развитое чувство справедливости, проявляющееся очень рано. Личные системы ценностей у одаренных детей очень широки.

Остро воспринимают общественную несправедливость. Устанавливают высокие требования к себе и к окружающим и живо откликаются на правду, справедливость, гармонию и природу.

Не могут четко развести реальность и фантазию.

Хорошо развито чувство юмора. Талантливые люди обожают несооб­разности, игру слов, «подковырки», часто видят юмор там, где сверстники его не обнаруживают. Юмор может быть спасительной благодатью и здоровым щитом для тонкой психики, нуждающейся в защите от болезненных ударов, наносимых менее восприимчивыми людьми.

Одаренные дети постоянно пытаются решать проблемы, которые им пока «не по зубам». С точки зрения их развития такие попытки полезны.

Для одаренных детей, как правило - характерны преувеличенные стра­хи, поскольку они способны вообразить множество опасных последствий.

Чрезвычайно восприимчивы к неречевым проявлениям чувств окру­жающими и весьма подвержены молчаливому напряжению, возникшему во­круг них.

Обучаемость — это сложное образование, которое зависит от многих личностных качеств и способностей учащихся, и в первую очередь от интеллектуальных способностей (способность анали­зировать, сравнивать, обобщать, синтезировать, выделять суще­ственное, видеть учебные проблемы и решать их), а также от уров­ня познавательного интереса и мотивации, целеустремленности, гибкости мышления, самоорганизации, самоопределения, устойчи­вости в достижении цели и др.

Обучаемость как интегральная индивидуальность личности одаренного ребенка предопределяет различный темп движения его в обучении, т.е. углубленную диф­ференциацию, особенно по степени познавательной самостоятель­ности. Из этого следует, что способности ученика определяются его темпом учения.

При этом деятельность педагогов предусматривает:

а) реализацию индивидуального педагогического подхода в целях гармонического развития человека как субъекта творческой деятельности;

 б) создание системы развиваю­щего и развивающегося образования на основе психолого-педагогических исследований, обеспечи­вающих раннее выявление и раскрытие творческого потенциала детей повышенного уровня обучаемости;

в) изучение факторов психолого-педагогического содействия процессам формирования личности, эффективной реализации познавательных способностей учащихся

г) внедрение в учебно-воспитательный процесс идеи гармониза­ции всех учебных  дисциплин в системе базис­ного учебного плана, что является условием обеспечения доминирующей роли познавательных мотиваций, активизации всех видов и форм творческой самореализации личности.

д) управление процессом развития интеллектуальных способностей учащихся.

Структурная целостность образовательного процесса  основана на взаимозависимости компонентов струк­турирования:   идеи -  содержание  -  обновление содержания обучения, ва­риативность образовательных программ -  определение индивиду­альных      образовательных траекторий - технологии  - методика развивающего обучения и практика - образовательная деятельность  - по­мощь семьи в образовании и воспитании детей.

Чтобы развить человека, необходимо рационально, т.е. сообра­зуясь с его «самостью» выбрать цели, содержание, методы, формы обучения. Как свидетельствует опыт общеобразовательной школы, т.е. где срабатывает традиционная дидактика, здесь упускается глав­ное; насколько и будет ли вообще востребовано то, что дается че­ловеку, которого обучают, воспитывают, развивают.

Педа­гогическая система строится на четырех базовых идеях:

- на осознании самоценности каждого школьника как уникаль­ной, неповторимой личности;

- на неисчерпаемости возможностей развития каждого ребен­ка, в том числе его творческих способностей;

- на приоритете внутренней свободы перед внешней, как свобо­ды, необходимой для творческого саморазвития;

- на понимании природы творческого саморазвития как интег­ральной характеристики «самости», изначальными компонентами которой являются самопознание, творческое самоопределение, са­моорганизация, самоуправление, творческое самосовершенствова­ние и самореализация личности школьника.

Выявление одаренных детей должно начинаться в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы.

Условно можно выделить три категории одаренных детей:

1.      Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие дети чаще всего встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте).

2.      Дети с признаками специальной умственной одаренности – в определенной области науки (подростковый образ).

3.      Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (чаще встречаются в старшем школьном возрасте).

 

Принципы педагогической деятельности

в работе с одаренными детьми:

        принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

        принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

        принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

        принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;

        принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.





Условия успешной работы с одаренными учащимися

Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.

Создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одаренными детьми.

Признание коллективом педагогов и руководством школы того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы школы.

Включение в работу с одаренными учащимися в первую очередь учителей, обладающих определенными качествами:

        учитель для одаренного ребенка является личностью продуктивно реагирующей на вызов, умеющей воспринимать критику и не страдать от стресса при работе с людьми более способными и знающими, чем он сам. Взаимодействие учителя с одаренным учеником должно быть направлено на  оптимальное развитие способностей, иметь характер помощи, поддержки, быть недирективным;

        учитель верит в собственную компетентность и возможность решать возникающие проблемы. Он готов нести ответственность за принимаемые решения, и одновременно уверен в своей человеческой привлекательности и состоятельности;

        учитель считает окружающих способными самостоятельно решать свои проблемы, верит в их дружелюбие и в то, что они имеют положительные намерения, им присуще чувство собственного достоинства, которое следует ценить, уважать и оберегать;

        учитель стремится к интеллектуальному самосовершенствованию, охотно работает над пополнением собственных знаний, готов учиться у других, заниматься самообразованием и саморазвитием.

Учитель должен быть:

        увлеченным своим делом;

        способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности;

        профессионально грамотным;

        интеллектуальным, нравственным и эрудированным;

        проводником передовых педагогических технологий;

        психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса;

        знатоком во всех областях человеческой жизни.

Формы работы с одаренными учащимися

        творческие мастерские;

        групповые занятия с сильными учащимися;

        спецкурсы;

        кружки по интересам;

        занятия исследовательской деятельностью;

        конкурсы;

        интеллектуальный марафон;

        научно-практические конференции;

        участие в олимпиадах;

      участие в конкурсе «Ученик года»;


План работы с одарёнными и талантливыми детьми

в начальной школе

Мероприятие

Сроки

Ответственные

1

Продолжить внедрение проблемно- исследовательских, проектных методов обучения, развивая непрерывно у учащихся творческое и исследовательское мышление.

постоянно

Учитель

2

Создание и пополнение базы данных одаренных детей начальной школы.

постоянно

Педагог-психолог

Зам.директора 

3

Проведение семинаров-практикумов с учителями начальных классов по вопросам выявления одаренных детей и их педагогического сопровождения.

В течение периода

Зам.директора

4

Организация психолого-педагогического просвещения родителей талантливых и одарённых школьников

постоянно

Педагог-психолог

Зам.директора 

5

Создание научного общества

        Создание нормативной и методической базы

        Подготовка педагогических кадров, создание совета общества, его членов, разработка программ, планов

-   Организация исследовательской деятельности

2013-2014

 2013

постоянно

Зам.директора





Руководитель МО, учителя

6

Участие школьников в районных, Всероссийских предметных олимпиадах, конкурсах

постоянно

Учителя-предметники

(информатика, иностранный)

7

Проведение школьной и участие в районной научно-практической конференции школьников в номинации «Юниор».


постоянно

Зам.директора,

Учителя начальной школы

8

Проведение интеллектуальных и творческих конкурсов среди одаренных школьников

По особому плану в течение периода

Руководитель ШМО

9

Составление календаря массовых мероприятий с одаренными детьми на учебный год

Ежегодно, август

Руководитель МО

10

Издание сборников  творческих работ учащихся по итогам научно-практических конференций,  конкурсов

в течение периода

Зам.директора, учителя

11

Обобщение эффективного опыта работы учителей с одаренными детьми

в течение периода

Зам.директора

12

Размещение на школьном сайте материалов по работе с одаренными детьми. Формирование раздела «Одаренные дети»

2012-2013

Зам.директора

13

Создание «Портфолио» ученика начальной школы

постоянно

Учитель начальных классов

14

Подготовка психолого-педагогических характеристик на каждого одарённого школьника, благодаря которым учителя – предметники разрабатывают содержание индивидуальной программы обучения

        Выявление учащихся в 1-х-4-х классах, составление диагностической карты

        Разработка программ и планов индивидуальной работы с детьми

        Проведение занятий с детьми

         Отработка форм, методов, приёмов работы

создание мониторинга результативности работы с одарёнными детьми.

постоянно

 

постоянно

 

 

 

 

Педагог-психолог, учителя начальных классов

 

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  • Развитие талантливых и высокомотивированных детей начальной школы в рамках общеобразовательного учреждения;

  • Помощь одарённым учащимся в самореализации их творческой направленности;

  • Выбор дальнейшего жизненного пути;

  • Выход на краевой и Всероссийский уровень;

  • Преемственность начальной, средней и старшей школы.













Начальная школа




hello_html_4db4039c.png




























Участие в олимпиадах и конкурсах.


п.п.

Ф.И.

класс

конкурс

место

1

Михеев Викто

3

«Растём вместе»

призёр

2

Кулик Даниил

3

«Растём вместе»

призёр

3

Маринина Анна

3

«Растём вместе»

призёр

4

Кулик Даниил

3

КИТ

2

5

Гавриленко Диана

3

155

победитель

6

Балталина Анна

1

КИТ

6

7

Мармаза Михаил

3

КИТ

1

8

Сударев Анатолий

3

155

победитель

9

Мармаза Михаил

3

155

победитель

10

Баранова Софья

3

155

победитель

11

Разинкина Яна

3

КИТ

«Медвежонок»

5

2

12

Хорошилова Настя

3

«Медвежонок»

1

13

Санникова Полина

3

КИТ

3

14

Коренов Геральд

3

КИТ

4

15

Сударев Анатолий

3

«Медвежонок»

«Бульдог»

6

1

16

Черных Александр

2

«Бульдог»

3

17

Крамаренко Иван

1

КИТ

1













Подпрограмма деятельности педагогического коллектива с одаренными детьми в начальной школе «ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ»
  • Директору-завучу
Описание:

Цель подпрограммы:

Создание системы деятельности учителей начальных классов по развитию интеллектуальных и творческих способностей учащихся, развитию их одаренности.

Основные задачи:

ü      реализация принципа  индивидуального подхода в обучении и воспитании учащихся с повышенным уровнем обучаемости, ак­тивизация их интеллектуальных качеств в целях гар­монического развития человека как субъекта творческой деятель­ности;

ü       создание оптимальных условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей;

ü      изучение факторов целенаправленного психо­лого-педагогического содействия процессам развития личности, эффективной реализации способностей к неограниченному раз­витию индивидуальности каждого субъекта педагогического про­цесса;

ü      совершенствование системы подготовки учителей, обучение через методическую учебу, педсоветы, самообразование;

ü      внедрение в учебно-воспитательный процесс всех видов и форм творческой самореализации, нестандартности научного и художественного мышления учащихся;

ü       создание банка данных «Одаренные дети», включающего информацию о  педагогах, работающих с одаренными детьми, об одаренных детях, об индивидуальных образовательных программах, о научно-педагогической литературе;

 

ü       установление сотрудничества в работе с одаренными детьми  начальной школы: учитель-ученик-родитель.

Автор Соколова Галина Алексеевна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Директору-завучу
Подраздел
Просмотров 458
Номер материала 24599
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓