Инфоурок Логопедия, Дефектология Другие методич. материалыПодгрупповое логопедическое занятие Дифференциация С - Ш

Подгрупповое логопедическое занятие Дифференциация С - Ш

Скачать материал

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подгрупповое логопедическое занятие

 

 

Дифференциация С - Ш

 

 

 

 

 

 

                                     

 

 

 

 

 

                                                                                  Подготовила

                                                                  учитель-логопед

                                                                  Табакова Юлия Вячеславовна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2011 учебный год

 

 

 

Тема: Дифференциация С-Ш.

 

Цели:

Коррекционно-образовательные: уточнять и сравнивать артикуляцию звуков, учить дифференцировать буквы С-Ш, давать их сравнительную характеристику, формировать умение различать на письме С-Ш в слогах, словах, предложениях;

Коррекционно-развивающие: развивать звуковой анализ и синтез,  фонематический   слух и восприятие, логическое мышление, память, пространственные и временные представления;

Коррекционно-воспитательные: воспитывать культуру речи, прививать  интерес к занятиям.

 

Оборудование: мячик, индивидуальные зеркала, предметные картинки, карточки для индивидуальной работы, цветные карандаши, артикуляционные профили и схемы звуков.

Ход занятия.

1.Организационный момент.

Здравствуйте, ребята!

Прежде чем начнем работу над темой занятия, давайте вспомним:

Какой сегодня день недели?

Какой день был вчера?

Какой будет завра?

Как называется первый день недели?

Какое сегодня число? Какой месяц? Вспомните зимние месяцы? Какой первый месяц зимы? Второй? Третий?

Молодцы! Настроились на работу!

 

2. Работа над темой занятия.

1. Формулировка темы занятия.

Мы сегодня продолжим работу над смешиваемыми звуками, а над какими именно вы узнаете, когда отгадаете загадки (по первому звуку отгадки):

Гладишь – кусается, дразнишь - кусается (собака).

Сижу верхом не знаю на ком, знакомца встречу, соскочу, привечу (шапка).

Словарная работа: привечу -  Поприветствовать, поздороваться.

Молодцы! Мы с вами будем работать над звуками [с-ш]. И тема нашего занятия звучит так: «Дифференциация С-Ш».

 

2. Артикуляционный уклад звуков [с-ш].

    Звук [с]

Губы растянуты в улыбке, зубы обнажены, кончик языка упирается в нижние резцы (получается «Мостик», схема ↓).

    Звук [ш]

Губы округлены и слегка выдвинуты вперед, зубы обнажены, языка приподнят к переднему краю твердого неба в форме «Чашечки», схема ↑.

Таким образом, при произнесении звука [с] – получается «Мостик», а при произнесении звука [ш] – «Чашечка».

Кроме этих вариантов различения звуков, которые мы можем увидеть, есть еще один признак, по которому мы можем почувствовать различение этих звуков.

Прикладываем ладонь к губам и попробуем произнести звук [с] – холодный воздух, а звук [ш] – теплый.

Запомнили! Сейчас проверим!

 

 

2. Характеристика звуков [с-ш].

Звук [с] – согласный, твердый, парный, глухой.

Звук [ш] – согласный, твердый, парный глухой.

 

3.Развитие фонематического слуха.

С помощью схемы, попробуем произнести зашифрованные звуки:

↑    ↓    ↑    ↓    ↓    ↑    ↓    ↑    ↑    ↓

ш   с    ш   с    с    ш    с    ш   ш   с

 

4. Первичное закрепление знаний.

1.Выделение и различение звуков [с] - [ш] в слогах:

Я называю слоги, а вы с помощью схемы показываете: звук [с] - ↓, звук [ш] – ↑

ша, то, со, су, ши, аш, ок, ис, ош, ши, ос, са.

А сейчас два слога одновременно:

са – ша       шо – со    шу - си

су – ши      шу – су    ас - иш

 

2.Повторить цепочки слогов в той же последовательности:

   са – ша – со                            сы – ши – сэ

   со – шо – со                            сы – ши - сы

   со – шо – су                            су – ши – со

 

   аса – аса - аша                        асу – ашу – асу

   осо – ошо – осо                      осы – осы – оши

 

   сшо – сшо – сша                     сши – сши – сши

   сшу – сшу – сши                     аши – аши - асы    

 

3.Работа над чистоговоркой (нормальный темп, медленный, быстрый).

   Шишки на сосне

   Шашки на столе.

 

   Наша серая кошка сидела на крыше,

   А ваша серая кошка сидела выше.

 

4.Работа над звуковым анализом.

В карточках надо зачеркнуть цифру, соответствующую месту звука [с] или [ш] в слове.

 

           стакан (1)                              кошка (3)

           мост (3)                                 крыша (4)

           старушка (1, 6)                     сосулька (1, 3)

           матрешка (6)                         снег (1)

 

5.Физкультминутка.

 В начале занятия мы вспоминали временные представления, а сейчас вспомним пространственные:

- поднять правую руку (опустить)

- поднять левую руку (опустить)

- показать левой рукой правое ухо

- показать правой рукой левое колено

- показать правой рукой правую бровь.

 

6.Групповая работа.

Отобрать картинки в две группы:

1 – в названиях, которых есть звук [с]

2 – в названиях, которых есть звук [ш]

 

7.Изменить слова по образцу (игра с перекидыванием мяча).

Просить – Я прошу

спешить – спешу                            спросить – спрошу

носить – ношу                                красить - крашу

месить – мешу                                плясать - пляшу

откусить – откушу                       косить – кошу.

 

8.Гимнастика для глаз.

Движения зрачков влево – вправо, вверх – вниз, круговые движения зрачками. Крепко зажмурить глаза на 10-20 секунд. Ослабить мышцы, глаза открыть. Массаж глазных век подушечками пальцев. Слегка поглаживать себя пальцами по векам, бровям, вокруг глаз.

9.Работа в тетрадях.

Откройте тетради и запишите число.

Задание: Списать слова, вставить пропущенные буквы эс, ша. Подчеркнуть их цветными карандашами.

Игру…ка, пё…трый, …каф, кра…ивый, …катулка, …тальной, …ить, голо…, маку…ка, ме…то, ри…, …гать, кро…ить, …крепка, камы…, плюю…ка, пи…к, каранда…, вы…ивать, реди…ка, марты…ка, …ур…ит, кро…ки.

Проверка записанных слов.

 

5. Подведение итога.

Молодцы, ребята! Давайте еще раз вспомним, над какой темой мы работали сегодня?

Над какими буквами мы работали? Какие звуки они обозначают?

Что было самое трудное?

У кого самые лучшие результаты?

Занятие закончено, до свидания!

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Подгрупповое логопедическое занятие Дифференциация С - Ш"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Музыковед

Получите профессию

Фитнес-тренер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Цели:

Коррекционно-образовательные: уточнять и сравнивать артикуляцию звуков, учить дифференцировать буквы С-Ш, давать их сравнительную характеристику, формировать умение различать на письме С-Ш в слогах, словах, предложениях;

Коррекционно-развивающие: развивать звуковой анализ и синтез,  фонематический   слух и восприятие, логическое мышление, память, пространственные и временные представления;

Коррекционно-воспитательные: воспитывать культуру речи, прививать  интерес к занятиям.

 

Оборудование: мячик, индивидуальные зеркала, предметные картинки, карточки для индивидуальной работы, цветные карандаши, артикуляционные профили и схемы звуков.

Ход занятия.

1.Организационный момент.

Здравствуйте, ребята!

Прежде чем начнем работу над темой занятия, давайте вспомним:

Какой сегодня день недели?

Какой день был вчера?

Какой будет завра?

Как называется первый день недели?

Какое сегодня число? Какой месяц? Вспомните зимние месяцы? Какой первый месяц зимы? Второй? Третий?

Молодцы! Настроились на работу!

 

2. Работа над темой занятия.

1. Формулировка темы занятия.

Мы сегодня продолжим работу над смешиваемыми звуками, а над какими именно вы узнаете, когда отгадаете загадки (по первому звуку отгадки):

Гладишь – кусается, дразнишь - кусается (собака).

Сижу верхом не знаю на ком, знакомца встречу, соскочу, привечу (шапка).

Словарная работа: привечу -  Поприветствовать, поздороваться.

Молодцы! Мы с вами будем работать над звуками [с-ш]. И тема нашего занятия звучит так: «Дифференциация С-Ш».

 

2. Артикуляционный уклад звуков [с-ш].

    Звук [с]

Губы растянуты в улыбке, зубы обнажены, кончик языка упирается в нижние резцы (получается «Мостик», схема ↓).

    Звук [ш]

Губы округлены и слегка выдвинуты вперед, зубы обнажены, языка приподнят к переднему краю твердого неба в форме «Чашечки», схема ↑.

Таким образом, при произнесении звука [с] – получается «Мостик», а при произнесении звука [ш] – «Чашечка».

Кроме этих вариантов различения звуков, которые мы можем увидеть, есть еще один признак, по которому мы можем почувствовать различение этих звуков.

Прикладываем ладонь к губам и попробуем произнести звук [с] – холодный воздух, а звук [ш] – теплый.

Запомнили! Сейчас проверим!

 

 

2. Характеристика звуков [с-ш].

Звук [с] – согласный, твердый, парный, глухой.

Звук [ш] – согласный, твердый, парный глухой.

 

3.Развитие фонематического слуха.

С помощью схемы, попробуем произнести зашифрованные звуки:

                                   

ш   с    ш   с    с    ш    с    ш   ш   с

 

4. Первичное закрепление знаний.

1.Выделение и различение звуков [с] - [ш] в слогах:

Я называю слоги, а вы с помощью схемы показываете: звук [с] - ↓, звук [ш] – ↑

ша, то, со, су, ши, аш, ок, ис, ош, ши, ос, са.

А сейчас два слога одновременно:

са – ша       шо – со    шу - си

су – ши      шу – су    ас - иш

 

2.Повторить цепочки слогов в той же последовательности:

   са – ша – со                            сы – ши – сэ

   со – шо – со                            сы – ши - сы

   со – шо – су                            су – ши – со

 

   аса – аса - аша                        асу – ашу – асу

   осо – ошо – осо                      осы – осы – оши

 

   сшо – сшо – сша                     сши – сши – сши

   сшу – сшу – сши                     аши – аши - асы    

 

3.Работа над чистоговоркой (нормальный темп, медленный, быстрый).

   Шишки на сосне

   Шашки на столе.

 

   Наша серая кошка сидела на крыше,

   А ваша серая кошка сидела выше.

 

4.Работа над звуковым анализом.

В карточках надо зачеркнуть цифру, соответствующую месту звука [с] или [ш] в слове.

 

           стакан (1)                              кошка (3)

           мост (3)                                 крыша (4)

           старушка (1, 6)                     сосулька (1, 3)

           матрешка (6)                         снег (1)

 

5.Физкультминутка.

 В начале занятия мы вспоминали временные представления, а сейчас вспомним пространственные:

- поднять правую руку (опустить)

- поднять левую руку (опустить)

- показать левой рукой правое ухо

- показать правой рукой левое колено

- показать правой рукой правую бровь.

 

6.Групповая работа.

Отобрать картинки в две группы:

1 – в названиях, которых есть звук [с]

2 – в названиях, которых есть звук [ш]

 

7.Изменить слова по образцу (игра с перекидыванием мяча).

Просить – Я прошу

спешить – спешу                            спросить – спрошу

носить – ношу                                красить - крашу

месить – мешу                                плясать - пляшу

откусить – откушу                       косить – кошу.

 

8.Гимнастика для глаз.

Движения зрачков влево – вправо, вверх – вниз, круговые движения зрачками. Крепко зажмурить глаза на 10-20 секунд. Ослабить мышцы, глаза открыть. Массаж глазных век подушечками пальцев. Слегка поглаживать себя пальцами по векам, бровям, вокруг глаз.

9.Работа в тетрадях.

Откройте тетради и запишите число.

Задание: Списать слова, вставить пропущенные буквы эс, ша. Подчеркнуть их цветными карандашами.

Игру…ка, пё…трый, …каф, кра…ивый, …катулка, …тальной, …ить, голо…, маку…ка, ме…то, ри…, …гать, кро…ить, …крепка, камы…, плюю…ка, пи…к, каранда…, вы…ивать, реди…ка, марты…ка, …ур…ит, кро…ки.

Проверка записанных слов.

 

5. Подведение итога.

Молодцы, ребята! Давайте еще раз вспомним, над какой темой мы работали сегодня?

Над какими буквами мы работали? Какие звуки они обозначают?

Что было самое трудное?

У кого самые лучшие результаты?

Занятие закончено, до свидания!

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 674 165 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 20.12.2014 571
    • DOCX 43 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Табакова Юлия Вячеславовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Табакова Юлия Вячеславовна
    Табакова Юлия Вячеславовна
    • На сайте: 8 лет и 10 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 1656
    • Всего материалов: 3

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Копирайтер

Копирайтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Разработка системы оценки персонала компании

108 ч.

2070 руб. 1240 руб.
Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Концептуальные, содержательные и методические основы дополнительного образования для детей с особыми образовательными потребностями

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 101 человек

Курс профессиональной переподготовки

Основные направления деятельности по оказанию экономическим субъектам услуг по ведению бухгалтерского учета

Директор по бухгалтерскому аутсорсингу

300 ч. — 1200 ч.

от 6500 руб. от 3600 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Робототехника в школе: конструирование и программирование

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 51 человек из 23 регионов
  • Этот курс уже прошли 34 человека

Мини-курс

Психологические аспекты родительства и развития ребёнка

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Концепции управления продуктом и проектом: стратегии и практика.

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе