Главная / Русский язык и литература / Подготовка учащихся 9 класса к написанию сочинения на лингвистическую тему

Подготовка учащихся 9 класса к написанию сочинения на лингвистическую тему

  1. «Междометия -это эмоциональные сигналы, выражающие реакцию говорящего на ситуацию».

Они помогают нам, когда не хватает слов выразить собственные эмоции.

Аргументы: примеры междометий из текста «Ах,ой,ох,ау,а-а-а,у-у» и что они выражают.



  1. «Сферой употребления вопросительных предложений является диалог ,поскольку основное назначение их—поиск неизвестной информации, а это возможно только в диалогической речи».

Вопросы, оформленные в виде вопросительных предложений, употребляются при разговоре двух лиц,т.е. в диалоге.

Аргументы:предложение,где ожидается ответ в утвердительной форме;предложение,где не ожидается ответ.

  1. « Употребление экспрессивной лексики создаёт возможность лаконично выразить сильное потношение говорящего к высказываемому».

Экспрессивная лексика-это слова ,выражающие сильное проявление чувств, переживаний(ласку,шутку,иронию,неодобрение,пренебрежение и т.д.)

Аргументы:слова и выражения,демонстрирующие те или иные переживания героев и их отношение к ним.

  1. «Язык-удивительное орудие,посредством которого люди передают друг другу свои мысли».

Язык-основа основ социальной жизни любого человека, его культуры и истории.

Аргументы:глаголы в повелительном наклонении и их значение в предложении;восклицательные предложения,передающие эмоции героев.

  1. «Мысль формирует себя без утайки,во всей полноте;поэтому-то оналегко находит и ясное для себя выражение. И синтаксис,и грамматика,и знаки препинания охотно ей повинуются».

Язык-лучший инструмент для осуществления мышления,а грамматически связанные и оформленные при помощи знаков препинания слова и предложения и есть способ выразить мысль.

Аргументы:словосочетания с различными видами связи;сложное предложение с комментарием функции знака препинания,передающего интонацию героя;использование метафор как сильного инструмента передачи мысли.

  1. «Заставляя героев говорить друг с другом,вместо того чтобы передать их разговор от себя,автор может внести соответствующие оттенки в диалог.Тематикой и манерой речи он характеризует их разговор».

Диалог-это общение персонажей, которое ярко отображает их мысли и желания,передаёт суть разговора и вносит оттенки в беседу.

Аргументы: предложения, оформленные в диалог,передающие эмоции и желания героев.В них , художественные средства.

  1. «Нет таких звуков,красок,образов и мыслей ,для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения».

В нашем языке есть обилие различных художественных средств, способов передачи чужой речи,знаков препинания и т.д.,которые выражают самое необъяснимое.

Аргументы:всё вышеперечисленное.

  1. «К оценке достоинств речи мы должны подходить с вопросом: насколько же удачно отобраны из языка и использованы для выражения мыслей и чувств различные языковые единицы».

Такие языковые единицы,как слово, словосочетание и предложение, формируя и дополняя друг друга ,связываются в текст. Таким образом,они позволяют читателю(автору) в произведении,а нам в речиосмыслить и передать ту или иную ситуацию ярко и образно.

Аргументы: словосочетания, слова, характеризующие героев,предложения,связанные при помощи личных местоимений и лексических повторов.

  1. «Грамматика позволят нам связать между собой любые слова,чтобы выразить любую мысль о любом предмете».

Грамматика позволяет нам правильно употребить слова,связать их в словосочетания,а словосочетания в предложения. Таким образом каждая языковая единица встаёт на своё место.

Аргументы: см.тему 8.

  1. «Язык не есть только говор,речь:язык есть образ всего внутреннего человека,всех сил,умственных и нравственных».

Речь человека-это его сущность,характер,культура,мировоззрение.

Аргументы:различная лексика,слова героев,выражающие что-либо,восклицательные предложения,предложения с многоточием.

11. «Придание образности словам совершенствуется…посредством эпитетов».

Эпитеты позволяют слову приобрести некоторый оттенок,красочность,насыщенность.

Аргументы: подбор ярких прилагательных в предложении,например,ПРЕКРАСНОЕ ЖИВОТНОЕ.

12.«В устной речи чувства передают не только слова,но и выражение лица,жесты,звучание голоса. В письменной речи носителем самых разнообразных чувств служит восклицательный знак».

Именно этот знак завершения позволяет читателю представить эмоции героя произведения,а также в собственном сочинении передать свои чувства.

Аргументы: предложения с восклицательным знаком,передающие радость или отчаяние героя.

13. «Обладая и лексическим и грамматическим значением,слово способно объединяться с другими



другими словами,включаться в предложение».

См.темы 8и9.

14. «Местоимённые слова-слова вторичные,слова-заместители.Золотым фондом для местоимений являются знаменательные слова,без наличия которых существование местоимений обесценено».

Местоимения указывают на предмет,помогают избежать повтора,а также служат для связи предложений в тексте.

Аргументы: предложение,где местоимения замещают имя героя; предложение,где местоимение служит для связи предложений.

15. «Что же в языке позволяет ему выполнить его главную роль-функцию общения.Это синтаксис».

Синтаксис-структура построения предложения.Слова связываются в словосочетания,а словос очетания в предложения.Так формируется текст.

Аргументы: словосочетания с определением видов связи;предложения с вопросительным или восклицательным знаком с комментарием для чего служат,а также сложное предложение с союзом с комментарием,что простые предложения связаны по смыслу и грамматически.

16. «Пунктуационные знаки имеют своё назначение в письменной речи. Как и каждая нота,пунктуационный знак имеет своё определенное место в системе письма,имеет свой неповторимый характер».

Пунктуационные знаки,обладая функциями завершения,разделения и выделения,упорядочивают предложение,делая его стройным и завершённым.

Аргументы:показать выделительную функцию в предложении с вводными словами,разделительную-сложное предложение,завершение-точка,вопросительный или восклицательный знаки.

17. «При помощи абзацного отступа (или красной строки),выделяются наиболее важные в композиции целого текста группы предложений или отдельные предложения».

Абзац-это сигнальный знак,служащий для оформления начала мысли и подтверждающий завершение предшествующей.

Аргументы:предложение,которое начинается с красной строки и входит в состав микротемы,объединённой общей мыслью-сказать какой.Предложение с оформлением реплик диалога.

18. «Выразительность-это свойство сказанного или написанного своей смысловой формой привлекать особое внимание читателя,производить на него сильное впечатление».

Выразительность-это эмоциональность и образность речи, её способность воздействовать на слушателя и собеседника.В письменной речи нам в этом помогают художественные средства,глаголы в повелительном наклонении,а также восклицательные и вопросительные предложения.

Это брать и в аргументы,использовать слова: с радостью,сердито и т.д.

19. «То,как мы говорим,рисует наш речевой портрет.Этот портрет,как и наше лицо,может быть привлекательным и непривлекательным.

То,как,что и когда мы говорим,как нельзя лучше характеризует нас как личность.

Аргументы:вежливая и грубая лексика,возмущение,радость и т.д.Всё это выражается различными частями речи и художественными средствами в тексте.Это обязательно говорить.

20. «Способность слова связываться с другими словами проявляется в словосочетании».

См.9.+сказать,что есть 3 способа связи слов в словосочетании,назвать их.

В аргументы брать хотя бы 2 способа связи и продемонстрировать.

21. «Языком человек не только выражает что-либо,он им выражает и самого себя».

См.19.

22. «вернейший способ узнать человека-его умственное развитие,его моральный облик,его характер-прислушиваться к тому,как он говорит».

См.19.

23. «Художественный текст заставляет обратить внимание не только и не столько на то,что сказано,но и как сказано».

Создавая текст,писатель стремится передать живо и экспрессивно свой замысел.А в этом ему помогают различные художественные средства ,синтаксис и лексика.

Аргументы:сравнительные обороты,эпитеты,метафоры,олицетворение,фразеологизмы-сказать для чего,а у фразеологизма-что он значит.Глаголы в повелительном наклонении-что значат. Односоставные предложения-цель использования.

24. «Художник мыслит образами,он рисует,показывает,изображает. В этом и заключается специфика языка художественной литературы».

См.23.+использовать выражение «при помощи…создаётся образ…»

25. «Правила синтаксиса определяют логические отношения между словами».

Слова по смыслу и грамматически связываются в словосочетания ,а они логически в предложения.

Аргументы:словосочетания со связью согласование и управление;предложения с обращением(сказать,что оно выделяется запятой и находится в именительном падеже).

26. Самое удивительное в том,что писатель-мастер умеет,взяв обычные,всем известные слова,показать,сколько оттенков смысла скрывается и открывается в его мыслях,чувствах».

См.23,25

27. «Я понял,что человек может знать великое множество слов,может совершенно правильно писать их и так же правильно сочетать их в предложении.Всему этому учит нас грамматика».

См.9

28. «Язык подобен многоэтажному зданию.Его этажи-единицы:звук,слово,словосочетание,предложение…И каждая из них занимает своё место в системе,каждая выполняет свою работу».

См.8

29. «Русский язык богат глаголами и существительными,разнообразен формами,выражающими оттенки чувств и мыслей».

Глагол и существительное-самые распространённые и богатые по значению,смыслу и формам части речи. Без глагола нельзя рассказать ни о каком событии.

Аргументы:подбор глаголов,выражающих яркие и образные действия;существительные желательно продемонстрировать в назывных предложениях,но можно взять о собенные понтия,например, кораблекрушение и прокомментировать.

30. «словарь языка свидетельствует,о чём думают люди,а грамматика-как они думают».

Лексика отражает наше мировоззрение,а грамматика помогает верно создать высказывание.

Аргументы:яркие слова,например,лоботряс,молчальник и т.д.-это дексическое явление;однородные члены,простые предложения-грамматические явления,позволяющие описать речевую ситуацию.

31. «Язык-это то,благодаря чему,с помощью чего мы выражаем себя».

См.19

32. «Фразеологизмы-неизменные спутники нашей речи. Мы часто …»

Фразеологизмы-это устойчивые сочетания слов,имеющие единое лексическое значение.Они разнообразят нашу речь,делая её более красочной и ёмкой.

Аргументы:фразеологизмы и их значения,например, «не сомкнуть глаз»-не спать.Показывает физическое состояние героя.

33. «Союзы,будучи служебными словами,то есть не употребляясь ни самостоятельно,ни в состве словосочетаний,остаются всё же словами,то есть имеют не только форму,но и значение».

Союзы связывают части сложного предложения,делают его осмысленным,а также соединяют однородные члены предложения или противопоставляют их.Союзы-полноправные слова.

Аргументы:сложносочинённое и подчинённое предложения;однородные члены с и,а,но.

И-соединяет,а,но-противопоставляют.

34. «У каждой части речи есть свои достоинства».

В языке есть самостоятельные и служебные части речи.Самост.обозначают предмет,действие,признак,явление.У них есть лексическое значение.Это сущ.,глагол,прилагательное,причастие,дееприч.,наречие,местоимение,числительное.

Служебные ч.речи,такие как:союзы,частицы,междометия,предлоги-помогают связать слова и словосочетания,выразить эмоции.

Аргументы:употребление однородных сказуемых глаголов,существительных в роли дополнений.Показать предлог в словосочетании,союз при однородных членах.

35. «Русский язык обладает всеми средствами для выражения самых тонких ощущений и оттенков мысли».

См.29,23,25

36. «Функции абзаца…индивидуально-авторскую особенность оформления текста».

См.17+Абзац-отрезок письменной речи,имеющий логической завершение,а скрасной строки начинается новая микротема.Все микротемы связаны по смыслу.

Аргументы:показать,при помощи чего связаны абзацы:повторы,личные местоимения,вводные слова(во-первых,следовательно и т.д.) Эти слова могут быть не в начале абзаца,а в середине.












Подготовка учащихся 9 класса к написанию сочинения на лингвистическую тему
  • Русский язык и литература
Описание:

Успешность сдачи экзамена по русскому языку определяется тем,насколько выпускники подготовлены к нему. 

Данная разработка направлена на самостоятельную подготовку учащихся 9 класса  к написанию экзаменационного сочинения на лингвистическую тему (15.1). В ней дан примерный тезис-описание к высказыванию и его теоретическая аргументация.Таким образом ученики сразу направят своё внимание при прочтении текста на осмысление нужных аргументов,что приведёт к правильному построению собственного высказывания.

Разработано для 36 типовых экзаменационных вариантов пособия для подготвки к ОГЭ под редакцией И.П. Цибулько. 

Автор Мухачёва Галина Борисовна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 2128
Номер материала 32010
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓