Главная / Математика / Подготовка учащихся 11 класса к сдаче ЕГЭ по математике ( из опыта работы)

Подготовка учащихся 11 класса к сдаче ЕГЭ по математике ( из опыта работы)

Единый государственный экзамен по математике – серьёзное испытание в жизни каждого выпускника школы. Существенная особенность ЕГЭ по математике, а с моей точки зрения- недостаток в том, что он является обязательным для всех учащихся 11 классов. Основная цель введения ЕГЭ – независимая экспертиза качества знаний и совмещение выпускного и вступительного экзаменов.


Экзамен в формате Егэ не должен стать для выпускников испытанием на прочность нервной системы. Чем раньше начнется подготовка к экзамену, тем легче пройдет сдача экзамена. , никогда не пугаю школьников предстоящим ЕГЭ. Наоборот, с первых же дней учёбы убеждаю их в том, что если очень постараться, то можно получить вполне приличный балл. Главное не упустить время. В первую очередь необходимо изучить формат и структуру контрольно-измерительных материалов, которые используются в ЕГЭ по математике и ,практически, ежегодно имеют новшества..

Между тем уже в самой структуре ЕГЭ содержится указание на то, как можно выстроить подготовку: существующий кодификатор позволяет разбить материал на несколько крупных тематических блоков Такой подход будет способствовать формированию более прочных знаний и, как следствие, более уверенному поведению выпускника на экзамене.








Задачи по подготовке детей к ЕГЭ:

1. Начинать подготовку к ЕГЭ с 8 класса; Работая с КИМами с 8 класса, ребята привыкают к структуре теста, к необычности формулировок заданий, разнообразию методов и приёмов при решении задач У них постепенно исчезает чувство растерянности и полной безнадёжности, появляется уверенность и психологическая готовность к новой форме аттестации.

2. Создавать учебный материал (по типу ЕГЭ) для обучающих программ, тренингов и использовать готовые печатные и электронные пособия;

3. Учить школьников «технике сдачи теста»;

4. Психологическая подготовка к ЕГЭ;

5. Через систему дополнительных занятий (элективных курсов, индивидуальных консультаций) повышать интерес к предмету и личную ответственность школьника за результаты обучения.


Более плотная подготовка к ЕГЭ начинается в 10 классе. В конце 10 класса ребята сдают экзамен по математике в форме ЕГЭ.






Учащиеся одного класса имеют разный уровень подготовки, зависящий и от того, намерен ли ученик продолжать обучение, и будет ли его обучение связано с математикой, на каком уровне они будут изучать математику, т.е. на какую отметку претендуют. По этой причине экзамен, который будет проводиться в 2015 году разделен на 2 уровня: базовый и профильный. Какие и сколько заданий ученики должны решать на этот уровень. Все эти различия требуют от учителя разной методики подготовки учащихся к экзамену. Подготовка должна носить системный характер. По каждой теме необходимо дать краткий справочник (основные определения, формулы, теоремы и пр.), примеры с решениями, тренировочные упражнения (на базовом и повышенном уровнях) и тесты.


Конечно, идеальный вариант к которому стремится каждый учитель - самостоятельная учебная работа ребёнка , используя готовые электронные учебные курсы, обучающие, тренировочные и проверочные работы в системе Интернет.

Опыт реализации ЕГЭ подсказал, что подготовка к нему не должна быть самоцелью (школа призвана учить, а не готовить к сдаче экзамена), но в то же время проходить постоянно, но не натаскиванием на тестирование, а в ходе планомерного использования тестов в течение нескольких лет школьного обучения

Что я считаю самым важным при подготовке к ЕГЭ?

При выполнении заданий базового и повышенного уровня выпускники допускают много вычислительных ошибок.


Вычислительные навыки. Пользоваться калькулятором не рекомендую, объясняя его вред. Показываю ребятам некоторые способы быстрого умножения чисел, возведения в степень, извлечения корней др.


Обязательное знание правил и формул. Для этого после изучения теоретических вопросов темы, даю на 5 - 7 минут математический диктант, в котором часть вопросов касается теории и вторая часть - простейшие примеры не её применение.


Постоянное совершенствование учебных навыков на практике.


Проверка знаний и умений учащихся. Выполнение тренировочных и диагностических работ, представленных в сети Интернет.


В кабинете математики собраны образцы демоверсий экзаменационных работ, диагностические работы за предшествующие годы, литература для подготовки к ЕГЭ.


Среди источников информации следует отметить сеть Интернет, рекомендую учащимся сайты, где собран теоретический материал, а также сайты, где ученики могут самостоятельно проверить уровень своей подготовки, работы в режиме он-лайн.



Чрезвычайно важным представляется отработка алгоритма выполнения тестовых заданий ЕГЭ. Связано это с тем, что учащиеся не умеют правильно распределить свое время. Получив КИМы и инструкции, ученик поставлен в жесткие рамки.

Инструктаж определяет рамки: за 240 минут нужно выполнить 20 задания, правильно оформить ответ, буквы и цифры ставить строго по образцу.. Выпускники, добравшиеся до части «С», сталкивались с заданиями подчас не только трудными, но и громоздкими, а времени на их выполнение остается уже немного. Выполнить эти задания нужно так, чтобы они соответствовали критериям. Советую детям во время экзамена обратить внимание на следующее:


учу определять трудность заданий? Сначала прошу учеников просмотреть тест от начала до конца и отметить те задания, которые кажутся им простыми и лёгкими и выполнить их в «режиме скорости». Затем, отметить 2-3 задания, которые им понятны по формулировке, но требуют большего времени и выполнить их; и только после этого, если останется время, можно поразмышлять над остальными.

Прошу подумать, какое задание можно было решить рациональнее. Постепенно приучаю ребят к методу «пристального взгляда» - внимательно посмотри: «Нет ли короткого пути решения? Так как ты ограничен во времени».


Обязательно напоминаю о том, что полученный результат можно проверить подстановкой, т. е. «прикинуть» имеет ли он смысл. Двигаясь по тесту, дети знают, что сложность заданий нарастает, поэтому всегда советую настойчиво и добросовестно отрабатывать первую часть, только затем можно приступать ко второй части – это и есть принцип «спирального движения» по тесту. По результатам достижений сама определяю двух, трёх учеников, которых можно подготовить к выполнению более сложных заданий и работаю с ними строго индивидуально.


Кроме этого активно использую опыт своих коллег школ города. Все интересные задания стараюсь с ребятами разобрать, на консультациях отвечаю на все возникшие вопросы.



Итоговое повторение во 2 полугодии 11-го класса целесообразно организовать «по содержательным блокам».

Тема предваряется необходимой справочной информацией, представленной в максимально сжатой форме. Затем подробно разбирается большое количество примеров (практически на каждый прием, когда-либо встречавшийся в заданиях группы В). В этой части присутствуют пример, к которому приведено решение, или несколько аналогичных примеров с небольшими нюансами в решениях.

Затем идут тренировочные упражнения, которые даются в традиционной форме. Повторение темы должно заканчиваться выполнением тематического теста.( прототипы)

Оценивание выполнения теста рекомендуется осуществлять по системе «зачтено - не зачтено». «Зачтено» можно выставлять при правильном выполнении не менее 60% заданий теста. В противном случае выставляется «не зачтено». Смысл такой организации материала — постепенное нарастание сложности, плавный переход от традиционной формы заданий к тестовой, удобство пользования материалом как учениками, так и учителями. Для хорошей подготовки к экзамену необходимо целенаправленное повторение. Однако, упражнения для повторения в учебниках очень объёмны и трудоёмки, требуют письменного выполнения. Поэтому на каждом уроке, организую повторение через систему упражнений составленных на основе материалов ЕГЭ. Я стала экономить время на теории, чтобы использовать его на практику. Всегда стараюсь выдать теорию по теме за 1-2 урока и лекцию построить так, чтобы она содержала все необходимые сведения для решения текущей контрольной работы и экзаменационного материала. Остальные уроки посвящаю практике.


Для устранения недостатков в подготовке учеников к ЕГЭ по математике, необходимо совершенствовать процесс преподавания: активнее включать в учебный процесс идеи дифференцированного обучения (дифференциация в процессе обучения, разноуровневый контроль);


Особое, важное место в подготовке к экзамену, конечно, занимает система домашних заданий. Домашние занятия учащихся способствуют воспитанию у них внимательности и воли, точности и аккуратности, развитию трудолюбия и настойчивости в преодолении встречающихся трудностей, самоконтроля и самооценки.

С сильными учащимися проще: они контролируют свою работу сами; они более добросовестны; волнуются за свои оценки и хотят знать больше; сами задают вопросы и просят дополнительные, индивидуальные задания, буквально «отлавливая» меня на переменах. Для “проблемных” детей этот контроль мной осуществляется с помощью системы индивидуальных заданий.



Проблема взаимодействия семьи и школы не нова. Время идет, мир меняется, меняются и взаимоотношения родителей и школы. Но ответственными за воспитание и образование детей остаются родители и школа. Следовательно, и это очень важно,учитель и родители должны быть партнерами в этом вопросе.


Динамику роста или неудач( мониторинги, экран успеваемости, анализы диагностических работ) учащихся регулярно показываю и обсуждаю с учащимися и родителями. Ребята знают, что с вопросами по части В, можно подойти в любое время, но вопросы части С подают заранее и приходят в назначенное время. Консультации провожу по своей инициативе, каждый четверг, 14.00 Конечно, за последние годы научилась максимально использовать урочное время для подготовки к экзамену, но этого недостаточно, поэтому в 8-11 классах систематически провожу углублённую факультативную работу по предмету.. Программы курсов рассматривают ключевые и сложные темы школьной математики, помогают расширить спектр задач, посильных для учащихся и реализовать принципы дифференцированного обучения. Конечно, очень важен позитивный настрой детей на серьёзный самостоятельный труд по подготовке к экзамену. В этом году с большим удовольствием сообщила им информацию о том, что многие наши выпускники поступили в высшие и средние учебные заведения и обучаются на бюджетной основе. Обязательно при этом прошу подсчитать, сколько родительских денег ребята сэкономят за 4-5 лет обучения. Думаю, что этот стимул для большинства семей немаловажен.

Подготовка учащихся 11 класса к сдаче ЕГЭ по математике ( из опыта работы)
  • Математика
Описание:

В данной работе я хочу поделиться со своими коллегами с этапами своей работы по подготовке к ЕГЭ по математике учачихся 11 классов. С этим материалом я выступала на педагогическом совете нашей школы.

Задачи по подготовке детей к ЕГЭ:

   Начинать подготовку к ЕГЭ с 8 класса,работая с КИМами с 8 класса, ребята привыкают к структуре текста, разнообразию методов и приемов при решении задач. У них постепенно исчезает чувство растерянности, появляется уверенность и психологическая готовность к новой форме аттестации;

Создавать учебный материал по типу ЕГЭ;

Учить школьников технике сдачи тестов;

Через систему дополнительных занятий повышать интерес к предмету и личную ответственность школьников

 

Автор Кулигина Светлана Васильевна
Дата добавления 10.01.2015
Раздел Математика
Подраздел
Просмотров 2201
Номер материала 50997
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓