Главная / Начальные классы / Подготовка к творческому пересказу. П.П.Бажов

Подготовка к творческому пересказу. П.П.Бажов

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Вятский государственный гуманитарный университет»




Педагогический факультет



Кафедра педагогики и методики дошкольного и начального образования






КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по учебной дисциплине

«Методика литературного чтения»


Анализ художественного произведения в начальной школе






Выполнила

студентка V курса, группы П-51

Поп Г.М.

Проверила Бакулина

Галина Александровна







Киров

2008






Современная методика чтения художественного произведения предполагает обязательный анализ текста в классе под руководством учителя. Такой принцип работы, во-первых, имеет исторические корни, во-вторых, обуславливается особенностями художественной литературы как вида искусства, в-третьих, диктуется психологией восприятия художественного произведения младшими школьниками.

В статья и пособиях для учителей последних лет разработаны несколько подходов к анализу литературного произведения, выделены принципы анализа, приведены примеры анализа некоторых программных произведений, установлен характер вопросов для учащихся, подчеркнуто значение плана и разных видов пересказа для понимания текста, определена последовательность анализа художественных образов.

М.П. Воюшина, Т.Г. Рамзаева выделили систему умений анализировать произведение, которая включает в себя

-        умение воспринимать изобразительные средства языка в соответствии с их функцией в художественном произведении;

-        умение воссоздать в воображении картины жизни, созданные писателем;

-        умение устанавливать причинно-следственные связи, раскрывать ''закон щепления'' эпизодов;

-        умение воспринимать образ – персонаж в соответствии с текстом как один из элементов, служащий, наряду с другими, для раскрытия идеи;

-        умение видеть авторскую позицию (отношение, оценку) во всех элементах произведения;

-        умение осознать идею произведения.

Авторы системы считают, что формировать выше названные умения поочередно не только бессмысленно, но и не возможно. На каждом уроке идет работа по формированию всей системы умений, но в зависимости от особенностей изучаемого рассказа, от избранного приема анализа какому-то умению может быть уделено больше внимания.

В процессе анализа художественного произведения Н.С. Рождественский предполагал проводить работу по выявлению смысла не всего произведения сразу, а отдельных частей произведения и даже смысла каждого предложения, если читаемое произведение не велико по объему. М.Р. Львов, В.В Горецкий, О.В. Сосновская так же утверждали, что анализ художественного произведения должен вестись по логически законченным частям. Части эти определяет учитель, исходя из содержания и структуры произведения. Авторами разработана методика анализа художественного произведения, согласно которой каждая из частей читается вслух вызванным учеником, другие дети следят за чтением по книге. После завершения чтения осуществляется обучение ''думанью во время чтения'', т.е. производится анализ прочитанной части. Аналитическая деятельность организуется таким образам, чтобы дети могли уяснить смысл произведения, поэтому разбор части осуществляется по трем уровням: фактическому, идейному и уровню собственного отношения к читаемому.

Самый распространенный прием анализа – постановка вопросов к прочитанной части. Вопросы помогают детям уяснить факты произведения, осмыслить их с точки зрения идейной направленности произведения, т.е. понять причинно-следственные связи, осознать позицию автора, а так же выбрать собственное отношение к читаемому.

Ошибочным следует признать такой порядок работы, когда учитель сначала задает по всему тексту вопросы, выявляющие факты произведения, затем вопросы на подтекст и, наконец, вопросы на уяснение собственного отношения к читаемому. По каждой части произведения должны быть заданы вопросы всех трех уровней сразу после ее прочтения, только после этого читается и анализируется следующая часть.

Неотъемлемым элементом анализа каждой части произведения должна стать словарная работа. Уточнение лексического значения слов помогает прояснить содержание, включает воссоздающее воображение детей, помогает уяснить авторское отношение к изображаемым событиям. Словарная работа в ходе анализа текста предполагает и наблюдения за изобразительно-выразительными средствами языка произведения.

По мнению М.С. Соловейчик, основной элемент художественной литературы – образ. С.П. Редозубов выделяет ряд приемов, которые помогают учащимся достигнуть яркого восприятия художественных образов. К ним относятся:

1)        предварительная беседа или рассказ учителя в целях введения учащихся не только в тему произведения, но и в ту эпоху и среду, которая изображается автором;

2)        выразительное чтение произведения самим учителем, благодаря которому многое в прочитанном становится совершенно понятным детям без дальнейших разъяснений;

3)        работа над изобразительными средствами языка художественных произведений (в единстве с раскрытием их содержания);

4)        выборочное чтение отрывков произведения;

5)         последующая работа в классе над выразительностью чтения произведения учащимися.

М.С. Соловейчик указывает, что именно работа над образами в их взаимодействии представляет собой анализ художественного произведения. В процессе разбора учащиеся должны понять и характеристику образа (героя, пейзажа и т.д.), и смысл этого образа, т.е. нагрузку, которую он несет в общей структуре произведения. Ниже приводится план работы по образному анализу.

1.  Так как в детской литературе художественным образом прежде всего является персонаж, то в первую очередь проводится работа над характером героя с опорой на сюжет (характер проявляется только в действии и нельзя отрывать анализ характера от сюжета). Кроме того, героя характеризуют его речь и ремарки автора (пояснения относительно внешности, особенностей поведения действующих лиц).

2.  Рассматриваются взаимоотношения героев, так как на этом строится любое действие в эпическом произведении. При этом необходимо, что бы дети поняли мотивацию, причины поведения персонажей.

3. Если в произведении имеются описания пейзажей или интерьера, рассматривается роль в тексте.

4. На основе анализа взаимодействия образов выявляется идея произведения. Понимание идеи вплотную приближает учащихся к осознанию позиции автора-собеседника, потому что идея - это то, что именно хотел сказать автор своим произведением.

5. Сначала разбор – это общение с произведением и его автором, ученик так же является собеседником, хорошо, если выявляется личное отношение читателя к описанному (к содержанию) и к тому, как это сделано (форме).

Остановимся более подробно на основных этапах образного анализа.

Анализ образа героя учит разбираться в том, как писатель изображает действующих лиц, открывая то, что скрыто от глаз: мысли и чувства персонажей, черты их характера. Нужно приучит детей судить об основных качествах персонажей, оценивать героя не только по поступкам, но и по мотивам, их вызвавшим; последнее, как известно, дается младшим школьникам труднее.

Существует ряд приемов, которые помогают организовывать работу над характеристикой персонажа. Перечислим некоторые из них:

1)       учитель называет качества персонажей и просит учащихся привести примеры, их подтверждающие;

2)       детям предлагается самостоятельно назвать свойство характера героя (это доступно младшим школьникам, если персонаж имеет не более двух – трех качеств характера и показан в действии);

3)       сопоставляются герои одного произведения или близких по тематики произведений. Наиболее легкий вид сравнения – противопоставление. При сравнении уточняется авторское отношение к героям.

Роль пейзажа в эпическом произведении двояко. Он способствует созданию общего настроения или уточняет характеристику персонажа. Описание интерьера так же помогает глубже понять уклад жизни, характер действующих лиц.

Осознание идеи произведения – это понимание основной мысли автора, ради которого он создал свое творение. Авторское отношение к героям, их взаимоотношения, к событиям, важно раскрывать постепенно.

Н.Я. Мещерякова выделила ряд приемов, способствующих выявлению авторского отношения к действующим лицам:

1)        учитель сам характеризует отношение автора к герою, а учащиеся подтверждают это с помощью текста;

2)        учитель привлекает внимание детей к авторским словам, косвенно характеризующим героя, так называемым ''эмоциональным знаком'', ученики ''расшифровывают'' то или иное действие, выражение лица, интонацию героя и на этом основании определяют  характер отношения автора к персонажу;

3)        совместно с учителем дети проводят ''эксперимент'': исключают их текста слова, выражения, содержащие авторскую оценку, что помогает лучше осознать роль этой оценки в характеристики персонажа;

4)        при отсутствии ремарок автора ученики придумывают их совместно с учителем.

Известно, что для развития школьников важно формировать их личное отношение к прочитанному. Однако не следует выделять это в специальный этап урока. Рассуждения о собственном отношении учащихся к прочитанному должны пронизывать всю работу над текстом.

Методисты выделяют ряд приемов, помогающих ребенку осознать свое собственное отношение к прочитанному. К ним относятся: чтение по ролям, пересказ, выразительное чтение.

Чтение по ролям удобно применять при работе с текстами, насыщенными диалогами, а так же при чтении таких жанров, как сказка, басня. Что бы осуществить этот вид деятельности на уроке, детей надо к нему подготовить: выбрать эпизод, который может быть прочитан по ролям; затем вместе с детьми назвать действующих лиц, участвующих в выбранном эпизоде, определить сколько нужно учеников, сто бы прочитать сцену по ролям. После этого можно предложить детям найти слова каждого персонажа, обсудить интонацию их реплик и подготовиться к чтению. В заключении эпизод читается по ролям вызванными к доске учениками.

Пересказ текста помогает ребенку осознать свое собственное отношение к прочитанному. Более подробно пересказ как творческий вид работы будет описан в следующем параграфе.

Выразительное чтение текста базируется на таком качестве навыка чтения, как выразительность – способность средствами устной речи передать слушателям свое отношение к идеи произведения.

По мнению В.С. Соловейчик, выявление авторской позиции не нужно делать при анализе каждого текста, а лишь тогда, когда учитель чувствует необходимость более глубокого осознания детьми авторской идеи. Побуждение детей к формированию идеи произведения  высказыванию  собственного отношения не должно быть дидактично, прямолинейно, оно должно следовать из всех раздумий о прочитанном.


Подготовка к творческому пересказу. П.П.Бажов
  • Начальные классы
Описание:

1.     Подготовка к творческому пересказу (на примере произведения П.П. Бажова «Серебряное копытце»).

2.     Цель использования приёма:

Образовательная:

-с помощью коллективно составленного портрета глубже понять героев;

-через творческий пересказ осознать главную идею произведения.

Развивающая:

-развитие связной речи учащихся;

-развитие творческого воображения.

Воспитательная:

-средствами учебного занятия помочь детям понять, что счастье в жизни часто не связано с материальными благами и у каждого оно своё;

-формировать умение работать в группе.

3.     Оборудование. Средства обучения.

1)    тексты сказки;

2)    иллюстрация к эпизоду;

3)    карточки-таблицы;

4)    словарь качеств героя.

4.     Описание приёма. (Ход работы.)

Данный приём может быть использован на уроках закрепления изученного произведения. На первом уроке дети знакомятся с произведением, прорабатывают содержание.

Вводная беседа.

Учитель: Повторяйте за мной: Я пришёл на урок. Я серьёзен и спокоен. Мне хочется научиться чему-то новому. У меня всё получится.

Улыбнитесь друг другу. Начинаем работу.

Учитель:  С какой сказкой мы познакомились на предыдущем уроке?  Кто её автор?

Ученик: Мы познакомились со сказкой Павла Петровича Бажова «Серебряное копытце».

Учитель:  О ком эта сказка?

Ученик: Эта сказка о девочке, старике Коковане и о козлике Серебряное копытце.

Учитель:  Где происходит действие?

Ученик: На Урале, где проводят добычу драгоценных камней.

Учитель:  Понравилась ли вам сказка? Чем? Какое настроение вызвало у вас это произведение?

 Ученик: Сказка понравилась. В ней рассказывается о волшебном козлике Серебряное копытце, который выбивал ножкой драгоценные камни. Захотелось ещё похожие истории узнать. (Выслушиваются мнения нескольких детей.)

Учитель:  Назовите героев сказки?

Ученик: Кокованя, хозяйка, Мурёнка, Дарёнка, Серебряное копытце.

Учитель:  Что вы можете сказать о каждом из них? Для ответа можете пользоваться словарём  качеств героя. На доске учителем по ответам учеников  заполняется таблица:

 

 

Кокованя

Хозяйка

Мурёнка

Дарёнка

Серебряное копытце

Добрый,

с чувством юмора,

милосердный

Несчастная,

злая,

недолюбливала сиротку

 

Ласковая к Дарёнке,

сердитая к другим,

сильная,

верная

Добрая,

обиженная,

домовитая,

смышлёная,

заботливая,

любопытная

Таинственный,

загадочный,

забавный

 

 

Учитель:  А как вы думаете, что помогло Бажову П.П. описать героев сказки, чтобы мы поняли, какие они?

Ученик: Автор использовал слова из простой народной речи, описал их поведение, «оживил» кошку.

Работа по группам:

Учитель:  Чтобы понять лучше чувства героев сказки, поработаем над их образами. Для этого вам нужно заполнить таблицу, пользуясь текстом произведения и опорными словами качеств героя. Каждая группа будет работать над образом своего героя. Постарайтесь работать в группе дружно, помогая друг другу, не бойтесь высказывать своё мнение, учитесь договариваться в спорных вопросах.

Группам выдаются карточки с готовой таблицей. Дети, работая с текстом и коллективно  обсуждая, заполняют её графы.

Образ героя

Слова – подсказки автора

Своё мнение

Портрет

 

 

Речь

 

 

Поведение

 

 

Одежда

 

 

Отношение к

 другим героям

 

 

Учитель во время групповой работы помогает детям в случае затруднений.

              Образ Коковани  (возможный вариант)

Образ героя

Слова – подсказки автора

Своё мнение

Портрет

«Семьи у Коковани не осталось», «сам большой, да бородатый», «весёлый да ласковый»

Кокованя пожилой одинокий человек, взял к себе сироту жить. Много знал, любил лес. Трудился. Умел сказки рассказывать. С Дарёнкой ладил, обращался к ней как к взрослой. Не ругал. Мечтал увидеть Серебряное копытце.

Речь

«Мастер сказки сказывать»

Поведение

«с утра на работу уходил», «Я – вроде охотника. Летом пески промываю, золото добываю, а зимой по лесам за козлом бегаю, да всё увидеть не могу»,

Отношение к

 другим героям

К Мурёнке – «Такую звонкую кошку не взять – дураком остаться. Вместо балалайки она у нас в избе будет.»

К Серебряному копытцу – «Простых козлов стреляю, а этого не стану, охота посмотреть, как он правой передней ножкой топнет»

К Дарёнке – «Какая ты у меня разумница, Дарья Григорьевна. Как большая рассудила»

 

          Образ Дарёнки (возможный вариант)

Образ героя

Слова – подсказки автора

Своё мнение

Портрет

«Махонькая и носишко пуговкой»

Дарёнка маленькая девчонка шести лет. Осталась сиротой, пригрела такую же одинокую кошку. К Коковане пошла потому, что захотелось про Серебряное копытце узнать. Дома помогала по хозяйству. Мечтала, как и Кокованя, Серебряное копытце поглядеть. 

Речь

«С той поры у Дарёнки только и разговору было – что об этом козле»

Поведение

«Дарёнка в избе прибирала, похлёбку да кашу варила», «любила те сказки слушать»

Отношение к

 другим героям

К Мурёнке – «эту кошку гладит», «всё бы хорошо, да Мурёнки жалко»,

К Серебряному копытцу – «Не тронь дедо, завтра ещё поглядим»

              

         Образ кошки Мурёнки (возможный вариант)

Образ героя

Слова – подсказки автора

Своё мнение

Портрет

«кошка бурая», «кошка маленькая и до того худая да ободранная, что редко кто такую в  избу пустит», «до того звонко мурлычет, что по всей избе слышно»

Мурёнка – худая, ободранная, но ласковая кошка. Умеет разговаривать. Не зависимая, преданная – побежала следом за хозяевами в лес. Дарёнке стала верным другом. Подбадривала Дарёнку в трудные минуты. Умела за себя постоять.

Речь

«пр-равильно говорит», «знай, свою песенку поёт»

Поведение

«будто понимает весь разговор», «трётся у ног-то да мурлычет» «кошчонка ободранная за ними попрыгивает», «на охоту ходила – мышей ловила»

Отношение к

 другим героям

«ребят перецарапала»

«от собак отбивается. Собачонки к ней и подступиться не смеют»

               

       Образ козлика Серебряное копытце (возможный вариант)

Образ героя

Слова – подсказки автора

Своё мнение

Портрет

«Ростом козёл не выше стола, ножки тоненькие, головка лёгонькая», «рожки-то у него отменные, пять веточек на них», «шёрстка серенькая», «лесом пахнет», «на правой передней ноге серебряное копытце» «В каком месте топнет копытцем – там и появится дорогой камень. Раз топнет – один камень, два топнет – два камня, а где ножкой бить станет – там груда дорогих камней»

Серебряное копытце – лесной необыкновенный козлик. Показывается людям редко. О нём много рассказывают, но мало кто видел. Понимал речь людей. Когда Дарёнка позвала его как домашнего козла – рассмеялся и убежал.

Речь

«Мурёнка головой покачивает и козёл тоже. Будто разговаривают.»

Поведение

 «по лесу какой-то комочек катится», «не громко, будто кто лёгонький ходит», «по стенке запостукивало», «стоит, ножку поднял, а на ней серебряное копытце блестит», «вспрыгнул козёл на крышу и давай по неё серебряным копытцем бить»

Отношение к другим героям

К всем – «Серебряное копытце тоже больше не показался. Потешил раз, –  и будет»

После окончания самостоятельной работы идёт коллективное обсуждение образов героев произведения.

Словесное иллюстрирование.

Учитель: Вспомните эпизод сказки, где все эти герои встретились вместе?

Ученик: Когда Серебряное копытце подошло к балагану, кошка выскочила к нему, а Дарёнка потерявшая Мурёнку, бросилась на улицу. Увидев Серебряное копытце, она замерла и долго наблюдала, как кошка и козлик играли. Вдруг Серебряное копытце вскочил на крышу и давай бить копытцем. Из-под копытца полетели дорогие камни. В это время и Кокованя вернулся.

Обращение к иллюстрации. Нахождение отрывка, относящегося к  данной иллюстрации и перечитывание его.

Учитель: Представьте, что вы оказались на этой поляне в этот момент. Попробуйте описать словами, что бы вы увидели и почувствовали.

Словесное иллюстрирование. Выслушиваются мнения нескольких детей.

Учитель: Почему Дарёнка остановила Кокованю, который бросился набирать дорогие камни в шапку?

Ученик: Она попросила оставить, чтобы полюбоваться на следующий день, но ночью выпал снег и всё засыпал.

Учитель: Жалел ли Кокованя, что не набрал больше? Почему?

Ученик: Нет, им хватило того, что он в шапку нагрёб.

Учитель: Чем довольны Кокованя и Дарёнка?

Ученик: Тем, что им посчастливилось увидеть чудо. Как Серебряное копытце ножкой бил, и из-под него, как искры, сыпались разноцветные камни – красные, голубые, зелёные, бирюзовые – всякие. От них весь балаган переливается разными огнями.

Учитель: Как вы думаете, какие чувства испытывал каждый герой в это время? 

Ученик: Дарёнка, Кокованя удивление и любование, Мурёнка – озорство, любопытство. У Серебряного копытца – игривое настроение. Возможно, он чувствовал, что Дарёнка и Кокованя – хорошие люди, его не обидят, и хотел, чтобы они жили беззаботно.

Творческий пересказ.

Учитель:  Сейчас закройте глаза и попробуйте представить себя в роли тех героев, чей образ вы прорабатывали в группе. Попробуйте вжиться в образ. Вспомните основные черты характера героев, у Мурёнки и Серебряного копытца повадки свойственные этим животным. Задание: перескажите данный эпизод от лица своего героя.

Творческий пересказ нескольких детей.

5.     Эффективность приёма.

В ходе подготовки к творческому пересказу дети в группе коллективно составят словесный портрет героя, «подсказки» для этого они учатся искать в самом произведении. Работая коллективно, ученики развивают коммуникативность,  умение работать в группе, высказывать своё мнение. Работа в группе помогает несмелым ученикам социализироваться, получить одобрение своих товарищей, снять страх за неудачный ответ (работали вместе). Обращение к «словам-подсказкам» автора помогают глубже понять образ героя, составление портрета помогает выявить основные качества героя. Всё это способствует «вживанию» в образ героя во время творческого пересказа. Творческий пересказ развивает воображение, связную речь, умение передать чувства словами. Воспитательный аспект кроется в главной идее произведения. У главных героев в приоритете не материальные блага, а мечта увидеть чудо: как Серебряное копытце выбивает дорогие камни. Это позволяет детям задуматься над сутью счастья, что очень важно в современном мире. 

6.     Использованная литература:

1)    Кобелева, Е.А. Теория и методика обучения литературе [Текст]: учебно-методическое пособие / Е.А.Кобелева. – Киров: Изд-во ВятГГУ, 2007. – 185с.

2)    Львов, М.Р., Рамзаева, Т.Г., Светловская, Н.Н. Методика обучения русскому языку в начальных классах [Текст]: учебное пособие / М.Р.Львов, Т.Г.Рамзаева, Н.Н.Светловская. – М.: Просвещение, 1987.- 415с.

3)    Очерки о детских писателях [Текст]: справочник для учителей начальных классов. – М.: «Баласс», 1999. – 240с.

 

 

Автор Гора Марианна Валерьевна
Дата добавления 09.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 898
Номер материала 47605
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓