Главная / Русский язык и литература / Подготовка к сочинению «Спасённый щенок» (урок русского языка и экологии в 5 классе)

Подготовка к сочинению «Спасённый щенок» (урок русского языка и экологии в 5 классе)

Подготовка к сочинению «Спасённый щенок»

(урок русского языка в 5 классе)


Тема: Тема и основная мысль текста (подготовка к сочинению «Спасённый щенок»

Цель:

  1. Повторить теоретические сведения о тексте, теме и основной мысли текста, уметь определять тему и основную мысль текста.

  2. Подготовиться к домашнему сочинению о животных.

  3. Воспитание любви к «братьям нашим меньшим» и чувства ответственности о них.

Оборудование:

  1. Плакат со словами Л.Н.Толстого «Счастье – это быть с природой, видеть её, говорить о ней».

  2. Музыкальное оформление: песня «Пропала собака» (в исполнении детского хора).

  3. Выставка детских рисунков и кроссвордов на тему «Природа и мы».

  4. Слайды с фрагментами урока.

Ход урока.



Вступительное слово учителя.

Сегодня у нас в школе проходит экологический семинар, потому что на базе нашего «Образовательного центра» работает «Экологическая площадка». И сегодня у нас в гостях собрались экологи из многих уголков нашей области.

Вопрос: Какое слово в моей вступительной речи повторилось несколько раз? (экология, экологический).

А что обозначает слово экология? (экология – наука о связях живых организмов с окружающей средой. Эти связи образуют единую и очень сложную систему, которую мы называем жизнью на земле. Из учебника экологии для 10-го класса)

Вопрос: А какие словарные слова на тему «экология» мы с вами знаем?

(экология, природа, беречь, охранять, окружающая среда, планета)

Учитель: Лев Николаевич Толстой, великий русский писатель и мыслитель, писал: «Счастье – это быть с природой, видеть её, говорить о ней».

Давайте и мы с вами сегодня побудем счастливыми, «поговорим о природе» на уроке, тема которого «Тема и основная мысль текста» (запись в листочек).

1-ый этап урока. Работа с теорией.

Вопрос: Вспомните, что такое тема? (тема – это то, о чём говорится в тексте).

Вопрос: А какими бывают темы? (широкими, средними и узкими).

Задание: Определите, какая из данных тем является широкой, средней, узкой?

  1. Мой друг Мухтар.

  2. Собаки – верные друзья.

  3. Как щенка обидели.

Задание: Запишите 1-ый ряд самую широкую тему, второй ряд – среднюю, третий ряд – самую узкую тему. Объясните выбор.

Вопрос: А без чего не может существовать ни один текст? Вспомните его определение. (Ряд предложений, связанных по смыслу и расположенных в определённой последовательности – это текст. Текст можно озаглавить.)

Задание: Определите, можно ли назвать текстом сочинение мальчика на тему «Мои друзья – животные».

«У меня есть собака. Моя Кошка вчера вечером принесла котят. Барсик умеет приносить тапочки. Бабушка разрезала хлеб, а крошки отдала курочкам. Я подарил щеночка Павлику. Я очень люблю животных».

(Это не текст, так как предложения не объединены одной мыслью, не понятно, что хотел сказать автор; он не решил для себя, что именно он хочет рассказать о своих животных; заголовок придумать невозможно)

Делаем вывод: Без основной мысли текст становится несвязанным, непонятно, что хотел сказать автор, в чём хочет убедить читателя.

Давайте ещё раз повторим, что же такое основная мысль сочинения.

Учащиеся повторяют: Основная мысль – это то, ради чего написан текст, что хотел доказать нам его автор, в чём хотел убедить читателя.

2-ой этап урока. Работа с текстом.

Задание: Прослушайте текст, определите его тему, основную мысль и озаглавьте.

Текст

Жарким августом на крыльце заброшенного дома раздался писк. Соседка пошла узнать, не подбросил ли кто котёнка. Она боялась, что приблудная собака, которую она замечала в общем дворе, обидит детёныша. Подойдя к крыльцу, женщина замерла от удивления: на старой рваной куртке копошился и пищал разноцветный комок, из которого торчали лапки и хвосты. «Один, два, три… - начала считать женщина и ахнула, - десять!» Потом растерянно подумала: «Что же с ними будет? Ведь они ничьи… Маленькие, слепые, беззащитные. Маме-собаке не поднять такое потомство. Погибнут. Что же делать?

Вопросы:

  1. О чём этот текст, как вы поняли? (о том, как женщина нашла кутят)

  2. Какова его тема? (женщина и кутята)

  3. Какова основная мысль, что хотел сказать этим текстом автор? (Он показал нам беспомощных и беззащитных кутят, чтобы вызвать у нас сочувствие и желание помочь им. Что делать с кутятами? Как поступить женщине?)

Задание: Выберите заголовок к тексту, объясните свой выбор.

  1. Удивительная находка.

  2. Десять щенят.

  3. Бедные кутята.

  4. «Что же с ними будет?»

3-ий этап урока. Подготовка к сочинению.

Вопрос: Узнали ли вы эту историю? С кем она произошла?

(Да, эта история произошла в соседнем дворе моего большого дома. А женщина эта – я, Нина Петровна. И это мне пришлось думать о том, как спасти щенят).

Учитель: Давайте сейчас вместе с вами составим текст на тему «Как спасали щенят».

Задание: придумайте устное сочинение на тему

1-ый ряд «Как щенков кормили». (в школьной столовой вместе с пятиклассниками собирали кусочки хлеба, остатки каши, котлеты и макароны).

2-ой ряд - «Как щенкам искали новых хозяев». (Объявляли в классах, на общешкольной линейке, в начальной школе, дети спрашивали родителей, друзей, предлагали в музыкальной школе и на занятиях кадетов, двух щенят возили в районный центр с. Кинель-Черкассы).

3-ий ряд – «Новые хозяева» (ребята называют и рассказывают о тех, кто взял щеночков на воспитание).

Учитель: А я закончу ваше сочинениестраничкой «Последний щенок».

Всех щенков разобрали. Остался один – самый последний. Ласковый, симпатичный щенок по кличке Таксёнок. Нина Петровна хотела оставить его себе, но вечером за ним пришли. Преподаватель музыкальной школы Щербакова Ольга Васильевна рассказала грустную историю о том, как погибла собака у её старенькой мамы и попросила отдать щенка. Нина Петровна согласилась, а когда Таксёнка увезли, она горько расплакалась. Зато теперь у каждого щеночка был хозяин, который заботился о нём и дружил с ним».

Вопросы:

  1. Почему Нина Петровна расплакалась? (привыкла к щенятам, полюбила их, стало жалко и грустно).

  2. Как можно озаглавить получившийся текст? (Спасение щенят)

  3. Какова основная мысль этого текста? (1. Необходимо сделать всё для спасения беззащитных животных, оказавшихся в беде. 2.Обязательно добивайтесь поставленной цели, и у вас всё получится).

Учитель: Давайте вернёмся к проблемам экологии и сделаем вывод из сегодняшнего урока о том, как должен вести себя человек в окружающем его мире.

(дети: нужно охранять окружающий нас мир от зла, самим делать добро, помогать попавшим в беду)

Учитель: Дома вам нужно написать небольшое сочинение (рассказ) о судьбе щенков из нашей истории, ведь шестеро из них живут у нас, в Кротовке ( у вашей одноклассницы Карякиной Тани, у Жадаева Лёши из 5 «В», у Димы из 4 «Б» и у его друга, у Кожуховского Павла из 9 класса, у Щербаковой О.В.)

Можно придумать рассказ о судьбе щенят, которые уехали из Кротовки. Здесь вы можете фантазировать. Главное, чтобы основной мыслью сочинения стала: Люди, не бросайте животных в беде!»

Тема: Спасённый щенок.

План (примерный).

  1. Как щенок попал к своим хозяевам.

  2. Описание щенка.

  3. Любимые привычки и повадки.

  4. Как ему живётся у новых хозяев.

  5. Можно рисунок или фотографию собачки.



В заключение можно прочитать отрывок из рассказа «Её звали Найдой» ученика 10 класса Кротовского «Образовательного центра» Миткина Данилы (рассказ-быль «Её звали Найдой» опубликован в журнале «Новая Волна», №2 2009 год).

Закончить урок можно стихотворением ученицы 9 класса Кротовского «Образовательного центра» Синицыной Юлии «Про щенка».

P.S. В приложении к уроку:

1. Стихотворение «Про щенка».

2. Рассказ-быль «Её звали Найдой».

3. Раздаточный лист для учащихся.

Про щенка

С верёвкой на шее, и впали бока,

Во взгляде то просьба, то мука…

В высокой амброзии кто-то щенка

Оставил со зла иль от скуки.

Прохожим умильно он смотрит в глаза.

Как будто там ищет ответа,

Но тусклы и чёрствы людские сердца:

До бедствий собачьих дел нет им.

Откуда, малыш? На котлету поешь,

Не бойся, попробуй, так вкусно.

Тебя я не брошу, ты только мне верь,

И вместе не будет нам грустно.

Домой по тропинке пришли мы вдвоём…

Назвали найдёныша Найда.

Купали, поили парным молоком,

И преданней не было взгляда.

Забыть не могу я собачью слезу

И как она лижет мне руку.

Тебя я в обиду не дам никому,

А ты стань мне преданным другом.









Семнадцатое ноября.

Классная работа.

Тема и основная мысль текста.

Словарная работа: _______________________________________________

__________________________________________________________________

Тема сочинения

  1. Мой друг Мухтар. ____________________________

  2. Собаки – верные друзья. ____________________________

  3. Как щенка обидели. _____________________________

Работа с текстом

___________________________

Жарким августом на крыльце заброшенного дома раздался писк. Соседка пошла узнать, не подбросил ли кто котёнка. Она боялась, что приблудная собака, которую она замечала в общем дворе, обидит детёныша. Подойдя к крыльцу, женщина замерла от удивления: на старой рваной куртке копошился и пищал разноцветный комок, из которого торчали лапки и хвосты. «Один, два, три… - начала считать женщина и ахнула, - десять!» Потом растерянно подумала: «Что же с ними будет? Ведь они ничьи… Маленькие, слепые, беззащитные. Маме-собаке не поднять такое потомство. Погибнут. Что же делать?

Домашнее задание: Сочинение.

Спасённый щенок.

План

  1. Как щенок попал к своим хозяевам.

  2. Описание щенка.

  3. Любимые привычки и повадки.

  4. Как ему живётся у новых хозяев.

  5. Можно рисунок или фото.

Основная мысль: «Люди, не бросайте животных в беде!»

Подготовка к сочинению «Спасённый щенок» (урок русского языка и экологии в 5 классе)
  • Русский язык и литература
Описание:

Тема: Тема и основная мысль текста (подготовка к сочинению «Спасённый щенок»)

Цель урока:

1.    1.  Повторить теоретические сведения о тексте, теме и основной мысли текста, уметь определять тему и основную мысль текста.

2.    2.  Подготовиться к домашнему сочинению о животных.

3.    3.  Воспитание любви к «братьям нашим меньшим» и чувства ответственности о них.

Это урок русского языка и экологии, на котором помимо работы с текстом поднимаются серьёзные проблемы экологии, а именно, отношение к брошенынным животным. Кроме того параллельно идёт подготовка к сочинению на данную тему.

Автор Борисенко Нина Петровна
Дата добавления 27.03.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Конспекты
Просмотров 1059
Номер материала 58763
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓