Главная / Русский язык и литература / Подготовка к сочинению по теме « Моя любимая игрушка».

Подготовка к сочинению по теме « Моя любимая игрушка».

Тема. Подготовка к сочинению по теме « Моя любимая игрушка»

Цель: обучить написанию связного текста с элементами описания

Задачи: научить собирать материал к сочинению, строить ответ в определённой композиционной форме ( по плану);

Развивать навыки работы с выразительными средствами языка, творческие способности;

Воспитывать у детей интерес к народному искусству, бережное отношение к любимым игрушкам.

Оборудование: мультимедийный проектор, игрушки разных видов, буклет, смайлики, текст на карточках.

Ход урока.

1.Организация класса.

Прозвенел уже звонок,

Начинается урок.

- Здравствуйте, ребята! Садитесь!

Куда мы с вами попадём,

Узнаете вы скоро.

В стране волшебной мы найдём

Помощников весёлых.

Посмотрите все на меня!

Сегодня экскурсоводом работаю я.

Меня зовут Наталья Анатольевна, я преподаю русский язык в школе села Брыковка. У вас проведу урок русского языка по развитию речи.

- Не теряя ни минутки,

Приглашаю вас я в путь!

Взять все знания в дорогу

И улыбку не забудь!

  1. Сообщение цели и выявление темы урока.

(показываю) Хороши у нас игрушки:

Куклы, мишки и хлопушки,

Но не надо забывать:

Игрушки – не люди,

Но всё понимают

И очень не любят,

Когда их ломают.

- Ребята. У вас есть любимые игрушки?

- А как вы к ним относитесь? ( бережно, с любовью)

- Сегодня нам предстоит большая и интереснаяработа: мы будем собирать необходимые рабочие материалы к сочинению.

- Как вы думаете, на какую тему?

(-на тему Моя любимая игрушка) ( открываю доску)

- Ребята, как вы считаете, какое слово в названии темы главное?

( любимая)

- Что значит любимая?

( Она очень дорога для человека, чем-то привлекает, отражает его интересы)

- В вашем сочинении должна проявиться любовь к своей игрушке.

3. Словарно- орфографическая работа.

- Я  тетрадочку открою и  как надо положу.

Откройте, пожалуйста, тетради, запишите число, классная работа, Моя любимая игрушка.

- Ребята, давайте поближе познакомимся с нашими помощниками-игрушками. 

- А для чего предназначены игрушки:  куклы, машинки?( Чтобы играть)

Но есть и игрушки- сувениры.

- Как вы понимаете значение слова «сувенир»? ( Подарок).

( 2 слайд) Сувенир- подарок на память, вещь, связанная с воспоминаниями о ком- и чём- либо).

- Какая из этих игрушек может быть сувениром? ( Матрёшки)

Правильно, посмотрите, какие они яркие, красивые, привлекательные.

- Давайте  запишем слова, которые помогут вам в описании вашей любимой игрушки.

Вот неваляшка, из какого материалаона сделана? (из пластмасса)

- значит она какая? -( пластмассовая – подчёркиваем и запоминаем орфограммы: непроизносимая согласная ти удвоенная с), эта машинка( а железо- это что такое? –металл) (металлическая- в корне непроверяемая гласная буква е и удвоенная л) , а если её заставит двигать какой-то механизм, она будет какая ?( заводная, ну заводят её тоже с помощью какого-то механизма) ( механическая – непроверяемая гласная буква е в корне),а матрёшка у нас какая? (деревянная-две буквы н в суффиксе янн) , а вот эти расписные кони, петушки – глиняные ( запишите глиняная- одна буква н в суффиксе ян, о правописание слов деревянная и глиняная вы узнает подробнее узнаете в 6 классе, а сейчас пока запомните ).

- Ребята, а какое свойство имеет этаигрушка? Она мягкая на ощупь, запишем ( мягкая – парная согласная г в корне).

- А вот этислова прочитаем хором: ( они же на доске)

зав..дная

уд..вительная

ч..десная

инт..ресная

з..бавная

- Давайте проверим, какие вы грамотные, какая пропущенная орфограмма в слове заводная (безударная гласная буква о, проверяемая ударением – завод, к доске пойдет, а вы записывайте в тетрадях, орфограммы проговариваем)- Молодцы!

- А теперь посмотрите ещё раз на все слова.

- Какой частью речи они являются? ( Именами прилагательными).

Выберите те, которые содержат в своём значении эмоциональную окраску, оценку. ( удивительная, чудесная, интересная, забавная)

- Эти словапомогут вам ярче описать игрушку.

- Именно имена прилагательные помогают нам в описании предметов, не забудьте использовать прилагательные в  своих сочинениях.

 

4. Работа над предложением.

-Ребята, вы сказали, что у вас есть  любимые игрушки.

- Как называется твоя любимая игрушка? А  твоя?

А вотУ Светы любимая игрушка –собачка.

Прочитайтепредложение,

- Давайте найдём главные члены предложения. О чём говорится в предложении?( В предложении говорится об игрушке , что – игрушка, это подлежащее выражено им. сущ в И.п,  игрушка –это что такое? собачка, это сказуемое , выражено сущ в И.п.)

- Кто может объяснить постановку тире между подлежащим и сказуемым?

( подлежащее и сказуемое выражено сущ в И.п., поэтому ставится тире

- А мы давайте запишем такое предложение

Моя любимая игрушка - … . допишите каждый название своей игрушки. Обратите внимание на постановку тире в предложении подчеркните главные члены.

- Прочитай своё предложение….

Хорошо, Молодцы!

5. Физминутка.

Потрудились – отдохнём,

Встанем – глубоко вздохнём.

Руки плавно опустили

Всем улыбки подарили. Садитесь.

Посмотрите направо глазками, налево,

Опустите глазавниз, перед вами лежит текст.

6. Работа с текстом. Составление плана.

- Послушайте, как Света написала ( рассказывает)  о своёй любимой игрушке.

    В прошлом году мне исполнилось 9 лет. На день рождения бабушка подарила мне игрушку - плюшевого щенка.

      У него большая голова со смешными ушами, торчащий хвостик и толстые лапы. Шерстка коричневого цвета. Глазки, словно чёрные пуговки. Носик кругленький. Щенок симпатичный и забавный. Мы с ним играем,  вечером вместе засыпаем.

     Я очень берегу мою любимую игрушку, ведь её подарила мне бабушка.

- Из скольки частей состоит сочинение ученицы? ( из трёх)

- Ваше сочинение тоже будет состоять из трёх частей: вступления, основной части и заключения.

Начнёте вы своё сочинение с небольшого вступления.

- Давайте подумаем, о чём же нужно сказать  во вступлении?

Каждый из вас записал предложение, как называется ваша любимая игрушка,  а помните ли вы, как она у вас появилась? ( кто-то подарил, по какому-то поводу или на день рождения)

- Вот в первой части вы и расскажите:

1. Как называется ваша любимая игрушка? Как она у вас появилась?

- А какая часть текста самая большая? (2- основная)

- О чём в ней говорится? (Что в ней описывается? )( Игрушка)

-В ней даётся описание игрушки (2. Описание игрушки), сообщаются основныеособые приметы, говорится о том, чем она вам нравится) Это будет основная часть вашего сочинения.

- Ребята, чтобы ярче и эмоциональнее у вас получилось описание игрушки, можно использовать не только прилагательные, но исравнения.

- Давайте найдём,какое сравнение использовала Света, описывая глазки щенка?

( Глазки, словно чёрные пуговки. Не просто глазки, а похожие на пуговки).

- Запишем это предложение в тетрадь. Комментируй…

-Молодцы!

- Ребята, а чем дорога игрушка для Светы? ( её подарила ей бабушка)

- А вам чем дорога любимая игрушка? ( Это моя самая первая игрушка, мне её подарила тётя, которую я редко вижу, она далеко живёт)

- Вот в третьей части своегосочинениявывыразите своё отношение к игрушке и напишите,чем она вам дорога.( 3. Чем вам дорога игрушка?)

7. Дом. задание.

- Ребята,  мы составили план вашего сочинения. Он поможет вам   логично и последовательно создать текст.     -Давайте прочитаем…

План
1.Как называется ваша любимая игрушка?
Как она у вас появилась?
2. Описание игрушки.
3. Чем вам дорога игрушка?

- Но это краткий план, а подробный вы найдёте в этом  буклете ( раздаю),  давайте прочитаем  памятку « Как писать сочинение о любимой игрушке»

Так как времени у нас на уроке  мало, вы мне расскажите  о своей игрушке  в письменном виде дома. Можно проявить своё творчество и написать сочинение не в тетрадях,  а оформить  на свой вкус. Вот так оформила работу ученица  моей школы. Юлия Петровна мне передаст, и я поближе узнаю о вас и ваших любимых игрушках.

 

8.Устный рассказ.

- Ребята, а какая из этих игрушек-помощниц вам понравилась?

-Подойдите, возьмите в руки,  рассмотрите поближе.

- А теперь расскажите, чем она вам понравилась?

- Что привлекло вас в этой игрушке?

9. Рассказ учителя.

- Ребята, у меня тоже в детстве была любимая игрушка. Эту Снегурочку мне подарила мама на Новый год, когда мне было 8 лет. Она уже не такая яркая, но очень мне  дорога, напоминает о детстве, о новогоднем празднике и до сих пор живёт в моём доме и дарит радость моим детям.

- Как вы думаете, ребята, может ли игрушка рассказать о хозяине?

- Что бы вы сказали обо мне, если я столько лет берегу эту игрушку?

( Я бережливая, и в моей семье крепкие традиции)

- А ещё, ребята,игрушка может рассказать о целом народе.

10. Экскурс в историю русской игрушки

- Как экскурсовод, я приглашаю вас заглянуть  в историю русской игрушки.( слайды)

- Игрушка сопутствует человечеству с древнейших времён. У каждого народа свои любимые забавы, свои традиции. Искусство изготовления игрушек с глубокой древности передавалось от отца к сыну, от деда к внуку. В каждой семье были нарядные игрушки. Верили, что игрушки охраняют и защищают детей.

Многие области России славятся глиняными игрушками. Самые знаменитые – дымковские свистульки. Их изготавливают в слободе Дымково под Вяткой.

Чем знаменито Дымково?

Игрушкою своей!

В ней нету цвету дымного,

Что серости серей.

В ней что- то есть от радуги,

От капелек росы,

В ней что-то есть от радости,

Гремящей, как басы.

Знаменита игрушками и деревня Филимоново под Тулой. Здесь удивительные кони с длинными, как у жирафа шеями, коровки, петухи, бараны, разные диковинные существа. Они похожи на сказочных зверей.

Родина каргопольской игрушки – Русский север, Архангельская область. Каргопольские мастера лепят крестьянок в платках и барынь в шляпах, мужичков –гармонистов в лаптях и кафтанах.

Каргопольская игрушка-

Кони, утушки, кукушки.

Вы красивы, вы баски-

Очень яркие мазки.

Конь Полкан -любимый персонаж каргопольской игрушки.

Недалеко от Москвы есть старинное село Богородское. В нём издавна жили плотники. Они строили дома с наличниками, а в свободное время вырезали деревянные игрушки.

Матрёшка - известный русский сувенир. Эту деревянную куклу придумали в Абрамцево. В большой кукле пряталось целое семейство – одна другой меньше. Все в ярких сарафанах, передниках и узорчатых платках.

Шли Матрёшки по дорожке

Было их немножечко,

Три Матрёны, три матрёшки

И одна Матрёшечка.

Матрёшка – символ русского народного искусства.

В национальных русских игрушках всегда ощутима доброта, игрушка дарит радость. Производство народной игрушки продолжает развиваться и в наши дни. Вот такие фарфоровые куклы в народных костюмах изготавливают сейчас вручную.

- Ребята, а какие игрушки вы можете здесь назвать, о которых сейчас услышали?

- А вот это дымковская свистулька. Послушайте, как она свистит ( ученику предлагаю).Молодец!

11. Подведение итогов ( рефлексия).Оценки.

- Ребята, наше занятие подошло к концу, мы окунулисьс вами в мир игрушек, пора прощаться с нашими весёлыми помощниками.

-Все выхорошо работали, я вам ставлю…, но мне всё-таки хочется узнать, какое впечатление у вас об уроке, возьмите себе тот смайлик, который подходит вашему настроению после урока.

-Я рада, что вам понравилось, жду от вас творческих работ.

- Спасибо за урок. Мне было очень приятно с вами работать, в память о нашей встрече вам небольшие сувениры. Будьте мудрыми и умными, как эта Сова.

Урок окончен. До свидания.

 



Подготовка к сочинению по теме « Моя любимая игрушка».
  • Русский язык и литература
Описание:

В настоящее время по программе русского языка для 5-12 классов, 2005 года раздел «Связная речь» предусматривает обу­чение различным видам речевой деятельности[7:6]. Разработка вопросов развития связной речи опирается на достижения лингвистической науки в области синтакси­са текста, культуры речи, стилистики, современной риторики, а также на достижения психологии речи (общения), психолингвистики (в частности, на теорию речевой деятельности), социолингвистики, теории коммуникации и т. д. — и главное — на собственные данные об уровне развития связной речи школьников, о динамике формирования некоторых коммуникативных умений при определенной методике обучения, о сравнительной эффективности не­которых приемов работы и средств обучения. Данные смежных наук, в частности лингвистики и психологии, позволяют обосновать, уточ­нить содержание и методы работы по развитию связной речи и имеют большое значение для интерпретации процесса формирования ком­муникативных умений у школьников.

Школа не готовит профессионалов-журналистов, писателей, ора­торов и т. д., но каждый выпускник должен уметь воспринимать и передавать информацию, защищать свои убеждения и убеждать других, выступить с предложениями, советами и критикой на собрании, написать в газету и т.д. Следовательно, при определении задач работы по развитию связной речи необходимо учитывать требования жизни, «социальный заказ».  

Автор Конакова Алла Евгеньевна
Дата добавления 18.02.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Конспекты
Просмотров 415
Номер материала 56671
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓