Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыПодготовка к сочинению по былине "Вольга и Микула Селянинович"

Подготовка к сочинению по былине "Вольга и Микула Селянинович"

Скачать материал

ЛИТЕРАТУРА, 7 КЛАСС

 

 

 

 СБОР МАТЕРИАЛА К СОЧИНЕНИЮ НА ЛИТЕРАТУРНУЮ ТЕМУ

 

ТЕМА СОЧИНЕНИЯ

 «МИКУЛА СЕЛЯНИНОВИЧ – ГЕРОЙ-ТРУЖЕНИК»

 (ПО БЫЛИНЕ «ВОЛЬГА И МИКУЛА СЕЛЯНИНОВИЧ»)

 

УЧИТЕЛЬ БРЫЛОВА М.Н.

 

 

 

ПОДОЛЬСК

 ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

 

 

 

Цели урока:

 помочь разобраться в содержании былины и вдумчиво подойти к теме сочинения, объяснить каждое слово в ее формулировке, ориентироваться в композиции, знать ее составные части.

 

Развитие речи:

связные ответы на поставленные вопросы, аргументация мысли текстом.

 

Коррекционная работа:

четкость произношения при ответах, расширение активного словаря, последовательное изложение мыслей и их речевое оформление, согласование слов при построении предложения, внимание к написанию предлога.

 

Оборудование:

иллюстрации к былине.

 

Вспомогательный материал:

учебники, записи в тетрадях по литературе.

 

Алгоритм урока:

1.     Краткое изложение содержания былины.

2.     Обговорить основные элементы композиции сочинения.

3.     Работа по каждому пункту композиции.

4.      Итог.  Оценки.

5.     Домашнее задание.

6.     Тест (обобщить полученные умения и навыки).

 

 

 

Ход урока

 

1.     Организационный момент. Слово учителя.

Урок начинается с речевого рапорта ученика. Далее слово берет учитель и обращает внимание учеников на доску, на которой записана тема.  Для более плодотворной проработки темы необходимо ознакомиться с алгоритмом урока и поэтапно его выполнять.

     Ученики читают алгоритм и приступают к работе над темой. В тетрадях по развитию речи ученики записывают     тему сочинения. При этом обращается внимание на правила орфографии и синтаксис: заглавная буква, отсутствие Ь на конце слова, тире, дефис и кавычки.

 

2.     Работа по каждому пункту алгоритма в отдельности

1.     Вспомнить содержание произведения. Эта работа проводится по вопросам:

1.1.          Назвать главных героев былины.

1.2.          Кратко изложить основные события, описываемые в былине.

2.     Обговорить основные элементы  композиции сочинения. Эта работа также проводится по вопросам:

2.1.          Что такое композиция сочинения?

2.2.          Назовите ее составные части.

 

Далее работа проводится на ИД, на нее выводится материал с вопросами и иллюстрациями по каждому пункту композиции. На столах учеников лежат точно такие же разработки.  На этом этапе урока необходимо дать пояснение к первой составной части композиции – вступлению. Важным здесь является понимание учащимися следующего: чтобы у работы было четкое (удачное) вступление, необходимо «обыграть» каждый термин в теме сочинения.

Образ – внешний и внутренний облик человека.

Микула Селянинович – действующее лицо былины.

Герой-труженик – образ жизни человека в мирное время и в военное.

 

Далее работа по каждому пункту композиции в отдельности.

Композиция сочинения (построение)

Материал для подготовки к написанию сочинения на литературную тему

Основные  вопросы

Иллюстрации  для ответа

1.   Вступление

«Песни гусляров»

1. Гусляры, их роль на Руси.

2. О чём пели гусляры, о ком рассказывали в своих песнях?

 

 

 

 

 

 

гусляры

 

 

 

Логический переход

К кому из героев песен гусляров мы должны приглядеться поближе? (внимание на тему).

 

2. Основная часть

1.Имя главного героя.

2. Что можете сказать о его внешнем облике (свой рассказ + подтверждение словами текста – 3-4 строчки).

 

 

 

 

mikula-selyaninovich-1

 
3. Что можно сказать о силе героя? Как она изображена в произведении (свой рассказ + подтверждение словами текста – 3-4 строчки).

4. Какой литературный прием здесь используется?

5. Почему герой  так трепетно относится к земле, к своей лошади? Как в тексте подчеркнута трепетность этого отношения?

6. Что можно сказать о чертах характера героя?

7. В образе одного человека соединены сразу два понятия – герой и труженик. Как это показано в тексте?

8. Что же так очаровало князя в пахаре? Почему?

Надпись:

 

 

 

 

 

 

3. Заключение

В былине звучит вера человека. Во что?

 

 

 

 

 

 

 

ИТОГ

На уроке мы объяснили каждое слово в названии темы, проанализировали произведение и подтвердили наши мысли стихотворным текстом.

Оценки.

 

Домашнее задание: проанализировать записи, подготовиться к сочинению и выполнить итоговый тест.

 

 

 

ТЕСТ

1. Одно из главных художественных средств былины:

А) гипербола;

Б) олицетворение;

В) метафора.

 

2. Древнерусский жанр был воплощен в:

А) балладе;

Б) былине;

В) мифе.

 

 

 

 

3. Построение произведения – это:

А) композиция;

Б) основная часть;

В) алгоритм.

 

4. Микула Селянинович был:

А) купцом;

Б) оратаем;

В) воином.

 

5. Вольга в былине представлен в образе:

А) разбойника;

Б) князя;

В) крестьянина.

 

6. На какой день дружина услышала работу оратая в поле:

А) сразу же, как только выехали;

Б) в тексте не сказано;

В) на третий день.

 

 

 

 

7. О чем попросил Микула князя:

А) помочь ему в работе;

Б) выдернуть плуг и бросить его за ракитов куст;

В) не мешать работать.

 

8. Куда пригласил князь Микулу Селяниновича:

А) помочь получить получку;

Б) подавить восстание;

В) помочь в подготовке свадьбы князя.

 

9. Что хотел узнать князь о Микуле Селяниновиче:

А) имя героя;

Б) город, в котором герой проживает;

в) как зовут его кобылку.

 

10. Чем пожаловал князь Микулу Селяниновича:

А) сундуком с  золотом и серебром;

Б) подарил ему коня:

В) тремя городами со  крестьянами.

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Подготовка к сочинению по былине "Вольга и Микула Селянинович""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Заведующий доп. образованием

Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Урок посвящен вопросам подготовки к написанию сочинения по  литературе в школе-интернате V вида для детей с ограниченными возможностями здоровья. Значительная часть учащихся страдает дислексией – нарушением чтения. В этой связи большое внимание уделяется урокам по развитию речи, особенно такому виду, как «Отбор материала для работы над сочинением». Большую роль здесь играет применение обучающих технологий, использующих принцип наглядности. Мною разработаны специальные таблицы с иллюстрациями по темам сочинений. Дано подробное описание этапов работы по использованию на уроке такой таблицы.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 664 068 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

  • 01.10.2020
  • 10739
  • 287
«Русский язык», Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И. и др.
Конспект урока по русскому языку «Повторяем признаки имени существительного»
  • Учебник: «Русский язык (в 2 частях)», Иванов С.В., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю./Под редю Иванова С.В.
  • Тема: Урок 6. Повторяем признаки имени существительного
  • 01.10.2020
  • 943
  • 28
«Русский язык (в 2 частях)», Иванов С.В., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю./Под редю Иванова С.В.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 04.01.2015 1425
    • DOCX 245.1 кбайт
    • 11 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Брылова Марина Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Брылова Марина Николаевна
    Брылова Марина Николаевна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 5878
    • Всего материалов: 6

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Менеджер по туризму

Менеджер по туризму

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Родной (русский) язык и родная литература: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель родного языка (русского языка) и родной литературы

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 23 человека

Курс повышения квалификации

Речевое развитие школьников на уроках родного (русского) языка в условиях реализации обновленного ФГОС НОО

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 38 человек из 21 региона
  • Этот курс уже прошли 215 человек

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель русского языка и литературы

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 1537 человек из 84 регионов
  • Этот курс уже прошли 4 899 человек

Мини-курс

Этапы развития речи: от первых звуков до полноценной коммуникации

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 160 человек из 50 регионов
  • Этот курс уже прошли 145 человек

Мини-курс

Тревожные расстройства: диагностика и причины

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 36 человек из 19 регионов
  • Этот курс уже прошли 15 человек

Мини-курс

Разделение имущества при банкротстве: правовые аспекты и мировое соглашение

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе