ЛИТЕРАТУРА, 7 КЛАСС
СБОР МАТЕРИАЛА К СОЧИНЕНИЮ НА ЛИТЕРАТУРНУЮ ТЕМУ
ТЕМА СОЧИНЕНИЯ
«МИКУЛА СЕЛЯНИНОВИЧ – ГЕРОЙ-ТРУЖЕНИК»
(ПО БЫЛИНЕ «ВОЛЬГА И МИКУЛА СЕЛЯНИНОВИЧ»)
УЧИТЕЛЬ БРЫЛОВА М.Н.
ПОДОЛЬСК
ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ
ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Цели урока:
помочь разобраться в
содержании былины и вдумчиво подойти к теме сочинения, объяснить каждое слово в
ее формулировке, ориентироваться в композиции, знать ее составные части.
Развитие речи:
связные ответы на
поставленные вопросы, аргументация мысли текстом.
Коррекционная
работа:
четкость произношения
при ответах, расширение активного словаря, последовательное изложение мыслей и
их речевое оформление, согласование слов при построении предложения, внимание к
написанию предлога.
Оборудование:
иллюстрации к былине.
Вспомогательный
материал:
учебники, записи в
тетрадях по литературе.
Алгоритм урока:
1.
Краткое изложение
содержания былины.
2.
Обговорить основные
элементы композиции сочинения.
3.
Работа по каждому пункту
композиции.
4.
Итог. Оценки.
5.
Домашнее задание.
6.
Тест (обобщить полученные
умения и навыки).
Ход урока
1.
Организационный
момент. Слово учителя.
Урок
начинается с речевого рапорта ученика. Далее слово берет учитель и обращает
внимание учеников на доску, на которой записана тема. Для более плодотворной
проработки темы необходимо ознакомиться с алгоритмом урока и поэтапно его
выполнять.
Ученики читают алгоритм и приступают к работе над
темой. В тетрадях по развитию речи ученики записывают тему сочинения. При
этом обращается внимание на правила орфографии и синтаксис: заглавная буква,
отсутствие Ь на конце слова, тире, дефис и кавычки.
2.
Работа по каждому
пункту алгоритма в отдельности
1.
Вспомнить содержание
произведения. Эта работа проводится по вопросам:
1.1.
Назвать главных героев
былины.
1.2.
Кратко изложить основные
события, описываемые в былине.
2.
Обговорить
основные элементы композиции сочинения. Эта работа также проводится по
вопросам:
2.1.
Что такое композиция
сочинения?
2.2.
Назовите ее составные
части.
Далее работа
проводится на ИД, на нее выводится материал с вопросами и иллюстрациями по
каждому пункту композиции. На столах учеников лежат точно такие же разработки.
На этом этапе урока необходимо дать пояснение к первой составной части
композиции – вступлению. Важным здесь является понимание учащимися
следующего: чтобы у работы было четкое (удачное) вступление, необходимо
«обыграть» каждый термин в теме сочинения.
Образ – внешний и внутренний облик человека.
Микула Селянинович – действующее лицо былины.
Герой-труженик – образ жизни человека в мирное время и в
военное.
Далее работа по
каждому пункту композиции в отдельности.
Композиция сочинения (построение)
|
Материал для подготовки к написанию
сочинения на литературную тему
|
Основные вопросы
|
Иллюстрации для ответа
|
1.
Вступление
«Песни гусляров»
|
1. Гусляры, их роль на Руси.
2. О чём пели гусляры, о ком рассказывали в своих
песнях?
|
|
Логический
переход
|
К кому из героев
песен гусляров мы должны приглядеться поближе? (внимание на тему).
|
|
2.
Основная часть
|
1.Имя главного героя.
2. Что можете сказать о его внешнем облике (свой
рассказ + подтверждение словами текста – 3-4 строчки).
3. Что можно сказать о силе
героя? Как она изображена в произведении (свой рассказ + подтверждение
словами текста – 3-4 строчки).
4. Какой литературный прием здесь используется?
5. Почему герой так трепетно относится к земле, к
своей лошади? Как в тексте подчеркнута трепетность этого отношения?
6. Что можно сказать о чертах характера героя?
7. В образе одного человека соединены сразу два
понятия – герой и труженик. Как это показано в тексте?
8. Что же так очаровало князя в пахаре? Почему?
|
|
3.
Заключение
|
В былине звучит
вера человека. Во что?
|
|
ИТОГ
На уроке мы
объяснили каждое слово в названии темы, проанализировали произведение и
подтвердили наши мысли стихотворным текстом.
Оценки.
Домашнее задание:
проанализировать записи, подготовиться к сочинению и выполнить итоговый тест.
ТЕСТ
1. Одно
из главных художественных средств былины:
А) гипербола;
Б) олицетворение;
В) метафора.
2.
Древнерусский жанр был воплощен в:
А) балладе;
Б) былине;
В) мифе.
3.
Построение произведения – это:
А) композиция;
Б) основная часть;
В) алгоритм.
4.
Микула Селянинович был:
А) купцом;
Б) оратаем;
В) воином.
5.
Вольга в былине представлен в образе:
А) разбойника;
Б) князя;
В) крестьянина.
6. На
какой день дружина услышала работу оратая в поле:
А) сразу же, как
только выехали;
Б) в тексте не
сказано;
В) на третий день.
7. О
чем попросил Микула князя:
А) помочь ему в
работе;
Б) выдернуть плуг
и бросить его за ракитов куст;
В) не мешать
работать.
8. Куда
пригласил князь Микулу Селяниновича:
А) помочь получить
получку;
Б) подавить
восстание;
В) помочь в
подготовке свадьбы князя.
9. Что
хотел узнать князь о Микуле Селяниновиче:
А) имя героя;
Б) город, в
котором герой проживает;
в) как зовут его
кобылку.
10. Чем
пожаловал князь Микулу Селяниновича:
А) сундуком с
золотом и серебром;
Б) подарил ему
коня:
В) тремя городами
со крестьянами.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.