Главная / Русский язык и литература / Подготовка к сочинению – рассуждению «Что такое счастье?»

Подготовка к сочинению – рассуждению «Что такое счастье?»

Урок №

Предмет: русский язык класс: 9 «А»

Дата: 19.02.14г.

ТЕМА УРОКА: Подготовка к сочинению – рассуждению «Что такое счастье?»

Цель урока: подготовить учащихся к сочинению – рассуждению по заданной теме.

Задачи:

Образовательные: помочь учащимся разобраться в сложной философской категории, повторить основные принципы создания сочинения – рассуждения.

Развивающие: развивать навыки аргументированного ответа, речи, логического и образного мышления. 

Воспитательные: содействовать нравственному воспитанию учащихся, воспитанию коллективизма и умения работать в группах.

ТИП УРОКА: урок развития речи

ВИД УРОКА: комбинированный

МЕТОД ОБУЧЕНИЯ: словестно-наглядный.

ФОРМА ВЕДЕНИЯ УРОКА: коллективная, групповая, индивидуальная.

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ: компьютер, проектор, интерактивная доска.

Дидактический материал: презентация, карточки, раздаточный материал, цитаты.

Прогнозируемый результат:

- знать:

- правила написания сочинения – рассуждения;

- правила работы в группах.

- уметь

- рассуждать, высказывать собственное мнение;

- подбирать аргументы и факты.


Ход урока

  1. Организационный момент

1.1. Создание благоприятной обстановки: Круг радости «Поделись улыбою своей».

1.2. Деление класса на группы (ваза с конфетами).


  1. Актуализация знаний

Вступительное слово учителя.

- Что самое важное для человека? Крепкое здоровье и счастье. Именно этим пестрят наши поздравительные открытки. Этими пожеланиями напутствуют юбиляров, независимо от того, сколько лет им исполнилось – десять или пятьдесят. И это верно, ведь одно без другого невозможно. А в чем состоит человеческое счастье, из чего оно складывается?

Каковы же пути к счастью?


Я предлагаю вам ознакомить с притчей (показ притчи «Все в твоих руках»).

  1. Формирование ЗУН

На столах у учащихся тексты В.Г. Бахмутова «Радуга». Учащиеся должны ознакомить с текстом и каждая группа должна написать продолжения рассказа.

В.Г. Бахмутов.

Радуга

В детстве, наверное, все кажется красивее, чем на самом деле, а мир – совершеннее. Когда у меня хорошее настроение, я люблю вспоминать мое далекое детство. У меня не было дорогих игрушек, меня не возили к морю, но у меня была природа – богатая природа Алтайских гор.

Больше всего я любил, да и сейчас люблю, радугу. Сколько в ней прелести и волшебства! Как-то бабушка рассказала мне, что если добежать до конца радуги и обхватить ее руками, то все люди будут счастливыми и здоровыми. Как это прекрасно – счастье сразу для всех! (авторская позиция) Я не помню, как мне представлялось это, только больше всего хотелось, чтобы не болела бабушка, а уж ради этого стоило бежать.

С тех пор я стал ждать радугу, даже готовился к ее штурму – для тренировки бегал. Однажды с утра выдался ветреный день… Никто не заметил, как на горизонте появилась маленькая тучка… Яркий солнечный день вмиг потускнел…раздался гром…дождь начал капать крупными каплями… Ливень продолжался недолго…

И вот вновь блеснуло солнце… Вдруг я увидел радугу! Крутая, ярко горящая, она уперлась концом как раз в нашем огороде. Я зажмурил глаза, все еще не веря, что вот она, долгожданная радуга, которая поможет мне сделать всех счастливыми. Радуга не исчезла. Наоборот, наливалась ярче. И я побежал!

Каково же было мое удивление, когда на том месте, где была радуга, ее не оказалось. Она ловко перепрыгнула теперь на берег реки и была так же хороша. Я вновь затаил дыхание и побежал. И снова неудача! Радуга дразнила меня. Было обидно и больно, что не удалось добыть людям счастье. От досады я заплакал.


Учитель предлагает просмотреть презентацию «Что такое счастье?»

Учащиеся должны записать в тетрадях свою формулировку счастья.


Беседа

  1. Счастливы ли вы?

  2. Что нужно сделать, чтобы быть счастливым?

  3. Какой совет могли бы вы дать человеку, мечтающему о счастье?


У Бахмутова есть свой секрет счастья. Послушайте конец рассказа.


Детство давно ушло, но я часто вспоминаю мою убежавшую радугу, ту, которая после черных туч и грома могла дать счастье. Может быть, тогда я плохо бежал? В жизни все бегут за счастьем, но, наверное, счастье и есть дорога к нему, без остановок и слез. Я давно бегу за своей радугой, она то покажется, то вновь потеряется. Главное она есть. Я ее видел!

Чтение стихотворения Вероники Тушновой.

Обращаясь к ученикам, учитель читает стихотворение Вероники Тушновой.


Ты когда-нибудь плыл по широкой воде,

обнимающей плотно и бережно тело,

и чтоб чайка в то время над морем летела

чтобы облако таяло в высоте?

Ты когда-нибудь в зной добредал до ключа,

что коряги и камни обегает журча,

что висящие корни толкает и лижет

и на мох серебристые шарики нижет?

Ты ложился и пил этот холод взахлеб,

обжигая им пыльные щеки и лоб?

Ты когда-нибудь после очень долгой разлуки

согревал свое сердце о милые руки?

Ты когда-нибудь слышал в полутьме, в полусне,

дребезжащий по крышам первый дождь по весне?

И ребячья ручонка тебя обнимала?

И удача большая в работе бывала?

Если так, я почти согласиться готова –

счастлив ты…

Но ответь на последний вопрос:

ты когда-нибудь сделал счастливым другого?

Ты молчишь?

Так прости мне жестокое слово –

счастья в жизни узнать тебе не привелось!

- В чем видит секрет счастья Вероника Тушнова? (Человек счастлив по-настоящему только тогда, когда сделает счастливым хотя бы одного человека.)

Кластер.

- Я предлагаю вам подумать над словом СЧАСТЬЕ.

- Что такое счастье?

- Какие ассоциации возникают у вас?

(Ассоциации записываются на А3).

hello_html_m9b64b44.png

- Все ассоциации, возникшие у вас, радостные. Как вы думаете почему?

- Давай вспомним составные части сочинение - рассуждения.

ПОСТРОЕНИЕ ТЕКСТА – РАССУЖДЕНИЯ


1. Вступление.

2. Основная мысль, которую вы будете доказывать.(тезис)

3. Мотивы, доводы, доказательства (аргументы).

4. Итог, к которому пришел автор рассуждения.(вывод)


  1. Закрепление


Игра: У меня есть корзинка. Называется она «Жаждущие счастья». Перед вами лежат листочки, на которых вы анонимно напишите, чего вам не хватает для счастья, молодым людям, живущим в 21 веке и запросто вращающихся в виртуальном пространстве, и опустите в корзинку. А потом мы выясним общую картину.

Ну вот ребята, представьте, вот в этой маленькой корзиночке у меня 24 мнения молодых людей, жаждущих счастья. Давайте зачитаем их. Итак, для полного счастья мне не хватает ….


  1. Рефлексия «Все в твоих руках»

- на листе бумаги обводите левую руку. Каждый палец – это какая-то позиция, о которой надо высказать свое мнение.

Большой - для меня было важным и интересным.

Указательный – я получил(а) конкретные рекомендации.

Средний - мне было трудно рассуждать.

Безымянный – оценка психологической атмосферы.

Мизинец – я готов (а) (не готова) написать сочинение.


  1. Домашнее задание

- Дома вы, пользуясь подготовленными материалами, должны написать сочинение – рассуждение.

Ну а наш урок о счастье на этом подходит к концу, и мне бы хотелось закончить его прекрасной песней «Мы желаем счастья Вам»

  1. Подведение итогов (презентация)

Вот мы и закончили работу над сочинением. Я думаю, что наш сегодняшний разговор поможет вам в написании сочинения



Подготовка к сочинению – рассуждению «Что такое счастье?»
  • Русский язык и литература
Описание:

Урок №

Предмет: русский язык                                                                             класс: 9 «А»

Дата: 19.02.14г.

ТЕМА УРОКА: Подготовка к сочинению – рассуждению «Что такое счастье?»

Цель урока: подготовить учащихся к сочинению – рассуждению по заданной теме.

Задачи:

Образовательные: помочь учащимся разобраться в сложной философской категории, повторить основные принципы создания сочинения – рассуждения.

Развивающие: развивать навыки аргументированного ответа, речи, логического и образного мышления. 

Воспитательные: содействовать нравственному воспитанию учащихся, воспитанию коллективизма и умения работать в группах.

ТИП УРОКА: урок развития речи

ВИД УРОКА: комбинированный

МЕТОД ОБУЧЕНИЯ: словестно-наглядный.

ФОРМА ВЕДЕНИЯ УРОКА: коллективная, групповая, индивидуальная.

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ: компьютер, проектор, интерактивная доска.

 

Дидактический материал презентация, карточки, раздаточный материал, цитаты. 

Автор Хазгалиева Камиля Камилевна
Дата добавления 27.03.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Конспекты
Просмотров 2052
Номер материала 58757
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓