Главная / Русский язык и литература / Подготовка к сочинению-описанию животного (5 класс)

Подготовка к сочинению-описанию животного (5 класс)

Документы в архиве:

78.87 КБ P1090771.JPG
85.48 КБ P10907723.JPG
81.42 КБ P1090773.JPG
Подготовка к сочинению-описанию животного (5 класс)
  • Русский язык и литература
Описание:

Подготовка к сочинению-описанию животного. Урок русского языка в 5 классе.

Цели урока:

обучающая: подготовить учащихся к написанию сочинения, учить описывать животное, ознакомить учащихся с дополнительной литературой по теме, уяснить жанровые особенности сочинения – описания, учить отбирать материал к сочинению;

развивающая: формировать умение описывать животное, умение составлять план, отбирать языковой материал, редактировать написанное, развивать речь, интеллектуальные способности;

воспитывающая: воспитывать бережное отношение к животным, формировать такие нравственные качества, как доброта, верность, умение любить, сопереживать, развивать интерес к изучению русского языка, интерес к творчеству, умение ценить, понимать богатство русского языка.

Предварительная подготовка к уроку: чтение литературы, отбор интересных фактов о собаках. Д/з: придумать название сочинения, работа с текстами о собаках, принести домашних животных.

Оформление: выставка книг, фотографий, рисунков «Мой четвероногий друг».

Ход урока

1. Оргмомент.

2.Вступительное слово учителя (Цель: вызвать интерес к предстоящей работе, подготовить к восприятию темы).

- Ребята, сегодня у нас необычный урок , к нам пришел гость . Кто он? Угадайте. Его называют верным другом человека. И он безумно любит ласку человеческих рук.

-Конечно, это главный герой нашего сегодняшнего урока, пес Булька питомец нашей одноклассницы Карибянц К., и сегодня он будет нашим помощникомСегодня этот верный, преданный пес будет нашим помощником.

3. Сообщение темы и цели урока.

-На уроке мы снова посетим Школу начинающих писателей, так как будем учиться писать сочинение, сочинение о собаке.

Откройте тетради и запишите тему урока.

В своей работе вы должны будете не только рассказать о своем четвероногом друге, но и описать его.

Цель нашего урока: научиться описывать животное, подготовиться к написанию домашнего сочинения (запись темы в тетрадь).

4. Объяснение нового материала, формирование умений и навыков, подготовка к написанию сочинения.

- Эпиграфом к нашему уроку я взяла слова известного русского ученого Ивана Петровича Павлова, которые выбиты на пьедестале памятника собаке в Санкт – Петербурге: «Собака – верный и преданный друг и помощник человека с доисторических времен». Действительно, с древних времен человек приручил собаку. Она сопровождала его на охоте, охраняла дом, была верным другом. Дома вы читали книги о собаках. Какие интересные факты из жизни этих животных вы узнали?

(Ответы учащихся. Незадолго до проведения урока учащимся был дан список книг)

5. Обобщение учителя, определение основной мысли сочинения.

- Да, ребята, на протяжении многих веков собаки верно служат человеку. Во время великой Отечественной войны они вытаскивали из – под огня раненых, ходили в разведку, находили мины. Собаки Белка и Стрелка были первыми землянами, вернувшимися из космоса. Трудно перечислить все сферы нашей жизни, где собака верно и преданно служит нам, людям. Именно поэтому в Париже, в России собакам поставлены памятники. Это памятники существам, как писал Чарльз Дарвин, «..любящих нас больше, чем самих себя». Какой вывод можно сделать из всего сказанного? (Собака – верный и надежный друг и помощник человека).

- Я знаю, что у каждого из вас есть четвероногий друг. Как вы к нему относитесь?

-Хотелось ли вам рассказать о нем?

-Вспомните, писатели, создавая свои произведения, всегда пытаются через написанное передать свои мысли и чувства. С какой целью вы будете рассказывать о своем друге? Я расскажу о том, какой мой друг. Рассказывать я буду так, чтобы тот, кто читает мое сочинение, почувствовал, как я люблю свою собаку.)

- Это и будет основной мыслью вашего сочинения.

6. Конкурс на лучшее название сочинения (Проверка домашнего задания).

- Основная мысль сочинения должна быть отражена в заголовке к нему. Какие названия вы придумали? («Мой четвероногий друг», «Мой щенок», «Мой преданный друг» и др.)

7. Определение жанра сочинения. Повторение сведений об описании как типе речи.

- Вам предстоит создать текст, в котором вы расскажите о собаке, опишете ее. Какой тип речи вы будете использовать? (описание)

-Какой тип речи называется описанием? Каковы его основные черты?

8. Работа над планом сочинения. (План записывается в тетрадь)

-Сейчас мы с вами составим примерный план вашей работы. План… А для чего он нужен? (План помогает последовательно, подробно и точно описать животное)

- О чем можно рассказать во вступлении? Как начать? (можно кратко рассказать об интересном факте из жизни собак, можно рассказать о том, когда и как появилась собака в вашем доме)

-Помните, вступление должно быть небольшим (1\3 всей работы), но эмоциональным. Прочитав начало, читатель должен заинтересоваться дальнейшим прочтением всей работы).

-Главное место отводиться основной части. В ней четко, ясно, логично, последовательно раскрывается тема сочинения. О чем вы будете писать? Что можно описывать, глядя на собаку, как озаглавить основную часть?

- Как закончить работу? (Вариант: сформулировать основную мысль)

Примерный план.

1. Вступление. Кто ты, собака?

2.основная часть. Мой четвероногий друг.

а) кличка; б) порода; в) голова, морда (глаза, уши, нос); г) туловище (размер, шерсть); д) лапы; е) хвост; ж) характер. Повадки, поведение собаки. 3. Заключение

9. Определение стиля сочинения.

-Нам необходимо решить, какой стиль речи мы будем использовать при написании работы. Дома вы работали с двумя текстами – описаниями собаки (тексты у каждого учащегося) и выполняли задания. Давайте проверим домашнее задание. (Беседа по текстам: Чем отличаются тексты друг от друга? Какой из стилей – научный или художественный - вы будете использовать? Почему?) Наша задача – научиться описывать животное, используя художественный стиль, т. е. образно, эмоционально, используя изобразительно – выразительные средства)

Текст 1.

Он родился от породистых родителей, сеттеров... Но при всех достоинствах имел большой недостаток, который потом сильно отразился на его судьбе: хотя он был из породы шотландских сеттеров, но окрас оказался абсолютно нетипичным. По стандартам охотничьих собак сеттер -- гордон должен быть обязательно «черный, с блестящим синеватым отливом -- цвета воронова крыла, и обязательно с четко ограниченными яркими рыже - красными подпалинами». Бим же родился таким: туловище белое, но с рыженькими подпалинами и даже чуть заметным рыжим крапом, только одно ухо и одна нога были черные, второе ухо желтовато-рыженького цвета. Даже удивительно подобное явление: по всем статьям - сеттер-гордон, а окрас - ну ничего похожего. В общем с такими разными ушами и подпалинками под большими умными темно-карими глазами морда Бима была даже симпатичной, приметней, может быть, умнее или, как бы сказать, философичней, разумней,, чем у обычной собаки. Все это нельзя даже назвать мордой, а скорее - собачьим лицом. Во всем - красавец, а по стандартам шерстного покрова - явно сомнительный. Такая вот беда была у Бима ( Из повести Г. А. Троепольского «Белый Бим Черное ухо»)

Текст 2

Свое название порода получила в честь создателя заводчика герцога Гордона. Выведена в Шотландии. Первоначально шотландский сеттер был очень массивной, тяжелой, медлительной собакой. Впоследствии массивность им была несколько утрачена. Сеттер-гордон работает в поле, в лесу, в воде и по следу дичи. В Россию был завезен в середине прошлого столетия.

Тип конституции крепкий сухой. Высота в холке 63 см. Тип поведения уравновешенный, подвижный. Костяк крепкий, мощный. Мускулатура хорошо развитая. Кожа плотная, эластичная, без складок. Голова массивная широкая в черепной части. Морда приближается по форме к прямоугольнику. Мочка носа черная. Верхняя губа, плотно прилегающая к челюсти. Зубы белые, крупные. Глаза крупные, выпуклые, темно-коричневые. Уши висячие, мягкие, длинные и широкие, прилегающие к скулам. Передние и задние конечности крепкие, мускулистые. Лапы удлиненные или округлые, со сжатыми пальцами. Хвоит слегка саблевидный, в спокойном состоянии опущен вниз. Шерсть на голове короткая, плотно прилегающая. На шее, спине, боках волос более длинный, мягкий, прямой или слегка волнистый. Окрас черный с блестящим отливом, яркими рыже-красными, четко ограниченными подпалинами (Из книги М. Г. Псалмова «Книга собаковода»)

Вопросы:

-Определите стиль текстов.

-Чем первое описание собаки отличается от второго? В каком из текстов точно,

-последовательно описывается внешний вид собаки, а в каком помимо описания можно уловить чувства автора?

-По каким признакам автор описывает Бима?

Найдите слова, выражающие отношение автора к собаке? Каково это отношение?

 

10. Языковая подготовка. Наблюдение над объектом описания.

- Ребята, наверное, наш гость заскучал. Мы совсем о нем забыли. Давайте попробуем описать Бима. По ходу работы мы будем отбирать материал, которым вы можете воспользоваться при написании сочинения дома (по ходу работы ведутся записи в тетради).

Голова – большая, массивная. Морда – длинная. Слегка заостренная, белая с темными пятнами и т.д.

-Описывая собаку, вы должны постараться передать те чувства, которые вы к ней испытываете. Как же сделать так, чтобы читатель почувствовал, что вы очень любите свою собаку? Здесь есть один секрет, секрет мастерства. Хотите я вам его открою? Прочитайте слова (на доске: Собака – собачка, собачонка. Кошка – кошечка. Рыжий – рыженький. Хвост – хвостик. Лапы – лапочки, лапки) Как меняются значения слов? Почему? (использование уменьшительно – ласкательных суффиксов помогает автору передать свои чувства)

-Какие слова использует автор в отрывке из повести, чтобы передать свои чувства к Биму? (работа с текстом №1)

-Я открою вам еще один секрет. Передать свои чувства можно также при помощи особого подбора слов. (на доске: ласковый…, добрые…, умные… и т.д..). Составьте со словами словосочетание прил. + сущ. (ласковый взгляд, добрые глаза…)

- Чтобы успешно написать сочинение, необходимо быть внимательным не только к содержанию, но и языку, то есть нужно избежать ошибок в языковом оформлении. Исправьте ошибки (работа с карточками), которые часто встречаются в ваших работах

Карточка

Исправьте ошибки.

Сани Деда мороза были большие и легкие. Посох был блестящий, на нем были нарисованы елочки. Заводного зайчика мне подарили в шесть лет на день рождения. Я давно мечтала о заводном зайчике.

- Как избежать этих ошибок? (подбирать синонимы)

- Как избежать повтора слов собака? (верный друг, пес, друг человека)

- будьте внимательны также к написанию слов (орфографический разбор слов: собака, собачка, черный, шерстка, висячие и т.д.)

11. Итог урока.

-Наш урок подходит к концу. Попрощаемся с Булькой. Он нам очень сегодня помог. Повторим то, что вам нужно помнить при написании сочинения. Что узнали? Понравился ли вам урок?

12. Заключительно слова учителя. Домашнее задание. Оценки.

Закончить разговор о наших друзьях мне хотелось бы словами французского писателя Антуана де Сент – Экзюпери: «Ты всегда в ответе за всех, кого ты приручил». Люди всегда должны помнить об этом. Мы с вами должны любить все живое, что нас окружает, Любите своих домашних животных, дарите им свое тепло и ласку, а они, поверьте, не останутся в долгу, они ответят вам тем же.

 

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ МАТЕРИАЛЫ:

1.Г. А. Троепольского «Белый Бим Черное ухо»)

2. М. Г. Псалмов «Книга собаковода»

 

 

Автор Цопанова Залина Муратовна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 5454
Номер материала 37899
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓