Главная / Русский язык и литература / Подготовка к сочинению-описанию по картине Н.Н. Ге «Пущин в гостях у Пушкина в селе Михайловском» (7 класс)

Подготовка к сочинению-описанию по картине Н.Н. Ге «Пущин в гостях у Пушкина в селе Михайловском» (7 класс)

Тема. Подготовка к сочинению-описанию по картине

Н. Н. Ге «Пущин в гостях у Пушкина в селе Михайловском».


Цели урока:

-повторить известное об особенностях описания внешности и действий (людей);

-закрепить умения пользоваться разными видами описания;

-учить вдумчиво воспри­нимать произведение живописи, понимать роль

художественных средств в раскрытии темы и идеи картины;

-развивать речь, память;

-воспитывать интерес к искусству.


Оборудование:

- репродукции картин Н. Ге « Пущин в гостях у Пушкина

в селе Михайловском», О. Кип­ренского «Портрет А. С. Пушкина»,

И.Репина «Пуш­кин на лицейском экзамене», Е. Устинова «Пушкин,

На­тали и Николай I », И.К.Айвазовский и И.Е.Репин « Прощание

Пушкина с морем», автопортреты А.С. Пушкина;

-интерактивная доска, компьютеры;

-презентация «Мой первый друг, мой друг бесценный»


Ход урока.

I. Оргмомент.

II. Сообщение темы и целей урока. Мотивация учеб­ной деятельности

учащихся.

Вступительное слово учителя. (Слайды 1-3)

Тема нашего урока «Подготовка к сочинению-описанию по картине Н.Н.Ге «Пущин в гостях у Пушкина в селе Михайловском». Урок мы

посвя­тим закреплению умений пользоваться разными ви­дами описания

(внешности человека, его действий) и проведем подготовку к сочинению-

описанию по кар­тине. Картина эта связана с именем, известным каж­дому

человеку. Произведение живописи позволит нам соприкоснуться с некоторыми страни­цами жизни замечательного русского поэта — Алек­сандра Сергеевича Пушкина.

В Пушкина и его эпоху были влюблены многие де­ятели литературы и

искусства. Дань его творчеству от­дали Михаил Глинка, Александр

Даргомыжский, Мо­дест Мусоргский, Петр Чайковский и другие русские композиторы. И это неудивительно — творения Пуш­кина буквально пронизаны музыкой, точнее, музыка — та основа, на которой вытканы строки пушкинских произведений. Многие произведения великого поэта положены на музыку.

Широко представлена пушкиниана и в живописи. Портрет кисти Ореста Кипренского мы видим на эк­ране. (Слайд 4)

(Демонстрируется портрет А. С. Пушкина рабо­ты О. Кипренского)

Помимо Ореста Кипренского к пушкинской теме обращался художник

Илья Репин. Его кисти принад­лежит полотно «Пушкин на лицейском

экзамене », напи­санное в 1911 году. (Слайд 5).

Современный московский художник Евгений Ус­тинов посвятил этой

теме почти два десятилетия. Об­ратите внимание на его картину «Пушкин,

Натали и Николай I» (1982г.) (Слайд 6).

Сравните с рисунками А. С. Пушкина. (Слайд 7).

И, конечно, мы не можем не вспомнить известную картину Ивана

Айвазовского и Ильи Репина « Прощание Пуш­кина с морем».

(Слайд 8).

А теперь обратимся к картине Николая Ге «Пущин в гостях у Пушкинав селе Михайловском», которую мы будем описывать на этом уроке.

( Слайд 9).


III. Работа по теме урока.

  1. Рассматривание картины, ознакомление со све­дениями о

художнике.

(На экране демонстрируется репродукция картины Н. Ге «Пущин в

гостях Пушкина в селе Михайлов­ском», учащиеся рассматривают ее и слушают сооб­щение одноклассника.)

Николай Николаевич Ге (15(27 февраля) 1831-1(13 ию­ня) 1894) знаменитый русский живописец, мастер порт­ретов, исторических и религиозных полотен.

Николай Ге ро­дился в Воронеже, в семье помещика. Дед художника эмиг­рировал из Франции в конце XVIII века (по-французски его фамилия писалась Gay).

Раннее детство Николая прошло в деревне, а в 1841 году его привезли в Киев, где он поступил в Первую киевскую гимназию. По окончании гимназии учил­ся на физико-математическом факультете сначала Киевско­го, потом Петербургского университета. В 1850 году Н. Ге бросил университет и поступил в Ака­демию художеств, где занимался под руководством П. Ва­сина. В академии Н. Ге пробыл семь лет. За работу «Ахил­лес оплакивает Патрокла» он в 1855 году получил малую зо­лотую медаль. Картина «Саул у Аэндорской волшебницы» в 1857 году принесла ему уже большую золотую медаль и ко­мандировку за границу.

Н.Ге много работает над библейскими сюжетами. Сре­ди его картин — «Тайная вечеря», «Христос и Мария, сест­ра Лазаря», «Братья Спасителя», «Вестники Воскресения». В 1870 году Н.Ге возвращается в Петербург. Он вновь об­ращается к истории, на этот раз русской, ему родной и близ­кой. На первой выставке передвижников в 1871 году он вы­ставил свою картину «Пётр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе», пишет картину «Пущин в гостях у Пушкина в Михайловском».

В 1875 году Н. Ге навсегда покинул Петербург и пересе­лился на Украину, где купил небольшой хутор. В его душе совершился серьёзный переворот: он на время отказался от искусства и занялся вопросами религии и морали. В сво­их записках он пишет, что надо жить сельским трудом, что искусство не может служить средством к жизни, что им нель­зя торговать.

В 1882 году Н. Ге в Москве познакомился с Л. Н. Толстым, а в 1884 году написал его портрет. Художник скончался на своём хуторе 1(13 июня) 1894 года.

Главная заслуга Н. Ге заключалась в том, что он первый уловил новое реалисти­ческое направление в библейских композициях.

2. Беседа по содержанию картины.

А) Обсуждение общего впечатления от картины.

  • Кто изображен на картине? Какому эпизоду из жизни А. С. Пушкина

посвящено это произведение жи­вописи? Что вы знаете о его героях?

Как выглядят герои? В какой части полотна нахо­дится каждый их

них?

  • Какую роль играет композиция картины?

---Как показан интерес героев друг к другу?

  • Какие цвета преобладают в живописном полот­не? Каков колорит

произведения живописи?

  • Что понравилось в картине? Какие мысли и чувства она вызвала?


Учащиеся записывают в тетради данную информа­цию, которая

демонстрируется на экране. ( Слайд 10).

А. С. Пушкин находился в ссылке с августа 1824 года по сентябрь 1826 года в имении своих родителей в селе Михайловском. Встреча лицейских друзей состоялась 11 янва­ря 1825 года.

Б) Из воспоминаний И. И. Пу­щина о встрече с Пушкиным в

Михайловском. (Слайд 11).

Учитель.

11 января 1825 г. — особый день в жизни двух лицейских друзей:

Иван Пущин провел его в псковском сельце Михайловское, куда под

надзор гражданских и духовных властей был сослан в 1824 г. А.С.Пушкин.

О встрече в Михайловском Пущин рассказал в своих «Записках о Пушкине» (1858). Для посещения Псковской губернии Пущин, с конца 1823г. служивший в Москве, прервал свой отпуск, который проводил в Петербурге. Встретившись в Пскове с сестрой Е. И. Набоковой, Пущин направился затем в Михайловское, где был радостно встречен Пушкиным: «вижу на крыльце Пушкина, босиком, в одной рубашке, с поднятыми вверх руками... Выскакиваю из саней, беру его в охапку и тащу в комнату... Смотрим друг на друга, целуемся, молчим!.. Было около восьми часов утра»

Уехал Пущин из Михайловского ночью, простившись со своим другом, как показало время, навсегда.

В 1826 году А.С. Пушкин пишет стихотворение «И.И. Пущину».

В) Чтение учащимся стихотворения:

Мой первый друг, мой друг бесценный!

И я судьбу благословил,

Когда мой двор уединенный,

Печальным снегом занесенный,

Твой колокольчик огласил.

Молю святое провиденье,

Да голос мой душе твоей

Дарует то же утешенье,

Да озарит он заточенье

Лучом лицейских ясных дней!

Г) Домысливание ситуации, изображённой на кар­тине.

Учитель.

Постарайтесь представить, что было до момента, изображённого художником на картине, что будет после него.

Учащиеся подчеркивают, что быть в ссылке в де­ревне — значит, действительно, быть в уединении, но уединении полезном для творческого человека. Ведь поэт находился в тесном общении с простыми людь­ми. На картине художника помимо Ивана Пущина за спиной поэта изображена Арина Родионовна. Это она, его добрая няня, скрашивала вечера Александра Сер­геевича дивными народными сказками. Возможно, пе­ред приездом Пущина няня под тихое жужжание сво­его веретена рассказывала поэту одну из своих сказок.

  • Какие сказки А. С. Пушкина вы читали в детстве?

  • Какие стихотворения поэт посвятил Арине Роди­оновне? Послушайте

одно из них в исполнении ваше­го одноклассника.

Д) Чтение учащимся стихотворения А. С. Пушкина «Няне»

Учитель.

В ссылке Александр Пушкин общался не толь­ко с няней. Он посещал ярмарки, собирал там мате­риал для своих будущих произведений, заходил в до­ма крестьян и даже качал люльки с детьми.

Вы представили, как проводил Пушкин время до приезда лицейского

товарища. Что было после его приезда?

( Учащиеся отмечают, что Пушкин был душой и серд­цем литературы своего времени. К нему тянулось всё прогрессивное, связанное с литературой, искусством ).

Отрезав его от привычного образа жизни, царь, безус­ловно, заставил поэта страдать. Ведь Пушкину нужна была смена впечатлений, источники информации, слу­шатели. Конечно, поэту было одиноко в Михайлов­ском, особенно зимой. Представляю: вечер, вьюга, за окном темно, в комнатах холодно. Пушкин прислу­шивается к каждому звуку. Но что это? Колокольчик? Откуда здесь, в такое время? Думаю, встреча друзей была очень теплой. Его лицейский друг Пущин скра­сил одиночество изгнанника. А расставаться им было очень нелегко.


3. Анализ содержания картины.

А) Ответы на вопросы, выполнение заданий.

  • Чему посвящена картина? ( Встре­ча Пушкина и

Пущина в Михайловском ).

  • Определите основную мысль произведения. ( В трудные моменты жизни

друзья должны быть рядом ). Запишите ее определение в тетради.

  • Обратите внимание на название картины. (Очень часто оно говорит

нам о замысле художника, о том, что он считает самым главным в

своем произведении).

  • По­чему художник дал ему такое название? Что же он счи­тал самым

главным? (Самым главным художник счи­тал встречу двух друзей.)

  • Как бы вы озаглавили свой рассказ о картине? (« Пущин — луч

лицейских дней»; «Поэта дом опаль­ный»; «Встреча лицейских друзей».)

  • Какие части можно выделить в картин?

  • Какие пункты вы включили бы в план рассказа о персонажах картины

Николая Ге «Пущин в гостях у Пуш­кина в селе Михайловском»? На что

следует обратить внимание в первую очередь?'

(В рассказ нужно включить элементы описания обстановки, предметов, внешне­го вида людей, причём так, чтобы это помогло полнее представить ход событий, характеры героев.)

Б) Работа над отдельными частями картины.

1) Центральная часть картины (на экране фраг­мент картины с А. С.

Пушкиным . Слайд 12).

  • Какой персонаж является центральной фигурой этой части

полотна? Как он выглядит? ( Центральной фигурой является Пушкин.

Он — человек своей эпо­хи, и он поэт. Это чувствуется в каждом его

движе­нии. Лицо одухотворено ).

  • Почему одухотворено лицо поэта, что он читает? ( Пушкин читает

рукопись А. С. Грибоедова «Горе от ума» и, очевидно, комментирует её.)

--Чем это можно подтвердить? ( Это подтвержда­ет жест — вытянутая и

чуть опущенная вниз рука. Пуш­кин серьёзен. Он слегка опирается на

стол. Его поза свободна, ноги скрещены. Сам поэт пребывает как бы в

другом измерении, хотя предметы вокруг него впол­не реальны: стол,

покрытый зелёной скатертью, на ко­тором и под которым в поэтическом

беспорядке раз­бросаны книги и рукописи. Рядом со столом стоит стул, а

за ним — открытый чемодан с книгами и дру­гими вещами.)

  • Опишите одежду Александра Сергеевича. (На поэте обычный светский

сюртук. Зелёный шёлковый платок повязан вокруг шеи. Всё, вплоть до

причёски, по моде тех лет.)

  • Что вы чувствуете, глядя на поэта? ( Кажется, что между ним и нами

расстояние не­измеримое. На картине — личность высшей духовной жизни).


2) Передняя правая часть картины (на экране фраг­мент картины с

И.И. Пущиным. (Слайд 13)

  • Что бросается в глаза в первую очередь, когда вы рассматриваете ее?

мягком удобном кресле распо­ложился лицейский друг поэта Пущин. У

него умное, приятное лицо. Взгляд устремлён на Пушкина. Но по­за его,

как мне кажется, немного напряжена).

Это наблюдение интересно. Расскажите об этом поподробнее, опишите

также его одежду. (Напряже­ние выдают руки Пущина: он сцепил

пальцы ниже ко­лен, как бы замкнув своё внимание на тех коммента­риях,

которые делает Пушкин, читающий комедию А.С.Грибоедова «Горе от

ума». На Пущине коричневого цвета брюки и сюртук, тёмные туфли).

  • Какие вещи вы видите рядом с изображением Пу­щина?

(Рядом с креслом, на старом вытертом ковре, лежит открытый конверт.

За спиной Пущина находят­ся вещи, которые красноречиво говорят о

жизни дру­га в селе Михайловском. Это книжная полка, деревян­ная

ширма, стул с изогнутыми ножками, с грудой книг и рукописей. Между

изображением двух друзей на зад­нем плане хорошо виден большой

белый камин).

  • Что может символизировать этот камин?

(Он как бы символизирует то тепло, которое всегда под­держивало

дружбу этих двух людей.)


3) Задний левый план картины (на экране фрагмент картины, на

котором изображена няня. (Слайд 14).

  • В какой части картины находится няня Пушки­на? Как она

изображена?

(Позади Пушкина, слева, за вязанием сидит няня поэта Арина

Родионовна. Она примостилась в уголке дивана, который заполнен,

дровами. В руках у няни вязание, но она не смотрит на свою работу. Её

взгляд устремлён на Алек­сандра Сергеевича. Видно, что она

внимательно слу­шает его. Арина Родионовна одета соответственно

своим годам).

  • Внимательно присмотримся к её одежде. Во что она одета?

( На ней широкое зелёное платье с длинны­ми рукавами, поверх которого надета душегрейка. На голове — платок).

  • Что находится на заднем плане картины?

( На сте­не, возле которой стоит диван, висит портрет, на кото­ром мы

видим слабые очертания женщины. Он про­низан лучом света).


В) Давайте пофантазируем.


- Как вы думаете, кто изображён на портрете?

( Мы знаем, что у Пушкина была сестра Ольга, которую он горячо любил.

Её тоже воспитала няня. Возможно, это её портрет, и луч её любви

присутствует в комнате, где состоялась памят­ная и последняя встреча двух

друзей.)


4) Работа в группах.

Составление устных высказываний - описаний фрагментов картины.

(Учащиеся работают в группах, каждая из которых получает задание

описать определенную часть живо­писного полотна).

- Выполнить творческое задание:

1 группе: описать центральную часть картины;

2 группе: переднюю правую часть картины;

3 группе: задний левый план картины.

5) Образцы выполнения творческого зада­ния.

( По окончании работы заслушива­ются высказывания представителей

групп.)

Первая группа. Центральной фигурой на картине является А.С. Пушкин.

Он - человек своей эпохи, и он поэт. Это чувствуется в каж­дом его движении. Лицо одухотворено.

Пушкин читает ру­копись А.С. Грибоедова «Горе от ума» и, очевидно, комментиру­ет её. Это подтверждает жест - вытянутая и чуть опущен­ная вниз рука. Пушкин серьёзен. Он слегка опирается на стол. Его поза свободна, ноги скрещены. Сам поэт пребыва­ет как бы в другом измерении, хотя предметы вокруг него вполне реальны: стол, покрытый зелёной скатертью, на ко­тором и под которым в поэтическом беспорядке разброса­ны книги и рукописи. Рядом со столом стоит стул, а за ним — открытый чемодан с книгами и другими вещами. На поэте обычный светский сюртук.

Зелёный шёлковый платок повя­зан вокруг шеи. Всё, вплоть до причёски, по моде тех лет. Но я чувствую, что между ним и сегодняшними — рас­стояние неизмеримое. На картине — личность высшей ду­ховной жизни. Человек-творец.

Вторая группа.

В мягком удобном кресле расположился лицейский друг поэта И.Пущин.

У него умное, приятное лицо. Взгляд уст­ремлён на Пушкина. Но поза его, как мне кажется, немного напряжена. Это выдают руки. Пущин сцепил пальцы ниже колен, как бы замкнув своё внимание на трех комментариях, которые делает Пушкин, читающий комедию Грибоедова.

На Пущине коричневого цвета брюки и сюртук, тёмные туф­ли. Рядом с креслом, на старом вытертом ковре, лежит отк­рытый конверт. За спиной Пущина находятся вещи, которые красноречиво говорят о жизни друга в селе Михайловском. Это подвесная книжная полка, деревянная ширма, стул с изогнутыми ножками, с грудой книг и рукописей.

Между изоб­ражением двух друзей на заднем плане хорошо виден боль­шой белый камин. Он как бы символизирует то тепло, кото­рое всегда поддерживало дружбу этих двух людей.



Третья группа.

Позади Пушкина, слева, за вязанием сидит няня поэта Арина Родионовна. Она примостилась в углу дивана, который заполнен, оче­видно, дровами. В руках у няни вязание, но она не смотрит на свою работу. Её взгляд устремлён на Александра Серге­евича. Видно, что она внимательно слушает его.

Арина Ро­дионовна одета соответственно своим годам. На ней ши­рокое зелёное платье с длинными рукавами, поверх кото­рого — телогрейка. На голове косынка.

На стене, возле которой стоит диван, висит портрет. Вид­ны слабые очертания женщины. Портрет пронизан лучом света. Мы знаем, что у Пушкина была сестра Ольга, которую он горячо любил. Её тоже воспитала няня. Возможно, это её портрет, и луч её любви присутствует в этой комнате, где состоялась памятная и последняя встреча двух друзей.


IV. Подведение итогов урока.

Заключительное слово учителя.

Хочу закончить наш урок словами Н. Заболоцкого (слайд 15):

Любите живопись, поэты!

Лишь ей, единственной, дано

Души изменчивой приметы

Переносить на полотно!

И только объединившись с писателями и художниками, изучая их творчество, мы будем нести в наш мир добро, красоту, а также знания.


V. Домашнее задание. (Слайд 16). Написать сочинение-описание по картине Н.Ге «Пущин в гостях у Пушкина в селе Михайловском».

Подготовка к сочинению-описанию по картине Н.Н. Ге «Пущин в гостях у Пушкина в селе Михайловском» (7 класс)
  • Русский язык и литература
Описание:

     Данный конспект урока рекомендован учителю русского языка при подготовке к сочинению-описанию в 7 классе по картине Н.Н.Ге "Пущин в гостях у Пушкина в Михайловском".

      Цели урока: учить вдумчиво воспринимать произведение живописи, понимать роль художественных средст в раскрытии темы и идеи картины; совершенствовать умения составлять рассказ-описание по картине; помочь учащимся прочувствовать глубину отношений друзей, учить понимать других, помогать в трудную минуту; развивать наблюдательность, речь, память, мышление; воспитывать интерес к творчеству А.С. Пушкина и к искусству.

Автор Алваш Галина Ивановна
Дата добавления 09.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 2372
Номер материала 48003
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓