Главная / Музыка / Подготовка к сочинению-ассоциации К. Дебюсси «Облака»

Подготовка к сочинению-ассоциации К. Дебюсси «Облака»

Романенко О.А., преподаватель музыкальных теоретических дисциплин МБОУ ДОД Детская школа искусств № 2 г. Димитровграда

Подготовка к сочинению-ассоциации К. Дебюсси «Облака»

Данный урок выполнен в особой форме организации образовательного процесса – на основе интеграции. Каждая интегративная форма имеет свою структуру построения, способы интеграции содержания и видов деятельности.

Использованная форма интеграции – пластообразная, которая предполагает

наслоение различных видов деятельности: познавательной (обогащение и

активизация лексикона учащихся), художественно-эстетической (использование музыки, музыкальных средств выразительности), коммуникативной (работа со словом, создание собственных текстов).

Используя ассоциативные связи слов, школьник образно отражает окружающий мир в слове.

Слово, звук, ассоциативные связи, возникающие в сознании учащихся после

прослушивания музыкальной пьесы, помогают увидеть, почувствовать задуманный образ, создать собственный оригинальный текст, используя средства выразительности.

Тема: Подготовка к сочинению-ассоциации. К. Дебюсси. …..(«Облака»).

Тип урока: комбинированный

Цели урока:

развивать ассоциативное и творческое воображение, используя художественные и музыкальные средства выразительности;

обогащать и активизировать словарный запас учащихся;

познакомить с эстетикой импрессионизма в музыке.

Оборудование: ноктюрн К. Дебюсси «Облака».

Эпиграф к уроку:

Ожившие акварели, в которых «перекликаются звуки, запахи,

форма, цвет, обретшие смысл в слиянье» (Ш. Бодлер).

I. Слово учителя литературы.

К. Дебюсси – один из ярких представителей импрессионизма в музыке. Его

фортепьянные и оркестровые пьесы-эскизы с особой гармонической и ладовой

новизной выражают ощущения, вызванные созерцанием природы. Шум морского прибоя, плеск ручья, шелест леса, утренний щебет птиц сливаются в их произведениях с глубоко личными переживаниями музыканта-поэта,

влюблённого в красоту окружающего мира. Одухотворённые картины природы с удивительной, почти зримой конкретностью переданы в цикле «Ноктюрны».

На этом этапе урока учитель настраивает учащихся на восприятие музыкальной пьесы К. Дебюсси «Облака» (не давая название), обращая внимание на многоликость окружающего мира, на способность человека в знакомом, обыденном открывать нечто новое и удивительное.

II. Слово учителя музыки с элементами беседы:

Какие впечатления оставила у вас эта музыка?

Что, по вашему мнению, хотел выразить композитор?

Учитель обращает внимание на то, что ответы были разнообразными, каждый почувствовал музыку по-своему. Этому способствовали выразительные смыслы, которыми обладает музыка. Композитор стремился «заразить» слушателей созданным характером и образом, хотел вызвать сочувствие и сопереживание.

Для этого он использовал средства музыкальной выразительности.

III. Исследовательская задача по выявлению музыкальных средств

выразительности.

Какое средство определяет основу характера этого музыкального произведения? (Темп – спокойный, неторопливый, созерцательный, задумчивый, настраивает на размышления).

Единый ли темп в музыке? (Темп изменяется: замедляется, а затем возвращается к прежнему звучанию для того, чтобы показать изменчивость в природе).

Какие ещё средства музыкальной выразительности подчеркивают спокойствие и простор? (Ритм ровный, т.к. в природе не происходит резких изменений, нет особых контрастов; динамика гибкая, иногда, как всплеск, звучит громкая музыка, но недолго, всё указывает на изменчивость в природе).

Как вы считаете, композитор создаёт один образ или несколько? (Разобраться в этом нам помогает мелодия. Здесь нет одной запоминающейся мелодии, она размыта, неотчётлива, т.к. рисуется множество образов, неопределённость их форм, очертаний; регистр высокий, как будто заставляет нас взглянуть вверх, в небо).

В чьём исполнении звучала музыка? (пьесу исполняет симфонический оркестр, поэтому можно говорить о тембровом многообразии).

Все названные средства музыкальной выразительности подчинены одной цели:

создать изменчивый, многообразный образ … ОБЛАКОВ.

__________Какие поэтические образы повлияли на музыкальный импрессионизм? (стихи поэтов-символистов, где каждый образ – это целый мир: капля воды, лунный свет, небо, море …– привлекали К. Дебюсси и других импрессионистов в музыке (например, М. Равеля) своей поэтической недосказанностью, мимолётностью, изменчивостью. Поэтому Дебюсси избирает и описывает в своих произведениях состояние природы, а не делает её фоном для выражения чувств. Это был новый взгляд на использование музыкально-выразительных средств, на поиск новой образности в музыке.

Вывод: выступая в роли исследователей музыкальных средств выразительности, мы выяснили, как образ облаков можно нарисовать с помощью музыки. У литературы тоже есть возможность «рисовать», но своим средством – словом.

Задание: послушайте симфоническую пьесу К. Дебюсси «Облака» ещё раз и

постарайтесь подобрать слова для создания этого образа.

Звучит музыка.

IV. Работа с ассоциациями. Учитель литературы. Этот этап урока акцентирует внимание на развитие «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения» как основ творческого воображения.

Задание: подберите ассоциации к слову облака.

Запись:

радость грусть

розовые лиловые

кудрявые облака лёгкость

чудеса смелость

фигурки вата

убегают пух

Используя данные ассоциации, составьте словосочетания, предложения или

тексты, фиксирующие изменчивость, многообразие, неопределённость

услышанного образа, отражение цвета, формы, движения, настроения.

Целесообразно использовать известные вам средства художественной

выразительности: метафору, эпитет, звукопись, олицетворение, гиперболу и т.д.

Работы учащихся.

1. Белые барашки, удивительные картинки, розовые облака, лёгкое дуновение ветра, белокрылые лошадки, клочья ваты, отблеск рассвета, комья снега, комочек пуха, кудрявые зверюшки и т.д.

2. Удивительные картины представляются нам, когда мы смотрим на облака.

Лёгкие, почти невесомые, они мчатся без оглядки. Дуновение ветра, и белокрылые лошадки бегут наперегонки по чистому полю, а вот кудрявые барашки пасутся вдалеке. Ещё одно дуновение – и разбросаны клочья ваты,

готовые через минуту, соединяясь, превратиться в неземное существо. Облака – это чудеса, но увидеть их может не каждый.

3. Небо одним кажется пустым местом, другие его просто не замечают. Но

лишь избранным оно открывает свои главные тайны – облака.

Рождённые свободными, они волей ветра летят по небу, в бездумном танце кружатся над землёй неведомыми животными и обыденными вещами.

Немного фантазии – и они твои. Вот они катятся по небу белыми барашками,

вот уже превратились в резвых скакунов, и вновь белые комья.

В розовато-золотом отблеске рассвета и кроваво-алом сиянии заходящего солнца они играют миллионами оттенков.

Купаясь в золотых лучах солнца, трепеща под дуновением ветерка, они создают свой мир, мир-утопию.

Они приходят и уходят, принося и унося свои краски, цвет, музыку, которые в слиянии хоть как-то украшают нашу серую жизнь.

V. Эксперимент по восприятию эмоциональной тональности.

Современники К. Дебюсси сравнивали его произведения с «ожившими акварелями», в которых, по словам французского поэта Ш. Бодлера, «перекликаются звуки, запахи, форма, цвет, обретшие смысл в слиянье».

Послушайте стихотворение Ш. Бодлера «Облачное небо», написанное им после знакомства с ноктюрном «Облака».

Подготовленное чтение наизусть.

Как дымка, лёгкий пар прикрыл твой взор ненастный,

То нежно грезящий, то гневный и ужасный,

То серо-пепельный, то бледно-голубой,

Бесцветный свод небес он отразил собой.

Он влажность знойных дней на память вновь приводит,

Тех дней, когда душа в блаженстве слёз исходит,

Когда предчувствием зловещим потрясён,

Мятётся дух в бреду, а ум вкушает сон.

Ты – даль прекрасная печальных кругозоров,

Лучей осенних свет, сень облачных узоров;

Ты – пышный, поздний блеск увлажненных полей,

С лазури облачной ниспавший сноп лучей.

Как хлопья инея, как снежные морозы,

Пленительны твои безжалостные грозы;

Душа, влюблённая в металл и в скользкий лёд,

Восторг утонченный в тебе одной найдёт!

Учащиеся отмечают необычность картин, образов, увиденных и услышанных

поэтом, сравнивают со своими работами.

Вывод: у каждого вида искусства есть своя специфика, свой язык, но между ними много общего и прежде всего то, что единство дополняет, углубляет наше представление о мире, делает его целостным, интегрируя все ощущения.

VI. Домашнее задание.

Отредактируйте полученные тексты, оформите творческие работы.

VII. Звучит вновь музыка К. Дебюсси.

Подготовка к сочинению-ассоциации К. Дебюсси «Облака»
  • Музыка
Описание:

Данный урок выполнен в особой форме организации образовательного процесса – на основе интеграции. Каждая интегративная форма имеет свою структуру построения, способы интеграции содержания и видов  деятельности.

Использованная форма интеграции – пластообразная, которая предполагает

наслоение различных видов деятельности: познавательной (обогащение и

активизация лексикона учащихся), художественно-эстетической (использование музыки, музыкальных средств выразительности), коммуникативной (работа со словом, создание собственных текстов).

Используя ассоциативные связи слов, школьник образно отражает окружающий мир в слове.

Слово, звук, ассоциативные связи, возникающие в сознании учащихся после

прослушивания музыкальной пьесы, помогают увидеть, почувствовать задуманный образ, создать собственный оригинальный текст, используя средства выразительности.

Тема: Подготовка к сочинению-ассоциации. К. Дебюсси. …..(«Облака»).

Тип урока: комбинированный

Цели урока:

– развивать ассоциативное и творческое воображение, используя художественные и музыкальные средства выразительности;

– обогащать и активизировать словарный запас учащихся;

– познакомить с эстетикой импрессионизма в музыке.

Оборудование: ноктюрн К. Дебюсси «Облака».

Эпиграф к уроку:

Ожившие акварели, в которых «перекликаются звуки, запахи,

 

форма, цвет, обретшие смысл в слиянье» (Ш. Бодлер).

Автор Романенко Оксана Александровна
Дата добавления 22.11.2014
Раздел Музыка
Подраздел Конспекты
Просмотров 585
Номер материала 4634
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓




Похожие материалы