Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса «Подготовка к ГИА по
русскому языку» для 9 класса является авторской. В соответствии с современными
требованиями к знаниям, умениям и навыкам подобрано учебное содержание,
позволяющее учащимся более глубоко усвоить трудные случаи правописания, трудные
случаи постановки знаков препинания и подготовиться к государственному
экзамену.
Элективный курс рассчитан на учащихся 9 класса, получивших базовые
умения владения орфографией и пунктуацией в пределах программы средней школы.
Основное внимание уделяется формированию комплексной работы с текстом.
Программа рассчитана на 17 часов. Содержание программы направлено на освоение
обучающимися тем, необходимых для успешного прохождения ОГЭ, на формирование
базовых знаний и базовых компетентностей. Рабочая программа «Подготовка к ОГЭ
по русскому языку» включает темы, необходимые для успешного прохождения
ОГЭ.
При составлении программы элективного курса учитывалась логика
построения курса русского языка в 9 классе. Работа над 1 и 3 частями
экзаменационной работы проводится сначала, а затем работа над 2 частью
экзаменационной работы, так как это к этому времени будет изучена значительная
часть нового учебного материала, что позволит учащимся выполнять тестовые
задания, связанные с темой «Сложное предложение».
Цели и задачи курса
Цель курса:
- подготовить учащихся к ОГЭ;
- обобщить и углубить знания по разделам
«Орфография. Культура речи», «Синтаксис и пунктуация», «Лексика и фразеология»,
«Фонетика»
- обобщить и углубить знания по разделам,
создать условия для овладения обучающимися умениями свободно пользоваться
сводом
орфографических и пунктуационных правил.
Задачи курса:
- развитие умения анализировать
особенности орфографии предложенных текстов, решать тесты ОГЭ.
- Совершенствовать орфографические
навыки через расширение знаний об особенностях, трудностях русской орфографии,
навыки работы с
разными типами словарей.
- Развитие умения правильно
расставлять знаки препинания в случаях, не изученных в предыдущих классах.
- Совершенствовать навыки анализа
структуры предложения.
- Формирование навыков,
обеспечивающих успешное прохождение итоговой аттестации.
- Развитие у обучающихся
способности к самосознанию, саморазвитию и самоопределению, мотивации к
обучению и целенаправленной познавательной деятельности через формирование
компетентностей.
- Создание условий для учебно-исследовательской
и проектной деятельности обучающихся, а также их самостоятельной работы по
подготовке к ОГЭ.
Требования к
уровню подготовки
(Планируемые результаты)
Личностные: готовность и способность обучающихся к саморазвитию и
личностному самоопределению
Метапредметные : самостоятельность в планировании и осуществлении
учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и
сверстниками.
Предметные: знать/ понимать/ уметь
- Знать трудные
случаи правописания
- Понимать их роль
в общекультурном развитии человека
- Объяснять
языковое явление
- Уметь применять
знания при тестировании
- Формировать
гражданскую идентичность посредством языкового материала
- Формирование
научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями,
методами и приёмами.
- активно
прослушивать текст, анализировать его содержание и лингвистические компоненты,
структурировать информацию, интерпретировать чужой и создавать собственный
текст, аргументировать, писать сжатое изложение;
- определять
лексическое значение слова по различению контекстных значений многозначных
слов,
- познакомиться с
нормами лексической сочетаемости, принципами синонимической замены;
- работать над
расширением словарного запаса;
- опознавать
средства выразительности русской речи и их функции в тексте;
- работать с
тестовыми заданиями (внимательно читать формулировку задания и понимать её
смысл (без возможности обратиться за консультацией к учителю);
- четкое следовать
инструкциям, сопровождающим задание;
- выполнять
различные типы тестовых заданий;
- самостоятельно
распределять время на выполнение заданий;
- четко писать
печатные буквы в соответствии с образцом, указанным в бланке;
- хорошо
ориентироваться в полях заполняемого на экзамене бланка;
- правильно
отмечать в бланке вариант ответа;
- вносить
исправления в бланк экзаменационной работы;
- сосредоточенно
работать в течение временного интервала, превышающего 45 минут; определять
синтаксические конструкции.
Тематический план
Номер темы и ее название
|
Всего
часов
|
Из них
|
теоретических
|
практических
|
контрольных
|
1. Структура
экзаменационной работы в формате ОГЭ. Число и вид заданий. Знакомство с
демонстрационным вариантом 2015. Особенности заполнения бланков
экзаменационной работы. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий с
развернутым ответом. Требования к полноте и правильности записи развернутого
ответа.
|
1
|
1
|
|
|
Часть 1
|
4
|
|
|
|
1. Задание
С 1.Сжатое изложение. Что такое микротема. Учимся находить микротемы
исходного текста. Абзацное членение текста.
|
1
|
|
|
|
2. Задание
С1. Сжатое изложение. Что такое сжатие (компрессия) текста. Приемы сжатия
текста.
|
1
|
|
|
|
3. Задание
С1. Приемы сжатия текста. Отработка приёмов ИСКЛЮЧЕНИЕ, ОБОБЩЕНИЕ,
УПРОЩЕНИЕ.
|
1
|
|
1
|
|
4. Задание
С1. Выбор приемов сжатия.
|
|
|
|
1
|
Часть 3
|
2
|
|
|
|
1. Задание
С2.1. Сочинение на лингвистическую тему. Критерии оценки задания С2.1.
Структура сочинения на лингвистическую тему.
|
1
|
|
|
|
2. Задание
С2.1. Учимся формулировать тезис, аргументировать, писать вывод сочинения на
лингвистическую тему.
|
1
|
|
1
|
|
Часть 2
|
10
|
|
|
|
1. Понимание
смысла текста. Задание 2.
Лексическое
значение слова или его лексический анализ. Задание 3.
Выразительно-изобразительные
языковые средства. Задание 4.
|
1
|
|
|
|
2.
Фонетика. Навыки звуко - буквенного анализа и знание фонетических процессов.
Задание 5.
|
2
|
|
|
|
3.
Основные орфографические правила правописания корней. Задание 6.
Основные
орфографические правила правописания приставок. Задание 7.
|
3
|
|
|
|
4.
Правописание Н и НН в прилагательных и причастиях. Задание 8.
Правописание
окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени. Задание 9.
|
4
|
|
1
|
|
5. Лексика
и фразеология. Стилистическая принадлежность слов. Задание 10.
Не
общеупотребительная лексика (диалектные, жаргонные, слова, профессионализмы,
термины). Исконно-русская лексика и заимствованная. Задание 11.
|
5
|
|
|
1
|
6.
Словосочетание. Подчинительная связь слов в словосочетании. Задание 12.
Грамматическая
основа предложения. Способы выражения главных членов предложения. Задание 13.
|
6
|
|
|
|
7.
Простое осложненное предложение. Задание 14.
Пунктуационный
анализ простого осложненного предложения. Вводные слова и предложения,
вставные конструкции, обращения, междометия.
|
7
|
|
|
|
8. Типы
сложных предложений.
Знаки
препинания в сложносочиненном и сложноподчиненном предложении.
|
8
|
|
|
|
9. Знаки
препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными
Сложные
предложения с различными видами связи. Синтаксический анализ сложного
предложения.
|
9
|
|
1
|
|
10. Тренировочное
выполнение заданий ОГЭ.
|
10
|
|
1
|
1
|
Итого
|
17
|
|
5
|
3
|
Учебно
и учебно-методическое обеспечение
Литература:
Г. Т. Егораева. Русский язык. ГИА – 2012 9 класс. Москва, «Экзамен», 2012
год.Н.А. Сенина, С.В. Гармаш. Русский язык. 9 класс. Подготовка к
государственной итоговой аттестации. Ростов-на-Дону, «Экзамен», 2012 год
- Угроватова Т. Ю. Русский язык.
Материалы для подготовки к итоговой аттестации. 9 класс. Москва,
Просвещение, 2007 год.
- Цыбулько И.П., Степанова Л.С.
Государственная итоговая аттестация - 2012: Экзамен в новой форме: Русский
язык: 9 класс: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения
государственной итоговой аттестации в новой форме Федеральный институт
педагогических измерений. Издательство АСТ, Астрель
- Сычева В.П.Единый
государственный экзамен: Русский язык: 9 класс: Государственная итоговая
аттестация (по новой форме): Типовые тестовые задания: 10 вариантов
заданий; Ответы; Критерии оценок ЕГЭ 9 класс. Издательство «Экзамен»
- Иванова С.Ю. ЕГЭ: Русский
язык: 9 класс: Государственная итоговая аттестация (по новой форме):
Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ 9 класс. Издательство
«Экзамен»
- Львова С.И., Замураева Т.И.
ГИА 2012: Русский язык: Тренировочные задания: 9 класс (по новой форме)
Государственная итоговая аттестация. Издательство «Эксмо».
- Егораева Г.Т. Русский язык. 9
класс. Типовые тестовые задания: Государственная итоговая аттестация (в
новой форме) ГИА. Издательство «Экзамен»
- Материалы сайта ФИПИ. http://www.fipi.ru/
- Работы учащихся
- Тестовые задания по русскому
языку 9 класс. Москва, «Сфера», 2005 год.
- Презентация «Подготовка
учащихся 9 класса к итоговой аттестации по русскому языку в новой форме»
- Презентация «Современные
подходы к написанию сжатого изложения и сочинения-размышления на ГИА в 9-м
классе»
- Презентация «Подготовка к
сочинению-рассуждению на лингвистическую тему» (С 2. 1).
Для учащихся:
- Учебник: Русский язык . 9 класс.
Авторы В.В.Бабайцева и др. Москва, Просвещение, 2010 год.
- Ахременкова Л. А. К пятерке
шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором: Русский язык: 9 класс / Л. А.
Ахременкова. - М.: Просвещение, 2006.
- Лидман - Орлова Г. К. Учимся
писать изложения / Г. К. Лидман-Орлова. - М.: Дрофа, 2006.
- Г. Т. Егораева. Русский язык.
ГИА – 2012 9 класс. Москва, «Экзамен», 2012 год.
- Н.А. Сенина, С.В. Гармаш.
Русский язык. 9 класс. Подготовка к государственной итоговой аттестации.
Ростов-на-Дону, «Экзамен», 2012 год
- Угроватова Т. Ю. Русский язык.
Материалы для подготовки к итоговой аттестации. 9 класс. Москва,
Просвещение, 2007 год.
- Материалы сайта ФИПИ. http://www.fipi.ru/
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.