Главная / Русский язык и литература / Урок русского языка в 9 классе "Подготовка к ОГЭ по русскому языку".

Урок русского языка в 9 классе "Подготовка к ОГЭ по русскому языку".

Тема урока: Подготовка к ОГЭ в 9 классе

(работа над тестовой частью)


Цель урока: 1) Повторение, обобщение и систематизация полученных знаний, умение применять их на практике, подготовка к сдаче экзаменов;

2) Развивать творческие возможности учащихся, вырабатывать навык работы над тестовой частью ГИА;

3) Воспитать чувства милосердия и сострадания, интереса к русскому языку.

Технология: индивидуальная, групповая, работа в парах.

Оборудование: компьютер, проектор, «Толковый словарь русского языка»

С.И. Ожегова, карточки.


Ход урока.


Пока мы боль чужую чувствуем,

Пока живёт в нас сострадание,

Пока мечтаем мы и буйствуем,

Есть в нашей жизни оправдание…

(Андрей Дементьев)


- Скажите, пожалуйста, ребята, к какой теме относится четверостишие, которое я только что прочитала? ( «Милосердие »).

- Основная тема урока: Работа над тестовой частью ОГЭ по русскому языку в 9 классе.

- Цель урока: вырабатывать навык работы над тестовой частью ОГЭ

А теперь небольшая лингвистическая разминка.


  1. Фонетика. Сделайте фонетический разбор слова боль .

Боль. В слове один слог.

Б - [б ] - согласный, твёрдый, звонкий;

О - [о] - гласный, ударный;

Л - [л ] - согласный, мягкий, звонкий;

ь.

4 буквы, 3 звука.

( 1 учащийся работает у доски)


2) Словообразование. Сделать словообразовательный разбор и разбор по составу слова сострадание.

Словообразовательный разбор

Сострадание - сострадать (суффиксальный)

Сострадание- пострадавший, страдают. Е-окончание,сострадани-основа…

(2 учащийся работает у доски)

3) Лексика. Объясните значение слова буйствовать. Можно обратиться к словарю С.И. Ожегова « Толковый словарь русского языка»

Страница 62. 2 абзац 16-е слово.

Буйствовать - слово многозначное.

1.Проявляться с необычайной силой. Буйствует ураган. 2.Вести себя буйно.//сущ. буйство.

- В каком значении употреблено слово в стихотворении?

(Во втором.) (3 учащийся работает со словарем)


(Одновременно класс работает над заданием – фронтальный опрос)

1. В каком ряду во всех словах есть звук П’?
1) голубь, пилот, песня
2) Компьютер, пьеса, купе
3) Птицы, пение, выступить
4) Степной, первый, списать

2. В каком слове все согласные звонкие?
1) царевна, 2) лавка, 3) везде, 4) герб

3. В каком слове все согласные звуки мягкие?
1) бежишь, 2) кирпич, 3) нянчу, 4) тишь

4. В каком слове букв больше, чем звуков?
1) мыться, 2) ястреб, 3) аллея, 4) съезд

5. В каком слове 4 согласных звука?
1) льет, 2) деньги, 3) линия, 4) ее


4) Синтаксис. Давайте вернёмся к четверостишию. Укажите грамматические основы. Составьте схему.

Пока мы боль чужую чувствуем,

Пока живёт в нас сострадание,

Пока мечтаем мы и буйствуем,

Есть в нашей жизни оправдание…


Перед нами сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными с однородным подчинением.


5). Решение тестовых заданий с помощью презентации.

а) Укажите количество грамматических основ.

1)Выгонять перед вечером и пригонять на утренней заре табун -большой праздник для крестьянских мальчиков (Тургенев).

2) Наконец пробило шесть часов, и подали тарантас Рудина.

3)На душе у него было очень скверно.

4) Рядом с домом Пушкина, под сенью большого двухвекового клена, среди кустов сирени, акации и жасмина, стоит маленький деревянный флигелек.

5) Здесь в светелке жила Арина Родионовна.

6) Сюда Пушкин шел отдохнуть душою, послушать ее чудесные сказки.

б)  Выпишите грамматическую основу предложений

1) Колька так всполошился, поднял такой гвалт, что прибежала мама, главная защитница, и увела Лёку. (

( Колька всполошился, поднял ; мама прибежала и увела) (2)

2) С тех пор тайком Лёка и ещё несколько девочек прокрадывались от деревянного особняка к забору и кормили пленных немцев.

 ( Лёка и несколько девчонок  прокрадывались и кормили) (1)

3) Она легко, слов­но ше­лест ве­тер­ка, за­блу­див­ше­го­ся в лист­ве, сколь­зи­ла между раз­рос­ши­ми­ся ку­ста­ми и низко сви­са­ю­щи­ми вет­ка­ми де­ре­вьев.

(она скользила)

4)Сергей неожиданно для себя тоже поднырнул под ветку ели, задев её при этом головой, исцарапав лоб и получив хорошую порцию снега за шиворот.

 ( Сергей поднырнул)  (1)

в) Задание (с комментарием)


В приведенном ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчинённого предложения.

И вот сейчас,(1) когда я думаю о сказках Чуковского,(2) я вспоминаю военный госпиталь для тяжелораненых на станции Старая Рачейка,(3) палату,(4) залитую снежным зимним солнцем, (5) и рыженького,(6) с простреленной грудью паренька,(7) который,(8) сдерживая стон,(9) тоскливо глядя на белую госпитальную дверь,(10) спрашивал по утрам хрипло… (Ответ: 1,2,7)


 

6). Повторение с применением презентации.

    1.Была минута, в которую он так сильно вздрогнул, что Ольга вскрикнула от неожиданности.

     2.Когда от горя тягостно, когда от счастья радостно, иду я на свидание с тобою, лес.

     3.Я хочу, чтобы слышала ты, как тоскует мой голос живой.

     4.Пока свободою горим, пока для сердца для чести живы, мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы.

     5.Когда бричка выехала со двора, он оглянулся и увидел, что Собакевич все еще стоял на крыльце.

     Запись в тетрадях:

последовательное – 1,3

параллельное – 5

однородное – 2,4 

 

 7)   На доске начерчены схемы предложений, которые ребята будут записывать под диктовку.

     Задания: расставить запятые, подчеркнуть грамматическую основу в предложениях, отыскать соответствующую схему.

[ ___ ===, (с. ===), (с.с. ===), и ===].

 

[ ___ === ], (с.с. === ____ ) и (с.с. === ____).

 

[ ===], (с. ____ ===), (с. === ____).

     1.Важно, что они жили, что вокруг них кипела литературная жизнь.

     2.Я пожалел, что напрасно погубил цветок, который был хорош(?) в своем месте, и бросил его.

     3. Ополченцы принесли князя Андрея к лесу, где стояли фуры и где был перевязочный пункт.

 

8) Самостоятельная работа Ребята получают карточки с текстом для анализа.

     Иван Иванович Пущин, (1) лицейский товарищ Пушкина, (2) «ветреный мудрец», (3) по словам поэта, (4) покинул блестящую военную карьеру и поступил маленьким чиновником в уголовный департамент московского надворного суда, (5) чтобы доказать примером, (6) что можно приносить пользу Отечеству и в самой скромной должности, (7) распространяя добрые чувства и понятия.

Задания.  1.Подсчитать, сколько грамматических основ в       предложении.

                   2.Выписать грамматические основы.

                   3. Определить вид подчинения.

                   4.Заменить словосочетание лицейский товарищ со способом связи согласования на синонимичное со способом связи управления.

                    5.Выписать цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

                     6.Выписать цифры, обозначающие запятые при обособленном обстоятельстве, выраженном деепричастным оборотом.

                      7.Выписать слово с безударной чередующейся гласной в корне.

                      8.Выписать слово с непроизносимым согласным в корне.

                       9.Выписать слово, правописание приставки в котором зависит от лексического значения.

                      10.Выписать подчинительные союзы.

Ответы.

                       1.3

                       2.И. И. Пущин покинул и поступил

                          доказать

                          можно приносить

                        3.Последовательное

                        4.Товарищ по Лицею

                         5.3, 4

                         6.7

                         7.Блестящую

                         8.Чувства

                          9.Приносить

                          10.Чтобы, что


9) Игра-конкурс

Грамматическая разминка, отвечаем на вопросы Да - нет.

Вопросы для 1 команды:

1 Й - гласный звук. Нет

2 Антонимы слова с противоположным значением. Да.

3 Дополнение – это главный член предложения. Нет.

4 Глаголы бывают совершенного и несовершенного вида. Да.

5 Мышь – это существительное 1 го склонения. Нет.

6 Себя – это личное местоимение. Нет.

7 Различаются следующие типы речи: повествование, описание, рассуждение. Да

Вопросы для 2 команды:

1 Б - глухой согласный. Нет.

2 Синонимы – слова. близкие по лексическому значению. Да.

3 Морфология – наука о составе слова. Нет.

4 Предложения грамматическая основа которых состоит из одного главного члена , называется сложным. Нет.

5 Золотая осень – это безличное предложение. Нет.

6 Подлежащее отвечают на вопросы Кто? Что? Да

7 Текст – это несколько предложений. Связанных по смыслу. Да

Вопросы для 3 команды:

1 О – это гласный звук. Да.

2 Лексика изучает звуки и буквы. Нет

3 Ученик – это одушевленное существительное. Да.

4 Определение отвечает на вопросы косвенных падежей. Нет.

5 А, но , однако - это противительные союзы. Да.

 6 причастие – это самостоятельная часть речи. Да.

7 Диалог это разговор двух лиц. Да.

Второй тур: «Фразеологический калейдоскоп»

Выберите любой цвет , объясните фразеологизмы.

Белый. Сесть в калошу. ( Попасть в неудобное положение)

Розовый. Совать нос. (Вмешиваться)

Красный. Сматывать удочки ( убежать)

Оранжевый. Как снег на голову. ( Неожиданно)

Зеленый. В час по чайной ложке. (Медленно).

Синий. Как кошка с собакой. (жить не дружно)

Фиолетовый. Надуться как мышь на крупу. (Обидеться)

Коричневый. Кот наплакал. (Очень мало)

Салатовый Путаться под ногами

Третий тур: « Грамотеи»

Укажи правильный вариант пропущенных букв в предложении;

К…гда скл…няется день, к…гда роз…вая мгла од. . вает дальние части и окрес…ные холмы, тогда только можно вид. . ть нашу древнюю ст. . лицу во всем ее блеске.

А) а - о - о - о - е - т - е - о.

В) о - о - о - о - е - т - е - о.

С) о - а - а - о - и - т - е - о.

Д) а - а - а - о - и - и - а.

Е) о - о - о - а - и - и - а.


Четвёртый тур «Четвёртый лишний». Каждая команда получает задание на карточке. В каждом ряду надо исключить третье лишнее слово (лишним будет слово, с чередующейся безударной гласной в корне) (А5).

1. Приходившей, прилипали, угасало, замирало

2. Блистательная, борода, деревья, сапоги.

3. Поблагодарил, выжигали, удивление, поделиться.

4. Ледяным, вскочил, встречать, восхищаться.

5. Загорать, возвращаемся, ровесник, укомплектуем.

6. Зарево, сожаление, красота, полоса.

Пятый тур «Превращения». Заменить словосочетания, построенные на основе управления, синонимичными словосочетаниями со связью согласование и наоборот (В2).

1 команда

  1. каша из гречки –

2. дом из кирпича –

3. кусты сирени –
4. совет отца –
5. бессонная ночь –
6. полковое знамя –
7. шестилетний ребёнок –


2 команда
1. человек без совести -
2. вопрос по литературе –

3. ком снега –
4. судьба матери –
5. приморский парк -

6. солнечная энергия –

7. голубоглазая девочка -


3 команда
1. гостиница при вокзале -
2. костюм в полоску –
3 .занятия музыкой –
4.парень с рыжими волосами -
5. клетчатый шарф –
6. лесной запах –
7. двухэтажное здание –
10) Подведение итогов.

11) Домашнее задание: разноуровневые задания


Задание уровня А

1.Укажите ошибочное суждение.

  1. В слове БЕЗЖИЗНЕННОМ на месте букв ЗЖ произносится звук [Ж].

  2. В слове СТЕБЕЛЬ мягкость согласного [Л’] на письме обозначена буквой Ь (мягкий знак).

  3. В слове ФАНТАЗИРУЮ букв больше, чем звуков.

  4. В слове ЧУВСТВУЕШЬ согласный звук [В] является непроизносимым.

2. Укажите ошибочное суждение.

  1. В слове ЧУВСТВУЕШЬ мягкость согласного [Ш] на письме обозначена буквой Ь (мягкий знак).

  2. В слове ЖИЗНЬ мягкость согласного [н’] на письме обозначена буквой Ь (мягкий знак).

  3. В слове ВСЕЛЕННАЯ первый звук [ф].

  4. В слове ЗАЯЦ букв больше, чем звуков.

3. Укажите ошибочное суждение.

  1. Мягкий знак (ь) в слове ЗУБЬЯ играет разделительную роль – обозначает наличие звука [Й’].

  2. В слове СОЛНЦЕ согласный звук [Л] является непроизносимым.

  3. В слове ОБЪЯТЫЕ количество букв и звуков совпадает.

  4. В слове ВОСХОД последний звук – [Т].

4. Укажите ошибочное суждение.

  1. В слове СДАЧА первый звук [С].

  2. В слове БЕРЕЗА после Р произносится звук[О].

  3. В слове СИЯНИЕ звуков больше, чем букв.

  4. В слове ПОРОГ последний звук – [К].

5. Укажите ошибочное суждение.

  1. В слове ЛЕГКИЙ на меcте Г произносится звук [Х].

  2. В слове ПОЗЖЕ количество букв и звуков совпадает.

  3. В слове ЧЕСТНЫЙ согласный звук [Т] является непроизносимым.

  4. В слове ТЯНУТЬ мягкость согласного [Т’] на письме обозначена буквой Ь

6. Укажите ошибочное суждение.

  1. В слове СПОСОБ все согласные глухие

  2. В слове БОЮСЬ количество букв и звуков НЕ совпадает.

  3. В слове ЩАВЕЛЬ мягкость согласного [Л’] на письме обозначена буквой Ь.

  4. В слове ЖЕСТКИЙ согласный звук [Т] является непроизносимым.

7. Укажите ошибочное суждение.

  1. В слове ЧУДНОЙ все согласные звуки твердые.

  2. В слов ЦИРКУЛЬ после Ц произносится звук [ы].

  3. В слове ШТАБ последний звук – [П].

  4. В слове БОЮСЬ мягкость согласного [С’] на письме обозначена буквой Ь

8. Укажите ошибочное суждение.

  1. В слове ЖАЛЮЗИ все согласные звуки звонкие.

  2. В слове ГАЛЕРЕЯ звуков больше, чем букв.

  3. В слове ЯХТА первый звук – [й’].

  4. В слове ПРИЗЫВ последний звук – [В].

9. Укажите ошибочное суждение.

  1. В слове ГРУСТНЫЙ согласный звук [Т] является непроизносимым.

  2. В слове ТЕРЯТЬ все согласные звуки мягкие.

  3. В слове ОВРАГ все согласные звуки звонкие.

  4. В слове УЖИН после Ж произносится [Ы].

10. Укажите ошибочное суждение.

  1. В слове ЕЛКА звуков больше, чем букв?

  2. В слове ПОЮТ есть звук [У].

  3. В слове ВОСЕМЬСОТ букв больше, чем звуков.

  4. В слове КОСЬБА произносится звук [С’].


Задание уровня В


В логу,(1) среди моховых валунов,(2) речка не торопится. Ледяная вода струится, (3) огибая камни,  (4) и только там, (5) где течение реки выходит на скользкую плиту, (6) она начинает мурлыкать говорливо, (7) но однообразно. Кругом молчание, (8) вокруг все спокойно.


1. Укажите № запятой, которая разделяет части БСП.

2. Укажите № запятой, которая разделяет части  ССП.

3. Укажите № запятой, которая разделяет части СПП.

4. Укажите № запятых, выделяющих уточняющий член предложения.

5. Укажите противительный союз.



Урок русского языка в 9 классе "Подготовка к ОГЭ по русскому языку".
  • Русский язык и литература
Описание:

Экзамен по русскому языку в 9 классе - очень ответственный шаг как для учащихся 9 класса, так и для учителей. Именно этот экзамен дает нам, учителям русского языка, понимание того, в правильном ли направлении мы движемся, верные ли методы и приемы мы выбрали для обучения русскому языку.

Цель урока: 1) Повторение, обобщение и систематизация полученных знаний, умение применять их на практике, подготовка к сдаче  экзаменов;

 

                2)    Развивать творческие возможности учащихся, вырабатывать навык работы над тестовой частью ОГЭ

Автор Китабалиева Ирина Викторовна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 6024
Номер материала 39230
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓