Главная / Русский язык и литература / Подготовка к написанию сжатого изложения (8 класс)

Подготовка к написанию сжатого изложения (8 класс)

Урок развития речи в 8 классе. 
Подготовка к сочинению описанию памятника архитектуры. 

Ход урока


  1. Работа со словосочетаниями. Прочитайте. Определите значение выделенных слов. Где можно использовать данные словосочетания?
    Русская архитектура, возводить храм, автор скульптурзамысловатые детали, памятник старины, современный памятник, колесница славы, бронзовыйгорельеф, затейливый орнамент, великий зодчий, древнерусское зодчество.


  1. Словарная работа. Прочитайте размещенные ниже слова
    Архитектура – искусство строительства, возведения зданий.
    Возводить – строить, сооружать.
    Скульптура – вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объемную, трехмерную форму.
    Замысловатый – сложный, затейливый, оригинальный.
    Горельеф – скульптурное изображение, выступающее над плоскостью фона более чем на половину своего объема, выпуклое настенное скульптурное изображение.
    Орнамент – узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов.
    Зодчий – архитектор, строитель.
    Зодчество – искусство архитектуры, строительства.
    Апофеоз – прославление, возвеличивание кого- или чего – либо.
    Аллегория – иносказание.
    Монумент – большой памятник.
    Монументальный – величественный, производящий впечатление величиной, мощностью.
    Постамент – основа памятника, колонны, статуи.
    Пьедестал – подножие статуи. 
    Достопримечательность – место или предмет, заслуживающие особого внимания в силу каких-нибудь своих качеств.
    Искусство – 1. творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах; 2. Умение, мастерство, знание дела.
    Искусный – умелый, хорошо знающий свое дело.

    С 2-3 слова составить и записать предложения.


  1. Работа с текстом «Триумфальная арка». Прочитайте. Определите тему текста и соответствие между темой и заголовком

Определите тип речи в этом тексте. Какие предложения последнего абзаца связаны цепной связью? Выпишите их. Какие средства связи использованы в этих предложениях? Объясните значение слов галл, «двунадесять языков».


Триумфальная арка.

Кончается ряд высоких домов на Кутузовском проспекте, за поворотом неожиданно появляется широкая площадь, а в центре площади – Триумфальная арка…
Эта торжественно-величавая арка высотой в 28 метров была сооружена по проекту известного русского архитектора Осипа Бове в 1827-1834 годах в честь победы русского народа в Отечественной войне 1812 года. Авторы скульптур – Иван Витали и Иван Тимофеев.
Создавая проект Триумфальных арок, Бове мечтал установить их у Поклонной горы, откуда Наполеон глядел на раскинувшийся перед ним город. Тогда император ещё не знал, что взятие Москвы – не апофеоз его славы, а начало полного разгрома его многотысячной армии…
Но «отцы города» решили установить арку не на старой Смоленской дороге, а у Тверской заставы, и там она простояла почти сто лет, все больше мешая уличному движению.
И вот в 1968 году прекрасное творение Осипа Бове было восстановлено и перенесено на Кутузовский проспект, на словно специально для него созданную площадь Победы, где была уже построена панорама «Бородинская битва».
Триумфальная арка открывается вашему взору неожиданно. На её вершине – чугунная колесница Славы, в которой гордо стоит богиня Победы. Фасады арки облицованы белым камнем, на его фоне эффектно выделяются 12-метровые чугунные колонны. По периметру карниза находятся 48 гербов российских губерний, население которых воевало с наполеоновской армией. Монумент украшают бронзовые горельефы «Изгнание галлов из Москвы», «Побитие «двунадесяти языков», «Освобожденная Москва». Между ними размещены фигуры суровых воинов в доспехах, аллегорические женские фигуры, символизирующие твёрдость, храбрость и славу. (По Я. Билецкому).


  1. Пересказ текста по плану, «по цепочке»: каждый ученик рассказывает по одному пункту плана. 
    План подробного пересказа.


  1. В каком районе Москвы стоит Триумфальная арка?

  2. Кто её автор?

  3. В честь какого события она была сооружена?

  4. Где планировал разместить свое произведение автор и почему?

  5. Где первоначально была установлена арка?

  6. Что изображено на её вершине?

  7. Чем ещё украшен памятник?

  1. Устное описание иллюстрации.


  1. Пример описания Триумфальной арки по иллюстрации.
    Триумфальная арка.

    Триумфальная арка выглядит величественным сооружением, возвышающимся на площади Победы. Обширное пространство площади выделяет монумент, подчеркивает его грандиозность и величие. Арка производит впечатление торжественности и мощи. Вершину её украшает чугунная колесница Славы, в которую запряжена шестерка лошадей. Управляет колесницей богиня Победы, держащая на вытянутой руке лавровый венок, символизирующий победу. Белая каменная облицовка контрастирует с черными чугунными колоннами, находящимися в нишах скульптурами воинов и горельефами. Карниз украшен сорока восемью гербами российских губерний. Аллегорические женские фигуры символизируют мощь, силу, храбрость, славу русского оружия.
    Триумфальная арка, несмотря на то что площадь Победы окаймляют высокие здания, не теряет своей величественности и доминирует в окружающем её пространстве.


  1. Письменная работа. Описание памятника архитектуры родного края.


  1. Опирайтесь в его описании на следующие вопросы:

  1. По какому поводу был воздвигнут памятник?

  2. Где он расположен?

  3. Когда он был создан?

  4. Кто его автор?

  5. Что в нем особенного? Чем привлекает?

  6. Какие впечатления он производит на смотрящего? Нравится ли вам этот памятник?



Подготовка к написанию сжатого изложения (8 класс)
  • Русский язык и литература
Описание:

Данный урок готовит учащихся предвыпускного 8 класса к созданию сжатого изложения. Учащиеся систематизируют знания о тексте как языковой единице.  Совершенствуют навыки определения микротем текста. Развиваю навыки составления плана, определения стилистической принадлежности текста.Знакомятся с видами компрессии текста. Итогом урока является создание текста сжатого изложения.

......................................................................................................................................................................

Автор Манакова Елена Васильевна
Дата добавления 22.12.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 4973
Номер материала 10575
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓