Главная / Русский язык и литература / Подготовка к ЕГЭ по русскому языку. Тема:"Морфологические нормы русского языка"

Подготовка к ЕГЭ по русскому языку. Тема:"Морфологические нормы русского языка"

Подготовка к ЕГЭ. Тема: МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ РУССКОГО ЯЗЫКА (задание 6)

ПРИМЕРНАЯ ФОРМУЛИРОВКА ЗАДАНИЯ 6: В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

ЛЯГТЕ на пол

ИХ работа

горячие СУПЫ

ШЕСТИСТАМИ учениками

ИНЖЕНЕРЫ

Ответ: _______________________.

Задание 6 проверяет знание морфологических норм русского языка, связанных с образованием следующих форм частей речи:

1. образование форм И.п. мн.ч. существительных мужского рода

2. образование форм Р.п. мн.ч. существительных

3. образование сравнительной и превосходной степеней сравнения прилагательных

4. склонение и употребление числительных

5. образование глагольных форм

Теория

1. Образование форм И.п. мн.ч. существительных мужского рода

При образовании форм именительного падежа множественного числа следует помнить, что здесь возможны окончания а, -яи – ы, -и.

адреса отпуска

берега паспорта

века пояса

веера повара

города профессора

доктора сорта

желоба стога

жернова сторожа

инспектора

катера

кителя

купола фельдшера

корма флюгера

номера штемпеля

хутора

округа якоря

острова


авторы ораторы

аптекари офицеры

агитаторы снайперы

бухгалтеры торты

возрасты стажёры

выговоры ревизоры

грифели редакторы

выборы шофёры

договоры

инженеры

инспекторы

инструкторы

лекторы

лидеры

конструкторы

конюхи

ректоры


2. Образование форм Р.п. мн.ч. имён существительных.

Для большинства существительных мужского рода 2-го склонения стандартными окончаниями в данной форме являются –ов/-ев, если основа заканчивается твёрдым согласным или –й (апельсин – апельсинов, улей – ульев), и –ей, если основа на шипящий или мягкий согласный (рубль – рублей, мяч – мячей).

Запомни смысловые группы существительных, имеющих нулевое окончание :

1. Названия некоторых народов, национальностей, племён, жителей местности (англичан, армян, башкир, болгар, бурят, лезгин, молдаван, румын, татар, туркмен, цыган, турок, хазар).

В остальных случаях – окончание –ов или –ей ( венгров, калмыков, узбеков, таджиков, якутов, чувашей, чукчей).

2. Название некоторых парных предметов (преимущественно обуви и элементов одежды): ботинок, бутс, валенок, мокасин, погон, сапог, чулок, эполет.

3. Название некоторых воинских групп: солдат, партизан

4. Названия единиц измерения (вольт, ампер, микрон, аршин).

Для большинства существительных женского, мужского и общего рода на –а/-я стандартным является нулевое окончание (башен, кухонь, статуй, свадеб, цапель.

Если слово в начальной форме оканчивается на –ия/-ья, -ието в Р.п. мн. ч. оно будет оканчиваться на –ий (оладья – оладий, шалунья – шалуний, станция – станций, селение – селений), но: ружьё – ружей, платье – платьев, устье – устьев, подмастерье – подмастерьев).

Существительные среднего рода имеют нулевое окончание в форме Р.п. мн.ч.( дело – дел, плечо – плеч, русло – русел, яблоко – яблок).

Существительное на –ие/--ье в форме Р.п. мн.ч. оканчиваются на –ий (застолье – застолий, побережье – побережий, снадобье – снадобий, ущелье – ущелий).

У существительных, имеющих только формы мн.ч. бывают различные виды окончаний.

-ов/-ев : джинсов, доспехов, заморозков, консервов, лохмотьев, обоев, очков, побоев, подмостков, происков, святцев, помоев, хлопьев, штанов, щипцов.

-ей : (существительные с основой на мягкий или шипящий согласный) бредней, бриджей, гуслей, дебрей, джунглей, дрожжей, качелей, саней, щей, яслей).

Потренируйся!

1

Образуйте от данных существительных формы именительного падежа множественного числа. Поставьте ударение.



1) Бор, верх, воз, волос, век, вес, год, зуб, край, паром, стог, хлеб, пояс, конюх, тетерев, ястреб, учитель, пахарь, лекарь, кузов, месяц, повод, приговор, выбор, договор;

2) заговор, пропуск, почерк, провод, токарь, торт, бас, борт, порт, пресс, том, тон, сорт, цех, адрес, боцман, вымпел, директор, доктор, инспектор, инженер;

3) китель, кондуктор, катер, крейсер, лагерь, маляр, профессор, рапорт, редактор, рупор, сектор, соус, фельдшер, штурман;

4) якорь, счет, съезд, отпуск, берег, сторож, офицер, колос, гражданин, друг, станция, время, болото, мать, крыло, шофер, повод, орден.

2

Образуйте формы родительного падежа множественного числа от данных существительных.

1). Партизан, подмастерье, крестьянин, выбор, яблоко, апельсин, помидор, мандарин, полотенце, личико, семья, Люберцы, плечо, рукав, туфля, чулок, носок, калоша, друг, ель, кочерга, сук, опенок, теленок, якут, цыган.

2). Грузин, ребенок, перышко, окошко, здание, платье, лезвие, щенок, плясунья, серьга, сын, брат, зять, муж, лист, дядя, станция, баклажан, баржа, поместье, свадьба, свеча, татарин, монгол, калмык, рельс, яблоня, минер, комментарий, узбек, молдаванин, таджик, армянин, швейцарец.

3

Образуйте формы именительного и родительного падежей множественного числа от слов: дно, округ, катер, грамм, щупальце, апельсин, аэропорт, носок, помидор.

3. Образование степеней сравнения имён прилагательных и наречий

Типичные ошибки связаны со смешением простой и составной форм сравнительной и превосходной степени ( более лучше, самый глубочайший), со смешением сравнительной и превосходной степени (более крепчайший), поэтому необходимо знать способы образования этих форм.

Сравнительная степень

Превосходная степень

Простая форма

- ее (ей) : удобный – удобнее;

- е: большой – больше;

- ше: старый – старше.


Простая форма

- ейш: спокойный – спокойнейший;

- айш: мягкий – мягчайший.




Составная форма

Составная форма

более

менее

Красивый

самый

красивый

наиболее

наименее


всего, всех (ярче всего, красивей всех)








Употребление суффикса –е связано с различными чередованиями : г/ж (гладкий – глаже), д/ж (твёрдый – твёрже), т/ч (богатый – богаче).

Только несколько прилагательных образуют форму сравнительной степени с помощью суффикса –ше (тонкий – тоньше, долгий – дольше, хороший – лучше).

Наречия на –о(-е), образованные от качественных прилагательных, могут иметь две формы степеней сравнения.

Простая сравнительная степень образуется с помощью суффиксов ее(-ей), -е, -ше: весело – веселее, твёрдый - твёрже, далеко – дальше.

Сложная сравнительная степень образуется с помощью частиц более и менее: веселоболее весело, менее весело. Превосходная степень наречий обычно имеет сложную форму, которая состоит из двух слов – сравнительной степени наречий и слова всех: написал грамотнее всех, прыгнул выше всех.

Потренируйся!

4

Образуйте и запишите все возможные формы степеней сравнения прилагательных. Почему некоторые прилагательные не образуют степеней сравнения?

Новый, напористый, рослый, дряблый, алчный, сильный, тягучий, короткий, риэлторский, крепкий, отсталый, экзаменационный.

5

Найдите и исправьте ошибки, связанные с неправильным образованием форм степеней сравнения имен прилагательных.

1. Я прочел очень прекрасные стихи. 2. Это был самый ближайший путь. 3. Нужно быть более гибче. 4. Мой друг был самый умнейший. 5. Я выбрал самого крупнейшего щенка. 6. Эта башня более выше. 7. Нужно строить менее грандиознейшие дворцы. 8. У меня самое важнейшее дело.

4. Склонение и употребление числительных

Склонение числительных от 5 до 30 и от 50 до 80

Числительные от 5 до 10 и все числительные на –дцать и –десят образуют падежные формы по типу 3-го склонения существительных. В числительных на –десят изменяются обе части.

И. (сколько?) пять пятнадцать пятьдесят

Р. (скольких?) пяти пятнадцати пятидесяти

Д. (скольким?) пяти пятнадцати пятидесяти

В. (сколько?) пять пятнадцать пятьдесят

Т. (сколькими?) пятью пятнадцатью пятьюдесятью

П. (о скольких?) о пяти (о ) пятнадцати (о)пятидесяти

Числительные восемь и восемьдесят имеют две одинаково правильные формы творительного падежа: восемью и восьмью, восемьюдесятью и восьмьюдесятью.

Склонение числительных двести, триста, четыреста и числительных, оканчивающихся на -сот.

Числительные двести, триста, четыреста и все числительные на –сот образуют падежные формы так же, как и существительные во множественном числе, кроме форм именительного и винительного падежей. В формах И.п. и В.п. слово двести имеет окончание –и, слова триста и четыреста – окончание –а, а все слова на –сот – нулевое окончание. У всех числительных на –сот изменяются обе части сложного слова.

И. двести триста шестьсот

Р. двухсот трёхсот шестисот

Д. двумстам трёмстам шестистам

В. двести триста шестьсот

Т. двумястами тремястами шестьюстами

П.(о)двухстах (о)трёхстах (о)шестистах

Числительное восемьсот имеет две одинаково правильные формы творительного падежа: восемьюстами и восьмьюстами.

Числительные сорок, девяносто, сто имеют две падежные формы:

И., В.

сорок

девяносто

сто

Р., Д.,Т.,П

сорока

девяноста

ста

Дробные числительные полтора и полтораста имеют две падежные формы:

И. п. В. п.

полтора

полтораста

Р., Д., Т., П.

полутора

полутораста

Склонение собирательных числительных . Собирательные числительные в косвенных падежах имеют такие же окончания, как и прилагательные во множественном числе.

И. двое четверо

Р. двоих четверых

Д .двоим четверым

В. двое четверо

двоих четверых

Т. двоими четверыми

П. (о) двоих (о)четверых

К собирательным числительным относятся числительное оба(обе), которое имеет свои особенности. Форма оба употребляется с существительными мужского и среднего рода, а форма обе – только с существительными женского рода.

Падеж

Мужской и средний род

Женский род

И. п.

оба

обе

Р. п.

обоих

обеих

Д. п.

обоим

обеим

В.п.

Как И. п. или Р. п

Как И.п. или Р.п.

Т. п.

обоими

обеими

П. п.

(об) обоих

(об)обеих

Особенности употребления собирательных числительных

Собирательные числительные употребляются:

1) с существительными мужского и общего рода, называющими лиц мужского пола: двое учеников, трое сирот (наряду с формами количественных числительных: два ученика, три сироты);

2) с существительными, имеющими формы только множественного числа: двое суток, четверо ножниц;

3) с существительными дети, ребята, люди, а также с существительным лицо в значении «человек»: двое детей, трое ребят, четверо незнакомых лиц;

4) с личными местоимениями: нас двое, их было пятеро;

5) с названием детёнышей животных: двое медвежат, трое щенят (наряду с формами: два медвежонка, три щенка);

6) в качестве числительных, перешедших в разряд существительных: вошли двое, трое в полицейской форме.

5. Образование некоторых глагольных грамматических форм

1. От глаголов победить, убедить, затмить, дерзить, очутиться и некоторых других 1-е лицо ед.ч. не употребляется.

2. Глагол ехать не имеет формы повелительного наклонения. Формы езжай ,ехай недопустимы в литературной речи. Для выражения побуждения можно использовать формы поезжай, поезжайте. Неопределённая форма глагола поезжать неупотребительна.

3. Глагол жечь имеет формы жгу, жжёшь, жжёт, жжём, жжёте, жгут. Также спрягаются и образованные от него приставочные глаголы: зажечь, зажгу, зажжём.

4. Глагол чтить спрягается как глагол II спряжения (чту, чтишь, чтит, чтим, чтите), но в 3-м лице мн.ч. настоящего времени наряду с формой чтят возможна и форма чтут.

Образование деепричастий

Деепричастия несовершенного вида не образуются:

1).от глаголов несовершенного вида на –нуть (вянуть, тянуть, тонуть, сохнуть, мёрзнуть);

2). от глаголов несовершенного вида н –чь (беречь, печь, стеречь);

3). от глаголов бить, вить, врать, ехать, ждать, лгать, лить, пить, тереть, шить.

Не рекомендуется образовывать деепричастия от глаголов вязать, лизать, мазать, писать, плясать, рвать, резать, ржать, спать, слать, чесать.

Потренируйся!

6

Образуйте формы прошедшего времени от следующих глаголов.

Завянуть, достигнуть, постигнуть, застрять, остыть, застыть, взбухнуть, воскреснуть, замолкнуть, прокиснуть, намокнуть, окрепнуть, липнуть, прибегнуть, исчезнуть.

7

Образуйте формы повелительного наклонения от данных глаголов.

Поехать, лечь, махать, бежать, положить, (не) ошибиться, (не) ошибаться, (не) озябнуть, (не) промокнуть.

8

От следующих глаголов образуйте (если это возможно) формы 1-го лица единственного числа и 3-го лица множественного числа настоящего (или простого будущего) времени.

1. Читать, блистать, выздороветь, болеть, брызгать, сыпать, плескать, страдать, колыхать, мяукать.

2. Двигать, хныкать, мурлыкать, метать, поласкать, рыскать, чихать, глодать, стонать, тыкать.

3. Фыркать, мучить, кудахтать, хлестать, раскулачивать, краснеть, чернить, щипать, мерить.

9

Раскройте скобки. Выберите нужную форму причастия и обоснуйте свой выбор.

1. Игрушки, (выпускающиеся, выпускаемые) этой фабрикой, очень красивы. 2. Вопрос, (обсуждающийся, обсуждаемый) на собрании, очень важен. 3. В книге описываются события, (имеющие, имевшие) большое историческое значение. 4. Ученики (приобретшие, приобретаемые) прочные знания по этой теме, хорошо подготовлены к усвоению темы, (изучаемой, изучающейся, изучавшейся) в седьмом классе.

10

Исправьте грамматические ошибки, связанные с неправильным образованием и употреблением форм причастий.

Сгорелая биржа, загнатый конь, боровшие дети, описуемые события, полатанные штаны, среди переливающих вод реки, вспахатое поле, решающаяся битва, порватая рубаха.

11

Образуйте все возможные деепричастия от следующих глаголов совершенного вида. Для справок используйте толковый и грамматический словари.

Продать, облокотиться, остановиться, встретить, упасть, украсть, испечь, принести, упереться, замолкнуть, устремиться, засохнуть, убедиться, полюбить, дойти, высечь, проститься, остричь, наклониться, погрозить, узнать, услышать, войти, вывезти, выгрести, выгрызть, выесть, выпрячь, выскрести, вытрясти.

12

Образуйте все возможные деепричастия от следующих глаголов несовершенного вида. Для справок используйте толковый и грамматический словари.

Бить, блестеть, блюсти, бормотать, браться, брызгать, быть, зыбиться, идти, крыть, кудахтать, молоть, печь, роптать, сидеть, слыть, мочь, хотеть, чтить, чуять, шептаться.

13

Образуйте все возможные формы причастий и деепричастий от приведенных глаголов.

Сжаться, скрываться, смеяться, повесить, перелететь, нести, носить, везти, возить, украшать, бежать, бегать, идти, ходить, лечь, ложиться.

14

Найдите и исправьте грамматические ошибки, связанные с образованием форм глаголов, причастий, деепричастий.

1.Дети увидели скакающего по дороге всадника. 2. Мне нравятся люди, признававшие свои недостатки. 3. Мы решили гребти к берегу. 4. По вечерам мы жгем костер и поем песни. 5.Я пронзю своего обидчика копьем. 6. Мальчик растерел замерзшие руки. 7. Парус исчезнул в голубой дали. 8. Его гнели тяжелые думы. 9. Ветер сламывал колосья, песчаный ураган заносил их. 10. В лесу было так хорошо, что мне не захотелось укорачивать дорогу и идти через поле. 11. Принц поженился на Дюймовочке. 12. Когда медвежата подросли, их сажали на цепь. 13. Когда медведь проголодался, туда заталкивали кого-нибудь из гостей. 14. Это оказался медведь, забревший в чащу леса. 15.Орехи были уже все расколонные. 16.На столе букет цветущихся астр. 17.Ароматные листья смородины, стоявшей в банке, разносят душистый запах по всей комнате. 18. Ветки стоят в красивой сплетенной корзине. 19. Троекуров, ходив по залу большими шагами, заглянул в окно. 20. Сестра, не ожидав такой встречи, удивилась.

15

Исправьте и объясните ошибки в образовании форм слов:

1)Звонче, 2) менее семьдесят пяти рублей, 3) более моложе, 4) пять блюдцев, 5) прочитая рассказ, 6) в двух тысячи пятом году, 7) пробежи сто метров, 8) вкусные торта, 9) пропуска занятий, 10) у новых туфлей, 11) ехай быстрее, 12) ихней работой, 13) лежать на береге, 14) наиболее правильнее, 15) махает рукой, 16) попробоваю, 17) много яблоков, 18) жгёт костёр.

16

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

  1. памятник ПОЭТА

с ОБЕИХ сторон

кожаные ПОЯСА

ПРОПУСКИ занятий

более ПЯТИСОТ человек

Ответ: ___________________.

  1. БУХГАЛТЕРА

возле СЕЛЕНИЙ

новые сорта ПОМИДОРОВ

пара ТУФЛЕЙ

воротнички платьев

Ответ: ___________________.


  1. пренебречь ОПАСНОСТЬЮ

в военные ГОДЫ

за исключением НИХ

предстоящие ВЫБОРЫ

соболиный МЕХ

Ответ: ___________________.


  1. около ДЕВЯНОСТО тонн

знаменитые ПРОФЕССОРА

КРАСИВЕЙШИЙ

Более КРАСИВЫЙ

День ИМЕНИН

Ответ: ___________________.


  1. менее СЕМЬДЕСЯТ ПЯТИ рублей

ПОЕЗЖАЙТЕ завтра

ЛЯГТЕ

ИХ дети

Пять БЛЮДЕЦ

Ответ: ___________________.


  1. ПРОЧИТАЯ рассказ

в ДВЕ ТЫСЯЧИ ПЯТОМ году

сто ТОНН

ПРОБЕЖИ сто метров

в АЭРОПОРТУ

Ответ: ___________________.


  1. МОЛОЖЕ брата

в ТРЁХСТАХ метрах

скоро ВЫЗДОРОВЕЕТ

береговые КАТЕРА

ЕХАЙ быстрее

Ответ: ___________________.


  1. много ЦАПЕЛЬ

в течение ТРИДЦАТИ ПЯТИ минут

ПРЕКРАСНЕЙШИЙ человек

без ДВУХ ПЯТЫХ

лежать на БЕРЕГЕ

Ответ: ___________________.


  1. много ЯБЛОК

давайте ПОПРОБОВАЕМ

менее БЫСТРЫЙ

около ПЯТИСОТ человек

не машите руками

Ответ: ___________________.


  1. ИХНИЕ ошибки

пачка МАКАРОН

фильм ИНТЕРЕСНЕЕ

пара НОСКОВ

несколько ПОЛОТЕНЕЦ

Ответ: ___________________.


  1. много КОНСЕРВОВ

в ДВУХ ТЫСЯЧ ПЕРВОМ году

ЧЕТЫРЬМЯ способами

спелых АБРИКОСОВ

совсем ОЗЯБ

Ответ: ___________________.


  1. ВЫСОХНУЛА

солдатские ОРДЕНЫ

пирожок с ПОВИДЛОМ

с ОБОИМИ друзьями

вопреки ЖЕЛАНИЮ

золотые КУПОЛА

Ответ: ___________________.


  1. километрах

мыть ШАМПУНЬЮ

пластиковые КОНТЕЙНЕРЫ

жаждет СЛАВЫ

группа ТАДЖИКОВ

Ответ: ___________________.


  1. ПО ОКОНЧАНИИ школы

тонких ЗАПЯСТИЙ

пара САПОГ

неисправные КЛАПАНЫ

ЛОПНУТЫЕ пружины

Ответ: ___________________.


  1. вкусные ТОРТЫ

ЧЕТВЕРО суток

после СУМЕРЕК

согласно ПРИКАЗУ

окна без ЖАЛЮЗЕЙ

Ответ: ___________________.


16

1

поэту

6

прочитав

11

в две тысячи первом

2

туфель

7

поезжай

12

высохла

3

их

8

на берегу

13

шампунем

4

девяноста

9

попробуем

14

лопнувшие

5

семидесяти пяти

10

их

15

жалюзи



Подготовка к ЕГЭ по русскому языку. Тема:"Морфологические нормы русского языка"
  • Русский язык и литература
Описание:

Задание 6 ЕГЭ по русскому языку проверяет знание морфологических норм русского языка, связанных с образованием  следующих форм частей речи:

1. образование форм И.п.  мн.ч. существительных мужского рода;

2. образование форм Р.п.  мн.ч. существительных;

3. образование сравнительной и превосходной степеней сравнения прилагательных; 

4. склонение и употребление числительных;

5. образование глагольных форм.

 

В методической разработке рассматривается теория, типичные ошибки и методика их преодоления, алгоритм решения задания. Представлен комментарий, разбираются трудности при выполнении задания, даётся иллюстративный материал. Предлагается разнообразный тренировочный материал, который представлен в виде традиционных упражнений и   тестовых заданий с   самостоятельной формулировкой ответа . К тестам даются ключи.

Автор Мелькумянц Наталья Васильевна
Дата добавления 20.12.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 1587
Номер материала 8775
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓