Главная / Русский язык и литература / Подготовка к домашнему сочинению-допуску по повести М.Горького «Фома Гордеев» (тематическое направление 4 «Опыт и ошибки»)

Подготовка к домашнему сочинению-допуску по повести М.Горького «Фома Гордеев» (тематическое направление 4 «Опыт и ошибки»)

hello_html_mcebf41a.gifhello_html_1dad5d33.gifhello_html_11b051b0.gifhello_html_1dad5d33.gifhello_html_4f34da90.gifhello_html_1d2fc0f5.gifhello_html_m3d573310.gifhello_html_6deb349b.gifhello_html_m4f283211.gifhello_html_6a3ea672.gifhello_html_m23a6cc05.gifhello_html_5dfb0f0b.gifhello_html_5dfb0f0b.gifhello_html_1c6ef6e4.gif

Тема урока: Подготовка к домашнему сочинению-допуску по повести М.Горького «Фома Гордеев» (тематическое направление 4 «Опыт и ошибки»)

Цели урока:

Обучающая:

  • закрепить умение работать над сочинением-допуском,

  • научить самостоятельно конструировать свои знания, излагать мысли устно и письменно, систематизировать свои знания, аргументированно доказывать свою точку зрения.

Воспитательные:

  • воспитать вдумчивого и внимательного читателя,

  • воспитывать у учащихся творческие способности, способствовать развитию логического мышления, устной монологической, диалогической речи;

  • воспитывать нравственные и этические качества посредством анализа произведений И.А.Бунина

Развивающая:

  • развивать познавательные навыки учащихся,

  • развивать критическое и творческое мышления,

  • развивать умение учащихся увидеть, сформулировать и решить проблему.

Задача:

  • научиться писать сочинение на одну из предложенных тем

Ход урока

I. Введение в тему...

1.Лексическая работа

  • Ребята, мы продолжаем подготовку к итоговому сочинению, которое вам предстоит писать 7 декабря. И на сегодняшнем уроке мы рассмотрим направление 4 «Опыт и ошибки».

  • Скажите, пожалуйста, как вы понимаете слово «опыт»?

  • Давайте заглянем в словарь С.И.Ожегова и прочитаем словарную статью:

1. Отражение в сознании людей законов объективного мира и общественной практики, полученное в результате их активного практического познания (специальное). Чувственный о.

2. Совокупность знаний и практически усвоенных навыков, умений. Жизненный о. О. исследовательской работы. О. строительства. Поделиться своим опытом с кем-нибудь

3. Воспроизведение какого-нибудь явления экспериментальным путём, создание чего-нибудь нового в определённых условиях с целью исследования, испытания. Удачный о. Химические опыты. Опыты селекционеров.

4. Попытка осуществить что-нибудь, пробное осуществление чего-нибудь. Первый о. молодого писателя.


  • Как вы думаете, какое из предложенных определений ляжет в основу урока? Почему?

  • Каким образом человек приобретает жизненный опыт?

Жизненные наблюдения




Советы сверстников

Наставления родителей




ЖИЗНЕННЫЙ ОПЫТ





Осмысление собственных ошибок



Школа, книги, кино





  • Всегда ли приобретённый опыт позитивен?

  • Посмотрите на рисунок «Жизненный путь человека». Какой опыт приобретает Фома Гордеев, герой одноимённой повести Максима Горького?

  • Почему? Свой ответ аргументируйте.

hello_html_4dd600ac.png

  • Всегда ли ошибки, совершённые человеком, дают ему жизненный опыт?

  • В сочинении, которое напишите дома, вы будете рассуждать о ценности духовного и практического опыта Фомы Гордеева, о наставлениях отца, крёстного, о цене ошибок главного героя на пути приобретения жизненного опыта.


2. Обсуждение тем сочинения: ключевые слова, главная мысль

  • Внимательно прочитайте данные темы сочинений.

1. Что добавляет читательский опыт жизненному опыту?

2. Всегда ли наставления отца позитивны?

3. Согласны ли вы с высказыванием Томаса Фуллера, английского историка и проповедника, который сказал: «Опыт – хорошая вещь, если вы за неё не переплатили»?

4. Всегда ли подтверждается жизненным опытом высказывание У. Ченнинга «Ошибки – это наука, помогающая нам двигаться вперед»?

5. «Чтобы избегать ошибок, нужно набираться опыта. Чтобы набираться опыта, нужно делать ошибки» (Лоуренс Питер, канадский педагог и литератор)

6. Какова роль дома и семьи в сохранении и передаче жизненного опыта?1

7. Возможно ли избежать ошибок в поиске жизненного пути?2

8. Чем может быть ценен для детей опыт отцов?3

9. Роль родительского наставления в жизни человека4.

10. Всегда ли жизнь преподаёт позитивный опыт?

11. Можно ли избежать ошибок на жизненном пути, если следовать наставлениям старших? (первая часть темы)

12. В дружбе приобретается жизненный опыт...

13. Цена ошибок на пути приобретения жизненного опыта...

14. Согласны ли вы с высказыванием Конфуция, сказавшего: «Иногда стоит совершить ошибку, хотя бы ради того, чтобы знать, почему ее не следовало совершать»?


  • Выберите ту тему сочинения, по которой будете писать домашнее сочинение (например, «Роль родительского наставления в жизни человека» или «Согласны ли вы с высказыванием Томаса Фуллера, английского историка и проповедника, который сказал: «Опыт – хорошая вещь, если вы за неё не переплатили»?)

  • Я предлагаю вам работу по теме «Можно ли избежать ошибок на жизненном пути, если следовать наставлениям старших (первая часть темы)

  • Запишите её в тетради, оставив место для второй части темы.

  • Можно ли в качестве литературного аргумента обратиться к повести Максима Горького «Фома Гордеев»? Почему?


II. Подготовка к домашнему сочинению

1. Накопление материала.

Дидактический приём «Мне это пригодится»

  • Прочитайте фрагменты повести М.Горького «Фома Гордеев», решите задачу на соответствие и ответьте на вопрос «Пригодится ли вам предложенный материал?»

Задание: Установите соответствие между персонажами повести «Фома Гордеев» и фрагментами произведения, в которых описан жизненный опыт, передаваемым данным персонажем главному герою: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.


Наука жизни – наставления окружающих

Персонаж повести

1. Ты послушай меня, как сестру твою старшую... Я жила, людей знаю... много видела на своем веку!.. Товарищей выбирай себе с оглядкой, потому что есть люди, которые заразны, как болезнь... Ты и не разберешь сначала, кто он такой? Кажись, человек, как все... Хвать - и пристали к тебе болячки его.

А) Яков Маякин

2. «Подходя к человеку, держи в левой руке мед, а в правой нож… Когда верх возьмешь, тогда и хорошо… Жизнь, брат Фома, очень просто построена: или всех грызи, иль лежи в грязи».

Б) Палагея

3. ... жалеть людей надо. Только надо жалеть с разумом. Сначала посмотри на человека, узнай, какой в нем толк, какая от него польза? И если видишь - сильный, способный к делу – жалей, помоги ему. А ежели кто слабый, к делу не способен – плюнь на него, пройди мимо.

... ты тому помогай, кто в беде стоек…. Он может и не просит у тебя помощи твоей, так ты сам догадайся, да помоги ему без его спроса.

В) Софья Павловна Медынская

4. Деньги? Это, парень, много! Ты разложи их пред собой и подумай -- что они содержат в себе? Тогда поймешь, что всё это -- сила человеческая, всё это-ум людской...

Г) Люба Маякина

5. ... есть люди, которым оно не только не нужно, а способно испортить их... Это люди с чистым сердцем... доверчивые, искренние, как дети... и вы из этих людей...

Д) Игнат Гордеев

6. Читать нужно, учиться нужно.

Е) Ананий Саввич Щуров

7. Чуть они чем обидят тебя, ты сейчас учителю и скажи про них.

Ё) тётка Анфиса

Ответ

1

2

3

4

5

6

7

Б

А

Д

Е

В

Г

Ё


  • Докажите, что приведённый в таблице литературный материал поможет вам написать сочинение.


2. Беседа по повести М.Горького «Фома Гордеев»

  • Давайте еще раз обратимся к таблице.

  • Чему учит отец Фому? Как вы понимаете его слова? Какой была наука жизни, преподанная Фоме отцом? Смог ли юноша принять ее?

  • Принимает ли Фома уроки жизни Якова?

  • Чему Фому учит Щуров, крупный торговец лесов? Нужны ли юноше такие уроки? Что отталкивает Фому в Щурове?

  • Какова цена ошибок главного героя на пути приобретения жизненного опыта?

  • Помог ли Фоме в жизни опыт отца и крёстного или сделал его несчастным?

  • К каким выводам приходит Фома, приобретая жизненный опыт?



1. Выбирай нужных друзей

2. Помогай сильному

3. «Учиться надо от жизни самой. Книга – вещь мёртвая»


1. Богатые люди казались ему алчными до денег, всегда готовыми надуть друг друга.

Набеги с друзьями на яблоневый сад:

- власть денег над людьми

- «Опасность быть застигнутым на месте преступления не пугала, а возбуждала его».



НАСТАВЛЕНИЯ ОТЦА



СМЕРТЬ ОТЦА



ШКОЛЬНЫЙ ОПЫТ



ЖИЗНЕННЫЙ ОПЫТ

ФОМЫ ГОРДЕЕВА


«Я и без науки на своём месте буду. Пусть голодные учатся, мне не надо».

ОСМЫСЛЕНИЕ СОБСТВЕННЫХ ОШИБОК

СОВЕТЫ ЯКОВ МАЯКИН


СКАЗКИ ТЁТКИ АНФИСЫ


Поиск ответа на вопрос: каково его место в жизни?


1. «У каждого человеческого дела два лица. Одно на виду — это фальшивое, другое спрятанное — оно-то и есть настоящее».

2. Вывод: нужно быть лучше других.

3. Чувствует: он не господин в своём деле, а лишь малая его часть.

Открылся неизвестный мир сказок


3. Отбор материала для написания других аргументов.

  • В каких произведениях русской литературы мы встречались с уроками отцов, передающих свой жизненный опыт сыновьям?

  • Заполните таблицу «Опыт, переданный отцами...»

Примерная таблица

Название произведения с указанием автора

Герой, которому адресовано напутствие

Переданный отцовский наказ

1. А.С.Пушкин, роман «Капитанская дочка»

Петруша Гринёв

«Служи верно, кому присягнешь … от службы не отговаривайся, помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду»

2. А.С.Грибоедов, комедия «Горе от ума»

Алексей Степанович Молчалин

«Мне завещал отец:

Во-первых, угождать всем людям без изъятья –

Хозяину, где доведется жить,

Начальнику, с кем буду я служить,

Слуге его, который чистит платье,

Швейцару, дворнику, для избежанья зла,

Собаке дворника, чтоб ласкова была».

3. Н.В.Гоголь, поэма «Мёртвые души»

Павел Иванович Чичиков

«... больше всего угождай учителям и начальникам… С товарищами не водись, они тебя добру не научат…а больше всего береги и копи копейку: эта вещь надежнее всего на свете».

4. М.А.Горький, рассказ «Заветы отца»

Рассказчик

Отец, в час смерти, понимая, что гибели не избежать, не испугался, не забыл о своём шестнадцатилетнем сыне, нашёл в себе силы передать ему всё, что считал важным. Заветы, данные отцом перед смертью, сын исполнил, всегда помня его слова:

«Никогда не подходи к человеку, думая, что в нём больше дурного, чем хорошего, - думай, что хорошего больше в нём, - так это и будет!»,

«Помни – всё хорошее от человека»

5. Л.Н.Толстой, роман «Война и мир»

Андрей Болконский

Прощаясь с сыном Андреем, который отправляется на войну, Николай Болконский дает свой отцовский завет – вести себя так, чтобы ему не было стыдно.

В напутствии, обращенном к сыну, звучит требование не уронить своего достоинства; оставаться Человеком, Мужчиной, что бы ни случилось.

6. М.Горький, повесть «Фома Гордеев»

Фома Гордеев

- Присматривайся, какие есть люди на земле... Один, без дружбы, не проживешь... Около хорошего человека потрешься - как медная копейка о серебро - и сам за двугривенный сойдешь... Старайся не поддельным, а настоящим быть... Ум имей хоть маленький, да свой...


  • Всегда ли опыт старших положителен?

  • Продолжите тему сочинения, дописав её вторую часть, исходя из того материала, который мы только что с вами обсудили. («Можно ли избежать ошибок на жизненном пути, если следовать наставлениям старших, и всегда ли надо прислушиваться к их советам)

  • Разрешите дать вам совет: в сочинении попробуйте провести литературные параллели того жизненного опыта, который передают отцы своим сыновьям. Это поможет вам написать глубокое по содержанию сочинение и выполнить одно из главных требований: объём – не менее 350 слов.


4. Составление тезисного плана сочинения на тему «Можно ли избежать ошибок на жизненном пути, если следовать наставлениям старших и всегда ли надо прислушиваться к их советам

Примерный тезисный план

1. Наставления отцов бывают разные: многое зависит от мировоззрения старших, их нравственных устоев, поэтому к советам и наставлениям надо относиться избирательно, взвешивая все «за» и «против», учитывая и свой жизненный опыт.

2. Иногда отцовский опыт позволяет избежать ошибок сыновьям.

3. Наблюдения над жизнью могут развенчать безнравственную мораль отца.

4. Отцовский завет – лучший опыт.

5. Опыт отца – страховка от ошибок.

6. Жизненные наблюдения, то есть практический опыт, не менее важен, чем советы родителей.


III. Домашнее задание.

Напишите сочинение, используя материал, собранный на уроке.



1Тема итогового сочинения 2015-2016 учебного года. Северо-Западный федеральный округ Калининградская область

2 Тема итогового сочинения 2015-2016 учебного года. Дальневосточный федеральный округ. Амурская область

3 Тема итогового сочинения 2014-2015 учебного года. Республика Саха (Якутия), Чурапчинский район

4 Тема итогового сочинения 2014-2015 учебного года. Забайкальский край.


7


Подготовка к домашнему сочинению-допуску по повести М.Горького «Фома Гордеев» (тематическое направление 4 «Опыт и ошибки»)
  • Русский язык и литература
Описание:

Тема урока литературы в 11 классе звучит так: «Подготовка к домашнему сочинению-допуску по повести М.Горького «Фома Гордеев» (тематическое направление 4 «Опыт и ошибки»)»

Данный урок – это продолжение подготовки выпускников к итоговому сочинению, которая строится на материале, изученном на уроках литературе.

Проанализировав повесть Максима Горького «Фома Гордеев» и поработав над одной из тем, предложенных учителем, ученики смогут успешно справиться домашним заданием, написав сочинение-допуск.

Автор Суязова Ирина Анатольевна
Дата добавления 25.09.2016
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Другое
Просмотров 1870
Номер материала MA-067813
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓