Подготовка
дошкольника к обучению письму, как особой форме речи
Ребенок не говорит. Ребенок говорит плохо. В каждой
семье по разному относятся к этому явлению. Взрослым (родителям и педагогам)
важно не упустить наиболее благоприятный период в развитие ребенка, период в
котором закладываются основы будущей успешности ребенка.
Чаще всего задержка речевого развития речи тяжело
сказывается на общем развитии ребенка, не позволяет ему полноценно общаться и
играть с ровесниками, затрудняет познание окружающего мира, отягощает
эмоционально-психическое состояние ребенка.
Сегодня при поступлении в школу ребенок должен
обладать не только достаточно высоким уровнем восприятия, внимания, памяти,
мышления, речи, но и хорошо развитой ручной моторикой.
Общеизвестно: формирование каллиграфически правильного
письма служит важным средством воспитания эстетического вкуса, волевых,
интеллектуальных качеств младших школьников.
«История письма ребенка начинается значительно раньше
того момента, когда учитель впервые вкладывает ему в руки карандаш и
показывает, как надо писать буквы» - считал известный русский психолог Л.С. Выготский.
Развитие «ручной умелости – одна из важнейших задач
дошкольного воспитания по подготовке детей к школе.
Чем
выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь.
Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями
многих крупнейших ученых таких, как И.П.Павлов, А.А.Леонтьев, А.Р.Лурия. Когда
ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация
движений. Формирование движений происходит при участии речи. Точное, динамичное
выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает
совершенствование движений артикулярных органов: губ, языка, нижней челюсти и
т.д.
Особенно тесно связано со
становлением речи развитие тонких движений пальцев рук. Почему человек, не
находящий нужного слова для объяснения, часто помогает себе жестами? И
наоборот: почему ребенок, сосредоточенно пишущий, рисующий, помогает себе,
непроизвольно высовывая язык?
Известный
исследователь детской речи М.М.Кольцова пишет: «Движения пальцев рук
исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой
функцией.
Первой формой общения
первобытных людей были жесты; особенно велика здесь была роль руки. Развитие
функций руки и речи у людей шло параллельно.
Примерно таков же
ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук,
затем появляется артикуляция слогов; все последующее совершенствование речевых
реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев».
Таким образом, «есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи -
такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть
еще одна речевая зона мозга».
Врачи утверждают,
что у ребенка старшего дошкольного возраста очень слабо развиты мелкие мускулы
пальцев и кисти руки, которые как раз необходимы для письма. В беседе с
учителями начальных классов я выяснила, что наши дети не умеют сидеть за
столами во время занятий, неправильно держат тетрадь, и карандаш, быстро
устают, так как мышцы их рук не подготовлены к письму, слабо развиты; долго
учатся различать страницы тетради и строчки на страницах.
Это мнение мне
кажется справедливым. Слушая неоднократно пожелания учителей начальных классов,
педагогам детского сада, изучив массу литературы по данной проблеме, пришла к
выводу, что подготовка руки ребенка к письму до школы - очень важное и
интересное направление в коррекционном обучении детей.
В своей работе мы поставили следующие цели и задачи:
1. Формировать
графические навыки, подготовить руку ребенка к овладению письмом:
·
развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук;
·
развивать точность и координацию движений руки и
глаза, гибкость рук, ритмичность.
2. Совершенствовать
движения рук, развивая психические
процессы:
·
произвольное внимание;
·
логическое мышление;
·
зрительное и слуховое восприятие;
·
память, речь детей;
·
умение
действовать по словесным инструкциям, соразмеряя индивидуальный темп выполнения
с заданным, и умение самостоятельно продолжать выполнение поставленной задачи,
контроль за собственными действиями.
Для развития движений руки детей, я советую использовать,
как традиционные для детских садов формы работы, так и специальную систему
занятий, рассчитанную на все время пребывания детей в группе, развивая не
только руку, но и личность ребенка.
Эта система занятий включает в себя все направления в
работе подготовки руки ребёнка к школьному письму через комплекс специальных
упражнений.
Учитывая то, что каждый ребенок развивается по-своему,
у каждого свой собственный путь и темп развития, работу следует вести в четырех
направлениях.
I.
Развитие руки.
1. Сформировать направленный захват орудия
письма.
2. Упражнять в правильном распределении
мышечной нагрузки.
3. Развивать мелкую моторику руки.
II.
Подготовку к технике письма.
1. Развивать
пространственную ориентировку.
2. Воспитывать
чувство ритма в движении.
3. Знакомить
с разлиновкой.
III. Упражнение
в аналитико-синтетической деятельности.
VI. Формирование
элементарных графических умений.
Остановлюсь на каждом из четырех направлений.
Особого внимания заслуживает первое направление
«Развития руки» в раннем дошкольном возрасте. Именно в этот период дети с
речевым недоразвитием должны получить от педагогов систематическую коррекционную
помощь, которая разовьет зрительно-двигательную координацию рук, подведет детей
к развитию руки в старшем дошкольном возрасте и, как следствие, к обучению
письму в школе.
Играя, ребенок совершенствует ловкость рук, глазомер,
согласованность действий рук. Приведу примеры дидактических игр, используемых
на данном этапе.
Игры на формирование направленного захвата орудия
письма:
«Поймай
мяч» «Пляшем с погремушками».
Цель этих игр: учить хватать большие и маленькие
предметы одной и двумя руками, учитывая их величину и форму, определять
расстояние от себя до игрушки, направление движения в пространстве, развивать
зрительно-двигательную координацию, действия обеих рук, брать мелкие предметы
щепотью.
Игры на развитие соотносящих действий
Цель:
учить совмещать предмет с отверстием (это и есть соотносящие действия),
действовать целенаправленно, последовательно: слева направо, не пропуская
отверстие; держать предмет щепотью; действовать ведущей рукой; развивать
внимание. Игры: «Заселим домики», «Цветная горка», «Пирамидки».
Игры на подражание движений рук
Цель:
действовать по подражанию; развивать движения кистей рук и пальцев; развивать
внимание; учить выполнять движения одновременно двумя руками; вызывать интерес
к игре. Игры: «Гуси», «Зайчики», «Поезд», «Теневой театр».
Игры на развитие движений пальцев
Цель:
учить хватанию щепотью; развивать мелкие движения пальцев каждой руки;
развивать внимание, подражание; развивать координацию; формировать
целенаправленность действий и эмоциональное отношение к игре; учить подражать
действиям педагога. Игры: «Поезд», «Игра на детском пианино», «Мозаика»,
«Заборчик», «Гирлянды для елки», «Бусы для куклы», различные игры на
застегивание и расстегивание пуговиц, игры с использованием шнурка ( «Собери
фрукты в корзинку», «Построй домик», «Одень рыбку»), «Коврик для мамы».
Игры на развитие кистей рук
Цель:
развивать у детей сгибательные и разгибательные движения кистей рук; развивать
положительное отношение к игре. Игры «Кто ловкий?», «Поймай мячик», «Веселый
клоун».
С 5-ти лет работа над развитием руки становится более
разнообразной, многоплановой и основана на проведенной ранее работе.
1
направление.
1. Для развития
щепоти используются: пальчиковые игры
( особенно для большого и указательного
пальцев рук – игра «Урожай»); упражнения с карандашом и шариками; игровые
упражнения «Посолим суп», «Рубим капусту», которые проводятся на основе
короткой истории, дополненной словами и движениями. Очень любят дети
упражнения, направленные на формирование правильного распределения мышечной
нагрузки руки. Напряжение (для удержания орудия письма в руке) и быстрое
чередование силового напряжения и расслабления. Именно такая последовательность
смены тонуса мускулатуры рук осуществляется при правильном письме. Формирование
правильного распределения мышечной нагрузки руки осуществляю в играх типа
«Мозаика», при работе со штампами, в работе с иголкой, ножницами. Одновременно
формируется и щепоть руки. В работе со штампом в начале учу детей правильно
захватывать штамп и правильно распределять мышечный тонус. Им предлагаются
картинки с широким полем деятельности ("Малина для медвежат",
"Снег идёт").
2. Упражнения в правильном
распределении мышечной нагрузки (быстрое чередование силового напряжения и
расслабления):
-
работа с карандашами – штампами (формируем правильный захват – щепоть), работа
нацелена на быструю смену мускулатуры рук;
-
работа с ножницами. Главное правило, не бояться давать ножницы детям. На
начальном этапе не рекомендуется требовать от ребенка вырезать по контуру, а начать
с коллажей;
-
обрывание листа бумаги. Произвольное или по контуру. Бумагу нужно рвать не
просто так, а направить усилия ребенка в нужное русло, например, аппликация;
-
раскрашивание.
3. Развитие
мелкой моторики рук.
Существует
масса форм работы:
-
игра «Чудесный мешочек» - развивает тактильные ощущения.
-
ниткопись.
-
пуговицы,
мозаика, бисер.
-
бисерография.
- «Бумажные
комки» - работа с салфетками
Этот
вид деятельности благотворно влияет на развитие более крупной мускулатуры руки
(ладони), на ловкость рук, смену мышечного тонуса. Эти качества очень важны и
необходимы для последующего обучения письму.
2
направление.
Подготовка к технике письма
- -
развитие пространственной ориентировки;
- -
развитие у детей чувства ритма в движении (упражнения : «Бордюры»,
редкая, густая штриховки),
- -
знакомство
с разлиновкой (использование различных тетрадей),
- -
упражнения в проведении вертикальных и горизонтальных линий (тренируем
руку ребенка и приучаем ее к работе в заданном направлении),
- -
упражнения в аналитико-синтетической деятельности (работа с изображениями
предметов в виде линий или геометрических фигур),
- -
формирование элементарных графических умений (работа в тетрадях «от
простого к сложному»).
Главное
требование в этой работе: рука ребенка всегда движется слева направо и сверху
вниз.
Для
повышения интереса детей к логопедическим занятиям я использую нетрадиционное
оборудование
На современном
этапе я столкнулась с тем, что в наше время появляется все больше детей,
нуждающихся в индивидуальной помощи специалиста.
Причиной этому, по
моему мнению, является обилие во многих домах компьютеров, которые, с одной
стороны, развивают детей в некоторой степени, но, с другой - не способствуют
развитию двигательной активности и интеллектуальных способностей. Бесконтрольное
проведение времени детьми перед монитором, часто очень агрессивные игры
являются причиной гиподинамии и ограниченности творческих интересов ребенка,
неумение держать карандаш, регулировать силу нажима. Именно эта проблема подтолкнула
меня к изучению выбранной мной темы и углубленной работы в этом направлении.
Работая не один
год в данном направлении, я пришла к выводу, что такая работа
приносит положительные результаты.
Подготовка руки к
письму – это не только прекрасный тренинг мелкой и общей моторики, и других
этапов в том направлении развивается память, внимание, логическое мышление. В
процессе подготовки руки к письму ребенок наблюдает, осознает, передает свои
впечатления о познавательном, высказывает свое отношение к тому, что он изобразил.
В результате проведенной
работы у детей наблюдается совершенствование мелкой мускулатуры рук, что
способствует скорейшему устранению дефектов речи, расслаблению мышечных
зажимов. Преодолеваются нарушения в координации движений мелкой мускулатуры рук
и пальцев. Мальчики и девочки свободно ориентируются на листе бумаги, развивая
согласованность рук, а сложный процесс к обучению письму стал интересным и
занимательным.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.