Инфоурок Логопедия, Дефектология Другие методич. материалыПодготовка дошкольника к обучению письму, как особой форме речи

Подготовка дошкольника к обучению письму, как особой форме речи

Скачать материал

Подготовка дошкольника к обучению письму, как особой форме речи

 

Ребенок не говорит. Ребенок говорит плохо. В каждой семье по разному относятся к этому явлению. Взрослым (родителям и педагогам) важно не упустить наиболее благоприятный период в развитие ребенка, период в котором закладываются основы будущей успешности ребенка.

Чаще всего задержка речевого развития речи тяжело сказывается на общем развитии ребенка, не позволяет ему полноценно общаться и играть с ровесниками, затрудняет познание окружающего мира, отягощает эмоционально-психическое состояние ребенка.

Сегодня при поступлении в школу ребенок должен обладать не только достаточно высоким уровнем восприятия, внимания, памяти, мышления, речи, но и хорошо развитой ручной моторикой.

Общеизвестно: формирование каллиграфически правильного письма служит важным средством воспитания эстетического вкуса, волевых, интеллектуальных качеств младших школьников.

«История письма ребенка начинается значительно раньше того момента, когда учитель впервые вкладывает ему в руки карандаш и показывает, как надо писать буквы» - считал известный русский психолог Л.С. Выготский.

Развитие «ручной умелости – одна из важнейших задач дошкольного воспитания по подготовке детей к школе.

Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых  таких, как И.П.Павлов, А.А.Леонтьев, А.Р.Лурия. Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Формирование движений происходит при участии речи. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикулярных органов: губ, языка, нижней челюсти и т.д.

Особенно тесно связано со становлением речи развитие тонких движений пальцев рук. Почему человек, не находящий нужного слова для объяснения, часто помогает себе жестами? И наоборот: почему ребенок, сосредоточенно пишущий, рисующий, помогает себе, непроизвольно высовывая язык?

Известный исследователь детской речи М.М.Кольцова пишет: «Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией.

Первой формой общения первобытных людей были жесты; особенно велика здесь была роль руки. Развитие функций руки и речи у людей шло параллельно.

Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; все последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев». Таким образом, «есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи - такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть еще одна речевая зона мозга».

Врачи утверждают, что у ребенка старшего дошкольного возраста очень слабо развиты мелкие мускулы пальцев и кисти руки, которые как раз необходимы для письма. В беседе с учителями начальных классов я выяснила, что наши дети не умеют сидеть за столами во время занятий, неправильно держат тетрадь, и карандаш, быстро устают, так как мышцы их рук не подготовлены к письму, слабо развиты; долго учатся различать страницы тетради и строчки на страницах.

Это мнение мне кажется справедливым. Слушая неоднократно пожелания учителей начальных классов, педагогам детского сада, изучив массу литературы по данной проблеме, пришла к выводу, что подготовка руки ребенка к письму до школы - очень важное и интересное направление в коррекционном обучении детей.

 

В своей работе мы поставили следующие цели и задачи:

1.   Формировать   графические   навыки,   подготовить  руку ребенка к овладению письмом:

·        развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук;

·        развивать точность и координацию движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность.

2.   Совершенствовать движения рук, развивая психические
процессы:

·                  произвольное внимание;

·                  логическое мышление;

·                  зрительное и слуховое восприятие;

·                  память, речь детей;

·                  умение действовать по словесным инструкциям, соразмеряя индивидуальный темп выполнения с заданным, и умение самостоятельно продолжать выполнение поставленной задачи, контроль за собственными действиями.

Для развития движений руки детей, я советую использовать, как традиционные для детских садов формы работы, так и специальную систему занятий, рассчитанную на все время пребывания детей в группе, развивая не только руку, но и личность ребенка.

Эта система занятий включает в себя все направления в работе подготовки руки ребёнка к школьному письму через комплекс специальных упражнений.

Учитывая то, что каждый ребенок развивается по-своему, у каждого свой собственный путь и темп развития, работу следует вести в четырех направлениях.

I.    Развитие руки.

1.           Сформировать направленный захват орудия письма.

2.           Упражнять в правильном распределении мышечной нагрузки.

3.           Развивать мелкую моторику руки.

II.  Подготовку к технике письма.

1.      Развивать пространственную ориентировку.

2.      Воспитывать чувство ритма в движении.

3.      Знакомить с разлиновкой.

III.    Упражнение в аналитико-синтетической деятельности.

VI.    Формирование элементарных графических умений.

Остановлюсь на каждом из четырех направлений.

Особого внимания заслуживает первое направление «Развития руки» в раннем дошкольном возрасте. Именно в этот период дети с речевым недоразвитием должны получить от педагогов систематическую коррекционную помощь, которая разовьет зрительно-двигательную координацию рук, подведет детей к развитию руки в старшем дошкольном возрасте и, как следствие, к обучению письму в школе.

Играя, ребенок совершенствует ловкость рук, глазомер, согласованность действий рук. Приведу примеры дидактических игр, используемых на данном этапе.

 

Игры на формирование направленного захвата орудия письма:

«Поймай мяч» «Пляшем с погремушками».

 Цель этих игр: учить хватать большие и маленькие предметы одной и двумя руками, учитывая их величину и форму, определять расстояние от себя до игрушки, направление движения в пространстве, развивать зрительно-двигательную координацию, действия обеих рук, брать мелкие предметы щепотью.

Игры на развитие соотносящих действий

Цель: учить совмещать предмет с отверстием (это и есть соотносящие действия), действовать целенаправленно, последовательно: слева направо, не пропуская отверстие; держать предмет щепотью; действовать ведущей рукой; развивать внимание. Игры: «Заселим домики», «Цветная горка», «Пирамидки».

Игры на подражание движений рук

Цель: действовать по подражанию; развивать движения кистей рук и пальцев; развивать внимание; учить выполнять движения одновременно двумя руками; вызывать интерес к игре. Игры: «Гуси», «Зайчики», «Поезд», «Теневой театр».

Игры на развитие движений пальцев

Цель: учить хватанию щепотью; развивать мелкие движения пальцев каждой руки; развивать внимание, подражание; развивать координацию; формировать целенаправленность действий и эмоциональное отношение к игре; учить подражать действиям педагога. Игры: «Поезд», «Игра на детском пианино», «Мозаика», «Заборчик», «Гирлянды для елки», «Бусы для куклы», различные игры на застегивание и расстегивание пуговиц, игры с использованием шнурка ( «Собери фрукты в корзинку», «Построй домик», «Одень рыбку»), «Коврик для мамы».

Игры на развитие кистей рук

Цель: развивать у детей сгибательные и разгибательные движения кистей рук; развивать положительное отношение к игре. Игры «Кто ловкий?», «Поймай мячик», «Веселый клоун».

С 5-ти лет работа над развитием руки становится более разнообразной, многоплановой и основана на проведенной ранее работе.

1 направление.

1. Для развития щепоти используются: пальчиковые игры

( особенно для большого и указательного пальцев рук – игра «Урожай»); упражнения с карандашом и шариками; игровые упражнения «Посолим суп», «Рубим капусту», которые проводятся на основе короткой истории, дополненной словами и движениями. Очень любят дети упражнения, направленные на формирование правильного распределения мышечной нагрузки руки. Напряжение (для удержания орудия письма в руке) и быстрое чередование силового напряжения и расслабления. Именно такая последовательность смены тонуса мускулатуры рук осуществляется при правильном письме. Формирование правильного распределения мышечной нагрузки руки осуществляю в играх типа «Мозаика», при работе со штампами, в работе с иголкой, ножницами. Одновременно формируется и щепоть руки. В работе со штампом  в начале учу детей правильно захватывать штамп и правильно распределять мышечный тонус. Им предлагаются картинки с широким полем деятельности ("Малина для медвежат", "Снег идёт").

2. Упражнения в правильном распределении мышечной нагрузки (быстрое чередование силового напряжения и расслабления):

- работа с карандашами – штампами (формируем правильный захват – щепоть), работа нацелена на быструю смену мускулатуры рук;

 - работа с ножницами. Главное правило, не бояться давать ножницы детям. На начальном этапе не рекомендуется требовать от ребенка вырезать по контуру, а начать с коллажей;

 - обрывание листа бумаги. Произвольное или по контуру. Бумагу нужно рвать не просто так, а направить усилия ребенка в нужное русло, например, аппликация;

 - раскрашивание.

3. Развитие мелкой моторики рук.

Существует масса форм работы:

 - игра «Чудесный мешочек» - развивает тактильные ощущения.

 - ниткопись.

 - пуговицы, мозаика, бисер.

 - бисерография.

 - «Бумажные комки» -  работа с салфетками

Этот вид деятельности благотворно влияет на развитие более крупной мускулатуры руки (ладони), на ловкость рук, смену мышечного тонуса. Эти качества очень важны и необходимы для последующего обучения письму.

2 направление.

Подготовка к технике письма

  • - развитие пространственной ориентировки;
  • - развитие  у детей чувства ритма в движении (упражнения : «Бордюры», редкая, густая штриховки),
  • - знакомство с разлиновкой (использование различных тетрадей),
  • - упражнения в проведении вертикальных и горизонтальных линий (тренируем руку ребенка и приучаем ее к работе в заданном направлении),
  • - упражнения в аналитико-синтетической деятельности (работа с изображениями предметов в виде линий или геометрических фигур),
  • - формирование элементарных графических умений (работа в тетрадях «от простого к сложному»).

Главное требование в этой работе: рука ребенка всегда движется слева направо и сверху вниз.

            Для повышения интереса детей к логопедическим занятиям я использую нетрадиционное оборудование

На современном этапе я столкнулась с тем, что в наше время появляется все больше детей, нуждающихся в индивидуальной помощи специалиста.

Причиной этому, по моему мнению, является обилие во многих домах компьютеров, которые, с одной стороны, развивают детей в некоторой степени, но, с другой - не способствуют развитию двигательной активности и интеллектуальных способностей. Бесконтрольное проведение времени детьми перед монитором, часто очень агрессивные игры являются причиной гиподинамии и ограниченности творческих интересов ребенка, неумение держать карандаш, регулировать силу нажима. Именно эта проблема подтолкнула меня к изучению выбранной мной темы и углубленной работы в этом направлении.

Работая не один год  в данном направлении, я пришла к выводу, что такая работа приносит положительные результаты.

Подготовка руки к письму – это не только прекрасный тренинг мелкой и общей моторики, и других этапов в том направлении развивается память, внимание, логическое мышление. В процессе подготовки руки к письму ребенок наблюдает, осознает, передает свои впечатления о познавательном, высказывает свое отношение к тому, что он изобразил.

В результате проведенной работы у детей наблюдается совершенствование мелкой мускулатуры рук, что способствует скорейшему устранению дефектов речи, расслаблению мышечных зажимов. Преодолеваются нарушения в координации движений мелкой мускулатуры рук и пальцев. Мальчики и девочки свободно ориентируются на листе бумаги, развивая согласованность рук, а сложный процесс к обучению письму стал интересным и занимательным.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Подготовка дошкольника к обучению письму, как особой форме речи"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Редактор

Получите профессию

HR-менеджер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Подготовка руки ребенка к письму до школы является очень важным и интересным направлением в коррекционном обучении детей. Учитывая то, что каждый ребенок развивается по-своему, у каждого свой собственный путь и темп развития, рекомендуется вести работу в четырех направлениях. Приводятся примеры дидактических игр, которые можно использовать на каждом этапе.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 661 942 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 14.01.2020 111
    • DOCX 56 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Доровко Анастасия Игоревна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Доровко Анастасия Игоревна
    Доровко Анастасия Игоревна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 84188
    • Всего материалов: 245

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Фитнес-тренер

Фитнес-тренер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Управление маркетинговой деятельностью в области детских товаров

Директор по маркетингу

300 ч. — 1200 ч.

от 6500 руб. от 3600 руб.
Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Организация деятельности педагога-дефектолога: специальная педагогика и психология (работа с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития)

Учитель-дефектолог (профиль: интеллектуальные нарушения)

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 966 человек из 76 регионов
  • Этот курс уже прошли 5 974 человека

Курс повышения квалификации

Основы академического рисунка: ключевые техники и принципы

72 ч.

1750 руб. 1050 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 44 человека из 21 региона
  • Этот курс уже прошли 18 человек

Мини-курс

Современные подходы к духовно-нравственному воспитанию дошкольников

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 13 человек

Мини-курс

After Effects: продвинутые техники

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Самосовершенствование: шаги к личному росту и эмоциональному благополучию

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 257 человек из 61 региона
  • Этот курс уже прошли 73 человека