Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыПочитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы продлились дни твои на земле

Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы продлились дни твои на земле

Скачать материал

Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы продлились дни твои на земле

                                                           …Никого в жизни нет и не будет родней      

Цели урока:

*    познакомиться с пятою заповедью Божьею;

*    сопоставить евангельскую притчу о “блудном сыне” с пушкинской историей;

*     выразительно читать фрагменты рассказа К. Паустовского «Те6леграмама»;

*    продолжать работу по формированию коммуникативных умений: анализировать, размышлять, дискутировать, отвечать на поставленные вопросы, обобщать;

*    воспитывать почитание и уважение к родителям, умение признавать свои ошибки и прощать других.

Ход урока

    Звучит песня «Дорогие мои старики…» (Автор текста: Осиашвилди С., композитор: Саруханов И.), а на мультимединой доске одна за другой появляются фотографии людей преклонного возраста. Слайд №1

Добрый день, уважаемые ребята, прослушав песню в исполнении И.Саруханова и увидев изображение на первом слайде, как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке? (Ребята помогают сформулировать тему урока).

    Учащиеся записывают в тетради тему урока и эпиграф. Слайд №2

    Взаимоотношения между родителями и детьми – это самые первые и самые главные взаимоотношения в жизни человека. Так было устроено с момента сотворения Богом человека.

     «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы продлились дни твои на земле», – это обычная Божья заповедь, написанная Его собственной рукой и переданная людям Моисеем; она содержит моральное наставление и является вечной обязательностью.

  

 

Словарная работа Слайд №4

Нравственность - духовные качества, которыми руководствуется человек; правила поведения, определяемые этими качествами.

Духовность - свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными.

К чему призывает заповедь?  
         - Чтобы дети уважали своих родителей. 
         - Чтобы сохранялась связь и взаимоотношения между поколениями. 

Почему Бог хочет, чтобы дети почитали своих родителей? 
     - Потому что три личности участвуют появлении человека на свет:  отец, мать, Бог.  Как ни странно, Бог тоже вовлечен в появление нового человечка на свет! 
 Почему нам обещаны долгие годы жизни и благословение в случае соблюдения этой заповеди? 
Библия гласит: "Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои".
 Возможные ответы:

  • Бог всегда благословляет тех, кто соблюдает Его заповеди.
  • Хорошие связи и взаимоотношения между поколениями способствуют улучшению нашей жизни.
  • Наши родители умнее нас, поэтому мы можем перенять их жизненный опыт и избежать многих ошибок, если будем прислушиваться к их советам.
  • Ваши собственные дети будут относиться к вам так же, как вы относитесь к своим родителям. (Что посеет человек, то и пожнет; И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними).

 Сейчас мы с вами обратимся к одному из самых проблематичных и поучительных произведений в русской литературе – к повести “Станционный смотритель” А.С.Пушкина. Слайд  № 5,6,7

·       Счастлив ли Вырин, несмотря на многочисленные проблемы, с     которыми он ежедневно сталкивался на службе? (Да, счастлив, потому что у него есть любимая дочь…)

·       Почему станционный смотритель превратился в хилого старика, кто в этом виноват?

·       Как живет его дочь в Петербурге? (“Дуня, одетая со всею роскошью моды, сидела на ручке его кресел, как наездница на своем английском седле. Она с нежностью смотрела на Минского…Бедный смотритель!)

·       Почему Дуня, увидев отца, не обрадовалась, не упала на колени и не стала просить прощения, как это произошло в известной библейской притче, развешанной у них на стене, а испугалась и упала в обморок? (Ей стыдно за то, что она живет с любимым мужчиной без венчания и родительского благословения, теперь богата и обеспечена, а отец очень нуждается в куске хлеба; Дуня предала то хорошее, что было в прошлом: отца, память о себе – контакта      “ глаза в глаза” не получилось…)

Вывод: Вырин несчастлив не только из-за боязни за судьбу дочери. Перед нами трагедия обманутого доверия. Он слишком много вложил в свою любовь к дочери, которая предала его ради личного счастья, забыла того, кто ее родил, кормил и воспитал. Дуня не смогла найти в новой жизни место для отца, тем самым оставила будущее поколение без прошлого, настоящего и будущего…

Предлагаю посмотреть яркий эпизод фильма «Станционный смотритель», сопоставить его с евангельской притчей и извлечь свои уроки нравственности. (Дуня решила навестить своего отца. Увы, его уже не было…)

     Путь к исцелению у всех один: прозреть, обвинить себя, иметь мужество признать свои ошибки и покаяться. (Из Библии). Слайд №8

Работа с евангельской притчей. Среди евангельских притч есть притча о блудном сыне. Она едва ли не самая популярная, так как тема сбившегося с пути и покаявшегося затем человека актуальна как для простого смертного, так и для художников (с содержание притчи ребятам уже знакомы).

Притча о блудном сыне

Еще сказал: у некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую часть имения. И отец разделил им имение. По прошествии немногих дней младший сын пошел в дальнюю страну и там расточил имение свое, живя распутно. Когда же он прожил все, настал великий голод в той стране, и он пошел к одному из жителей страны той, а тот послал его пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи. Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествует хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих. Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного пеленка, и заколите; станем есть и веселиться! Ибо этот сын мой был мертв и ожил. И начали веселиться. Старший же сын его был на поле; и, возвращаясь, услышал пение и ликование; и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое? Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым. Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение свое с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка. Он же сказал ему: сын мой! Ты всегда со мною, и все мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся

Рассматриваем картину Рембрандта “Возвращение блудного сына”  Слайд №9.

Индивидуальное домашнее задание. Темой для написания данной картины послужила известная евангельская притча, рассказывающая, как после долгих скитаний блудный сын вернулся к отцу. Оборванный, нищий, в подпоясанных веревкой лохмотьях, с бритой головой каторжника стоит блудный сын на коленях и прячет лицо на груди старика. Охваченный стыдом и раскаянием, он, может быть, впервые за много лет ощутил тепло человеческих объятий. А отец, склонившись к "бродяге", с бережной нежностью прижимает его к себе. Эта минута по своему психологическому состоянию равна вечности, перед ними обоими проходят годы, проведенные ими друг без друга и принесшие столько душевных мук. Лоб отца как бы излучает свет, и это самое светлое место в картине. С напряженным вниманием наблюдают за встречей отца и сына присутствующие. Среди них выделяется стоящий справа мужчина в красном плаще. Внимательно следит за происходящим и человек, стоящий сзади. Из глубины сумрачного холста льется таинственный свет. Он мягко обволакивает фигуру слепого отца, шагнувшего из тьмы навстречу сыну. Старик производит впечатление слепого, хотя в притче ничего не сказано о его слепоте.

 

 

Можно провести некоторые параллели в содержании притчи и истории Дуни?  Слайд №10

Притча

История Дуни

1. Блудный сын добровольно уходит из родного дома с благословлением отца.

1. Дочь, возложив всю ответственность на друга, уезжает тайно, случайно, без согласия и благословления отца.

2. Никто не ищет его.

2. Не желает, чтобы ее нашли и не подает о себе никакой информации

3. Ведет разгульный образ жизни.

3. Дуня живет в Петербурге в роскоши и богатстве, становится матерью…

4. Радостная встреча сына с отцом.

4. Боится встречи, но потом Дуня, уже богатая барыня, посещает родные места, оплакивая могилу.

5. Сын вернулся домой нищий и голодный. Он раскаялся в содеянном.

5. Авдотья Семеновна не вернулась, а зашла, проезжая мимо.

6. Произошло примирение с отцом и покаяние блудного сына.

6. Покаяние и примирение невозможно из-за смерти отца.

Рассказ К.Паустовского «Телеграмма» Слайд №11

Любовь к родителям - естественное чувство каждого нормального человека. Поэтому согрешает тот, кто холодно и равнодушно относится к возрастившим его. Явная холодность - это редко навещать дом родительский, когда отделился от него; чуждаться родительской заботы и ласки; не стараться жить рядом с ними, если это возможно, помогать им в трудах, заботиться о них, когда они находятся в нужде, а особенно во время их болезни и старости. К сожалению, героиня рассказа К.Паустовского нарушила это закон.

Обратим внимание на равенство матери и отца в заповеди: Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы продлились дни твои на земле (почитай обоих). Под равенством мы подразумеваем равноценность матери и отца, одинаковую важность обоих родителей (и отца, и матери) в деле воспитания и взращивания детей в семье.

Пословицы о матери:                                                                           Материнское сердце в детях, а детское – в камне.                           Материнская молитва со дна моря вынимает.                                          Материнская забота в огне не горит и в воде не тонет. Слайд №12

Работа с текстом рассказа «Телеграмма».

Интрига

Что в сундуке?  Слайд №13

- Телеграмма.

- Кленовые листья.            Почему? Что символизируют?  Слайд №14

- Платок.

- Горсть земли.

 - Что подчеркивает автор во внешнем облике Катерины Петровны? (Плохо видит, сгорбленная, маленькая). Подберите синоним к слову  «маленькая». (Небольшая, одинокая, беззащитная)

- Как вы считаете, были ли у Насти серьезные причины, чтобы не приехать к матери?

Душевное состояние Катерины Петровны. Слайд №15

Начинала тихо плакать…                                                                    Думала о ней (Насте) все дни, сидя на краешке продавленного дивана            Ей казалось, что от денег пахнет Настиными духами…                Впервые за этот год вышла из дома

- Как Катерина Петровна оправдывает дочь?  Найдите строчки в тексте. («Катерина Петровна знала, что Насте теперь не до нее, старухи. У них, молодых свои дела, свои непонятные интересы, свое счастье. Лучше не мешать». Катерина Петровна готова простить и отсутствие писем, и не желание приехать. Она бережно перебирает деньги, которые приносит почтальон, представляет себе, что эти бумажки хранят аромат Настиных духов, помнят тепло ее рук).

- Катерина Петровна пишет Насте письмо. (Фоном звучит музыка, учитель читает письмо наизусть). Слайд №16

После этого письма невольно слезы наворачиваются на глаза.  Чем же отвечает дочь своей матери? (Пауза).

Обратимся к образу Насти. Слайд №17

Что во внешнем облике подчеркивает автор? (Звали ее Сольвейг за русые волосы и большие холодные глаза. Сольвейг в переводе означает «Солнечный путь». Но солнце не может быть холодным. Глаза – зеркало души).

 - Настя получает телеграмму, как она ее принимает? (Спокойно. Она даже сразу и не поняла, о ком идет речь.)

 - Почему Настя не открыла правду старому художнику? (Ей было стыдно признаться в том, что в это время, когда она наслаждается похвалой, у нее умирает мать.)

          Чтение эпизода «Настя под хмурым небом». 

     Это внутренний монолог героини – кульминация.  Героиня переживает душевный кризис. Слезы ее – это слезы очищения.  Пришло понимание: «Поздно! Маму я больше не увижу!»   Новый смысл приобрело письмо матери, обращение «ненаглядная моя!» и милое слово «мама». Мы готовы простить все Насте за ее раскаяние.

 - Успела ли Настя приехать к живой матери? (Не дождалась старушка дочери. Но односельчане проводили Катерину Петровну в последний путь по-человечески).

- Какие факты свидетельствуют о том, что совесть Насти все же пробудилась? (Она, бросив все, поехала к матери: «проплакала всю ночь», уехала «крадучись». И не зря ей казалось, что никто, кроме матери, «не смог снять с ней вины, тяжести»)

«Не будь пустельгой – не будь пустым человеком, научись отделять главное от второстепенного», - это авторское напутствие читателям.

Кластер   Слайд №18

Чтение учителем стихотворения Сергея Викулова  Слайд №19

Поют гитар походных струны

В тайге, в горах, среди морей…

О сколько вас сегодня, юных,

Живёт вдали от матерей!

Вы, вечно юные в дороге –

То там объявитесь, то тут…

А ваши матери в тревоге

Вестей от вас всё ждут и ждут.

Они считают дни, недели,

Слова роняя невпопад…

Коль рано матери седеют-

Не только возраст  виноват.

И потому, служа солдатом

Или скитаясь по морям,

Почаще всё-таки, ребята,

Пишите письма матерям

Работа со статьей газеты «Почему отец убил своего сына?» (чтение отдельных фрагментов)

·       Что случилось в тот день, когда был убит Борис?

·       Почему молодой человек, выросший в любви и заботе, не почитал своих родителей?

Как вы строите отношения со своими родителями?

Расскажите о взаимопонимании ваших родителей с вашими бабушками и дедушками.

Итог урока

Какие уроки нравственности извлекли вы сегодня? Чему учит пятая заповедь Божья?  Слайд №20

- Проанализировав произведения, написанные в XIX веке («Станционный смотритель»), в XX веке («Телеграмма») и публицистическую статья, опубликованную в наши дни, мы сделали вывод, что необходимо соблюдать пятую заповедь Божью. Каждый из нас должен почитать и уважать  родителей, уметь  признавать свои ошибки и прощать других.

- Да, пятая заповедь является расшифровкой второй заповеди, данной нам Иисусом Христом: "Возлюби ближнего своего, как самого себя". Любовь к ближнему начинается с любви и уважения к родителям. Именно они - наши первые и самые близкие "ближние". И любить их, порой, является не самым легким занятием. Зачастую, любить и заботиться о родных сложнее, чем любить незнакомого человека.

Звучит песня «Родительский дом» в исполнении Льва Лещенко.

Домашнее задание:

- обсудить урок с родными;
- написать письмо Насте,  героине  рассказа «Телеграмма».

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы продлились дни твои на земле"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Копирайтер

Получите профессию

Бухгалтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Стоит ли нам сегодня, в трудное время, размышлять о таких высоких ценностях, как добро и зло, честь и бесчестье, зависть и лицемерие, предательство и патриотизм? Ведь общество озабочено другими проблемами. Разве нам до этих высоких категорий? И всё же… Разве можно жить, не имея духовно- нравственных ценностей?  Человек рождается не только для того, чтобы есть и пить. Для этого было бы гораздо удобнее родиться дождевым червём.

    На что нацелены мысли учёных, изобретателей, бизнесменов, просто людей XXI века? Они стремятся получить образование, двигаться по карьерной лестнице всё выше и выше, обеспечить свою семью, угодить детям. Но если даже мы сможем побороть финансовый кризис, сделать страну одной из самых богатых в мире, богатство не сможет заменить доброту, порядочность, честность, милосердие, благородство. Наоборот, все пороки людей могут ещё больше обостриться. Что, к сожалению, и происходит. Поэтому, я считаю, что проблема нравственности становится ведущей  в нашем государстве.

 

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 944 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Лексикология" и презентация с материалами к уроку
  • Учебник: «Русский язык (в 2 частях)», Рыбченкова Л.М., Александрова О.М., Глазков А.В. и др.
  • Тема: Лексикология
  • 30.09.2020
  • 431
  • 5
«Русский язык (в 2 частях)», Рыбченкова Л.М., Александрова О.М., Глазков А.В. и др.
ЕГЭ по русскому языку. Как запомнить разряды местоимений для решения заданий 2 и 25?
  • Учебник: «Русский язык (базовый уровень) (в 2 частях)», Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А.
  • Тема: § 45. Местоимение как часть речи
  • 29.09.2020
  • 4811
  • 134
«Русский язык (базовый уровень) (в 2 частях)», Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 18.12.2014 674
    • DOCX 90 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Егорова Ольга Ивановна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Егорова Ольга Ивановна
    Егорова Ольга Ивановна
    • На сайте: 9 лет и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 18004
    • Всего материалов: 4

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Технолог-калькулятор общественного питания

Технолог-калькулятор общественного питания

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель русского языка

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 19 человек

Курс повышения квалификации

Особенности преподавания родного (русского) языка и родной литературы в образовательной организации

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 148 человек

Курс повышения квалификации

Проектирование и проведение современного урока русского языка с учетом реализации ФГОС основного и среднего общего образования нового поколения

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 315 человек из 64 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 367 человек

Мини-курс

Электронный архив: нормативно-правовые требования и основы оцифровки

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Стратегии B2B маркетинга: от анализа до продаж

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Здоровые взаимоотношения: адаптация и развитие ребенка через привязанность и игрушки

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 89 человек из 38 регионов
  • Этот курс уже прошли 60 человек