Главная / Классному руководителю / Почему детям бывает трудно учиться

Почему детям бывает трудно учиться

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 16

Устиновского района г. Ижевска












Реферат


ПОЧЕМУ ДЕТЯМ БЫВАЕТ

ТРУДНО УЧИТЬСЯ









Выполнила: Логинова Н.В.















Ижевск - 2010

Содержание


  1. Введение ____________________________________ стр. 3



  1. Инфантилизм ________________________________стр. 4



  1. Трудности в обучении, связанные с

недостаточностью двигательных умений _________стр. 8



  1. Трудности в обучении, связанные с

недостаточным развитием пространственных

представлений. _______________________________ стр.9


  1. Трудности, связанные с психотравмирующими

ситуациями __________________________________ стр. 9


6. Послесловие __________________________________стр.10

























Введение


Современная действительность ставит перед родителями задачу воспитать гармонически развитую личность и подготовить её к активному полезному труду и самостоятельной жизни. Школа это один из способов достижения цели. У некоторых детей процесс обучения в общеобразовательной школе затруднён. При этом они не страдают умственной отсталостью и по своим интеллектуальным способностям вполне могут овладеть программой массовой школы.

Причины отставания в обучении могут быть разными.

Они могут быть связаны с недостатками дошкольного воспитания и обучения, на что некоторые родители вообще не обращают внимания и спохватываются, когда обнаруживается, что сыну или дочери трудно учиться в школе. Психотравмирующая ситуация в семье также отрицательно сказывается на успеваемости ребёнка. Причиной неуспеваемости могут быть и длительные, истощающие организм ребёнка болезни, хотя интеллектуальные возможности ученика первично не страдают и он вполне может при определённом режиме и благоприятных условиях усвоить ту же программу, что и здоровый ребёнок. Эти условия, в первую очередь, должны быть обеспеченны родителями ребёнка.

Правильное и разумное отношение в семье к проблемам ребёнка, знание причин, снижающих успеваемость у интеллектуально полноценного ребёнка, своевременная помощь дают возможность повысить успеваемость, облегчить его адаптацию в школьном коллективе и, наконец, пробудить уверенность в своих силах. Но, к сожалению, не все родители знают в чём причина неуспеваемости детей и как помочь им преодолеть трудности в усвоении программы.

Целью своей работы ставлю рассмотрение некоторых возможных трудностей в обучении ребёнка, и дать практические советы по их преодолению.

Инфантилизм


Одной из причин плохой успеваемости может стать незрелость волевого поведения и личности ребёнка, именуемая инфантилизмом. По классификации Сухаревой, различают три варианта инфантилизма: гармонический (простой); дисгармонический; психофизический (осложнённый).

Гармонический инфантилизм.


Поведение такого ребёнка отличается большей детскостью, чем должно быть в соответствующем возрасте. Дети по росту и физическому развитию отстают от своих сверстников на 1,5-2 года, для них характерны живая мимика, быстрые, суетливые, порывистые движения, недостаточная соразмерность и последовательность действий. На первый план выступает неутомимость в игре и быстрая утомляемость при выполнении практических заданий. Особенно быстро детям надоедают занятия, требующие усидчивости и сосредоточения внимания, при полноценном интеллекте отмечаются недостаточно выраженные интересы к занятиям. Детям свойственны слабая способность к интеллектуальному напряжению, повышенная подражательность, несовершенство волевого поведения. Однако ребёнок достаточно понимает и регулирует своё поведение в зависимости от необходимости выполнять ту или иную работу. В данном случае родители должны формировать у ребёнка понятие долга, ответственности за порученное дело. Дочь или сын обязан понимать, что раз нужно, то и должно и ни как иначе. Родитель должен стойко преодолевать всяческое сопротивление ребёнка, окрики и наказания часто не достигают цели, поэтому родителям надо проявлять настойчивость в привлечении ученика к занятиям, продумать систему поощрений и наказаний. Ни в коем случае нельзя пытаться переломить ребёнка, т. к. у него сформируется отрицательное отношение к учёбе, неприятие её, ребёнок начинает воспринимать процесс обучения и указание взрослого «садись за уроки» как неприятную обязанность и поэтому предпочитает заниматься посторонними делами. Желательно помочь ученику найти радость и интерес в самом процессе обучения и его результатах, показать, как хорошо и важно самому уметь и знать, как интересно учиться. В противном случае у ребёнка закрепится отрицательный рефлекс – установка на обучение как скучное и неприятное дело.

Дети с инфантильными чертами поведения несамостоятельны. Из-за недостаточного самоконтроля они «выключаются» из урока , теряют нить задания и запускают учебный материал. Они недостаточно усердны в занятиях, не записывают задания, занимаются посторонними делами, чтобы не думать, капризно отвечают: «не знаю, не умею», уроки делают очень быстро и невнимательно.

При этом родители не должны наказывать ребёнка, а всевозможными методами поддержать его веру в свои силы. Проводить занятия в игровой форме, дозировать игру и домашние задания, менять их, приучать к ответственности за порученное дело сначала в игровых ситуациях, а затем в школьных. Объяснять, что может получиться, если люди будут делать только то, что им нравится. Показать это на примерах, лучше всего смешных. Научить ребёнка отчитываться за проведённый день и подчёркивать то, что хорошо ему удалось сделать. Поощрить за хорошее и пожурить за плохое. Постараться так объяснить, чтобы напрашивался самостоятельный вывод: а что нужно было бы сделать, чтобы избежать неприятной ситуации. Ни в коем случае нельзя прятать игрушки или запрещать игры, но нужно договориться об их своевременности.

Дисгармонический психический инфантилизм.


Чаще всего черты незрелости проявляются у мальчиков, но могут быть и у

девочек. Подростки медлительны, быстро устают, работоспособность очень неровная, обнаруживается снижение памяти , недолго помнят правила, теоремы и т. д. Часто жалуются на необходимость неоднократно повторять задания, трудное включение в работу, замедленную сообразительность. Внимание быстро рассеивается, поэтому ученик делает ошибки, описки. При этом формируются своеобразные особенности психики. Родители должны быть внимательны и со всей серьёзностью подойти к решению проблемы в обучении, незамедлительно обратиться к специалисту.

Признаки гипогенитального инфантилизма во внешнем облике подростка следующие: невысокий рост, полнота, «лунообразное» лицо, маленькие половые органы, писклявый голос, повышенный аппетит. Наличие сходных признаков должно насторожить родителей. Необходимо позаботиться о том, чтобы ребёнок был окружён вниманием. Желательно продумать общие игры, занятия, детские праздники., сделать так, чтобы школа вызывала у него приятные эмоциональные переживания, формировала и поддерживала желание добиваться лучших успехов в учении. В противном случае у такого ребёнка могут возникнуть нежелательные реакции: стойкое понижение настроения, нарушение сна, ограничение общения со сверстниками, резкое снижение успеваемости, ухудшение памяти, отказ посещать школу. Если состояние продолжительное время не улучшается, необходимо обратиться к детскому психиатру. Иногда бывает целесообразно на 1-2 месяца разрешить обучение на дому или неполный учебный день, дополнительный выходной. Не следует бояться, что ребёнок отстанет. Как только болезненное состояние пройдёт, он наверстает пропущенное.

Невропатический инфантилизм.


Характеризуется превалированием слабых черт психики. Ребёнок обычно робкий, пугливый, несамостоятельный, чрезмерно привязан к матери, трудно адаптируется в условиях детских учреждений.

По своим интеллектуальным способностям подчас опережают сверстников и могут легко усваивать программу обучения. Однако проявлять свои знания они не умеют. В их ответах чувствуется скованность, неуверенность, отвечают обычно тихим голосом, что ухудшает представление об их истинных знаниях. Только мягкая, доверительная беседа, убеждающая ребёнка в том, что он может выполнить это задание даст возможность преодолеть торможение и ребёнок успешно справится с поставленной задачей.

У таких детей отмечается страх устного ответа, он вначале молчит, и если учитель немного подождёт и подбодрит его, то он начинает отвечать тихим голосом. В случае неудовлетворительной оценки очень расстраивается. Дома плачет, считает себя неспособным к обучению. На фоне указанных черт психики могут возникать так называемые школьные неврозы, резко снижается усвояемость материала, ухудшается память и внимание на уроке. Ребёнок становится вялым, рассеянным, пассивным.

Помочь такой беде может только сочетание усилий педагога и родителей. Педагогу необходимо только понять особенности ребёнка и отнестись к ним более терпимо. От родителей требуется больше. Они должны сделать всё, чтобы черты заторможенности не развивались. Ребёнка нужно убеждать, что вокруг ничего страшного нет, все люди доброжелательны, дети хорошие и никого не надо бояться.

Необходимость учиться у разных учителей может стать непосильным психологическим грузом, ребёнок дезадаптируется: нарушается сон, снижается работоспособность, появляется раздражительность, головные боли и т. д. В этом случае следует непременно обратиться к детскому психиатру.

Психогенно обусловленный инфантилизм.


Может быть связан с неправильными условиями воспитания, обычно в семьях, где один ребёнок, которого опекают несколько взрослых. Они уделяют ему много внимания, которое выражается в форме повышенной опеки, что препятствует развитию у ребёнка самостоятельности и возможности самому регулировать своё поведение. Излишняя забота взрослых с раннего детства формирует у ребёнка черты несамостоятельности, безволия, неумение, а затем и нежелание преодолеть малейшие трудности в обучении. Ребёнок учится, не затрачивая никаких усилий, получать то, что ему хочется. Волевые, регулятивные компоненты поведения не вырабатываются. Закрепляется пассивный стереотип потребления и неумение заставить себя чего-то добиться трудовым усилием. При нормальном интеллектуальном развитии такой ребёнок плохо учится, так как не приучен трудиться, а уроки не приносят развлекательного удовольствия.

С первых дней обучения нужно приучить ребёнка выполнять задания самостоятельно и самостоятельно их проверять. Ученик сам должен отвечать за свои промахи и ошибки, только тогда он научится трудиться. Нужно подчёркивать, что труд ребёнка такой же обязательный и интересный, как труд родителей. Ребёнок, испытав радость от выполнения посильных заданий, захочет снова её испытать, а своевременное поощрение укрепит уверенность в своих силах. Таким образом, ребёнок научится регулировать свои желания и осознает необходимость занятий.


Трудности в обучении, связанные с недостаточностью двигательных умений


Встречаются случаи, когда родители жалуются на трудности приобретения детьми навыков письма: ребёнок не может правильно «надавливать» на ручку, медленно пишет, геометрические фигуры напоминают рисунки маленьких детей. Создаётся впечатление, что задание выполнено небрежно, хотя ребёнок затрачивает много времени и усилий.

Анализ развития двигательных умений у таких детей показал, что у них запаздывает формирование двигательных навыков. Ребёнку трудно даётся действие выполнения мелких дифференцированных моторных актов. Если родители замечают описанные признаки задержки развития двигательной сферы ребёнка, то следует начать целенаправленно заниматься с ним.

Надо проследить, чтобы ребёнок выполнял специальные упражнения: ловил мячик, прыгал, преодолевал полосу препятствий (во дворе, на детской площадке). Родители должны уделять внимание развитию навыков самообслуживания, поскольку, чем больше ребёнок сможет сделать сам, тем лучше будут развиты двигательные умения. Обязательны гимнастика под музыку для выработки ловкости, ритма, координации движения. Советы по проведению занятий можно получить в группах здоровья и кабинетах лечебной физкультуры.

К сожалению, большинство родителей больше всего волнует интеллектуальное развитие ребёнка, а развитию моторики не уделяется достаточного внимания. Это недопустимо. На физическое воспитание следует обратить особое внимание. Это необходимо для воспитания гармонично развитой личности.


Трудности в обучении, связанные с недостаточным развитием пространственных представлений


Для развития пространственных представлений у ребёнка необходимо своевременное формирование двигательных навыков и умений. Если родители видят, что у ребёнка страдают пространственное восприятие и представление, они должны проводить специальную тренировку, направленную на понимание пространства: лево, право, верх, низ, за, перед и т.д. Хорошим подспорьем для развития пространственных представлений является геометрическая мозаика, различные по степени сложности конструкторы, пазлы-мозаики. Эти занятия дают возможность преодолеть недостатки в развитии пространственных представлений, и в результате ученик сможет усвоить программный материал.


Трудности в усвоении школьной программы, связанные с различными психотравмирующими ситуациями

Под психотравмирующей ситуацией понимают те условия жизни и взаимоотношения людей, окружающих ребёнка, которые приводят к появлению у него переживаний, отрицательных эмоций. Болезненная реакция на эту ситуацию может снизить работоспособность ребёнка, а переживания отвлекают его от учения, кружковой работы, общения со сверстниками.

Причинами психотравмирующих ситуаций могут быть разногласия между родителями, когда ребёнок становится свидетелем выяснения отношений. Родители часто забывают, что перед ними живой человек, с его чувствами, переживаниями. В результате таких ситуаций у ребёнка могут нарушиться процессы запоминания. Он по долгу учит, но не может сосредоточиться и плохо запоминает материал. При малейшем интеллектуальном и эмоциональном напряжении ребёнок быстро устаёт. У него начинает болеть голова, замедляется темп занятий, ухудшается внимание и память. То же самое может произойти после каких – либо неурядиц, неприятных разговоров, конфликтов со сверстниками.

Иногда родители создают своему ребёнку психотравмирующую ситуацию в классе. Это бывает с теми родителями, которые видят в своём сыне или дочери одни только достоинства. Они обвиняют учителей в том, что те не рассмотрели талантливость ребёнка, ставят заниженные оценки. Такое мнение высказывается при ученике, а он привыкает к заступничеству родителей и отучается трудом зарабатывать хорошие оценки. Такое поведение со стороны родителей категорически неприемлемо.

Послесловие

Я закончила короткое описание некоторых причин школьной неуспеваемости. Они вполне преодолимы и не требуют от родителей неимоверных усилий. Главное внимательно отнестись к особенностям развития ребёнка и помочь ему преодолеть все трудности в обучении.

Когда говорят о лени и о его нежелании учиться, нельзя забывать, что таким он не родился. Ничего не бывает без причины. Родители должны проанализировать свои ошибки в воспитании, прислушаться к мнению учителей и не обвинять ребёнка, а помочь ему преодолеть нежелание учиться.


Почему детям бывает трудно учиться
  • Классному руководителю
Описание:

Современная действительность ставит перед  родителями задачу  воспитать гармонически  развитую личность  и подготовить её  к активному полезному труду и самостоятельной жизни. Школа  это один из способов достижения цели. У некоторых детей процесс обучения  в общеобразовательной школе затруднён. При этом они не страдают умственной отсталостью и по своим интеллектуальным способностям  вполне могут  овладеть программой массовой школы.

        Причины отставания в обучении могут  быть разными.

 

Они могут быть связаны с недостатками дошкольного воспитания и обучения, на что некоторые родители вообще не обращают внимания и спохватываются, когда обнаруживается, что сыну или дочери трудно учиться в школе. Психотравмирующая ситуация в семье также отрицательно сказывается на успеваемости ребёнка. Причиной неуспеваемости могут быть  и длительные, истощающие организм ребёнка болезни, хотя интеллектуальные  возможности  ученика первично не страдают  и он вполне может при определённом режиме и благоприятных условиях усвоить ту же программу, что и здоровый ребёнок. Эти условия, в первую очередь, должны быть обеспеченны родителями ребёнка.

Автор Логинова Нина Васильевна
Дата добавления 03.01.2015
Раздел Классному руководителю
Подраздел
Просмотров 498
Номер материала 21260
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓