Проект:
ПМПК как структурное подразделение ДОУ
Автор-составитель:
Коротких Л.В. – учитель-логопед
БМКДОУ № 17
комбинированного вида
Структура проекта
Введение
1.1 Актуальность, миссия, видение
проекта, цель и задачи проекта
1.2 Механизм реализации проекта
Содержание работы по реализации
проекта.
2.1 Номативно-правовое обоснование
проекта
Введение.
1.1 Актуальность, миссия, видение
проекта, цель и задачи проекта
В последние
годы очевиден «поворот» общества и Государства в сторону людей с ограниченными
возможностями здоровья. Это обусловлено различными общественными и
экономическими факторами. В последние годы в России наблюдается тенденция роста числа детей с ограниченными
возможностями здоровья. По данным Министерства образования РФ 85% детей — воспитанников детских садов и учащихся школ нуждаются в помощи
медицинского, педагогического или психологического характера, более 25% детей
нуждаются в специализированной (коррекционной) помощи. По статистическим данным медиков, увеличивается количество детей с
различными родовыми травмами, которые, в свою очередь, накладывают отпечаток на
общее развитие ребёнка. Всё чаще в детских садах встречаются дети с СДВГ
(синдром дефицита внимания с гиперактивностью), неврозами и неврозоподобными
состояниями.
Россия в
скором времени, наравне с развитыми европейскими странами, введет
инклюзию в массовую практику в образовании благодаря ратификации нашей
страной Конвенции ООН о правах инвалидов в сентябре 2008. 2009 год был объявлен
в России Годом равных возможностей. В рамках реализации данного направления
2009/10 учебный год Президент Российской Федерации открыл в столичной
школе, работающей в рамках инновационной программы «Инклюзивное образование»,
подчеркнув, что ключевым моментом модернизации современной системы образования
является положение о создании условий для развития и самореализации
любого ребенка.
Стратегическая
цель государственной образовательной политики – повышение доступности
качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития
экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина, – связана с
созданием такой образовательной среды, которая обеспечивала бы успешную
социализацию всех обучающихся вне зависимости от их психофизического состояния
и развития.
В Национальной
образовательной инициативе «Наша новая школа», утвержденной Президентом
Российской Федерации, подчеркнуто, что новая школа - это школа для всех. В
любой школе будут созданы условия для обеспечения успешной социализации
детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов. Будут
учитываться возрастные особенности школьников, по-разному организовано обучение
на начальной, основной и старшей ступени образования. Стандарты нового
поколения должны учитывать образовательные потребности детей с ограниченными
возможностями (для них будут установлены специальные федеральные
государственные образовательные стандарты). Введение Федеральных
Государственных Требований к структуре основной общеобразовательной
программе дошкольного образования и принятие новых Федеральных Государственных
Образовательных Стандартов начального школьного образования предусматривает
организацию работы по преемственности между образовательными учреждениями по
следующим направлениям: преемственность программ, образовательных
технологий, индивидуализацию образовательного процесса. Необходимость
преемственности между детским садом и школой усиливается в еще большей мере в
связи с приоритетом дошкольного образования со стороны Государства.
С
соответствии с нормативной базой, а именно с Типовым положением о дошкольном
образовательном учреждении, зарегистрированном в Минюсте РФ 18 января 2012
г. N 22946,
все дошкольные
учреждения должны создать условия для детей с особыми образовательными
потребностями, независимо от вида учреждения.
Проблема необходимости сопровождения детей с ОВЗ
была выявлена в нашем детском саду. В 2007 -2008 учебном году по результатам
ранней и промежуточной диагностики развития детей в детском саду городской
психолого-медико-педагогической комиссией (ГПМПК) были выявлены дети с
задержкой психического развития, общим недоразвитием речи, с эмоционально-волевыми
нарушениями. При этом в детском саду комбинированного вида система
сопровождения была представлена группой комбинированной направленности для
детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Имеющееся противоречие
между выявлением детей, нуждающимися в сопровождении и его отсутствием
определило проблему в создании условий получения качественного дошкольного
образования детьми с ОВЗ. Возникла необходимость в организации
психолого-медико-педагогического сопровождения, организации групп
компенсирующей и комбинированной направленности для инклюзивного образования с
целью выравнивания стартовых возможностей детей с ограниченными возможностями
здоровья к моменту поступления в школу.
Исходя из сложившихся противоречий и
сформулированной проблемы обозначена миссия:
Создать условия для выравнивания стартовых
возможностей детей с ограниченными возможностями здоровья и профилактики
школьной дезадаптации.
Видение проекта: Выравнивание стартовых
возможностей детей с ограниченными возможностями здоровья и профилактика
школьной дезадаптации будут эффективны при условии активного взаимодействия
всех участников педагогического процесса. Консилиум в образовательном
учреждений – это новый совещательный орган, являющийся новой формой взаимодействия
педагогов, психологов, логопедов, медицинских работников, администрации ОУ и
родителей в решении задач адресной психолого-медико-педагогической помощи детям
с проблемами в развитии. Поэтому необходима организация структурного
подразделения - ПМПК ДОУ, как одного из условий, необходимых для полноценного
физического и психического развития дошкольников, их эмоционального и
социального благополучия, а так же для выравнивания стартовых возможностей
детей дошкольного возраста в детском саду.
Реализация поставленной цели будет
осуществляться в ходе решения следующих задач:
1.
Изучить и
сделать подборку федеральных, региональных и муниципальных нормативно-правовых
документов по психолого-медико-педагогическому сопровождению детей с
ограниченными возможностями здоровья.
2.
Разработать
и реализовать модель психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ОВЗ
в ДОУ
3. Разработать
инновационные технологии для эффективности коррекционно-образовательного
процесса.
4. Разработать
программы методических рекомендаций для всех участников образовательного
процесса.
Гипотеза проекта:
эффективность процесса выравнивания стартовых возможностей детей с ОВЗ будет
обеспечена, если:
1.
Создать
программно - методические условия для обеспечения диагностико-коррекционного и
психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ограниченными
возможностями здоровья;
2.
Создать
условия для оптимально полноценного физического, психического, эмоционального и
социального развития дошкольников с ограниченными возможностями здоровья;
3.
Использовать
инновационные технологии для эффективности коррекционно-образовательного
процесса.
Выдвинутые цель и задачи обусловили
выбор методов исследования: теоретические (анализ, синтез и обобщение
научной литературы по проблеме исследования; педагогическое моделирование),
эмпирические (тестирование, анкетирование, включенное наблюдение за учебным
процессом), статистические методы обработки результатов.
Планируемый результат проекта:
1.
Разработка
концепции психолого-медико-педагогического
сопровождения детей с ОВЗ в ДОУ.
2.
Описание
модели психолого-медико-педагогического
сопровождения детей с ОВЗ в ДОУ.
3.
Разработка
технологии и программ психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в
ДОУ.
4. Диагностический
инструментарий и учебно-методическое обеспечение коррекционно-развивающего процесса
в соответствии с концепцией проекта.
5.
Система
мониторинга эффективности модели и технологий психолого-медико-педагогического
сопровождения детей с ОВЗ в ДОУ.
6. Презентация проекта перед
педагогическим сообществом.
1.2 Механизм реализации проекта
Социальный
проект охватит детей дошкольного возраста, посещающих БМК ДОУ № 17, а также
всех участников образовательного процесса, осуществляющих инновационный поиск
(родителей, педагогов, администрацию детского сада).
Управление социальным проектом
осуществляют:
- на институциональном уровне:
педсовет;
- на персональном уровне: заведующая
БМК ДОУ № 17, старший воспитатель, учитель-логопед.
Предполагается заключение договоров о сотрудничестве с:
·
медицинскими
учреждениями,
·
социально-культурными
центрами города,
·
отдельными
лицами
на разработку и подготовку
материалов, необходимых для успешной реализации проекта.
Основные этапы проекта
|
Результаты
|
Определение
"аудитории" проекта
(социальная группа, которая является
носителем данной социальной проблемы и на которую будет направлен
социальный проект)
|
·
дети дошкольного
возраста, посещающие БМК ДОУ № 17
·
родители детей,
посещающих БМК ДОУ № 17
·
администрация и педагоги
БМК ДОУ № 17
·
медицинские работники
детской поликлиники
·
МЦ «Талисман»
г.Екатеринбурга
·
Библиотека семейного
чтения
·
БМКОУ ОШ № 33
·
Городская ПМПК
·
Психолог по договору
|
Постановка цели социального проекта.
|
Цель проекта:
Создать условия для выравнивания стартовых
возможностей детей с ограниченными возможностями здоровья и профилактики
школьной дезадаптации.
|
Конкретные задачи, раскрывающие содержание
работы по решению социальной проблемы.
|
· Изучить и сделать подборку федеральных,
региональных и муниципальных нормативно-правовых документов по психолого-медико-педагогическому
сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья.
· Разработать и реализовать модель
психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в ДОУ
· Разработать
инновационные технологии для эффективности коррекционно-образовательного
процесса.
· Разработать программы методических
рекомендаций для всех участников образовательного процесса.
|
Изучение возможностей инициативной группы (проект
выполняется командой педагогов)
|
Состав консилиума:
·
старший воспитатель,
·
учитель - логопед,
·
учитель-дефектолог,
·
музыкальный
руководитель,
·
воспитатель.
·
приглашенные социальные
партнеры консилиума - врач высшей категории невролог-психиатр зав.
неврологическим отделением МЦ «Талисман» г. Екатеринбурга и психолог по
договору
|
Определение
перечня основных мероприятий по
осуществлению цели и задач проекта.
|
План работы:
1.
Изучить накопленный
педагогический опыт коллег из других областей РФ, методические рекомендации
Института проблем инклюзивного образования;
2.
Изучить и сделать
подборку федеральных, региональных и муниципальных нормативно-правовых
документов по психолого-медико-педагогическому сопровождению;
3. Разработать программно - методические
условия для обеспечения диагностико-коррекционного и психолого-медико-педагогического
сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья;
4.
Познакомить состав
консилиума с нормативно-правовыми и программно-методическими документами по
психолого-медико-педагогическому сопровождению;
5. Определить совместно с педагогами направления
и принципы психолого-педагогического сопровождения, этапы комплексного
психолго-медико-педагогического сопровождения программу и план работы
консилиума, задачи взаимодействия консилиума с родителями и педагогами БМК
ДОУ №17;
6. Распределить обязанности среди состава
ПМПконсилиума;
7. Проведение мероприятий по программе и плану
работы консилиума;
8. Контроль и оценка выполнения мероприятий по
сопровождению детей с ОВЗ, мониторинг качества сопровождения детей с ОВЗ
9. Оценка созданных условий для выравнивания
стартовых возможностей детей с ограниченными возможностями здоровья и
профилактики школьной дезадаптации с планируемым результатом.
10.
Информирование
педагогической общественности о результатах проекта
|
Составление графика подготовительных и основных
мероприятий проекта
|
Рабочий график с ответственными за
реализацию каждого пункта плана.
|
Определение необходимых ресурсов и
источников их получения.
|
Перечень необходимых ресурсов и источников
их получения.
|
Определение последующих действий в реализации
проекта
|
1.
Получение необходимых
ресурсов
2.
Проведение плановых
мероприятий
3.
Контроль и оценка
выполнения проекта
4.
Корректировка плана
реализации проекта
5.
Анализ результатов
работы по проекту
6.
Информирование
общественности о результатах проекта
|
Рабочий
график по реализации проекта
№
|
Мероприятия
по плану
|
Срок
|
Ответствен
ные
|
Ресурсы
|
Результат
|
1
|
Изучить накопленный педагогический опыт
коллег из других областей РФ, методические рекомендации Института проблем
инклюзивного образования
|
|
Ст.воспитатель Галкина С.В
Учитель-логопед Коротких Л.В.
|
Интернет
курсы повышения квалификации,
Журналы и книги по дошкольному воспитанию
|
Оформлен пакет рекомендаций о работе ПМПК и
по сопровождению детей с ОВЗ
|
2
|
Изучить и сделать подборку федеральных,
региональных и муниципальных нормативно-правовых документов по
психолого-медико-педагогическому сопровождению;
|
|
Ст.воспитатель Галкина С.В
Учитель-логопед Коротких Л.В.
|
Интернет
курсы повышения квалификации,
Журналы и книги по дошкольному воспитанию
|
Оформлен пакет нормативно-правовых
документов о регламенте работы ПМПК и по сопровождению детей с ОВЗ
|
3
|
Разработать программно - методические
условия для обеспечения диагностико-коррекционного и
психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ограниченными
возможностями здоровья;
|
|
Председатель ПМПК учитель-логопед Коротких
Л.В.
|
Пакет нормативно-правовых документов о
регламенте работы ПМПК и по сопровождению детей с ОВЗ
|
Создание положения о
психолого-медико-педагогическом консилиуме ДОУ
|
4
|
Познакомить состав консилиума с нормативно-правовыми
и программно-методическими документами по психолого-медико-педагогическому
сопровождению;
|
|
Председатель ПМПК учитель-логопед Коротких
Л.В.
|
Пакет нормативно-правовых документов и
локальных актов о регламенте работы ПМПК и по сопровождению детей с ОВЗ
|
Создание ПМП консилиума, назначена членов
ПМП консилиума
|
5
|
Определить совместно с педагогами
направления и принципы психолого-педагогического сопровождения, этапы
комплексного психолго-медико-педагогического сопровождения программу и план
работы консилиума, задачи взаимодействия консилиума с родителями и педагогами
БМК ДОУ №17;
|
|
Ст. воспитатель Галкина С.В.
|
Пакет нормативно-правовых документов о
регламенте работы ПМПК и по сопровождению детей с ОВЗ, положение о психолого-медико-педагогическом
консилиуме ДОУ
|
Определены направления, задачи и
принципы психолого-педагогического сопровождения, технология поэтапного
комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ, задачи
работы с родителями и с педагогами ДОУ,
программы и плана работы консилиума
|
6
|
Распределить обязанности среди состава
ПМПконсилиума;
|
|
Председатель ПМПК учитель-логопед Коротких
Л.В.
|
Положение о ПМП консилиуме в БМК ДОУ № 17
комбинированного вида
|
Список членов ПМП консилиума с перечнем и
описанием обязанностей каждого.
|
7
|
Определить ресурсы и источники их получения
(материальные, финансовые, людские)
|
|
Председатель ПМПК учитель-логопед Коротких
Л.В.
|
План реализации проекта
|
1.Перечень ресурсов с указанием объема.
2.Список источников получения каждого ресурса.
|
Риски при реализации проекта
Ожидаемый
риск
|
Мероприятия
по преодолению риска
|
1.Осутствие финансовые ресурсов для реализации
проекта
|
1. Ознакомить родительский комитет,
администрацию ДОУ, управление образования с актуальностью, целью и задачами педагогического
проекта, механизмом его реализации
2.Заручиться поддержкой родителей и
спонсоров при реализации проекта
3. Учитывать объем работы членов
консилиума в реализации проекта при распеделении премиального фонда.
|
2.Осутствие кадровых ресурсов для реализации
проекта
|
1. Ознакомить родительский комитет,
администрацию ДОУ, управление образования с актуальностью, целью и задачами педагогического
проекта, механизмом его реализации
2.Заручиться поддержкой родителей и
спонсоров при реализации проекта
3. Заключить договора о
сотрудничестве с:
·
медицинскими
учреждениями,
·
социально-культурными
центрами города,
·
отдельными
лицами
на разработку и подготовку
материалов, необходимых для успешной реализации проекта.
|
3.Осутствие материально-технических ресурсов для реализации
проекта
|
1. Ознакомить администрацию ДОУ,
управление образования, с актуальностью, целью и задачами педагогического проекта, механизмом
его реализации
2.Заручиться поддержкой администрации
и управление образования при реализации проекта
|
Обязанности состава ПМП консилиума:
Состав консилиума
|
Перечень и описание обязанностей каждого
|
Старший воспитатель
|
Анализ готовности к школьному обучению выпускников,
разработка рекомендаций воспитателям для обеспечения дифференцированного подхода
к детям, ведение документации
|
учитель - логопед
|
Логопедическая диагностика, мониторинг, ведение
документации
|
учитель-дефектолог
|
диагностика психического развития детей
|
музыкальный
руководитель
|
диагностика музыкального развития детей
|
воспитатель
|
диагностика развития детей по образовательным
областям
|
приглашенные социальные партнеры
консилиума
|
консультирование
всех участников образовательного процесса для разрешения возникших проблем
или противоречий
|
Контроль и
оценка выполнения проекта проводится по каждому пункту плана, так же для
оценки качества выполнения проекта используются: мониторинг, опрос, анкетирование.
Содержание работы по реализации
проекта.
2.1 Номативно-правовое обоснование проекта
Для
организации системы сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья
в детском саду состав консилиума ознакомился с накопленным педагогическим
опытом коллег из Московской, Саратовской Мурманской, Свердловской области,
методическими рекомендациями Института проблем инклюзивного образования, изучил
и сделал подборку федеральных, региональных и муниципальных нормативно-правовых
документов. Одним из условий сопровождения детей с ОВЗ является Психолого-медико-педагогическое
сопровождение, которое представляет целостную, системно организованную
деятельность, действующую на основании нормативных документов:
1. Конституция Российской Федерации
2. «Конвенция о правах ребенка».
3. «Конвенция ООН о правах инвалидов».
4. Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка».
5. Закон РФ «Об образовании».
6. Резолюция 3447 (ХХХ) Генеральной Ассамблеи ООН в «
Декларации о правах инвалидов», принятая 09 декабря 1975г 5.
7. Декларации прав ребенка
8. Постановление Правительства Российской Федерации от 18
августа 2008 г. N 617
9. Федеральный закон от 24 ноября 1995г. №181-ФЗ « О
социальной защите инвалидов в Российской Федерации»,
10.Федеральный закон от 24 июля 1998г. №124-ФЗ « Об основных
гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»
11. Программа «Доступная среда для инвалидов»,
12. Концепция непрерывного образования.
13.Типовое положение об общеобразовательном учреждении №666.
14. Письмо Минобразования РФ от 16 января 2002 года №
03-51-5ин/23-3 «Об интегрированном воспитании и обучении детей с отклонениями в
развитии в дошкольных образовательных учреждениях»
15. Письмо Минобразования РФ от 29 ноября 2002 года № 171 «О
примерном положении психолого-медико-педагогическом консилиуме образовательного
учреждения»
16.Письмо
Министерства образования Российской Федерации от 27.03.2000 № 27/901-6 «О
психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения»
17.
Письмо Министерства образования и науки Российской
Федерации от 18.04.2008 № АФ-150/06 «О создании условий для получения
образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами»
18. Письмо Министерства образования Российской Федерации от
16.04.2001 № 29/1524-6 «О концепции интегрированного обучения лиц с
ограниченными возможностями здоровья»
Т.о.
оформлен пакет нормативно-правовых документов по сопровождению детей с ОВЗ
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.