Главная / Логопедия / ПМПК как структурное подразделение ДОУ

ПМПК как структурное подразделение ДОУ













Проект:

ПМПК как структурное подразделение ДОУ









Автор-составитель:

Коротких Л.В. – учитель-логопед

БМКДОУ № 17

комбинированного вида

                                                                               











Структура проекта



Введение

1.1 Актуальность, миссия, видение проекта, цель и задачи проекта

1.2 Механизм реализации проекта

Содержание работы по реализации проекта.

2.1 Номативно-правовое обоснование проекта







































Введение.



1.1 Актуальность, миссия, видение проекта, цель и задачи проекта

В последние годы очевиден «поворот» общества и Государства в сторону людей с ограниченными возможностями здоровья. Это обусловлено различными общественными и экономическими факторами. В последние годы в России наблюдается тенденция роста числа детей с ограниченными возможностями здоровья. По данным Министерства образования РФ 85% детей — воспитанников детских садов и учащихся школ нуждаются в помощи медицинского, педагогического или психологического характера, более 25% детей нуждаются в специализированной (коррекционной) помощи. По статистическим данным медиков, увеличивается количество детей с различными родовыми травмами, которые, в свою очередь, накладывают отпечаток на общее развитие ребёнка. Всё чаще в детских садах встречаются дети с СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью), неврозами и неврозоподобными состояниями.

Россия в скором времени, наравне с развитыми европейскими странами, введет инклюзию в массовую практику в образовании благодаря ратификации нашей страной Конвенции ООН о правах инвалидов в сентябре 2008. 2009 год был объявлен в России Годом равных возможностей. В рамках реализации данного направления 2009/10 учебный год Президент Российской Федерации открыл в столичной школе, работающей в рамках инновационной программы «Инклюзивное образование», подчеркнув, что ключевым моментом модернизации современной системы образования является положение о создании условий для развития и самореализации любого ребенка.

Стратегическая цель государственной образовательной политики – повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина, – связана с созданием такой образовательной среды, которая обеспечивала бы успешную социализацию всех обучающихся вне зависимости от их психофизического состояния и развития.

В Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», утвержденной Президентом Российской Федерации, подчеркнуто, что новая школа - это школа для всех. В любой школе будут созданы условия для обеспечения успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов. Будут учитываться возрастные особенности школьников, по-разному организовано обучение на начальной, основной и старшей ступени образования. Стандарты нового поколения должны учитывать образовательные потребности детей с ограниченными возможностями (для них будут установлены специальные федеральные государственные образовательные стандарты). Введение Федеральных Государственных Требований  к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования и принятие новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов начального школьного образования предусматривает организацию работы по преемственности между образовательными учреждениями по следующим направлениям: преемственность программ, образовательных технологий, индивидуализацию образовательного процесса. Необходимость преемственности между детским садом и школой усиливается в еще большей мере в связи с приоритетом дошкольного образования со стороны Государства.

С соответствии с нормативной базой, а именно с Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, зарегистрированном в Минюсте РФ 18 января 2012 г. N 22946,

все дошкольные учреждения должны создать условия для детей с особыми образовательными потребностями, независимо от вида учреждения.

Проблема необходимости сопровождения детей с ОВЗ была выявлена в нашем детском саду. В 2007 -2008 учебном году по результатам ранней и промежуточной диагностики развития детей в детском саду городской психолого-медико-педагогической комиссией (ГПМПК) были выявлены дети с задержкой психического развития, общим недоразвитием речи, с эмоционально-волевыми нарушениями. При этом в детском саду комбинированного вида система сопровождения была представлена группой комбинированной направленности для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Имеющееся противоречие между выявлением детей, нуждающимися в сопровождении и его отсутствием определило проблему в создании условий получения качественного дошкольного образования детьми с ОВЗ. Возникла необходимость в организации психолого-медико-педагогического сопровождения, организации групп компенсирующей и комбинированной направленности для инклюзивного образования с целью выравнивания стартовых возможностей детей с ограниченными возможностями здоровья к моменту поступления в школу.

Исходя из сложившихся противоречий и сформулированной проблемы обозначена миссия:

Создать условия для выравнивания стартовых возможностей детей с ограниченными возможностями здоровья и профилактики школьной дезадаптации.

Видение проекта: Выравнивание стартовых возможностей детей с ограниченными возможностями здоровья и профилактика школьной дезадаптации будут эффективны при условии активного взаимодействия всех участников педагогического процесса. Консилиум в образовательном учреждений – это новый совещательный орган, являющийся новой формой взаимодействия педагогов, психологов, логопедов, медицинских работников, администрации ОУ и родителей в решении задач адресной психолого-медико-педагогической помощи детям с проблемами в развитии. Поэтому необходима организация структурного подразделения - ПМПК ДОУ, как одного из условий, необходимых для полноценного физического и психического развития дошкольников, их эмоционального и социального благополучия, а так же для выравнивания стартовых возможностей детей дошкольного возраста в детском саду.

Реализация поставленной цели будет осуществляться в ходе решения следующих задач:

  1. Изучить и сделать подборку федеральных, региональных и муниципальных нормативно-правовых документов по психолого-медико-педагогическому сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья.

  2. Разработать и реализовать модель психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в ДОУ

  3. Разработать инновационные технологии для эффективности коррекционно-образовательного процесса.

  4. Разработать программы методических рекомендаций для всех участников образовательного процесса.


Гипотеза проекта: эффективность процесса выравнивания стартовых возможностей детей с ОВЗ будет обеспечена, если:

  1. Создать программно - методические условия для обеспечения диагностико-коррекционного и психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья;

  2. Создать условия для оптимально полноценного физического, психического, эмоционального и социального развития дошкольников с ограниченными возможностями здоровья;

  3. Использовать инновационные технологии для эффективности коррекционно-образовательного процесса.

Выдвинутые цель и задачи обусловили выбор методов исследования: теоретические (анализ, синтез  и обобщение научной литературы по проблеме исследования; педагогическое моделирование), эмпирические (тестирование, анкетирование, включенное наблюдение за учебным процессом), статистические методы обработки результатов.

Планируемый результат проекта:

  1. Разработка концепции психолого-медико-педагогического

сопровождения детей с ОВЗ в ДОУ.

  1. Описание модели психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в ДОУ.

  2. Разработка  технологии и программ психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в ДОУ.

  3. Диагностический инструментарий и учебно-методическое обеспечение коррекционно-развивающего процесса в соответствии с концепцией проекта.

  4. Система мониторинга эффективности модели и технологий психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в ДОУ.

  5. Презентация проекта перед педагогическим сообществом.




1.2 Механизм реализации проекта

       Социальный проект охватит детей дошкольного возраста, посещающих БМК ДОУ № 17, а также всех участников образовательного процесса, осуществляющих инновационный поиск (родителей, педагогов, администрацию детского сада).

Управление социальным проектом осуществляют:

- на институциональном уровне: педсовет;

- на персональном уровне: заведующая БМК ДОУ № 17, старший воспитатель, учитель-логопед.

        Предполагается заключение договоров о сотрудничестве с:

  • медицинскими учреждениями,

  • социально-культурными центрами города,

  • отдельными лицами

на разработку и подготовку материалов, необходимых для успешной реализации проекта.



Основные этапы проекта

Результаты

Определение

"аудитории" проекта

(социальная группа, которая является носителем данной социальной проблемы и на которую будет направлен социальный проект)

  • дети дошкольного возраста, посещающие БМК ДОУ № 17

  • родители детей, посещающих БМК ДОУ № 17

  • администрация и педагоги БМК ДОУ № 17

  • медицинские работники детской поликлиники

  • МЦ «Талисман» г.Екатеринбурга

  • Библиотека семейного чтения

  • БМКОУ ОШ № 33

  • Городская ПМПК

  • Психолог по договору


Постановка цели социального проекта.

Цель проекта:

Создать условия для выравнивания стартовых возможностей детей с ограниченными возможностями здоровья и профилактики школьной дезадаптации.


Конкретные задачи, раскрывающие содержание работы по решению социальной проблемы.

  • Изучить и сделать подборку федеральных, региональных и муниципальных нормативно-правовых документов по психолого-медико-педагогическому сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья.

  • Разработать и реализовать модель психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в ДОУ

  • Разработать инновационные технологии для эффективности коррекционно-образовательного процесса.

  • Разработать программы методических рекомендаций для всех участников образовательного процесса.



Изучение возможностей инициативной группы (проект выполняется командой педагогов)


Состав консилиума:

  • старший воспитатель,

  • учитель - логопед,

  • учитель-дефектолог,

  • музыкальный руководитель,

  • воспитатель.

  • приглашенные социальные партнеры консилиума - врач высшей категории невролог-психиатр зав. неврологическим отделением МЦ «Талисман» г. Екатеринбурга и психолог по договору

Определение

перечня основных мероприятий по осуществлению цели и задач проекта.

План работы:

  1. Изучить накопленный педагогический опыт коллег из других областей РФ, методические рекомендации Института проблем инклюзивного образования;

  2. Изучить и сделать подборку федеральных, региональных и муниципальных нормативно-правовых документов по психолого-медико-педагогическому сопровождению;

  3. Разработать программно - методические условия для обеспечения диагностико-коррекционного и психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья;

  4. Познакомить состав консилиума с нормативно-правовыми и программно-методическими документами по психолого-медико-педагогическому сопровождению;

  5. Определить совместно с педагогами направления и принципы психолого-педагогического сопровождения, этапы комплексного психолго-медико-педагогического сопровождения программу и план работы консилиума, задачи взаимодействия консилиума с родителями и педагогами БМК ДОУ №17;

  6. Распределить обязанности среди состава ПМПконсилиума;

  7. Проведение мероприятий по программе и плану работы консилиума;

  8. Контроль и оценка выполнения мероприятий по сопровождению детей с ОВЗ, мониторинг качества сопровождения детей с ОВЗ

  1. Оценка созданных условий для выравнивания стартовых возможностей детей с ограниченными возможностями здоровья и профилактики школьной дезадаптации с планируемым результатом.

  2. Информирование педагогической общественности о результатах проекта









Составление графика подготовительных и основных мероприятий проекта

Рабочий график с ответственными за реализацию каждого пункта плана.

Определение необходимых ресурсов и источников их получения.

Перечень необходимых ресурсов и источников их получения.

Определение последующих действий в реализации проекта


  1. Получение необходимых ресурсов

  2. Проведение плановых мероприятий

  3. Контроль и оценка выполнения проекта

  4. Корректировка плана реализации проекта

  5. Анализ результатов работы по проекту

  6. Информирование общественности о результатах проекта





Рабочий график по реализации проекта

Мероприятия по плану



Срок

Ответствен

ные

Ресурсы

Результат

1

Изучить накопленный педагогический опыт коллег из других областей РФ, методические рекомендации Института проблем инклюзивного образования


Ст.воспитатель Галкина С.В

Учитель-логопед Коротких Л.В.

Интернет

курсы повышения квалификации,

Журналы и книги по дошкольному воспитанию

Оформлен пакет рекомендаций о работе ПМПК и по сопровождению детей с ОВЗ

2

Изучить и сделать подборку федеральных, региональных и муниципальных нормативно-правовых документов по психолого-медико-педагогическому сопровождению;



Ст.воспитатель Галкина С.В

Учитель-логопед Коротких Л.В.

Интернет

курсы повышения квалификации,

Журналы и книги по дошкольному воспитанию

Оформлен пакет нормативно-правовых документов о регламенте работы ПМПК и по сопровождению детей с ОВЗ

3

Разработать программно - методические условия для обеспечения диагностико-коррекционного и психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья;



Председатель ПМПК учитель-логопед Коротких Л.В.

Пакет нормативно-правовых документов о регламенте работы ПМПК и по сопровождению детей с ОВЗ

Создание положения о психолого-медико-педагогическом консилиуме ДОУ


4

Познакомить состав консилиума с нормативно-правовыми и программно-методическими документами по психолого-медико-педагогическому сопровождению;



Председатель ПМПК учитель-логопед Коротких Л.В.

Пакет нормативно-правовых документов и локальных актов о регламенте работы ПМПК и по сопровождению детей с ОВЗ

Создание ПМП консилиума, назначена членов ПМП консилиума

5

Определить совместно с педагогами направления и принципы психолого-педагогического сопровождения, этапы комплексного психолго-медико-педагогического сопровождения программу и план работы консилиума, задачи взаимодействия консилиума с родителями и педагогами БМК ДОУ №17;



Ст. воспитатель Галкина С.В.


Пакет нормативно-правовых документов о регламенте работы ПМПК и по сопровождению детей с ОВЗ, положение о психолого-медико-педагогическом консилиуме ДОУ

Определены направления, задачи и принципы психолого-педагогического сопровождения, технология поэтапного комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ, задачи работы с родителями и с педагогами ДОУ,

программы и плана работы консилиума

6

Распределить обязанности среди состава ПМПконсилиума;



Председатель ПМПК учитель-логопед Коротких Л.В.

Положение о ПМП консилиуме в БМК ДОУ № 17 комбинированного вида

Список членов ПМП консилиума с перечнем и описанием обязанностей каждого.

7

Определить ресурсы и источники их получения (материальные, финансовые, людские)


Председатель ПМПК учитель-логопед Коротких Л.В.

План реализации проекта

1.Перечень ресурсов с указанием объема.

2.Список источников получения каждого ресурса.

Риски при реализации проекта

Ожидаемый риск

Мероприятия по преодолению риска

1.Осутствие финансовые ресурсов для реализации проекта

1. Ознакомить родительский комитет, администрацию ДОУ, управление образования с актуальностью, целью и задачами педагогического проекта, механизмом его реализации

2.Заручиться поддержкой родителей и спонсоров при реализации проекта

3. Учитывать объем работы членов консилиума в реализации проекта при распеделении премиального фонда.


2.Осутствие кадровых ресурсов для реализации проекта

1. Ознакомить родительский комитет, администрацию ДОУ, управление образования с актуальностью, целью и задачами педагогического проекта, механизмом его реализации

2.Заручиться поддержкой родителей и спонсоров при реализации проекта

3. Заключить договора о сотрудничестве с:

  • медицинскими учреждениями,

  • социально-культурными центрами города,

  • отдельными лицами

на разработку и подготовку материалов, необходимых для успешной реализации проекта.


3.Осутствие материально-технических ресурсов для реализации проекта

1. Ознакомить администрацию ДОУ, управление образования, с актуальностью, целью и задачами педагогического проекта, механизмом его реализации

2.Заручиться поддержкой администрации и управление образования при реализации проекта






Обязанности состава ПМП консилиума:


Состав консилиума


Перечень и описание обязанностей каждого

Старший воспитатель

Анализ готовности к школьному обучению выпускников, разработка рекомендаций воспитателям для обеспечения дифференцированного подхода к детям, ведение документации

учитель - логопед



Логопедическая диагностика, мониторинг, ведение документации

учитель-дефектолог

диагностика психического развития детей

музыкальный руководитель


диагностика музыкального развития детей

воспитатель


диагностика развития детей по образовательным областям

приглашенные социальные партнеры консилиума

консультирование всех участников образовательного процесса для разрешения возникших проблем или противоречий



Контроль и оценка выполнения проекта проводится по каждому пункту плана, так же для оценки качества выполнения проекта используются: мониторинг, опрос, анкетирование.















Содержание работы по реализации проекта.

2.1 Номативно-правовое обоснование проекта

Для организации системы сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в детском саду состав консилиума ознакомился с накопленным педагогическим опытом коллег из Московской, Саратовской Мурманской, Свердловской области, методическими рекомендациями Института проблем инклюзивного образования, изучил и сделал подборку федеральных, региональных и муниципальных нормативно-правовых документов. Одним из условий сопровождения детей с ОВЗ является Психолого-медико-педагогическое сопровождение, которое представляет целостную, системно организованную деятельность, действующую на основании нормативных документов:

1.  Конституция Российской Федерации

2.  «Конвенция о правах ребенка».

3.  «Конвенция ООН о правах инвалидов».

4. Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка».

5. Закон РФ «Об образовании».

6. Резолюция 3447 (ХХХ) Генеральной Ассамблеи ООН в « Декларации о правах инвалидов», принятая 09 декабря 1975г 5.

7. Декларации прав ребенка

8. Постановление Правительства Российской Федерации от 18 августа 2008 г. N 617

9. Федеральный закон от 24 ноября 1995г. №181-ФЗ « О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»,

10.Федеральный закон от 24 июля 1998г. №124-ФЗ « Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»

11. Программа «Доступная среда для инвалидов»,

12. Концепция непрерывного образования.

13.Типовое положение об общеобразовательном учреждении №666.

14. Письмо Минобразования РФ от 16 января 2002 года № 03-51-5ин/23-3 «Об интегрированном воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии в дошкольных образовательных учреждениях»

15. Письмо Минобразования РФ от 29 ноября 2002 года № 171 «О примерном положении психолого-медико-педагогическом консилиуме образовательного учреждения»

16.Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27.03.2000 № 27/901-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения»

17. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.04.2008 № АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами»

18. Письмо Министерства образования Российской Федерации от 16.04.2001 № 29/1524-6 «О концепции интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья»

Т.о. оформлен пакет нормативно-правовых документов по сопровождению детей с ОВЗ



















ПМПК как структурное подразделение ДОУ
  • Логопедия
Описание:

Проект:ПМПК как структурное подразделение ДОУ 

Структура проекта

 

Введение

1.1 Актуальность, миссия, видение проекта, цель и задачи проекта

      1.2 Механизм реализации проекта

Содержание работы по реализации проекта.

 

 

2.1 Номативно-правовое обоснование проекта

Введение.

 

 

 

1.1 Актуальность, миссия, видение проекта, цель и задачи проекта

 

    В последние годы очевиден «поворот» общества и Государства в сторону людей с ограниченными возможностями здоровья. Это обусловлено различными общественными и экономическими факторами. В последние годы в России наблюдается тенденция  роста числа детей с ограниченными возможностями здоровья.  По данным Министерства образования  РФ 85% детей — воспитанников детских садов и учащихся школ нуждаются в помощи медицинского, педагогического или психологического характера, более 25% детей нуждаются в специализированной (коррекционной) помощи. По статистическим данным медиков, увеличивается количество детей с различными родовыми травмами, которые, в свою очередь, накладывают отпечаток на общее развитие ребёнка. Всё чаще в детских садах встречаются дети с СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью), неврозами и неврозоподобными состояниями.

 

    Россия в скором времени, наравне с развитыми европейскими странами,введет инклюзиюв массовую практику  в образовании благодаря ратификации нашей страной Конвенции ООН о правах инвалидов в сентябре 2008. 2009 год был объявлен в России Годом равных возможностей. В рамках  реализации данного направления 2009/10 учебный год Президент Российской Федерацииоткрыл в столичной школе, работающей в рамках инновационной программы «Инклюзивное образование», подчеркнув, что ключевым моментом модернизации современной системы образования является положениео создании  условий для развития и самореализации любого ребенка.   

 

     Стратегическая цель государственной образовательной политики – повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина, – связана с созданием такой образовательной среды, которая обеспечивала бы успешную социализацию всех обучающихся вне зависимости от их психофизического состояния и развития.

 

В Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», утвержденной Президентом Российской Федерации, подчеркнуто, что новая школа - это школа для всех. В любой школе будут созданы условия для   обеспечения успешной  социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов. Будут учитываться возрастные особенности школьников, по-разному организовано обучение на начальной, основной и старшей ступени образования. Стандарты нового поколения должны  учитывать  образовательные потребности детей с ограниченными возможностями (для них будут установлены специальные федеральные государственные образовательные стандарты). Введение Федеральных Государственных Требований  к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного  образования и принятие новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов начального школьного образования предусматривает организацию  работы по преемственности между образовательными учреждениями по следующим направлениям:  преемственность программ, образовательных технологий, индивидуализацию образовательного процесса.  Необходимость преемственности между детским садом и школой усиливается в еще большей мере в связи  с приоритетом дошкольного образования со стороны Государства.

 

    С соответствии с нормативной базой,   а именно  с Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, зарегистрированном в Минюсте РФ 18 января 2012 г. N 22946,

 

все  дошкольные учреждения  должны создать условия для  детей  с особыми образовательными потребностями, независимо от вида учреждения.

 

   Проблема необходимости сопровождения детей с ОВЗ    была выявлена в нашем детском саду.  В 2007 -2008 учебном году по результатам ранней  и промежуточной  диагностики развития детей  в детском саду городской психолого-медико-педагогической комиссией (ГПМПК) были выявлены дети с задержкой психического развития, общим недоразвитием речи, с эмоционально-волевыми нарушениями. При этом в детском саду  комбинированного вида система сопровождения была представлена  группой  комбинированной направленности для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Имеющееся противоречие между  выявлением детей, нуждающимися в сопровождении  и его отсутствием  определило проблему   в создании условий  получения  качественного  дошкольного образования  детьми  с ОВЗ. Возникла необходимость в  организации психолого-медико-педагогического сопровождения,  организации  групп компенсирующей и комбинированной направленности  для инклюзивного образования с целью  выравнивания стартовых возможностей детей с ограниченными возможностями здоровья к моменту поступления в школу.

 

 

 

 

Автор Коротких Лариса Владимировна
Дата добавления 10.01.2015
Раздел Логопедия
Подраздел
Просмотров 1020
Номер материала 53492
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓