Главная / ИЗО, МХК / План-конспект занятия по предмету Декоративная композиция на тему "Цветовые гармонии. Температура цвета" (ДХШ)

План-конспект занятия по предмету Декоративная композиция на тему "Цветовые гармонии. Температура цвета" (ДХШ)


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей

«Детская художественная школа» г. Заволжья









План - конспект занятия по предмету

«Декоративная композиция»

Тема: «Цветовые гармонии. Температура цвета»




Разработал: преподаватель 1 категории

Харина А.Ю.










г. Заволжье

2013 г.

Аннотация

Методическая разработка «Цветовые гармонии» представляет собой план-конспект занятия по основам колористики в курсе предмета Декоративная композиция.

В первом классе необходимо основные з декоративной композиции – это усвоить эстетическое учение о цвете, овладение основами колористики, усвоить гармонию цветовых отношений, типы цветовых контрастов.


Пояснительная записка

Данное занятие рассчитано на детей 8-12 лет и направлено на развитие умения определять и применять тепло-холодные цвета и цветовые гармонии для достижения художественного замысла работы. Учащиеся должны выполнить декоративный рисунок пера жар – птицы на фоне неба или листвы.

В процессе занятия объясняются основы применения теплой и холодной цветовой гаммы, используя методы беседы, анализа, демонстрации.















Проект занятия.

1) Тема занятия: «Цветовые гармонии. Температура цвета».

2)Цель занятия: усвоить теорию цветовых гармоний.

3) Задачи:

1. Обучающие: познакомить учащихся с теорией нахождения цветовых гармоний; научить анализировать основные цветовые отношения; обучение учащихся образному мышлению, умению обобщать, стилизовать увиденное.

2. Воспитательные: воспитывать чувства гармонического восприятия действительности; способствовать воспитанию художественного вкуса, чувства стиля.

3. Развивающие: развивать образное мышление, фантазию, художественную наблюдательность; развивать творческие способности личности; развивать творческий потенциал, эстетику восприятия цветовых гармоний.

4) Тип учебного занятия: изучение, усвоение нового материала.

5) Основная форма проведения занятия: комбинированный урок (лекция, совмещенная с практической работой). Занятие носит мелкогрупповой характер.

6) При подготовке и проведении занятия используются следующие методы:

  1. Словесные – объяснение, беседа;

  2. Наглядные – трафареты, иллюстрации, таблицы по колористике; цветовые схемы;

  3. Практические – выполнение творческой работы.

7) Актуальность занятия: учащиеся на практике знакомятся с цветовыми гармониями, свойствами теплых и холодных цветов и возможностями их использования для достижения выразительности замысла художественного произведения.

8) Материально – техническое обеспечение:

  • Столы для занятий, стулья;

  • Акварельная бумага формата А4;

  • Гуашь;

  • Кисти беличьи или колонок №3, 5, 8;

  • Карандаш HB, ластик;

  • Шаблоны рыбок;

  • Баночки для воды;

  • Палитры пластиковые;

  • Наглядные пособия по колористике и декорированию.

8) Методические советы на подготовительный период.

При подготовке к занятию важно учитывать не только возраст учащихся в группе, но и индивидуальные особенности. Если учащиеся 8-10 лет или не имеют достаточно развитого воображения, медленно работают, то в целях экономии времени на выполнение задания, можно раздать шаблоны пера жар птицы и облаков с листвой, которые они обведут на свой лист. Для детей, с развитым воображением или работающих быстро, можно не предоставлять шаблоны, а дать возможность придумать свою композицию на заданную тему.

Для создания более эффектного и декоративного изображения пера и листвы, можно декорировать полученное изображение орнаментом белого цвета, что имитирует структуру листа и пера, соответственно.

9) План занятия:

1 этап: Организационный момент – 1- 2 мин.

  • Приветствие учащихся

2 этап: Введение – 5 мин.

  • Сообщение темы занятия

  • Ознакомление с целью занятия

  • Сведения о материалах и инструментах для выполнения задания

3 этап: Изучение нового материала – 10 мин.

  • Организация исполнительской деятельности детей

4 этап: Практическая работа – 68 мин.

5 этап: Подведение итогов – 5 мин.

  • Анализ работ

  • Рефлексия

10) Ход учебного занятия:

Этап

Действия преподавателя

Действия учащихся

1 урок

Организационный момент

- Здравствуйте, рассаживайтесь за столом – начнем занятие. Готовимся к занятию по декоративной композиции.

- Здравствуйте! Учащиеся организуют свое рабочее место: достают краски, карандаши, кисточки, бумагу.

Введение

- Сегодня мы познакомимся с цветовыми гармониями. И в качестве упражнения будем рисовать перо сказочной жар-птицы, которое летит на фоне ночного неба или лежит в листве и траве. Для выполнения задания нам понадобиться лист акварельной бумаги формата А4, карандаш с ластиком, гуашь и кисточки.


Изучение нового материала

- Обратимся к цветовому кругу: красно-оранжевый (сурик)– самый теплейший цвет, а сине - зеленый (окись марганца) – самый холодный цвет.

- Как вы думаете, какие еще цвета теплые, а какие холодные?

-Правильно.

Обычно Желтый , Желто-Оранжевый, Оранжевый, Красно-Оранжевый, Красный, Красно-Фиолетовый принято называть теплыми цветами, а Желто-Зеленый, Зеленый, Сине-Зеленый, Синий, Сине-Фиолетовый, Фиолетовый – холодными.

(Приложение 1)

- Давайте поговорим о гармонии цветов.

Гармония – это целостность, слитность, связность всех частей и элементов формы, т.е. высокий уровень упорядоченности и соответствия частей в составе целого.

Цветовая гармония - это сочетание отдельных цветов или нескольких цветов, образующие органическое целое и вызывающие приятное глазу восприятие цветовых сочетаний.

Цветовая гармония = Цветовое равновесие

Классическое сочетание гармоничности цветов по Гете: гармонично сочетаются: Оранжевый-Синий, Желтый-Фиолетовый, Красный-Зеленый; бесхарактерное сопоставление: Желтый-Оранжевый, Оранжевый-Красный, Красный-Фиолетовый, Фиолетовый-Синий; негармоничное сочетание: Желтый-Зеленый, Зеленый-Синий.

Существует несколько систем определения гармоничных цветовых сочетаний с помощью цветового круга:

1. Гармония контрастных цветов: сочетание цветов, противостоящих друг другу в цветовом круге.

2. Гармония родственных цветов: сочетание цветов, расположенных в интервале 1/4-1/8 цветового круга.

3. Гармония родственно-контрастных цветов: сочетание цветов, расположенных в соседних четвертях цветового круга.

4. Гармония равностороннего треугольника: цвета расположены в углах равностороннего треугольника, вписанного в цветовой круг.

(Приложение 2)

Изучим детальнее тепло – холодную цветовую гармонию, т.к. наиболее часто будем её использовать в своих композициях и учебных постановках.

Цветовую гармонию можно создать, ограничив гамму композиции несколькими цветами, расположенными близко друг от друга на цветовом круге, либо разнообразными оттенками лишь одного цвета.

(Приложение 3)

- Есть такое свойство у «теплых» цветов – увеличивать зрительно размер объекта, а у «холодных» цветов светлой тональности – уменьшать. Теплые цвета более динамичные, выступающие и объемные, чем холодные. Холодные цвета кажутся удаляющимися по мере усиления тона.

(Приложение 4)

- Также важно запомнить, что «температуру» объекта, который вы будете рисовать, нужно выбирать с учетом «температуры» цвета соседних объектов.

Демонстрирует таблицу с влиянием «температуры» среды на изображенный объект.

(Приложение 5)

- Посмотрите внимательно на изображение и скажите, на каком рисунке бордовая бабочка более «теплого» цвета, а на каком – «холодного»?

-Молодцы. Такое ощущение возникает потому, что соседство «прохладного» и «теплого» делает «прохладный» более «прохладным», а «теплый» более «теплым». Соседство двух цветов с похожей «температурой» делает два «прохладных» цвета менее «прохладными», а «теплые» - менее «теплым».

- Посмотрим еще на одну схему: например, ярко красный цвет по отношению к оранжевому цвету воспринимается холодным, а по отношению к синему цвету – теплым.

(Приложение 6)














- красный, оранжевый теплые, синий, сине-фиолетовый – холодные.



































































































































- На первом – холоднее, на втором – теплее.

Практическая работа учащихся















Последовательность проведения двух уроков включает 10 мин. перерыв)



















2 урок


- Сейчас мы приступаем к упражнению на тепло-холодную цветовую гармонию.

- Как я уже говорила в начале нашего урока, мы нарисуем с вами перо сказочной жар-птицы, которое летит на фоне ночного неба или лежит в листве и траве. Некоторым ребятам я раздам шаблоны элементов композиции (раздаются шаблоны перьев, облаков, травы или листьев).

- После отрисовки изображения приступаем к работе цветом. Заливку всех элементов композиции делаем в технике цветовых растяжек (теплая цветовая гамма для пера и холодная цветовая гамма для облаков, неба и листьев).

Т.к. мы работаем гуашью, то используем также белила.

(Приложение 7)

Контролируется последовательность выполнения задания.

- Продолжаем работать над заданием по применению тепло-холодной цветовой гаммы для создания художественной композиции.

Перо мы цветом проработали, теперь приступим к заливке цветом неба, облаком, листьев. Учитываем то, что пейзаж у нас ночной и зеленый цвет травы и листьев будет относятся к холодной цветовой гамме. Попробуем найти как можно больше оттенков сине - зеленого цвета. Для неба и облаков мы находим множество сине-фиолетовых, фиолетовых оттенков.

Теплый зеленый цвет мы используем только около пера жар-птицы, имитируя теплое освещение.

Контролируется последовательность выполнения задания.

- Когда выполните заливку, то можете приступить к декорированию рисунка орнаментом, который будет передавать форму и блеск на листьях и пере жар – птицы.

Преподаватель демонстрирует примерную композицию по теме урока.











Приступают к выполнению задания в цвете.

Учащиеся обводят трафареты ли придумывают свою композицию на основе аналоговой, предоставленной преподавателем.



























Методом цветовых растяжек заливают небо, облака, листву.













Приступают к декорированию рисунка.

Подведение итогов

- До конца занятия осталось несколько минут, давайте посмотрим, что у кого получилось.

- Занятие закончилось. До свидания.

Выкладывают работы в ряд.

Обсуждают, высказывают свое мнение о том, кому интереснее удалось найти новые цвета.



























Список литературы


1. Даглдиян К.Т. – Декоративная композиция: учебн. пособие. / К.Т. Даглдиян. Изд. 2-е, перераб. и доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 312, (1)с. ил., (32) л. ил. – (Высшее образование)

2. Иттен Иоханнес – Искусство цвета / И. Иттен. Пер. с немецкого; 2-е издание; Предисловие Л. Монаховой. – М.: Изд. Д. Аронов, 2001. – 96 с.; ил.

3. Логвиненко Г.М. – Декоративная композиция: учеб. Пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Изобразительное искусство» / Г.М. Логвиненко. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010. -144 с.: ил. – (Изобразительное искусство).

4. Педагогика. Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2001 – 640 с.

5. Профессиональная педагогика: Учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям. М.: Ассоциация «профессиональное образование»,1997.-512с.

6. http://korolevstvo-masterov.ru/

7. http://zoo.rin.ru/













Приложение 1

«Цветовой круг»



hello_html_5383c4c9.gif







Приложение 2

Типы цветовых гармоний.

1. Гармония контрастных цветов – сочетание цветов противостоящих друг другу в цветовом круге.
hello_html_m42126f3c.jpg


2. Гармония родственных цветов – сочетание цветов, расположенных в интервале 1/4-1/8 цветового круга.
hello_html_212327d0.jpg


3. Гармония родственно - контрастных цветов – сочетание цветов, расположенных в соседних четвертях цветового круга.
hello_html_5eba5c7c.jpg

4. Гармония равностороннего треугольника: цвета расположены в углах равностороннего треугольника, вписанного в цветовой круг.

hello_html_m4a9e9620.jpg

Приложение 3

hello_html_m60991475.jpg

Косарева Александра, 11 лет «Натюрморт со скрипкой»


hello_html_m6965347f.jpg

Чуланов Григорий, 11 лет «Летучий Голландец»

Приложение 4

Холодные цвета кажутся удаляющимися по мере усиления тона.

hello_html_m78b9ce98.jpg

Е.Е. Волков «Пейзаж с болотом»

hello_html_3d065f80.jpg

И.Э. Грабарь «Рябина»

Приложение 5

Влияние «температуры» среды на изображенный объект.

hello_html_2f1ca596.jpg

hello_html_2931c436.jpg





Приложение 6

Ярко красный цвет по отношению к оранжевому цвету воспринимается холодным, а по отношению к синему цвету – теплым.


hello_html_m7730288e.jpg



Приложение 7

Перо жар - птицы. Тепло – холодные цветовые гармонии.



hello_html_34e85a49.jpg






Преснякова Екатерина 12 лет


hello_html_12073371.jpg


План-конспект занятия по предмету Декоративная композиция на тему "Цветовые гармонии. Температура цвета" (ДХШ)
  • ИЗО, МХК
Описание:

Методическая разработка «Цветовые гармонии. Температура цвета» представляет собой план – конспект занятия состоящего из 2х уроков по основам колористики в курсе предмета «Декоративная композиция» для 1-го класса ДХШ и ДШИ. Данная тема очень важна, т.к. именно в первом классе необходимо решать задачи, которые будут базовыми для всего периода обучения не только по предмету «Декоративная композиция», но и по предметам «Живопись» и «Станковая композиция».

Основные поставленные задачи - это обучить анализировать основные цветовые отношения и гармонии, развить образное мышление и художественную наблюдательность учащихся.

Данная разработка будет полезна молодым преподавателям, не имеющим опыта работы. План урока четко структурирован и снабжен иллюстрациями, что позволяет учащимся успешно усваивать материал.

Автор Харина Анна Юрьевна
Дата добавления 17.11.2015
Раздел ИЗО, МХК
Подраздел Конспекты
Просмотров 1726
Номер материала MA-062369
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓