Главная / Русский язык и литература / План-конспект урока "ОДНОРОДНЫЕ И НЕОДНОРОДНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ"

План-конспект урока "ОДНОРОДНЫЕ И НЕОДНОРОДНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ"

hello_html_71a741e0.gifОДНОРОДНЫЕ И НЕОДНОРОДНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

 

Цель: дать понятие об однородности и неоднородности определений; выработать пунктуационный навык.

I.      Словарный диктант.

Жаропонижающий препарат, жар-птица, желтовато-красный цвет, желтоволосый юноша, жизненно важный объект, жилищно-бытовые условия, зеленоглазый ребёнок, серо-зелёный оттенок.

II.  Конструирование предложений с однородными членами по
схемам:


III. Новый материал.

Знакомство с однородными и неоднородными определениями происходит при анализе предложений из упр. 229. Затем учащиеся читают и разбирают теоретические сведения о них, с. 106.

Самостоятельный анализ словосочетаний с определениями и дополнительный вывод.

Сочная, пышная зелень - определения характеризуют предмет с одной стороны.

Красные, синие, зелёные ленты - определения называют различные признаки нескольких однотипных предметов.

Вопрос: возможно ли между определениями вставить союз и?

Высокий зелёный забор.                              ~\     Определение   характеризует

Остроконечная железная крыша _J     предмет с разных сторон.

Вопрос: возможно ли здесь вставить союз и?

Прием, помогающий доказать однородность определений-эпитетов: они объединяются каким-либо общим значением, например: большие, угловатые камни - необычные камни; плоская, унылая степь — однообразнаястепь.

IV.     Закрепление изученного.

1. Упр. 230,232.

2.  В данные предложения вставить однородные (часть) и неоднородные (II часть) определения.

Образец: 1. Сквозь чистую... воду видны были обтёсанные... камешки. Сквозь чистую, прозрачную воду видны были обтёсанные гладкие камешки. 2. Широкий... пляж тянулся вдоль моря. Широкий песчаный пляж тянулся вдоль моря.

часть

1)     Широкоплечий... человек открыл нам дверь.

2)  Полная... тишина заставляла напрягать слух.

3)  Сырой... ветер проникал сквозь одежду.

II  часть

1)      Бледная... луна освещала окрестность.

2)  Стояла бесснежная... зима.

3)  Старинные... стены окружали крепость.

4)  ... слюдяные окна едва пропускали свет в... крестьянскую избу.

3.               Синтаксический разбор.

1)      Над степью, заслонив солнце, в зените стояла вздыбленная ветром густо-лиловая градовая туча (М. Шолохов).

2)  В открытых, глубоких, освещенных солнцем прозрачных колдобинах плавали небольшие красноперые голавли. (И. Соколов-Микитов).

V.               Задание на дом:

упр. 231.








































Тема: «Знаки препинания при однородных определениях»


Цель: развить умение различать однородные и неоднородные определения; выработать пунктуационный навык.

I. Разминка (устная) перед самостоятельной работой.

Учитель читает предложения и, обращаясь к учащимся, предлагает указать, какие определения в них однородные, а какие неоднородные, и кратко обосновать свое мнение.

Образец: Был свежий осенний день.

Определения неоднородны, так как характеризуют предмет с разных сторон (температура и время года), они не произносятся с перечислительной интонацией, между ними нельзя вставить союз и.Определение свежий относится к словосочетанию осенний день.

]. Было тихое летнее утро (И. Тургенев). 2. Стал накрапывать редкий, мелкий дождь (А. Чехов). 3. Стояла светлая, безлунная звёздная ночь (А. Фадеев).   4. Она  походила  на молодую,   стройную,  гибкую  берёзу.

5.      Чистая тёмно-зелёная глубокая вода окружала пароход (В. Катаев).

6.      По Невскому шел маленький, сморщенный старичок с орденом на шее (А. Чехов). 7. Необъятный небесный свод раздался, раздвинулся ещё необъятнее (Н. Гоголь). 8. Ракета неслась на второй космической скорости. 9. Ткань окрашена в яркие, веселые тона.

II.              Самостоятельная работа.
Упр. 234.

III.              Дополнительное задание для закрепления изученного.

В данных предложениях найти однородные и неоднородные определения. Проставить знаки препинания.

Л Я стою очарованный онемевший от восторга и любви к этому весёлому тёплому зубастому человеку. 2. Много врагов у бедного беззащитного зайца. 3. В этом большом сером помещичьем доме я родился. 4. Заросшая дорога ведёт через старый сосновый лес.

IV.               Задание на дом:
упр. 232.














Тема: «Категория состояния как часть речи»

Цель: дать понятие о новой части речи - категории состояния, показать ее особенности.

Методические приемы: объяснение учителя, лингвистический разбор, тренировочные упражнения.

Ход урока

I.    Лингвистическая разминка

-             Найдите в словаре толкования слова категория.
Категория 
(с греческого - высказывание, суждение):

1)     Философское понятие, отражающее наиболее общие свойства и связи явлений материального мира(категория времени).

2)     В научной терминологии: родовое понятие, обозначающее ряд предметов или наиболее общий их признак(грамматические категории).

3)     Разряд, группа однородных предметов, явлений, лиц (возрастная категория).

Опережающее задание: после изучения темы ответить на вопрос «Какое значение слова категория применимо к изучаемой теме?»

-             Сделайте фонетический разбор слова категория.

II.    Изучение темы «Категория состояния как часть речи»

1.           Сопоставительный анализ предложений.

-             Сравним записанные на доске пары предложений, обозначим
грамматические основы:

\)Лицо темнеет от загара. Летом на юге темнеет очень быстро.

2) Весь июль солнце пекло немилосердно. Весь июль пекло немилосердно.

(В первых предложениях каждой пары грамматическая основа состоит из подлежащего и сказуемого-глагола: Лицо темнеет, солнце пекло. Во вторых предложениях каждой пары грамматическая основа состоит только из сказуемого:темнеет, пекло. В этих предложениях нет и не.может быть подлежащего. Они передают состояние окружающей среды, которое меняется независимо от действия каких-либо внешних сил. Часть речи, с помощью которой обозначается состояние природы или человека, и есть категория состояния.)

-             Как мы только что заметили, отличить категорию состояния от глагола часто можно лишь в контексте, в предложении. Однако есть и особые слова, которые не перепутаешь ни с какой другой частью речи. Прочитайте теоретический материал учебника - § 45, с. 124-125 - и найдите такие слова.

2.           Самостоятельное изучение теоретического материала учебника.
Слова, которые относятся только к категории состояния: знобило, дышится.

3.           Беседа по изученному материалу.

-             Что общего у категории состояния и наречия? (Слова категории состояния тоже не изменяются; как и наречия, могут быть выражены в сравнительной степени.)

 Что общего у категории состояния и глагола? (Слова категории состояния, как и глагол-сказуемое, синтаксически независимы,)

-      С какими глаголами сочетаются слова категории состояния? (Быть, становиться, делаться.)

III. Выполнение упражнений

1.    Упражнение 275: устный разбор, письменное выполнение.

2.    Упражнение 276: самостоятельная работа, обсуждение в классе.

Домашнее задание

1.      §45.

2.      Упражнение 277.








































Тема: «Употребление степеней сравнения слов категории состояния в речи. Научное сообщение».

Цель: показать роль слов категории состояния в речи.

Методические приемы: лингвистический разбор, элементы анализа текста, реализация межпредметных связей с литературой.

Ход урока

I. Лингвистическая разминка                      '

-             Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы и знаки
препинания, сделайте синтаксический разбор предложения,
обозначить части речи.

Судя по тормозному пути машину пов...ло (с)начал... (в)лев... потомре(з, с)ко бросило (в)прав... (Б. Акунин.)

(Судя по тормозному пути, машину повело сначала влево, потом резко бросило вправо. Наречия сначала, влево, потом, резко, вправо; слова категории состояния: повело, бросило.)

II.    Проверка домашнего задания

Упражнение 279: выразительное чтение, краткий пересказ отрывков, выполнение заданий.

Комментарий. Тип текста первого отрывка - повествование: выделенные слова показывают ряд последовательных действий.

Словосочетания с наречиями: жестоко страдал, только теперь почувствовал.

Словосочетания со словами категории состояния: было стыдно, стало необыкновенно весело, как хорошо выйти, как славно и легко на душе.

III.     Употребление слов категории состояния в художественной
речи

Задание: найти или вспомнить предложения со словами категории состояния из художественных произведений и записать их.

Можно устроить соревнование: кто за определенное время (8-10 минут) найдет больше примеров. Учитывается и выразительность примеров.

Например:

1)           На другой день гусару стало хуже. (А.С. Пушкин, «Станционный смотритель».)

Сказуемое стало хуже выражено словами категории состояния. Обратим внимание на форму сравнительной степени плохо -хуже: она образуется от другого корня, так же как форма лучше от слова хорошо.

2)           Уж вот он: мне душно, мне тяжко дышать. (В.А. Жуковский.)

3)                                     С души как бремя скатится,
Сомненья далеко -

И верится, и плачется, И так легко, легко...

(М. Лермонтов.)

4)      В сухом и чистом воздухе пахнет полынью, сжатой рожью, гречихой. (И.С. Тургенев.)

5)      Маленькой елочке холодно зимой.

- Сделаем вывод: слова категории состояния часто употребляются в художественной речи для передачи эмоционального, интеллектуального, физического состояния человека, состояния природы (описание пейзажей).

Домашнее задание

1.§45.

2. Упражнение 281 (подготовка к сжатому изложению).








































Тема «Синтаксическая роль слов категории состояния.»

Цели: показать порядок разбора слов категории состояния; совершенствовать навыки анализа и пересказа текста.

Методические приемы: лингвистический разбор, элементы анализа текста, сжатое изложение.

Ход урока

I.   Лингвистическая разминка

-             Сделайте синтаксический разбор предложения, обозначьте
части речи.

Опадали последние, ослепительно желтые листья кленов, под ногами шуршало, небо ясное, воздух чист и прозрачен.

II.   Проверка домашнего задания

Беседа по вопросам упражнения 281.

Слова категории состояния: торжественно, тихо. Общее значение - состояние природы; синтаксическая роль - сказуемые.

Стиль текста - художественный с элементами публицистического (вопросительные предложения; цель текста - привлечь внимание к красоте родной земли, научить видеть необыкновенное в обыкновенном.)

III.    Сжатое изложение

Учитель читает текст один раз, ученики пересказывают текст в 4-6 предложениях.

IV.    Изучение темы «Морфологический разбор категории
состояния»

План морфологического разбора дается в учебнике - § 46, с. 128. Ученики изучают тему самостоятельно. Обсуждение вопроса:

-             Почему планы морфологического разбора именных частей речи и глагола более развернутые, чем планы морфологического разбора деепричастия, наречия и категории состояния?
(Деепричастие, наречие и категория состояния — неизменяемые части речи, поэтому у них невелик набор грамматических признаков.)

V.    Выполнение упражнений

Упражнение 280: морфологический разбор слов категории состояния. Разбор слов из 1-го предложения выполняется у доски (письменно и устно), слов из 2-го и 3-го предложений - 1-й вариант, из 4-го и 5-го предложений - 2-й вариант (письменно в тетрадях).

Домашнее задание 1- §46.

2. Упражнение 282.






Тема: «Причастие как часть речи»

Цели: дать понятие о причастии как о части речи; показать связь причастия с прилагательным и с глаголом; развивать логическое мышление учеников.

Методические приемы: объяснения учителя, выполнение упражнений, словарная работа.

Ход урока

I.    Проверка домашнего задания

Чтение и обсуждение сочинений (по 1-2 сочинения на каждую тему).

II.    Объяснение темы «Причастие как часть речи»

Слово учителя.

Мы продолжаем изучение большой темы - «Морфология и орфография». В предыдущих классах мы изучали именные части речи: существительное, прилагательное, числительное, местоимение -и еще одну важнейшую самостоятельную часть речи - глагол. Имен- -но с глаголом тесно связаны части речи, которые нам предстоитизучать в течение примерно двух четвертей. Речь идет о причастии и деепричастии. Как видите, эти части речи сходны по звучанию. Главное же их сходство - в несомненной связи с глаголом.

Сразу отметим, что значительная часть ученых-лингвистов, языковедов, считает причастие и деепричастие не самостоятельными

частями речи, а особыми формами глагола. В процессе изучения попробуем найти аргументы в пользу обеих точек зрения. Разумеется, вы имеете право на своё мнение по этой лингвистической проблеме. Но для этого необходимо глубокое изучение вопроса.

Итак, начинаем новую тему - «Причастие».

Рассмотрим выразительный пример, приведенный в учебнике.

III. Работа с учебником

1. Чтение §9 (с. 24).

2.      Обсуждение вопросов.

Заметим, что оба слова: летучий и летящий - обозначают признаки предметов, отвечают на один и тот же вопрос (какой?) и отличаются одной лишь буквой. Вдумаемся в смысл этих определений.

Слово летучий обозначает постоянный признак предмета. Этот признак присущ семенам деревьев всегда, это постоянное свойство семян, их особенность. Мы не можем сказать то же самое о камне. Постоянное свойство камня - неподвижность. Лететь он будет, причем лишь какое-то время, только если его бросить или если егостолкнет, предположим, лавиной.

-      Как называются семена деревьев? Какие они? (Летучие.)

-      Как назвать камень, который летит? Какой он? (Летящий.) В первом случае перед нами определение-прилагательное. Во

втором - определение-причастие.

-      В чем сходство прилагательного и причастия? (Отвечают на один и тот же вопрос, обозначают признак предмета.)

-      В чем разница? (Прилагательное обозначает постоянный признак предмета. Причастие обозначает признак предмета по действию, и этот признак проявляется не постоянно, а во времени. Причастие можно заменить оборотом: тот, который делает что-либо или тот, с которым делают (сделали) что-либо.)

Действие может производить сам предмет: работающий компьютер (тот, который работает); улыбающийся ребенок (тот, который улыбается); продолжающийся разговор (тот, который продолжается) и т. д.

Но действие не всегда производит сам предмет. Иногда над ним производится действие: придуманная история(та, которую кто-то придумал); решаемая задача (та, которую кто-то решает); включенный телевизор (тот, который кто-то включил).

3.  Задание: подобрать примеры причастий, доказать принадлежность слова к причастиям.

IV. Выполнение упражнений

1.        Упражнение 52. Наблюдения, ответы на вопросы, вывод -причастие изменяется так же, как прилагательное, и зависит от существительного, к которому относится.

2.        Упражнение 53. Находим признаки глагола у причастия, делаем вывод: причасти, как и глагол, имеет формы настоящего и прошедшего времени.

Дополнительный вопрос:

- Может ли причастие стоять в будущем времени? Почему? Вывод очевиден: не может. Будущего времени у причастия нет: признака по действию в будущем не существует.

3.      Упражнение 54: выразительное чтение, письменное выполнение на доске и в тетрадях. Задаем вопросы к причастиям, подчеркиваем их как определения: спаленной, ночующий, белеющих,

4.      Упражнение 55: чтение теоретического материала на с. 25 и его обсуждение.

5.      Упражнение 56: выразительное чтение, определение стиля ;" текста (художественный), самостоятельная работа (письменно).

Домашнее задание 1.§9.

2.      Упражнение 57.
















М. Ю. ЛЕРМОНТОВ – ПЕВЕЦ СВОБОДЫ. ЛЕРМОНТОВСКИЙ КАВКАЗ. «Мцыри». одиночество героя, его стремдление к вольности-черты романтической личности.

Цель урока: вспомнить уже изученные произведения М. Ю. Лермонтова, сосредоточив внимание на романтической направленности его стихотворений, на восприятии Лермонтовым Кавказа; работать над выразительным чтением стихотворений Лермонтова, познакомить с поэмой «Мцыри».

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы и целей урока.

1. Звучит тихая музыка (например пьеса «Октябрь» из «Времен года» Чайковского).

2. Слово учителя (на фоне музыки).

«Это было странное, загадочное существо – царскосельский лейб-гусар, живший на Колпинской улице и ездивший в Петербург верхом, потому что бабушке казалась опасной железная дорога, хотя не казались опасными передовые позиции, где, кстати говоря, поручик Лермонтов был представлен к награде за храбрость. Он не увидел царские парки с их растреллиями 1 (см. Примечание), камеронами2 (см. Примечание)и лжеготикой3 (см. Примечание), зато заметил, как «сквозь туман кремнистый путь блестит»4 (см. Примечание), он оставил без внимания знаменитые петергофские фонтаны, чтобы, глядя на Маркизову Лужу5 (см. Примечание), задумчиво произнести: «Белеет парус одинокий...».

Он, может быть, много и недослушал, но твердо запомнил, что «...пела русалка над синей водой, полна непонятной тоской...»6 (см. Примечание).

Он подражал в стихах Пушкину и Байрону и вдруг начал писать нечто такое, где он никому не подражал, зато всем уже целый век хочется подражать ему. Но совершенно очевидно, что это невозможно... Слово слушается его, как змея заклинателя: от почти площадной эпиграммы до молитвы. Слова, сказанные им о влюбленности, не имеют себе равных ни в какой поэзии мира. Это так неожиданно, так просто и так бездонно:

                               Есть речи – значенье

                               Темно иль ничтожно,

                               Но им без волненья

                               Внимать невозможно.

Если бы он написал только это стихотворение, он был бы уже великим поэтом.

Я уже не говорю о его прозе. Здесь он обогнал самого себя на сто лет и в каждой своей вещи разрушает миф о том, что проза лишь достояние зрелого возраста...

...До сих пор не только могила, но и место его гибели полны памяти о нем. Кажется, что над Кавказом витает его дух, перекликаясь с духом другого великого поэта.

                                   Здесь Пушкина изгнанье началось

                                   И Лермонтова кончилось изгнанье...»

Анна Ахматова

Итак, как вы уже поняли, сегодня вновь состоится наша встреча с Михаилом Юрьевичем Лермонтовым.

(На экран проецируется портрет Лермонтова.)

Вспомним заключительные строки стихотворений «Прощай, немытая Россия»; «Быть может, за хребтом Кавказа...».

В чем смысл лермонтовского «Быть может...»? И почему эти строки венчают стихотворение, «облитое горечью и злостью», и смягчают его, снимают даже, кажется, «горечь и злость» лермонтовской отповеди «стране рабов, стране господ»?

Что ж, мы вновь на Кавказе Лермонтова. Вспомните отроческие стихи Лермонтова «Кавказ! Далекая страна! / Жилище вольности простой!», «Люблю я цепи синих гор»,  «Синие горы Кавказа, приветствую вас!».

(Демонстрируются иллюстрации, подготовленные ученики читают стихотворение в прозе «Синие горы Кавказа, приветствую вас!»)

***

Синие горы Кавказа, приветствую вас! Вы взлелеяли детство мое; вы носили меня на своих одичалых хребтах, облаками меня одевали, вы к небу меня приучили, и я с той поры все мечтаю об вас да о небе. Престолы природы, с которых как дым улетают громовые тучи, кто раз лишь на ваших вершинах творцу помолился, тот жизнь презирает, хотя в то мгновенье гордился он ею!..

***

Часто во время зари я глядел на снега и далекие льдины утесов; они так сияли в лучах восходящего солнца и, в розовый блеск одеваясь, они, между тем как внизу все темно, возвещали прохожему утро. И розовый цвет их подобился цвету стыда: как будто девицы, когда вдруг увидят мужчину, купаясь, в таком уж смущенье, что белой одежды накинуть на грудь не успеют.

Как я любил твои бури, Кавказ! Те пустынные громкие бури, которым пещеры как стражи ночей отвечают!.. На гладком холме одинокое дерево, ветром, дождями нагнутое, иль виноградник, шумящий в ущелье, и путь неизвестный над пропастью, где, покрываясь пеной, бежит безымянная речка; и выстрел нежданный, и страх после выстрела: враг ли коварный, иль просто охотник... Все, все в этом крае прекрасно.

***

Воздух там чист, как молитва ребенка. И люди, как вольные птицы, живут беззаботно; война их стихия; и в смуглых чертах их душа говорит, в дымной сакле, землей иль сухим тростником покровенной, таятся их жены и девы и чистят оружье, и шьют серебром – в тишине увядая душою – желающей, южной, с цепями судьбы незнакомой.

Достаточно вспомнить строки, созданные поэтом на Кавказе, «Божий сад», что открылся его герою в поэме «Мцыри». Именно здесь, упоение очарованием красоты земли, «где люди вольны, как орлы», и бесстрашны, как Мцыри, победивший и плен, и барса, – достаточно поэмы «Мцыри», чтобы изумиться предчувствию Лермонтова, что Кавказ принесет ему освобождение. А если вслед за «Мцыри» вчитаться в поэму «Демон», не только в строки: «на воздушном океане, / Без руля и без ветрил, / Тихо плавают в тумане / Хоры стройные светил...», но и в эти, еще неизвестные вам: «...И дик, и чуден был вокруг / Весь Божий мир ... / Роскошной Грузии долины / Ковром раскинулись вдали; / Счастливый, пышный край земли!.. / И блеск, и жизнь, и шум листов, / Стозвучный говор голосов, / Дыханье тысячи растений!.. »? Кажется, поэт купается в красках Кавказа, в его сказочно-райском очаровании, и лермонтовский образ «Божий сад», повторенный и живописно развернутый в «Демоне», отнюдь не преувеличение.

О, если бы Лермонтов знал, что на Кавказе он погибнет! Но Кавказ здесь ни при чем: соотечественник поэта Мартынов вызовет его на дуэль... И все-таки: если бы Лермонтов знал, что на Кавказе оборвется его жизнь...

Лермонтовский Кавказ... Он удивителен так же, как и судьба поэта: поручик Лермонтов прибыл на Кавказ для участия в военных действиях... Как же разрешить это противоречие: война и – лермонтовское упоение Кавказом?

3. Чтение подготовленным учеником «Казачьей колыбельной песни» Лермонтова («Спи, младенец мой прекрасный...») с последующим обсуждением.

Что особенно изумило вас в «Колыбельной» – и в содержании ее, и в поэтической форме? И конечно же, какие-то строки сразу остались в памяти? (Да, о «злом чеченце», что «точит свой кинжал».)

Но тема эта тут же обрывается, и не предчувствием подвигов и побед, а тревогой матери-казачки за судьбу сына, хоть и «богатыря», «казака духом», пронизана песня матери: ее единственная надежда – «образок святой» и ее благословение... Тот ли это Кавказ, который воспел Лермонтов в других своих произведениях?

4. Чтение и обсуждение стихотворения «Валерик».

– А теперь – лермонтовское «письмо» («Я к вам пишу случайно, право, / Не знаю, как и для чего...»): «Раз – это было под Гихами...».

(Чтение подготовленным учеником стихотворения «Валерик» или одного из его фрагментов.)

Что же создал Лермонтов в стихотворении, озаглавленном «Валерик», и почему «Валерик»? (Да, картины войны! Кавказской войны! Но война и в «Бородино»... Но здесь другая (!) война.)

Сравните ее с войной в лермонтовском «Бородино». Сравните страницы «Войны и мира» с лермонтовским «Валериком». Что, на ваш взгляд, сильнее?

Мы-то с вами читали страницы Толстого немного раньше лермонтовского «Валерика», в 5 классе, а написано лермонтовское стихотворение за два с лишним десятилетия до романа Толстого! Помните, мы цитировали признания Толстого в том, что лермонтовское «Бородино» – «зерно» «Войны и мира». Несомненно, «Война и мир» восходит и к «Валерику» Лермонтова!

И все-таки: к какому из двух его «батальных» стихотворений ближе роман Толстого, судя хотя бы по отрывку, озаглавленному в нашей давней хрестоматии «Петя Ростов»?

«Валерик» написан как послание, точнее, как письмо! Существенно ли это уточнение: может быть, «послание» и «письмо» – примерно одно и то же? Почему же поэт избрал все-таки жанр письма, редчайший в поэзии? (Несомненно: это сегодняшнее стихотворение! Кажется, только что написанное – ради нас!)

Не забыли заглавие стихотворения?

Да, «Валерик»! Ничего поразительного не происходит с этим заглавным словом, означающим, казалось бы, лишь место ожесточенного сражения. Откуда вдруг «перевод на ваш (на наш!) язык»: «Речка смерти» (ведь этой подробности – «перевода», принадлежащей не автору, а чеченцу! – могло бы и не быть!)?

Но поверили ли вы в эту «речку смерти»?

Как поэт сумел создать столь беспощадно правдивый образ войны?

Почему «Валерик» взволновал вас намного сильнее, даже потряс, чего вряд ли можно сказать о лермонтовском «Бородино», как бы мы ни восхищались им?

Насколько сражение в «Валерике» зримо и подробно, причем предельно просто, буднично, узнаваемо!

Но все ли мы открыли в гениальном лермонтовском создании? Во имя чего поэт написал его?

Как встретили лермонтовское обращение к человеку? Пожалуй, не может не удивить, даже обидеть, его неожиданное «Жалкий человек!» Но оправданно ли у Лермонтова это «жалкий» – не только в стихотворении в целом, но и в пределах строк, открывающихся этим обращением, и в какое мгновение поэт их произносит? Случайно ли они следуют за строками 
о красоте и величии Кавказа?

III. Изучение новой темы (поэма «Мцыри», введение).

 Вот мы и подошли к еще одному «кавказскому» произведению – поэме «Мцыри».

1. Рассказ подготовленного ученика об истории возникновения замысла поэмы (рассказ П. А. Висковатова7 (см. Примечание) со слов А. П. Шан-Гирея8 (см. Примечание) и А. А. Хастатова9 (см. Примечание)).

«Когда Лермонтов, странствуя по старой Военно-Грузинской дороге, изучал местные сказания, видоизменившие поэму «Демон», он наткнулся в Мцхете ... (демонстрация фотоснимка полуразрушенного монастыря в Мцхете) на одинокого монаха, или, вернее, старого монастырского служку, «бэри» по-грузински. Сторож был последний из братии упраздненного близлежащего монастыря. Лермонтов с ним разговорился и узнал от него, что родом он горец, плененный ребенком генералом Ермоловым во время экспедиции. Генерал его вез с собою и оставил заболевшего мальчика монастырской братии. Тут он и вырос; долго не мог свыкнуться с монастырем, тосковал и делал попытки к бегству в горы. Последствием одной такой попытки была долгая болезнь, приведшая его на край могилы. Излечившись, дикарь угомонился и остался в монастыре, где особенно привязался к старому монаху».

Кавказская поездка Лермонтова в 1837 году, несомненно, многое предопределила в истории создания «Мцыри». В тексте поэмы есть следы знакомства Лермонтова с кавказскими легендами, с народной песней о тигре и юноше, с поэмой Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре».

2. Слово учителя.

«Мцыри» – романтическая поэма о вольнолюбивом юноше, вырванном из родной среды во время Кавказской войны и воспитанном в чужом ему обществе.

С помощью словаря литературоведческих терминов вспомним, что такое поэма, определим понятие«романтизм», с которым мы уже встречались в 8 классе при изучении думы Рылеева «Смерть Ермака».

(Поэма – лироэпический жанр, стихотворное повествовательное произведение с развернутым сюжетом и ярко выраженной лирической оценкой того, о чем повествуется.

Романтизм – творческий метод, утверждающий диалектическое единство идеального и материального мира и их противоборство как основы развития событий. Романтизм утверждал безграничные возможности активной личности, способной подняться над социальными законами и переделать мир, воздействуя на его идеальную сущность.)

Отметим в тетрадях, что поэма создавалась в 1838–1839 гг., за два года до гибели Лермонтова на дуэли у подножия горы Машук.

Сохранилось воспоминание Андрея Николаевича Муравьева (1806–1874), писателя, брата декабриста, знакомого Пушкина, Грибоедова, Лермонтова о первом прочтении поэмы «Мцыри» самим поэтом:

«Мне случилось однажды, в Царском Селе, уловить лучшую минуту его (Лермонтова) вдохновения. В летний вечер я к нему зашел и застал его за письменным столом, с пылающим лицом и с огненными глазами, которые были у него особенно выразительны. «Что с тобою?» – спросил я. «Сядьте и слушайте», – сказал он и в ту же минуту, в порыве восторга, прочел мне, от начала и до конца, всю свою великолепную поэму «Мцыри» (послушник по-грузински), которая только что вылилась из-под его вдохновенного пера. Внимая ему, и сам пришел я в невольный восторг: так живо выхватил он, из ребер Кавказа, одну из его разительных сцен и облек ее в живые образы пред очарованным взором. Никогда никакая повесть не производила на меня столь сильного впечатления. Много раз впоследствии перечитывал я его «Мцыри», но уже не та была свежесть красок, как при первом одушевленном чтении самого поэта».

Послушаем и мы поэму.

3. Чтение поэмы учителем (ученики продолжают чтение).

Домашнее задание: прочитать поэму до конца; составить цитатный план I–VIII гл


Мастерство Л.Н. Толстого-романиста.

«Я СТАРАЛСЯ ПИСАТЬ ИСТОРИЮ НАРОДА» (Л. Н. ТОЛСТОЙ)
ОСОБЕННОСТИ ЖАНРА И КОМПОЗИЦИИ.

Цель: познакомить учащихся с историей написания «Войны и мира»; выяснить, в чем заключается жанровое своеобразие и особенности композиции; объяснить смысл названия.

Ход урока

I. Рассказ учителя (краткое изложение).

Колоссальное четырехтомное произведение «Война и мир» Лев Николаевич Толстой писал в течение 6 лет с 1863 по 1869 годы. Характеризуя свою работу, он указывал, что собирал и изучал исторические материалы «с рвением ученого». Толстой не только скрупулезно исследовал архивы, документы, исторические книги и труды, но и встречался с ветеранами, участниками Отечественной войны 1812 года, даже побывал на Бородинском поле.

Первоначально Толстой задумал написать повесть «Декабристы», герой которой Петр Иванович Лабазов – возвратившийся из сибирской ссылки декабрист. Но скоро писатель пришел к новому замыслу, к эпохе 1825 года, эпохе «несчастий» своего героя. Петр Иванович Лабазов из повести «Декабрист» в результате… превратился в Петра Кирилловича Безухова, а потом и в Пьера.

Толстой задумал показать и молодость декабриста, а это 1812 год, «время торжества России» в войне с Наполеоном. Затем обратился к более ранней эпохе 1805–1807 гг., времени «неудач» и «срама» России.

Таким образом, по замыслу Толстого, герой, и уже не один («а многие… герои и героини»), должен пройти через исторические события 1805, 1807, 1812, 1856 годов. Полностью этот замысел осуществить не удалось.

На страницах «Войны и мира» Толстой сумел объединить громадный и разноликий материал. Поражает количество действующих лиц в произведении, их более 600.

Время действия в «Войне и мире» – 15 лет (с 1805 по 1820 гг.). События происходят то в Москве и Петербурге, то в дворянских поместьях, то за границей, в Австрии.

По признанию Льва Николаевича Толстого, в своем произведении он «любил мысль народную». В ранних рукописях есть такая запись: «Я старался писать «историю народа». «Мысль народная» положена великим писателем в основу характеристики героев произведения, исторических событий и исторических деятелей.

II. Выступления учащихся с индивидуальными заданиями.

1. О ЗАГЛАВИИ РОМАНА

Первоначальное – «Три поры», затем «1805 год», новый вариант – «Все хорошо, что хорошо кончается», последнее – «Война и мир».

Вопрос: В чем смысл заглавия? («Война» – это военные действия, сражения, «война» – это непонимание, вражда, разъединение людей.

«Мир» – это жизнь народа без войны, это и та «общность, то единение, к которому должны стремиться люди» [9. С. 213].)

2. О ЖАНРЕ

Л. Н. Толстой отказывается дать жанровое определение «Войне и миру»: «Это не роман, еще менее поэма, еще менее историческая хроника. «Война и мир» есть то, что хотел и мог выразить автор в той форме, в которой оно выразилось», но исследователи творчества Толстого назвали «Войну и мир»романом-эпопеей.

Роман-эпопея повествует о важнейших исторических событиях, рассказывает о различных сторонах жизни народа, освещает взгляды, а также быт и нравы различных слоев общества.

3. О КОМПОЗИЦИИ И СЮЖЕТЕ

Композиция (построение, расположение и взаимосвязь всех частей, образов, эпизодов, сцен в произведении; членение на части, главы, действия; способ повествования; место и роль описаний, монологов и диалогов) поражает своей сложностью.

Широко изображен социально-исторический и семейно-бытовой фон эпохи. Исторические сцены, сцены частной жизни и философские рассуждения в «Войне и мире» «перемешаны». Ю. В. Лебедев назвал это «божественной бессмыслицей» и посчитал важнейшим композиционным элементом книги [13].

В романе раскрываются два основных конфликта: борьба России с армией Наполеона (кульминация – Бородинское сражение, развязка – разгром Наполеона) и борьба передовых дворян с «консерватизмом правительственных сфер и общественного быта» (кульминация – спор П. Безухова с Николаем Ростовым, развязка – вступление П. Безухова в тайное общество).

Один из приемов композиции – антитеза (противопоставление). Важную роль в романе играютвнутренние параллели, или сопоставления.

Большое внимание писатель уделяет изображению переломов, перемен в общественной жизни.

В романе-эпопее множество сюжетов, для каждой сюжетной линии – своя завязка. В основе сюжетов – духовные искания своего места в жизни любимых героев писателя.

4. СИСТЕМА ОБРАЗОВ В РОМАНЕ-ЭПОПЕЕ

В центре – хроника жизни дворянских семей (Болконских, Ростовых, Безуховых, Курагиных).

Домашнее задание.

1. Дочитать I том до конца.

2. Прочитать по учебнику о творческой истории «Войны и мира», об особенностях композиции и сюжета, о смысле названия.

3. Анализ эпизодов:

џ «В салоне А. П. Шерер» (главы 1–5).

Вопросы:

1) Что представляют собой хозяйка салона и ее гости? (Обратите внимание на внешность, одежду, поведение, манеру общения гостей.)

2) В чем смысл жизни завсегдатаев светского салона?

3) Чем отличаются Пьер и Андрей от гостей?

џ «В доме графа Безухова» (главы 18–21).

Вопросы:

1) Расскажите о борьбе за завещание умирающего графа.

2) Как изменилось отношение к Пьеру, когда он разбогател?


План-конспект урока "ОДНОРОДНЫЕ И НЕОДНОРОДНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ"
  • Русский язык и литература
Описание:

Цель: дать понятие об однородности и неоднородности определе­ний; выработать пунктуационный навык.

I. Словарный диктант.

Жаропонижающий препарат, жар-птица, желтовато-красный цвет, желтоволосый юноша, жизненно важный объект, жилищно-бытовые условия, зеленоглазый ребёнок, серо-зелёный оттенок.

II. Конструирование предложений с однородными членами по
схемам:

III. Новый материал.

Знакомство с однородными и неоднородными определениями про­исходит при анализе предложений из упр. 229. Затем учащиеся читают и разбирают теоретические сведения о них, с. 106.

Самостоятельный анализ словосочетаний с определениями и допол­нительный вывод.

Сочная, пышная зелень - определения характеризуют предмет с од­ной стороны.

Красные, синие, зелёные ленты - определения называют различные признаки нескольких однотипных предметов.

Вопрос: возможно ли между определениями вставить союз и?

Высокий зелёный забор. ~\ Определение характеризует

Остроконечная железная крыша _J предмет с разных сторон.

Автор Игенов Азат Есетович
Дата добавления 12.11.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Конспекты
Просмотров 832
Номер материала MA-062216
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓