Инфоурок Математика КонспектыПлан-конспект урока "Измерение углов. Транспортир"(5 класс)

План-конспект урока "Измерение углов. Транспортир"(5 класс)

Скачать материал

План-конспект урока.

Измерение углов. Транспортир.

 Подготовила учитель математики
 МБОУ «СОШ № 40»
Телегина Надежда Николаевна

Цели урока:

 

Обучающая: ввести понятие величины угла. Познакомить с инструментами измерения углов.

Развивающая: формирование навыков и умений выполнять измерение углов, работать с чертежными инструментами, умений обобщать; развитие качеств мышления: гибкость, целенаправленность, критичность.

Воспитывающая: развитие познавательного интереса, воображения, геометрической зоркости в творческой деятельности; Воспитание аккуратности, товарищеской поддержки, интереса к оперированию геометрическими понятиями и образами, привитие интереса к геометрии.

 

Ход урока

1. Устные упражнения (разминка)

0,14+0,06                3,18-1,08             0,42

2-0,7                        2,06+1,04            0,32

100*0,012                5,4*0,1                0,052

0,42:7                       4,08:4                  0,13

 

2. Учитель подводит обучающихся к формулировке темы и цели урока.

 

Скажите, как можно сравнить отрезки ? А углы? (Наложением)

Углы, так же как и отрезки можно сравнивать не только наложением, но и с помощью измерения.

Для построения и измерения углов используют специальный прибор. Как он называется, вы узнаете, отгадав кроссворд.(Работа в парах)

 

http://doc4web.ru/uploads/files/69/69456/hello_html_m1425dc26.png

1.  Результат деления.
2.  Лучи образующие угол.
3.  Точка, из которой выходят лучи образующие угол.
4.  Угол, который образуют два дополнительных друг другу луча.
5.  Результат сложения.
6.  Угол, который составляет половину развернутого угла.
7.  Инструмент, который используют для построения прямого угла.
8.  Угол, меньше прямого.
9.  Угол, больше прямого, но меньше развернутого.
10. Результат умножения.
11. Результат вычитания.

Учитель демонстрирует учащимся транспортир.

Для измерения углов применяют транспортир. 

Сформулируйте тему и цель урока.

 

3. Изучение нового.

 

Положите перед собой транспортиры. Вы видите, какие они разные, но у всех есть нечто общее, о чем мы сейчас будем говорить.

Слайд. Итак, шкала транспортира. Она расположена на полуокружности и пронумерована 
от 0 до 180. Бывают шкалы двойные: нумерация идет слева направо и справа налево.

http://doc4web.ru/uploads/files/69/69456/hello_html_69d38208.jpg

Слайд . Также есть круглые транспортиры, шкала идет по кругу от 0 до 360, но она также разделена на две полуокружности.

http://doc4web.ru/uploads/files/69/69456/hello_html_m6528219f.jpg

Центр этой полуокружности отмечен на транспортире точкой или черточкой. Найдите на своем транспортире центр и покажите его.

Штрихи шкалы транспортира делят полуокружность на  180 равных частей. Лучи, проведенные из центра полуокружности через эти штрихи, образуют 180 углов, каждый из которых равен http://doc4web.ru/uploads/files/69/69456/hello_html_442376eb.png доле развернутого угла. Такие углы называют градусами.

Слайд .  Итак, градусом называют http://doc4web.ru/uploads/files/69/69456/hello_html_442376eb.png долю  развернутого угла. Градусы обозначают знаком  °. Каждое деление шкалы транспортира равно  1°.

Слайд 8.

 

 Историческая справка(выступление обучающегося с проектной работой)  Отгадайте шараду. Подсказка: первая часть – природное явление, вторая – есть у кошки.

Слово «градус» – латинское, означает «шаг», «ступень». Измерение углов в градусах появилось более 3 тыс. лет назад в Вавилоне. В расчетах там использовались шестидесятеричная система счисления, шестидесятеричные дроби.
С этим связано, что вавилонские математики и астрономы, а вслед за ними греческие и индийские, полный оборот (окружность) делили на 360 частей – градусов (шесть раз по шестьдесят), каждый градус – на 60 минут, а минуту – на 60 секунд:

http://doc4web.ru/uploads/files/69/69456/hello_html_m78feb01.png

 Объяснение учителя (с демонстрацией на доске), как с помощью транспортира можно измерить угол.

Слайд 9.

– Как измеряют углы с помощью транспортира?

1) Нужно вершину угла совместить с центром транспортира.
2) Одна сторона угла должна проходить через нулевую отметку (0° по шкале).
3) Вторая сторона угла должна пересекать шкалу. Нужно посмотреть, через какую  отметку проходит вторая сторона угла. Это и есть величина этого угла.

Если у транспортира есть две шкалы, то надо смотреть на отметку той шкалы, через ноль которой проходит одна из сторон угла.

 

4. Закрепление

По рис. определите градусные меры углов.

Задание в парах: начертите в тетради два  угла любой величины. Предложите соседу по парте его измерить. Оцените работу соседа.

 

 Практическая работа (в группах) Я- исследователь.

Каждой группе выдается набор углов: острый, прямой, тупой и развернутый.

 http://doc4web.ru/uploads/files/69/69456/hello_html_7d81bfa.jpg

Задания

·         Выберите из предложенных вам углов острый, тупой, прямой, развернутый.

·         Измерьте их градусную меру и запишите в тетрадях эти данные.

·         Сделайте вывод о градусной мере:

а) развернутого угла;
б) прямого угла;
в) острого угла;
г) тупого угла.

Вывод:

Слайд 10.

– развернутый угол равен 180°;
– прямой угол равен  90° (половина развернутого угла);
– острый угол меньше  90°;
– тупой угол больше  90°, но меньше  180°.

 

 Физкультурная пауза

·         Начертите рукой в воздухе  угол  90°,  180°.

·           Начертите рукой в воздухе острый угол, тупой угол.

·         Покажите рукой, где вокруг нас есть прямые углы.

·         Повернитесь на 180°. А теперь на  90°.

 

 

Упражнение для сохранения зрения

 Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд, а затем открыть их на такое же время. Повторять 4-5 раз. 
Быстро моргать в течение 10-12 секунд. Открыть глаза, отдыхать 10-12 секунд. Повторять несколько раз

 

Слайд.

Задание: Выполняется устно с использованием модели часов.

Какой угол образуют часовая и минутная стрелки часов:

а)  в 3 ч;                  в)  в 10 ч;                   д)  в 2 ч 30 мин;
б)  в 5 ч;                  г)  в 6 ч;                     е)  в 5 ч 30 мин?

Слайд 12. Покажите на рисунках, как расположены стрелки часов в указанное время. Запишите градусные меры углов, которые они образуют.

 

 

Задача  №1652

Луч  ОС  лежит внутри угла  АОВ, причем  http://doc4web.ru/uploads/files/69/69456/hello_html_m50b6bdbe.pngАОС = 37°, http://doc4web.ru/uploads/files/69/69456/hello_html_m50b6bdbe.pngВОС = 19°?.

Чему равен угол АОВ°

http://doc4web.ru/uploads/files/69/69456/hello_html_2fc49ff0.png

 

 

Игра: Внимание! Если я читаю верное утверждение, то Вы хлопаете в ладошки; если неверное, то поднимаете вверх руки.

 

Единицы измерения углов: миллиметры, сантиметры?
Единицы измерения углов: миллиграммы, килограммы?
Единицы измерения углов: градусы, минуты?
Развёрнутый угол имеет градусную меру 100°?

5) Развёрнутый угол имеет градусную меру 90°?

6) Развёрнутый угол равен 180°?

7) Прямой угол равен 160°?

8) Прямой угол равен 90°?

9) Острый угол больше прямого?

10 )Острый угол равен прямому?

11) Острый угол меньше прямого?

12) Тупой угол меньше прямого?

13) Тупой угол всегда больше прямого и меньше развёрнутого?

14) Угол, меньше 90° называется острым?

15) Угол, больше 90°, но меньший 180°, называется тупым углом?

 

 Итог урока

Какую цель достиг каждый из вас?   (высказывают свое мнение )

Оцените свою работу на уроке:

1.     если все было понятно и выполняли задание  без ошибок – 5;

2.     если все поняли, но допускали ошибки – 4;

3.     если многое было непонятно – то поработаем на следующем уроке.

Нарисуйте свое настроение на доске.

IX. Задание на дом

п. 42,  №1671,  №1683,  №1684..



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Измерьте углы, изображенные на рисунке и запишите их градусные меры.

http://festival.1september.ru/articles/589188/img7.gif

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фамилия и имя ________________________________________________________________

Лист самооценки

№ п/п

Задание

Количество ошибок

Количество правильных ответов

Моя оценка

Оценка учителя

1

Устные упражнения

 

 

 

 

 

2

Работа в паре

 

 

 

 

3

Работа в группе

 

 

 

 

4

Задания с использованием модели часов

 

 

 

 

5

Итог урока (дополнительный балл за каждый правильный ответ)

 

 

 

 

6

Общая оценка за урок

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "План-конспект урока "Измерение углов. Транспортир"(5 класс)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Менеджер образования

Получите профессию

HR-менеджер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

План-конспект урока.Измерение углов. Транспортир. Подготовила учитель математики МБОУ «СОШ № 40» Телегина Надежда НиколаевнаЦели урока:Обучающая: ввести понятие величины угла. Познакомить с инструментами измерения углов.Развивающая: формирование навыков и умений выполнять измерение углов, работать с чертежными инструментами, умений обобщать; развитие качеств мышления: гибкость, целенаправленность, критичность.Воспитывающая: развитие познавательного интереса, воображения, геометрической зоркости в творческой деятельности; Воспитание аккуратности, товарищеской поддержки, интереса к оперированию геометрическими понятиями и образами, привитие интереса к геометрии.Ход урока1. Устные упражнения (разминка)0,14+0,06 3,18-1,08 0,422-0,7 2,06+1,04 0,32100*0,012 5,4*0,1 0,0520,42:7 4,08:4 0,132. Учитель подводит обучающихся к формулировке темы и цели урока.Скажите, как можно сравнить отрезки ? А углы? (Наложением)Углы, так же как и отрезки можно сравнивать не только наложением, но и с помощью измерения. Для построения и измерения углов используют специальный прибор. Как он называется, вы узнаете, отгадав кроссворд.(Работа в парах)1. Результат деления. 2. Лучи образующие угол. 3. Точка, из которой выходят лучи образующие угол. 4. Угол, который образуют два дополнительных друг другу луча. 5. Результат сложения. 6. Угол, который составляет половину развернутого угла. 7. Инструмент, который используют для построения прямого угла. 8. Угол, меньше прямого. 9. Угол, больше прямого, но меньше развернутого. 10. Результат умножения. 11. Результат вычитания.Учитель демонстрирует учащимся транспортир.Для измерения углов применяют транспортир. Сформулируйте тему и цель урока.3. Изучение нового.Положите перед собой транспортиры. Вы видите, какие они разные, но у всех есть нечто общее, о чем мы сейчас будем говорить.Слайд. Итак, шкала транспортира. Она расположена на полуокружности и пронумерована от 0 до 180. Бывают шкалы двойные: нумерация идет слева направо и справа налево.Слайд . Также есть круглые транспортиры, шкала идет по кругу от 0 до 360, но она также разделена на две полуокружности.Центр этой полуокружности отмечен на транспортире точкой или черточкой. Найдите на своем транспортире центр и покажите его.Штрихи шкалы транспортира делят полуокружность на 180 равных частей. Лучи, проведенные из центра полуокружности через эти штрихи, образуют 180 углов, каждый из которых равен доле развернутого угла. Такие углы называют градусами.Слайд . Итак, градусом называют долю развернутого угла. Градусы обозначают знаком °. Каждое деление шкалы транспортира равно 1°.Слайд 8. Историческая справка(выступление обучающегося с проектной работой)Отгадайте шараду. Подсказка: первая часть – природное явление, вторая – есть у кошки.Слово «градус» – латинское, означает «шаг», «ступень». Измерение углов в градусах появилось более 3 тыс. лет назад в Вавилоне. В расчетах там использовались шестидесятеричная система счисления, шестидесятеричные дроби.С этим связано, что вавилонские математики и астрономы, а вслед за ними греческие и индийские, полный оборот (окружность) делили на 360 частей – градусов (шесть раз по шестьдесят), каждый градус – на 60 минут, а минуту – на 60 секунд: Объяснение учителя (с демонстрацией на доске), как с помощью транспортира можно измерить угол.Слайд 9.– Как измеряют углы с помощью транспортира?1) Нужно вершину угла совместить с центром транспортира. 2) Одна сторона угла должна проходить через нулевую отметку (0° по шкале). 3) Вторая сторона угла должна пересекать шкалу. Нужно посмотреть, через какую отметку проходит вторая сторона угла. Это и есть величина этого угла.Если у транспортира есть две шкалы, то надо смотреть на отметку той шкалы, через ноль которой проходит одна из сторон угла.4. ЗакреплениеПо рис. определите градусные меры углов.Задание в парах: начертите в тетради два угла любой величины. Предложите соседу по парте его измерить. Оцените работу соседа. Практическая работа (в группах) Я- исследователь.Каждой группе выдается набор углов: острый, прямой, тупой и развернутый.ЗаданияВыберите из предложенных вам углов острый, тупой, прямой, развернутый.Измерьте их градусную меру и запишите в тетрадях эти данные.Сделайте вывод о градусной мере:а) развернутого угла; б) прямого угла; в) острого угла; г) тупого угла.Вывод:Слайд 10.– развернутый угол равен 180°; – прямой угол равен 90° (половина развернутого угла); – острый угол меньше 90°; – тупой угол больше 90°, но меньше 180°. Физкультурная паузаНачертите рукой в воздухе угол 90°, 180°. Начертите рукой в воздухе острый угол, тупой угол.Покажите рукой, где вокруг нас есть прямые углы.Повернитесь на 180°. А теперь на 90°.Упражнение для сохранения зрения Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд, а затем открыть их на такое же время. Повторять 4-5 раз. Быстро моргать в течение 10-12 секунд. Открыть глаза, отдыхать 10-12 секунд. Повторять несколько разСлайд.Задание: Выполняется устно с использованием модели часов.Какой угол образуют часовая и минутная стрелки часов:а) в 3 ч; в) в 10 ч; д) в 2 ч 30 мин; б) в 5 ч; г) в 6 ч; е) в 5 ч 30 мин?Слайд 12. Покажите на рисунках, как расположены стрелки часов в указанное время. Запишите градусные меры углов, которые они образуют.Задача №1652Луч ОС лежит внутри угла АОВ, причем АОС = 37°, ВОС = 19°?.Чему равен угол АОВ°Игра: Внимание! Если я читаю верное утверждение, то Вы хлопаете в ладошки; если неверное, то поднимаете вверх руки. Единицы измерения углов: миллиметры, сантиметры? Единицы измерения углов: миллиграммы, килограммы?

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 662 222 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Особенности изучения темы «Координатная плоскость», «Линейная функция и их графики» по математике в условиях реализации ФГОС ООО.
  • Учебник: «Математика (в 2 частях)», Виленкин А.Н., Жохов В.И., Чесноков А.С. и др.
  • Тема: 45. Координатная плоскость
  • 30.12.2020
  • 632
  • 3
«Математика (в 2 частях)», Виленкин А.Н., Жохов В.И., Чесноков А.С. и др.
Карточки для контрольного тестирования по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей"
  • Учебник: «Математика», Мерзляк А.Г., Полонский В.Б., Якир М.С./ Под ред. Подольского В.Е.
  • Тема: § 33. Сложение и вычитание десятичных дробей
  • 30.12.2020
  • 396
  • 22
«Математика», Мерзляк А.Г., Полонский В.Б., Якир М.С./ Под ред. Подольского В.Е.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 25.06.2020 636
    • DOCX 108.8 кбайт
    • 12 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Мустафина Валентина Михайловна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 97632
    • Всего материалов: 234

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Интернет-маркетолог

Интернет-маркетолог

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Реализация межпредметных связей при обучении математике в системе основного и среднего общего образования

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 22 человека из 14 регионов
  • Этот курс уже прошли 94 человека

Курс профессиональной переподготовки

Математика и информатика: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель математики и информатики

500/1000 ч.

от 8900 руб. от 4150 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 681 человек из 79 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 808 человек

Курс повышения квалификации

Применение математических знаний в повседневной жизни

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 32 человека из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 11 человек

Мини-курс

Продвинутые техники нарративного подхода в психологии

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 25 человек из 16 регионов

Мини-курс

Организация и контроль занятий со студентами специальных медицинских групп

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Эффективная корпоративная коммуникация

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе