Инфоурок Литература КонспектыПлан-конспект урока «Бессоюзное сложное предложение» (9 класс)

План-конспект урока «Бессоюзное сложное предложение» (9 класс)

Скачать материал

План-конспект урока

Тема: Бессоюзное сложное предложение

Тип урока: урок обобщения и повторения изученного

Вид урока: комбинированный урок с использованием ИКТ
Цель урока:

Обобщение и систематизация  знаний  по теме «Бессоюзные сложные предложения»

Задачи урока:
Образовательные:

1.                  Повторить различные случаи постановки знаков препинания в бессоюзных сложных предложениях на примере заданий разных типов.

2.                  Проанализировать конкретные примеры из классической литературы с целью закрепления знаний по теме.

Развивающие:

1.                  Развивать лингвистическую, информационную, коммуникативную компетентности.

Воспитательные:

1. Формировать личностный интерес к получению новой информации и ценностное отношение к предмету;                                                                                                        

2. Воспитывать потребность правильно оценивать собственную деятельность;

3. Формировать интерес к произведениям классиков

Используемый медиа-ресурс:

Презентация

Минимальное техническое оснащение класса:

·                        компьютер

·                        проектор

·                        экран

Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Целеполагание.
Ребята, сегодня у нас последний урок по теме «Бессоюзные сложные предложения». Давайте составим план нашего повторения. Что необходимо повторить?
Ответы учащихся (план записывается на доске).
- Вспомнить определение БСП;
- Вспомнить смысловые отношения между частями БСП;
- Повторить различные случаи постановки знаков препинания в БСП и условия постановки этих знаков препинания.
3. Актуализация знаний.
Чтение эпиграфа.
«Союзы не что иное суть, как средства, которыми идеи соединяются; итак, подобны они гвоздям и клею, которыми части такой махины сплочены и склеены бывают. И как те махины, в которых меньше клею и гвоздей видно, весьма лучший вид имеют, нежели те, в которых слоев и склеек много, так и слово важнее и великолепнее бывает, чем в нем союзов меньше».
М.В.Ломоносов.
Беседа о высказывании:
- О чем высказывание М.В.Ломоносова?
- С чем сравнивает автор союзы? Какой смысл имеет данное сравнение?
- Какова основная мысль высказывания?
- Связаны ли слова ученого с темой нашего урока?
- Согласны ли вы с мнением, «…слово (предложение) важнее и великолепнее бывает, чем в нем союзов меньше»?
- В чем важность и великолепие сложных предложений, связанных без союзов?
4. Отработка практических навыков.
Тренировочное упражнение 1.
Я поглядел кругом: торжественно и царственно стояла ночь; сырую свежесть позднего вечера сменила полуночная сухая теплынь, и ещё долго было ей лежать мягким пологом на заснувших полях; ещё много времени оставалось до первого лепета, до первых шорохов и шелестов утра, до первых росинок зари.
И.С.Тургенев
Задания:
- Согласны ли с высказыванием М.Ломоносова о том, что эти предложения «весьма лучший вид имеют»?
- Прокомментируйте знаки препинания и орфограммы, встретившиеся в тексте.
- Что особенного, тургеневского, вы заметили в одном этом предложении?
Тренировочное упражнение 2.
Расставь знаки препинания. Найди для каждого предложения соответствующую характеристику, соединив стрелкой предложение и его характеристику.
Я открыл глаза (?)утро зачиналось
Бессоюзное сложное предложение со значением перечисления
(запятая)
Кучер слезает(?) лошади фыркают(?) пристяжные оглядываются(?) коренная помахивает хвостом и прислоняет голову к дуге.
Бессоюзное сложное предложение со значением дополнения
(двоеточие)
Вы раздвините мокрый куст(?) вас так и обдаст накопившимся
запахом ночи…
Бессоюзное сложное предложение со значением следствия во второй части.
(тире)
Что-то снова зашумело в лесу (?) она встрепенулась.
Бессоюзное сложное предложение с быстрой сменой событий. (тире)
Тренировочное упражнение 3.
Поменяй местами части бессоюзного сложного предложения, запиши их, расставляя знаки препинания.
Проследи за произошедшими изменениями.
Распустилась берёза – время сеять овес. ( В первом предложении значение условия)
Широкая радуга стояла над лесами: где-то за озером шел небольшой дождь (значение причины)
Кто-то зажег спичку - мелькнул огонек (В первом предложении значение времени)
Идти было трудно: ноги вязли по щиколотку (значение причины)
Впереди непроходимое болото - напрямик не пробиться ( Во втором предложении значение следствия)
Тренировочное упражнение 4.
Продолжите предложения дважды так, чтобы получилось бессоюзное предложение, в котором употребляется: а) двоеточие; б) тире.
Я посмотрел вверх………..
Неутолимо хотелось пить………..
Погода стоит переменчивая………….
Тренировочное упражнение 5.
(Работа с презентацией)
5. Обобщение и систематизация.
Работа в группах
1. Отразите результаты сегодняшнего повторения в схеме-памятке, которая поможет вам действовать при выборе знаков препинания в бессоюзном сложном предложении.
2. Самостоятельно договоритесь о правилах работы в группе, а также определите вопросы для обсуждения  в соответствии с поставленной перед вами задачей.
3. Представьте результаты работы в группе в виде публичного выступления. Объясните, на чем основаны ваши выводы
6. Выступления учащихся (представление отобранных материалов)
7. Рефлексия.
Продолжи высказывание.
(Устные высказывания каждого учащегося по цепочке)
В бессоюзном сложном предложении для себя я открыл...
8. Домашнее задание.
Из произведений классической литературы выписать 2-3 бессоюзных сложных предложения. Напиши небольшое рассуждение о выразительных особенностях выбранных тобой БСП.

 

Дополнительный материал:

 Приложение № 1.

Работа с текстом (текст распечатан на каждого учащегося)                    

1)Мы живем в мире, в котором, к сожа­лению, слишком много зла, ненависти, жестокости и насилия.2) И настолько силь­но в нашей жизни это проявление всего агрессивного, антигуманного, античеловеч­ного, что, кажется, и нет в ней места доб­роте. 3)Но это не так: именно доброта оп­ределяет смысл всей нашей жизни. 4)Почему же мы так часто видим во­круг много зла и почти не замечаем про­явления добра? 5)Потому что зло идет напролом, как танк, уничтожая все на сво­ем пути и явно, открыто демонстрируя всю свою мерзость и цинизм, а добро, как правило, творится тихо и незаметно. 6)Об этом гласит и русская пословица из словаря В. И. Даля: "Добро не лихо, бро­дит в мире тихо".

7)Должен ли человек бороться со злом? 8)Да, он обязан противостоять ему, побеж­дая зло добром. 9)И начинать надо с само­го себя, с корнем вырывая из души сво­ей сорняки злобы, себялюбия, высокоме­рия, презрения к другому, ненависти, мстительности, зависти, лжи, лицемерия, сребролюбия, алчности, корыстолюбия и заботливо выращивая в ней ростки под­линной доброты.

10)Давайте посмотрим вокруг: кто-то так нуждается в нашей улыбке, в добром взгляде, в слове поддержки, в нашем ду­шевном отношении, в добром поступке нашем.

11)Не жалейте себя для доброго дела, сло­ва, чувства! 12)Спешите делать добро, пока вы молоды и полны сил! 13)Помните: с доб­роты человек начинается!

 Задание к тексту:

1.     найдите БСП (3,6,10,13)

2.     среди 1-4 найдите предложения с вводным словом (1,2)

3.     выпишите грамматическую основу в 9 предложении (начинать надо)

4.     сколько грамматических основ во 2 предложении (2)

5.     в 9 предложении найдите слова с чередующейся гласной в корне (выращивая, ростки)

6.     сколько букв и звуков в слове «начинается» (10б,10зв) 11 предложение

7.     назовите предложения с обособленным обстоятельством (5,8,9)

8.     назовите спп с определительным придаточным (1)

9.     определите вид придаточного во 2 предложении (степень)

 Приложение № 2. Итоговый тест. 5 мин.

             Вариант № 1.

1.                 Как объяснить постановку тире в данном предложении?

Упустишь огонь -  не потушишь.

А) тире между подлежащим и сказуемым, выраженными существительными в начальной форме.

Б) во второй части БСП содержится указание на быструю смену событий.

В) первая часть БСП обозначает условие совершения действия, о котором говорится во второй части.

Г) вторая часть БСП заключает в себя следствие, вывод из того, о чём говорится в первой части.

 

2.     Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Я наслаждался: какое великолепное дело пение!

А) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

Б) вторая часть БСП указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.

В) вторая часть БСП поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.

Г) вторая часть БСП указывает на причину того, о чём говорится в первой части.

 

3.     В каком предложении нет тире?

А) На улицах, на площадях, скверах и парках всюду камень в его натуральных контурах и красках.

Б) Лес является конденсатором влаги росы, тумана, инея.

В) Ты её кличешь она не приходит.

Г) Души у вас нет, у вас самолюбие вместо души вот что я вам скажу.

 

4.     Укажите предложение, в котором должно стоять двоеточие.

А) Я был скромен меня обвиняли в лукавстве.

Б) Жизнь прожить не поле перейти.

В) Клевета что уголь не обожжёт, так замарает.

Г) Упустишь минуту потеряешь час.

 

5.     Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Смотри: над гиацинтом вьётся пушистая пчела.

А) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

Б) вторая часть БСП указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.

В) вторая часть БСП поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.

Г) вторая часть БСП указывает на основание, причину того, о чём говорится в первой части.

 Вариант 2.

1.     Укажите правильное объяснение постановки тире в предложении.

Разве все эти вещи: карандаш в оправе, записная книжка, часы, фотоаппарат – не говорят больше всяких слов об интересном госте?

А) вторая часть БСП противопоставляется первой.

Б) вторая часть БСП указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.

В) однородные члены, стоящие после обобщающего слова, не заканчивают собой предложение.

Г) Тире между подлежащим и сказуемым.

 

2.     Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Я верю: мы во что бы то ни стало в конце концов увидимся с тобой.

А) обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

Б) вторая часть БСП указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.

В) вторая часть БСП поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.

Г) вторая часть БСП указывает на причину того, о чём говорится в первой части.

 

3.     В каком предложении нет тире? (Знаки препинания не расставлены).

А) Язык есть исповедь народа в нём слышится его природа его душа и быт родной.

Б) Ветер рванул со всей силой и тогда разом слетели все листья с липы.

В) Писать о лесах любимое моё занятие.

Г) Будешь книгу читать будешь всё знать.

 

4.     В каком предложении нужно поставить двоеточие? (Знаки препинания расставлены частично).

А) Встанешь пораньше шагнёшь подальше.

Б) Скучен день до вечера кому делать нечего.

В) Работа избавляет нас от трёх великих зол скуки, порока и нужды.

Г) Лодырь да бездельник им праздник в понедельник.

 

5.     Как объяснить постановку тире в данном предложении?

Вдруг мужики с топорами явились – лес зазвенел, застонал, затрещал.

А) Тире между подлежащим и сказуемым, выраженными существительными в начальной форме.

Б) Во второй части БСП содержится указание на быструю смену событий.

В) Вторая часть БСП сравнивается с первой.

Г) Вторая часть БСП заключает в себе следствие, вывод из того, о чём говорится в первой части.




Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "План-конспект урока «Бессоюзное сложное предложение» (9 класс)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

SMM-менеджер

Получите профессию

Экскурсовод (гид)

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Комбинированный урок с использованием ИКТ. Разработанный урок позволяет повторить разные случаи постановки знаков препинания в бессоюзных предложениях на материале разнообразных заданий, упражнений. Анализируя примеры бессоюзных предложений из произведений классической литературы, учащиеся получают возможность сделать выводы о выразительных особенностях бессоюзных сложных предложений; урок позволяет формировать лингвистическую, информационную, коммуникативную компетентности учащихся.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 654 995 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 18.08.2020 1812
    • DOCX 24 кбайт
    • 98 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Красовская Наталья Ильинична. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Красовская Наталья Ильинична
    Красовская Наталья Ильинична
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 81033
    • Всего материалов: 236

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Копирайтер

Копирайтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 481 человек из 71 региона
  • Этот курс уже прошли 5 624 человека

Курс повышения квалификации

Родной (русский) язык: теория и методика преподавания в образовательной организации

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 39 человек

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель русского языка и литературы

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 1529 человек из 84 регионов
  • Этот курс уже прошли 4 886 человек

Мини-курс

Принципы эффективного использования аграрных ландшафтов

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Развитие коммуникации и речи у детей раннего возраста

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 31 человек из 17 регионов
  • Этот курс уже прошли 18 человек

Мини-курс

Инвестиционные проекты: оценка, эффективность и стратегии

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе