Инфоурок Литература КонспектыПлан-конспект "типы односоставных предложений" 8 класс

План-конспект "типы односоставных предложений" 8 класс

Скачать материал

План-конспект урока по русскому языкуна тему

«Типы односоставных предложений. Односоставные предложения с главным членом - сказуемым»

8 «Д» класс 23.11.2015-2016 уч. г.

Цель: рассказать о разновидностях односоставных предложений, их особенностях и структуре.

Задачи:

1. Формирование умения находить в тексте односоставные предложения, умения определять их тип

2. Развитие и совершенствование умения использовать в речи односоставных предложений.

3.Воспитание бережного, внимательного отношения к русскому языку.

Ход урока

Словарная работа:

Игра четвертый лишний:

Горевший, войдя, читая, получив; Сорванные, светлеющие, высушенные, интересные; Искупавшись, спотыкаясь, изучив, преодолев; Идти не спеша, читать лежа, работать молча, открывая что-то необъяснимое.

Объяснение нового мат-ла:

Вопросы рассуждаем над темой:

Как вы думаете что такое односоставные предложения?

Что такое граматическая основа?

Таблица

Односоставными называются предложения, у которых грамматическая основа состоит только из одного главного члена. Односоставные предложения разделяются на две группы: предложения с главным членом –подлежащим и предложения с главным членом – сказуемым.

Если говорить точнее, то главный член предложений первой группы сходен с подлежащим, а главные члены предложений второй группы похожи на сказуемое двусоставного предложения.

Типы односоставных предложений

В определенно-личных Снова вижу знакомый город

неопределенно-личных Пусть говорят!

обобщенно-личных Лучше скажи мало, но хорошо

безличного предложения Веет прохладой и сыростью

 назывного Громкий плач

Закрепление материала:

Индивид. карточки

Упражнение 170, упражнение 170

Проверка упражнений.

Рефлексия

Д.з. упражнение 173, параграфы 21,22

 

 

В определенно-личных предложениях главный член выражен глаголом в форме 1-го и 2-го лица единственного и множественного числа изъявительного и повелительного наклонения.

Глагол 1-го л. ед. ч. изъяв. накл. – Снова вижу знакомый город.

Глагол 2-го л. ед. ч. изъяв. накл.– Помнишь тот осенний вечер?

Глагол 1-го л. мн. ч. изъяв. накл. – Не забудем вашей доброты.

Глагол 2-го л. мн. ч. изъяв. накл. – Зайдете завтра за зарплатой?

Глагол 2-го л. ед. ч. повелит. накл.– Думай хорошенько!

Глагол 1-го л. мн. ч. повелит. накл. – Пойдемте в кино!

Глагол 2-го л. мн. ч. повелит. накл. – Зайдите ко мне обязательно!

Эти предложения сообщают о действиях или других признаках человека, и человека определенного. Личное окончание глагола уже несет информацию о субъекте действия, поэтому обозначать ее другими средствами не нужно. Именно поэтому, несмотря на то что слово, обозначающее субъект действия, в предложении отсутствует, определенно-личные предложения являются полными, поскольку информации, содержащейся в них, достаточно для понимания смысла предложения без привлечения дополнительного контекста.   

Думаю, что видел привидение.

Думаю – определенно-личное предложение, сказуемое выражено глаголом 1 лица, ед.ч.,

что видел привидение – двусоставное неполное – видел – так как подлежащее выражено глаголом прош. вр. ед. ч.

В неопределенно-личных предложениях главный член выражается глаголом 3-го лица мн. числа (настоящего и будущего времени в изъявительном наклонении и в повелительном наклонении), формой множественного числа прошедшего времени в изъявительном наклонении и аналогичной формой условного наклонения глагола.

Глагол 3-го л. мн. ч. изъяв. накл. – В городе много говорят о местных привидениях.

Глагол 3-го л. ед. ч. повелит. накл. – Пусть говорят!

Глагол мн. ч. прош. вр. изъявит. накл. – Вам звонили из деканата.

Глагол мн. ч. условн. накл. – Если бы мне заранее сказали, я бы подождал.

В неопределенно-личных, как и в определенно-личных предложениях, сообщается о действии человека, но при этом в центре внимания находится само действия, а субъект его не важен, он неопределенный – либо вообще неизвестен, либо неинтересен, неважен.   

В дверь постучали – какие-то неизвестные люди;

Вам звонили из деканата – сотрудники деканата.

Неопределенно-личные предложения надо отличать от неполных двусоставных предложений, у которых сказуемое стоит в тех же формах.

Мы хотели дозвониться, но нам не ответили. Тогда снова стали звонить.

Мы хотели дозвониться, но нам не ответили. Предложение сложносочиненное, первая часть – двусоставное, полное, нераспространенное; вторая часть – односоставное, неопределенно-личное, полное, распространенное.

Тогда снова стали звонить. Предложение двусоставное, неполное (из контекста ясно, что стали звонить мы), распространенное.

В обобщенно-личных предложениях говорится о действии, которое может относиться ко всем вместе и к каждому в отдельности. Субъект такого действия называется обобщенным.

В обобщенно-личных предложениях главный член выражен

* глаголом в форме 1-го или 2-го лица единственного или множественного числа изъявительного или повелительного наклонения (то есть по структуре такие предложения похожи на определенно-личные предложения):

Лучше скажи мало, но хорошо.

Что имеем – не храним; потерявши – плачем.

Если на клетке слона прочтёшь надпись «буйвол», не верь глазам своим. (К. Прутков)

*или глаголом в форме 3-го лица множественного числа изъявительного наклонения (такие предложения похожи на неопределенно-личные).

После драки кулаками не машут. (посл.)

Снявши голову, по волосам не плачут. (посл.)    

Главный член безличного предложения выражен глаголом в форме 3-го лица единственного числа (в настоящем и будущем времени изъявительного наклонения) или среднего рода единственного числа (в прошедшем времени изъявительного наклонения или в условном наклонении).

Формальной особенностью безличного предложения является то, что в него не может быть введена форма именительного падежа существительного или местоимения.

Глагол 3-го л. ед. ч. изъявит. накл. – Веет прохладой и сыростью.

Глагол ср. рода. ед. ч. прошед. вр. изъявит. накл. – Хотелось чего-то праздничного, яркого.

Глагол ср. рода. ед. ч. условн. накл. – Если бы только повезло мне сегодня, я бы учился на одни пятерки!

Ввиду важности темы, представим подробнее способы выражения главного члена.

Способы выражения главного члена:

безличный глагол: Светает;

- личный глагол в значении безличного: От нее пахло чудесными духами;

- неопределенная форма глагола: Я выйду в пять, чтобы не опоздать;

- глагол «быть» и слово «нет» в отрицательных предложениях: Выхода нет;

- именная часть сказуемого может быть выражена кратким страдательным причастием и наречием: Как много было сделано! Становилось свежо;

- глагол в безличной форме + инфинитив: Уже стало темнеть;

- глагол-связка «быть» в безличной форме + слово категории состояния + инфинитив: Всем было жаль уезжать;

- сочетание слов надо, можно, пора, необходимо + инфинитив: Можно уходить.

Главный член назывного предложения выражается формой именительного падежа имени существительного или словосочетанием, содержащим слово в именительном падеже.

ДеревняРечкаТанюша. Горе. Громкий плач.

В назывных предложениях сообщается о существовании, наличии чего-либо.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "План-конспект "типы односоставных предложений" 8 класс"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Бизнер-тренер

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

В речи, особенно в разговорной и художественной, частотны неполные предложения. Неполными называются предложения, в которых пропущен какой-либо член предложения. Обычно его легко восстановить из контекста или ситуации общения.- Где Димка?- Гуляет. Гуляет. - неполное предложение, пропущено подлежащее.Пропущенными могут быть как главные, так и второстепенные члены предложения.Следует отличать неполные предложения от односоставных. В тех случаях, когда какой-либо член предложения пропущен в неполном предложении, он легко восстанавливается. В односоставных предложениях этого сделать нельзя, потому что это полные предложения, имеющие структурную особенность. Сравним:– Как вы себя чувствуете?- Хорошо. Хорошо. - двусоставное, неполное. Ср.: Я чувствую себя хорошо. - двусоставное, полное.Хорошо! Хорошо! - односоставное, безличное предложение.Могут ли быть неполными односоставные предложения?Могут, если в них пропущено слово, легко восстанавливаемое из контекста.- Как тебя зовут?- Анной. Анной. - предложение односоставное, неполное. Ср.: Меня зовут Анной. - односоставное, неопределённо-личное, полное.Неполнота может быть как в простых, так и в сложных предложениях. Часто слова опускаются с целью избежать повторов. На месте пропуска ставится тире:В понедельник он пришёл рано, а во вторник – только к ужину.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 654 524 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 12.01.2020 168
    • DOCX 19.1 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Баранова Валентина Ивановна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Баранова Валентина Ивановна
    Баранова Валентина Ивановна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 74820
    • Всего материалов: 214

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Интернет-маркетолог

Интернет-маркетолог

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Особенности преподавания учебного предмета «Родной (русский) язык» в условиях реализации ФГОС ООО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 105 человек из 41 региона
  • Этот курс уже прошли 1 199 человек

Курс повышения квалификации

Психолого-педагогические аспекты развития мотивации учебной деятельности на уроках по русскому языку у младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 46 человек из 26 регионов
  • Этот курс уже прошли 478 человек

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 235 человек из 59 регионов
  • Этот курс уже прошли 3 167 человек

Мини-курс

Эволюция и современное состояние искусства

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Управление спортивными событиями и организация деятельности в спортивной сфере

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 15 человек

Мини-курс

Литературные пути: от биографий к жанрам

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе