Главная / Другое / Планирование занятий по астрономии в 1 классе

Планирование занятий по астрономии в 1 классе

Государственное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №458

С углубленным изучением немецкого языка

Невского административного района Санкт – Петербурга



Восхищение звездами не является делом исключительно детским, звезды можно рассматривать вместе, приглашая ребенка в неизвестный для них мир Вселенной.





Астромия - это интересно!

С древних времён людей манило всё недоступное и загадочное. Без сомнения самым недостижимым из всего того, что их окружало, был космос.

астрономия для малышей

 А потому, солнце, луна и звёзды всегда притягивали их взгляды и души. Они заставляли мечтать, раздумывать и любить. С тех пор люди сильно изменились. Их больше манит экран телевизора. Да и времени для того, чтобы полюбоваться звёздами, всё чаще не находится. Люди разучились удивляться и радоваться простым и одновременно гениальным вещам: снежинке, первой весенней травинке, бабочке, порхающей с цветка на цветок, звёздам, созвездиям и даже целым галактикам. Но это всё о нас – взрослых.
Дети, подобно древним людям, находятся в слиянии с природой, а потому всё что их окружает, кажется им таким родным и интересным. Даже маленькая былинка притягивает их внимание. Что уж говорить о том, как завораживает и волнует детей «сиянье звёзд, пространства глубина». С раннего возраста их интересуют загадки вселенной. Взрослые же, зная, что астрономия – сложная наука, наполненная цифрами и формулами, часто считают, что знакомить ребёнка с тайнами космоса ещё рано. «Всё равно ничего пока не поймёт», - говорят они. Конечно не поймёт, если не перевести астрономию на понятный ребёнку язык.

Для этого надо придерживаться трёх правил:

- Превращаем абстракции (цифры, термины) в конкретику – то, что ребёнок сможет исследовать с помощью своих органов чувств. Детям понятно только то, что он может увидеть, услышать, потрогать, понюхать, попробовать на вкус. Иными словами больше экспериментируем и моделируем.

- Всё познаём в сравнении. Явления космического масштаба трудно представить даже нам, взрослым. А потому, познавая глобальные вещи, лучше сравнивать их с теми объектами и явлениями, с которыми ребенок сталкивается в повседневном опыте.

- Побольше удивительных фактов с объяснениями и юмора.



КУРС АСТРОНОМИИ



В одном мгновенье видеть вечность,

Огромный мир в зерне песка,

В единой горсти бесконечность

И небо в чашечке цветка.

Уильям Блейк

hello_html_1ec06936.png

Согласно обновленной концепции астрономического образования, формирование основных понятий астрономии и космонавтики должно осуществляться на протяжении всего периода обучения детей в общеобразовательной школе. Этапы этого непрерывного процесса, охватывающие I-III кл. и IV-IX кл., можно условно назвать пропедевтическими, поскольку здесь происходит предварительное, первоначальное ознакомление детей с астрономией (и космонавтикой) на доступном для них уровне. От эффективности пропедевтических этапов зависит в конечном счете, каким будет отношение к астрономии у старшеклассников

Первоклассники, дети 7-8 лет уже показывают довольно стабильный интерес к предмету, проявляют инициативу, с удовольствие отвечают на вопросы. Но где же взять время, чтобы поставить урок астрономии в учебный план первого класса? Остается одна возможность – работа после урока. Вот здесь и возникает необходимость применения таких методических приемов, чтобы при обучении астрономии ребенок учился и читать, и говорить, и сочинять, и задавать вопросы, и логически мыслить (разгадывать ребусы, составлять кроссворды), и работать на компьютере, используя возможности современных информационных технологий.

С какого возраста имеет смысл начинать знакомить детей с астрономией? В настоящее время "планка" опущена до первоклассников (возраст детей 6-7 лет). Занятия в младшей и средней школе (особенно в младшей!) не должны сводиться к упрощенному изложению курса астрономии для старшеклассников. В противном случае цель этих занятий - развитие интереса детей к астрономии - не будет достигнута, а возникший интерес безвозвратно исчезнет и его сменит ставшее обычным равнодушие детей к тому, чем их пытаются увлечь. Не надо торопиться и забегать вперед, стремясь сообщить, например младшим школьникам, "все сразу" и "вполне серьезно". Руководствуясь этим принципом, дети неспешно узнают о мире планет и звезд, проходя увлекательный путь "через сказку к науке".

I.Курс "Астрономия для малышей" рассчитан на два учебных года и предназначен для учащихся 1-2 классов. Урок астрономии проводится 1 раз в неделю, т.е. 34 часа в год. Весь курс рассчитан на 68 часов и охватывает практически все разделы астрономии, изучаемые в школе.

1. Что такое Астрономия

2.Что думали о Солнце древние люди?

3.От Солнца — к Луне

4.Чем Луна отличается от Солнца

5.Почему Луна бывает разная

6.Что древние люди думали о Луне

7.Что видно и чего не видно на Луне

8.Прогулки по Луне

9.Почему с Земли не видно Море Москвы

10.Холодно или жарко на Луне

11.На чём летают на Луну

12.Что рассказал о Луне гном Недоучкин

13.Почему Земля никуда не падает

14.Как мы путешествуем с земным шаром

15.В царстве славном Гравитона

16.Самые красивые планеты

17.Планеты солнечной системы

18.Планеты земной группы

19.Как дети решили лететь на Меркурий

20.Подготовка к сказочному полёту

21.Как началось необыкновенное путешествие

22.Каким оказался чуть заметный Меркурий

23.Добрая ли красавица Венера?

24.На Красной планете

25.В семье Юпитера

26.Вблизи великолепного Сатурна

27.В мире больших, но невидимых планет

28.Что рассказал гном о планетах и кометах

29.Одиноки ли мы в Солнечной системе?

30.Мир, в котором живут звёзды



31.Вселенная больше Солнечной системы

32.Что думали о Вселенной в древности

33.Как побывать в Стране тысяч солнц

34.Звёздная «кастрюля» и Большая Медведица

35.Можно ли долететь до Большой Медведицы

36.Где на небе «звезда-компас»

37.Две звёздные медведицы

38.Сказка о храбром Персее и красавице Андромеде

39.Летний звёздный треугольник

40.Сражение охотника с быком

41.Зимний звёздный треугольник

42.Соседи Ориона

43.Когда видны Лев, Волопас и Дева

44.Сколько созвездий в круге зодиака

45.Самые большие и самые маленькие звёзды

46. Экскурсия в планетарий

47.Малюсенькие звёздочки

48.Живёт ли кто-нибудь на звёздах

49.Звёзды-сестрички

50.Мигают ли звёзды

51.Млечный Путь — наша Галактика

52.Откуда берутся звёзды

53.Туманное пятнышко в Андромеде

54.Наша разбегающаяся Вселенная

55.Когда Вселенная была ещё совсем-совсем молодой

56.Какой будет Вселенная, когда совсем-совсем состарится

57.В царстве Великого Хроноса

58.Одинока ли наша Вселенная

59.Кто и где, кроме нас, живёт во Вселенной

60.Экскурсия в Русский музей ( Мифология в произведениях мировой художественной культуры)

61.Что вы думаете о Вселенной и о жизни в ней ( рассказ-сочинение )

62-63. Экскурсия в планетарий по теме «Отраженные в небе мифы Земли»

64-65.Экскурсия в газодинамическую лабораторию (Петропавловская крепость)

66-67. Экскурсия в Пулковскую обсерваторию

68. Научная сказка о Вселенной



II. Преподавание астрономии в младших классах в корне отличается от преподавания в старших классах. Поэтому при методическом построении данного курса разрабатывались нетрадиционные формы изложения нового материала, закрепления и контроля знаний. Были созданы уроки-игры, уроки-соревнования, уроки-путешествия, уроки-сказки, уроки-исследования, уроки-телепередачи, уроки-спектакли и др. Для закрепления знаний в качестве элементов урока используются и ролевые игры, и игры-загадки, например:



1) "Узнай созвездие": а) по рисунку из ярких звезд; б) по фотографии со старинной карты звездного неба; в) по легенде без имен; г) с помощью ребуса;

2) игра "Наведи порядок среди звезд" - здесь необходимо устранить путаницу среди четырех звездочек, которые расположились произвольно, а надо их поставить согласно возрастанию поверхностной температуры;

3) игра "Помоги принцессе звездного царства", которая подробно описана в газете "Первое сентября" (приложение "Физика" №2 за 2002 г);

4) игра "В гостях у Гнома-астронома Канопуса" - это игра с домашним заданием. Так как Канопус гном-астроном, он может раскрыть детям неведомые тайны, взять их с собой в полет по звездному небу, на другие планеты, к другим звездам и даже галактикам. Здесь дети приносят в класс информацию о последних новостях астрономии, которую они добывают сами из сообщений средств массовой информации и др.

Возможные способы изложения нового материала. Дети в этом возрасте эмоционально восприимчивые, и учитель может подарить им чудо. На уроке, когда впервые упоминается о цвете звезд, когда закладывается фундамент для восприятия темы "Температура и цвет звезд", можно использовать богатое воображение ребят. Например, учитель предлагает детям закрыть глаза и представить Звездное небо, а затем поделиться увиденным с классом. Если педагог при этом произносит соответствующий текст, помогающий настроиться и "увидеть" картину звездного неба, то результаты превосходят все ожидания. После 30 секунд тишины учитель разрешает вернуться из далекого путешествия. И оказывается, что дети видели разноцветные звезды. Обсуждая увиденное, объединяем все оттенки. Таким образом, на этом этапе мы договариваемся оставить в памяти четыре основных цвета звезд: красноватые, желтоватые, белые, голубоватые. Уже на следующем уроке пытаемся выяснить от чего же зависит цвет звезд. Опять привлекаем фантазию, память, жизненный опыт. Теперь помогает волшебная печь, которая указывает значения температур поверхностей звезд разных цветов. Причем дети безошибочно указывают последовательность цветов в порядке возрастания температур от красного к голубому; остается лишь "посмотреть" на индикаторе волшебной печи значения соответствующей температуры.



При изучении созвездий появляется возможность приобщить ребят к общемировой культуре через мифы и легенды древней Греции. Именно эти знаменитые мифы лежали в основе западноевропейской культуры и до сих пор вдохновляют писателей, поэтов, художников, режиссеров, архитекторов, ученых. Знание легенд и мифов значительно облегчает распознание самих созвездий при наблюдениях, а это в свою очередь усиливает интерес к астрономии в целом, развивает способности к наблюдениям. Кроме вышесказанного, мифы помогают решать величайшую задачу, стоящую сейчас перед каждым педагогом: "Возрождать духовный и интеллектуальный потенциал России, поддерживать, развивать, расширять их рост в каждом ребенке". При изучении созвездий Цефей, Кассиопея, Андромеда, Персей, Кит, Пегас, объединенных общей историей, непременно упоминается тот факт, что гений русской поэзии А.С. Пушкин для своей сказки о царе Солтане взял элемент мифа о Персее, а в Эрмитаже можно полюбоваться несравненным творением Рембрандта "Даная".

У детей вызывает восторг тот факт, что они молниеносно способны ответить на астрономические вопросы, звучащие в известных и популярных телевизионных играх. В разное время использовались такие вопросы, как:



1. Какого цвета звезды самые горячие? (Ответ: голубоватые, Т=30-50 тыс. К).

2. Имя кормилицы Зевса? (Амалфея).

3. Каким образом Зевс проник к Данае? (в виде золотого дождя).

4. Ближайшая к Солнцу звезда? (Проксима из тройной системы a Центавра).

5. К какому классу звезд относится Солнце? (к желтым карликам) и др.

А вот еще способ контроля - он возможен после любой пройденной темы. Например "Зодиакальные созвездия". Командное соревнование:



1. Разминка для всех по общим вопросам (их должно быть не очень много, это подготовительные вопросы).

2. Работа с карточками (молчанка).

3. Игра на внимание: ведущий в быстром темпе называет 7 созвездий; если созвездие зодиакальное - ученики поднимают руку, если нет - рука покоится.



На все три этапа разминки уходит 10 минут. Затем идет собственно соревнование. На вопрос отвечает любой член команды письменно, некоторые вопросы предполагают участие всех по очереди. Проверка идет после каждого конкурса, запись результатов производится на доске. Учитывается скорость и правильность выполнения. За невнимательность или повторяемость минусуются баллы. Отдельные моменты этого урока можно использовать, как самостоятельные на предыдущих и последующих уроках.



А вот пример урока совершенно иного типа. Учитель ставит перед собой задачу: "Дети должны забыть, что их проверяют, что их оценивают". Процесс контроля должен стать интересным, даже увлекательным. Итак, задача поставлена. Классная комната превращается в зрительный зал, а "лобное место" у доски - в сцену. Исчезли ученики - появились артисты.



На сцене мудрый профессор Знайкин, готовый ответить на любые вопросы, и хитрый, изворотливый, поражающий зрителей своими превосходными знаниями Незнайка. Его каверзные вопросы порой ставят в тупик мудреца-профессора, но на помощь расстроенному профессору приходят ассистенты из зала, желающие достичь профессорского уровня (Знайкиным звание профессора было заработано в тяжелой борьбе на предыдущих занятиях). Игра достигает кульминации. Незнайка не желает сдаваться и у него тоже находится немало сторонников среди зрителей. Вопросы становятся все глубже, все тоньше. И в этом соревновании нет проигравших. Ребята показывают не только знание астрономии, но и умение задавать вопросы.



А после изучения темы "Солнечная система" очень удачно проходит урок-путешествие по Солнечной системе на корабле "Звездный странник", в котором все ученики класса становятся членами экипажа и где на каждом шагу корабль подстерегают опасности, и от знаний каждого члена экипажа зависит судьба всего корабля. После изучения темы "Солнце" ребятам предлагается написать небольшое сочинение о Солнце в любом жанре. Это может быть детектив, сказка, фантастика, научное исследование, киносценарий или рассказ, но обязательно строгое выполнение одного условия. В этом сочинении обязательно должна присутствовать вся информация о Солнце, полученная на предыдущих 4-х уроках.



На уроке контроля знаний ребята не только демонстрируют знание предмета, но и творческий подход к применению полученной информации.





Планирование занятий по астрономии в 1 классе
  • Другое
Описание:

Согласно обновленной  концепции астрономического образования, формирование основных понятий астрономии и космонавтики должно осуществляться на протяжении всего периода обучения детей в общеобразовательной школе. Этапы этого непрерывного процесса, охватывающие I-III кл. и IV-IX кл., можно условно назвать пропедевтическими, поскольку здесь происходит предварительное, первоначальное ознакомление детей с астрономией (и космонавтикой) на доступном для них уровне. От эффективности пропедевтических этапов зависит в конечном счете, каким будет отношение к астрономии у старшеклассников

Автор Пичугин Владимир Николаевич
Дата добавления 03.01.2015
Раздел Другое
Подраздел
Просмотров 439
Номер материала 23311
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓