Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыПланирование внеурочной деятельности "Этика:азбука добра"(2 класс)

Планирование внеурочной деятельности "Этика:азбука добра"(2 класс)

Скачать материал

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Красненская средняя общеобразовательная школа

Алексеевкого района Белгородской области



««Согласовано»

Заместитель директора школы МОУ Красненская СОШ


_________________Нестеренко Н.А.

«__27»_августа_______2014г


Рассмотрено»

на педагогическом совете МОУ Красненская СОШ

Протокол № _7__ от

«_30__»августа_______2014г

«Утверждаю»

Директор МОУ Красненская СОШ


_______________Дегтярев А.Г.

Приказ №

«___»_____________2014 г.









Рабочая программа

внеурочной деятельности

« Азбука добра»

Срок реализации программы: 4 года

Возраст обучающихся 7 – 10 лет

Учителя начальных классов:

Соколовской Г.Н.

Село Красное – 2014год

Образовательная программа: «Этика: азбука добра» - сборник программ внеурочной деятельности : 1-4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. – М. :Вентана-Граф, 2011. – 1923 с. – (Начальная школаXXI века).

Авторы программы: И.С.Хомякова, В.И.Петрова

Направление: духовно - нравственное
















Пояснительная записка


Программа внеурочной деятельности « Азбука добра» разработана на основе

- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения ;

- авторской программы «Этика: азбука добра», И.С.Хомякова, В.И.Петрова;

- инструктивно – методического письма «Об основных направлениях развития воспитания в образовательных учреждениях области в рамках реализации ФГОС на 2014-2015 учебный год» и направлена на обеспечение духовно-нравственного развития младших школьников и в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования программа духовно- нравственного воспитания и развития опирается на следующие ценности:

  • патриотические чувства гражданина России;

  • гражданская идентификация;

  • общечеловеческие ценности;

  • поликультурный мир;

  • личное нравственное самосовершенствование.

Необходимость нравственного образования в школе, начиная с начальных классов, основывается на потребности общества в нравственно зрелой личности, способной следовать принятым в социуме нормам и правилам общения, нести моральную ответственность за свои действия и поступки. Нравственное взросление младших школьников связано, прежде всего, с тем, что идеи добра и справедливости, проблемы общения – наиболее интересны для детей данного возраста. Основная цель – формирование у детей нравственных ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений, основ мировоззрения и самовоспитания.

Общая характеристика.

Нравственное развитие личности школьника как приоритетная цель начальной школы предполагает организацию нравственного образования младших школьников как в процессе изучения учебных предметов («Литературное чтение», «Окружающий мир»), так и во внеурочной деятельности школьников в форме клуба «Этика: азбука добра». Принцип гуманизма лежит в основе отбора содержания нравственного образования, методов его реализации в учебно-воспитательном процессе. Оно направлено прежде всего на развитие нравственного сознания как основы морального поведения, его мотивации, эмоциональной отзывчивости; на формирование умения осуществлять нравственный выбор. Для этого используются разнообразные методы работы с детьми: личностно направленные, стимулирующие, развивающие, активизирующие. Это позволяет в яркой форме довести до сознания ребёнка представления о внутреннем мире

человека: его переживаниях, мотивах, сопровождающих выбор действия и являющихся двигателями поступков. Всё это в реальной жизни скрыто от внимания ребёнка, а использование художественного произведения позволит учителю использовать эмоционально-образную форму народных произведений и художественной детской литературы в целях развития личностно значимого поведения.


Место предмета в учебном плане.

« Этика: азбука добра» является компонентом учебного плана внеурочной деятельности, по авторской программе рассчитана на 33 часа в каждом классе: с 1по 4, 1 час занятий в неделю, но так как в учебном году 34 рабочие недели, то в календарно-тематическое планирование во 2 классе добавлен еще 1 час, и теперь общее количество часов во 2 классе составляет 34 часа.



Ценностные ориентиры содержания учебного предмета. Содержание программы раскрывает правила нравственного поведения и тот внутренний механизм, который определяет их сущность (потребность выполнять правила на основе понимания их необходимости; мотивация поведения, поступка, т.е. желание, стремление делать людям добро и не причинять зла, неудобства, неприятности). Развитие нравственного сознания младшего школьника идёт от класса к классу в следующей логике:

1 класс. Развитие способности увидеть нравственную ситуацию. Осознание нравственных правил как ориентира поступка: ситуация – поведение – правило; от правила – к поведению. Оценка нравственных поступков.

2 класс: Внутреннее принятие правил и норм нравственного поведения. Стремление к выполнению норм. Переход от социального контроля (учитель, родители, дети) к самоконтролю. Формирование у детей понимания, что их нравственное взросление идёт от поступка к нравственным качествам на основе правил.

3 класс. Ознакомление с внутренней сутью нравственного поступка – мотивом. Третьеклассники подводятся к пониманию ответственности за выбор поведения, ознакомлению с нравственными качествами человека, формирующимися на основе поведения по нравственным нормам.

4 класс. Систематизация, обобщение работы по осмыслению мотивов поведения, качеств личности, нравственного выбора. Норма как стимул нравственного поведения и опора торможения нежелательных (безнравственных) действий.




Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса «Этика: азбуки добра ».

В процессе освоения материалов клуба ученик получает знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что становится предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, толерантности, формирования нравственного сознания младшего школьника. Знакомясь с нравственным содержанием пословиц о добре, труде, учении, младшие школьники начинают осознавать базовые гуманистические ценности, характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда. Обсуждение сказок, их инсценировка; обсуждение произведений художественной литературы – всё это нацелено на воспитание первоначальных этических представлений обучаемых (понятия добра и зла, значение «слов вежливости», правил вежливого поведения и их мотивации), развитие их эмоционального восприятия. Система вопросов и заданий, носящая диагностический и тренинговый характер, позволяет решать задачи самооценки и самопроверки, повторять, уточнять и формировать начальные нравственные представления, знакомить с нравственными понятиями (например, «Что такое добрый поступок?», «Какой нравственный выбор сделал герой?», «Что можно посоветовать в этой ситуации? Как её изменить?», «Бывает ли так в реальной жизни?»). Для овладения метапредметными результатами (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей) в материалах клуба содержатся упражнения, способствующие активизации интеллектуальной деятельности учащихся. В них предлагается установить соответствие поступков нравственным правилам; сопоставить, сравнить героев, их поведение; классифицировать материал по разным основаниям (определить группы пословиц по теме – о добре, трудолюбии, отношении к учёбе); сравнить иллюстрации с текстом для определения эмоционального состояния героев. В целях формирования коммуникативных УУД (ведение диалога, признание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения; выражение своего мнения и аргументация своей точки зрения; уважительное восприятие других точек зрения) в материалах для занятий представлены задания, их формирующие. Так, с учащимися организуются коллективные обсуждения, предлагаются вопросы «открытого» типа, например: «Почему?.. Как?..», которые помогают детям высказывать свою точку зрения, выслушать мнение одноклассников, т.е. работать коллективно или в группах, парах, а также задания на выбор ответа, альтернативного решения и др. Использование художественной литературы и работа в библиотеке помогает обучаемым учиться использовать различные способы поиска информации в библиотеке, Интернете. Тематика заданий этой рубрики позволяет учащимся научиться работать в библиотечном пространстве с целью решения информационных и коммуникативных задач. К 4-ому классу учащиеся полностью умеют ориентироваться в школьной библиотеке, находить нужную информацию по нравственной тематике с помощью различных каталогов.










СОДЕРЖАНИЕ изучаемого курса


Школьный этикет (понятие об основных правилах поведения в школе).

Правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой. Приход в школу без опозданий, правильная организация работы на уроке, учебное сотрудничество. - Школьные перемены как время активного отдыха, игры. - Поведение в столовой, правила поведения за столом.

Универсальные учебные действия:

  • Воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации.

  • Оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене).

Правила общения (взаимоотношения с другими людьми).

Правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках. Знакомство с образом этих поступков при помощи художественных произведений, сказок, фильмов; посредством анализа близких детям ситуаций жизни (школьного коллектива, семьи). Активное освоение в речевой и поведенческой практике «вежливых» слов, их значения в установлении добрых отношений с окружающими. - Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим; добрые и вежливые отношения в семье, проявление элементарного уважения к родителям, близким (конкретные жизненные ситуации). Практическое знакомство с правилами коллективных игр, позволяющих играть дружно, без конфликтов. Пути выхода из конфликтной ситуации (преодоление ссор, драк, признание своей вины). - Нравственное содержание ситуации (литературной, жизненной), их оценивание.

Универсальные учебные действия:

  • Использовать в речи слова вежливости.

  • Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по обсуждаемой теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания.

  • Высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений).

  • Создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный), описывать сюжетную картинку (серию). Оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты.

  • Самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы.

О трудолюбии.

Значение труда в жизни людей. Учение как основной труд и обязанность школьника, виды труда детей в школе и дома (начальные представления). Прилежание и старательность в учении и труде. Трудолюбие как главная ценность человека. Элементы культуры труда. Стимулирование оценки учащихся собственного отношения к труду. Способы бережного отношения к вещам, созданным трудом других людей. - Пути и способы преодоления лени, неумения трудиться (избавление от неорганизованности, недисциплинированности). - Анализ и оценка своих действий во время приготовления уроков, труда, дежурства.

Универсальные учебные действия:

  • Проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок дня, корректировать его.

  • Оценивать свои действия по подготовке домашних заданий, труда, дежурств.

Культура внешнего вида.

Культура внешнего вида как чистота, опрятность, аккуратность в человеке. - Правила опрятности и их значение для здоровья, уважения окружающих, собственного хорошего самочувствия. - Оценка внешнего вида человека, критерии такой оценки: аккуратность, опрятность, удобство, соответствие ситуации.

Универсальные учебные действия:

  • Воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в практических и жизненных ситуациях.

  • Оценивать внешний вид человека.


Внешкольный этикет.

Вежливое отношение к людям как потребность воспитанного человека. Особенности вежливого поведения в разных жизненных ситуациях (на улице, в транспорте, во время прогулок): уступит место маленьким и пожилым, за причинённые неудобства, неприятности надо извиниться. Правила вежливости в общении с ближайшим окружением: здороваться первым, доброжелательно отвечать на вопросы; взрослых называть на «Вы», говорить «спасибо» и «пожалуйста» и.д. - Правила поведения в общественных местах (в магазине, библиотеке, театре и т.д.): не мешать другим людям, соблюдать очередь, чётко и громко высказывать обращение, просьбу.

Универсальные учебные действия:

  • Использовать доброжелательный тон в общении.

  • Оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах.

Тематическое планирование

1 класс

Школьный этикет

Мы пришли на урок.

Зачем нужны перемены?

Мы в школьной столовой.

Правила общения

Зачем нужны вежливые слова (доброжелательность)?

Мои товарищи: вежливое обращение к сверстникам.

Мой учитель.

Думай о других: сочувствие, как его выразить?

Моя семья.

О трудолюбии

Что помогает учиться лучше (старательность)?

Как мы трудимся: в школе и дома.

Бережливость: каждой вещи своё место (береги свои школьные

вещи).

Культура внешнего вида

Основные правила Мойдодыра.

Каждой вещи своё место.

Внешкольный этикет

Правила поведения на улице, в транспорте.

«Спасибо» и «пожалуйста».


2 класс

Школьный этикет

Дисциплина в школе и классе.

В библиотеке: люби книгу.

Твоя школа, твой класс: соблюдение чистоты и порядка.

Правила общения

Сопереживание, помощь друзьям.

Дал слово — держи его.

Диалоги со сверстниками.

О трудолюбии

Учусь всё делать сам.

Взаимопомощь дома и в школе.

Беречь результаты труда.

Культура внешнего вида

Правила личной гигиены.

Бережное отношение к своей одежде.

Внешкольный этикет

Правила поведения в общественных местах.

Бережное отношение к природе.

3 класс

Школьный этикет

Взаимопомощь: учёба и труд.

Школьное имущество надо беречь.

Правила общения

Время надо беречь.

Слово лечит, слово ранит.

Я и мои друзья (справедливость, коллективизм).

93

О трудолюбии

Труд кормит, а лень портит.

Как организовать свой труд.

Культура внешнего вида

Уход за своими вещами.

Одежда будничная и праздничная.

Внешкольный этикет

Разговор по телефону.

Поведение в гостях.

Я пишу письмо.

Поведение на природе.

4 класс

Школьный этикет

Отношение к учителю, одноклассникам, окружающим.

Забота о младших.

Самоконтроль: оценка, самооценка, самоконтроль.

Правила общения

Игра «Город вежливости».

Вежливый ли я дома?

О трудолюбии

Культура физического и умственного труда.

Золотые руки.

Герои труда.

Культура внешнего вида

Что такое культура внешнего вида?

Одежда и осанка.

Вежливость и внешний вид.

Внешкольный этикет

Готовимся к празднику.

Осваиваем правило «так нельзя».

Календарно-тематическое планирование

внеурочной деятельности

« Азбука добра» во 2 классе


п/п

Раздел

Тема занятия

Учебные действия

Дата по плану

Дата

фактическая

1


Школьный этикет

Этика-наука о морали, о совокупности норм поведения. Понятие об основных правилах поведения в школе.

Воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации.

03.09

03.09

2



Дисциплина в школе и классе. Правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой.

Оценивать свое поведение и поведение окружающих

10.09

10.09

3



Поведение в столовой, правила поведения за столом.

Воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации

17.09

17.09

4



Школьная перемена как время активного отдыха, игры. Правила коллективных игр.

Воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации.

24.09

24.09

5



В библиотеке: люби книгу.

Оценивать свое поведение и поведение окружающих.

01.10

01.10

6



Твоя школа, твой класс: соблюдение чистоты и порядка

Оценивать свое поведение и поведение окружающих

08.10

08.10

7



Правила общения

Правила общения. Сопереживание, помощь друзьям.

Использовать в речи слова вежливости

15.10

15.10

8



Элементарные представления о добрых и недобрых поступках. Дал слово – держи.

Высказывать предположения о последствиях недобрых поступках

22.10

22.10

9


«Правила поведения и общения, отраженные в народных сказках». (Инсценировка). Диалоги со сверстниками.

Проанализировать высказывание собеседников, добавлять их высказывания.

29.10

29.10

10



Доброе отношение к сверстнику, добрые и вежливые отношения в семье, уважение к родителям. Пути выхода из конфликтных ситуаций.

Оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты.

12.11

12.11

11


О трудолюбии

Значение труда в жизни людей. Учение как основной труд и обязанность школьника

Анализировать свой распорядок дня..

19.11

19.11

12



Виды труда детей в школе и дома. Учусь все делать сам.

Оценивать свои действия во время уроков, труда ,дежурства.

26.11

26.11

13



Трудолюбие как главная ценность человека. Прилежание и старательность в труде и в учении.

Стремление к выполнению норм

03.12

03.12

14



Способы бережного отношения к вещам, созданным трудом других людей.

.

10.12

10.12

15



Пути и способы преодоления лени, неумения трудиться. Неорганизованность, недисциплинированность.

Переход от социального контроля к самоконтролю.

17.12

17.12

16



Анализ и оценка своих действий во время уроков, труда, дежурства.

Понимать, что нравственное взросление идет от поступка.

24.12

24.12

17


Культура внешнего вида

Культура внешнего вида как чистота, опрятность, аккуратность в человеке.

Основные правила Мойдодыра.

Воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в практических и жизненных ситуациях..



18



Каждой вещи свое место. Правила опрятности и их значение для здоровья, уважения окружающих, собственного хорошего самочувствия.

Воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в практических и жизненных ситуациях



19



Оценка внешнего вида человека: аккуратность, опрятность, удобство, соответствие ситуации.

Воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в практических и жизненных ситуациях



20


Правила личной гигиены.

Знать и соблюдать правили личной гигиены



21



Бережное отношение к своей одежде.

Воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в практических и жизненных ситуациях



22


Внешкольный этикет.

Что такое вежливость?

Использовать доброжелательный тон в общении, оценивать характер общения





Вежливое отношение к людям как потребность воспитанного человека.

Использовать доброжелательный тон в общении, оценивать характер общения



24


Особенности вежливого поведения в разных жизненных ситуациях: на улице, в транспорте, во время прогулок.

Использовать доброжелательный тон в общении, оценивать характер общения



25






26


За причиненные неудобства, неприятности надо извиниться.

Использовать доброжелательный тон в общении, оценивать характер общения



27


Правила вежливости в общении с ближайшим окружением.

Использовать доброжелательный тон в общении, оценивать характер общения



28


Правила вежливости в общении с ближайшим окружением: диалоги, инсценировки.

Использовать доброжелательный тон в общении, оценивать характер общения



29


Правила поведения в общественных местах(проект).

Использовать доброжелательный тон в общении, оценивать характер общения



30


Правила поведения в общественных местах: в магазине, библиотеке. Инсценировки).

Использовать доброжелательный тон в общении, оценивать характер общения



31


Правила поведения в общественных местах: автобусе, в актовом зале и т.д. (Инсценировки)

Использовать доброжелательный тон в общении, оценивать характер общения



32


Бережное отношение к природе.

Бережно относиться к природе, знать способы поиска материала и виды исследований



33


Бережное отношение к природе.(проект)

Уметь осуществлять проектную деятельность



34


Итоговое занятие.

Решать задачи самооценки и самопроверки, знать начальные нравственные представления.








Материально- техническое обеспечение:


Книгопечатная продукция:

1). Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы/ под редакцией Н.Ф.Виноградовой.

2)Письмо Минобрнауки №03-296 от 12 мая 2011 года «Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС общего образования.»


Литература для учителя:


1Хомякова И.С., Петрова В.И. Программа факультатива «Этика: азбука добра»  для внеурочной деятельности младших школьников   (1 - 4 классы).

2. Т.А.Шорыгина «Беседы об этикете с детьми 5 – 8 лет» (серия «Творческий центр») Москва,2010

3. О.Е. Жиренко, Е.В. Лапина, Т.В. Киселёва «Классные часы по этическому и эстетическому воспитанию:1-4 классы», Москва «Вако», 2010

4.  Управителева Л.В. Классные часы по нравственному воспитанию в начальной школе.- Ярославль , Академия развития; Владимир: ВКТ, 2009..

5.Пикулева Н.В. Слово на ладошке: О вежливости – с вами вместе.- М.: Новая школа, 1994.



Технические средства:

- Экспозиционный экран

- Классная доска

- Компьютер с принтером

- Проектор






Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Планирование внеурочной деятельности "Этика:азбука добра"(2 класс)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Директор по маркетингу (тур. агенства)

Получите профессию

Менеджер по туризму

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Нравственное развитие личности школьника, как приоритетная цель начальной школы, предполагает организацию нравственного образования младших школьников как в процессе изучения учебных предметов («Литературное чтение», «Окружающий мир»), так и во внеурочной деятельности школьников в форме клуба «Этика: азбука добра».

Принцип гуманизма лежит в основе отбора содержания нравственного образования. Оно направлено на развитие нравственного сознания как основы морального поведения, его мотивации, эмоциональной отзывчивости; на формирование умения осуществлять нравственный выбор. Для этого я использую разнообразные методы работы с детьми: личностно направленные, стимулирующие, развивающие, активизирующие. Это позволяет в яркой форме донести до сознания ребёнка представления о внутреннем мире человека: его переживаниях, мотивах, сопровождающих выбор действия и являющихся двигателями поступков. Всё это в реальной жизни скрыто от внимания ребёнка, а использование художественного произведения позволит учителю использовать  эмоционально-образную форму народных произведений и художественной детской литературы в целях развития личностно значимого поведения.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 656 315 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 30.12.2014 709
    • DOCX 38.9 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Соколовская Галина Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Соколовская Галина Николаевна
    Соколовская Галина Николаевна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 6
    • Всего просмотров: 3720
    • Всего материалов: 6

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Методист-разработчик онлайн-курсов

Методист-разработчик онлайн-курсов

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 121 человек из 43 регионов

Курс повышения квалификации

Новые методы и технологии преподавания в начальной школе по ФГОС

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 954 человека из 81 региона
  • Этот курс уже прошли 7 675 человек

Курс повышения квалификации

Инструменты в преподавании кубановедения в соответствии с ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 162 человека

Курс повышения квалификации

Методика преподавания информатики в начальных классах

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 67 человек

Мини-курс

Эффективные практики по работе с тревожностью

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 112 человек из 45 регионов
  • Этот курс уже прошли 51 человек

Мини-курс

Психологическая зрелость и стрессоустойчивость: основы развития личности и поддержки

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 215 человек из 56 регионов
  • Этот курс уже прошли 61 человек

Мини-курс

Эффективное взаимодействие с детьми: стратегии общения и воспитания

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 652 человека из 74 регионов
  • Этот курс уже прошли 521 человек