Муниципальное общеобразовательное учреждение
Красненская средняя общеобразовательная школа
Алексеевкого района Белгородской области
««Согласовано» Заместитель директора школы МОУ Красненская СОШ
_________________Нестеренко Н.А.
«__27»_августа_______2014г
Рассмотрено»
на педагогическом совете МОУ Красненская СОШ
Протокол № _7__ от
«_30__»августа_______2014г
«Утверждаю»
Директор МОУ Красненская СОШ
_______________Дегтярев А.Г.
Приказ №
«___»_____________2014 г.
Рабочая программа
внеурочной деятельности
« Азбука добра»
Срок реализации программы: 4 года
Возраст обучающихся 7 – 10 лет
Учителя начальных классов:
Соколовской Г.Н.
Село Красное – 2014год
Образовательная программа: «Этика: азбука добра» - сборник программ внеурочной деятельности : 1-4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. – М. :Вентана-Граф, 2011. – 1923 с. – (Начальная школаXXI века).
Авторы программы: И.С.Хомякова, В.И.Петрова
Направление: духовно - нравственное
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности « Азбука добра» разработана на основе
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения ;
- авторской программы «Этика: азбука добра», И.С.Хомякова, В.И.Петрова;
- инструктивно – методического письма «Об основных направлениях развития воспитания в образовательных учреждениях области в рамках реализации ФГОС на 2014-2015 учебный год» и направлена на обеспечение духовно-нравственного развития младших школьников и в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования программа духовно- нравственного воспитания и развития опирается на следующие ценности:
патриотические чувства гражданина России;
гражданская идентификация;
общечеловеческие ценности;
поликультурный мир;
личное нравственное самосовершенствование.
Необходимость нравственного образования в школе, начиная с начальных классов, основывается на потребности общества в нравственно зрелой личности, способной следовать принятым в социуме нормам и правилам общения, нести моральную ответственность за свои действия и поступки. Нравственное взросление младших школьников связано, прежде всего, с тем, что идеи добра и справедливости, проблемы общения – наиболее интересны для детей данного возраста. Основная цель – формирование у детей нравственных ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений, основ мировоззрения и самовоспитания.
Общая характеристика.
Нравственное развитие личности школьника как приоритетная цель начальной школы предполагает организацию нравственного образования младших школьников как в процессе изучения учебных предметов («Литературное чтение», «Окружающий мир»), так и во внеурочной деятельности школьников в форме клуба «Этика: азбука добра». Принцип гуманизма лежит в основе отбора содержания нравственного образования, методов его реализации в учебно-воспитательном процессе. Оно направлено прежде всего на развитие нравственного сознания как основы морального поведения, его мотивации, эмоциональной отзывчивости; на формирование умения осуществлять нравственный выбор. Для этого используются разнообразные методы работы с детьми: личностно направленные, стимулирующие, развивающие, активизирующие. Это позволяет в яркой форме довести до сознания ребёнка представления о внутреннем мире
человека: его переживаниях, мотивах, сопровождающих выбор действия и являющихся двигателями поступков. Всё это в реальной жизни скрыто от внимания ребёнка, а использование художественного произведения позволит учителю использовать эмоционально-образную форму народных произведений и художественной детской литературы в целях развития личностно значимого поведения.
Место предмета в учебном плане.
« Этика: азбука добра» является компонентом учебного плана внеурочной деятельности, по авторской программе рассчитана на 33 часа в каждом классе: с 1по 4, 1 час занятий в неделю, но так как в учебном году 34 рабочие недели, то в календарно-тематическое планирование во 2 классе добавлен еще 1 час, и теперь общее количество часов во 2 классе составляет 34 часа.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета. Содержание программы раскрывает правила нравственного поведения и тот внутренний механизм, который определяет их сущность (потребность выполнять правила на основе понимания их необходимости; мотивация поведения, поступка, т.е. желание, стремление делать людям добро и не причинять зла, неудобства, неприятности). Развитие нравственного сознания младшего школьника идёт от класса к классу в следующей логике:
1 класс. Развитие способности увидеть нравственную ситуацию. Осознание нравственных правил как ориентира поступка: ситуация – поведение – правило; от правила – к поведению. Оценка нравственных поступков.
2 класс: Внутреннее принятие правил и норм нравственного поведения. Стремление к выполнению норм. Переход от социального контроля (учитель, родители, дети) к самоконтролю. Формирование у детей понимания, что их нравственное взросление идёт от поступка к нравственным качествам на основе правил.
3 класс. Ознакомление с внутренней сутью нравственного поступка – мотивом. Третьеклассники подводятся к пониманию ответственности за выбор поведения, ознакомлению с нравственными качествами человека, формирующимися на основе поведения по нравственным нормам.
4 класс. Систематизация, обобщение работы по осмыслению мотивов поведения, качеств личности, нравственного выбора. Норма как стимул нравственного поведения и опора торможения нежелательных (безнравственных) действий.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса «Этика: азбуки добра ».
В процессе освоения материалов клуба ученик получает знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что становится предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, толерантности, формирования нравственного сознания младшего школьника. Знакомясь с нравственным содержанием пословиц о добре, труде, учении, младшие школьники начинают осознавать базовые гуманистические ценности, характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда. Обсуждение сказок, их инсценировка; обсуждение произведений художественной литературы – всё это нацелено на воспитание первоначальных этических представлений обучаемых (понятия добра и зла, значение «слов вежливости», правил вежливого поведения и их мотивации), развитие их эмоционального восприятия. Система вопросов и заданий, носящая диагностический и тренинговый характер, позволяет решать задачи самооценки и самопроверки, повторять, уточнять и формировать начальные нравственные представления, знакомить с нравственными понятиями (например, «Что такое добрый поступок?», «Какой нравственный выбор сделал герой?», «Что можно посоветовать в этой ситуации? Как её изменить?», «Бывает ли так в реальной жизни?»). Для овладения метапредметными результатами (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей) в материалах клуба содержатся упражнения, способствующие активизации интеллектуальной деятельности учащихся. В них предлагается установить соответствие поступков нравственным правилам; сопоставить, сравнить героев, их поведение; классифицировать материал по разным основаниям (определить группы пословиц по теме – о добре, трудолюбии, отношении к учёбе); сравнить иллюстрации с текстом для определения эмоционального состояния героев. В целях формирования коммуникативных УУД (ведение диалога, признание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения; выражение своего мнения и аргументация своей точки зрения; уважительное восприятие других точек зрения) в материалах для занятий представлены задания, их формирующие. Так, с учащимися организуются коллективные обсуждения, предлагаются вопросы «открытого» типа, например: «Почему?.. Как?..», которые помогают детям высказывать свою точку зрения, выслушать мнение одноклассников, т.е. работать коллективно или в группах, парах, а также задания на выбор ответа, альтернативного решения и др. Использование художественной литературы и работа в библиотеке помогает обучаемым учиться использовать различные способы поиска информации в библиотеке, Интернете. Тематика заданий этой рубрики позволяет учащимся научиться работать в библиотечном пространстве с целью решения информационных и коммуникативных задач. К 4-ому классу учащиеся полностью умеют ориентироваться в школьной библиотеке, находить нужную информацию по нравственной тематике с помощью различных каталогов.
СОДЕРЖАНИЕ изучаемого курса
Школьный этикет (понятие об основных правилах поведения в школе).
Правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой. Приход в школу без опозданий, правильная организация работы на уроке, учебное сотрудничество. - Школьные перемены как время активного отдыха, игры. - Поведение в столовой, правила поведения за столом.
Универсальные учебные действия:
Воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации.
Оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене).
Правила общения (взаимоотношения с другими людьми).
Правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках. Знакомство с образом этих поступков при помощи художественных произведений, сказок, фильмов; посредством анализа близких детям ситуаций жизни (школьного коллектива, семьи). Активное освоение в речевой и поведенческой практике «вежливых» слов, их значения в установлении добрых отношений с окружающими. - Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим; добрые и вежливые отношения в семье, проявление элементарного уважения к родителям, близким (конкретные жизненные ситуации). Практическое знакомство с правилами коллективных игр, позволяющих играть дружно, без конфликтов. Пути выхода из конфликтной ситуации (преодоление ссор, драк, признание своей вины). - Нравственное содержание ситуации (литературной, жизненной), их оценивание.
Универсальные учебные действия:
Использовать в речи слова вежливости.
Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по обсуждаемой теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания.
Высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений).
Создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный), описывать сюжетную картинку (серию). Оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты.
Самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы.
О трудолюбии.
Значение труда в жизни людей. Учение как основной труд и обязанность школьника, виды труда детей в школе и дома (начальные представления). Прилежание и старательность в учении и труде. Трудолюбие как главная ценность человека. Элементы культуры труда. Стимулирование оценки учащихся собственного отношения к труду. Способы бережного отношения к вещам, созданным трудом других людей. - Пути и способы преодоления лени, неумения трудиться (избавление от неорганизованности, недисциплинированности). - Анализ и оценка своих действий во время приготовления уроков, труда, дежурства.
Универсальные учебные действия:
Проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок дня, корректировать его.
Оценивать свои действия по подготовке домашних заданий, труда, дежурств.
Культура внешнего вида.
Культура внешнего вида как чистота, опрятность, аккуратность в человеке. - Правила опрятности и их значение для здоровья, уважения окружающих, собственного хорошего самочувствия. - Оценка внешнего вида человека, критерии такой оценки: аккуратность, опрятность, удобство, соответствие ситуации.
Универсальные учебные действия:
Внешкольный этикет.
Вежливое отношение к людям как потребность воспитанного человека. Особенности вежливого поведения в разных жизненных ситуациях (на улице, в транспорте, во время прогулок): уступит место маленьким и пожилым, за причинённые неудобства, неприятности надо извиниться. Правила вежливости в общении с ближайшим окружением: здороваться первым, доброжелательно отвечать на вопросы; взрослых называть на «Вы», говорить «спасибо» и «пожалуйста» и.д. - Правила поведения в общественных местах (в магазине, библиотеке, театре и т.д.): не мешать другим людям, соблюдать очередь, чётко и громко высказывать обращение, просьбу.
Универсальные учебные действия:
Использовать доброжелательный тон в общении.
Оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах.
Тематическое планирование
1 класс
Школьный этикет
Мы пришли на урок.
Зачем нужны перемены?
Мы в школьной столовой.
Правила общения
Зачем нужны вежливые слова (доброжелательность)?
Мои товарищи: вежливое обращение к сверстникам.
Мой учитель.
Думай о других: сочувствие, как его выразить?
Моя семья.
О трудолюбии
Что помогает учиться лучше (старательность)?
Как мы трудимся: в школе и дома.
Бережливость: каждой вещи своё место (береги свои школьные
вещи).
Культура внешнего вида
Основные правила Мойдодыра.
Каждой вещи своё место.
Внешкольный этикет
Правила поведения на улице, в транспорте.
«Спасибо» и «пожалуйста».
2 класс
Школьный этикет
Дисциплина в школе и классе.
В библиотеке: люби книгу.
Твоя школа, твой класс: соблюдение чистоты и порядка.
Правила общения
Сопереживание, помощь друзьям.
Дал слово — держи его.
Диалоги со сверстниками.
О трудолюбии
Учусь всё делать сам.
Взаимопомощь дома и в школе.
Беречь результаты труда.
Культура внешнего вида
Правила личной гигиены.
Бережное отношение к своей одежде.
Внешкольный этикет
Правила поведения в общественных местах.
Бережное отношение к природе.
3 класс
Школьный этикет
Взаимопомощь: учёба и труд.
Школьное имущество надо беречь.
Правила общения
Время надо беречь.
Слово лечит, слово ранит.
Я и мои друзья (справедливость, коллективизм).
93
О трудолюбии
Труд кормит, а лень портит.
Как организовать свой труд.
Культура внешнего вида
Уход за своими вещами.
Одежда будничная и праздничная.
Внешкольный этикет
Разговор по телефону.
Поведение в гостях.
Я пишу письмо.
Поведение на природе.
4 класс
Школьный этикет
Отношение к учителю, одноклассникам, окружающим.
Забота о младших.
Самоконтроль: оценка, самооценка, самоконтроль.
Правила общения
Игра «Город вежливости».
Вежливый ли я дома?
О трудолюбии
Культура физического и умственного труда.
Золотые руки.
Герои труда.
Культура внешнего вида
Что такое культура внешнего вида?
Одежда и осанка.
Вежливость и внешний вид.
Внешкольный этикет
Готовимся к празднику.
Осваиваем правило «так нельзя».
Календарно-тематическое планирование
внеурочной деятельности
« Азбука добра» во 2 классе
п/п
Раздел
Тема занятия
Учебные действия
Дата по плану
Дата
фактическая
1
Школьный этикет
Этика-наука о морали, о совокупности норм поведения. Понятие об основных правилах поведения в школе.
Воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации.
03.09
03.09
2
Дисциплина в школе и классе. Правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой.
Оценивать свое поведение и поведение окружающих
10.09
10.09
3
Поведение в столовой, правила поведения за столом.
Воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации
17.09
17.09
4
Школьная перемена как время активного отдыха, игры. Правила коллективных игр.
Воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации.
24.09
24.09
5
В библиотеке: люби книгу.
Оценивать свое поведение и поведение окружающих.
01.10
01.10
6
Твоя школа, твой класс: соблюдение чистоты и порядка
Оценивать свое поведение и поведение окружающих
08.10
08.10
7
Правила общения
Правила общения. Сопереживание, помощь друзьям.
Использовать в речи слова вежливости
15.10
15.10
8
Элементарные представления о добрых и недобрых поступках. Дал слово – держи.
Высказывать предположения о последствиях недобрых поступках
22.10
22.10
9
«Правила поведения и общения, отраженные в народных сказках». (Инсценировка). Диалоги со сверстниками.
Проанализировать высказывание собеседников, добавлять их высказывания.
29.10
29.10
10
Доброе отношение к сверстнику, добрые и вежливые отношения в семье, уважение к родителям. Пути выхода из конфликтных ситуаций.
Оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты.
12.11
12.11
11
О трудолюбии
Значение труда в жизни людей. Учение как основной труд и обязанность школьника
Анализировать свой распорядок дня..
19.11
19.11
12
Виды труда детей в школе и дома. Учусь все делать сам.
Оценивать свои действия во время уроков, труда ,дежурства.
26.11
26.11
13
Трудолюбие как главная ценность человека. Прилежание и старательность в труде и в учении.
Стремление к выполнению норм
03.12
03.12
14
Способы бережного отношения к вещам, созданным трудом других людей.
.
10.12
10.12
15
Пути и способы преодоления лени, неумения трудиться. Неорганизованность, недисциплинированность.
Переход от социального контроля к самоконтролю.
17.12
17.12
16
Анализ и оценка своих действий во время уроков, труда, дежурства.
Понимать, что нравственное взросление идет от поступка.
24.12
24.12
17
Культура внешнего вида
Культура внешнего вида как чистота, опрятность, аккуратность в человеке.
Основные правила Мойдодыра.
Воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в практических и жизненных ситуациях..
18
Каждой вещи свое место. Правила опрятности и их значение для здоровья, уважения окружающих, собственного хорошего самочувствия.
Воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в практических и жизненных ситуациях
19
Оценка внешнего вида человека: аккуратность, опрятность, удобство, соответствие ситуации.
Воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в практических и жизненных ситуациях
20
Правила личной гигиены.
Знать и соблюдать правили личной гигиены
21
Бережное отношение к своей одежде.
Воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в практических и жизненных ситуациях
22
Внешкольный этикет.
Что такое вежливость?
Использовать доброжелательный тон в общении, оценивать характер общения
Вежливое отношение к людям как потребность воспитанного человека.
Использовать доброжелательный тон в общении, оценивать характер общения
24
Особенности вежливого поведения в разных жизненных ситуациях: на улице, в транспорте, во время прогулок.
Использовать доброжелательный тон в общении, оценивать характер общения
25
26
За причиненные неудобства, неприятности надо извиниться.
Использовать доброжелательный тон в общении, оценивать характер общения
27
Правила вежливости в общении с ближайшим окружением.
Использовать доброжелательный тон в общении, оценивать характер общения
28
Правила вежливости в общении с ближайшим окружением: диалоги, инсценировки.
Использовать доброжелательный тон в общении, оценивать характер общения
29
Правила поведения в общественных местах(проект).
Использовать доброжелательный тон в общении, оценивать характер общения
30
Правила поведения в общественных местах: в магазине, библиотеке. Инсценировки).
Использовать доброжелательный тон в общении, оценивать характер общения
31
Правила поведения в общественных местах: автобусе, в актовом зале и т.д. (Инсценировки)
Использовать доброжелательный тон в общении, оценивать характер общения
32
Бережное отношение к природе.
Бережно относиться к природе, знать способы поиска материала и виды исследований
33
Бережное отношение к природе.(проект)
Уметь осуществлять проектную деятельность
34
Итоговое занятие.
Решать задачи самооценки и самопроверки, знать начальные нравственные представления.
Материально- техническое обеспечение:
Книгопечатная продукция:
1). Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы/ под редакцией Н.Ф.Виноградовой.
2)Письмо Минобрнауки №03-296 от 12 мая 2011 года «Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС общего образования.»
Литература для учителя:
1. Хомякова И.С., Петрова В.И. Программа факультатива «Этика: азбука добра» для внеурочной деятельности младших школьников (1 - 4 классы).
2. Т.А.Шорыгина «Беседы об этикете с детьми 5 – 8 лет» (серия «Творческий центр») Москва,2010
3. О.Е. Жиренко, Е.В. Лапина, Т.В. Киселёва «Классные часы по этическому и эстетическому воспитанию:1-4 классы», Москва «Вако», 2010
4. Управителева Л.В. Классные часы по нравственному воспитанию в начальной школе.- Ярославль , Академия развития; Владимир: ВКТ, 2009..
5.Пикулева Н.В. Слово на ладошке: О вежливости – с вами вместе.- М.: Новая школа, 1994.
Технические средства:
- Экспозиционный экран
- Классная доска
- Компьютер с принтером
- Проектор
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.