Главная / Русский язык и литература / Планирование уроков литературы в 5 классе

Планирование уроков литературы в 5 классе



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ЛИТЕРАТУРЕ

ДЛЯ 5 КЛАССА (кол-во часов в неделю-2, в год-68)



2014








Пояснительная записка

Настоящая программа по литературе для 5 класса создана на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта базового уровня основного(неполного) общего образования, утверждённого приказом МО РФ № 1089 от 05.03.2004 года, примерной программы основного(неполного) общегообразования по литературе, учебного плана МБОУ «Новотроицкая СОШ» на 2014-2015 учебный год.

При разработке данной рабочей программы использовались следующие нормативные документы:

Конституция РФ (Конституция РФ.-М.: Юридическая литература. 2009.)

Закон «Об образовании РФ» (от 29.12.2012 № 273-ФЗ)

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»

Программы по литературе под редакцией В.Я. Коровиной, Просвещение, 2008 год

Приказа Минобрнауки РФ от 24.12.2010 N 2080 "Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию".

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение литературы на базовом уровне в объеме 68 часов. Рабочая программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю), из них Р/р –7; Вн/чт – 3.

Курс литературы в школе основан на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций классической литературы, а также формирования умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

  • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

  • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания, грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.


Задачи курса литературы 5 класса:

  • развить у школьников устойчивый интерес к чтению, любовь к литературе;

  • совершенствовать навыки выразительного чтения;

  • сформировать первоначальные умения анализа с целью углубления восприятия и осознания идейно-художественной специфики изучаемых произведений;

  • использовать изучение литературы для повышения речевой культуры учащихся;

  • расширить кругозор учащихся через чтение произведений различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике.

Содержание литературного образования разбито на разделы, согласно основным вехам развития русской литературы.

В 5-6 классе происходит формирование представления о специфике литературы как искусства слова, умения осознанного чтения, способности общения с художественным миром произведений разных жанров (в первую очередь лирики и эпоса). Сопоставительный анализ произведений близких по теме, сюжету, образам, приучает школьников видеть своеобразие авторской позиции. Теоретико-литературные понятия, изучаемые в 5-6 классах, в основном охватывают внутреннюю структуру произведения от тропов до композиции. Творческие работы учащихся должны включать сочинения разных типов (характеристика литературного героя, сопоставление эпизодов, отзыв о прочитанной книге), а также могут включать сочинение загадок, сказок, басен, киносценариев, рассказов, стихотворений, баллад и др.

Ведущей проблемой курса литературы 5 класса является внимание к книге. Курс литературы 5 класса включает в себя знакомство с наиболее значительными произведениями русской литературы, начиная с древнерусской и заканчивая современной литературой.


Программа призвана обеспечить:

  • приобщение учащихся к богатствам отечественной и мировой художественной литературы;

  • развитие у учащихся способности эстетического восприятия и оценки художественной литературы и воплощенных в ней явлений жизни;

  • воспитание высокого эстетического вкуса и гражданской идейно-нравственной позиции учащихся;

  • формирование представлений учащихся о литературе как о социокультурном феномене, занимающем специфическое место в жизни нации и человечества;

  • воспитание речевой культуры учащихся.













Содержание дисциплины

Введение.

Писатели о роли книги в жизни человека и общества. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка., титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик). Учебник литературы и работа с ним.

Устное народное творчество.

Фольклор – коллективное устное народное творчество. Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное и индивидуальное в фольклоре. Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки - повторение).

Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество.

Русские народные сказки.

Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые. Нравоучительный и философский характер сказок. Сказители сказок. (Обзор).

«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы. Иван-царевич – победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников – Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Народная мораль в сказке: добро торжествует, зло наказывается. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Изобразительный характер формул волшебной сказки. Фантастика в волшебной сказке.

«Иван - крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван – крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя. Герои сказки в оценке автора-народа. Особенности сюжета.

«Журавль и цапля», «Солдатская шинель» - народные представления о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках.

Теория литературы. Сказка. Виды сказок (закрепление представлений). Постоянные эпитеты. Гипербола (начальное представление). Сказочные формулы. Вариативность народных сказок (начальные представления). Сравнение.

Основные термины по разделу: фольклор, колыбельная песня, пестушка, потешка, закличка, приговорка, считалка, скороговорка, загадка, сказка, сказки о животных, бытовые сказки, волшебные сказки, постоянные эпитеты, присказка, зачин, концовка.

Из древнерусской литературы.

Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси. (Обзор).

«Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей…» и их подвиги во имя мира на родной земле.

Теория литературы. Летопись (начальные представления).

Основные термины по разделу: летопись, хождение, повесть, погодная запись.

Из литературы XVIII века.

Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя (детство и годы учения, начало литературной деятельности). Ломоносов – ученый, поэт, художник, гражданин.

«Случились вместе два астронома в пиру…» - научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения.

Теория литературы.Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы (начальные представления).

Основные термины по разделу: роды литературы, жанры литературы, эпос, лирика, драма, ода.

Из литературы XIX века.

Русские басни.

Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века).

Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце. «Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Свинья под дубом». Осмеяние пороков – грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости. «Волк на псарне» - отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора.

Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен (инсценирование).

Теория литературы. Басня, аллегория, понятие об эзоповом языке.

Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте (детство и начало творчества, Жуковский-сказочник).

«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета.

«Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.

Теория литературы. Баллада (начальное представление).

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения).

Стихотворение «Няне» - поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями.

«У лукоморья дуб зеленый…». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» - её истоки (сопоставление с русским народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность – красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.

Теория литературы. Стихотворная и прозаическая речь. Рифма, ритм, строфа, способы рифмовки.

Антоний Погорельский.«Черная курица, или Подземные жители».Сказочно-условное, фантастическое и достоверно-реальное в литературной сказке. Нравоучительное содержание и причудливый сюжет произведения.

Всеволод Михайлович Гаршин. «AttaleaPrinceps».Героическое и обыденное в сказке. Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения.

Теория литературы. Литературная сказка (начальные представления).

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности, интерес к истории России).

«Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения.

Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет, метафора, звукопись, аллитерация.

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе (детство, годы учения, начало литературной деятельности).

«Заколдованное место» - повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического.

Теория литературы. Фантастика. Юмор.

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности).

«На Волге». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народа, лучшую его судьбу.

«Есть женщины в русских селеньях…». Поэтический образ русской женщины.

Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства – короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей.

Теория литературы. Эпитет.

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

.«Муму» - повествование о жизни в эпоху крепостного права. Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя – символ немого протеста крепостных.

Теория литературы. Портрет, пейзаж. Литературный герой.

Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте. Стихотворение «Весенний дождь» - радостная, яркая, полная движения картина весенней природы. Краски, звуки, запахи как воплощение красоты жизни.

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности).

«Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.

Теория литературы. Сравнение. Сюжет.

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

«Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.

Теория литературы. Юмор.

Основные термины по разделу: басня, баснописец, эзопов язык, мораль, олицетворение, аллегория, баллада, рифма, перекрестная рифма, парная рифма, опоясывающая рифма, ритм, стихотворная речь, прозаическая речь, литературная сказка, юмор, ирония, сарказм, сравнение, гипербола, идея, сюжет, рассказ, сравнение, портрет, пейзаж, литературный герой, эпитет, фантастика, звукопись, аллитерация, строфа, антитеза, быль.

Поэты XIX века о Родине и родной природе.

Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится», «Весенние воды»; А.Н. Плещеев «Весна», И.С. Никитин «Утро»; А.Н. Майков «Ласточки»; И.С.Никитин «Зимняя ночь в деревне»; И.З. Суриков «Зима», выразительное чтение наизусть стихотворений.

Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.

Из русской литературы XX века.

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

«Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами русской земли, душевным складом песен и сказок, связанных между собой видимыми и тайными силами. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине.

Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

«В дурном обществе». Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. Взаимопонимание – основа отношений в семье.

Теория литературы. Портрет. Композиция литературного произведения.

Сергей Александрович Есенин. Рассказ о поэте. Стихотворение «Я покинул родимый дом…» и «Низкий дом с голубыми ставнями» - поэтическое изображение родной природы. Образы малой родины, родных людей как изначальный исток образа Родины, России. Своеобразие языка есенинской лирики.

Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

«Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика в сказе. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.

Теория литературы. Сказ как жанр литературы. Сказ и сказка (общее и различное).

Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писателе.

«Теплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.

Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о писателе. Сказки С.Я.Маршака.

«Двенадцать месяцев» - пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом – традиция русских народных сказок. Художественные особенности пьесы-сказки.

Теория литературы. Драма как род литературы. Пьеса-сказка.

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

«Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении – жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира.

Теория литературы. Фантастика в литературном произведении.

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

«Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу. Основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций.

Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения.

Основные термины по разделу: повесть, сказ, портрет, композиция литературного произведения, драма, пьеса-сказка, ремарка, автобиография

Стихотворные произведения о войне. Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны. К.М. Симонов «Майор привез мальчишку на лафете»; А.Т. Твардовский «Рассказ танкиста». Война и дети – трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.

Произведения о Родине и родной природе.

И.А.Бунин «Помню долгий зимний вечер…»; А.А. Прокофьев «Аленушка»; Д.Б.Кедрин «Аленушка»; Н.М. Рубцов «Родная деревня»; Дон-Аминадо «Города и годы». Стихотворные лирические произведения о Родине, родной природе как выражение поэтического восприятия окружающего мира и осмысление собственного мироощущения, настроения. Конкретные пейзажные зарисовки и обобщенный образ России. Сближение образов волшебных сказок и русской природы в лирических стихотворениях.

Саша Черный.«Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Ю.Ч.Ким. «Рыба-кит» Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений

Теория литературы. Юмор.

Из зарубежной литературы.

Роберт Льюис Стивенсон. Краткий рассказ о писателе.

«Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков.

Теория литературы. Баллада.

Даниэль Дефо. Краткий рассказ о писателе.

«Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя (смелость, мужество, находчивость, несгибаемость перед жизненными обстоятельствами). Гимн неисчерпаемым возможностям человека.

ХансКристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе.

«Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке. Кай и Герда. Мужественное сердце Герды. Поиски Кая. Помощники Герды (цветы, ворон, олень, Маленькая разбойница и др.). Снежная королева и Герда – противопоставление красоты внутренней и внешней. Победа добра, любви и дружбы.

Жорж Санд. «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном. Речевая характеристика персонажей.

Марк Твен. Краткий рассказ о писателе.

«Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывающиеся в отношениях с друзьями. Том и Бекки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена. Причудливое сочетание реальных жизненных проблем и игровых приключенческих ситуаций. Изобретательность в играх – умение сделать окружающий мир интересным.

Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе.

«Сказание о Кише» - сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика – смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства – опора в трудных жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.

Основные термины по разделу: баллада, сказание, приключение, речевая характеристика персонажа.







Распределение программы

п/п

Раздел

Автор

Произведения

К-во часов

I

Введение (1 час)


Книга в жизни человека и общества.

1

II

Устное народное творчество: а) малые жанры фольклора. Детский фольклор; б) русские народные сказки (6 часов)


Колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки (повторение). Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые. Сказители, собиратели сказок. «Царевна – лягушка», «Иван – крестьянский сын и чудо – юдо», «Журавль и цапля», «Солдатская шинель»

6

III

Из древнерусской литературы (1час)


«Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока – киевлянина и хитрость воеводы Претича»

1

IV

Из литературы XVIII века. !1 час)

М.В.Ломоносов

«Случились вместе два астронома в пиру…»

1

V

Из литературы XIX века (32 часа)

И.А.Крылов

«Ворона и Лисица», «Волк и Ягнёнок, «Свинья под Дубом», «Волк на псарне»

5



В.А.Жуковский

«Спящая царевна», «Кубок»

2



А.С.Пушкин

«Няне», «У лукоморья дуб зелёный…», «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

6



Русская литературная сказка: а)Антоний Погорельский

«Чёрная курица, или Подземные жители»

1



б)В.М.Гаршин

«Attaleaprinceps»

1



М.Ю.Лермонтов

«Бородино»

2



Н.В.Гоголь

«Заколдованное место»

2



Н.А.Некрасов

«На Волге», «Есть женщины в русских селеньях…», «Крестьянские дети»

3



И.С.Тургенев

«Муму»

3



А.А.Фет

«Весенний дождь»

1



Л.Н.Толстой

«Кавказский пленник»

2



А.П.Чехов

«Хирургия»

2



Поэты XIX века о Родине и родной природе: а)Ф.И.Тютчев

«Зима недаром злится….», « Как весел грохот летних бурь…», «Есть в осени первоначальной…»

2



б)А.Н.Плещеев

«Весна» (отрывок»




в)И.С.Никитин

«Утро», «Зимняя ночь в деревне» (отрывок)




г)А.Н.Майков

«Ласточки»




д)И.З.Суриков

«Зима» (отрывок)




е)А.В.Кольцов

«В степи»


VI

Из литературы XX века (20 часов)

И.А.Бунин

«Косцы»

1



В.Г.Короленко

«В дурном обществе»

3



С.А.Есенин

«Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…»

1



П.П.Бажов

«Медной горы Хозяйка»

2



К.Г.Паустовский

«Тёплый хлеб», «Заячьи лапы»

2



С.Я.Маршак

«Двенадцать месяцев»

2



А.П.Платонов

«Никита»

2



В.П.Астафьев

«Васюткино озеро»

3



«Ради жизни на земле»:


1



а)К.М.Симонов

«Майор привёз мальчишку на лафете…»




б)А.Т.Твардовский

«Рассказ танкиста»




Произведения о Родине и родной природе:


2



а) И.Бунин

«Помню – долгий зимний вечер…»




б) А.Прокофьев

«Алёнушка»




в) Д.Кедрин

«Алёнушка»




г) Н.Рубцов

«Родная деревня»




д) Дон - Аминадо

«Города и годы»




Писатели улыбаются:





Саша Чёрный

«Кавказский пленник», «Игорь – Робинзон»

1

VII

Из зарубежной литературы( 8 часов)

Роберт Льюис Стивенсон

«Вересковый мёд»

1



Даниель Дефо

«Робинзон Крузо»

1



ХансКристианАндерсен

«Снежная королева»

1



Гофман

«Щелкунчик»

1



Жорж Санд

«О чём говорят цветы»

1



Марк Твен

«Приключения Тома Сойера»

1



Джек Лондон

«Сказание о Кише»

1




Итого:

68



Требования к уровню подготовки учащихся за курс литературы 5 класса.


В результате изучения литературы ученик должен знать:

  • содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;

  • наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);

  • основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;

  • основные теоретико-литературные понятия.

Уметь:

  • работать с книгой

  • определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;

  • выявлять авторскую позицию;

  • выражать свое отношение к прочитанному;

  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

  • владеть различными видами пересказа;

  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;




















Календарно-тематический план

План составлен согласно приказу МО РФ № 1089 от 5.03.2004 года «Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования», примерной программе основного общего образования по литературе (базовый уровень).

Пред-мет

Класс

Всего кол-во часов

Кол-во часов в неделю

количество



тестов/ контр.работ

сочинений

Вн. чт.

Автор учебника, год издания

Литера тура

5

68

2

4

7

3

Учебник для общеобразовательных учреждений (учебник - хрестоматия Коровиной В.Я).

«Литература в 5 классе в 2-х частях» Просвещение, 2007 год




урока

Изучаемый материал

К-во

Дата

Предполагаемые результаты



КИМы

План

Факт

Знания

Умения

ОУУН и способы деятельности




1 четверть- 18 уроков


1.

Введение. Книга в жизни человека и общества. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги; создатели книги.

1

4.09


Знать: что такое художественная и учебная литература, структурные элементы учебной книги; значение книги и её роль в жизни человека и общества.

Уметь отвечать на вопросы по прочитанному тексту, составлять его план.

Подбор аргументов; осознанное беглое чтение статьи, составление плана статьи


2.

Устное народное творчество. Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, приговорки, скороговорки, загадки).

1

8.09


Знать: определение слова фольклор, его малые жанры.

Уметь понимать язык произведений устного народного творчества(сжатость и мудрость народной речи);давать определения малым жанрам устного народного творчества; объяснять принадлежность конкретного текста к определяемому жанру.

Ознакомительное чтение. Конкурс на лучшее чтение скороговорки; на интересную загадку;


3.

Сказка как вид народной прозы. Виды сказок. Сказка «Царевна –лягушка». Высокий нравственный облик волшебницы Василисы Премудрой.

1

11.09


Знать содержание сказки; к какому виду сказок относится сказка «Царевна-лягушка»; характеристику героини.

Уметь определять особенности волшебной народной сказки (зачин, концовка, повторы, эпитеты); читать волшебную сказку; пересказывать её, сохраняя напевность сказки.

Подробный и сжатый пересказ сказки выразитель ное чтение сказки.


4.

Художественный мир сказки «Царевна-лягушка».Иван-царевич, его помощники и мораль противники. Народная мудрость сказки. Поэтика волшебной сказки. Сказочные формулы. Фантастика.

1

15.09


Знать: тайны сказочной поэтики (напряжённость сюжета, неожиданность его поворотов- от кручины Ивана-царевича к его торжеству, от лягушки к Прекрасной и Премудрой Василисе);систему образов сказки и приёмы её создания.

Уметь составлять рассказ о сказочных героях.

Выделение причинно-следственных связей в сказке; устные сжатые и подробные пересказы эпизодов сказки.


5.

«Иван-крестьянский сын и чудо-юдо»-волшебная сказка героического содержания. Система образов сказки. Образ главного героя . Особенности сюжета сказки. Герои сказки в оценке автора-народа.

1

18.09


Знать содержание сказки; систему образов сказки; образ главного героя; особенности сюжета сказки.

Уметь:выразительно читать сказку;составлять характеристику главного героя;определять особенности сюжета сказки.

Осознанное беглое чтение сказки;составление плана характеристики Ивана-крестьянского сына.


6.

Сказки о животных. «Журавль и цапля».Народное представление о справедливости. Бытовые сказки. Солдатская шинель».Народные представления о добре и зле в бытовых сказках.

1

22.09


Знать: жанровые особенности сказки о животных, иносказательный смысл бытовых сказок (сюжеты,реальная основа ).

Уметь:пересказывать сказки,объяснять отличие сказки о животных (животные не помощники, а главные герои) и бытовых (отражён быт,повседневная жизнь) от волшебной.

Беглое выразительное чтение;устная передача содержания в развёрнутом виде;формулирование выводов.


7.

РР Сочинение « Мои любимые русские народные сказки.»

1

22.09


Знать : требования, предъявляемые к написанию сочинения на литературную тему.

Уметь : находить эпиграф к теме; составлять план сочинения; отбирать материал для раскрытия темы.


РР Сочинение « Мои любимые русские народные сказки.»

8.

Возникновение древнерусской литературы. Сюжеты русских летописей. «Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича». Герои летописного сказания.Фольклор и летописи.

1

25.09


Знать:определение понятия »летопись»; возникновение древнерусской литературы; основную мысль «Повести временных лет»,одной из её частей «Подвиг отрока…».

Уметь:коротко передать содержание статьи учебника;определять черт ы фольклора в летописи;объяснять жанровые особенности летописи (краткость.напевность, отношение автора к героям).

Краткий пересказ статьи учебника о древнерусской литературе,ознакомительное чтение отрывка из летописи


9.

Из русской литературы 18 века. М.В.Ломоносов. «Случились вместе два астронома в пиру» как юмористическое нравоучение.Роды и жанры литературы.

1

29.09


Знать:определение теоретико-литературных понятий: роды литературы (эпос,лирика,драма), литературные жанры; значение личности М.В.Ломоносова, смыслом жизни которого было «утверждение наук в отечестве».

Уметь:объяснять смысл прочитанного стихотворения;читать выразительно стихотворение; оперировать изученными литературоведческими терминами.

Монологическое высказывание о Ломоносове; выразительное чтение стихотворения.


10.

Басня как литературный жанр. Истоки басенного жанра (Эзоп,Лафонтен,русские баснописцы 18 века).

1

2.10


Знать: определение понятия «басня»; особенности жанра;истоки русской басни».

Уметь: рассказать о жанре басни и её жанровых особенностях.

Поиск различных источников информации о поэтах-баснописцах


11.

И.А.Крылов.Краткий рассказ о баснописце (детство,начало литературной деятельности).Басни «Ворона и Лисица», «Свинья под Дубом».

1

6.10


Знать: биографические сведения о баснописце И.А.Крылове; содержание басен «Ворона и Лисица», «Свинья под Дубом»;какие пороки высмеивает автор в этих баснях;понятия «аллегория», «мораль» басни.

Уметь: составить план рассказа о баснописце, воспроизводить его;выразительно читать басни;находить аллегорию,мораль басен,объяснять их; использовать пословицы,поговорки, афоризмы из басен Крылова в речи.

Выразительное чтение басен по ролям;составление плана статьи о Крылове.


12.

И.А.Крылов.Басня «Волк на псарне» . Аллегорическое отражение в басне исторических событий 1812года.Понятие об эзоповом языке.

1

9.10


Знать:творческую историю басни,её драматический конфликт, исторический контекст и мораль басни.

Уметь:выразительно читать по ролям; при помощи интонации выражать чувства героев (лицемерие Волка,мудрость Ловчего).

Сопоставление Волка и Ловчего;монологическое высказывание с подбором аргументов для характеристики героев.



13.

И.А.Крылов.Басня «Волк и Ягнёнок».Обличение человеческих пороков в басне:грубой силы,жадности.

1

13.10


Знать:содержание басни,героев басни,мораль басни

Уметь : выразительно читать басню по ролям; составлять характеристики героям.

Сопоставление речи героев,работа в группах по составлению характеристики Волка,Ягнёнка.


14.

Вн.чтение. Басенный мир И.А.Крылова

1

16.10


Знать:тематику басен И.А.Крылова; сатирическое и нравоучительное в басне;образный мир басен И.А.Крылова; «бродячие сюжеты» в баснях;басню прозаическую и поэтическую , «эзопов язык».

Уметь: оценивать отношение автора к героям;видеть увлекательность и сценичность басенного сюжета;инсценировать басни;сравнивать басни прозаические и поэтические; использовать афоризмы из басен в своей речи.

Работа в группах по подготовке инсценирования басен.

Вн. чтение. Басенный мир И.А.Крылова

15.

В.А.Жуковский .Краткий рассказ о поэте(детство и начало творчества).Жуковский-сказочник. Сказка «Спящая царевна». Сюжет и герои. Черты литературной и народной сказки.

1

20.10


Знать: сведения из биографии поэта (детство и начало творчества);историю создания сказки;сюжет и героев сказки.

Уметь: сопоставлять литературную и народную сказки,выявлять общее и отличительное;выразительно читать сказку.

Составление таблицы «Сходство и отличие русской народной сказки и литературной».


16.

В.А.Жуковский. Баллада «Кубок».Понятие о балладе. Герои баллады.Нравственно- психологические проблемы баллады.

1

23.10


Знать: историю создания баллады;определение понятия »баллада»; её жанровые особенности; нравственно-психологические проблемы баллады: благородство и жестокость.

Уметь:определять отношение автора к героям; реальные события и фантастические;давать характеристику героям.

Высказывание собственного отношения к героям баллады;выразительное чтение по ролям.


17.

А.С.Пушкин. Детские и лицейские годы жизни поэта. Стихотворение «Няне» как поэтизация образа Арины Родионовны;мотивы одиночества и грусти,скрашиваемые любовью няни,её сказками и песнями.

1

27.10


Знать:биографические сведения о детстве и лицейских годах поэта; мотивы стихотворения «Няне»;образ няни Арины Родионовны; отношение А.С.Пушкина к своей няне.

Уметь :выразительно читать стихотворение «Няне»,давать характеристику лирическим героям; находить изобразительные средства в создании образа няни.

Ознакомительное чтение статьи об А.С.Пушкине; выразительное чтение стихотворения «Няне».


18.

Тест по изученному в первой четверти материалу.

1

30.10


Знать: изученный в первой четверти материал

Уметь: выполнять тест по изученному материалу.

Оценка своей деятельности.

Тест по изученному в первой четверти материалу.


2 четверть- 14 уроков


19.

Анализ контрольнойработы. А.С.Пушкин. Пролог к поэме «Руслан и Людмила» как собирательная картина народных сказок.

1

10.11


Знать:мотивы и сюжеты пушкинского произведения;словарь произведения.

Уметь:находить образы народных сказок,определять события сказок; выразительно читать .

Работа в группах: коллективная иллюстрация к Прологу поэмы и её презентация. Выразительное чтение.


20.

А.С.Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Истоки рождения сюжета сказки. Противостояние добрых и злых сил. Система образов сказки.

1

13.11


Знать : историю рождения сюжета сказки; особенности стихотворной сказки ; систему образов; основные мотивы (добро и зло,противостояние красоты внешней и красоты душевной).

Уметь: выразительно читать сказку; отбирать материал для характеристики героев.

Составление сравнительной характеристики мачехи и падчерицы,царицы-матери.Выразительное чтение сказки.


21.

РР Обучение домашнему сочинению по сказке А.С.Пушкина.

1

17.11


Знать: отличие литературной сказки от народной;отличие стихотворной речи от прозаической;понятия «рифма,ритм,строфа»; требования к написанию сочинения на литературную тему.

Уметь:находить «бродячие сюжеты» в сказке; рифму,ритм.строфу, способы рифмовки;отобрать материал для написания сочинения.

Монологическое высказывание по статье о видах речи,об особенностях стихотворной речи.

РР Обучение домашнему сочинению по сказке А.С.Пушкина.

22.

Вн. чтение. Мои любимые сказки А.С.Пушкина. Художественный мир пушкинских сказок.

1

20.11


Знать: сказки А.С.Пушкина,их художественный мир.

Уметь:строить монологические высказывания о героях сказок;инсценировать эпизоды сказок; выразительно наизусть читать отрывки из сказок,делать выводы.

Инсценировка отрывков из сказок (по группам) ; презентация своих иллюстраций к сказкам А.С.Пушкина.

Вн. чтение. Мои любимые сказки А.С.Пушкина. Художественный мир пушкинских сказок.

23.

Анализ сочинений по сказке А.С.Пушкина. Литературная сказка (начальные представления). Антоний Погорельский. «Чёрная курица,или Подземные жители» как литературная сказка. Нравоучительное содержание и причудливый сюжет сказкиСказочно-условное, фантастическое и достоверно-реальное в сказке.

1

24.11


Знать : определение жанра «литературная сказка»; биографические сведения о писателе А.Погорельском; содержание сказки.

Уметь: находить в сказке сказочно-условное,фантастическое и достоверно-реальное; дать характеристику главному герою;определить идейное содержание сказки.

Составление плана характеристики Алёши; связный ответ по плану..Выразительное чтение эпизодов сказки.


24.

В.М.Гаршин. Сказка «AttaleaPrinceps». Героическое и обыденное в сказке. Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения.

1

27.11


Знать: факты биографии писателя;содержание сказки.

Уметь:доказать принадлежность произведения к жанру сказки;объяснить роль описания пальмы,причину изменения тональности в описании оранжереи,отношение автора к изображаемому.

Выразительное чтение сказки. Пересказ событий сказки от лица «маленькой,вялой травки».


25.

М.Ю.Лермонтов. Детство и начало литературной деятельности,интерес к истории России.Стихотворение «Бородино». Историческая основа и патриотический пафос произведения. Мастерство поэта в создании батальных сцен.

1

1.12


Знать: факты биографии поэта; историческую основу произведения;

Уметь:выразительно читать стихотворение,передать его сюжет; понимать его героическую направленность, отношение автора к родине; объяснить,почему Лермонтов построил стихотворение как диалог.

Сопоставление иллюстраций художников Ф.Рубо и А.Кондратьева с текстом стихотворения. Выразительное чтение стихотворения.


26

Образ простого солдата-защитника Родины в стихотворении «Бородино». Изобразительно-выразительные средства языка стихотворения (сравнение,гипербола, эпитет,метафора, звукопись, аллитерация)

1

4.12


Знать:какие изобразительные средства языка использует Лермонтов при описании батальных сцен;каков образ простого солдата-труженика войны;отношение автора к героям Бородинской битвы.

Уметь:через чтение стихотворения передать его патриотический пафос; определять изобразительные средства языка;воспроизводить портреты героев.

Составление характеристики простого солдата с подбором аргументов и формулированием выводов. Чтение стихотворения наизусть.


27.

Н.В.Гоголь. Детство,годы учения,начало литературной деятельности. «Заколдованное место»-повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни в повести.

1

8.12


Знать:факты жизни писателя,связанные с историей создания сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки»; сюжет повести «Заколдованное место»;обычаи украинского народа.

Уметь:сопоставлять текст повести с изображённым на репродукциях картин А.И.Куинджи и И.Е.Репина,высказывать свои впечатления об этих картинах.

Ознакомительное чтение и составление плана повести.


28.

Реальность и фантастика в повести Н.В.Гоголя «Заколдованное место».Понятие о фантастике.Юмор.

1

11.12


Знать:определение теоретических понятий «юмор» и «фантастика».

Уметь: определять юмор и фантастику в повести; выделять смысловые части художественного текста; составлять план; пересказывать по плану; характеризовать речь рассказчика; объяснять, как Гоголь сочетает в повести обыденное и фантастическое, страшное и смешное.

Составление плана,сжатые пересказы текста.


29.

Н.А.Некрасов.Детство и начало литературной деятельности. Стихотворение «На Волге». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народа,лучшую его судьбу.

1

15.12


Знать: биографические сведения о поэте; содержание произведения; роль картин природы для осмысления идейного содержания произведения.

Уметь: характеризовать особенности поэтики Некрасова;определять роль эпитетов, сопоставлять содержание стихотворения Некрасова с картиной И.Е.Репина «Бурлаки на Волге».

Выразительное чтение стихотворения.


30.

Н.А.Некрасов . «Есть женщины в русских селеньях…»- отрывок из поэмы «Мороз,Красный нос». Поэтический образ русской женщины. Мир детства в стихотворении Н.А.Некрасова «Крестьянские дети». Речевая характеристика персонажей.Эпитет (развитие понятия).

1

18.12


Знать: содержание стихотворений; образ русской женщины; картины вольной жизни крестьянских детейих забавы,приобщение к труду взрослых;роль речи персонажей для их характеристики.

Уметь:определять авторскую позицию,роль эпитетов и сравнений в поэтическом описании русской женщины, крестьянских детей;выделять события, которые происходят в настоящем времени и в прошлом;объяснять, почему рассказ поэта об эпических событиях прерывается его лирическим воспоминанием.

Составление плана по теме «Образ русской женщины», стихотворения «Крестьянские дети»; выразительное чтение стихотворений.


31.

Контрольная работа по творчеству А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя, Н.А.Некрасова.

1

22.12


Знать: изученный материал по творчеству А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя, Н.А. Некрасова.

Уметь: правильно выражать в письменной форме свои мысли.

Выполнение работы, оценка своей деятельности на уроке.

Контрольная работа по творчеству А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя, Н.А.Некрасова.

32.

Анализ КР за 2-ую четверть. И.С.Тургенев. Детство и начало литературной деятельности.Рассказ «Муму». Быт и нравы крепостной России в рассказе.

1

25.12


Знать: сведения о детстве и семье писателя,о начале литературной деятельности,историю создания произведения, содержание рассказа; значение понятий «крепостное право», «крепостничество», сюжет рассказа.

Уметь:соотносить описание быта и нравов крепостнической России в рассказе со знаниями об этом периоде из истории; сопоставлять описание жизни крепостных в рассказе с изображением на полотнах художников.

Выразительное чтение рассказа,выборочный пересказ эпизодов



3 четверть- 20 уроков

33.

Нравственный облик Герасима.Протест Герасима против барыни и её челяди.Нравственное превосходство Герасима. Осуждение крепостного права.

1

12.01


Знать: сюжет рассказа;духовные и нравственные качества Герасима: сила.достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие.

Уметь: сопоставлять главного героя с его окружением;давать характеристику героя по его поступкам,поведению; использовать цитаты из текста в связном ответе; составлять план характеристики героя.

Составление плана характеристики героя,пересказы эпизодов,чтение эпизодов.


34.

РР Подготовка к домашнему сочинению по рассказу И.С.Тургенева «Муму»: «Что воспевает И.С.Тургенев в образе Герасима?». «Друзья и враги Герасима». «В чём вина и беда барыни?».

1

15.01


Знать: определение понятий «портрет», «пейзаж», «литературный герой»; требования к написанию сочинения.

Уметь:определять роль пейзажа,портрета, интерьера в создании образа литературного героя; отбирать материал для раскрытия темы сочинения;составлять план сочинения.

Составление плана сочинения.

РР Подготовка к домашнему сочинению по рассказу И.С.Тургенева «Муму»: «Что воспевает И.С.Тургенев в образе Герасима?». «Друзья и враги Герасима». «В чём вина и беда барыни?».

35.

А.А.Фет.Слово о поэте. «Весенний дождь».Природа и человек в стихотворении. Воплощение красоты жизни.

1

19.01


Знать: биографические сведения о поэте;содержание произведения.

Уметь: определять,какие художественные приёмы использует автор для описания природы; анализировать лирическое произведение; выразительно читать;передавать при помощи интонации впечатления от быстро меняющихся картин и состояний природы;авторское отношение к природе.

Выразительное чтение стихотворения.


36.

Л.Н.Толстой. Слово о писателе (детство, начало литературной деятельности). Рассказ-быль «Кавказский пленник». Сюжет рассказа. «Кавказский пленник» как протест против национальной вражды.Жилин и горцы.

1

22.01


Знать: факты жизни писателя,связанные с войной на Кавказе;историю создания рассказа;определение понятий «сюжет», «фабула»,«рассказ-быль», «литературный герой».

Уметь:определять главных сюжетных героев,их роль в произведении,специфику жанра; характеризовать Жилина и горцев.

Выразительное чтение произведения;деление на части и их озаглавливание.


37.

РР Подготовка к домашнему сочинению по рассказу Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»: «Жилин и Костылин: разные судьбы». «Друзья и враги пленного Жилина».

1

26.01


Знать: понятия «герой», «сопоставление»,«противопоставление», «контраст»; средства раскрытия характеров действующих лиц (поступки,портрет, пейзаж,авторская оценка); значения слов «жила», «костыль».

Уметь: оперировать этими понятиями при создании сравнительной характеристики героев.

Пересказы эпизодов, в которых ярче всего проявилось различие характеров Жилина и Костылина.

РР Подготовка к домашнему сочинению по рассказу Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»: «Жилин и Костылин: разные судьбы». «Друзья и враги пленного Жилина».

38.

А.П.Чехов.Слово о писателе (детство и начало литературной деятельности). «Хирургия» как юмористический рассказ. Осмеяние глупости и невежества героев рассказа.Юмор ситуации. Развитие представления о юморе.

1

29.01


Знать :биографические сведения об авторе; содержание произведения;понятие «юмор».

Уметь: передать содержание рассказа, акцентируя внимание на речи героя,на его действиях; определять,какими средствами писатель создаёт юмористические ситуации.



39.

Вн.чтение. Рассказы Антоши Чехонте.

1

2.02


Знать:особенности юмористических рассказов А.П.Чехова;приёмы создания комического в рассказах А.П.Чехова; содержание 4-х рассказов.

Уметь:определять в рассказах Чехова такие приёмы юмористической и сатирической оценки героев: говорящие имена и фамилии,грустный взгляд сквозь весёлый смех, отсутствие пейзажа,яркость художественной детали,сценичность диалога, индивидуальность речи.


Вн.чтение. Рассказы Антоши Чехонте.

40.

Русские поэты 19 века о Родине и родной природе. Лирика Ф.И.Тютчева. «Зима недаром злится…», «Как весел грохот летних бурь…», «Есть в осени первоначальной…». Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояниия,настроения.

1

5.02


Знать: краткие биографические сведения о поэте; содержание его произведений; используемые художественные средства в данных стихотворениях.

Выразительное чтение стихотворений; монологическое высказывание по анализу стихотворений Тютчева.

Ответ на вопрос: «Какие чувства и настроение вызывают у вас эти стихотворения?»




41.

Лирика И.С.Никитина «Утро»,«Зимняя ночь в деревне»),А.Н.Плещеева («Весна»),А.Н.Майкова («Ласточки»), И.З.Сурикова («Зима»),А.В.Кольцова( «В степи»).

1

9.02


Знать: авторов пейзажной лирики 19 века, их произведения; тематику произведений; какие мысли и чувства в них выражены.

Конкурс чтецов стихотворений поэтов 19 века.

Ответы на вопросы: 1)Какие поэты 19 века пишут о Родине и родной природе?2)Какая общая черта характера присуща им?3)Расскажите о своём любимом стихотворении.



42.

И.А.Бунин. Слово о писателе. «Косцы». Восприятие прекрасного героями рассказа. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине.

1

12.02


Знать: факты жизни писателя, положенные в основу рассказа «Певцы»; авторское отношение к описываемым событиям; особенности языка И.А.Бунина.

Уметь: видеть картины прекрасного в рассказе; проникнуться особым сочувствием к косцам, понимать их удаль и свободу, их чувство любви к родной стороне.

Сопоставление рассказа Бунина со стихотворениями русских поэтов о родной природе и родине; подробные и сжатые пересказы отрывков из рассказа; выразительное чтение:



43.

В.Г.Короленко. Слово о писателе (детство и начало литературной деятельности). «В дурном обществе». Город и его обитатели. Вася и его отец. Развитие их отношений.

1

16.02


Знать: факты биографии писателя; сюжет повести; героев повести в их взаимосвязи.

Уметь: объяснять причины отчуждения между Васей и его отцом; характер Васи, его чуткую душу, попытки разорвать круг одиночества.

Подробный рассказ от лица Васи на тему «Я и мой отец».



44.

Жизнь семьи Тыбурция. Общение с Валеком и Марусей. Портрет как средство изображения героев. Понятие о композиции литературного произведения.

1

19.02


Знать: причины сближения Васи с детьми подземелья и их роль в жизни мальчика; образ серого камня как символа образа мира, беспощадного к людям; определение понятия композиция литературного произведения; особенности композиции повести В.Г. Короленко.

Уметь: объяснять роль противопоставления образов в повести; причины различных отношений между родителями и детьми; характеризовать литературного героя на основании его поступков; определять роль портрета и пейзажа в понимании характеров героев.

Выразительное чтение, сжатые и подробные пересказы эпизодов; характеристика героев повести; устное сочинение на тему «Путь Васи к правде и добру».



45.

РР Сочинение по повести В.Г.Короленко «В дурном обществе»: 1)Почему Вася подружился с Валеком и Марусей? 2)Два отца: Тыбурций и судья. 3)Вася и его отец: от вражды к пониманию. 4)Маруся и Соня: два детства.

1

23.02


Знать: определение понятия «композиция литературного произведения», каковы особенности композиции повести В.Г.Короленко.

Уметь: раскрывать предлагаемые темы сочинений; составлять рассказ «Город Княжье-Вено и его обитатели».

Составление рассказа- описания; устные сочинения на предложенные темы (по группам); их защита и рецензирование.

РР Сочинение по повести В.Г.Короленко «В дурном обществе»: 1)Почему Вася подружился с Валеком и Марусей? 2)Два отца: Тыбурций и судья. 3)Вася и его отец: от вражды к пониманию. 4)Маруся и Соня: два детства.


46.

С.А.Есенин. Слово о поэте. Стихотворения «Я покинул родимый дом…» и «Низкий дом с голубыми ставнями…» - поэтическое изображение родной природы. Образы малой родины, родных людей как изначальный исток образа Родины, России. Своеобразие языка есенинской лирики.

1

26.02


Знать: факты биографии С.А.Есенина; изображение природы, родного дома; своеобразие языка есенинской лирики.

Уметь: выразительно читать стихотворения С.А.Есенина; давать художественный анализ.

Рассказ о поэте; выразительное чтение и анализ стихотворений (по группам); оценка выступлений по анализу стихотворений.



47.

П.П.Бажов. Слово о писателе. «Медной горы Хозяйка». Трудолюбие и талант Данилы-мастера.

1

2.03


Знать: автора, факты его биографии; сюжет произведения; образ Данилы-мастера.

Уметь: рассказывать биографию писателя; выразительно читать произведение; составлять характеристику Данилы-мастера.

Подробный пересказ статьи о писателе; выразительное чтение произведения; характеристика Данилы-мастера (по группам).



48.

Реальность и фантастика в сказе П.П.Бажова. Образ Хозяйки Медной горы. Своеобразие языка.интонации сказа. Сказ как жанр литературы (начальные представления). Сказ и сказка (общее и различное).

1

5.03


Знать: определение понятия «сказ»; общие и отличительные черты сказа и сказки; своеобразие языка, интонации сказа.

Уметь: составлять характеристику Хозяйки Медной горы, пересказывать эпизоды сказа, сохраняя своеобразие языка и интонации; находить реальное и фантастическое в сказе П.П.Бажова.

Составление плана , характеристики Хозяйки Медной горы (по группам).



49.

К.Г.Паустовский. Слово о писателе. Сказка «Тёплый хлеб». Герои и их поступки.Реальное и фантастическое в сказке. Нравственные проблемы произведения.

1

9.03


Знать: факты биографии писателя; сюжет сказки «Тёплый хлеб»; героев и их поступки; нравственные проблемы произведения.

Уметь: рассказывать биографию писателя; выразительно читать произведение; объяснять причины происходящих в сказке событий; поступки героев; определять реальное и фантастическое в сказке.

Рассказ о писателе, используя материал из различных источников информации; рассказ о героях сказки; формулирование выводов.



50.

К.Г.Паустовский. «Заячьи лапы». Природа и человек в произведении.

1

12.03


Знать: сюжет произведения; взаимосвязь природы и человека в произведении К.Г.Паустовского.

Уметь: объяснять смысл названия рассказа; роль зайца в судьбе внука деда Лариона; роль описания природы в понимании событий, изображённых в рассказе.

Выразительное чтение; подробные и сжатые пересказы эпизодов; рассказы случаев из жизни животных, свидетелями или участниками которых были сами учащиеся.



51.

А.П.Платонов. Слово о писателе. «Никита». Быль и фантастика. Душевный мир главного героя рассказа А.П.Платонова. Оптимистическое восприятие окружающего мира.

1

16.03


Знать автора, факты его жизни; сюжет рассказа.

Уметь: понимать поведение главного героя.общение его с окружающим миром природы; простоту и человечность рассказа, его диалогичность; трогательный образ фантазёра Никиты, мир его души.

Выразительное чтение рассказа; подробный пересказ эпизодов; составление плана рассказа о герое.



52.

Тест по творчеству Л.Н.Толстого, А.П.Чехова, русских поэтов 19 века, И.А.Бунина,В.Г.Короленко,С.А.Есенина, П.П.Бажова, К.Г.Паустовского, А.П.Платонова.

1

19.03


Знать: материал, изученный в 3-ей четверти.

Уметь : правильно ответить на вопросы теста.

Выполнение работы.

Тест по творчеству Л.Н.Толстого, А.П.Чехова, русских поэтов 19 века, Тест .







4 четверть- 16 уроков



53.

Анализ работы от 20 марта. С.Я.Маршак. Слово о писателе. Сказки С.Я.Маршака. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев». Драма как род литературы. Положительные и отрицательные герои пьесы «Двенадцать месяцев». Столкновение добра и зла. Юмор в сказке.

1

2.04


Знать: автора, факты его жизни; определение понятия «драма»; особенности пьесы как особого рода художественного произведения; своеобразие пьесы-сказки; (заимствование сюжета, образов, создание собственной оригинальной сказки).

плана

Рассказ о писателе; выразительное чтение сказки по ролям; работа в группах по составлению планов и характеристик положительных и отрицательных героев.



54.

Урок развития речи. Сочинение по пьесе-сказке С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев»: 1) Падчерица и Королева в пьесе-сказке С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев». 2 )Добро и зло в сказке С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев». 3)Пьеса С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев» и народные сказки.

1

6.04


Знать: традиции народных сказок в пьесе С.Я.Маршака; требования к сочинениям на литературную тему.

Уметь: находить в сказке С.Я.Маршака черты народных сказок; подготовить учащихся к написанию сочинения на предложенные темы.

Работа в группах по составлению планов сочинений, вариантов сочинений; выступления учащихся по защите проекта сочинения; рецензирование устных выступлений учащимися других групп.



55.

В.П.Астафьев. Слово о писателе. «Васюткино озеро». Черты характера героя и его поведение в лесу.

1

9.04


Знать: автора, факты его жизни; судьбу рассказа «Васюткино озеро; содержание рассказа; черты характера героя рассказа.

Уметь: охарактеризовать чувства и поведение мальчика в лесу, его состояние используя авторскую лексику.

Рассказ о писателе: ознакомительное чтение; подробные и сжатые пересказы эпизодов рассказа; характеристика Васютки.



56.

«Открытие» Васюткойнового озера. Понятие об автобиографическом произведении.

1

13.04


Знать: определение «автобиографичность литературного произведения»; смысл названия рассказа; значение картин природы.

Уметь: объяснять,почему рассказ назван «Васюткино озеро»; поведение героя в лесу, что помогло ему «открыть» озеро; как меняется отношение мальчика к природе на протяжении всего повествования; каково авторское отношение к изображаемому.

Сопоставление двух эпизодов: описание тайги в начале рассказа и в конце; выводы из сопоставления для становления характера героя; составление киносценария «Как Вася «открыл» озеро».



57.

Контрольное сочинение: 1)Поэтизация русской природы в литературе ХХ века: С.А.Есенин, П.П. Бажов, К.Г.Паустовский, В.П.Астафьев (по одному произведению). 2)Какие поступки сверстников вызывают моё восхищение?(По произведениям К.Г.Паустовского, В.П.Астафьева,)

1

16.04.


Знать: содержание произведений, по которым пишется сочинение.

Уметь: подобрать эпиграф к сочинению; определить основную мысль сочинения; составить план и связно изложить свои мысли.

Работа над сочинением.

Контрольное сочинение (По произведениям К.Г.Паустовского, В.П.

Астафьева)


58.

Урок-концерт. Русские поэты ХХ века о Родине и родной природе: И.А.Бунин, Дон-Аминадо. Поэтическое восприятие окружающего мира природы и своего места в нём.

1

20.04


Знать: авторов и содержание стихотворений

Уметь: выразительно читать стихотворения; зрительно представлять картины, которые воссоздают поэты.

Конкурсное чтение стихотворения И.А.Бунина «Помню – долгий зимний вечер…» и стихотворения Дона-Аминадо «Города и годы». Анализ произведений.



59.

Анализ сочинений от 14апреля Русские поэты ХХ века о Родине и родной природе: Стихи А.А.Прокофьева, Д.Б.Кедрина, Н.М.Рубцова. Образ Родины в стихах о природе.

1

23.04


Знать: авторов стихотворений; какой образ Родины рисуется в стихотворениях А.А.Прокофьева, Д.Б.Кедрина, Н.М.Рубцова.

Уметь: выразительно читать стихотворения; воссоздавать образ Родины по данным стихотворениям.

Выразительное чтение стихотворений, их анализ.



60.

Саша Чёрный. Слово о писателе. Образы детей в рассказах «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики в произведениях Саши Чёрного. Юмор в его рассказах.

1

27.04


Знать: автора, факты его жизни; содержание произведений.

Уметь: соотносить сюжеты произведений Саши Чёрного с сюжетами литературной классики; характеризовать образы детей ; понимать юмор в произведениях Саши Чёрного.

Выразительное чтение рассказов Саши Чёрного; определение приёмов, с помощью которых достигается юмор в его произведениях.



61.

«Ради жизни на земле…». Стихи о войне. К.М.Симонов. «Майор привёз мальчишку на лафете…»; А.Т.Твардовский. «Рассказ танкиста». Война и дети – обострённо трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.

1








30.04


Знать: поэтов, писавших о Великой Отечественной войне; содержание стихотворений К.М.Симонова, А.Т.Твардовского; как отражена вних тема «Война и дети».

Уметь: выразительно читать произведения о Великой Отечественной войне; понимать, какие испытания пришлось испытать детям в годы военного лихолетья.

Рассказ о поэтах, творивших во время Великой Отечественной войны; выразительное чтение произведений,их анализ



62.

Р.Стивенсон. Слово о писателе. «Вересковый мёд». Бережное отношение к традициям предков. Развитие понятия о балладе. Её драматический характер.

1

4.05


Знать: сведения о жизни писателя; события, о которых рассказывается в балладе; какие черты характера прославляет автор.

Уметь: анализировать произведение, находить признаки жанра баллады в «Вересковом мёде» Р.Л.Стивенсона; выразительно читать произведение.

Работа в группах по составлению характеристики героев произведения; выразительное чтение баллады.



63.

Д. Дефо. Слово о писателе. «Робинзон Крузо» - произведение о силе человеческого духа. Необычные приключения Робинзона Крузо. Характер главного героя романа.. Гимн неисчерпаемым возможностям человека.

1

7.05


Знать: автора, факты его биографии; сюжет романа; характер главного .














Уметь: воспроизводить все приключения и события в жизни Робинзона; понимать авторское отношение к изображаемому, глубокое отношение к человеческому труду, изображение труда как основы жизни.

Составление плана всех приключений Робинзона Крузо; пересказ эпизодов. Устное сообщение «Друзья и враги Робинзона».



64.

Х.К.Андерсен. Слово о писателе. «Снежная королева»: реальное и фантастическое в сказке. Кай и Герда.

1

11.05


Знать: автора, факты его биографии; содержание сказки «Снежная королева»; 3-4 сказки Андерсена для раскрытия тем сочинений.

Уметь: находить реальное и фантастическое в сказке «Снежная королева»; характеризовать героев произведения.

Выразительное чтение сказки, пересказы эпизодов; работа в группах по составлению характеристики героев



65.

РР Подготовка к домашнему сочинению по сказкам Х.К.Андерсена: «Добро и зло сказках Андерсена», « О чём мечтал Андерсен в своих сказках?», «Герда и Снежная королева».

1

14.05


Знать: какие трудности пришлось испытать Герде в поисках Кая; друзей и врагов Герды.

Уметь: подробно и сжато пересказывать эпизоды сказки; последовательно изложить путь Герды в поисках Кая; характеризовать Герду и Снежную королеву.

План по теме « Путь Герды в поисках Кая»; составление характеристики Герды, Снежной королевы (по группам).

РР Подготовка к домашнему сочинению по сказкам Х.К.Андерсена: «Добро и зло сказках Андерсена», « О чём мечтал Андерсен в своих сказках?», «Герда и Снежная королева».


66.

Гофман. Слово о писателе. «Щелкунчик».Реальное и фантастическое в произведении. Нравственные проблемы в произведении Гофмана.

1

18.05


Знать: автора, факты биографии, содержание произведения, героев; нравственные проблемы, поставленные в произведении.

Уметь: подбирать материал для характеристики героев; подробно и сжато пересказывать эпизоды произведения; находить реальные и фантастические картины в произведении.

Поиск информации о писателе и его произведении; работа в группах по созданию характеристик героев.


а

67

М.Твен. Слово о писателе. «Приключения Тома Сойера». Том Сойер и его друзья. Том и Гек. Том и Бекки. Внутренний мир героев М.Твена.

1

21.05


Знать: автора, факты его биографии; содержание произведения; внутренний мир героев М.Твена – умение сделать окружающий мир интересным.

Уметь: отобрать эпизоды, помогающие ярче увидеть характер Тома, его взаимоотношения с друзьями; проследить, как мальчишеское озорство и неуёмная фантазия Тома сменяются мужеством и находчивостью перед лицом смертельной опасности.

Пересказ статьи о Марке Твене; пересказы эпизодов; характеристика героев.



68

Джек Лондон. Слово о писателе. «Сказание о Кише». Нравственное взросление героя рассказа. Становление его характера. Мастерство Джека Лондона в изображении жизни северного народа. Подведение итогов

1

28.05


Знать: автора, факты его биографии; сюжет рассказа, его героев; понимать обычаи, верования.нравы северного народа, показанные писателем.

Уметь: объяснять, почему Джек Лондон назвал произведение сказанием, почему имя, деяния Киша стали легендой.

Пересказ статьи о писателе; составление цитатного плана рассказа, пересказы эпизодов (краткий, выборочный, от лица героя).




















График контрольных работ, уроков развития речи, уроков внеклассного чтения

п/п

Уроки контроля

Дата

Уроки развития речи

Дата

Уроки внеклассного чтения

Дата

1.

Тест по изученному в первой четверти материалу.



30.10.14

РР Сочинение « Мои любимые русские народные сказки.»

22.09.14

Вн.чтение. Басенный мир И.А.Крылова



16.10.14

2.

Контрольная работа по творчеству А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя, Н.А.Некрасова.

22.12.14

РР Обучение домашнему сочинению по сказке А.С.Пушкина.



17.11.14

Вн. чтение. Мои любимые сказки А.С.Пушкина. Художественный мир пушкинских сказок.



20.11.14

3



Вн. чтение. Мои любимые сказки А.С.Пушкина. Художественный мир пушкинских сказок.




4

Тест по творчеству Л.Н.Толстого, А.П.Чехова, русских поэтов 19 века, Тест .



19.03.15

РР Подготовка к домашнему сочинению по рассказу И.С.Тургенева «Муму»: «Что воспевает И.С.Тургенев в образе Герасима?». «Друзья и враги Герасима». «В чём вина и беда барыни?».

15.01.15

Вн.чтение. Рассказы Антоши Чехонте.



2.02.15

5

Контрольное сочинение: 1)Поэтизация русской природы в литературе ХХ века: С.А.Есенин, П.П. Бажов, К.Г.Паустовский, В.П.Астафьев (по одному произведению). 2)Какие поступки сверстников вызывают моё восхищение



16.04.15

РР Подготовка к домашнему сочинению по рассказу Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»: «Жилин и Костылин: разные судьбы». «Друзья и враги пленного Жилина».



26.01.15



6



РР Сочинение по повести В.Г.Короленко «В дурном обществе»: 1)Почему Вася подружился с Валеком и Марусей? 2)Два отца: Тыбурций и судья. 3)Вася и его отец: от вражды к пониманию. 4)Маруся и Соня: два детства.

23.02.15



7



РР Подготовка к домашнему сочинению по сказкам Х.К.Андерсена: «Добро и зло сказках Андерсена», « О чём мечтал Андерсен в своих сказках?», «Герда и Снежная королева».

14.05.15




Итого:

4

7


3



Перечень учебно-методического обеспечения





  1. Еремина О.А. Поурочное планирование по литературе. 5 класс. – М.: Экзамен, 2006.

  2. Золотарева И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 5 класс. - М.: ВАКО, 2005.

  3. Карасева И.В. Литература. 5 класс: поурочные планы по учебнику-хрестоматии В.Я.Коровиной. – Волгоград: Учитель, 2008.

  4. Турьянская Б.И., Комисарова Е.В. Уроки литературы в 5 классе. Книга для учителя. – М.: Русское слово, 1999.

  5. Я иду на урок литературы: 5 класс. Книга для учителя. – М.: Первое сентября, 2001.


Литература

1. Бушко О.М. Школьный словарь литературоведческих терминов. – М.: Материк-Альфа, 2005.

2. Егорова Н.В. Поурочные разработки по зарубежной литературе. 5-9 классы. – М. ВАКО, 2004.

3. Занимательные материалы по литературе. 5 класс. / Сост. Н.И.Еременко. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2005.

3. Курдюмова Т.Ф. Изучение литературы в 5 классе: Метод.рекомендации. – М.: Просвещение, 1996.

4. Лейфман И.М. Карточки для дифференцированного контроля знаний по литературе. 5 класс. – М.: Материк-Альфа, 2003.

5. Литература 5 кл. Поурочные планы. / Соста-витель: СкоркинаН.М.Издательство «Учитель – АСТ».

6. Миронова Н.А. Тесты по литературе: 5-й класс: к учебнику В.Я.Коровиной и др. «Литература. 5 класс» / Н.А.Миронова. – М.: Экзамен, 2006.

7. Скрипкина В.А. Контрольные и проверочные работы по литературе. 5-8 классы: Метод.пособие. – 2-е изд. – М.: Дрофа, 1998.

8. Терентьева Н.П. Внеклвссная работа по литературе. 5-8 классы. Жизнь и творчество А.С.Пушкина. – М.: ВЛАДОС, 1999.

9. Турьянская Б.И. Материалы к урокам литературы в 5, 6, 7 классах. – М.: Русское слово, 1996.












Произведения для заучивания наизусть в 5 классе

Пословицы,поговорки.

В.А. Жуковский.Спящая царевна(отрывок).

И.А Крылов.Басни(по выбору).

А.С.Пушкин.»У лукоморья…».Няне.

Н.А.Некрасов.»Есть женщины в русских селеньях…».

Крестьянские дети(отрывок из стихотворения»Однажды в студеную,зимнюю пору…»).

А.А.Фет.Весенний дождь.

М.Ю.Лермонтов.Бородино.

С.А.Есенин.»Я покинул родимый дом…».»Низкий дом с голубыми ставнями…»(на выбор).

По теме»Великая Отечественная война»:1-2стихотворения по выбору учащихся(А.Т.Твардовский,К.М.Симонов и др.).

Из раздела «О Родине и родной природе»(1-2стихотворения).

















Критерии оценки знаний и умений по литературе

Оценка устных ответов учащихся



Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях. При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями: 1) полнота и правильность ответа; 2) степень осознанности, понимания изученного; 3) языковое оформление ответа.

Оценка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.



Содержание сочинения оценивается по следующим критериям:



соответствие работы ученика теме и основной мысли; полнота раскрытия темы; правильность фактического материала; последовательность изложения. При оценке речевого оформления сочинений учитывается:

Разнообразие словаря и грамматического строя речи;

Стилевое единство и выразительность речи;

Число речевых недочетов.

Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических, пунктуационных и грамматических.

Оценка «5» 1. Содержание работы полностью соответствует теме.

2. Фактические ошибки отсутствуют.

3. Содержание излагается последовательно.

4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых

синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.

5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.

В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1 – 2 речевых недочета.

Грамотность: допускается 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.

Оценка «4» 1.Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).

2.Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.

3.Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.

5.Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.

В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3 – 4 речевых недочетов. Грамотность: допускаются 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.

Оценка «3» 1. В работе допущены существенные отклонения от темы.

2.Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.

3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.

4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.

5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

Грамотность: допускаются 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок ( в 5 классе – 5 орфографических и 4 пунктуационные ошибки), а также 4 грамматические ошибки.

Оценка «2» 1. Работа не соответствует теме.

2. Допущено много фактических неточностей.

3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану.

4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.

5. Нарушено стилевое единство текста.

В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.

Грамотность: допускаются 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.













Планирование уроков литературы в 5 классе
  • Русский язык и литература
Описание:

         Настоящая программа по литературе для 5 класса создана на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта базового уровня основного(неполного) общего образования, утверждённого приказом МО РФ № 1089 от 05.03.2004 года, примерной программы  основного(неполного) общегообразования по литературе, учебного плана МБОУ «    » на 2014-2015 учебный год.

При разработке данной рабочей программы использовались следующие нормативные документы:

Конституция РФ (Конституция РФ.-М.: Юридическая литература. 2009.)

Закон «Об образовании РФ» (от 29.12.2012 № 273-ФЗ)

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»

Программы по литературе под редакцией В.Я. Коровиной, Просвещение, 2008 год

Приказа Минобрнауки РФ от 24.12.2010 N 2080 "Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию".

 

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение литературы на базовом уровне в объеме  68 часов. Рабочая программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю), из них Р/р –7; Вн/чт – 3. 

Автор Гараева Эльмира Файзулхаковна
Дата добавления 22.12.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 971
Номер материала 10060
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓




Похожие материалы