Главная / Русский язык и литература / Планирование урока по русскому языку на тему " Обстоятельство. Виды обстоятельств" (8 класс)

Планирование урока по русскому языку на тему " Обстоятельство. Виды обстоятельств" (8 класс)


Класс: 8

Тема урока: Обстоятельство. Виды обстоятельств.

` `

Цель урока:

Расширить представления учащихся об обстоятельстве.

Задачи:

-Создать условия для развития положительной мотивации к учению, стимулировать раскрытие творческих возможностей учащихся.

-Организовать деятельность учащихся по ознакомлению и закреплению знаний по теме «Обстоятельство. Виды обстоятельств»

-Воспитывать у учащихся средствами урока уверенность в своих силах, чувство взаимопомощи.

Ожидаемые результаты:

-определяют обстоятельство как второстепенный член предложения, отличают виды обстоятельств;

- осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;уметь работать в группе – устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать.


Оборудование: мультимедийная установка, компьютер, презентация в MS Power Point “Обстоятельство. Виды обстоятельств


Девиз всего урока:

«Считай несчастным тот день или тот час, который не усвоил ничего нового и ничего не прибавил к своему образованию» (Каменский Я.А.)

I этап. Организационный момент

Создание психологического настроя к уроку «От улыбки» (Играет музыка и видеоролик «От улыбки»).

Ты улыбкой, как солнышком, брызни,
Выходя поутру из ворот.
Понимаешь, у каждого в жизни
Предостаточно будет забот.
Разве любы нам хмурые лица
Или
 чья-то сердитая речь?
Ты улыбкой сумей поделиться
И ответную искру зажечь.

Я дарю свою улыбку всем вам, поделитесь и вы своими улыбками друг с другом, с гостями, ощутите тепло и свет, подарите радость и счастье. В память от этого момента я дарю вам вот такие сувениры.

(По цветам сувениров ученики рассаживаются по группам, вспоминают правила группы)

Правила группы:

1.Уважать друг друга.

2.Уважать мнение других.

3.Уметь слушать и слышать друг друга.

4.Соблюдать регламент.

5. Быть честным при оценивании друг друга


Предупреждение: Оценивать будут руководители групп на «Листе знаний». И так как одним пунктом наших правил является «быть честным при оценивании друг друга», прошу не забывать об этом.


II этап. «Знание»

«Была бы охота, наладится всякая работа

Давайте, ребята, вспомним пройденные темы.О чем мы говорили на прошлых уроках?

Теперь выполним тестовое задание на проверку знаний.

1.Второстепенные члены предложения – это

A) сказуемое и подлежащее 
B) союз, частица, предлог
C) дополнение,определение, обстоятельство 
D) обращение, междометия
E)вводные слова , вводные предложения

2. Второстепенный член предложения, обозначающий предмет и отвечающий на вопросы косвенных падежей, называется 
A) сказуемым. 
B) подлежащим. 
C) дополнением. 
D) определением. 
E) обстоятельством. 

3. Прямым и косвенным бывает 
A) дополнение. 
B) приложение. 
C) определение. 
D) подлежащее. 
E) обстоятельство. 

4. Предложение с прямым дополнением: 
A) Долг платежом красен. (Пословица) 
B) Живу, горжусь сынами. (А. Твардовский) 
C) Луна освещает снег летучий. (А. С. Пушкин) 
D) Жизнь наполнялась великим смыслом. (М. Горький) 
E) Не удержался за гриву – за хвост не удержишься. (Пословица) 

5. Старик ловил неводом рыбу. (А. С. Пушкин) Подчеркнутые слова (в порядке следования) являются 
A) обстоятельством и подлежащим. 
B) косвенным дополнением и прямым дополнением. 
C) косвенным дополнением и подлежащим. 
D) прямым дополнением и подлежащим. 
E) косвенным дополнением и косвенным дополнением. 

Ключ ответов: 1.С 2.C 3.A 4.C 5.В


На этом этапе нам также необходимо повторить правила, необходимые для дальнейшего изучения темы «Обстоятельство». А для этого открыли ваши тетради, записали число.

Очень красиво и аккуратно составьте кластер по имеющимся у вас знаниям об обстоятельстве.


III этап. «Понимание ».

«Без муки нет науки!»

Теперь дополним наши знания (работа с ресурсными). Каждая группа работает по своим заданиям.


1 группа: «Что такое обстоятелство?»


Обстоятельство — это второстепенный член предложения, который  
обозначает место, время, причину, образ действия и отвечает на вопросы  
когда?   где?   куда?   откуда?   зачем?   почему? как? 


Ветки цветущих черешен смотрят  (куда?) в окно. 

-.-.-.-.

Мы встретились (где?) у школы.

-.-.-.-.-.-.  
Обстоятельство в русском языке играет важную роль, так как является связывающим и дополняющим членом предложения.

Обстоятельства могут быть выражены:

1)  наречием: Голубые глаза глядят ровно, спокойно...

2) существительным в косвенном падеже: По праздникам спали часов до десяти...);

3) деепричастием или деепричастным оборотом: Встав с постели, Аркадий раскрыл окно...

4) инфинитивом (только обстоятельство цели): А   уж Онегин вышел вон; домой одеться едет он .

5) неделимым словосочетанием или устойчивыми сочетаниями слов: На другой день утром рано приехал Казбич . Но скоро были мы судьбою на долгий срок разведены .Совсем рядом, рукой подать .

6) местоимением-наречием: Поехал (куда?) туда.

Место обстоятельств:В русском языке обстоятельства могут находиться как в начале, так и в любой другой части предложения.


2 группа: «Виды обстоятельств»

Обстоятельство — это второстепенный член предложения, обозначающий признак действия или другого признака.

Обстоятельство в русском языке имеет следующие разряды:

1.Обстоятельства места: они отвечают на вопросы, которые указывают местность или нахождение чего-либо (где?, откуда?, куда?). Например, ветер дул (откуда?)с юга. Утром (где?)здесь темно.

2. Обстоятельство времени: такие обстоятельства поясняют и уточняют временное пространство (когда?/как долго?). Например, (когда?)вчера был дождь .Он трудился от зари до зари (трудился как долго? – от зари до зари). 3.Обстоятельства причины: чаще всего, эти второстепенные действия отвечают на вопрос почему? Например, было мокро из-за утренней росы (было мокро почему? – из-за утренней росы).

4. Обстоятельства образа действия/степени: Здесь слова будут отвечать на вопросы как?/в какой мере/степени? Например, Нам стало немного грустно (стало грустно в какой степени? - немного), Время текло слишком быстро. (время текло как? – слишком быстро).

5.Сравнительные обстоятельства: Как можно догадаться, здесь все вопросы будут направлены на сравнение – как? Например, он был красив, как будто вышел с обложки журнала.

6.Обстоятельства уступки: На улице было очень тепло, несмотря на вчерашнюю метель (на улице было тепло несмотря на что ? – на вчерашнюю метель).

7.Обстоятельства цели: Обстоятельства в русском языке имеющие вопросы цели, являются одним из сложноузнаваемых разрядов. Например, я спустился на первый этаж узнать расписание (я спустился я зачем? – узнать расписание).

8.Обстоятельства условия: Вопросы: при каком условии? Например, На улице чисто при отсутствии дождя (на улице чисто при каком условии? – при отсутствии дождя).

Обстоятельство в русском языке помогает делать нашу речь более яркой и насыщенной. Поэтому нужно уметь правильно согласовать слова в предложении. Именно для этого следует знать разряды обстоятельств


3 группа: Разбор предложения:

На заре отряд дружно двинулся вперёд.


IV этап. «Применение»

«Способности не просто проявляются в труде, они формируются, развиваются, расцветают в труде и гибнут в бездействие».

Защита работ.


V этап. «Анализ»

«Набирайся ума в ученье, а храбрости в сраженье!»

Обмен ручками.

Какое действие мы произвели? (Обмен)

Чем можно обмениваться с друзьями и подружками?

( значки, диски, кассеты, SMC, конфеты и т.д.)

А также можно обмениваться новой информацией. Просмотрите первичные записи об обстоятельстве и дополните кластер.



VI этап  «Делу время, потехе час!» (Разминка)


VII этап «Синтез».

«Правильно понятая ошибка – это путь к открытию»

Работа по заданиям:

1.Выполнение упражнения из учебника.

2. «Верите ли вы, что…» (Предлагается заполнить карточки с таблицей)


Верите ли вы, что…

да

нет

1

Обстоятельство обозначает признак действия или другого признака

+


2

Обстоятельство зависит от сказуемого

+


3

Обстоятельство может согласуется с подлежащим


+

4

Существует 5 видов обстоятельств


+

5

Обстоятельство может отвечать на вопрос: какой?


+

6

Обстоятельство может обозначать причину

+


7

Обстоятельство может быть выражено глаголом

+


8

Обстоятельство может отвечать на вопрос: несмотря на что? вопреки чему?

+


9

Обстоятельство может быть выражено причастным оборотом


+

10

Деепричастный оборот может быть обстоятельством

+



- Какие неверные утверждения вы обнаружили? (Учащиеся называют, учитель записывает на доске все номера неверных, по мнению ребят, утверждений, затем предлагает проверить).


VIII этап. «Оценка». «Мы оцениваем себя по тем способностям к делу, которые чувствуем в себе, в то время как окружающие оценивают нас по тому, что мы уже сделали.»

Руководители групп оценивают будут учащихся на «Листе знаний».


IX этап. Рефлексия.  «Мало иметь хороший ум, главное - его хорошо применять».

Последний этап урока - рефлексия.

Учащиеся выполняют рефлексивный тест, который не подписывают. В случае согласия с утверждением ставят напротив него знак «+», «-»

Я узнал (а) много нового.

Мне это пригодится в жизни.

На уроке было над чем подумать.

Мне понравилось работать в группе.

Урок прошел интересно.

Я прошу, чтобы подняли руки те учащиеся, которые поставили пять плюсов, затем те, у кого получилось четыре и три плюса. Это именно те оценки, которые они поставили за урок мне.

Спасибо за урок.





Планирование урока по русскому языку на тему " Обстоятельство. Виды обстоятельств" (8 класс)
  • Русский язык и литература
Описание:

Урок на повторение и закрепление знаний об обстоятельстве.

   Цель  урока:

Расширить  представления учащихся об  обстоятельстве.

 Задачи:

-Создать условия для развития положительной мотивации к учению, стимулировать раскрытие творческих возможностей учащихся.

-Организовать деятельность учащихся по ознакомлению и закреплению знаний по теме «Обстоятельство. Виды обстоятельств»

-Воспитывать у учащихся средствами урока уверенность в своих силах, чувство взаимопомощи.

Ожидаемые результаты:

-определяют обстоятельство как  второстепенный членпредложения, отличают виды обстоятельств;

- осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;уметь работать в группе – устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать.      `        `

 

Автор Мендалиева Нурия Валитовна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 1519
Номер материала 34056
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓