Главная / Биология / Планирование работы кружка "Юный натуралист"

Планирование работы кружка "Юный натуралист"

Азовский район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Кагальницкая средняя общеобразовательная школа





«Утверждаю»

Директор МБОУ Кагальницкая СОШ

Приказ от 28.08.2014г.№ 271

Подпись руководителя_____________

/Демидова Н.И./





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

кружка «Юный натуралист»



Уровень общего образования основное общее образование

Количество часов – 35 часов

Учитель - Градиль Елена Александровна, высшая квалификационная категория

















с. Кагальник

2014 год







СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО



Протокол заседания Заместитель директора по ВР

методического совета

МБОУ Кагальницкая СОШ ___________ /Пивень Г.В../



от 27.08. 2014 года № 1

_________ /Скорикова Е.Н../

подпись руководителя МС 28.08. 2014года





































Пояснительная записка

Программа кружка «Юный натуралист» предназначена для внеурочной работы учащихся по биологии и экологии. Предполагаемая программа предусматривает целенаправленное развитие познавательных способностей и навыков, творческих способностей, особенностей эмоциональной сферы.

Данная программа ориентирована на учащихся 6-9 классов и реализуется на основе следующих документов:

1.Федерального государственного образовательного стандарта общего образования

2.Базисного учебного плана РО 2014-2015 учебного года

3.Учебного плана МБОУ Кагальницкая СОШ

В программе особое внимание уделено содержанию, способствующему формированию современной естественно­научной картины мира, показано практическое применение биологических знаний.

Отбор содержания проведён с учётом культуросооб­разного подхода, в соответствии с которым учащиеся долж­ны освоить содержание, значимое для формирования по­знавательной, нравственной и эстетической культуры, со­хранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.

Содержание программы отражает состояние науки и её взаимосвязи с решением современных проблем общества.

Целенаправленная организация исследовательской деятельности позволяет учащимся реализовать свои возможности, продемонстрировать весь спектр своих способностей, раскрыть таланты, получить удовольствие от проделанной работы.

Практические умения и теоретические знания, полученные в ходе изучения учащимися биологии растений, животных, человека, общей биологии и экологии, являются хорошей мотивационной основой для обучения предмета, дальнейших исследований подобного плана, а также профессиональной ориентации школьников. Материал изучается на занятиях в форме лекций, лабораторных и практических занятий, экскурсий.

При изучении материала программы используются таблицы, муляжи, гербарии, наглядные пособия. Активно используется на занятиях компьютер. Ребята проходят индивидуальное тестирование, выполняют лабораторные работы.

Цели:

1.обеспечение учащихся знаниями по основным разделам биологии: особенности строения и жизнедеятельности растений, животных и человека сущность основных законов и закономерностей общей биологии, экологии; понимания роли биологии в современной культуре в процессе формирования мировоззрения;

2.сформирование интереса и мотивации к изучению биологии;

3. развитие познавательных универсальных компетентностей в исследовательской деятельности.

Задачи:

Углубить знания по разделам: Биология растений и животных; Человек и его здоровье; Общая биология; Экология.

Закрепить навыки решения задач по общей биологии.

Закрепить и развить систему биологических понятий, законов и закономерностей.

Привить культуру исследовательской деятельности;

Формировать навыки практической деятельности и профориентации школьников.

Принципы, лежащие в основе работы кружка:

Принцип добровольности. В кружок принимаются все желающие, соответствующие данному возрасту, на добровольной основе и бесплатно.

Принцип взаимоуважения. Ребята уважают интересы друг друга, поддерживают и помогают друг другу во всех начинаниях;

Принцип научности. Весь материал, используемый на занятиях, имеет под собой научную основу.

Принцип доступности материала и соответствия возрасту. Ребята могут выбирать темы работ в зависимости от своих возможностей и возраста.

Принцип практической значимости тех или иных навыков и знаний в повседневной жизни учащегося.

Принцип вариативности. Материал и темы для изучения можно менять в зависимости от интересов и потребностей ребят. Учащиеся сами выбирают объем и качество работ, будь то учебное исследование, или теоретическая информация, или творческие задания и т.д.

Принцип соответствия содержания запросам ребенка. В работе мы опираемся на те аргументы, которые значимы для подростка сейчас, которые сегодня дадут ему те или иные преимущества для социальной адаптации.

Принцип дифференциации и индивидуализации. Ребята выбирают задания в соответствии с запросами и индивидуальными способностями.



Формы обучения: групповые, индивидуальные и коллективные. Коллективные формы используются при изучении теоретических сведений, оформлении выставок, проведении экскурсий. Групповые формы применяются при проведении практических работ, выполнении творческих, исследовательских заданий. Индивидуальные формы работы применяются при работе с отдельными ребятами, обладающими низким или высоким уровнем развития.

Описание места учебного предмета в учебном плане


Программа кружка «Юный натуралист» рассчитана на 1 год обучения, 35 часов в год, 1 занятие в неделю и включает в себя: 11 часов лекций, 19 ч.- практикумов и 5 ч.– семинаров (конференция и «круглый стол»). Вопросы, рассматриваемые на занятиях, охватывают как теоретический, так и практический материал. Практические занятия проводятся в условиях природы и кабинетов-лабораторий.













Учебно – тематический план

Раздел, тема

Теория

Практика

Итого

1.Введение

1

2

3

2.Основы исследовательской деятельности

3

9

12

3.Антропогенное воздействие на биосферу

7

10

17

4.Подведение итогов

0

3

3

Итого

11

24

35



Содержание программы

Введение. (3 часа)

Теоретические знания:

Экология. Предмет экологии, структура экологии. Методы исследования. Задачи и методы экологического мониторинга. Экологические факторы. Загрязнение окружающей среды. Виды загрязнений и пути их распространения.

Практикумы.

Знакомство со справочной литературой, просмотр журналов, видеофрагментов.

Экскурсия.

В парк "Экологические объекты окружающей среды".

Основы исследовательской деятельности (12 ч).

Теоретические знания

Методика исследовательской деятельности, структура исследовательской работы. Выбор темы и постановка проблемы. Особенности и этапы исследования. Анализ и обработка исследовательской работы. Работа с литературой. Выводы исследовательской работы. Оформление исследовательской работы.

Экскурсии:

В микрорайон школы, на водоемы (река, пруд, родники)

Практикумы:

Знакомство с исследовательскими работами. Анализ и обработка исследовательской деятельности (на примере исследовательских работ). Оформление исследовательской работы (на примере исследовательских работ). Анкетирование, опросы, исследования, подготовка и проведение конференции «Экологическое состояние микрорайона школы», оформление стенда «Боль природы», сбор и обработка информации по теме, создание презентаций.

Практические работы:

  • Определение пылевого загрязнения территории школы;

  • Определение шумового загрязнения территории школы;

  • Отбор проб воды и определение общих показателей воды (температуры, мутности, цвета, запаха, наличие примесей) и водородного показателя (рН).

Темы работ:

Исследовательские:

  • Оценка экологического состояния микрорайона школы.

  • Оценка экологического состояния микрорайона школы по асимметрии листьев

  • Определение количества загрязнителей, попадающих в окружающую среду в результате работы автотранспорта

Реферативные:

  • Экологический мониторинг. Методы исследования

  • Влияние пыли (свинца, шума) на организм человека

Творческие

  • Оформление выставки поделок из природного материала и отходов «Вторая жизнь мусора»

3. Антропогенное воздействие на биосферу (17 часов)

Теоретические знания.

Экстремальные воздействия на биосферу: антропогенные (военные действия, аварии, катастрофы), природные (стихийные бедствия). Последствия воздействия оружия массового поражения на человека и биотоп. Последствия техногенных экологических катастроф на биосферу. Экологические последствия бедствий эндогенного и экзогенного характера (землетрясений, цунами, извержения вулканов, наводнений, штормов, оползней и т.д.). Особые виды антропогенного воздействия на биосферу: шумовое, биологическое, электромагнитное воздействия, опасные отходы.

Темы работ

Реферативные:

  • Радиоактивное загрязнение. Что это такое?

  • Мифы и реальность Чернобыля.

  • Беда всегда рядом.

Антропогенное влияние на атмосферу (3 часа)

Теоретические знания.

Состав воздуха, его значение для жизни организмов. Основные загрязнители атмосферного воздуха (естественные, антропогенные). Классификация антропогенного загрязнения: по масштабам (местное, региональное, глобальное), по агрегатному состоянию (газообразное, жидкое, твердое), радиоактивное, тепловое. Источники загрязнения атмосферы. Экологические последствия загрязнения атмосферы ("парниковый эффект", "озоновые дыры", "кислотные дожди"). Приемы и методы изучения загрязнения атмосферы. Запыленность, твердые атмосферные выпадения и пыль (взвешенные частицы); состав, свойства и экологическая опасность, влияние на организм.

Практикум. Определение запыленности зимой; рассматривание пыли под микроскопом; определение изменения температуры и относительной влажности в кабинете в ходе занятия.

Темы работ:

Исследовательские:

  • Определение пылевого загрязнения территории города и микрорайона школы зимой;

Реферативные:

  • Влияние пыли на организм человека.

  • Роль зеленых насаждений в защите от пыли.

Антропогенное влияние на гидросферу (6 часов)

Теоретические знания:

Естественные воды и их состав. Виды и характеристика загрязнений водных объектов: тепловое, загрязнение минеральными солями, взвешенными частицами, нефтепродуктами, бактериальное загрязнение. Понятие о качестве питьевой воды. Основные источники химического загрязнения воды (промышленные, автомобильные и др.) методы отбора проб воды. Экологические последствия загрязнения гидросферы (эвтрофикация водоемов, истощение вод). Приемы и методы изучения загрязнения гидросферы.

Практикум. Знакомство с приемами и методами изучения загрязнения гидросферы (химические, социологические). Исследование природных вод: отбор проб воды, измерение температуры, прозрачности, рН.

Экскурсии. К водоему. "Описание водоема". "Влияние выбросов промышленных предприятий города на экологическое состояние водоема".

Темы работ:

Исследовательские:

  • Изучение воздействия хозяйственной деятельности человека на водные объекты.

  • Оценка экологического состояния родников города.

Реферативные:

  • Роль воды в жизни человека.

  • Вода живая и мертвая

Творческие

  • Оформление стенда «Вода – это жизнь!»

Антропогенное влияние на литосферу (3 часа)

Теоретические знания

Почва и ее экологическое значение. Нарушения почв. Деградация почв, причины деградации почв. Эрозия почв: ветровая, водная. Загрязнители почв (пестициды, минеральные удобрения, нефть и нефтепродукты, отходы и выбросы производства, газодымовые загрязняющие вещества). Экологические последствия загрязнения литосферы (вторичное засоление, заболачивание почв, опустынивание, физическое "загрязнение" горных пород). Приемы и методы изучения загрязнения литосферы. Деградация почв. Структура и характеристика загрязненности почв городов. Явление нахождения элементов при загрязнении почвы тяжелыми металлами и его причины. Влияние соединений свинца на организм.

Практикум Составление карты местности с расположением несанкционированных свалок. Изготовление поделок из отходов продукции одноразового использования. Исследование почвы в микрорайоне школы.

Экскурсии. "Выявление несанкционированных свалок в окрестностях села".

Темы работ

Исследовательские

  • Характеристика почвы пришкольной территории

Творческие

  • Оформление фотовыставки «Боль природы»

  • Написание и распространение листовки «Нет мусору!»

  • Оформление выставки из отходов продукции одноразового использования

  • Изготовление и установка плакатов и щитов в местах свалок мусора

  • Уборка мусора на берегу реки, в микрорайоне школы.



Биоиндикация (5 часов)

Теоретические знания: Наблюдение за состоянием сообществ организмов как способ оценки их экологического состояния. Факторы изменяемости экосистем и их определение (тревожность, нарушение внутривидовых и межвидовых отношений, естественных жизненных циклов и др.) Использование биологических объектов при мониторинге загрязнений окружающей среды (растительных и животных организмов). Биоиндикация на примере лишайника, сосны, липы, ряски и др.

Практикум Обучение работы с определителями растений и животных, обучение методикам проведения оценки экологического состояния водных объектов, проведение конференции «Загрязнения микрорайона школы».

Темы проектов:

Исследовательские:

  • Биоиндикация экологического состояния водоемов с помощью пресноводных моллюсков.

  • Изучение водных беспозвоночных реки и оценка ее экологического состояния.

  • Оценка экологического состоянияпарка по асимметрии листьев.

  • Антропогенная нагрузка на экосистемы

Творческие:

  • Оформление стенда «Село, в котором мы живем».

Реферативные:

  • Биоиндикация. Методы исследования.



Заключительное занятие (3 ч).

Практикум. Подготовка, проведение конференции исследовательских работ кружковцев. Анализ и самоанализ результатов работы за год.

Календарно-тематическое планирование

Раздел 1. Введение

Дата

Тема

Деятельность

Результат

1

Экология. Предмет экологии, структура экологии.

Методы исследования. Задачи и методы экологического мониторинга. Экологические факторы. Загрязнение окружающей среды. Виды загрязнений и пути их распространения. Практикум: работа со справочной литературой, просмотр видеофрагментов

конспект

2

Экскурсия в парк "Экологические объекты окружающей среды".

Практикум: сбор материала для поделок

Отчет об экскурсии

3

Оформление выставки поделок из природного материала


Выставка


Раздел 2. «Основы исследовательской деятельности»

4

Введение в тему «Основы исследовательской деятельности»

Выбор темы своей исследовательской работы. Формирование творческих групп, актуализация знаний, методика исследовательской деятельности, структура работы, выбор темы

Конспект. Выбор темы исследовательской работы

5

Методики исследования

Постановка проблемы, формулирование цели и задач. Формулирование цели и задач своей работы, подбор методик исследования, анкет для соцопросов

Цели, задачи работы, методики исследования

6

Экскурсия в микрорайон школы


Результаты работы

7

Сбор проб, проведение опросов, исследований.


8

Обработка и анализ полученных результатов

Обработка результатов своей работы

9

Правила работы с литературой по теме

Работа с информационными источниками по теме своей работы

10

Выводы, рекомендации, список литературы

Выводы по своей работе, рекомендации, оформление списка литературы

11

Оформление портфолио

Оформление портфолио по своей работе, выбор формы презентации

Портфолио

12

Оформление доклада для конференции

Подготовка презентации, написание доклада, подготовка к конференции

Презентация, доклад

13

Конференция «Экологическое состояние микрорайона школы». Презентация творческих и исследовательских работ.

Результаты конференции

14

Оформление выставки по результатам конференции


Стенд

15

Круглый стол «Подведение итого работы над темой».


Результаты круглого стола

Раздел 3. Антропогенное воздействие на биосферу

16

Влияния на биосферу, виды влияний, их последствия.


Просмотр видеофрагментов, работа со справочной литературой и учебными дисками

Конспект


17

Состав воздуха, его значение для жизни организмов.

Экологические последствия загрязнения атмосферы. Основные загрязнители атмосферного воздуха Классификация антропогенного загрязнения: Источники загрязнения атмосферы.

Конспект


18

Приемы и методы изучения загрязнения атмосферы.

Проведение исследований.

Рассматривание пыли под микроскопом

Результаты исследования


19

Запыленность, твердые атмосферные выпадения и пыль (взвешенные частицы); состав, свойства и экологическая опасность, влияние на организм.

Влияние пыли на организм человека.

Роль зеленых насаждений в защите от пыли.

Презентация творческой работы


20

Естественные воды и их состав.

Экологические последствия загрязнения гидросферы. Виды и характеристика загрязнений водных объектов. Понятие о качестве питьевой воды. Основные источники химического загрязнения воды

Конспект. Результаты исследований


21

Методы отбора проб воды.

Проведение исследовательских работ, сбор проб

Конспект. Результаты исследований


22

Приемы и методы изучения загрязнения гидросферы.

Проведение исследовательских работ, сбор проб, химический анализ воды

Конспект. Результаты исследований


23

Оформление результатов исследовательской работы




24

Оформление стенда «Вода – это жизнь»


Стенд


25

Почва и ее экологическое значение.

Нарушения почв. Деградация почв, причины деградации почв. Загрязнители почв Экологические последствия загрязнения литосферы. Структура и характеристика загрязненности почв городов.

Конспект


26

Приемы и методы изучения загрязнения литосферы.

Экскурсия «Выявление несанкционированных свалок»

Карта села«Несанкционированные свалки»


27

Оформление фотовыставки «Свалки – боль села», выставки поделок из вторматериалов

Выставки


28

Наблюдение за состоянием сообществ организмов как способ оценки их экологического состояния.

Проведение исследовательских работ по биомониторингу. Факторы нарушенности экосистем и их определение (тревожность, нарушение внутривидовых и межвидовых отношений, естественных жизненных циклов и др.)


Конспект и результаты работы


29

Использование биологических объектов при мониторинге загрязнений окружающей среды


30

Биоиндикация на примере лишайника, сосны, липы, ряски, моллюсков и др.


31

Конференция по результатам исследовательских и творческих работ учащихся

Презентации, портфолио


32

Анализ и самоанализ деятельности учащихся

Стенд


Раздел 4.Заключительные занятия

33

Подготовка, проведение конференции исследовательских работ кружковцев.

презентации

34

Проведение конференции исследовательских работ кружковцев.

презентации

35

Анализ и самоанализ результатов работы за год.

Портфолио






















Методическое обеспечение

Методы и приемы.

Программа предусматривает применение различных методов и приемов. Что позволяет сделать обучение эффективным и интересным.

Словесный метод применяется при объяснении теоретического материала по темам курса, для объяснения применения материала и методики исследования.

Наглядный метод применяется как при объяснении теоретического материала, так и для демонстрации результатов работы учащихся. Используются готовые таблицы, электронные презентации и созданные руками детей.

Практическая работа необходима при отработке навыков и умений оказания первой помощи пострадавшим, проведении эксперимента или исследования.

Творческое проектирование является очень эффективным, так как помогает развить самостоятельность, познавательную деятельность и активность детей.

Исследовательская деятельность помогает развить у детей наблюдательность, логику, самостоятельность в выборе темы, целей, задач работы, проведении опытов и наблюдений, анализе и обработке полученных результатов.


Педагогические технологии, используемые в обучении.

  • Личностно – ориентированные технологии позволяют найти индивидуальный подход к каждому ребенку, создать для него необходимые условия комфорта и успеха в обучении. Они предусматривают выбор темы, объем материала с учетом сил, способностей и интересов ребенка, создают ситуацию сотрудничества для общения с другими членами коллектива.

  • Игровые технологии помогают ребенку в форме игры усвоить необходимые знания и приобрести нужные навыки. Они повышают активность и интерес детей к выполняемой работе.

  • Технология творческой деятельности используется для повышения творческой активности детей.

  • Технология исследовательской деятельности позволяет развивать у детей наблюдательность, логику, большую самостоятельность в выборе целей и постановке задач, проведении опытов и наблюдений, анализе и обработке полученных результатов. В результате происходит активное овладение знаниями, умениями и навыками.

  • Технология методов проекта. В основе этого метода лежит развитие познавательных интересов учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления, формирование коммуникативных и презентационных навыков.



















Прогнозируемые результаты.

Учащиеся должны знать:

  • Теоретический материал, предусмотренный программой курса по темам;

  • Методики проведения исследований по темам;

  • Основные экологические понятия и термины;

  • Источники и виды загрязнения воздуха, воды и почвы на территории города;

  • Роль зеленых насаждений в защите от пыли и шума;

  • Биологические и экологические особенности обитателей почвы и водоемов;

  • Виды - биоидикаторы чистоты водоемов;

  • Критерии выделения сапробности водоемов

  • Отличия естественных и антропогенных ландшафтов;

  • Природные и антропогенные причины возникновения экологических проблем в городе; меры по сохранению природы и защите растений и животных.

  • Структуру написания и оформления учебно – исследовательской работы;

Учащиеся должны уметь:

  • Выделять, описывать и объяснять существенные признаки объектов и явлений;

  • Оценивать состояние городской среды и местных экосистем;

  • Проводить наблюдения в природе за отдельными объектами, процессами и явлениями; оценивать способы природопользования;

  • Проводить элементарные исследования в природе; анализировать результаты исследования, делать выводы и прогнозы на основе исследования;

  • Проводить анкетирования, социологические опросы.

  • Работать с определителями растений и животных;

  • Работать с различными источниками информации.

  • Формировать портфолио, оформлять исследовательскую работу, составлять презентацию, представлять результаты своей работы.

  • Применять коммуникативные навыки;





Критерии оценки знаний, умений и навыков.

Низкий уровень: удовлетворительное владение теоретической информацией по темам курса, умение пользоваться литературой при подготовке сообщений, участие в организации выставок, элементарные представления об исследовательской деятельности, пассивное участие в семинарах.

Средний уровень: достаточно хорошее владение теоретической информацией по курсу, умение систематизировать и подбирать необходимую литературу, проводить исследования и опросы, иметь представление о учебно – исследовательской деятельности, участие в конкурсах, выставках, организации и проведении мероприятий.

Высокий уровень: свободное владение теоретической информацией по курсу, умение анализировать литературные источники и данные исследований и опросов, выявлять причины, подбирать методы исследования, проводить учебно – исследовательскую деятельность, активно принимать участие в мероприятиях, конкурсах, применять полученную информацию на практике.





Оценка эффективности работы:

Входящий контроль – определение уровня знаний, умений, навыков в виде бесед, практических работ, викторин, игр.

Промежуточный контроль: коллективный анализ каждой выполненной работы и самоанализ; проверка знаний, умений, навыков в ходе беседы.

Итоговый контроль: тестирование, презентации творческих и исследовательских работ, участие в выставках и мероприятиях, участие в конкурсах исследовательских работ в городском научном обществе, экологическом обществе.

Формы контроля.

Тема

Форма контроля

Введение

Беседа, результаты экскурсии.

Исследовательская деятельность

Беседа, результаты опросов и исследований, презентация работ творческих групп по выбранным темам, конференция «Экологическое состояние микрорайона школы», оформление стенда «Боль природы».

Антропогенное воздействие на биосферу

Беседа, презентация работ творческих групп по выбранным темам, результаты исследований, анкетирования, оформление стенда «Вода – это жизнь», конференция.

Заключение

Беседа, презентация исследовательских работ по выбранным темам.



Формы подведения итогов реализации программы.

  • Итоговые выставки творческих работ;

  • Портфолио и презентации исследовательской деятельности;

  • Участие в районных, областных конкурсах исследовательских работ;



















Список литературы

  1. «Практическая экология для школьников» Л.А. Коробейникова, Иваново, 1995.

  2. «Охрана природы», п/р профессора К. В. Пашканга, Москва, «Просвещение», 1990.

  3. «Юным любителям природы», Н.Н.Плавильщиков, Москва, «Детская литература», 1975

  4. «Растения от А до Я», Ю. П. Лаптев, Москва, «Колос», 1992.

  5. «Краткий определитель беспозвоночных пресных вод центра европейской России», М.В. Чертопруд.

  6. «Биология для абитуриента» Р.Г. Заяц и др, Минск, ЧУП «Издательство Юнипресс», 2004

  7. «Охрана природы», А.В. Михеев, «Просвещение», Москва, 1990

  8. «Атлас – определитель высших растений», В.С.Новикова, И.А.Губанов, Москва, Просвещение, 1991.

  9. «Определитель водорослей», Н.Б. Балашов, Лениздат, 1989.

  10. «Большой определитель грибов», А.В.Юдин, Москва, ООО «Издательство АСТ», 2001.

  11. «Краткий определитель беспозвоночных пресных вод центра европейской России», М.В. Чертопруд.

  12. «Основы исследовательской деятельности школьников», И.П. Гладилина, О.П. Гришакина, А. А. Обручникова, Д.В. Попов, Москва, ООО «Центр полиграфических услуг «Радуга», 2010.

  13. «Экологическое образование школьников во внеклассной работе», А.Н. Захлебный, Москва, «Просвещение», 1984.

  14. «Исследовательская и проектная деятельность учащихся по биологии», Е. В. Тяглова, Москва, «Глобус», 2008.

  15. «Нравственно-экологическое воспитание школьников», Л.С. Литвиненко, Москва, «5 за знания», 2005.

  16. «Практикум по методике проведения химического эксперимента» В.С. Полосин, «Просвещение», Москва, 1996

  17. «Основы учение о биосфере» Г.В. Войткевич, «Просвещение», Москва, 1989

  18. «Тематические игры и праздники по биологии», Л. В. Сорокина, Москва, «Творческий центр», 2005

  19. «Не совсем обычный урок», С.В. Кулькевич, Воронеж, «Учитель», 2001.

  20. «Активные формы и методы обучения биологии» Г.М. Муртазин, Москва, Просвещение, 1989

  21. «Внеурочная работа по географии» И.И. Баринова, Москва, Просвещение, 1988

  22. «Учебно – исследовательская деятельность школьников» п/р А.П. Тряпицыной, Санкт – Петербург, Каро, 2005

  23. «Как организовать проектную деятельность учащихся», И.С. Сергеев, Москва, «Аркти», 2005.







Планирование работы кружка "Юный натуралист"
  • Биология
Описание:

      Программа кружка «Юный натуралист» предназначена  для внеурочной работы учащихся по биологии и экологии. Предполагаемая программа предусматривает целенаправленное развитие познавательных способностей и навыков, творческих способностей, особенностей эмоциональной сферы.   Практические умения и теоретические знания, полученные в ходе изучения учащимися биологии растений, животных, человека, общей биологии и экологии, являются хорошей мотивационной основой для обучения предмета, дальнейших исследований подобного плана, а также профессиональной ориентации школьников. Материал изучается на занятиях в форме лекций, лабораторных и практических занятий, экскурсий.

 

 

Автор Градиль Елена Александровна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Биология
Подраздел
Просмотров 1236
Номер материала 44486
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓