Главная / Биология / Планирование " Виртуальный живой уголок"

Планирование " Виртуальный живой уголок"

Развернутое описание структуры ИИСС «Виртуальный живой уголок»
с привязкой к тематическому планированию




Таблица 1. «Ботаника»


Месяц учебного года

Учебная тема

Дополнительные

сюжеты

Видеосюжеты

Виртуальные лаборатории

Модели-практикумы

Задачи,

кол-во

Сентябрь

1.Многообразие растительного мира (наземные и водные низшие и высшие растения).

1.Аквариумные растения

2.Талассотерапия


1.Сорздание устойчивой экосистемы в аквариуме


6




2.Строение растений.






Октябрь

3. Строение и функции растительных клеток.






4. Строение корня и его роль в питании растений.

1.Технологии выгонки растений

2. Безземельные технологии корневого питания


1.Выгонка луковичных (нарцисс, гиацинт)


6

Ноябрь

5. Передвижение веществ в растениях.

1.Фитотерапия






6. Строение листа.






7. Фотосинтез.






Декабрь

8. Дыхание растений.






9. Строение стебля и побега.

1.Ботанические прививки

3.На гербе города – хвойные деревья

4.На гербе города – лиственные деревья

6. Скульптурные образы. Деревья


1.Садовая хирургия

1.Определитель кустарников

2.Определитель хвойных деревьев

3.Определитель лиственных деревьев

8

Январь

10. Строение цветка. Соцветия.

1.Ароматерапия

2.На гербе города – цветы

3.Скульптурные образы. Цветы



1.Определитель садовых цветов 2.Определитель комнатных цветов


11. Плоды и семена.

1.Проращивание семян на рассаду для украшения городских территорий

2.На гербе города – лесные ягоды

3.На гербе города – овощи

4.Скульптурные образы. Плоды


1. Выращивание цветочной рассады


8

Февраль

12. Расселение растений.




1.Определитель первоцветов, занесенных в Красную книгу 2.Определитель дикорастущих цветов


13. Сезонные изменения в жизни растений.

1. Реакция растений на воздействие факторов окружающей среды





14. Растение – живой организм.





7

Март

15. Биологические особенности культурных растений и технология их выращивания.

1.Ботанические прививки

2..На гербе города – садовые деревья


1.Садовая хирургия

1.Определитель садовых деревьев



Апрель

16. Царство грибов

1.Грибы, используемые как пищевые продукты

2. Токсины грибов

3.Деликатный интерес. Грибы

1.Жизненный цикл грибов

1.Выращивание грибов

1.Определитель съедобных грибов

2.Определитель ядовитых грибов

8

Май

17. Лишайники – комплексные симбиотические организмы.






Примечание: Синим цветом отмечены повторяющиеся элементы.




Таблица 2. «Зоология»


Месяц учебного года

Учебная тема

Дополнительные

сюжеты

Видеосюжеты

Виртуальные лаборатории

Модели-практикумы

Задачи

кол-во

Сентябрь

1.Многообразие животного мира.






2.Одноклеточные животные






Октябрь

3.Тип кишечнополостные.






4. Плоские черви.






5. Круглые черви.






6.Кольчатые черви

1.Культивирование червей с целью утилизации органических отходов

2.Скульптурные образы. Черви

3. Гастрономические изыски. Черви

Цех по разведению червей

Выращивание червей


7

Ноябрь

7. Тип членистоногие.






8.Класс ракообразные.






9. Класс паукообразные.






10. Класс насекомые.

1.Порхающие цветы

2.Скульптурные образы. Насекомые


Выращивание бабочек

Определитель бабочек

8

Декабрь

11. Тип моллюски.






12. Тип хордовые.






Январь

13. Класс рыбы.

1. Актуальность выращивания рыбопродукции

2. Жилища обитателей подводного мира

3. Скульптурные образы. Рыбы

4. Объект интереса бионики – рыбы. Живые сейсмографы

5. Объект интереса бионики – рыбы. Биодиагностика.

6. Анималотерапия. Обитатели гидросферы

1.Рыборазводный завод

1. Создание устойчивой экосистемы в аквариуме

2. Выращивание мальков

1.Определитель аквариумных рыб

2.Определитель речных рыб

3.Определитель морских рыб

10+8

Февраль

14. Класс земноводные.

1.Амфибии в доме

2.Песни амфибий

3. Скульптурные образы. Лягушки

4. Гастрономические изыски. Лягушки

5. Деликатный интерес. Амфибии

6. Объект интереса бионики – лягушки

7. Анималотерапия. Обитатели террариумов


1.Выращивание головастиков

Определитель земноводных

10

15. Класс пресмыкающиеся.

Отряд черепахи


1.Скульптурные образы. Черепахи

2. Гастрономические изыски. Черепахи

3.Деликатный интерес. Черепахи

4. Черепаховые изделия

5. Анималотерапия. Обитатели террариумов


Реабилитация черепашки

Определитель пресмыкающихся

6


16.Класс пресмыкающиеся. Отряд чешуйчатые

1.Ящерицы в доме

2.Скульптурные образы. Рептилии.

3. Деликатный интерес. Ящерицы 4.Объект интереса бионики – ящерицы

5. Изделия из ящериц

6. На гербе города - ящерицы

7. Анималотерапия. Обитатели террариумов


Реабилитация ящерицы

Определитель пресмыкающихся

12

Март

17. Класс птицы

1.Песни птиц

2.Скульптурные образы. Птицы

3.Деликатный интерес. Птичьи гнезда

4.Объект интереса бионики – птицы. Инкубация.

5.Объект интереса бионики – птицы. Перьевой покров

6.На гербе города - птицы

7. Анималотерапия. Птицы.


1.Выращивание нескольких птенцов (выводка шилоклювки).

2.Выращивание одного птенца (пингвина)

3. Выращивание одного птенца (совенка).

4.Инкубирование яиц кряквы

5. Доращивание черного стрижа.


1.Определитель птиц, ведущих дневной образ жизни

2. Определитель птиц, ведущих ночной образ жизни

3.Определитель водоплавающих птиц

4. Интерактивная модель «Определитель птиц»

16

Апрель

18. Класс млекопитающие. Отряд насекомоядные.


1.Скульптурные образы. Ежи.

2.Анималотерапия. Дикие млекопитающие


Реабилитация ежа

Определитель насекомоядных млекопитающих

9

19. Класс млекопитающие.

Отряд грызуны

1.На гербе города – белки

2.На гербе города - бобры

3.Объект интереса бионики – грызуны

4.Анималотерапия. Дикие млекопитающие


Реабилитация белки

Определитель грызунов

8

Май

20. Класс млекопитающие.

Отряд приматы.

1.Скульптурные образы. Обезьяны

2.Анималотерапия. Дикие млекопитающие


Реабилитация группы мелких лемуров

Определитель человекообразных обезьян

8

Примечание: Синим цветом отмечены повторяющиеся элементы.





Таблица 3. «Биология»


Месяц учебного года

Учебная тема

Дополнительные

сюжеты

Видеосюжеты

Виртуальные лаборатории

Модели-практикумы

Задачи

кол-во

Сентябрь

1.Уровни организации живой материи.



1. Выращивание мальков 2.Создание устойчивой экосистемы в аквариуме



2.Клеточное строение организмов.






3. Строение и функции клетки.






Октябрь

4. Метаболизм – основа существования живых организмов.

1.Талассотерапия

2.Фитотерапия

3.Ароматерапия





5. Ферменты.






Ноябрь

6. Биосинтез белка.

1.Гастрономические изыски. Черви

2.Гастрономические изыски. Лягушки

3.Гастрономические изыски. Черепахи


1.Выращивание червей

2.Выращивание головастиков



Декабрь

7. Вирусы.






8. Клетки соматические и половые.






Январь

9. Деление клеток: митоз и мейоз.






10. Оплодотворение.






11. Эмбриональный период развития.



1.Выгонка луковичных (нарцисс, гиацинт)

2.Инкубирование яиц кряквы



Февраль

12. Генотип. Законы наследственности, установленные Г.Менделем.






13. Постэмбриональное развитие с метаморфозом.



1.Выращивание бабочек

2. Выращивание мальков

3.Выращивание головастиков



14. Прямое постэмбриональное развитие



1.Выращивание нескольких птенцов (выводка шилоклювки).

2.Выращивание одного птенца (пингвина)

3. Выращивание одного птенца (совенка).



Март

15. Мутации и изменчивость организмов.






16. Развитие организмов и окружающая среда

1.Объект интереса бионики – рыбы.

Живые сейсмографы

2. Объект интереса бионики – рыбы. Биодиагностика.

3.Объект интереса бионики – лягушки

4. Объект интереса бионики – ящерицы

5. Объект интереса бионики – птицы. Инкубация

6. Объект интереса бионики - птицы. Перьевой покров

7.Объект интереса бионики - грызуны


1.Выгонка луковичных (нарцисс, гиацинт)

2.Выращивание цветочной рассады

3.Садовая хирургия

4.Реабилитация черепашки 5.Реабилитация ящерицы

6. Доращивание черного стрижа.

7.Реабилитация ежа

8. Реабилитация белки

9. Реабилитация группы мелких лемуров



17. Движущие силы эволюции.






Апрель

18. Основные направления эволюции.



1.Создание устойчивой экосистемы в аквариуме



19. Достижения и основные направления современной селекции.



1.Выращивание грибов 2.Выращивание червей

3.Выращивание мальков

1.Определитель садовых деревьев

2.Определитель садовых цветов 3.Определитель комнатных цветов


Май

20. Биологические и социальные факторы эволюции человека.

1.Деликатный интерес. Грибы

2.Деликатный интерес. Амфибии.

3.Деликатный интерес. Черепахи.

4. Деликатный интерес. Ящерицы.

5.Деликатный интерес. Птичьи гнезда.





Примечание: Синим цветом отмечены повторяющиеся элементы.




Таблица 4. «Экология»


Месяц учебного года

Учебная тема

Дополнительные

сюжеты

Видеосюжеты

Виртуальные лаборатории

Модели-практикумы

Задачи

кол-во

Сентябрь

1. Организм и среда

1.Объект интереса бионики – рыбы.

Живые сейсмографы

2. Объект интереса бионики – рыбы. Биодиагностика.

3.Объект интереса бионики – лягушки

4. Объект интереса бионики – ящерицы

5. Объект интереса бионики – птицы. Инкубация

6. Объект интереса бионики - птицы. Перьевой покров

7.Объект интереса бионики - грызуны


1.Выгонка луковичных (нарцисс, гиацинт)

2.Выращивание цветочной рассады

3.Садовая хирургия

1.Определитель первоцветов, занесенных в Красную книгу 2.Определитель дикорастущих цветов


Октябрь

1. Организм и среда

1.Скульптурные образы. Цветы.

2.Скульптурные образы. Плоды

3.Скульптурные образы. Деревья.

4.Скульптурные образы. Черви

5.Скульптурные образы. Рыбы

6.Скульптурные образы. Насекомые.

7.Скульптурные образы. Лягушки.

8.Скульптурные образы. Черепахи

9.Скульптурные образы. Рептилии

10.Скульптурные образы. Птицы

11.Скульптурные образы. Ежи

12.Скульптурные образы. Обезьяны.


1.Реабилитация черепашки 3. Доращивание черного стрижа.

2.Реабилитация ежа

3. Реабилитация группы мелких лемуров



Ноябрь

2. Популяции.






Декабрь

3. Сообщества (биотические отношения).

1.Анималотерапия. Обитатели гидросферы.

2.Анималотерапия. Обитатели террариумов.

3.Анималотерапия. Птицы

4.Анималотерапия. Дикие млекопитающие


1.Реабилитация ящерицы

2. Реабилитация белки

1.Определитель пресмыкающихся

2.Определитель грызунов


Январь

4. Экосистемы (естественные, искусственные, наземные, водные).



1.Создание устойчивой экосистемы в аквариуме



Февраль

5. Почвообразование

1.Культивирование червей с целью утилизации органических отходов

Цех по разведению червей

Выращивание червей



6. Биосфера.






7. Экологический мониторинг. Биоиндикация

1. Объект интереса бионики – рыбы. Биодиагностика.

2.Амфибии в доме





Март

8. Социальная экология.

1.На гербе города – цветы

2.На гербе города – овощи

3.На гербе города – хвойные деревья

4.На гербе города – лиственные деревья

5.На гербе города – лесные ягоды

6.На гербе города – садовые деревья

7.На гербе города – ящерицы

8. На гербе города – птицы

9.На гербе города - бобры

10. На гербе города - белки





9. Влияние человека на растительный и животный мир



1.Реабилитация черепашки

1.Выращивание нескольких птенцов (выводка шилоклювки).

2.Выращивание одного птенца (пингвина)

3. Выращивание одного птенца (совенка).

4.Инкубирование яиц кряквы

5. Доращивание черного стрижа.

6.Реабилитация ежа

7.Реабилитация группы мелких лемуров



Апрель

10. Охрана природы и перспективы рационального природопользования.




1.Определитель хвойных деревьев

2.Определитель лиственных деревьев


11. Особо охраняемые природные территории.



1.Выращивание бабочек



12. Воспроизводство природных ресурсов.

1.Гастрономические изыски. Черви

2.Гастрономические изыски. Лягушки

3.Гастрономические изыски. Черепахи


1.Выращивание грибов

2. Выращивание мальков



Май

13. Защита окружающей среды от антропогенных загрязнений.







8


Планирование " Виртуальный живой уголок"
  • Биология
Описание:

Методические рекомендации по использованию информационного источника сложной структуры (ИИСС) «Виртуальный живой уголок» (ВЖУ)

 

Предисловие

 

Опираясь на статистические данные ООН, ученые из университетов Северной Каролины и Джорджии (США) обнародовали результаты исследования, согласно которому 23 мая 2007 года на Земле произошел демографический перелом: впервые за всю историю население городов численно превысило население сельской местности. Следовательно, значительная часть человечества оказалась отнесенной к обитателям экосистем населенных пунктов (так называемых, урбанизированных экосистем).

Между тем, еще раньше было доказано, что, несмотря на преимущества более высокого уровня жизни, жители городов в большей степени, чем жители сельской местности (являющейся источником чистого воздуха, воды, еды, древесины и полезных ископаемых), подвержены негативным эмоциям и одиночеству.

Многолетняя практика показала, что одним из эффективных противопоставлений этому феномену является общение с природой. Только не эгоистическое и потребительское исчерпание ее богатств, а разумное и рациональное использование природных ресурсов, способное поддержать оскудевающее природное биоразнообразие.

Чуть раньше, в связи с техногенными изменениями в окружающей среде и широким распространением антропогенных ландшафтов, не существующих в дикой природе, в масштабах планеты была отмечена еще одна тенденция - сближение в своем обитании с человеком все новых видов животных и их переход в разряд синантропных (гр. syn –  вместе + anthropos – человек).

Таким образом, очередной раз было проиллюстрировано наличие автономно формирующегося варианта сосуществования компонентов естественных и искусственных экосистем в контуре биосферы.

В рамках социума это оказалось созвучно принципу коэволюции природы и человеческого общества, провозглашенному в плане деятельности мирового сообщества на перспективу «Повестка дня XXI века» на конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро (Бразилия), 1992 г.), в реализации которого принимают активное участие многие страны мира, в том числе и Россия.

 

Цель, задачи и предполагаемые результаты обучения на основе ИИСС ВЖУ

 

            Цель обучения с использованием ВЖУ – вовлечение молодых людей в активный процесс решения проблем  в рамках конкретной действительности в интересах баланса и гармонии между людьми и окружающей природной средой.

             Задачи обучения с использованием ВЖУ – развитие новых знаний и навыков, ценностей и подходов, приоритетов и поведения, соответствующих адекватному и конструктивному месту человека в биосфере.

            Предполагаемые результаты обучения с использованием ВЖУ: 

-                 активизация познавательной деятельности;

-                 становление натуралистической культуры;

-                 углубление межпредметных связей при решении задач из различных предметных областей;

-                 приобретение навыков построения причинно-следственных связей в ходе изучения биологических объектов и экологических ситуаций в виртуальном эксперименте;

-                 развитие навыков самостоятельной работы;

-                 формирование первичных представлений и навыков управления сложными биологическими системами;

-                 совершенствование навыков совместного обсуждения и принятия решений;

-                 возможная актуализация будущей образовательной траектории.

 

Информация об ИИСС ВЖУ

 

ИИСС ВЖУ предназначен в первую очередь для сегодняшней школы, где экологические проблемы не являются центральным компонентом содержания традиционных учебных предметов, и где действует многопредметная модель экологического образования, предполагающая интеграцию учебных дисциплин, каждая из которых раскрывает соответствующий экологический аспект какого-либо объекта изучения.

ВЖУ - дополнительный ресурс для развития экологического сознания и формирования экологического мировоззрения на фоне совершенствования использования ЭВМ. Он сочетает в себе черты виртуального практикума, тренажера, справочного и учебно-методического пособия.

ВЖУ, как виртуальный практикум, призван облегчать усвоение причинно-следственных связей в окружающем мире. В частности, эта версия ВЖУ будет способствовать приобретению дополнительных сведений об особенностях городской  среды обитания и урбоэкологических проблемах.

ВЖУ, как тренажер, ориентирован на виртуальный тренинг поведения ребенка (индивидуального или совместно со взрослыми) в потенциально возможных, негативных для растений и животных ситуациях, с целью последующего грамотного воспроизведения требуемых действий в реальности. Его преимущество -  отказ от порой ежечасного, изнурительного ухаживания за фантазийной живностью, обязательно гибнущей в случае неудачи, что неизбежно сопровождается стрессовой ситуацией, как в случае с тамагочи, - в пользу действий, имитирующих подлинные, жизненные случаи. Более того, восприятие сюжетов значительно облегчается благодаря анимации. 

ВЖУ, как справочное пособие, помогает получить современную обзорную информацию по некоторым примечательным темам.  Особый интерес представляют сведения об актуальнейшем направлении антропогенной деятельности – природу сберегающих технологиях, повсеместно воспроизводящих стремительно уничтожаемые природные ресурсы. 

           ВЖУ, как учебно-методическое пособие допускает как различные комбинации уже подобранного материала, так и дальнейшую диверсификацию, и усложнение сюжетов. Для этой цели при формировании информационного массива был использован модульный принцип комплектования данных, допускающий вертикальное и горизонтальное перемещение текстов и облегчающий тем самым подбор нужных сведений для выбранной темы обсуждения. 

ВЖУ легко вписывается в любую учебную программу и по предметному (зоология, биология, экология), и по классно-урочному (6-11 классы) направлениям. В процессе следования базисному учебному плану общеобразовательной школы и освоения его инвариантной части, он может выполнять роль вариативной части, способствуя индивидуальному характеру развития школьников и учитывая их личностные особенности, интересы и склонности.

Модели-практикумы и задачи различных типов и уровней сложности предлагаются для проверки, восстановления и закрепления «остаточных знаний» по дисциплинам «Биология, 6 класс» и «Зоология».

            Видео- и дополнительные сюжеты ориентированы на расширение рамок учебного материала, неся в себе не только образовательную, но и занимательную информацию. 

            Виртуальные лаборатории рекомендуются  для облегчения освоения причинно-следственных связей в окружающем мире и ориентированы на виртуальный тренинг поведения в потенциально возможных, негативных для растений и животных ситуациях, с целью последующего грамотного воспроизведения требуемых действий в реальности.

Задуманный как помощник для учителей и учеников, ВЖУ вобрал в себя сразу несколько отличительных особенностей. Виртуальная многогранность ИИСС позволяет:

-          использовать ВЖУ как вспомогательный иллюстративный материал для учебников общеобразовательных учреждений, учебников школ с углубленным изучением биологии, а также для школьных учебных книг нового поколения, в основе которых лежит системно-структурный подход, в частности, направленных на экологизацию естественнонаучных дисциплин;

-          употреблять материалы ВЖУ, не только при изучении различных разделов биологии – от средней школы до элективных курсов в старших классах, но и при изучении географии, естествознания, технологий, ОБЖ и других предметов;

-          расширять территориальные границы образовательного учреждения, заменяя реальные экскурсии виртуальными аналогами этих мероприятий;

-          преумножать варианты получения информации, в том числе за счет виртуальных экспериментов;

-          изменять продолжительность и время работы с требуемыми материалами, по-новому планируя время классных и внеклассных работ;

-          вести часть учебно-образовательной работы в игровой форме;

-          организовывать как индивидуальную, так и групповую работу;

-          привлекать другие технические средства: телевизор, DVD-плеер, фотоаппарат;

-          применять заготовки ВЖУ в качестве тем для разносторонних дискуссий; 

-          вовлекать в процесс образования и просвещения, помимо самих школьников, членов их семей.

ВЖУ допускает не только различные комбинации уже подобранного материала, но и дальнейшую диверсификацию, и усложнение сюжетов. Для этой цели при формировании информационного массива использован модульный принцип комплектования данных, предполагающий вертикальное и горизонтальное перемещение текстов и облегчающий тем самым подбор нужных сведений для выбранной темы обсуждения. 

Таким образом, педагогам внедрение ИИСС ВЖУ позволит располагать дополнительным ресурсом для развития экологического сознания и формирования экологического мировоззрения учащихся на фоне совершенствования использования ЭВМ,  а ученикам - приобретать знания и навыки работы с новейшими цифровыми и телекоммуникационными технологиями, а также быть психологически и интеллектуально более подготовленными к экологическим проблемам и путям их решения.

  Содержание ИИСС ВЖУ

 

ИИСС ВЖУ представлен для организации учебного процесса в двух форматах: в виде таблицы «Компоненты ИИСС ВЖУ» и в виде таблицы-матрицы «Конкретизация содержания».

Первый вариант (табл.1) ориентирован преимущественно на учащихся, более того, на учащихся средней школы (6-7 классы). Следуя названию «Виртуальный живой уголок», рекомендуется начинать с виртуальных лабораторий (модулей-практикумов), соответствующих изучаемым темам. Итоговый грамотный вариант решения ситуационной задачи – ненавязчивая подсказка на случай возникновения аналогичной, реальной жизненной проблемы персонально или в кругу сверстников, даже если рядом не окажется  взрослых.

 

Таблица 1. Компоненты ИИСС ВЖУ

№№

п/п

Объект рассмотрения

Дополнительные

сюжеты

Видеосюжеты

Виртуальные лаборатории

(модули-практикумы)

Определители

Задачи,

кол-во

1,2

Аквариум

(водные растения и животные)

1.Талассотерапия

2. Выращивание водорослей

3. Жилища обитателей подводного мира

4. Скульптурные образы. Рыбы

5. Объекты бионики – рыбы (биоиндикация)

6. Объекты бионики – рыбы (реакции поведения).

7. Терапевтические эффекты водных животных

8. Ядовитые рыбы

9.Актуальность выращивания рыбопродукции

1. Жизненный цикл водорослей

2.Рыборазводный завод

1.Создание устойчивой экосистемы в аквариуме

2.Выращивание мальков

1.Определитель аквариумных рыб

2.Определитель речных рыб

3.Определитель морских рыб

6

(раст.)

 

10+8

(рыбы)

3,4

Цветы (на подоконнике)

1.Технологии выгонки растений

2. Проращивание семян

3. Безземельные технологии корневого питания

4.Ароматерапия

5.На гербе города – цветы и плоды

6.Скульптурные образы. Цветы и плоды

7. Ядовитые цветы

1.Жизненный цикл растений

1.Выгонка луковичных (нарцисс, гиацинт)

2. Выращивание цветочной рассады

1.Определитель комнатных цветов

2.Определитель садовых цветов

3.Определитель дикорастущих цветов

4.Определитель первоцветов, занесенных в Красную книгу

6+8

5,6

Деревья и кустарники

(в палисаднике)

 

1.Ботанические прививки

2. Реакция растений на воздействие факторов окружающей среды

3.Фитотерапия

4.На гербе города – хвойные деревья

5.На гербе города – лиственные деревья

6.На гербе города – садовые деревья

7.Выращивание деревьев и кустарников

8. Скульптурные образы. Деревья и кустарники

1.Жизненный цикл растений

Садовая хирургия

1.Определитель кустарников

2.Определитель садовых деревьев

3.Определитель хвойных деревьев

4.Определитель лиственных деревьев

8+7

7.

Грибы

1.Выращивание грибов

2. Токсины грибов

3. Терапевтические эффекты грибов

4.Скульптурные образы. Грибы

1.Жизненный цикл грибов

Выращивание грибов

1.Определитель съедобных грибов

2.Определитель ядовитых грибов

8

8.

Кольчатые черви

1.Культивирование червей

2.Скульптурные образы. Черви

3. Гастрономические изыски. Земляные черви

2.Цех по разведению червей

Выращивание червей

Определитель кольчатых червей

7

9.

Бабочки

1.Терапевтические эффекты бабочек

2.Скульптурные образы. Насекомые

3.Инсектарии для бабочек

1.Жизненный цикл бабочки

Выращивание бабочек

Определитель бабочек

8

10.

Лягушка

1.Амфибии в доме

2.Терапквтические эффекты амфибий

3. Скульптурные образы. Лягушки

4. Гастрономические изыски. Лягушки

5. Объекты бионики – лягушки

6.Выращивание лягушек

7. Ядовитые лягушки

1.Жизненный цикл лягушки

Выращивание головастиков

Определитель земноводных

10

11.

Черепаха

1.Скульптурные образы. Черепахи

2. Гастрономические изыски. Черепахи

3. Черепаховые изделия

4. Терапевтические эффекты черепах

5. Выращивание черепах

 

Реабилитация черепашки

Определитель пресмыкающихся. Черепахи

6

12.

Ящерица

1.Скульптурные образы. Рептилии.

2.Объекты бионики – ящерицы

3. Изделия из ящериц

4. На гербе города - ящерицы

5. Терапевтические эффекты ящериц

6. Выращивание ящериц

7.Ядовитые ящерицы

 

Реабилитация ящерицы

Определитель пресмыкающихся. Ящерицы

12

 13--17

Птицы:

- выводок трясогузки,

- стриж,

- вальдшнеп,

- совенок,

- утята

 

1.Скульптурные образы. Птицы

2.Гастрономические изыски. Страусовое мясо

3.Гастрономические изыски. Птичьи гнезда

4.Объекты бионики – птицы. Инкубация.

5.Объекты бионики – птицы. Перьевой покров

6.На гербе города - птицы

7. Терапевтические эффекты птиц.

8.Изделия из птичьих перьев

9.Переносчики заболеваний - птицы

 

1. Выращивание нескольких птенцов (выводка шилоклювки).

2.Выращивание одного птенца (пингвина)

3. Выращивание одного птенца (совенка).

4.Инкубирование яиц кряквы

5. Доращивание черного стрижа.

 

1.Определитель птиц, ведущих дневной образ жизни

2. Определитель птиц, ведущих ночной образ жизни

3.Определитель водоплавающих птиц

4. Интерактивная модель «Определитель птиц»

16

18.

Еж

1.Скульптурные образы. Ежи.

2.Терапевтические эффекты млекопитающих

 

Реабилитация ежа

Определитель насекомоядных млекопитающих

9

19.

Белка

1.На гербе города – белки

2.На гербе города - бобры

3.Объекты бионики – грызуны

4.Терапевтические эффекты млекопитающих

5. Изделия из беличьего меха

6.Переносчики заболеваний - грызуны

 

Реабилитация белки

Определитель грызунов

8

20.

Обезьянка

1.Скульптурные образы. Обезьяны

2.Терапевтические эффекты млекопитающих

3.Переносчики заболеваний - обезьяны

 

Реабилитация группы мелких лемуров

Определитель человекообразных обезьян

8

 

 

Параллельно, достижение положительного результата при последовательных этапах принятия решений в условиях неопределенности будет стимулировать интерес учащихся к различным аспектам сосуществования людей и живых организмов:

-          приобретению новых знаний о растениях, животных, грибах и микроорганизмах (жизненные циклы, определители, объекты бионики, вопросы по темам);

-          прямому использованию живых организмов в интересах человеческого общества (гастрономические изыски, вещи-украшения, терапевтические эффекты);

-          косвенному использованию живых организмов в интересах человеческого общества (скульптурные образы, на гербе города…);

-          поддержанию природного баланса, несмотря на перепромысел живых организмов (воспроизводство биоресурсов, имитация биотопа);

профилактике проблемных ситуаций, провоцируемой совместным существованием людей и живых организмов (природные токсины, переносчики заболеваний).

Второй вариант (табл.2) ориентирован преимущественно на более старших учеников и на учителей. Таблица-Матрица, формирующая соответствие между темами интересов жителей населенных пунктов и живыми организмами, позволяет проводить аналитическую работу и создавать тематические обзоры, интересные как для дисциплин естественно-научного цикла, так и для историко-гуманитарного блока.

 


Таблица 2. Таблица-Матрица «Конкретизация содержания»

 

п/п

 

 

 

 

Интерес обитателей урбоэкосистем

к живым организмам

 

Живые организмы

Грибы

Цветы

Деревья и кустарники

Водные растения

Кольчатые черви

Бабочки

Лягушки

Черепахи

Ящерицы

Водные животные

Птицы

Ежи

Белки

Обезьяны

1.

 

Приобретение знаний

Жизненный цикл

+

+

+

+

+

-

+

+

-

-

-

-

-

-

-

2.

Определители

+

++

++++

++++

-

+

+

+

+

+

++

+++

+

+

+

3.

Объекты бионики

+

-

-

-

-

-

 

+

-

+

++

++

-

++

-

4.

Вопросы по темам

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

5.

Прямое использование

Гастрономические изыски…

+

-

-

-

-

+

-

+

+

-

+

++++

-

-

-

6.

Вещи-украшения

+

-

-

-

-

-

-

-

+

+

-

+

-

+

-

7.

Терапевтические эффекты

+

-

+

+

+

-

+

+

+

+

+

+

+

+

+

8.

Косвенное использование

Скульптурные образы

+

+

+

+

-

+

+

+

+

+

+

+

+

-

+

9.

На гербе города…

+

-

+

+++

-

-

-

-

-

+

-

+

-

++

-

10.

Поддержание природного баланса

Воспроизводство биоресурсов

+

+

+++

+++

+

++

-

+

+

+

++

-

-

-

-

11.

Имитация биотопа

+

-

-

-

-

-

+

+

-

-

+

-

-

-

-

12.

Модули-практикумы

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

13.

Профилактика проблемных ситуаций

Природные токсины

+

+

+

-

-

-

-

+

-

+

+

-

-

-

-

14.

Переносчики заболеваний

+

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

+

-

+

+

 

Автор Антипьева Виктория Викторовна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Биология
Подраздел
Просмотров 396
Номер материала 45163
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓