Главная / Начальные классы / Планирование по внеурочной деятельности

Планирование по внеурочной деятельности


Содержание

 

1.Пояснительная записка.

  В последнее десятилетие в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательное воздействие российской культуры и образования как важнейших факторов формирования чувства патриотизма. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания, что привело к деформации в воспитании подрастающего поколения.

  Многое связывает человека с тем местом, где он родился и вырос. Родной край, его люди, природа – всё это становится частью его судьбы. Осознание малой родины – главный методологический принцип духовно-нравственного воспитания учащихся. В программе значительное место уделяется изучению родного края.

Школа дает ученику систематизированные знания и именно в ней должны даваться знания о своем крае, прививаться соответственное отношение к тому, что окружает школьника, бережное отношение к природе, истории, культуре своего народа.


 Правовой базой для составления программы являются:

 •        Конвенция ООН о правах ребенка

 •        Рекомендации «Об организации воспитательной деятельности по ознакомлению с историей и значением официальных государственных символов Российской Федерации и их популяризации» (письмо Минобразования России от 01.03.2003г. № 30-51-131/16)

 •        Закон «Об образовании»,

 •        Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования

 •        Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников (далее — Концепция).


Цель работы по духовно-нравственному воспитанию:

формирование и развитие у обучающихся чувства принадлежности к обществу, в котором они живут, любви к своей деревне (её традициям, памятникам, природе, культуре), и желание принять активное участие в её развитии.

Для достижения данной цели формируются следующие задачи:

- сформировать патриотизм, гражданскую позицию, понимание прав и свобод личности;

-  сформировать нравственные основы личности, повысить уровень духовной культуры;

-  сформировать гуманистическое отношение к окружающему миру и людям;

- сформировать внутреннюю потребность личности в постоянном самосовершенствовании;

-  вести постоянную работу по социализации обучающихся, готовить их к жизни в современной действительности.  



Соответствие  целям и задачам основной образовательной программы.

  Законом Российской Федерации «Об образовании» (ст. 9, п. 1) установлено, что «основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учётом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся».                                                                                            

Таким образом, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.   

Содержание программы внеурочной деятельности "Путешествие в далекое и близкое» соответствует целям и задачам основной образовательной программы, реализуемой в школе для обучающихся 1-4классов.

Образовательная программа обучения начальной школы ориентирована на единство учебной и внеурочной деятельности, учитывает особенности контингента учащихся. Данная программа внеурочной деятельности  взаимосвязана и основана на единых принципах, целях и задачах, школы  – создание условий для становления суверенности личности всех участников образовательного процесса.  

 

Связь содержания программы с учебными предметами.                                

Взаимодействие урочных и внеурочных занятий осуществляется посредством информационных, вещественных связей и связей развития личности (личностных). Информационные связи данных видов занятий реализуются через получение, передачу и обмен информацией участниками педагогического процесса в ходе совместной деятельности. По своему характеру информация может быть учебной, научной, познавательной, организационно-трудовой, коммуникативной, этической.
Учебная - информация, связанная с содержанием учебного материала.
Научная - информация по различным отраслям научного знания, не включенная в содержание учебных программ, учебников и пособий.
Познавательная - информация, расширяющая кругозор учащихся и обогащающая их познаниями об окружающем природно-социальном мире.
Организационно-трудовая - информация, знакомящая школьников с основными способами организации различных видов деятельности, в том числе учебной.
Коммуникативная - информация, необходимая школьникам для успешного общения, взаимоотношений со сверстниками и взрослыми как в школе, так и вне школы.
Этическая - информация нравственного содержания, включающая основные моральные положения.

В содержании программы рассматриваются аспекты, которые предлагаются в рамках базовых предметов (русским языком, литературным чтением, окружающим миром,  ИЗО, музыкой, технологией).  

Учебная деятельность

Внеурочная деятельность

Литературное чтение - анализ и оценка поступков героев; развитие чувства прекрасного; развитие эмоциональной сферы ребёнка и т.д.

Русский язык – раскрытие воспитательного потенциала русского языка, развитие внимания к слову и чувства ответственности за сказанное и написанное и т.д.

Окружающий мир - «связь человека и мира», правила поведения в отношениях «человек –человек» и «человек – природа» и т.д.

Духовно-нравственная культура народов России («добро и зло», «мораль и нравственность», «долг и совесть», «милосердие и справедливость» и т.д.).

экскурсии,

беседы;

осуществление вместе с родителями творческих проектов и представление их;

ролевые игры, моделирующие ситуации нравственного выбора ;

 

Окружающий мир – «современная Россия – люди и

государство», «наследие предков в культуре и символах государства, славные и трудные страницы прошлого», «права и обязанности граждан, демократия», «общечеловеческие правила поведения в многоликом обществе, права человека и права ребёнка».

Литературное чтение– сказки народов России и мира; произведения о России, её природе, людях, истории.

Духовно-нравственная культура народов России – равенство и добрые отношения народов России.

- творческая работа «Расскажи о своем герое»;

просмотр и обсуждение видеофрагментов, фильмов, представляющих образцы гражданского и примеры антигражданского поведения, в том числе противоречивые ситуации;

экскурсии и путешествия

встречи-беседы с ветеранами войны и труда, людьми, делами которых можно гордиться;

 

Технология – роль труда и творчества, его различные виды, обучение разным трудовым операциям, важность их последовательности для получения результата и т.п.

Окружающий мир – знакомство с профессиями и ролью труда (в т.ч. труда учёных) в развитии общества, преобразования природы.

Литературное чтение, изобразительное искусство, музыка – роль творческого труда писателей, художников, музыкантов

Получение трудового опыта в процессе учебной работы .

Работа в группах и коллективные учебные проекты – навыки сотрудничества.

Презентация своих учебных и творческих достижений.

- изготовление подарков;

- клуб интересных встреч;

- мини проекты

Окружающий мир – взаимосвязи живой и неживой природы, природы и хозяйства человека, экологические проблемы и пути их решения, правила экологической этики в отношениях человека и природы.

Литературное чтение – опыт бережного отношения к природе разных народов, отражённый в литературных произведениях.

сбережение природных ресурсов в ходе учебного процесса: выключение ненужного электроосвещения, экономное расходование воды, упаковочных материалов, бумаги и т.п.

экскурсии в краеведческий музей, парк;

 - экскурсии по улицам деревни;

- заочные путешествия;

- беседы о природе родного края

Изобразительное искусство и Музыка – приобщение к законам изобразительного и музыкального искусства; опыт творческой деятельности.

Литературное чтение – приобщение к литературе как к   искусству слова, опыт создания письменных творческих работ.

Технология – приобщение к художественному труду; осознание красоты и гармонии изделий народных промыслов; опыт творческой деятельности.

- конкурсы рисунков;

- фотовыставки

 

Количество часов, рассчитанных на реализацию программы.

Содержание программы рассчитано на занятия с обучающимися 4 класса образовательной школы (34 часа).


Особенности реализации программы: формы, методы, место проведения занятий.

Каждая тема занятий предполагает организацию как познавательно-творческой деятельности обучающихся (беседы, рисование, коллективное чтение и обсуждение литературных произведений, просмотр видеофильмов, экскурсии), так и активной оздоровительной (подвижные игры, мини-соревнования в помещении и на природе, туристские и оздоровительные прогулки).                                                                                                           

 Занимающиеся  непосредственно знакомятся с окружающим их миром – своей семьей, своим классом, своей школой, ближайшей зеленой зоной (парком, лесом, рекой); у них формируются навыки здорового образа жизни и безопасного поведения в окружающем мире. Образовательный процесс  строится таким образом, чтобы от занятия к занятию интерес к курсу усиливался, так как на многие привычные вещи ребята учатся смотреть другими глазами. Объекты изучения близки (семья, улица, деревня и т.д.), что способствует укреплению мотивации на дальнейшую работу.                                                                                                               

Активно применяются групповые формы работы, в ходе которых у ребят вырабатываются следующие качества: самостоятельность, взаимопонимание, взаимовыручка, коллективизм, дружба.

  Для реализации программы предлагаются следующие  методы : наглядный, словесный, практический. 
Наглядный метод  
• просмотр фильмов, слайдов, презентаций;
• экскурсии, наблюдения; 
• экскурсий по деревне, целевые прогулки; 
Словесный метод 
• чтение стихотворений; 
• беседы с элементами диалога, обобщающих рассказов; 
• ответы на вопросы педагога, детей; 
• сообщение дополнительного материала; 
• загадывание загадок; 
• рассматривание наглядного материала; 
• рассказы детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок; 
• разбор житейских ситуаций; 
• проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров; 
Практический метод 
• проведение игр ( дидактические, подвижные, малоподвижные, инсценировки и др.); 
• постановка праздничных концертов, конкурсов, викторин; 
• проведение экскурсии различной направленности; 
• организация вечеров с родителями, для родителей; 

 

2. Планируемые результаты освоения программы  внеурочной деятельности

Личностные результаты:             

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей  многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;                 

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;                         

3) формирование уважительного отношения к истории и культуре, как своего народа, так и других народов;                                                                                       

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;                                                                                                                         

5)  развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;                                                                               

6) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;                                                 

7) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;             

8) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;                           

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;                                                                                                                                               

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.                                                    

Метапредметные результаты:                                                                                                  

1)  овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи деятельности, поиска средств ее осуществления;                                                                                            

2)  освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;                          

3)  формирование умения планировать, контролировать и оценивать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;                                                                                  

4)  формирование умения понимать причины успеха/неуспеха деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;                                                

5)  освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; 

6) использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;                               

7)   использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации

8) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

9)           определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;                                                                                               

10)          готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;                                                                              

11)          овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

12)          овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

Предметные результаты: умение применять  освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт в жизненных ситуациях.

 

Обучающиеся должны:

знать: замечательные «странички» истории своей семьи, школы; имя, отчество, профессии членов семьи, домашний адрес и  телефон, адрес школы, названия улиц в микрорайоне школы и дома; основные памятные места села; название главной площади села;дату основания села, района; основные улицы села, районного центра; памятные и исторические места; герб и флаг района; правила поведения дома, в школе, на улице, в транспорте и общественных местах; видовое многообразие растительного и животного мира родного края.

уметь: вести разговор с членами семьи по заданной теме; ориентироваться в окрестностях школы, своего дома; изобразить  увиденное в рассказе, рисунке.

  Ожидаемые результаты обучения:                                                                                          

1.    Возрастет интерес к истории, краеведению.                                                               

2.    Возрастет самостоятельность, кругозор учащихся, их познавательные интересы;                                                                                                                                   

3.    Возрастет чувство патриотизма, любви к своей малой родине;                                  

4.    Сформируется чувство сопричастности к истории и ответственности за будущее своего населенного пункта, района, страны.                                                

 

Качества личности, которые могут быть развиты у обучающихся в результате реализации программы.

Воспитание – это процесс принятия человеком важных правил и идей (ценностей), которые определяют поведение человека в обществе на разных ступенях его развития. В педагогическом смысле воспитание – целенаправленное управление развитием личности.

Следовательно, воспитательная цель – развитие определённых человеческих качеств личности,   отражающих своеобразный нравственный портрет школьника.

 Нравственный портрет идеально воспитанного младшего школьника:

- любящий свой народ, свой край и свою Родину;

- уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

- любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;

- владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;

- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;

- доброжелательный, умеющий слышать и слушать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;

- выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

 

Формы подведения итогов

Формы подведения итогов   реализации данной программы являются:

- участие в конкурсах различного уровня (школьного, муниципального);

- участие в социальных акциях;

- отчеты по экскурсиям, практическим работам;

- защита проектов.

 





Календарно-тематическое планирование

 

п/п


Дата

Тема



УУД


УЛО





1


Введение История изучения края.

Личностные

- ориентация на понимание причин успеха во внеурочной деятельности;

- принятие образа «хорошего ученика»;

- осознание своей этнической принадлежности;

- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;

- осознание ответственности человека за общее благополучие;

- этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;

- положительная мотивация и познавательный интерес к изучению народного творчества;

- способность к самооценке;

- начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях.

Познавательные 

- контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;

- ставить и формулировать проблемы;

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;

- установление причинно-следственных связей

Регулятивные

- использовать речь для регуляции своего действия;

- адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;

- выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;

- устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели;

- соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи;

Коммуникативные

- работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;

- ставить вопросы;

- обращаться за помощью;

- формулировать свои затруднения;

- предлагать помощь и сотрудничество;

- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

- слушать собеседника;

- договариваться и приходить к общему решению;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- осуществлять взаимный контроль;

- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Персональный ПК учителя с установкой офисных программ; ПО для интерактивной доски; Интерактивная доска

2 -3



Профессии моих родителей

Персональный ПК учителя с установкой офисных программ; ПО для интерактивной доски; Интерактивная доска

4-6


Творческий  конкурс  - «Старая фотография рассказала…».


Персональный ПК учителя с установкой офисных программ; ПО для интерактивной доски; Интерактивная доска

Персональный ПК учителя с установкой офисных программ; ПО для интерактивной доски; Интерактивная доска

7-8


Род и  родословная

8-9




Моя родословная - нарисовать родословное древо.


Персональный ПК учителя с установкой офисных программ; ПО для интерактивной доски; Интерактивная доска. Проектор. Нетбуки с установкой офисных программ.

10-11



Дом, в котором я живу Рисунок дома, выполненного в реалистическом или сказочном представлении учеников.

Персональный ПК учителя с установкой офисных программ; ПО для интерактивной доски; Интерактивная доска. Проектор. Нетбуки с установкой офисных программ.

12-14


Проект-изготовление дома моей мечты (творческая работа)  с помощью конструирования из бумаги, пластилина и подручного материала.


15-16



Моя улица. Урок-экскурсия по улицам города

Персональный ПК учителя с установкой офисных программ; ПО для

интерактивной доски; Интерактивная доска. Проектор. Нетбуки с установкой офисных

17-18


Наша школа


19-20


Моя школа: знакомство с традициями, историей своей школы (экскурсия по школе).


Персональный ПК учителя с установкой офисных программ; ПО для интерактивной доски; Интерактивная доска. Проектор. Нетбуки с установкой офисных программ.

21-23



Знаменитые выпускники – исследовательская работа.


Персональный ПК учителя с установкой офисных программ; ПО для интерактивной доски; Интерактивная доска. Проектор. Нетбуки с установкой офисных программ.

24-25


Почему мой город так называется?


Персональный ПК учителя с установкой офисных программ; ПО для интерактивной доски; Интерактивная доска. Проектор. Нетбуки с установкой офисных программ.

26-27


Изучение местной топонимики, составление кратких сообщений, сбор материалов.   

Персональный ПК учителя с установкой офисных программ; ПО для интерактивной доски; Интерактивная доска. Проектор. Нетбуки с установкой офисных программ.

28-30


Творческая работа «Загадочный мир названий»


Персональный ПК учителя с установкой офисных программ; ПО для интерактивной доски; Интерактивная доска. Проектор. Нетбуки с установкой офисных программ.

31-32



Легенды и предания.


Личностные

- ориентация на понимание причин успеха во внеурочной деятельности;

- принятие образа «хорошего ученика»;

- осознание своей этнической принадлежности;

- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;

- осознание ответственности человека за общее благополучие;

- этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;

- положительная мотивация и познавательный интерес к изучению народного творчества;

- способность к самооценке;

- начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях.

Познавательные 

- контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;

- ставить и формулировать проблемы;

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;

- установление причинно-следственных связей

Регулятивные

- использовать речь для регуляции своего действия;

- адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;

- выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;

- устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели;

- соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи;

Коммуникативные

- работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;

- ставить вопросы;

- обращаться за помощью;

- формулировать свои затруднения;

- предлагать помощь и сотрудничество;

- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

- слушать собеседника;

- договариваться и приходить к общему решению;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- осуществлять взаимный контроль;

- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Персональный ПК учителя с установкой офисных программ; ПО для интерактивной доски; Интерактивная доска. Проектор. Нетбуки с установкой офисных программ.

33-34


Знакомство с архитектурными объектами города, памятниками.


Персональный ПК учителя с установкой офисных программ; ПО для интерактивной доски; Интерактивная доска. Проектор. Нетбуки с установкой офисных программ.


35-36


путешествия в растительный и животный мир родного края. 


Персональный ПК учителя с установкой офисных программ; ПО для интерактивной доски; Интерактивная доска. Проектор. Нетбуки с установкой офисных программ.

37-38




Памятники природы

Персональный ПК учителя с установкой офисных программ; ПО для интерактивной доски; Интерактивная доска. Проектор. Нетбуки с установкой офисных программ.

Персональный ПК учителя с установкой офисных программ; ПО для интерактивной доски; Интерактивная доска. Проектор. Нетбуки с установкой офисных программ.

39-40




Климат

Климатическая область расположения города

41-43













Практические работы:

Определение средней температуры за год, месяц, сутки для своей деревни; анализ по данным календаря погоды;


Персональный ПК учителя с установкой офисных программ; ПО для интерактивной доски; Интерактивная доска. Проектор. Нетбуки с установкой офисных программ.

44-46


Практические занятия:

разведение комнатных растений, цветов в школе и дома, уход за ними;



Персональный ПК учителя с установкой офисных программ; ПО для интерактивной доски; Интерактивная доска. Проектор. Нетбуки с установкой офисных программ.


47-50



Народный календарь


Персональный ПК учителя с установкой офисных программ; ПО для интерактивной доски; Интерактивная доска. Проектор. Нетбуки с установкой офисных программ.

51-53




Изучение быта и культуры наших предков, связанный   со сменой сезонов

Персональный ПК учителя с установкой офисных программ; ПО для интерактивной доски; Интерактивная доска. Проектор. Нетбуки с установкой офисных программ.

54-55


Происходит знакомство с месяцесловом (народным календарем),

Персональный ПК учителя с установкой офисных программ; ПО для интерактивной доски; Интерактивная доска. Проектор. Нетбуки с установкой офисных программ.

56-57




Составляем перечень примет погоды, знакомятся с обрядами и обычаями. Изучаем календарные праздники

Персональный ПК учителя с установкой офисных программ; ПО для интерактивной доски; Интерактивная доска. Проектор. Нетбуки с установкой офисных программ.

58



Наш край в годы Великой Отечественной войны


Персональный ПК учителя с установкой офисных программ; ПО для интерактивной доски; Интерактивная доска. Проектор. Нетбуки с установкой офисных программ.

59-60


. События истории, жизни и деятельности героев войны, живших на территории края.



Персональный ПК учителя с установкой офисных программ; ПО для интерактивной доски; Интерактивная доска. Проектор. Нетбуки с установкой офисных программ.

61-63




Творческая работа «Расскажи о своем герое».


64


Герб города, района


Персональный ПК учителя с установкой офисных программ; ПО для интерактивной доски; Интерактивная доска. Проектор. Нетбуки с установкой офисных программ.

65-66


Творческая работа по созданию символа (герба) своей деревни.


Персональный ПК учителя с установкой офисных программ; ПО для интерактивной доски; Интерактивная доска. Проектор. Нетбуки с

67


13. Красная книга родного края.



Персональный ПК учителя с установкой офисных программ; ПО для интерактивной доски; Интерактивная доска. Проектор. Нетбуки с установкой офисных программ.

68


Творческая работа «Создание Красной книги города»

Персональный ПК учителя с установкой офисных программ; ПО для интерактивной доски; Интерактивная доска. Проектор. Нетбуки с установкой офисных программ.


5. Информационные ресурсы

Список литературы

Кондаков А.М. “Духовно-нравственное воспитание в структуре Федеральных государственных стандартов общего образования.” – Педагогика.- 2008. - № 9 с. 9 (статья).

Аверина Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников / Н.Г. Аверина // Нач. школа. – 2005 - №11 – С. 68-71

Жарковская Т.Г. Возможные пути организации духовно-нравственного образования в современных условиях / Т.Г. Жарковская //

Стандарты и мониторинг в образовании – 2003 - №3 – С. 9-12

Интернет ресурсы

 http://yxdaha.ruprimetaglav.php - календарь народных примет о погоде

http://www.heraldrybooks.ru -литература по геральдике

Также в работе можно использовать исследовательские работы школы.

 



Планирование по внеурочной деятельности
  • Начальные классы
Описание:

 

Содержание

 

1.Пояснительная записка.

            В последнее десятилетие в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательное воздействие российской культуры и образования как важнейших факторов формирования чувства патриотизма. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания, что привело к деформации в воспитании подрастающего поколения.

            Многое связывает человека с тем местом, где он родился и вырос. Родной край, его люди, природа – всё это становится частью его судьбы. Осознание малой родины – главный методологический принцип духовно-нравственного воспитания учащихся. В программе значительное место уделяется изучению родного края.

Школа дает ученику систематизированные знания и именно в ней должны даваться знания о своем крае, прививаться соответственное отношение к тому, что окружает школьника, бережное отношение к природе, истории, культуре своего народа.

 

 Правовой базой для составления программы являются:

 •        Конвенция ООН о правах ребенка

 •        Рекомендации «Об организации воспитательной деятельности по ознакомлению с историей и значением официальных государственных символов Российской Федерации и их популяризации» (письмо Минобразования России от 01.03.2003г. № 30-51-131/16)

 •        Закон «Об образовании»,

 •        Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования

 •        Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников (далее — Концепция).

 

Цель работы по духовно-нравственному воспитанию:

формирование и развитие у обучающихся чувства принадлежности к обществу, в котором они живут, любви к своей деревне (её традициям, памятникам, природе, культуре),  и желание принять активное участие в её развитии.

Для достижения данной цели формируются следующие задачи:

-  сформировать патриотизм, гражданскую позицию, понимание прав и свобод личности;

-  сформировать нравственные основы личности, повысить уровень духовной культуры;

-  сформировать гуманистическое отношение к окружающему миру и людям;

-  сформировать внутреннюю потребность личности в постоянном самосовершенствовании;

-  вести постоянную работу по социализации обучающихся, готовить их к жизни в современной действительности.  

 

Соответствие  целям и задачам основной образовательной программы.

            Законом Российской Федерации «Об образовании» (ст. 9, п. 1) установлено, что «основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учётом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся».                                                                                            

Таким образом, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.   

Содержание программы внеурочной деятельности "Путешествие в далекое и близкое» соответствует целям и задачам основной образовательной программы, реализуемой в школе для обучающихся 1-4классов.

Образовательная программа обучения начальной школы ориентирована на единство учебной и внеурочной деятельности, учитывает особенности контингента учащихся. Данная программа внеурочной деятельности  взаимосвязана и основана на единых принципах, целях и задачах, школы  – создание условий для становления суверенности личности всех участников образовательного процесса.  

 

Связь содержания программы с учебными предметами.                                

Взаимодействие урочных и внеурочных занятий осуществляется посредством информационных, вещественных связей и связей развития личности (личностных). Информационные связи данных видов занятий реализуются через получение, передачу и обмен информацией участниками педагогического процесса в ходе совместной деятельности. По своему характеру информация может быть учебной, научной, познавательной, организационно-трудовой, коммуникативной, этической.
Учебная - информация, связанная с содержанием учебного материала.
Научная - информация по различным отраслям научного знания, не включенная в содержание учебных программ, учебников и пособий.
Познавательная - информация, расширяющая кругозор учащихся и обогащающая их познаниями об окружающем природно-социальном мире.
Организационно-трудовая - информация, знакомящая школьников с основными способами организации различных видов деятельности, в том числе учебной.
Коммуникативная - информация, необходимая школьникам для успешного общения, взаимоотношений со сверстниками и взрослыми как в школе, так и вне школы.
Этическая - информация нравственного содержания, включающая основные моральные положения.

В содержании программы рассматриваются аспекты, которые предлагаются в рамках базовых предметов (русским языком, литературным чтением, окружающим миром,  ИЗО, музыкой, технологией).  

Учебная деятельность

Внеурочная деятельность

Литературное чтение - анализ и оценка поступков героев; развитие чувства прекрасного; развитие эмоциональной сферы ребёнка и т.д.

Русский язык – раскрытие воспитательного потенциала русского языка, развитие внимания к слову и чувства ответственности за сказанное и написанное и т.д.

Окружающий мир - «связь человека и мира», правила поведения в отношениях «человек –человек» и «человек – природа» и т.д.

Духовно-нравственная культура народов России («добро и зло», «мораль и нравственность», «долг и совесть», «милосердие и справедливость» и т.д.).

– экскурсии,

–беседы;

– осуществление вместе с родителями творческих проектов и представление их;

– ролевые игры, моделирующие ситуации нравственного выбора ;

 

Окружающий мир – «современная Россия – люди и

государство», «наследие предков в культуре и символах государства, славные и трудные страницы прошлого», «права и обязанности граждан, демократия», «общечеловеческие правила поведения в многоликом обществе, права человека и права ребёнка».

Литературное чтение– сказки народов России и мира; произведения о России, её природе, людях, истории.

Духовно-нравственная культура народов России – равенство и добрые отношения народов России.

- творческая работа «Расскажи о своем герое»;

– просмотр и обсуждение видеофрагментов, фильмов, представляющих образцы гражданского и примеры антигражданского поведения, в том числе противоречивые ситуации;

– экскурсии и путешествия

– встречи-беседы с ветеранами войны и труда, людьми, делами которых можно гордиться;

 

Технология – роль труда и творчества, его различные виды, обучение разным трудовым операциям, важность их последовательности для получения результата и т.п.

Окружающий мир – знакомство с профессиями и ролью труда (в т.ч. труда учёных) в развитии общества, преобразования природы.

Литературное чтение, изобразительное искусство, музыка – роль творческого труда писателей, художников, музыкантов

Получение трудового опыта в процессе учебной работы .

Работа в группах и коллективные учебные проекты – навыки сотрудничества.

Презентация своих учебных и творческих достижений.

- изготовление подарков;

- клуб интересных встреч;

- мини проекты

Окружающий мир – взаимосвязи живой и неживой природы, природы и хозяйства человека, экологические проблемы и пути их решения, правила экологической этики в отношениях человека и природы.

Литературное чтение – опыт бережного отношения к природе разных народов, отражённый в литературных произведениях.

– сбережение природных ресурсов в ходе учебного процесса: выключение ненужного электроосвещения, экономное расходование воды, упаковочных материалов, бумаги и т.п.

– экскурсии в краеведческий музей, парк;

 - экскурсии по улицам деревни;

- заочные путешествия;

- беседы о природе родного края

Изобразительное искусство и Музыка – приобщение к законам изобразительного и музыкального искусства; опыт творческой деятельности.

Литературное чтение – приобщение к литературе как к   искусству слова, опыт создания письменных творческих работ.

Технология – приобщение к художественному труду; осознание красоты и гармонии изделий народных промыслов; опыт творческой деятельности.

- конкурсы рисунков;

- фотовыставки

 

Количество часов, рассчитанных на реализацию программы.

Содержание программы рассчитано на занятия с обучающимися 4 класса образовательной школы (34 часа).

 

Особенности реализации программы: формы, методы, место проведения занятий.

Каждая тема занятий предполагает организацию как познавательно-творческой деятельности обучающихся (беседы, рисование, коллективное чтение и обсуждение литературных произведений, просмотр видеофильмов, экскурсии), так и активной оздоровительной (подвижные игры, мини-соревнования в помещении и на природе, туристские и оздоровительные прогулки).                                                                                                           

 Занимающиеся  непосредственно знакомятся с окружающим их миром – своей семьей, своим классом, своей школой, ближайшей зеленой зоной (парком, лесом, рекой); у них формируются навыки здорового образа жизни и безопасного поведения в окружающем мире. Образовательный процесс  строится таким образом, чтобы от занятия к занятию интерес к курсу усиливался, так как на многие привычные вещи ребята учатся смотреть другими глазами. Объекты изучения близки (семья, улица, деревня и т.д.), что способствует укреплению мотивации на дальнейшую работу.                                                                                                               

Активно применяются групповые формы работы, в ходе которых у ребят вырабатываются следующие качества: самостоятельность, взаимопонимание, взаимовыручка, коллективизм, дружба.

            Для реализации программы предлагаются следующие  методы : наглядный, словесный, практический. 
Наглядный метод  
• просмотр фильмов, слайдов, презентаций;
• экскурсии,  наблюдения; 
• экскурсий по деревне, целевые прогулки; 
Словесный метод 
• чтение стихотворений; 
• беседы с элементами диалога, обобщающих рассказов; 
• ответы на вопросы педагога, детей; 
• сообщение дополнительного материала; 
• загадывание загадок; 
• рассматривание наглядного материала; 
• рассказы детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок; 
• разбор житейских ситуаций; 
• проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров; 
Практический метод 
• проведение игр ( дидактические, подвижные, малоподвижные, инсценировки и др.); 
• постановка праздничных концертов, конкурсов, викторин; 
• проведение экскурсии различной направленности; 
• организация вечеров с родителями, для родителей; 

 

2. Планируемые результаты освоения программы  внеурочной деятельности

Личностные результаты:             

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей  многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;                 

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;                         

3) формирование уважительного отношения к истории и культуре, как своего народа, так и других народов;                                                                                       

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;                                                                                                                         

5)  развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;                                                                               

6) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;                                                 

7) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;             

8) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;                           

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;                                                                                                                                               

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.                                                    

Метапредметные результаты:                                                                                                  

1)  овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи деятельности, поиска средств ее осуществления;                                                                                            

2)  освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;                          

3)  формирование умения планировать, контролировать и оценивать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;                                                                                  

4)  формирование умения понимать причины успеха/неуспеха деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;                                                

5)  освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; 

6) использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;                               

7)   использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации

8) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

9)           определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;                                                                                               

10)          готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;                                                                              

11)          овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

12)          овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

Предметные результаты: умение применять  освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт в жизненных ситуациях.

           

Обучающиеся должны:

знать: замечательные «странички» истории своей семьи, школы; имя, отчество, профессии членов семьи, домашний адрес и  телефон, адрес школы, названия улиц в микрорайоне школы и дома; основные памятные места села; название главной площади села;дату основания села, района; основные улицы села, районного центра; памятные и исторические места; герб и флаг района; правила поведения дома, в школе, на улице, в транспорте и общественных местах; видовое многообразие растительного и животного мира родного края.

уметь: вести разговор с членами семьи по заданной теме; ориентироваться в окрестностях школы, своего дома; изобразить  увиденное в рассказе, рисунке.

            Ожидаемые результаты обучения:                                                                                          

1.    Возрастет интерес к истории, краеведению.                                                               

2.    Возрастет самостоятельность, кругозор учащихся, их познавательные интересы;                                                                                                                                   

3.    Возрастет чувство патриотизма, любви к своей малой родине;                                  

4.    Сформируется чувство сопричастности к истории и ответственности за будущее своего населенного пункта, района, страны.                                                

           

Качества личности, которые могут быть развиты у обучающихся в результате реализации программы.

Воспитание – это процесс принятия человеком важных правил и идей (ценностей), которые определяют поведение человека в обществе на разных ступенях его развития. В педагогическом смысле воспитание – целенаправленное управление развитием личности.

Следовательно, воспитательная цель – развитие определённых человеческих качеств личности,   отражающих своеобразный нравственный портрет школьника.

 Нравственный портрет идеально воспитанного младшего школьника:

- любящий свой народ, свой край и свою Родину;

- уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

- любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;

- владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;

- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;

- доброжелательный, умеющий слышать и слушать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;

- выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

           

Формы подведения итогов

Формы подведения итогов   реализации данной программы являются:

- участие в конкурсах различного уровня (школьного, муниципального);

- участие в социальных акциях;

- отчеты по экскурсиям, практическим работам;

- защита проектов.

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование

 

№ п/п

 

Дата

Тема

 

 

УУД

 

УЛО

 

 

   

 

 

   1

 

 Введение История изучения края.

Личностные

- ориентация на понимание причин успеха во внеурочной деятельности;

- принятие образа «хорошего ученика»;

- осознание своей этнической принадлежности;

- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;

- осознание ответственности человека за общее благополучие;

- этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;

- положительная мотивация и познавательный интерес к изучению народного творчества;

- способность к самооценке;

- начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях.

Познавательные 

- контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;

- ставить и формулировать проблемы;

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;

- установление причинно-следственных связей

Регулятивные

- использовать речь для регуляции своего действия;

- адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;

- выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;

- устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели;

- соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи;

Коммуникативные

- работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;

- ставить вопросы;

- обращаться за помощью;

- формулировать свои затруднения;

- предлагать помощь и сотрудничество;

- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

- слушать собеседника;

- договариваться и приходить к общему решению;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- осуществлять взаимный контроль;

- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Персональный ПК учителя с установкой офисных программ; ПО для интерактивной доски;  Интерактивная доска

 

2 -3

 

 

Профессии моих родителей

Персональный ПК учителя с установкой офисных программ; ПО для интерактивной доски;  Интерактивная доска

 

4-6

 

Творческий  конкурс  - «Старая фотография рассказала…».

Персональный ПК учителя с установкой офисных программ; ПО для интерактивной доски;  Интерактивная доска

 

Персональный ПК учителя с установкой офисных программ; ПО для интерактивной доски;  Интерактивная доска

 

7-8

 

Род и  родословная

 

   8-9

 

 

 

Моя родословная - нарисовать родословное древо.

Персональный ПК учителя с установкой офисных программ; ПО для интерактивной доски;  Интерактивная доска. Проектор. Нетбуки с установкой офисных программ.

 

   10-11

 

 

Дом, в котором я живу Рисунок дома, выполненного в реалистическом или сказочном представлении учеников.

Персональный ПК учителя с установкой офисных программ; ПО для интерактивной доски;  Интерактивная доска. Проектор. Нетбуки с установкой офисных программ.

 

   12-14

 

Проект-изготовление дома моей мечты (творческая работа)  с помощью конструирования из бумаги, пластилина и подручного материала.

 

   15-16

 

 

Моя улица. Урок-экскурсия по улицам города

Персональный ПК учителя с установкой офисных программ; ПО для

 

интерактивной доски;  Интерактивная доска. Проектор. Нетбуки с установкой офисных

 

17-18

 

 Наша школа

 

19-20

 

Моя школа: знакомство с традициями, историей своей школы (экскурсия по школе).

Персональный ПК учителя с установкой офисных программ; ПО для интерактивной доски;  Интерактивная доска. Проектор. Нетбуки с установкой офисных программ.

 

   21-23

 

 

Знаменитые выпускники – исследовательская работа.

Персональный ПК учителя с установкой офисных программ; ПО для интерактивной доски;  Интерактивная доска. Проектор. Нетбуки с установкой офисных программ.

 

    24-25

 

  Почему мой город так называется?

Персональный ПК учителя с установкой офисных программ; ПО для интерактивной доски;  Интерактивная доска. Проектор. Нетбуки с установкой офисных программ.

 

26-27

 

Изучение местной топонимики, составление кратких сообщений, сбор материалов.   

Персональный ПК учителя с установкой офисных программ; ПО для интерактивной доски;  Интерактивная доска. Проектор. Нетбуки с установкой офисных программ.

 

28-30

 

Творческая работа «Загадочный мир названий»

Персональный ПК учителя с установкой офисных программ; ПО для интерактивной доски;  Интерактивная доска. Проектор. Нетбуки с установкой офисных программ.

 

31-32

 

 

Легенды и предания.

Личностные

- ориентация на понимание причин успеха во внеурочной деятельности;

- принятие образа «хорошего ученика»;

- осознание своей этнической принадлежности;

- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;

- осознание ответственности человека за общее благополучие;

- этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;

- положительная мотивация и познавательный интерес к изучению народного творчества;

- способность к самооценке;

- начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях.

Познавательные 

- контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;

- ставить и формулировать проблемы;

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;

- установление причинно-следственных связей

Регулятивные

- использовать речь для регуляции своего действия;

- адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;

- выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;

- устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели;

- соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи;

Коммуникативные

- работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;

- ставить вопросы;

- обращаться за помощью;

- формулировать свои затруднения;

- предлагать помощь и сотрудничество;

- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

- слушать собеседника;

- договариваться и приходить к общему решению;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- осуществлять взаимный контроль;

- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Персональный ПК учителя с установкой офисных программ; ПО для интерактивной доски;  Интерактивная доска. Проектор. Нетбуки с установкой офисных программ.

 

33-34

 

Знакомство с архитектурными объектами города, памятниками.

Персональный ПК учителя с установкой офисных программ; ПО для интерактивной доски;  Интерактивная доска. Проектор. Нетбуки с установкой офисных программ.

 

 

   35-36

 

путешествия в растительный и животный мир родного края. 

Персональный ПК учителя с установкой офисных программ; ПО для интерактивной доски;  Интерактивная доска. Проектор. Нетбуки с установкой офисных программ.

 

 37-38

 

 

 

Памятники природы

Персональный ПК учителя с установкой офисных программ; ПО для интерактивной доски;  Интерактивная доска. Проектор. Нетбуки с установкой офисных программ.

 

Персональный ПК учителя с установкой офисных программ; ПО для интерактивной доски;  Интерактивная доска. Проектор. Нетбуки с установкой офисных программ.

 

  39-40

 

 

 

Климат

Климатическая область расположения города

 

41-43

 

 

 

 

 

 

 

Практические работы:

Определение средней температуры за год, месяц, сутки для своей деревни; анализ по данным календаря погоды;

Персональный ПК учителя с установкой офисных программ; ПО для интерактивной доски;  Интерактивная доска. Проектор. Нетбуки с установкой офисных программ.

 

44-46

 

Практические занятия:

разведение комнатных растений, цветов в школе и дома, уход за ними;

 

 

Персональный ПК учителя с установкой офисных программ; ПО для интерактивной доски;  Интерактивная доска. Проектор. Нетбуки с установкой офисных программ.

 

 

 

  47-50

 

 

Народный календарь

Персональный ПК учителя с установкой офисных программ; ПО для интерактивной доски;  Интерактивная доска. Проектор. Нетбуки с установкой офисных программ.

 

  51-53

 

 

 

Изучение быта и культуры наших предков, связанный   со сменой сезонов

Персональный ПК учителя с установкой офисных программ; ПО для интерактивной доски;  Интерактивная доска. Проектор. Нетбуки с установкой офисных программ.

 

54-55

 

Происходит знакомство с месяцесловом (народным календарем),

 

Персональный ПК учителя с установкой офисных программ; ПО для интерактивной доски;  Интерактивная доска. Проектор. Нетбуки с установкой офисных программ.

 

  56-57

 

 

 

Составляем перечень примет погоды, знакомятся с обрядами и обычаями. Изучаем календарные праздники

Персональный ПК учителя с установкой офисных программ; ПО для интерактивной доски;  Интерактивная доска. Проектор. Нетбуки с установкой офисных программ.

 

58

 

 

Наш край в годы Великой Отечественной войны

Персональный ПК учителя с установкой офисных программ; ПО для интерактивной доски;  Интерактивная доска. Проектор. Нетбуки с установкой офисных программ.

 

59-60

 

. События истории, жизни и деятельности героев войны, живших на территории края.

 

Персональный ПК учителя с установкой офисных программ; ПО для интерактивной доски;  Интерактивная доска. Проектор. Нетбуки с установкой офисных программ.

 

  61-63

 

 

 

Творческая работа «Расскажи о своем герое».

 

 

64

 

Герб города, района

Персональный ПК учителя с установкой офисных программ; ПО для интерактивной доски;  Интерактивная доска. Проектор. Нетбуки с установкой офисных программ.

 

  65-66

 

Творческая работа по созданию символа (герба) своей деревни.

 

 

Персональный ПК учителя с установкой офисных программ; ПО для интерактивной доски;  Интерактивная доска. Проектор. Нетбуки с

 

  67

 

13. Красная книга родного края.

 

Персональный ПК учителя с установкой офисных программ; ПО для интерактивной доски;  Интерактивная доска. Проектор. Нетбуки с установкой офисных программ.

 

68

 

Творческая работа «Создание Красной книги города»

Персональный ПК учителя с установкой офисных программ; ПО для интерактивной доски;  Интерактивная доска. Проектор. Нетбуки с установкой офисных программ.

             

 

 

Автор Шестакова Мария Николаевна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 991
Номер материала 38809
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓