Инфоурок Обществознание Другие методич. материалыПланирование по обществознанию 5-9 класс. ФГОС

Планирование по обществознанию 5-9 класс. ФГОС

Скачать материал

Тематическое планирование.

 

5 класс (35часов).

Название тем и урока

Количество часов

Основные виды учебной деятельности

 

Введение

2

 

1

Науки, изучающие развитие общества.

1

Определять сущностные характеристики изучаемого объекта; извлекать информацию из учебника; объяснять значения понятия «общество»;

высказывать суждение о причинах вхождения человека в какое-либо сообщество.

2

Сферы жизни общества.

1

Определять сущностные характеристики изучаемого объекта; извлекать информацию из учебника;

переводить  информацию из одной знаковой системы в другую (из текста в схему); анализировать схему; называть основные сферы жизни общества.

 

Тема 1. Человек

6

 

3

Значение изучения общества для человека.

1

Сознательно организовать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения результата); объяснять  на конкретных примерах явления и процессы социальной действительности; выполнять познавательные задания направленных на выбор верных критериев для сравнения.

Работа с текстом учебника,  определять свое место среди сверстников и взрослых, понимать себя.  Определять цели и личностно значимую проблему урока.

4

Цели и ценность человеческой жизни

1

Осуществлять поиск необходимой информации, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера, допуская возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентироваться на позицию партнера:

раскрывать на конкретных примерах цели и ценность человеческой жизни;

понимать что необходимо ребенку, чтобы он рос и развивался; осмысливать гуманистические традиции и ценности современного общества.

5

Природа человека.

1

Анализ  схемы и таблицы, высказывать собственное мнение, суждение, анализировать свои поступки, чувства, состояния, приобретаемый опыт, работать в группах.

6

Отличие человека от животного.

1

Выражать свою позицию на уровне положительного отношения к учебному процессу. Проявлять учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи. Работа с учебником. Определять отличия человека от животного.

7

Отрочество – особая пора жизни.

1

Сознательно организовать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения результата); определять свое место среди сверстников и взрослых, понимать себя.

определять цели и личностно значимую проблему урока. Высказывать собственное мнение, суждение, анализировать свои поступки, чувства, состояния, приобретаемый опыт.

8

Практикум по теме «Человек».

1

Актуализировать ранее приобретенные знания и имеющийся социальный опыт;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Объяснять значение понятия «самостоятельность», «неорганизованность», «дисциплина»

приводить примеры; высказывать суждения о необходимости сотрудничества между людьми;

предлагать способы разрешения межличностных конфликтов.

 

Тема 2. Семья.

7

 

9

Семья и семейные отношения.

1

Объяснять значение понятия «семья», называя ее основные признаки. Изучать историю своей семьи

10

Семья под защитой государства.  Семейный кодекс.

1

Показывать на конкретных примерах меры государственной поддержки семьи.

Характеризовать семейно-правовые отношения. Работа с текстами. Устанавливать причинно-следственные связи.

11

Виды семей. Семейные ценности и нормы.

1

Определять сущностные характеристики изучаемого объекта; извлекать информацию из учебника; сравнивать двухпоколенные и трехпоколенные  семьи; раскрывать на конкретных примерах семейные ценности и нормы.

12

Семейное хозяйство.

1

Характеризовать совместный труд членов семьи; сравнивать домашнее хозяйство городского и сельского жителя;

описывать собственные обязанности в ведении семейного хозяйства; составлять месячный бюджет своей семьи.

13

Свободное время.

1

Сравнение различных точек зрения на проблему. Оценивать собственную урочную и внеурочную деятельности. Составлять режим дня.

14

Значимость здорового образа жизни.

1

Осуществлять поиск необходимой информации, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера, допуская возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не

совпадающих с их собственной, и ориентироваться на позицию партнера:

высказывать собственное мнение, суждение, анализировать свои поступки, чувства, состояния, приобретаемый опыт.

15

Практикум по теме «Семья».

1

Актуализировать ранее приобретенные знания и имеющийся социальный опыт;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни; предлагать способы  становления и поддержания хороших отношений в семье; распределять домашние обязанности; предлагать свои варианты как облегчить домашний труд; составлять экономический план своей семьи; составлять памятку «Правила жизни в моей семье».

 

Тема 3. Школа.

5

 

16

Роль образования в жизни человека.

1

Исследовать несложные ситуации из жизни человека и общества, раскрывающие значимость образования в наше время и в прошлом; называть и характеризовать задачи, которые решает наука в современном обществе; на конкретных примерах характеризовать особенности труда ученых.

17

Ступени школьного образования. Система образования в Кузбассе.

1

Описывать ступени школьного образования.  Выявлять позитивные результаты учения, опираясь на примеры из художественных произведений. Описывать систему образования в Кузбассе.

18

Образование и самообразование.

1

Определять основные формы образования;

высказывать суждения о необходимости самообразования; делать выводы, составлять рассказ.

19

Дружный класс.

1

Использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных связей младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями; иллюстрировать примерами значимость товарищеской поддержки сверстников для человека; оценивать собственное умение общаться с одноклассниками и друзьями.

20

Практикум по теме «Школа»

1

Уметь организовать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения результата)

актуализировать ранее приобретенные знания и имеющийся социальный опыт;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, делать выводы, составлять рассказ.

 

Тема 4. Труд 

7

 

21

Труд – основа жизни.

1

Объяснять значение трудовой деятельности для личности и общества;

характеризовать особенности труда как одного из основных видов деятельности человека; наблюдать и оценивать явления социальной жизни, с опорой на приобретенные знания; выступать публично. Формулировать свою точку зрения.

22

Результаты труда.

1

Объяснять на примерах значение труда в жизни человека и общества;

характеризовать отношение к труду в современном обществе; раскрывать на конкретных примерах роль труда в жизни человека.

23

Заработная плата.

1

Объяснять значение трудовой деятельности для личности и общества;

наблюдать и оценивать явления социальной жизни, с опорой на приобретенные знания;

выступать публично.

24

Трудовое законодательство Кузбасса.

1

Уметь организовать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения результата) использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Работать с документами.

25

Благотворительность и меценатство.

1

Объяснять значение понятий, называть его существенные признаки;

называть исторические памятники архитектуры, искусства родного края;

26

Труд и творчество.

1

Объяснять значение понятий, называть его существенные признаки;

объяснять взаимосвязь труда и творчества;

называть исторические памятники архитектуры, искусства родного края;

приводить конкретные примеры работ мастеров города, края.

27

Практикум по теме «Труд»

1

Уметь организовать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения результата)

актуализировать ранее приобретенные знания и имеющийся социальный опыт;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

 

Тема 5. Родина

7

 

28

Наша Родина – Россия.

1

Приводить примеры проявлений патриотизма.

29

Субъекты Федерации. Малая Родина – Кузбасс.

1

Объяснять смысл понятия «субъект Российской Федерации». Знать и называть статус субъекта РФ, в котором находится школа. Знать и называть статус субъекта РФ, в котором находится школа.

30

Многонациональное государство.

1

Характеризовать особенности России как многонационального государства. Объяснять значение русского языка как государственного.

31

Государственные символы России. Символика Кузбасса.

1

Объяснять взаимосвязь государства и его граждан; характеризовать Конституцию как основной закон государства;

называть символы РФ и Кузбасса;

объяснять символику РФ и Кузбасса;

работать в группе.

32

Права граждан России. Обязанности граждан.

1

Объяснять взаимосвязь государства и его граждан; характеризовать Конституцию как основной закон государства;

приводить примеры прав и обязанностей гражданина РФ; называть и иллюстрировать примерами основные права граждан РФ;

называть основные обязанности граждан РФ.

33

Россия – многонациональное государство.

1

Объяснять взаимосвязь государства и его граждан;

характеризовать Конституцию как основной закон государства.

Характеризовать особенности России как многонационального государства.

34

Практикум по теме «Родина»

1

Объяснять взаимосвязь государства и его граждан;

характеризовать Конституцию как основной закон государства;

приводить примеры прав и обязанностей гражданина РФ;

объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданин». - называть и иллюстрировать примерами основные права граждан РФ;

называть основные обязанности граждан РФ.

 

Итоговое повторение.

1

 

35

Личностный опыт – социальный опыт.

1

Извлекать информацию из различных источников (в том числе правовых) и работать с ней;

объяснять изученные положения на конкретных примерах;

организовывать свою познавательную деятельность.

Ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:

определять главную тему, общую цель или назначение текста;

выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;

формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;

предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт.

6 класс  (35 часов).

Название тем и урока

Количество часов

Основные виды учебной деятельности

 

Введение.

1

 

1

Значение изучения общества для человека.

1

Работать с текстом учебника. Анализировать схему. Формулировать выводы.

 

Тема 1. Человек в социальном измерении.

14

 

2

Личность.

1

Использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных параметров личности. Отвечать на поставленные вопросы, давать определение понятий.  Характеризовать материальные и духовные потребности и доказывать их различия. Определять роль ценностных ориентиров в жизни человека.

3

Социальные параметры личности.

1

Работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы, давать определение понятий. Различать в социальной информации факты и мнения; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями. Анализировать информацию, объяснять смысл основных понятий; характеризовать материальные и духовные потребности и доказывать их различия.

4

Индивидуальность человека.

1

Раскрывать на конкретных примерах смысл понятия  "индивидуальность". Характеризовать качества человека. Объяснить способность человека к творческой деятельности.

5

Познание человеком мира и самого себя.

1

Характеризовать особенности познания человеком мира и самого себя.  Анализировать информацию, объяснять смысл основных понятий.

6

Самосознание и самооценка.

1

Оценивать собственные практические умения, поступки, моральные качества, выявлять их динамику. Анализировать информацию, объяснять смысл основных понятий:

социальное партнерство. самопознание, самооценка, притязание, взаимопонимание, идентификация, эмпатия, эффект, стереотип восприятия.

7

Способности человека.

1

Раскрывать на конкретных примерах смысл понятия  "способности". Уметь организовать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения результата):

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Формулировать выводы.

8

Деятельность человека.

1

Раскрывать на конкретных примерах смысл понятия  "деятельность". Характеризовать деятельность человека, ее отдельные виды. Описывать и иллюстрировать примерами различные мотивы деятельности.

9

Связь между деятельностью и формированием личности.

1

Определять сущностные характеристики изучаемого объекта; извлекать информацию из учебника; переводить  информацию из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу). Формулировать выводы.

10

Знания и умения.

 

1

Объяснять связь между трудом и удовлетворением основных потребностей человека.

11

Потребности человека. 

 

1

Характеризовать и иллюстрировать примерами основные потребности человека.  Извлекать информацию из текста учебника и работать с ней; объяснять изученные положения на конкретных примерах. Ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл: определять главную тему, общую цель или назначение текста.

12

Индивидуальный характер потребностей.

1

Иллюстрировать индивидуальный характер потребностей.  Описывать особые потребности людей с ограниченными возможностями.

13

Духовный мир человека.

1

Исследовать несложные практические ситуации, связанные с проявлениями духовного мира человека, его мыслей и чувств. Формулировать свою точку зрения на выбор пути достижения жизненного успеха.

14

Проблема выбора профессии. Рынок труда в Кузбассе.

1

Характеризовать  и конкретизировать примерами роль труда в достижении успеха в жизни. Анализировать статистические данные. Формулировать выводы. Показывать на примерах влияние взаимопомощи в труде на его результаты. Находить и извлекать информацию о жизни людей, нашедших свое призвание в жизни и достигших успеха, из адаптированных источников различного типа.

15

Практикум по теме «Человек в социальном измерении»

1

Уметь организовать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения результата): актуализировать ранее приобретенные знания и имеющийся социальный опыт; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

 

Тема 2. Человек среди людей.

13

 

16

Межличностные отношения.

1

Формулировать  понятия: человек, духовная культура, духовные ценности. Описывать межличностные отношения и их отдельные виды. Показывать проявления сотрудничества и соперничества на конкретных примерах. Описывать с опорой на примеры взаимодействие и сотрудничество людей в обществе.  Оценивать различные суждения. Оценивать собственное отношение к людям других национальностей и другого мировоззрения. Исследовать практические ситуации, в которых проявились солидарность, толерантность, лояльность, взаимопонимание. Работать в парах.

17

Социальные группы.

1

Опираясь на текст учебника, формулировать понятия: условные группы, малые группы, референтная группа, интеграция, социальная дифференциация, групповая дифференциация, лидер. Характеризовать с научной позиции основные явления. Устанавливать соответствия между существенными чертами

и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями. Работать в группах.

18

Человек в малой группе.

1

Описывать большие и малые группы.  Приводить примеры таких групп. Характеризовать и иллюстрировать примерами групповые нормы. Описывать с опорой на примеры взаимодействие и сотрудничество людей в обществе. Оценивать собственное отношение к людям других национальностей и другого мировоззрения. Исследовать практические результаты, в которых проявились солидарность, толерантность, лояльность, взаимопонимание. Исследовать практические ситуации, связанные с выявлением места человека в группе.

19

Группы формальные и неформальные.

1

Описывать формальные и неформальные группы. Приводить примеры таких групп. Описывать с опорой на примеры взаимодействие и сотрудничество людей в обществе. Оценивать собственное отношение к людям других национальностей и другого мировоззрения. Исследовать практические результаты, в которых проявились солидарность, толерантность, лояльность, взаимопонимание. Исследовать практические ситуации, связанные с выявлением места человека в группе.

20

Лидер. Групповые нормы.

1

Характеризовать и иллюстрировать примерами групповые нормы. Описывать с опорой на примеры взаимодействие и сотрудничество людей в обществе. Оценивать собственное отношение к людям других национальностей и другого мировоззрения. Исследовать практические результаты, в которых проявились солидарность, толерантность, лояльность, взаимопонимание. Исследовать практические ситуации, связанные с выявлением места человека в группе, проявлением лидерства.

21

Общение.

1

Определять сущностные характеристики изучаемого объекта. Характеризовать общение как взаимные деловые и дружеские отношения людей.  Формулировать понятия: общение, вербальное и невербальное общение. Уметь организовать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения результата): актуализировать ранее приобретенные знания и имеющийся социальный опыт; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, делать выводы, составлять рассказ.

22

Цели общения.

1

Иллюстрировать с помощью примеров различные цели общения.   Извлекать информацию из учебника; переводить  информацию из одной знаковой системы в другую (из текста в схему). Формулировать выводы.

23

Средства общения.

 

Иллюстрировать с помощью примеров различные средства общения.   Извлекать информацию из учебника; конспектировать. Составлять алгоритм моделирования общения в различных ситуациях. Формулировать выводы.

24

 Стили общения.

1

Сравнивать и сопоставлять различные стили общения. Выявлять на основе конкретных жизненных ситуаций особенности общения со сверстниками, старшими и младшими. Оценивать собственное умение общаться.

25

Межличностные конфликты.

1

Описывать сущность и причины возникновения межличностных конфликтов. Характеризовать варианты поведения в конфликтных ситуациях. Объяснять варианты поведения в конфликтных ситуациях.

26

Агрессивное поведение.

1

Описывать сущность и причины возникновения межличностных конфликтов. Характеризовать варианты поведения в конфликтных ситуациях. Объяснять варианты поведения в конфликтных ситуациях. Объяснять, в чем заключается конструктивное разрешение конфликта. Иллюстрировать объяснение примерами.

27

Конструктивное разрешение конфликта.

1

Характеризовать варианты поведения в конфликтных ситуациях. Объяснять варианты поведения в конфликтных ситуациях. Объяснять, в чем заключается конструктивное разрешение конфликта. Иллюстрировать объяснение примерами. Выявлять и анализировать собственные типичные реакции в конфликтной ситуации.

28

 Практикум по теме «Человек среди людей»

1

Описывать межличностные отношения и их отдельные виды. Показывать проявления сотрудничества и соперничества на конкретных примерах. Характеризовать и иллюстрировать примерами групповые нормы. Описывать с опорой на примеры взаимодействие и сотрудничество людей в обществе. Описывать сущность и причины возникновения межличностных конфликтов. Характеризовать варианты поведения в конфликтных ситуациях.

 

Тема 3. Нравственные основы жизни.

6

 

29

Человек славен добрыми делами.

1

Характеризовать и иллюстрировать примерами проявления добра. Составлять определение «добро», «зло», «добрые дела».

30

Мораль.

1

Определять сущностные характеристики изучаемого объекта. Приводить примеры, иллюстрирующие золотое правило морали. Оценивать в модельных и реальных ситуациях поступки людей с точки зрения золотого правила морали.

31

Смелость.

1

Определять сущностные характеристики изучаемого объекта. На конкретных примерах дать оценку проявлениям мужества, смелости, случаям преодоления людьми страха в критических и житейских ситуациях.

32

 Страх – защитная реакция человека.

1

Определять сущностные характеристики изучаемого объекта. Моделировать ситуации проявления смелости и страха. Делать доклады, сообщения, презентации о смелости  и отваге кузбассовцев.

33

Противодействие злу. Человечность.

1

Раскрывать на примерах смысл понятия "человечность". Давать оценку с позиции гуманизма конкретным поступкам людей, описанным в СМИ и иных информационных источниках. На примерах конкретных ситуаций оценивать проявления внимания к нуждающимся в нем. Оценивать предлагаемые ситуации, требующие личного противодействия проявлениям зла. Составлять памятку добрых дел и поступков.

34

Практикум по теме «Нравственные основы жизни».

1

Решать проблемные задачи. Определять сущностные характеристики изучаемого объекта. Объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах - анализировать и классифицировать социальную информацию; сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия. Устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями.

 

Итоговое повторение.

1

 

35

Личностный опыт – социальный опыт.

1

Проводить простейшие исследования, интервьюировать родителей и других родственников, одноклассников. Создавать иллюстрированный текст или электронную презентацию на заданную тему, выступать с подготовленным сообщением. Обсуждать выступления учащихся, оценивать свои достижения и достижения других учащихся.

 

7 класс  (35 часов)

Название тем и урока

Количество часов

Основные виды учебной деятельности

 

Тема 1. Человек и закон.

17

 

1

Право и закон.

1

Определять сущностные характеристики изучаемого объекта. Характеризовать на примерах социальные нормы и их роль в общественной жизни. Выявлять связь и отличие между понятиями «право» и «закон».

2

Правовая норма. Правоотношения.

1

Уметь организовать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения результата): актуализировать ранее приобретенные знания и имеющийся социальный опыт; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, делать выводы, составлять рассказ. Составлять определения: «правовая норма», «правоотношения».

3

Закон и законодательство. Законодательство Кузбасса.

1

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности. Работать с текстом учебника, в том числе правовыми документами. отделять значимую информацию от второстепенной. Делать выводы.

4

Кодексы.

1

Переводить  информацию из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу). Приводить примеры правовых норм в соответствии с кодексами РФ.

5

Основы конституционного строя России.

1

Характеризовать конституционные права и обязанности граждан РФ. Анализировать несложные практические ситуации, связанные с

реализацией гражданами своих прав и

свобод. Находить и извлекать социальную информацию о механизмах реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина.

6

Социальное государство.

1

Раскрывать понятие «социальное государство». На конкретных примерах иллюстрировать

основные направления социальной политики нашего государства. Конспектировать материал урока. Анализировать полученную информацию, делать выводы. Составлять кластер по теме.

7

Верховенство права.

1

Актуализировать ранее приобретенные знания и имеющийся социальный опыт. Составлять рассказ. Формулировать выводы.

8

Судебная власть.

1

Переводить  информацию из одной знаковой системы в другую (из текста в схему). Выделять существенные признаки понятий. Актуализировать ранее приобретенные знания и имеющийся социальный опыт

9

Конституционный Суд РФ. Суды общего назначения.

1

Переводить  информацию из одной знаковой системы в другую (из текста в схему). Выделять существенные признаки понятий. Проводить сравнение на основе существенных признаков.

10

Права человека. Обязанности гражданина.

1

Раскрывать значение соблюдения законов для обеспечения правопорядка. Объяснять и

конкретизировать фактами социальной жизни связь закона и правопорядка, закона и справедливости. Раскрывать связь между правами и обязанностями граждан на практических примерах.

11

Права ребенка.

1

Раскрывать значение соблюдения законов для обеспечения правопорядка. Называть права ребенка. Раскрывать связь между правами и обязанностями ребенка на практических примерах.

12

Конвенция о правах ребенка. Органы опеки и попечительства.

1

Работать с документом, выделять основную мысль. Делать выводы. Приводить примеры защиты прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей.

13

Защита прав человека.

1

Объяснять смысл понятия «права человека». Объяснять, почему Всеобщая декларация прав человека не является юридическим документом.

Классифицировать права и свободы (приводить примеры различных групп прав).

14

Преступление и наказание. Виды преступлений.

1

Характеризовать ответственность за нарушение законов. Определять черты законопослушного поведения. Моделировать несложные

практические ситуации, связанные с последствиями противозаконного поведения.

15

Уголовная ответственность несовершеннолетних.

1

Описывать и иллюстрировать примерами проявления ответственности несовершеннолетних. Формулировать выводы.

16

Правоохранительные органы.

1

Называть правоохранительные органы РФ. Различать сферу деятельности правоохранительных органов, в том числе судебной системы. Приводить примеры деятельности правоохранительных органов.

Исследовать несложные практические

ситуации, связанные с деятельностью

правоохранительных органов

17

Практикум по теме «Человек и закон»

1

Анализировать информацию из различных источников, делать выводы.  Использовать

приобретенные знания для решения

познавательных задач и творческих заданий: составлять кроссворд, написать сочинение-рассуждение (на выбор учащегося).

 

Человек и экономика.

17

 

18

Что означает слово «экономика».

1

Формулировать определения: «экономика», «производство», «потребление», «ресурсы», «рациональное решение». Самостоятельно делать выводы о роли человека в экономике.

19

Распределение, обмен, потребление.

1

Характеризовать роль потребителя и производителя в экономике, приводить примеры их деятельности. Описывать различные формы

организации хозяйственной жизни.

Исследовать несложные практические

ситуации, связанные с выполнением социальных ролей потребителя и производителя.

20

Рыночная и нерыночная экономика.

1

Осуществлять поиск необходимой информации, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.  При помощи различных источников выделять существенные признаки рыночной и нерыночной экономики. Переводить  информацию из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу).

21

Факторы производства.

1

Раскрывать роль производства в удовлетворении потребностей общества. Характеризовать факторы, влияющие на производительность труда. Объяснять значение разделения труда в развитии производства.

Различать общие, постоянные и переменные затраты производства. Описывать факторы производства. Работать в группах.

22

Человек — важнейшее звено экономики. Рынок труда в Кузбассе.

1

Работать по алгоритму.  Переводить  информацию из одной знаковой системы в другую (из схемы в текст). Составлять связный рассказ, аргументировать свою точку зрения. Анализировать статистические данные. Описывать закономерность изменения

потребительских расходов семьи в зависимости от доходов.

23

Что такое деньги. Функции денег.

1

Формулировать понятия: «деньги», «валюта», «банкнота», «купля-продажа».  Описывать виды денег. Раскрывать на примерах функции денег.

24

Понятие рыночной экономики.

1

Уметь организовать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения результата): актуализировать ранее приобретенные знания и имеющийся социальный опыт; делать выводы, составлять рассказ.  Характеризовать рыночное хозяйство

как один из способов организации

экономической жизни. Характеризовать условия

функционирования рыночной экономики. Описывать действие рыночного механизма формирования цен на товары и услуги.

Формулировать собственное мнение о

роли рыночного механизма регулирования экономики в жизни общества.

25

Что такое спрос и предложение.

1

Актуализировать ранее приобретенные знания и имеющийся социальный опыт. Формулировать понятия «спрос» и «предложение». Выявлять связь между спросом и предложением. Определять факторы, влияющие на них.

26

Прибыль. Виды цен.

1

Составлять определения: «прибыль», «цена», «стоимость». Различать виды цен. Формулировать проблему урока, разрабатывать алгоритм ее решения. Делать выводы. Работать в парах.

27

Что такое предпринимательство.

1

Объяснять значение бизнеса в экономическом развитии страны. Характеризовать особенности

предпринимательской деятельности. Сравнивать формы организации бизнеса. Исследовать несложные практические ситуации, связанные с

достижением успеха в бизнесе. Выражать собственное отношение к бизнесу с морально-этических позиций.

28

Индивидуальное предпринимательство.

1

Уметь организовать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения результата): актуализировать ранее приобретенные знания и имеющийся социальный опыт. Работать в группах. Выполнять творческие задания. Осуществлять

взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

29

Какие бывают предприятия. Промышленность Кузбасса.

1

Работать в группах. Выполнять творческие задания. Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. Выделять существенные признаки различных видов предприятий, основываясь на собственном социальном опыте.

30

Акции безымянные и именные. Дивиденды.

1

Сознательно организовать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения результата); выполнять познавательные задания направленных на выбор верных критериев для сравнения. Работать с текстом учебника и иными источниками. Определять цели и личностно значимую проблему урока.

31

Что такое налоги.

1

Сознательно организовать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения результата); выполнять познавательные задания направленных на выбор верных критериев для сравнения. Характеризовать экономические функции государства. Описывать различные формы вмешательства государства в рыночные отношения. Различать прямые и косвенные

налоги. Раскрывать смысл понятия

«государственный бюджет».

32

Налогоплательщики.

1

Формулировать понятие «налогоплательщики».  Уметь организовать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения результата): актуализировать ранее приобретенные знания и имеющийся социальный опыт; определять прав аи обязанности налогоплательщика. определять ответственность за неуплату налогов. Делать выводы.

33

Налоговые органы.

1

Объяснять значение деятельности налоговых органов в экономическом развитии страны. Характеризовать особенности

Деятельности налоговых органов. Формулировать выводы.

34

Практикум по теме «Человек и экономика».

1

Уметь организовать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения результата): актуализировать ранее приобретенные знания и имеющийся социальный опыт; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

 

Итоговое повторение.

1

 

35

Значение курса в жизни каждого.

1

Уметь анализировать, отвечать на вопросы,

делать выводы, высказывать свою точку зрения,

использовать приобретенные знания для решения познавательных задач и творческих

заданий. Строить логические рассуждения,

включающие установление причинно-следственных связей. Объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе изучения курса.

 

 

 

8 класс  (35 часов).

Название тем и урока

Количество часов

Основные виды учебной деятельности

 

Тема 1. Что такое человек.

7

 

1

«Обществознание. Специфика и формы обучения.

1

Вспомнить основные итоги прошлого года обучения. Познакомиться с основным содержанием курса 8 класса. Наметить перспективу совершенствования умений и навыков в процессе учебной деятель­ности.

Определить основные требования к результа­там обучения и критерии успешной работы учащихся.

2

Что делает человека человеком.

1

Выявлять отличия человека от животных.

Объяснять человеческие качества. Различать биологические и природные качества человека.

Характеризовать и конкретизировать при­мерами биологическое и социальное в человеке.

Выявлять связь между мышлением и речью.

3

Ваши способности в вашей власти.

1

Определять своё отношение к различным качествам человека. Объяснять понятие «самореализация», «способности». Определять и конкретизировать примерами сущностные характеристики деятельности. Переводить  информацию из одной знаковой системы в другую (из текста в схему).

4

Человек и человечность.

1

Формулировать понятия «человечность», «гуманизм», «альтруизм». Высказывать и аргументировать свою точку зрения. Приводить примеры гуманного отношения. Моделировать ситуации проявления человечности. Определять причинно-следственные связи. Составлять памятку «Правила гуманного отношения».

5

Человек и культура. Культура Кузбасса.

1

Определять сущностные характеристики по­нятия «культура». Различать и описывать явления духовной культуры. Находить и извлекать социальную инфор­мацию о достижениях и проблемах культуры из адаптированных источников. Характеризовать духовные ценности россий­ского народа.

Выражать своё отношение к тенденциям в культурном развитии. Защищать проект «Культура Кузбасса».

6

Вечные вопросы.

1

Решать проблемную ситуацию. Работать в группах. Переводить  информацию из одной знаковой системы в другую (из текста в схему). Формулировать выводы, аргументировать свою точку зрения.  Учиться сотрудничеству, быть толерантными. Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентироваться на позицию партнера.

7

Практикум по теме «Что такое человек».

1

Уметь организовать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения результата): актуализировать ранее приобретенные знания и имеющийся социальный опыт; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

 

Тема 2. Человек и природа.

3

 

8

Природа, общество, человек.

1

Раскрывать смысл понятия «ноосфера».

Оценивать утверждение о связи природы и общества и аргументировать свою оценку.

Характеризовать возможности человеческо­го разума. Раскрывать значение моральных норм.

Конкретизировать на примерах влияние природных условий на людей. Анализировать и оценивать текст с задан­ных позиций. Анализировать факты и обосновывать сделанные выводы.

9

Природа под охраной государства.

1

Характеризовать природоохранную деятельность государства. Выявлять причинно-следственные связи.  Высказывать собственное мнение, суждение, анализировать свои поступки.

10

Экологическая проблема Кузбасса.

1

Осуществлять поиск необходимой информации, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера. Работать с различными источниками информации для решения проблемы. Работать в парах. Защищать проект «Красная книга г. Кемерово».

 

Тема 3. Человек среди людей.

5

 

11

Межличностные отношения.

1

Формулировать понятия «межличностные отношения», «толерантность», «социальная группа». Выявлять и различать разные социальные общности и группы.

Раскрывать причины социального неравенства.

Характеризовать причины социальных кон­фликтов, используя межпредметные связи, мате­риалы СМИ; показывать пути их разрешения.

Находить и извлекать инфор­мацию из адаптированных источников раз­личного типа. Делать выводы.

12

Радости и сложности общения.

1

Формулировать понятие «общение». Уметь организовать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения результата): актуализировать ранее приобретенные знания и имеющийся социальный опыт; делать выводы, составлять рассказ. Характеризовать межпоколенческие отноше­ния в современном обществе. Выражать собственное отношение к проблеме нарастания раз­рыва между поколениями. Составлять алгоритм моделирования общения в различных ситуациях.  Выявлять на основе конкретных жизненных ситуаций особенности общения со сверстниками, старшими и младшими. Оценивать собственное умение общаться.

13

Психологический климат в семье.

1

Объяснять значение понятия «семья». Характеризовать семейные отношения.  Раскрывать на конкретных примерах семейные ценности и нормы. Раскрывать роль благоприятного психологического климата в семье. Формулировать выводы. Составлять памятку «Психологический климат семьи».

14

Человек среди людей.

1

Раскрывать на конкретных примерах смысл понятия «индивидуальность». Использовать элементы причинно-следствен­ного анализа при характеристике социальных па­раметров личности. Выявлять и сравнивать признаки, характе­ризующие человека как индивида, индивидуаль­ность и личность. Описывать агентов социализации, оказываю­щих влияние на личность. Исследовать несложные практические ситуа­ции, в которых проявляются различные качества личности, её мировоззрение, жизненные ценно­сти и ориентиры.

15

Практикум по теме «Человек среди людей».

1

Решать проблемные задачи. Определять сущностные характеристики изучаемого объекта. Объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах - анализировать и классифицировать социальную информацию; сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия. Устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями.

 

Тема 4. Человек в обществе.

19

 

16

Человек и общество.

1

Систематизировать информацию в виде схемы «Основные социальные институты». Приводить конкретные примеры и сравнивать малые и боль­шие группы общества, выявлять их отличия и общее. Описывать социальные роли, которые вы исполняете в жизни сейчас и будете исполнять в будущем.

17

Человек в мире экономических отношений.

1

Формулировать понятие «экономика». Характеризовать роль экономики в жизни общества. Определять потребности общества. Формулировать понятие «экономические ресурсы». Объяснять ограниченность ресурсов.

Классифицировать экономические ресурсы на воспроизво­димые и невоспроизводимые.

Перечислять и характеризовать основные факторы произ­водства. Определять спрос и предложение. Понимать механизм расчета цены товара, услуги и прибыли. Приводить примеры потребностей общества. Показывать на конкретных примерах воспроизводимые и невоспроизводимые ресурсы. Работать с информацией в виде схем: «Ограниченность эко­номических ресурсов», «Основные факторы производства». Приводить собственные примеры расчета цены товара (услуг) и прибыли. Обосновывать собственное мнение, почему экономика долж­на быть экономной.

18

Государство и экономика.

1

Учиться понимать действие основных законов экономиче­ского развития. Формировать представление о современных экономических процессах, понимать особенности экономического развития России на данном этапе, чтобы стать сознательным участ­ником экономических отношений и работать на процветание своей страны. Приобретать теоретические знания о функционировании рыночной экономики, учиться применять свои знания для оценки происходящих событий и процессов в экономике страны, а также для того, чтобы планировать свою дальней­шую трудовую деятельность в условиях рынка. Приобретать знания правовых основ экономики страны и учиться применять их на практике. Знать правовые основы государственной политики в области труда, защиты прав работающих.

19

Экономика Кузбасса.

1

Осваивать приемы работы с экономической информацией, учиться делать собственные выводы и прогнозы, давать обоснованные оценки экономических процессов. Формировать интерес к изучению экономической науки.

20

Промышленные предприятия Кузбасса.

1

Осваивать приемы работы с экономической информацией, учиться делать собственные выводы и прогнозы, давать обоснованные оценки экономических процессов. Формировать интерес к изучению экономической науки.

21

Повторение. Человек в мире экономических отношений.

1

Уметь анализировать, отвечать на вопросы,

делать выводы, высказывать свою точку зрения,

использовать приобретенные знания для решения познавательных задач и творческих

заданий. Строить логические рассуждения,

включающие установление причинно-следственных связей. Объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе изучения темы.

22

Социальная сфера жизни общества.

1

Выявлять и различать разные социальные общности и группы. Раскрывать причины социального неравенства. Приводить примеры различных видов соци­альной мобильности.

Характеризовать причины социальных конфликтов, используя межпредметные связи, мате­риалы СМИ; показывать пути их разрешения. Находить и извлекать социальную инфор­мацию о структуре общества и направлениях её изменения из адаптированных источников раз­личного типа

23

Нации и межнациональные отношения.

1

Знать и правильно использовать в предлага­емом контексте понятия «этнос», «нация», «национальность». Конкретизировать примерами из прошлого и современности значение общего исторического прошлого, традиций в сплочении народа. Характеризовать противоречивость межнаци­ональных отношений в современном мире. Объяснять причины возникновения межнациональных конфликтов и характеризовать воз­можные пути их разрешения.

24

Связь поколений.

1

Характеризовать межпоколенческие отноше­ния в современном обществе. Выражать собственное отношение к проблеме нарастания раз­рыва между поколениями. Составлять алгоритм моделирования общения в различных ситуациях.

25

Политика и политическая жизнь.

1

Формулировать определения понятий «политика», «политическая власть», «политические партии», «политический режим», «выборы», «референдум». Показывать, с какими сферами жизни связана политика и почему.

Характеризовать основные функции политики. Характеризовать политическую систему общества и ее элементы. Объяснять, что относится к внутренней и внешней политике. Рассказывать о зарождении политики.

Приводить конкретные примеры,  оказывающие связь по­литики с другими областями жизни общества. Систематизировать информацию о функциях политики в форме схемы, давать характеристику каждой функции. Сравнивать на конкретных примерах деятельность профессиональных и непрофессиональных субъектов политики. Обосновывать собственное мнение, что влиятельнее в совре­менной России — политика или право. Иллюстрировать примерами, что означает, по-вашему, выражение: «Политика — искусство управления обществом».

26

Политическое развитие Кузбасса.

1

Освоить приемы работы с политической, социально зна­чимой информацией, официальными документами, учить­ся анализировать, делать обоснованные выводы и прог­нозы, давать оценки политическим событиям и процессам в стране. Оценивать собственное поведение как гражданина своей страны. Формировать интерес к дальнейшему изучению политоло­гии.

27

Гражданин и государство.

1

Характеризовать понятие «гражданин». Объяснять смысл понятия «гражданственность», приводить его составляющие. Формулировать определение понятия «гражданство», назы­вать документы, его регламентирующие. Классифицировать основания приобретения гражданства.  Рассказывать о возникновении понятия «гражданин», ис­пользовать свои знания по истории России. Сравнивать понятия «гражданин» и «человек», выявлять их отличия и сходства, приводить конкретные примеры прояв­ления в жизни. Анализировать конкретные ситуации получения российско­го гражданства, в том числе и на собственном примере. Рассказывать и иллюстрировать конкретными примерами, как менялось наполнение понятия «гражданин» в разные исторические периоды. Приводить конкретные примеры приобретения или лише­ния гражданства при изменении границ государства. Работать с официальными документами и делать собствен­ные выводы.

28

Культура. Культура Кузбасса.

1

Аргументировать свое мнение, можно ли создать новую культуру, разрушив до основания старую. Рассказывать на конкретных примерах из жизни об отноше­нии к культуре в последнее время в нашей стране. Обосновывать собственное мнение, что может сделать каж­дый человек для сохранения культуры. Рассказывать о своем участии в возрождении культуры на­шей страны, Кузбасса.

29

Наука. Научные центры Кузбасса.

1

Формулировать понятие «наука». Исследовать несложные ситуации из жизни человека и общества, раскрывающие значимость науки в наше время и в прошлом; называть и характеризовать задачи, которые решает наука в современном обществе; на конкретных примерах характеризовать особенности труда ученых. Делать выводы. Описывать деятельность научных центров Кузбасса.

30

Искусство. Искусство Кузбасса.

1

Формулировать понятие «искусство». Определять отличие искусства от науки. Исследовать несложные ситуации из жизни человека и общества, раскрывающие значимость искусства в наше время и в прошлом; характеризовать современное искусство. Защищать проект «Художники Кузбасса», «Скульптура Кузбасса», «Архитектура Кузбасса» (на выбор учащегося).

31

Человек и выбор жизненного пути.

1

Объяснять, какой смысл имеет понятие «жиз­ненный путь». Формулировать определение понятия «служение». Рассказывать, что такое призвание человека. Характеризовать условия, которые необходимо выполнять, чтобы найти свое призвание. Рассказывать на конкретных примерах о людях, нашедших свое призвание. Описывать свои планы на будущее. Обосновывать собственное мнение, влияет ли образование на выбор жизненного пути.

Формулировать собственное определение понятия «миссия».

32

Современный мир.

1

Учиться воспринимать мир в его единстве. Иметь представление о мировых религиях, понимать значение религиозных норм в развитии общечеловеческой мора­ли. Развивать толерантность и веротерпимость. Укреплять единство разных культур. Иметь представление об истории развития общества, его со­временном состоянии и структуре для понимания современ­ного этапа развития своей страны и ее будущего. Понимать суть глобальных проблем, стоящих перед челове­чеством, необходимость их разрешения, осознавать ответственность живущих сегодня перед грядущими поколения­ми. Систематизировать информацию в виде схемы «Отличительные признаки глобальных проблем». Приводить конкретные примеры экологических катастроф, характеризовать их опасность для человечества. Обосновывать собственное мнение, почему проблема отста­лости стран «третьего мира» приобрела глобальный характер; рассказывать о путях ее разрешения.

Анализировать проблему миграции в России и странах Европы, делать собственные прогнозы развития ситуации. Обосновывать собственное мнение, почему сохранение мира является глобальной проблемой человечества. Приводить конкретные примеры военных конфликтов из истории XX в. и современности. Иллюстрировать конкретными примерами защиту прав жертв международных вооруженных конфликтов, использовать для ответа ресурсы Интернета.

Использовать информацию из различных источников и при­водить конкретные примеры народной дипломатии.

33

Повторение. Духовная сфера.

1

Уметь анализировать, отвечать на вопросы,

делать выводы, высказывать свою точку зрения,

использовать приобретенные знания для решения познавательных задач и творческих

заданий. Строить логические рассуждения,

включающие установление причинно-следственных связей. Объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе изучения темы.

34

Практикум по теме «Человек в обществе».

1

Решать проблемные задачи. Определять сущностные характеристики изучаемого объекта. Объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах - анализировать и классифицировать социальную информацию; сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия. Устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями.

 

Итоговое повторение.

1

 

35

Человек в обществе.

1

Уметь анализировать, отвечать на вопросы,

делать выводы, высказывать свою точку зрения,

использовать приобретенные знания для решения познавательных задач и творческих

заданий. Строить логические рассуждения,

включающие установление причинно-следственных связей. Объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе изучения курса.

 

 

 

 

9 класс  (34 часов)

Название тем и урока

Количество часов

Основные виды учебной деятельности

 

Тема 1. Гражданин. Государство. Право.  

11

 

1

Роль права в жизни человека, общества, государства.

1

Объяснять, почему закон является норматив­ным актом высшей юридической силы.

Сопоставлять позитивное и естественное право.

Характеризовать основные элементы систе­мы российского законодательства.

2

Гражданин, гражданство и государство.

1

Характеризовать понятие «гражданин». Объяснять смысл понятия «гражданственность», приводить его составляющие. Формулировать определение понятия «гражданство», назы­вать документы, его регламентирующие. Классифицировать основания приобретения гражданства.  Рассказывать о возникновении понятия «гражданин», ис­пользовать свои знания по истории России. Сравнивать понятия «гражданин» и «человек», выявлять их отличия и сходства, приводить конкретные примеры прояв­ления в жизни. Анализировать конкретные ситуации получения российско­го гражданства, в том числе и на собственном примере. Рассказывать и иллюстрировать конкретными примерами, как менялось наполнение понятия «гражданин» в разные исторические периоды. Приводить конкретные примеры приобретения или лише­ния гражданства при изменении границ государства. Работать с официальными документами и делать собствен­ные выводы.

3

Право – особый регулятор общественных отношений.

1

Воспитывать уважение к праву как к основе государствен­ной, политической, экономической жизни в стране. Учиться защищать правопорядок правовыми средствами. Формировать правовое правосознание для оценки собствен­ного поведения и поступков других людей с точки зрения со­блюдения правовых норм. Воспитывать в себе правовую ответственность. Иметь представление о российской системе права, об основ­ных отраслях права и их главных источниках, чтобы ис­пользовать свои знания на практике.

Учиться защищать свои гражданские права правовыми средствами. Понимать, что российское законодательство обеспечивает защиту жизни, здоровья, достоинства личности, личной неприкосновенности, чести и достоинства, деловой репута­ции и др., чтобы уметь пользоваться своими гарантирован­ными правами и уметь защищать их. Получить необходимые в жизни знания об основах права в различных отраслях права. Повышать свою правовую культуру.  Работать с правовой информацией, нормативно-правовыми актами, учиться анализировать, делать выводы, давать оценку событиям и процессам с точки зрения соответствия российскому и международному праву. Формировать интерес к дальнейшему изучению права.

4

Нормы права, отрасли права.

1

Иметь представление о российской системе права, об основ­ных отраслях права и их главных источниках, чтобы ис­пользовать свои знания на практике. Работать в группах. Переводить  информацию из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу). Определять причинно-следственные связи. Делать выводы.

5

Правовая ответственность.

1

Различать правонарушение и правомерное поведение. Называть основные виды и признаки право­нарушений. Характеризовать юридическую ответствен­ность в качестве критерия правомерного поведе­ния.

Объяснять смысл презумпции невиновности.

6

Административный проступок.

1

Определять сферу общественных отноше­ний, регулируемых административным правом. Описывать субъекты административных правоотношений. Указывать основные признаки административного правонарушения. Характеризовать значение административных наказаний.

7

Преступление.

1

Характеризовать особенности уголовного права и уголовно-правовых отношении. Указы­вать объекты уголовно-правовых отношений,

Перечислять важнейшие признаки престу­пления

Отличать необходимую оборону от самосуда.

Характеризовать специфику уголовной ответственности несовершеннолетних.

8

Правоохранительные органы. Законодательство Кузбасса.

1

Называть основные правоохранительные ор­ганы РФ. Различать сферы деятельности правоохрани­тельных органов и судебной системы. Приводить примеры деятельности правоохра­нительных органов. Работать с правовой информацией, нормативно-правовыми актами, учиться анализировать, делать выводы, давать оценку событиям и процессам.

9

Гражданское общество и государство.

1

Раскрывать сущность гражданского общества. Характеризовать местное самоуправление

10

Правовое государство.

1

Раскрывать принципы правового государства. Характеризовать разделение властей

11

Конституция Российской Федерации.

1

Характеризовать Конституцию РФ как закон высшей юридической силы. Приводить конкретные примеры с опорой на текст Конституции РФ, подтверждающие её высшую юридическую силу. Называть главные задачи Конституции. Объяснять, какие принципы правового госу­дарства отражены в статьях 2, 10, 15, 17, 18 Кон­ституции РФ. Характеризовать принципы федерального устройства РФ. Проводить различия между статусом человека и статусом гражданина.

 

Тема 2. Права человека и гражданина.

7

 

12

Гражданин – человек свободный и ответственный.

1

Объяснять смысл понятия «права человека».

Объяснять, почему Всеобщая декларация прав человека не является юридическим доку­ментом

Классифицировать права и свободы (приво­дить примеры различных групп прав). Составлять кластер «Обязанности гражданина РФ». Аргументировать свою точку зрения.

13

Международные правовые документы.

1

Воспитывать уважение к праву. Формировать правовое правосознание для оценки собственного поведения и поступков других людей с точки зрения со­блюдения правовых норм. Воспитывать в себе правовую ответственность. Повышать свою правовую культуру. Работать с правовой информацией, нормативно-правовыми актами, учиться анализировать, делать выводы, давать оценку событиям и процессам с точки зрения соответствия российскому и международному праву. Формировать интерес к дальнейшему изучению права.

14

Международное гуманитарное право.

1

Объяснять сущность гуманитарного права. Характеризовать основные нормы, направленные на защиту раненых, военнопленных, мир­ного населения. Указывать методы и средства ведения войны, которые запрещены. Объяснять значение международного гумани­тарного права.

Раскрывать смысл понятия «военное преступление».

15

Частная жизнь гражданина.

1

Формулировать собственное определение понятия «частная жизнь», «консти­туционный статус

человека», показывать на примерах, из чего он складывается. Обосновывать собственное мнение, какие права являются самыми важными и почему.

Анализировать статьи Всеобщей декларации прав человек а и выделять положения, которые отражены в российских праве. Приводить конкретные примеры гражданских прав, проана­лизировав статьи Конституции РФ. Обосновывать собственное мнение, почему гражданские пра­ва так важны для человека. Анализировать конкретную ситуацию реализации права на неприкосновенность частной жизни. Защита проекта «Защита права на частную жизнь в РФ».

16

Частное право. Имущественные отношения.

1

Формулировать понятие «частное право». Характеризовать особенности гражданских правовых отношений. Называть виды и приводить примеры граж­данских договоров.

Раскрывать особенности гражданской дееспособности несовершеннолетних. Анализировать конкретную ситуацию возникновения и раз­решения гражданско-правового спора.

17

Собственность и ее формы.

1

Сравнивать и иллюстрировать примерами понятие «собст­венность» в экономическом и юридическом смыслах. Приводить конкретные примеры частной собственности. Иллюстрировать примерами объекты государственной соб­ственности. Рассказывать об объектах муниципальной собственности в г. Кемерово. Анализировать ч. 2 ст. 8 Конституции РФ и обосновывать собственное мнение, с чем было связано появление этого положения в Основном Законе страны. Использовать информацию из разных источников и рассказывать об объектах интеллектуальной собственности.

18

Предпринимательская деятельность.

1

Описывать социально-экономическую роль и функции предпринимательства. Сравнивать различные организационно-пра­вовые формы предпринимательской деятельности.

Объяснять преимущества и недостатки мало­го бизнеса. Выражать собственное отношение к пробле­ме соблюдения морально-этических норм в пред­принимательстве. Оценивать возможности своего участия в предпринимательской деятельности.

 

Тема 3. Духовная жизнь.

5

 

19

Право человека на духовную свободу.  Свобода совести.

1

Определять сущностные характеристики по­нятия «духовная свобода». Различать и описывать явления духовной культуры.

Находить и извлекать социальную инфор­мацию о достижениях и проблемах культуры из адаптированных источников. Характеризовать духовные ценности россий­ского народа.

Выражать своё отношение к тенденциям в культурном развитии. Определять сущностные характеристики религии и её роль в культурной жизни. Объяснять сущность и значение веротерпимости. Раскрывать сущность свободы совести. Оце­нивать своё отношение к религии и атеизму.

20

Правовые основы брака и семьи.

1

Объяснять условия заключения и расторже­ния брака. Приводить примеры прав и обязанностей су­пругов, родителей и детей. Находить и извлекать информацию о семей­ных правоотношениях из адаптированных источников различного типа.

21

Принцип наилучшего обеспечения прав ребенка.

1

Раскрывать значение соблюдения законов для обеспечения правопорядка. Называть права ребенка. Раскрывать связь между правами и обязанностями ребенка на практических примерах.

22

Личное и семейное потребление.

1

Показывать на конкретных примерах доходы и расходы сво­ей семьи. Рассказывать о бюджете конкретной семьи. Рассчитывать потребительскую корзину, в том числе своей семьи. Сравнивать семейное потребление в нашей стране и за рубе­жом, используя информацию из дополнительных источни­ков, в том числе Интернета. Работать с информацией в табличной форме, сравнивая показатели норм потребительской корзины и фактического семейного потребления. Рассчитывать на конкретных данных прожиточный мини­мум.

23

Потребитель и его права.

 

1

Находить и извлекать информацию о правах потребителя, предусмотренных законом РФ.

Раскрывать на примерах меры защиты прав потребителей. Защита проекта «Права потребителя и их защита».

 

Тема 4. Публичная жизнь.

7

 

24

Участие граждан в политике и управлении.

1

Анализировать влияние политических отношений на судьбы людей.

Описывать различные формы участия гражданина в политической жизни.

Обосновывать ценность и значимость гражданской активности. Иллюстрировать конкретными примерами участие простых граждан в политике страны. Рассказывать, что можно считать необходимым для того, чтобы стать политически культурным человеком. Используя информацию из различных источников, в том числе Интернета, приводить конкретные примеры биогра­фий политических деятелей. Рассказывать, что их привело в политику, каковы их цели.  Защита проекта «Я – политик».

25

Выборы. Референдумы.

1

Обосновывать собственное мнение, почему так важно для граждан участвовать в выборах.

Приводить конкретные примеры норм избирательного права. Сравнивать и иллюстрировать конкретными примерами активное и пассивное избирательное право.

Рассказывать, с какого возраста можно участвовать в выборах — голосовать и быть избранным, а также о своей гражданской ответственности как избирателя. Систематизировать информацию в виде таблицы «Принци­пы избирательного права».

Анализировать и сравнивать конкретные ситуации выборов в Государственную Думу РФ до 2007 г. и после. Составить схему этапов избирательного процесса. Обосновывать собственное мнение, какова роль процедуры в проведении выборов. Рассматривать конкретную ситуацию дня проведения выбо­ров, рассказывать, как проходил день голосования на вашем избирательном участке.

26

Гражданские и политические свободы.

1

Объяснять смысл понятия «права и свободы человека». Классифицировать права и свободы (приво­дить примеры различных групп прав). Приводить примеры своих гражданских свобод.

27

Труд. Трудовые отношения и их правовое регулирование.

1

Называть основные юридические гарантии права на свободный труд. Характеризовать особенности трудовых правоотношений.

Объяснять роль трудового договора в отношениях между работниками и работодателями. Раскрывать особенности положения несовер­шеннолетних в трудовых правоотношениях.

28

Социальные права человека. Социальная политика Кузбасса.

1

Называть основные социальные права чело­века.

Приводить примеры социальных прав. Защита проекта «Социальная политика Кузбасса».

29

Социальное государство.

1

Раскрывать понятие «социальное государство».

На конкретных примерах конкретизировать основные направления социальной политики нашего государства.

30

Право на образование.

1

Объяснять смысл понятия «право на образование». Различать право на образование примени­тельно к основной и полной средней школе. Объяснять взаимосвязь права на образование и обязанности получить образование. Оценивать значение образования в информа­ционном обществе. Извлекать информацию о тенденциях развития образования из различных источников.

Характеризовать с опорой на примеры современную образовательную политику РФ.

Обосновывать свое отношение к непрерыв­ному образованию.

 

Тема 5. Личность и мораль.

4

 

31

Личность и моральная ответственность.

1

Объяснять человеческие качества. Выявлять связь между понятиями «личность» и «мораль». Различать биологические и природные качества человека. Определять своё отношение к различным ка­чествам человека. Использовать элементы причинно-следствен­ного анализа при характеристике социальных па­раметров личности. Исследовать несложные практические ситуа­ции, в которых проявляются различные качества личности, её мировоззрение, жизненные ценно­сти и ориентиры.

32

Нравственность, мораль, этика.

1

Формулировать понятия «нравственность», «мораль», «этика». Объяснять роль морали в жизни общества. Характеризовать основные принципы мо­рали. Находить связь между моралью и нравственностью. Характеризовать моральную сторону раз­личных социальных ситуаций. Использовать элементы причинно-следственного анализа для объяснения влияния моральных устоев на развитие общества и человека.

33

Долг и совесть.

1

Осуществлять рефлексию своих нравствен­ных ценностей. Приводить примеры морального выбора. Давать нравственные оценки собственным поступкам, поведению других людей.

34

Критический анализ собственных помыслов и поступков.

1

Уметь анализировать, отвечать на вопросы,

делать выводы, высказывать свою точку зрения,

использовать приобретенные знания для решения познавательных задач и творческих

заданий. Строить логические рассуждения,

включающие установление причинно-следственных связей. Объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе изучения курса.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Планирование по обществознанию 5-9 класс. ФГОС"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Менеджер спортивного клуба

Получите профессию

Секретарь-администратор

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Содержание учебного предмета.

 

5 класс (35 ч)

Введение. Значение изучения общества для человека. Науки, изучающие развитие общества. Сферы жизни общества.

Человек. Значение изучения общества для человека. Науки, изучающие развитие общества. Сферы жизни общества. Цели и ценность человеческой жизни. Природа человека. Человек биологическое существо. Отличие человека от животного. Наследственность.

Отрочество особая пора жизни. Особенности подросткового возраста. Размышления подростка о будущем. Самостоятельность – показатель взрослости.

Семья. Семья и семейные отношения. Семья под защитой государства. Семейный кодекс. Виды семей. Отношения между поколениями. Семейные ценности и нормы.

Семейное хозяйство. Забота и воспитание в семье. Распределение обязанностей. Обязанности подростка. Рациональное ведение хозяйства.

Свободное время. Занятия физкультурой и спортом. Телевизор и компьютер. Увлечения человека. Значимость здорового образа жизни.

Школа. Роль образования в жизни человека. Значение образования для общества. Ступени школьного образования.

Образование и самообразование. Учёба – основной труд школьника. Учение вне стен школы. Умение учиться.

Отношения младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями. Дружный класс.

Труд. Труд – основа жизни. Содержание и сложности труда. Результаты труда. Заработная плата. Труд – условие благополучия человека. Благотворительность и меценатство.

Труд и творчество. Ремесло. Признаки мастерства. Творческий труд. Творчество в искусстве.

Родина. Наша Родина – Россия. РФ. Субъекты федерации. Многонациональное государство. Русский язык – государственный. Любовь к Родине. Что значит быть патриотом.

Государственные символы России. Герб, флаг, гимн, государственные праздники. История государственных символов. Москва – столица России. Символика Кузбасса.

Гражданин Отечества – достойный сын. Права граждан России. Обязанности граждан. Гражданственность. Юные граждане России: какие права человек получает от рождения.

Россия – многонациональное государство. Национальность человека. Народы России – одна семья. Многонациональная культура России. Межнациональные отношения.

Итоговое повторение. Личностный опыт – социальный опыт. Значение курса в жизни каждого.

 

6 класс (35 ч)

Введение. Значение изучения общества для человека.

Человек в социальном измерении.

Личность. Социальные параметры личности. Индивидуальность человека. Качества сильной личности. Познание человеком мира и самого себя. Самосознание и самооценка. Способности человека. Деятельность человека, её основные формы (труд, игра, учение). Мотивы деятельности. Связь между деятельностью и формированием личности. Знания и умения как условие успешной деятельности. Потребности человека – биологические, социальные, духовные. Индивидуальный характер потребностей. Люди с ограниченными возможностями и особыми потребностями. Духовный мир человека. Мысли и чувства. Привычка к труду. Проблема выбора профессии. Рынок труда в Кузбассе. Важность взаимопонимания и взаимопомощи.

Человек среди людей. Человек и ближайшее социальное окружение. Межличностные отношения. Роль чувств в отношениях между людьми. Сотрудничество и соперничество. Солидарность, лояльность, толерантность, взаимопонимание. Социальные группы (большие и малые). Человек в малой группе. Группы формальные и неформальные. Лидеры. Групповые нормы. Общение – форма отношения человека к окружающему миру. Цели общения. Средства общения. Стили общения. Особенности общения со сверстниками, старшими, младшими. Межличностные конфликты, причины их возникновения. Агрессивное поведение. Конструктивное разрешение конфликта. Как победить обиду и установить контакт.

Нравственные основы жизни. Человек славен добрыми делами. Доброе – значит хорошее. Мораль. Золотое правило морали. Учимся делать добро. Смелость. Страх – защитная реакция человека. Преодоление страха. Смелость и отвага. Противодействие злу. Герои Кузбасса. Человечность. Гуманизм - уважение и любовь к людям. Внимание к тем, кто нуждается в поддержке.

Итоговое повторение. Личностный опыт – социальный опыт. Значение курса в жизни каждого.

 

7 класс (35 ч)

Человек и закон. Право и закон. Что такое право. Правовая норма. Правоотношения. Закон и законодательство. Кодексы.

Основы конституционного строя России. Человек, его права и свободы — высшая ценность. Социальное государство. Прямое действие положений Конституции РФ.

Верховенство права. Равенство людей перед законом. Незыблемость прав и свобод человека и гражданина. Развитая судебная система.

Судебная власть. Как устроена судебная власть. Особенности судебной власти. Конституционный Суд РФ. Суды общего назначения. Каким должен быть судья. Обращение в суд за защитой нарушенных прав. Права человека. Идея прав человека в прошлом и настоящем. Конституция РФ о правах человека. Пределы и ограничения прав и свобод. Обязанности гражданина.

Права ребенка. Правовой статус ребенка. Конвенция о правах ребенка. Защита прав ребенка национальным законодательством. Органы опеки и попечительства.

Защита прав человека. Почему нарушаются права человека. Конституционные гарантии. Право граждан на судебную защиту. Что главное в правосудии. Право на жалобу. Иные способы защиты прав человека.

Преступление и наказание. РФ. Что такое преступление. Виды преступлений. Уголовные наказания. Смягчающие и отягчающие ответственность обстоятельства. Уголовная ответственность несовершеннолетних.

Правоохранительные органы. Адвокатура и адвокаты. Прокуратура и прокуроры. Милиция (полиция). Федеральная служба безопасности. Нотариат и нотариусы.

Человек и экономика.

Что означает слово «экономика». Распределение, обмен, потребление. Цели экономики. Рыночная и нерыночная экономика. Экономика и потребности. Факторы производства.

Человек — важнейшее звено экономики. Что такое деньги. Функции денег: средство обмена, мера стоимости, средство сбережения. Бартер. Части денежной массы.

Понятие рыночной экономики. Рынок. Особенности рыночной экономики. Что такое спрос и предложение. Прибыль. Виды цен.

Что такое предпринимательство. Предпринимательская деятельность. Что нужно знать предпринимателю. С чего начинать предпринимателю. Индивидуальное предпринимательство.

Какие бывают предприятия. Коммерческие предприятия. Акционерные общества. Акции безымянные и именные. дивиденды. Некоммерческие организации. Промышленность Кузбасса.

Что такое налоги. Их роль в жизни общества и государства. Налогоплательщики. Права и льготы Налогоплательщиков. Налоговые органы. Ответственность за неуплату налогов.

Потребитель, продавец, изготовитель. Права потребителей: на просвещение в области защиты их прав, информацию о товарах, замену негодного товара на хороший, безопасность и т. д. Труд с точки зрения экономики. Трудовая деятельность. Трудовая этика. Труд и безработица. Трудоустройство.  Рынок труда в Кузбассе.

Итоговое повторение. Значение курса в жизни каждого.

 

8 класс (35 ч)

Что такое человек. «Обществознание». Специфика и формы обучения. Что делает человека человеком. Что человеку нужно. Ваши способности в вашей власти. Человек и человечность. Человек и культура. Культура Кузбасса. Человек познает мир. Вечные вопросы. Что такое человек.

Человек и природа. Природа, общество, человек. У роковой черты. Природа под охраной государства. Экологическая проблема Кузбасса. Человек и природа.

Человек среди людей. Межличностные отношения. Радости и сложности общения. Самое утреннее из чувств. Психологический климат в семье Человек среди людей.

Человек в обществе. Человек и общество. От хозяйства Робинзона к экономике. Человек в мире экономических отношений. Государство и экономика. Экономика Кузбасса. Промышленные предприятия Кузбасса. Социальная сфера жизни общества. Нации и межнациональные отношения. Связь поколений. Политика и политическая жизнь. Гражданин и государство. Политическое развитие Кузбасса. Культура. Культура Кузбасса. Наука. Научные центры Кузбасса. Искусство. Искусство Кузбасса. Человек и выбор жизненного пути. Современный мир. Человек в обществе.

Итоговое повторение. Человек в обществе.

 

9 класс (34 ч)

Гражданин. Государство. Право. Роль права в жизни человека, общества, государства. Гражданин, гражданство и государство. Потребность людей в порядке и справедливости. Право — особый регулятор общественных отношений. Право — мера свободы. Нормы права, отрасли права. Соотношение права и закона. Правовая (юридическая) ответственность. Признаки и значение юридической ответственности. Правонарушение, его признаки и виды. Административный проступок. Преступление. Правоохранительные органы. Законодательство Кузбасса. Власть и право: право выше власти. Развитие учения о правовом государстве. Соединение силы государства и справедливости права. Гражданское общество и государство. Общественные объединения граждан. Правовое государство: сущность и основные признаки. Верховенство права. Незыблемость прав и свобод человека. Разделение властей. Структура высшей государственной власти в Российской Федерации: законодательная, исполнительная, судебная власть в РФ, институт президентства. Становление правового государства в РФ. Конституция Российской Федерации. На пути к Конституции. Структура Конституции РФ. Основы конституционного строя РФ. Высший смысл и назначение Конституции РФ. Основные задачи Конституции РФ. Закрепление общепринятых международных стандартов прав человека. Федеративное устройство РФ.

Права человека и гражданина. Гражданин — человек свободный и ответственный. Гражданин — человек, имеющий права и ответственный за свои поступки. Высшие проявления гражданственности. Обязанности гражданина. Исторический путь утверждения прав человека. Международные правовые документы. Всеобщая декларация прав человека как идеал современного права. Права человека мера его свободы. Международное гуманитарное право. Необходимость защиты жертв вооруженных конфликтов. Задачи Международного комитета Красного Креста. Женевские конвенции о защите жертв войны. Основные нормы и значение международного гуманитарного права. Частная жизнь гражданина. Основные стороны частной жизни. Право на неприкосновенность частной жизни. Частное право. Имущественные отношения. Собственность и ее формы. Правовое регулирование имущественных отношений. Собственность и предпринимательство. Предпринимательская деятельность. Предпринимательская этика. Духовная жизнь. Право человека на духовную свободу. Духовно богатый человек. Человеческое достоинство. Свобода совести. Религиозное верование. Притягательная сила и гуманистический смысл религии. Право на свободу совести. Правовые основы брака и семьи. Потребность человека в семье. Правовые основы семейно-брачных отношений. Принцип наилучшего обеспечения прав ребенка. Домашнее строительство. Личное и семейное потребление. Личный и семейный бюджет, деловая жилка. Справедливое распределение хозяйственных обязанностей в семье. Потребитель и его права.

Публичная жизнь. Участие граждан в политике и управлении. Выборы. Референдумы. Публичное право. Политическая и правовая культура гражданина. Гражданские и политические свободы. Свобода собраний. Свобода ассоциаций. Свобода слова. Правовые ограничения гражданских и политических свобод. Труд. Трудовые отношения и их правовое регулирование. Трудовой договор. Дисциплина труда. Охрана труда. Трудовая этика. Безработица. Рынок труда. Рынок труда в Кузбассе. Социальные права человека. Право на жилье. Здоровье под охраной закона. Право на социальное обеспечение. Социальное государство. Социальная политика. Социальная политика Кузбасса. Право на образование. Образование — сочетание интересов личности и общества. Гуманизация образования. Самообразование. Основные звенья системы образования России. Право на доступ к культурным ценностям.

Личность и мораль. Личность и моральная ответственность. Что такое личность? Мораль и право — величайшие общечеловеческие ценности. Моральный выбор, моральный контроль. Что такое мораль? Нравственность, мораль, этика. Моральная ответственность. Моральные ценности и идеалы. Добро и зло — основные понятия этики. Добро — выражение положительных моральных явлений. Зло - нарушение морали. Критерий морального поведения. Роль морали в жизни человека и общества. Моральная оценка. Мораль — регулятор деятельности. Человек не раб обстоятельств. Роль внутренних духовных убеждений. Воспитательная роль морали. Долг и совесть. Объективные обязанности и ответственность. Долг общественный и долг моральный. Совесть — внутренний самоконтроль человека. Нравственные основы любви, брака и семьи. Любовь и мораль. Брак, семья и мораль. Моральный долг мужчины и, моральный долг женщины в семье. Нравственная культура. Мораль и выгода. Человек — творец самого себя. Моральные знания и практическое поведение человека. Критический анализ собственных помыслов и поступков.

 

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 661 760 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Презентация по обществознанию на тему" Динамика общественного развития" 7 класс
  • Учебник: «Обществознание (базовый уровень)», Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю., Матвеев А.И. и др. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю.
  • Тема: § 3. Динамика общественного развития
  • 30.09.2020
  • 863
  • 12
«Обществознание (базовый уровень)», Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю., Матвеев А.И. и др. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю.
Рабочая программа элективного курса по обществознанию в 11 классе «Человек и общество»
  • Учебник: «Обществознание (базовый уровень)», Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Лазебникова А.Ю. и др. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю.
  • Тема: Глава 2. Социальная сфера
  • 30.09.2020
  • 690
  • 28
«Обществознание (базовый уровень)», Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Лазебникова А.Ю. и др. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю.
Рабочая программа элективного курса «Право» в 10 классе
  • Учебник: «Обществознание (базовый уровень)», Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю., Матвеев А.И. и др. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю.
  • Тема: Глава 3. Правовое регулирование общественных отношений
  • 30.09.2020
  • 620
  • 17
«Обществознание (базовый уровень)», Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю., Матвеев А.И. и др. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 06.01.2015 377
    • DOCX 100.1 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Моисеева Анастасия Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 9 лет и 2 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 70091
    • Всего материалов: 12

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Секретарь-администратор

Секретарь-администратор (делопроизводитель)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

История и обществознание: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель истории и обществознания

500/1000 ч.

от 8900 руб. от 4150 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 37 человек из 22 регионов
  • Этот курс уже прошли 115 человек

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к ЕГЭ по обществознанию в разделе «Право»

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 23 человека из 15 регионов
  • Этот курс уже прошли 92 человека

Курс повышения квалификации

Методика преподавания истории и обществознания в общеобразовательной школе

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 328 человек из 68 регионов
  • Этот курс уже прошли 3 324 человека

Мини-курс

Социальная и поведенческая психология

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 29 человек из 17 регионов

Мини-курс

Волонтерство: история, типы и роль в образовании

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Организация образовательного процесса в современном вузе

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе