Главная / Другое / ПЛАНИРОВАНИЕ ПО КУРСУ "ИСТОКИ" 5 КЛАСС С КОМПЕТЕНЦИЯМИ

ПЛАНИРОВАНИЕ ПО КУРСУ "ИСТОКИ" 5 КЛАСС С КОМПЕТЕНЦИЯМИ

Учебно-тематический план по учебному курсу «Истоки» 5-ый класс

п/п

Тема урока

дата

по плану

дата

корректи-ровки

тип урока

основные понятия

формирование

компетенций

диагностика

планируемых

результатов

домашнее задание

Раздел Введение (2 часа)


1

«Семь чудес России»



Комби-нирован-ный

Память

Памятники

Ценностно-ориентированные компетенции: Что такое истоки? Что они значат для каждого из учащихся (через различные каналы восприятия) Осуществить связь с начальной школой,

подчеркнуть значимость предмета.

Ресурсный круг

(развивающий):

«Какие открытия ты сделал для себя на уроках по предмету «Истоки»?

Работа в паре:

«Умеем ли мы хранить память о наших истоках?»

Поразмышлять вместе с родителями: Почему нужно уметь «читать» великие памятники прошлого? Почему семь памятников России? Результаты оформить в виде сочинения

2

Чудо имянаречения



Практикум

Имя, именины, тезоименитый, святой покровитель

Ценностно-ориентированные компетенции: что значат для человека именины

Коммуникативные: уметь представлять себя


Ресурсный круг

(развивающий):

«Именины»



Начало книги по алгоритму проекта








Поразмышлять вместе с родителями: почему именины считались важнее дня рождения







Раздел 1.Соха и топор(4 часа)




3

«Соха и топор»



Комби-нирован-ный

Простота

Опыт

Артель

Община

Ценностно-ориентированные компетенции: присоединение ученика к важнейшим горизонтанльным, социальным ценностям российской цивилизации. Формирование представления о передаче новым поколениям образа жизни и труда. Познавательные компетенции: передать ученикам простоту основных орудий труда, опыт российской аграрной цивилизации, которые находились в согласии с суровой природно –географической средой.

Работа в паре

(развивающий):

«Соха и топор»

Какие трудовые Какие трудовые качества воспитывала соха? Как сохой землю пашут? Борона. Топор всему делу голова? Какие трудовые качества топор воспитывает? Какие качества воспитывала соха? Как сохой землю пашут? Борона. Топор всему делу голова? Какие трудовые качества топор воспитывает?

Нарисовать соху и топор



4

«Куда соха и топор вместе ходили?»





























Комби-нирован-ный

Артель

Мастерство

Подсека

Пашня

Ценностно-ориентированные компетенции: Учащиеся выходят на категории, которые воспитывают главные человеческие качества, необходимые любому человеку: выносливость, наблюдательность, добросовестность.

Работа в паре

(развивающий):

«Как работали соха и топор»

Ресурсный круг:

(развивающий)

«Работа в артели»

Как упорство и труд помогали человеку?

Написать размышления на тему «Топор и соха – истоки земледелия, крестьянского труда, крестьянской цивилизации».

5


«Чему соха и топор человека учили»



Комби-нирован-ный

Простота

Мудрость

Ум- разум

Ценностно-ориентированные компетенции: Учащиеся выходят на категории того, что соха и топор учат уму – разуму. Присоединение к истокам крестьянской, российской цивилизации.

Профориентационная направленность через работу с учителем технологии

Работа в паре

(развивающий):

«Чему соха и топор человека учили?»

Как и чему соха и топор учили человека? Народная мудрость и ценность сохи и топора.

Коллективная презентация «Топор всему делу голова.

Совместные размышления:какие у сохи и топора секреты? Сообщение Микула Селянинович…



Совместный семейный проект «Топор всему делу голова»

6

«Соха и топор как чудеса России»

(возможен вариант урока – экскурсия в школьный этнографический музей)



Презен-тация проекта

Чудо опыта, мудрости, простоты


Ценностно-ориентированные компетенции: Обобщающий урок по теме, где учащиеся закрепляют те категории, которые определяют важнейшие, горизонтальные ценности российской цивилизации. ИКТ-компетенции: коллективная презентация. Присоединение к истокам родного края и памятникам России (Кижи, Малые Карелы и др.)

Работа в паре

(оценивающий):

«Соха и топор как чудеса России»

Почему соха и топор чудеса России?


Презентация проекта «Чудо без единого гвоздя»

Умели строить наши предки.

Раздел 2. Крестьянские хоромы.

(4 часа)


7

«Крестьян-ские хоромы»

(Состав крестьян-ских хором)




Комби-нирован-ный


Ценностно-ориентированные компетенции: Присоединение к ценностям народных представлений о семье как важнейшей ценности человеческого бытия и жизненном укладе, в основе которого лежат лад и порядок. Познавательные компетенции: Сформировать у учащихся представление о крестьянском образе жизни центром которого являются крестьянские хоромы.

Работа в паре

(развивающий):

«Крестьянские хоромы»

Что входило в состав крестьянских хором? Из чего и как троили хоромы?

В чем особая красота крестьянского дома?

8

«И тесен дом, да просторен он»



Комби-нирован-ный

Разумное домоустроительство

Освященный мир

Познавательные компетенции: особенность внутреннего убранства крестьянского дома. Для каждого дела свое место: для труда души и труда земного. Тайны, символы, обычаи дома.


Работа в паре

(развивающий):

«Для каждого дела свое место»

Ресурсный круг:

(развивающий)

«В крестьянских хоромах»

Разумное домоустроительство


9

«Домашний лад и порядок»



Комби-нирован-ный

Лад

Согласие

Родной дом

Познавательные компетенции: мир крестьянской семьи. Домашний лад и порядок. Каждому было свое дело, занятие.

Работа в паре

(развивающий):

«Чему учились дети у родителей»

Ресурсный круг:

(развивающий)

«Домашний лад и порядок»

Разумное домоустроительство


10

«Крестьянские хоромы – чудо России»

(возможен вариант проведения урока в этнографическом и школьном музеях «Крестьянская изба»)



Презентация проекта

Мир

Деревня

Помочи

Обобщающий урок по теме, где закрепляются приобретенные на уроках социально значимые ценности российской цивилизации. Присоединение к истокам родного края.

Презентация проекта « Почему крестьянские хоромы – чудо России?»

Работа в паре

(оценивающий):

«Крестьянские хоромы как чудо России»


Раздел 3.Соловки (5 часов)


11

«Особый мир монастыря»



Комби-нирован-ный

Молитва

Труд

Отшельничество

Монастырь

Пустынники

Скит

Братия

Монах

Обратить внимание на особенности работы в тренинге – работа в группе.

Учащиеся начинают присоединяться к важнейшим вертикальным (духовным) ценностям цивилизации. Тяготение к горнему миру, любви, согласию и соборности через упорный труд души и тела. Учащиеся прикасаются к своеобразному, загадочному, величественному миру русского монастыря, почувствовать его особенности, приоткрыть для себя его тайны.

Работа в четверке

(развивающий):

«Особый мир монастыря»

Монашество на Руси. Пустынники. Люди шли к неоткрытым землям – на Север, в Сибирь. Землепроходцы, мореходы. Возникновение Соловецкого монастыря.

Подготовка к проекту «Соловки»

12

«Этапы жизни Соловецкого монастыря»



Комби-нирован-ный

Гармония

Проследить основные вехи в становлении монастыря. Выйти на ценности единства труда земного и труда духовно – гармонии.

Работа в четверке

(развивающий):

«Этапы жизни Соловецкого монастыря» Упорный труд преображения земли. Игумен Филипп и второе рождение Соловков. Соловки возводила вся Русь. О чем горько вспоминать и тяжело говорить?

Подготовка к проекту «Соловки»

13

«Путешествие в Соловецкий монастырь»

Виртуаль-ный тур



Комби-нирован-ный

Сотрудниче-ство

Учащиеся совершают заочное путешествие в Соловецкий монастырь. Составляют для себя образ величия и красоты общерусской святыни, попытаться передать свои чувства. Создается целостный образ монастыря.

Ресурсный круг

(развивающий):

«Путешествие в Соловецкий монастырь»

За стенами монастыря. Любить природу, не вредить ей, а сотрудничать с ней.


Подготовка к проекту «Соловки»

14

«Чудо Преображения»



Комби-нирован-ный

Преображе-ние

Умирение

Общерусская святыня

Передать ученикам основную идею, что Соловецкий Преображенский монастырь был живым напоминанием о евангельском чуде преображения и придавал многовековому освоению огромных просторов России высокий духовный смысл.

Работа в четверке

(развивающий):

«Чудо Преображения»

Ресурсный круг:

«Как преображение человека помогает преображению земли?»

Упорный труд преображения земли, достижение гармонии, красоты, усвоение истины.

Уникальный опыт разумного и бережного использования даров природы в условиях Севера.

Просмотреть имеющиеся презентации по монастырю и выбрать понравившуюся

15

«Соловец-кий монастырь – чудо России»



Презентация коллек-тивного проекта

Духовный подвиг

Учащиеся закрепляют значимость духовных ценностей России на примере Соловков – как Всероссийской духовной, хозяйственной и экологической ценности. Понять значение Соловков для каждого русского человека.


Работа в четверке

(оценивающий):

«Соловецкий монастырь – одно из чудес России»

Соловки – чудо российской цивилизации. Особый мир монашества. Соловки - это святыня, памятник культуры, мир преображенной природы.

Приобщить к проекту родителей

Раздел 4.Храм Покрова на Нерли.(5 часов)


16

Когда я бываю в храме…

(возможен вариант экскурсии в храм перед этим уроком)



Комби-нирован-ный

Гармония

Духовность

Умиротворенность


На основе знаний полученных во 2 кл. (тема «Храм») или экскурсии идет присоединение к теме, развивается целостное восприятие образа храма, его назначения. Как изменяется социокультурный опыт учащихся.

Ресурсный круг:

«Когда я бываю в храме?»

Мои ощущения в храме.

Храм в жизни человека.

17

«Покров Пресвятой Богородицы»



Комби-нирован-ный

Образ Богоматери

Покров

Учащиеся на уроке усваивают идею Покрова, заступничества Божией Матери за людей; особая значимость заступничества для России (особое признание)

Работа в четверке

(развивающий):

«Покров Пресвятой Богородицы»

История образа «Покров Пресвятой Богородицы»

Значение этого праздника для русского народа.

18

«На святом месте»



Комби-нирован-ный

Душевная чистота

Безгреховность

Мир природный

Обратить внимание на особенность АФО - мнемотехника по формированию способности аудиовизуального, визуального и кинестетического восприятия и образной памяти. Показать, что храм Покрова на Нерли стал символом гармонии между миром духовным, природным и рукотворным. Развитие целостного восприятия.


Мнемотехника

(развивающий):

«На святом месте»

Ресурсный круг:

«Белый храм у чистой воды»

Князь Андрей Боголюбский. Выбор места. Белый храм у чистой воды.

Поразмыслить над тайнами храма.

19

«Храм Покрова – символ гармонии»



Комби-нирован-ный

Гармония

Мир рукотворный

Примирение


Расширение представлений о гармонии мира природного и рукотворного через знакомство с архитектурными особенностями храма.

Работа в четверке

(оценивающий):

«Архитектурные секреты храма»

Секреты храма Покрова на Нерли.

Храм Покрова – символ гармонии - работа над проектом «Наш вернисаж»

20

«Храм покрова на Нерли - одно из чудес России»



Презен-тация проекта

Памятник русского и мирового искусства

Обобщение полученных знаний и познакомить с истоками гармонии мира духовного и мира рукотворного, мира природного, народных промыслов.

Работа в четверке

(развивающий):

«Храм Покрова – символ гармонии»)

Ресурсный круг:

«Почему храм Покрова можно считать одним из чудес России?»

Почему храм Покрова можно считать чудом ?



Раздел 5. Икона «Живоначальная Троица» (5 часов)


21

Икона «Живонача

льная Троица»

(возможен вариант урока – экскурсии в художественный музей или использования видеофильма «Андрей Рублев»



Комби-нирован-ный

Чудотворные

Образ

Смысл

Святой

Обет

Духовный подвиг

Обратить внимание на собенности тренинга. На основе социокультурного опыта 2-3 кл. выйти на усвоение ценностей духовного смысла иконы. Первое восприятие иконы «Живоначальная Троица»

Ресурсный круг:

«Что значит икона в твоей жизни?»

Чем является икона в православной традиции?

Иконопочитание в русской Православной традиции. Святой. Паломничество. Обет. Образ Троицы для России.

А. Рублев и Сергий Радонежский –ознакомление с проектом

22

«Путеше-ствие в мир иконы»



Комби-нирован-ный

Единство

Нераздельность

Неотмирное единство

Прослеживается основная идея: Икона «Живоначальная Троица» - вершина русской иконописной традиции. Научиться с помощью языка символов и красок иметь представление о духовном мире; умение раскрывать библейский сюжет иконы.

Работа в четверке

(развивающий):

«Путешествие в мир иконы»

Что изображено на иконе?

«Язык» иконы.

Дерево, храм, гора.

Икона «Живоначальная Троица» в Сургутских храмах

23

«Звенящие краски иконы»



Комби-нирован-ный

Нераздель-

ность

Горний мир

Завершен-ность

Вечность


Учащиеся знакомятся с особенностями цветовой символики иконы, которые помогают приблизиться к миру духовному, небесном, помогают понять смысл иконы, учат духовному общению с теми, кто на ней изображен. Глубже проникнуться в мир иконы.

Работа в четверке

(развивающий):

«Звенящие краски иконы»

Духовный смысл иконы. Цвет. Краски.

Нераздельность Троицы.

Икона «Живоначальная Троица» в Сургутских храмах

24

«Нераздельность и неслиян-ность лиц Святой Троицы»



Комби-нирован-ный


Выход на понимание нераздельности и неслиянности лиц Св. Троицы. Увидеть соответствие библейского текста с иконой А. Рублева. Обратить внимание на особенности тренинга по закреплению ресурса успеха учащихся.

Работа в четверке

(оценивающий):

«Нераздельность и неслиянность лиц Пресвятой Троицы»

Что незримо присутствует в иконе?

Неслиянность лиц Св. Троицы.

25

«Икона «Живонача-льная Троица» как чудо России».




Презен-тация проекта


Обобщаются знания по данной теме, по формированию духовных и художественных ценностей российской цивилизации.

Ресурсный круг:

«Почему икону А. Рублева «Троица» можно считать чудом России?»


Почему икона А.Рублева является чудом России?

Защита проекта

Раздел 6. Московский Кремль ( 5 часов)


26

«Щит военный.

Щит духовный».



Комби-нирован-ный

Щит военный -

Щит духовный

Общероссий-ская светница

Учащиеся присоединяются в этой теме к древнейшему институту сбережения и закрепления жизненного и духовного опыта. Формируется понимание выражений «щит военный», «щит духовный».




Работа в четверке

(развивающий):

«Щит военный, щит духовный».

Московский Кремль – щит военный, щит духовный.

Мое путешествие по Кремлю (Башни Кремля)

27

«Сооружения и соборы Московско-го Кремля».

(«Кто в Кремле не бывал, тот красоты не видал»)

(возможно использова-ние в/ф «Москов-ский Кремль»)



Комби-нирован-ный

Историческая память

Расширяются знания о Московском Кремле. Заочное путешествие по Московскому кремлю и знакомство с сооружениями, соборами, памятниками.

Работа в четверке

(развивающий):

«Сооружения и соборы Московского Кремля».

История Кремля. Исторические памятники Кремля.

Мое путешествие по Кремлю (Соборы Кремля)

28

«Москов-ский Кремль – центр государства»



Комби-нирован-ный

Резиденция

Государственные регалии

Символы государства

Вера и Правда

Учащиеся выходят на восприятие Московского Кремля не только как исторического центра, но государственная ценность Московского Кремля сегодня. Подчеркивается значение Кремля как центра Российского государства. Закрепить знание об основных святынях Московского Кремля.

Работа в четверке

(развивающий):

«Московский Кремль – символ Российского государства»

Кремль – центр российской государственности. Символы государства.

Мое путешествие по Кремлю (Башни Кремля)

29

«Хранитель истории, доблести, славы».

(возможно использование в/ф «Московский Кремль»)



Комби-нирован-ный

Связь времен

Формирование образа исторической памяти и верности: передать идею: Московский Кремль – символ черт и идеалов российской цивилизации: патриотизма, державности, связь земного Отечества с духовными идеалами.

Мнемотехника

(развивающий):

«Хранитель истории, доблести, славы».

Большой Кремлевский Дворец, Оружейная палата.

Мое путешествие по Кремлю (Соборы Кремля)

30

«Московский кремль – чудо России»



Презен-тация проекта

Центр истории;

Общерусская святыня;

Шедевр культуры;

Символ государства

Обобщающий урок по теме с закреплением основных социокультурных ценностей раздела. Прочувствовать свое родство и свои общие истоки с символом могущества и славы.

Ресурсный круг:

«Путешествие по Московскому Кремлю»

Работа в четверке

(оценивающий):

«Московский Кремль – чудо России».

В чем видим, чувствуем гордость за Московский Кремль, как чудо России?

Мое путешествие по Кремлю

-защита проектов

Раздел 7. Летописи (4 часа)

31

«Первые летописцы и первые летописи»



Комби-нирован-ный

Националь-ное достояние;

Исторические источники;

Книжники;

Летопись;

Мудрость;

Патриотизм.


Учащимся дается представление о первых летописцах, их мировоззрения, т.к. они отражали историю Отечества в свете Божественного Промысла. Показать в теме особенность древнерусской литературы. Ознакомить с различными путями тяготения к познанию истории через традиции фольклора.

Работа в четверке

(развивающий):

«Какими были первые летописцы?»

Историческая память, сказатели, первые летописи и летописцы. Жития Вологодских святых.


32

«Как писали и украшали летописи?»

(возможно проведение урока в музее или интегрированного урока с литературой)



Комби-нирован-ный

Житие

Сказание

Слово


Создается образное представление о труде летописца, подлинного мастера и таланта.

Мнемотехника

(развивающий):

«В келье летописца»

Работа в четверке

(развивающий):

«Рождение летописи»

Образ летописца, его труда, жизни. Как рождались летописи?

Об основании Сургута (найти презентацию)

33

«Преподобный Нестор и его летописи»



Комби-нирован-ный

Энциклопедия древнерусской истории, литературы

«Повесть временных лет» - чудо России.

У учащихся формируется представление об образе пр. Нестора – летописца и его главном труде «Повести временных лет». Учащиеся воспринимают и прочувствуют главную особенность летописи – патриотичность, злободнев-ность, религиозность, историзм, народную мудрость.

Работа в четверке

(развивающий):

«Первый летописец»

Преп. Нестор «Повесть временных лет»

Пр. Нестор и наш край.

Сургут – Родина Снежинки на сказочной карте России – защита проекта

34

«Летописи – чудо России».



Презен-тация проекта


Обобщение и закрепление по теме. Учащиеся выходят на понимание, что летописи объединяет тема родины. На уроке идет глубинное, прочувственное восприятие летописей и их значения для каждого русского человека и Отечества. Воспитательный момент, что летописи учат добру, справедливости.

Работа в четверке

(оценивающий):

«Чему нас могут научить летописи?»

Ресурсный круг:

«Летописи – чудо России».

Почему летописи чудо России? Каково значение их для дня сегодняшнего? Чему учат нас летописи?

Летопись моего класса

35

Семь чудес России

(обобщающий урок)

1 час



Обобщения


Обобщаются знания, полученные на «Истоках» в 5 кл. Определить, какие вечные, непреходящие ценности заключает в себе каждое чудо России. Присоединение к Вологодским истокам. Закрепление мотивации на дальнейшее изучение предмета.

Работа в четверке

(оценивающий):

«Семь чудес России»

Ресурсный круг:

«Что значат для тебя семь чудес России?

Чудеса России – семь ярких и самобытных памятников отечественной культуры.

Житие Димитрия Прилуцкого. Дионисий. Ферапонтово. Вологодская София. Кирилло – Белозерский монастырь – крепость государства.











































*Нумерация уроков сквозная

*В программе указать материально-техническое обеспечение предмета

*В программе указать диагностику результатов обучения по окончании учебного года, результаты должны соответствовать поставленным задачам

*В программе должны быть критерии оценивания устных и письменных ответов

*В программе отразить индивидуальный подход к учащимся классов

*Указать дополнительную методическую литературу для учащихся и учителя

ПЛАНИРОВАНИЕ ПО КУРСУ "ИСТОКИ" 5 КЛАСС С КОМПЕТЕНЦИЯМИ
  • Другое
Описание:

ПЛАНИРОВАНИЕ ПО КУРСУ "ИСТОКИ" 5 КЛАСС С КОМПЕТЕНЦИЯМИ Мой авторский подход заключается в добавлении темы «Чудо имянаречения», так как в 5 –ом классе происходит  не только изменение классного коллектива, но зачастую и смена школы. К тому же в школу приходят дети, не проходившие курс «Истоки» в начальном звене, да и сама тема остается актуальной на протяжении всей школьной жизни. Еще один акцент, сделанный мной, касается замены уроков обобщения и экзаменов на защиту коллективных и семейных проектов в контексте пройденного курса. Именно в таком проекте наиболее полно реализуется   умение  сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата) и  умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив. Именно при работе над проектом возможны полная систематическая работа с семьей и индивидуальный подход к ребенку.

Каждая тема завершается защитой коллективного классного проекта, который в дальнейшем может стать основой семейного проекта. Тема «Соха и топор» завершается обсуждением  коллективного информационного проекта «Кижи: топором единым», тема «Крестьянские хоромы» - обсуждением в ресурсном круге исследовательского проекта «Почему крестьянские хоромы – чудо России», тема «Соловки» - игрой - инсценировкой «Соловки – путь неблизкий» или информационным проектом «Соловки – чудо России»,тема «Храм Покрова на Нерли» - творческим проектом «Вернисаж одного храма» или информационным проектом «Храм Покрова на Нерли – символ гармонии», « , тема «Икона «Живоначальная троица» -исследовательским проектом « Андрей Рублев и Сергий Радонежский», темы «Московский Кремль» и «Летописи»   - социально-ориентированными проектами  «Мой путеводитель по Кремлю» и «Сургут- Родина Снежинки на сказочной карте России»  

 

 

Автор Алиева Ирина Васильевна
Дата добавления 07.01.2015
Раздел Другое
Подраздел
Просмотров 1536
Номер материала 41869
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓