Главная / Начальные классы / Планирование по курсу литературного кружка "Остров сокровищ" (1 - 4 класс)

Планирование по курсу литературного кружка "Остров сокровищ" (1 - 4 класс)


Пояснительная записка

Классы: 1, 2, 3, 4

Кружок любителей чтения «Остров сокровищ»

Данная рабочая программа по кружку любителей чтения «Остров сокровищ» в 1- 4 классах составлена на основе  «Сборника программ внеурочной деятельности» Н.Ф. Виноградовой. М.: «Вента-Граф» - 2011 г. и Плана библиотеки им. Гайдара на 2013-14 учебный год.

Общая характеристика кружка.

Кружок любителей чтения «Остров сокровищ» способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ученика-читателя. Кружковое занятие поможет решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка – и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.

Цели кружка:

         Создание на практике условий для развития читательских умений и интереса к чтению книг.

         Расширение литературно-образовательного пространства учащихся начальных классов.

         Формирование личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных умений.

Место кружка в учебном плане:

Общее количество часов за год: 33 часа – у 1 классов

34 часа – у 2 - 4 классов.

Формы организации кружка

         Литературные игры

         Конкурсы-кроссворды

         Библиотечные уроки

         Путешествия по страницам книг

         Проекты

         Встречи с библиотекарем

         Уроки-спектакли.

Ценностные ориентиры содержания кружка.

Содержание программы кружка любителей чтения «Остров сокровищ» создаёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран. Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности. В процессе общения с книгой развиваются память, внимание, воображение. Программа кружка способствует созданию условий для использования полученных знаний и умений на уроках литературного чтения для самостоятельного чтения и работы с книгой. Содержание факультативных занятий поможет младшему школьнику общаться с детскими книгами: рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге как из её аппарата, так и из других изданий (справочных, энциклопедических). В программу включены занятия библиографического характера, которые познакомят начинающего читателя с авторами детских книг, обогатят его читательский опыт и эрудицию.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы кружка.

В результате освоении программы кружка формируются следующие

предметные умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования:

         Осознавать значимость чтения для личного развития;

         Формировать потребность в систематическом чтении;

         Использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);

         Уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;

         Пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Регулятивные умения:

  • Уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;

         Уметь самостоятельно работать с учебным произведением;

         Уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;

         Уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.

Познавательные учебные умения:

         Прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;

         Отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;

         Ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);

         Составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;

         Пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.

Коммуникативные учебные умения:

         Участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

         Оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;

         Высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;

         Участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;

         Соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т.д.

Методические пособия:

  • Н.Ф. Виноградова «Сборник программ внеурочной деятельности». Москва: «Вента-Граф» - 2011 г.;

  • Джежелей О.В., Светловская Н.Н. «Учимся любить книгу» - Москва, «Просвещение» - 1982 г.;

  • Гусман Генрих «О книге» - Москва, «Книга» - 1982 г.;

  • Словарь-справочник «Юному книголюбу» - Москва, «Книга» - 1978 г.;

  • Кедрина Т.Я., Гелазония П.И. «Большая книга игр и развлечений» - Москва, «Педагогика» - 1992 г.;

  • Журналы: «Библиотека», «Библиотекарь», «Начальная школа», «Читаем, учимся, играем».








Календарно-тематическое планирование занятий кружка в 1 - 4 классах:


1 класс

Русские народные сказки



Тематика занятий

Содержание деятельности

Кол-во часов

Дата


1-2

Русская народная сказка «Колобок»

Слушание, рассказывание сказки, рисование героев сказки, лепка колобка

2



3-4

Русская народная сказка «Теремок»

Слушание, рассказывание, иллюстрирование, лепка героев

2



5-6

Русская народная сказка «Репка»

Слушание, выборочный пересказ, рисование с помощью трафарета.

2



7-8

Русская народная сказка «Волк и лиса»

Слушание, лепка из пластилина, рисование пальчиками.

2



9-10

Русская народная сказка «Иван царевич и серый волк»

Слушание, рассказывание сказки, рисование героев сказки

1



11

Русская народная сказка «По шучьему веленью»

Слушание, чтение, иллюстрирование.

1



12

Русская народная сказка «Лиса и журавль»

Чтение, пересказ, иллюстрирование.

1



13

Русская народная сказка «Рукодельница и ленивица»

Слушание, лепка из пластилина колодца и ведерка, пересказ

1



14

Русская народная сказка «Снегурочка»

Слушание, рассказывание сказки, рисование героев сказки

1



15

Русская народная сказка «Три медведя»

Чтение, пересказ, иллюстрирование.

1



16

Русская народная сказка «Сивка- Бурка»

Слушание, рассказывание сказки, рисование героев сказки

1



17

Русская народная сказка «Маша и медведь»

Слушание, пересказ, рисование свечкой и акварелью. Ролевая игра.

1



18

Русская народная сказка «Мальчик с пальчик»

Слушание, рассказывание сказки, рисование героев сказки

1



19

Русская народная сказка «Пузырь, соломинка и лапоть»

Слушание, рассказывание сказки, рисование героев сказки

1



20

Русская народная сказка «Гуси-лебеди»

Рассказывание, чтение, лепка, пластилиновый театр.

1



21

Русская народная сказка «Финист Ясный Сокол»

Слушание, рассказывание сказки, рисование героев сказки

1



22

Русская народная сказка «Каша из топора»

Слушание, чтение, иллюстрирование, рисование свечкой и акварелью

1



23

Русская народная сказка «Летучий корабль»

Слушание, рассказывание сказки, рисование героев сказки

1



24

Русская народная сказка «Кот и лиса»

Чтение, краткий пересказ, рисование жидкой гуашью путем набрызга – животные.

1



25

Русская народная сказка «У страха глаза велики»

Слушание, рассказывание сказки, рисование героев сказки

1



26

Русская народная сказка «Лягушка-царевна»

Рассказывание, чтение, аппликация.

1



27

Русская народная сказка «Чудесная рубашка»

Слушание, рассказывание сказки, рисование героев сказки

1



28

Русская народная сказка «Морозко»

Слушание, чтение, иллюстрирование, ролевая игра.

1



29

Русская народная сказка «Медведь – липовая нога»

Слушание, рассказывание сказки, рисование героев сказки

1



30

Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

Слушание, чтение, краткий пересказ, рисование с натуры лица восковыми мелками.

1



31

Русская народная сказка «Петушок – золотой гребешок»

Слушание, рассказывание сказки, рисование героев сказки

1



32

Русская народная сказка «Хаврошечка»

Чтение, рисование жидкой гуашью путем набрызга – цветы на поляне

1



33

Интерактивная игра «В мире сказок».

Проведение викторины и выставка поделок сказочных

1




2 класс

Сказки русских писателей







Тематика занятий

Содержание деятельности

Кол-во часов

Дата


1

А.С.Пушкин. Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди


Слушание, выборочный пересказ, лепка из пластилина

1



2

А.С.Пушкин. Сказка о попе и о работнике его Балде

Рассказывание, чтение, лепка, пластилиновый театр.

1



3

А.С.Пушкин. Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях

Слушание, выборочный пересказ, лепка из пластилина

1



4

А.С.Пушкин. Сказка о золотом петушке

Слушание, выборочный пересказ, лепка из пластилина

1



5-6

А.С.Пушкин. Сказка о рыбаке и рыбке

Слушание, выборочный пересказ. Создание книжки-малышки.

2



8

М.Ю. Лермонтов

Ашик-Кериб

Рассказывание, чтение, лепка, пластилиновый театр.

1



8

С. Т. Аксаков

Аленький цветочек

Слушание, чтение, иллюстриро-вание.

1



9

В. Ф. Одоевский

Мороз Иванович

Рассказывание, чтение, лепка, пластилиновый театр.

1



10

В. Ф. Одоевский

Городок в табакерке

Слушание, выборочный пересказ, лепка из пластилина

1



11

Антоний Погорельский

Черная курица, или Подземные жители

Слушание, выборочный пересказ, лепка из пластилина

1



12

В. И. Даль

У тебя у самого свой ум

Слушание, выборочный пересказ. Создание книжки-малышки.

1



13

К. Д. Ушинский

Ветер и солнце

Слушание, выборочный пересказ, лепка из пластилина

1



14

М. Л. Михайлов

Два Мороза

Рассказывание, чтение, лепка, пластилиновый театр.

1



15

М.Л. Михайлов Волга и Вазуза

Слушание, выборочный пересказ, лепка из пластилина

1



16

М. Е. Салтыков-Щедрин

Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил

Слушание, чтение, иллюстрирование

1



17

В. М. Гаршин

Лягушка-путешественница

Слушание, выборочный пересказ. Создание книжки-малышки.

1



18

Л. Н. Толстой

Липунюшка

Слушание, выборочный пересказ, лепка из пластилина

1



19

Л. Н. Толстой

Царь и рубашка

Слушание, выборочный пересказ, лепка из пластилина

1



20

Д. Н. Мамин-Сибиряк.

Аленушкины сказки

Сказка про храброго Зайца—длинные уши, косые глаза, короткий хвост.

Рассказывание, чтение, лепка, пластилиновый театр.

1



21

Д. Н. Мамин-Сибиряк.

Серая шейка

Слушание, выборочный пересказ, лепка из пластилина

1



22

А. Н. Толстой

Золотой ключик, или Приключения Буратино

Слушание, выборочный пересказ, лепка из пластилина

1



23

К. И. Чуковский

Муха-цокотуха

Слушание, выборочный пересказ, лепка из пластилина

1



24

П. П. Бажов

Серебряное копытце

Слушание, выборочный пересказ Создание книжки-малышки.

1



25

П. П. Бажов

Огневушка-поскакушка

Слушание, выборочный пересказ, лепка из пластилина

1



26

С. Я. Маршак

Двенадцать месяцев

Рассказывание, чтение, лепка, пластилиновый театр.

1



27

А. П. Гайдар

Сказка о Мальчише-Кибальчише и его твердом слове

Слушание, чтение, иллюстрирование.

1



28

В. В. Бианки

Как Муравьишка домой спешил

Слушание, выборочный пересказ. Создание книжки-малышки.

1



29

В. В. Бианки

Чей нос лучше?

Слушание, выборочный пересказ, лепка из пластилина

1



30

В. В. Бианки

Терентий-Тетерев

Рассказывание, чтение, лепка, пластилиновый театр.

1



31

К. Г. Паустовский

Теплый хлеб

Слушание, выборочный пересказ, лепка из пластилина

1



32

Л. Пантелеев

Две лягушки

Слушание, выборочный пересказ, лепка из пластилина

1



33

Н. Г. Гарин-Михайловский

Знаем

Слушание, выборочный пересказ. Создание книжки-малышки.

1



34

Праздник сказок. Проект «В гостях у сказки»

проведение викторины и спектакля (по выбору детей)

1




3 класс

Сказки зарубежных писателей






Тематика занятий

Содержание деятельности

Кол-во часов




1

Ш. Перро

Красная Шапочка.

Слушание, выборочный пересказ. Создание книжки-малышки.

1




2

Ш. Перро

Золушка, или Хрустальная туфелька.

Слушание, рассказывание сказки, рисование героев сказки

1




3

Ш. Перро

Спящая красавица.

Слушание, чтение, иллюстрирование.

1




4

Ш. Перро

Кот в сапогах.

Чтение, пересказ, иллюстрирование.

1




5

Братья Гримм

Госпожа Метелица.

Слушание, выборочный пересказ. Создание книжки-малышки.

1




6

Братья Гримм

Бременские музыканты

Слушание, рассказывание сказки, рисование героев

1




7

Братья Гримм

Храбрый портной.

Слушание, чтение, иллюстрирование.

1




8

Братья Гримм

Соломинка, уголь и боб

Чтение, пересказ, иллюстрирование.

1




9

Братья Гримм

Король Дроздобород

Слушание, выборочный пересказ, лепка из пластилина

1




10

Братья Гримм

Беляночка и Розочка

Рассказывание, чтение, лепка, пластилиновый театр.

1




11

В. Гауф

Калиф-аист

Слушание, выборочный пересказ. Создание книжки-малышки.

1




12

В. Гауф

Маленький Мук.

Слушание, рассказывание сказки, рисование героев сказки

1




13

В. Гауф

Карлик Нос.

Слушание, чтение, иллюстрирование.

1




14

Г.-Х. Андерсен

Гадкий утенок

Чтение, пересказ, иллюстрирование.

1




15

Г.-Х. Андерсен

Соловей.

Слушание, выборочный пересказ. Создание книжки-малышки.

1




16

Г.-Х. Андерсен

Дюймовочка.

Слушание, рассказывание сказки, рисование героев сказки

1




17

Г.-Х. Андерсен

Стойкий оловянный солдатик

Слушание, чтение, иллюстрирование.

1




18

Г.-Х. Андерсен

Новый наряд короля.

Чтение, пересказ, иллюстрирование.

1




19

Г.-Х. Андерсен

Свинопас.

Слушание, выборочный пересказ. Создание книжки-малышки.

1




20

Г.-Х. Андерсен

Огниво

Слушание, рассказывание сказки, рисование героев сказки

1




21

Г.-Х. Андерсен

Оле-Лукойе.

Слушание, чтение, иллюстрирование.

1




22

Г.-Х. Андерсен

Принцесса на горошине

Чтение, пересказ, иллюстрирование.

1




23

Г.-Х. Андерсен

Дикие лебеди.

Слушание, выборочный пересказ. Создание книжки-малышки.

1




24 -26

Г.-Х. Андерсен

Русалочка.

Слушание, рассказывание сказки, рисование героев сказки

1




27

Г.-Х. Андерсен

Пастушка и трубочист

Слушание, чтение, иллюстрирование.

1




28

Г.-Х. Андерсен

Снежная королева

Чтение, пересказ, иллюстрирование.

3




29

О. Уайльд

Мальчик-звезда.

Слушание, выборочный пересказ. Создание книжки-малышки.

1




30

С. Лагерлёф

Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями.

Слушание, рассказывание сказки, рисование героев сказки

1




31

Киплинг

Маугли

Слушание, выборочный пересказ, лепка из пластилина

1




32

Д.Родари

Чиполино

Слушание, выборочный пересказ, лепка из пластилина

1




33

Д.Свифт.

Гулливер в стране лилипутов.

Слушание, выборочный пересказ. Создание книжки-малышки.

1




34

Праздник сказок. Проект «В гостях у сказки»

Подготовка и проведение викторины и спектакля (по выбору детей)

1






4 класс

Рассказы русских писателей


Тематика занятий

Содержание деятельности

Кол-во часов


1

Экскурсия в библиотеку.

Беседа «О книге и библиотеке».

Слушание

1


2

Познавательно-развлекательная программа «Мои любимые сказки».

Слушание, рассказывание сказки, рисование героев сказки

1


3

Рассказ о русском писателе Л.Н. Толстом, обзор выставки его книг, чтение рассказов из «Азбуки» (к 185-летию со дня рождения (1828-1910), к 140-летию со дня издания книги)).

Слушание, чтение, иллюстрирование.

1


4

Беседа «Основные правила пользования библиотекой». Чтение сказки «Стойкий оловянный солдатик» Х.К. Андерсена (книга – юбиляр-175 лет(1838)).

Чтение, пересказ, иллюстрирование.

1


5

Рассказ о детском писателе С.Т. Аксакове, чтение сказки «Аленький цветочек» (книга-юбиляр-155 лет (1858)).

Слушание, выборочный пересказ. Создание книжки-малышки.

1


6

Беседа «Правила обращения с книгой. Как вылечить книгу?» Мелкий ремонт ветхих книг.

Слушание, рассказывание сказки, рисование героев

1


7

Конкурс рисунков «Рисуем сказку» по сказкам известных сказочников. Оформление выставки рисунков.

Слушание, чтение, иллюстрирование.

1


8

Рассказ «Откуда пришла книга», обзор книг для детей русского писателя И. С. Тургенева (к 195-летию со дня рождения (1818-1883)).

Чтение, пересказ, иллюстрирование.

1


9

Рассказ о марийских детских писателях, обзор их произведений. Чтение книги стихов В. Колумба «Где прячется ночь?».

Слушание, выборочный пересказ, лепка из пластилина

1


10

Беседа «Из чего состоит книга? Кто ее создает?» Рисование поздравительной открытки к Новому году.

Рассказывание, чтение, лепка, пластилиновый театр.

1


11

Выразительное чтение книги Е.И. Чарушина «Никита и его друзья» (книга-юбиляр-75 лет).

Слушание, выборочный пересказ. Создание книжки-малышки.

1


12

Обзор газет и журналов для детей: «Веселые картинки», «Почитай-ка», «Кече» (Солнышко), «Детская газета» и прочие. Мастерская Деда Мороза.

Слушание, рассказывание сказки, рисование героев сказки

1


13

Участие в концерте на Новогоднем утреннике (стихи и сценки).

Чтение, рассказывание.

1


14

Конкурс чтецов стихов детского писателя К. И. Чуковского. Обзор выставки книг писателя.

Чтение.

1


15

Беседа «Элементы книги».

Чтение рассказа А.П. Гайдара «Чук и Гек» (1939) (книга-юбиляр -75 лет)».

Слушание, выборочный пересказ. Создание книжки-малышки.

1


16

Игровая конкурсная программа «Путешествуют герои сказок».

Слушание, рассказывание сказки, рисование героев сказки

1


17

Чтение книги сказов «Малахитовая шкатулка» русского писателя Павла Петровича Бажова (1879-1950) (книга-юбиляр -75 лет).

Слушание, чтение, иллюстрирование.

1


18

Беседа «Марийский край – земля Онара», знакомство с легендой о богатыре Онаре.

Чтение, пересказ, иллюстрирование.

1


19

Беседа «Фольклорные жанры: пословица, поговорка, загадка». Фольклорные игры.

Слушание, выборочный пересказ. Создание книжки-малышки.

1


20

Конкурс рисунков «Наша Армия родная» по одноименной книге С.Михалкова.

Слушание, рассказывание сказки, рисование героев сказки

1


21

Конкурс – викторина «А ну-ка, мальчики!».

Слушание, чтение, рассказывание.

1


22

Беседа «Фольклорные жанры: былина, сказ, сказка».Чтение «Былины об Илье Муромце».

Чтение, пересказ, иллюстрирование.

1


23

Конкурс-викторина

«А ну-ка, девочки!».

Слушание, чтение, рассказывание.

1


24

Конкурс рисунков по сказке П.П. Ершова «Конёк-Горбунок» (1834) (книга-юбиляр- 180 лет).

Слушание, рассказывание сказки, рисование героев сказки

1


25

Конкурс загадок (в рамках проведения Недели детской книги).

Слушание, чтение, рассказывание.

1


26

Беседа «Литературные жанры: литературная сказка, басня». Чтение сказки современной детской писательницы М.Я. Бородицкой «Синяя сказка».

Чтение, пересказ, иллюстрирование.

1


27

Обзор книг о животных. Конкурс рисунков «Подружись со мной!».

Слушание, рисование.

1


28

Беседа «Литературные жанры: рассказ, повесть. Чтение рассказов Н. Носова.

Слушание, рассказывание сказки, рисование героев сказки

1


29

Чтение сказок В.В. Бианки «Лесные домишки», «Чей нос лучше?», «Чьи это ноги?», «Кто чем поёт?» (1924)(книги-юбиляры-90 лет).

Слушание, выборочный пересказ, лепка из пластилина

1


30

КВН «Поиграем в сказку!».

Слушание, чтение, рассказывание.

1


31

Беседа «Энциклопедия знает все!». Знакомство с детской энциклопедией «Хочу все знать!».

Слушание, чтение, рассказывание.

1


32

Конкурс на самого лучшего читателя.

Подготовка и проведение конкурса

1


33 - 34

Игровая программа «Сказочный хоровод».

Подготовка и проведение игры

2












Планирование по курсу литературного кружка "Остров сокровищ" (1 - 4 класс)
  • Начальные классы
Описание:

Данное планирование расчитано на 4 года. В первом классе дети занкомятся с русскими народными сказками. Во втором классе дети читают сказки русских писателей, в третьем зарубежных. На четвертом году обучения мы знакомим детей с произведениями русских классиков.  Курс "Остров сокровищ" очень интересен для учеников, они не только читают произведения но и участвуют в викторинах, постановках и участвуют в различных конкурсах. Регулярно с учениками коллективно посещаем библиотеку. Содержание программы кружка любителей чтения "Остров сокровищ" создает возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя. В процеесе общения с книгой развиваются память, внимание воображение.  Содержание планирования полностью соотвествует требованиям ФГОС.

Автор Большакова Ольга Александровна
Дата добавления 18.11.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел Планирования
Просмотров 3261
Номер материала 3039
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓