Главная / Другое / Планирование по физике. Рабочая программа по астрономии 11 класс

Планирование по физике. Рабочая программа по астрономии 11 класс

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Ерденевская средняя общеобразовательная школа



«Утверждаю» «Согласовано»

Директор МОУ Ерденевская СОШ зам. директора по УВР

___________________/ Бобылев П.Г. _____________/ Медова Ю.В.

«___________» _______ 2014г.

приказ № ______ от _____________2014г.








Рабочая программа



учебного курса астрономия и космонавтика 11 кл.

(наименование предмета)






учителя физики

предмет

Донской Л.Н.

ф.и.о.




«Рассмотрено»

на заседании Методического совета

протокол №____ от «____»______ 2014г









2014г.



Пояснительная записка

Главной целью современного образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями.
На основании требований  Государственного образовательного стандарта  2004 г. в содержании календарно-тематического планирования предполагается  реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный  подходы, которые определяют задачи обучения:

  • Приобретение знаний и умений для использования в практической деятельности и повседневной жизни;

  • Овладение способами познавательной, информационно-коммуникативной и рефлексивной  деятельностей;

  • Освоение познавательной, информационной, коммуникативной, рефлексивной компетенций.

Компетентностный подход определяет следующие  особенности предъявления содер­жания образования: оно представлено в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование компетенций. В первом блоке представлены дидактические единицы, обеспечивающие совершенствование  навыков научного познания. Во втором — дидактические единицы, которые содержат сведения по теории астрофизики и астрономии. Это содержание обучения является базой для развития познавательной компетенции учащихся. В третьем блоке представлены дидактические единицы, отражающие историю развития астрофизики и астрономии ,беспечивающие развитие учебно-познавательной и рефлексивной компетенции. Таким образом, календарно-тематическое планирование обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.
Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся  понимать причины и логику развития физических процессов открывает возможность для ос­мысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к современной физической науке и технике, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию  личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.
Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражда­нина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствова­ние этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на форми­рование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбо­ру, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышле­ния и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нес­тандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодей­ствию с людьми.
В рамках данной пограммы предполагается активное использование медиарессурсов школы и информационных технологий.
В школьной медиатеке имеются следующие диски:

  • Физика и астрономия.

  • Астрономия  в картинках

  • Астрономия

  • Открытая астрономия 2,5

  • Мультимедиапроекты, созданные учащимися

Согласно действующему в школе учебному плану в 11 классе предполагается обучение астрономии в объеме 34 часов;
Требования к уровню подготовки учащихся  11 класса (базовый уровень)
должны знать:

  • смысл понятий: активность, астероид, астрология, астрономия, астрофизика, атмосфера, болид, возмущения, восход светила, вращение небесных тел, Вселенная, вспышка, Галактика, горизонт, гранулы, затмение, виды звезд, зодиак, календарь, космогония, космология, космонавтика, космос, кольца планет, кометы, кратер, кульминация, основные точки, линии и плоскости небесной сферы, магнитная буря, Метагалактика, метеор, метеорит, метеорные тело, дождь, поток, Млечный Путь, моря и материки на Луне, небесная механика, видимое и реальное движение небесных тел и их систем, обсерватория, орбита, планета, полярное сияние, протуберанец, скопление, созвездия и их классификация, солнечная корона, солнцестояние, состав Солнечной системы, телескоп, терминатор, туманность, фазы Луны, фотосферные факелы, хромосфера, черная дыра, Эволюция, эклиптика, ядро;

  • определения физических величин: астрономическая единица, афелий, блеск звезды, возраст небесного тела, параллакс, парсек, период, перигелий, физические характеристики планет и звезд, их химический состав, звездная величина, радиант, радиус светила, космические расстояния, светимость, световой год, сжатие планет, синодический и сидерический период, солнечная активность, солнечная постоянная, спектр светящихся тел Солнечной системы;

  • смысл работ и формулировку законов: Аристотеля, Птолемея, Галилея, Коперника,Бруно, Ломоносова, Гершеля, Браге, Кеплера, Ньютона, Леверье, Адамса, Галлея, Белопольского, Бредихина, Струве, Герцшпрунга-Рассела, Амбарцумяна, Барнарда, Хаббла, Доплера, Фридмана, Эйнштейна;

должны уметь:

  • использовать карту звездного неба для нахождения координат светила;

  • выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;

  • приводить примеры практического использования астрономических знаний о небесных телах и их системах;

  • решать задачи на применение изученных астрономических законов;

  • осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников, ее обработку и представление в разных формах;

владеть компетенциями: коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной, смылопоисковой, и профессионально-трудового выбора.





Содержание учебного курса


ВВЕДЕНИЕ (1 )

Предмет астрономии и астрономические наблюдения, как источник знаний

ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АСТРОНОМИИ (6)

Небесная сфера. Звездные карты. Особенности звездного неба в Калужской области

СТРОЕНИЕ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ (6)

Движение планет. Конфигурации планет и условия их видимости. Строение Солнечной системы. Законы Кеплера


ОСНОВЫ КОСМОНАВТИКИ (4)

История космонавтики. Динамика космических полетов

Проблемы и перспективы развития космических исследований.

Проблемы создания новых материалов и обеспечения безопасности государств.

МЕТОДЫ АСТРОФИЗИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ (2)

Телескопы и методы определения физических свойств небесных тел

ПРИРОДА ТЕЛ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ (7)

Планеты земной группы. Планеты – гиганты. Малые тела Солнечной системы: кометы и астероиды. Солнце и его строение. Солнечная Система как комплекс тел, имеющих общее происхождение.

ЗВЕЗДЫ. ГАЛАКТИКА. ВСЕЛЕННАЯ (6)

Основные характеристики звезд. Звездные величины. Методы определение расстояния до звезд.

Классы и виды звезд. Эволюция звезд. Галактики. Вселенная, ее границы и эволюция.


Тематическое и поурочное планирование курса

Астрономия и космонавтика

З4 час (1 час в неделю)

Программа регионального компонента, авторы; М.С.Красин, А.Н.Куликов, И.С.Евстигнеев, Н.В.Желнина.

Учебник : Е.П.Левитан, Астрономия - М.Дрофа.

№ урока. Дата проведения.

Тема учебного занятия

Количество часов

1


Введение Предмет астрономия. Астрономические наблюдения.

1


Практические основы астрономии.

7

2


Видимое движение светил как следствие вращения Земли вокруг солнца

1

3


Звездное небо. Особенности звездного неба, наблюдаемого в Калужской области.

1

4


Небесная сфера. Небесные координаты и звёздные карты.

1

5


Годичное движение Солнца. Эклиптика. Связь между особенностями видимого положения на различных широтах и климатическими условиями на этих широтах, в том числе и на широтах Калужской области

1

6


Движения и фазы Луны. Затемнения Солнца и Луны

1

7


Основы измерения времени. Звёздное время. Местное время в различных населенных пунктах Калужской области. К.р.№1

1


Строение Солнечной системы

6

8


Видимое движение планет. Строение Солнечной системы. Системы мира Пталомея и Коперника

1

9


Конфигурация планет и условия их видимости.

1

10


Звёздные и синодические периоды обращения планет.

1

11


Законы Кеплера.

1

12


Определение размеров Земли. Определение расстояний до тел Солнечной системы

1

13


Законы всемирного тяготения. Уточнение законов Кеплера. Теория приливов. К.Р.№2

1


Основы космонавтики (часть 1)

История космонавтики, динамика космических полетов.

2

14


Движение космических объектов под действием сил тяготения. Первая, вторая, третья космические скорости. Геостационарные орбиты.

1

15


Реактивное движение. К.Э.Циолковский – основоположник космонавтики.

1


Методы астрофизических исследований

2

16


Телескопы и радиотелескопы. Понятия о внеатмосферной астрономии.

1

17


Принципы определения физических свойств и скорости движения небесных тел по их спектрам.

1


Природа тел Солнечной системы

7

18


Система Земля – Луна. Планеты земной группы.

1

19


Планеты – гиганты.

1

20


Малые тела Солнечной системы: кометы, астероиды, метеориты, болиды. Л.И. Кулик – руководитель экспедиции по поиску Тунгусского метеорита.

1

21


Солнце. Строение Солнца и его атмосферы.

1

22


Воздействие Солнца на земные процессы. А.Л.Чижевский – основоположник гелиобиологии.

1

23


Физика Солнца.

1

24


Солнечная система как комплекс тел, имеющих общие происхождение. Работы А.П.Соколова по исследованию возраста Земли. К.р.№3

1


Основы космонавтики. (часть 2)

2

25


Проблемы и перспективы развития космических исследований. Воздействие космической техники на экологию.

1

26


Проблемы создания новых материалов для космических аппаратов. Проблемы обеспечения безопасности государств от применения космического оружия.

1


Звезды. Галактика. Вселенная.

7

27


Звезды и их основные характеристики

1

28


Определение расстояний до звезд.

1

29


Абсолютные и видимые звездные величины

1

30


Звездные скопления. Переменные и нестационарные звезды.

1

31


Эволюция звезд.

1

32


Галактика. Другие галактики.

1

33


Строение и эволюция вселенной. К.Р.№4

1

34

Резерв

1


Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Включает приборы: школьный телескоп, теллурий, модель небесной сферы, глобус Луны, подвижная карта звездного неба, плакаты, компьютер, проектор


Методическое обеспечение программы

1. «Астрономия 11 класс: поурочные планы по учебнику Е. П. Левитан, 2005г», В. Т. Оськина, 2006г.
2. «Что и как наблюдать на звездном небе?», Э. С. Зигель, 1979г.
3. «Астрономия в 11 классе. Методика проведения практических работ», Б. А. Воронцов-Вельяминов, 1984г.
4. «Сборник вопросов и задач по астрономии», под ред. Б. А. Воронцов-Вельяминов, 1982г.
5. Физика. Еженедельное приложение к газете «Первое сентября», статьи по астрономии.
Для учащихся:
1. Учебник «Астрономия 11 класс» Е. П. Левитан, 2006г.
2. Дидактические материалы по астрономии. Е. П. Левитан, 2002г.
3. Книга для чтения по астрономии. Астрофизика. М. М. Дагаев, В. М. Чаругин, 1988 г.



6


Планирование по физике. Рабочая программа по астрономии 11 класс
  • Другое
Описание:

Согласно действующему в школе учебному плану   в 11 классе предполагается обучение астрономии в объеме 34 часов;
Требования к уровню подготовки учащихся  11  класса (базовый уровень)

Содержание учебного курса

ВВЕДЕНИЕ  (1 )

Предмет астрономии и астрономические наблюдения, как источник знаний

ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АСТРОНОМИИ (6)

Небесная сфера. Звездные карты. Особенности звездного неба в Калужской области

СТРОЕНИЕ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ  (6)

Движение планет. Конфигурации планет и условия их видимости. Строение Солнечной системы. Законы Кеплера

 

ОСНОВЫ КОСМОНАВТИКИ (4)

История космонавтики. Динамика космических полетов

Проблемы и перспективы развития космических исследований.

Проблемы создания новых материалов и обеспечения безопасности государств.

МЕТОДЫ АСТРОФИЗИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ (2)

Телескопы и методы определения физических свойств небесных тел

ПРИРОДА ТЕЛ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ (7)

Планеты  земной группы. Планеты – гиганты. Малые тела Солнечной системы: кометы  и астероиды.  Солнце и его строение. Солнечная Система как комплекс тел, имеющих общее происхождение.

ЗВЕЗДЫ. ГАЛАКТИКА. ВСЕЛЕННАЯ  (6)

Основные характеристики звезд. Звездные величины. Методы определение расстояния до звезд.

Классы и виды звезд. Эволюция звезд. Галактики. Вселенная, ее границы и эволюция.

 

 

Автор Донская Людмила Николаевна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Другое
Подраздел
Просмотров 504
Номер материала 35904
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓