Главная / Биология / планирование курса "Край Тихого Дона"

планирование курса "Край Тихого Дона"

Азовский район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Кагальницкая средняя общеобразовательная школа





«Утверждаю»

Директор МБОУ Кагальницкая СОШ

Приказ от 28.08.2014г.№ 271

Подпись руководителя_____________

/Демидова Н.И./





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



по курсу «Край Тихого Дона»

Уровень общего образования (класс) основное общее образование, 9 класс

Количество часов – 17 часов

Учитель - Градиль Елена Александровна

Программа разработана на основе программы Н.П.Барковой «Край Тихого Дона»





















СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО



Протокол заседания Заместитель директора по УВР

методического совета

МБОУ Кагальницкая СОШ (подпись) /Плотникова Е.М./



от 28.08. 2014 года № 1

_________ /Скорикова Е.Н../

подпись руководителя МС ____ __________ 2014года

(ФИО) дата









































Пояснительная записка

Данная программа ориентирована на учащихся 9 класса и реализуется на основе следующих документов:

1.Федерального государственного образовательного стандарта общего образования

2.Базисного учебного плана РО 2014-2015 учебного года

3.Учебного плана МБОУ Кагальницкая СОШ

4.Курс разработан на основе авторской программы Н.П.Барковой, методиста РО ИПК и ПРО.Курс «Край Тихого Дона» реализует духовно- нравственное направление внеурочной деятельности в 9 классе в рамках федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения. Главное назначение данного курса - ознакомление учащихся с историей донского казачьего края, воспитание патриотизма, любви и уважения своей малой родине, ее истории и культуре. Формирование навыков общения со сверстниками, младшими, взрослыми, совершенствование нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности, формирование элементарной эрудиции и общей культуры.

Важнейшим моментом воспитания в любом возрасте является приобщение к духу и культуре своего народа. Знание культуры своего народа, приобщение к духовным ценностям помогает воспитывать патриотов своей Родины. Воспитанные на духовных ценностях своего народа дети смогут принять активное участие в возрождении своего края, сохраняя менталитет, традиции и быт.

Цель данного курса: ознакомление учащихся с богатейшей культурой Донского края, обычаями казачества, привитие чувства патриотизма, любви и уважения к своей малой родине, ее истории и культуре.

Для реализации данной цели перед педагогом стоит ряд задач:

  1. Ознакомление учащихся с языковым наследием казачества, обрядами, песнями, легендами.

  2. Формирование творческих способностей у детей на примерах донского фольклора.

  3. Формирование кругозора детей. ознакомление особенностями природы донского края, представителями растительного и животного мира.

  4. Формирование чувства гордости за свой край, героическое прошлое нашего народа, стремление сохранить и сберечь традиции Дона.

Общая характеристика курса

Данная программа представляет собой интегрированный курс, который включает в себя знания разных областей: литература, история, музыка, изобразительное искусство.

Такое построение материала, подборка разнообразных текстов, посвященных не только традициям, обычаям и обрядам казачества, но и истории края, его природным особенностям, позволит учителю самостоятельно разрабатывать уроки и сценарии праздников.

Участие родителей в работе курса создаст благоприятную обстановку в семье, поможет не только детям, но и их родителям занять активную жизненную позицию, приобщиться к истории и духовной культуре наших предков.

Место курса в учебном плане.

Настоящая программа курса «Край Тихого Дона» рассчитана на 17 часов, 1час в неделю. Курс основан на краеведческом, историческом, литературном материале о Ростовской области.









Результаты освоения курса

Личностные

  • самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;

  • ценностное отношение к окружающему миру, готовность следовать нормам этического , нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

  • гражданская идентичность в форме осознания "Я" как гражданина своего города, Ростовской области, России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;

  • уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;

  • эстетические потребности, ценности и чувства;

Метапредметные результаты.

Регулятивные универсальные учебные действия.

  • предвосхищать результат.

  • адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок.

  • концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;

  • стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия.

  • ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;

  • предлагать помощь и сотрудничество;

  • определять цели, функции участников, способы взаимодействия;

  • договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

Познавательные универсальные учебные действия.

  • ставить и формулировать проблемы;

  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;

  • узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.

  • запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст.

  • установление причинно-следственных связей.

В ходе изучения курса «Край Тихого Дона» учащиеся должны приобрести умения:

  • пользоваться языком для самовыражения за счет расширения знаний по краеведению, истории, литературе,

  • проводить краеведческие экскурсии, сформировать высокий уровень знаний; ориентированных на конкретную область применения – экскурсовод;

  • овладеть культурой проектирования, создавать свои проекты, схемы.



Содержание курса реализуется по принципу последовательности и системности предъявляемого материала.

Форма подведения итогов реализации программы: зачет по вопросам викторины и защита проектов.

Содержание программы.

Программа состоит из 3 разделов, формирующих представления учащихся об истории Донского казачьего края, воспитывающих патриотизм, любовь и уважение к своей малой родине, ее истории и культуре.

Основные разделы программы:

  • введение

  • природа Донского края

  • история и традиции Донского казачьего края.



Тематическое планировани


дата


Тема урока

Элементы урока

Виды учебной деятельности

Текущий и промежуточный контроль


Любите ли вы путешествовать?

Знакомство со структурой курса, профориентация.

Проведение экскурсий (заочное)



История Донского края

Географическое положение и история Ростовской области

Составление плана-схемы экскурсии



Рассказ о родном селе

Летопись села, план его улиц, фотографии красивых мест.

Выступления учеников



Природа и животный мир Тихого Дона.

Видовое биоразнообразие донского края.

Защита проекта

Защита проектов


Проблема экологии родного края.

Зоны экологического риска, карта проблемных мест области.

Защита проекта

Защита проектов


Проблема экологии родного края.

Зоны экологического риска, карта проблемных мест области.

Защита проекта

Защита проектов


Чем богат наш край родной?

Физическая и административная карта области, нанесение мест добычи полезных ископаемых

Представление экономических показателей



Города и станицы Тихого Дона.

Физическая и административная карта области, нанесение географических объектов

Заочное путешествие



Города и станицы Тихого Дона

Физическая и административная карта области, нанесение географических объектов

Историческая справка



Обычаи и традиции донских казаков.

Военная и мирная жизнь казаков, походы, отношение к религии.

Составление проектов

Защита проектов


Быт и нравы донского казачества.

Устройство, куреня, утварь, одежда казаков.

Составление рассказов и сценариев



Казачий фольклор, праздники.

Сценарии праздников, казачьи посиделки, песни.

Составление рассказов и сценариев



Казачий фольклор, праздники

Сценарии праздников, казачьи посиделки, песни.

Составление рассказов и сценариев



Великие люди России, жившие на Дону

Жизнь известных донских писателей, ученых, путешественников и др.

Урок-конференция



Великие люди России, жившие на Дону

Жизнь известных донских писателей, ученых, путешественников и др.

Представление проектов

Защита проектов


Защита проектов по выбранным темам

Представление презентаций и проектов.

Защита проектов по выбранным темам

Защита проектов


Заключительная викторина «Знаешь ли ты родной край?»

Представление презентаций и проектов

Участие в викторине

зачет






















Описание учебно-методическое и материально-технического обеспечение программы.


Занятия проводятся в хорошо оснащенном кабинете биологии. В кабинете имеется компьютер, проектор, телевизор, видеотека.

Список литературы.

  1. Алексенко В.Н., Мартынова М.И. География Ростовской области. Ростов-на-Дону, «Терра», 2005.

  2. Алмазов Б.А. Казаки. Санкт-Петербург «Золотой век»: «Диамант»,1999.

  3. Астапенко Г. Быт, обычаи, обряды и праздники донских казаков XVII – XX вв. Батайск: Батайское книжное издательство, 2002.

  4. Вавилина В.А. , Харламова Т.В. Природоохранные традиции Донского края: Методическое пособие – Новочеркасск, 2001.

  5. Донской народный костюм. Сост Т.К.Тумасов. Т.С. Скуба. Ростов-на-Дону: Кн. Изд-во,1986.

  6. Закруткин В.А. Природа родного края. Научно-популярные статьи и очерки. Ростов. Кн. Изд-во.1975.

  7. Ильюков Л.С. Очерки древней истории Донского края. - Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2004.

  8. Казачий Дон: Очерки истории. В 2ч. /А.П.Скорик, Р.Г.Тикиджьян и др. - Ростов-на-Дону: Изд-во обл. ИУУ, 1995.

  9. Моложавенко В. Тайны донских курганов. Ростов,1967.

  10. Неделя природоведения: Сценарии, конкурсы, загадки для проведения предметной недели в начальной школе. Авт-сост. Е.Ю.Сухаревская. - Ростов-на-Дону: Изд-во РО ИПК и ПРО, 2004.

  11. По старым казачьим станицам. Под. ред. Чеснока В.Ф. Ростов-на-Дону: Кн. Изд-во.1985.

  12. Степаненко Л.Г. Ростовская область. Растительное убранство. Ростов-на-Дону: «Багир», 2003

  13. Степаненко Л.Г. Степные загадки. Ростов-на-Дону: «Багир», 2004.

  14. Сухарев Ю. Лазоревый цвет. Страницы казачьей истории. Чапаевск. 2001.

13. Сухаревская Е.Ю. Занимательное естествознание. Кн. в 3 ч. Ростов-на-Дону: «Учитель», 2003.

14. Чёрная А.В. Традиционные игры Дона: этнопсихологический феномен. – Ростов-на-Дону: Изд-во Рост.гос.пед.ун-та, 2003.



планирование курса "Край Тихого Дона"
  • Биология
Описание:

Курс разработан на  основе авторской программы Н.П.Барковой, методиста РО ИПК и ПРО.Курс         «Край Тихого Дона» реализует духовно- нравственное направление внеурочной деятельности в 9 классе в рамках федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения. Главное назначение данного курса - ознакомление учащихся с историей донского казачьего края, воспитание патриотизма, любви и уважения своей малой родине, ее истории и культуре. Формирование навыков общения со сверстниками, младшими, взрослыми, совершенствование нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности, формирование элементарной эрудиции и общей культуры.

 

Важнейшим моментом воспитания в любом возрасте является приобщение к духу и культуре своего народа. Знание культуры своего народа, приобщение к духовным ценностям помогает воспитывать патриотов своей Родины. Воспитанные на духовных ценностях своего народа дети смогут принять активное участие в возрождении своего края, сохраняя менталитет, традиции и быт.

Автор Градиль Елена Александровна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Биология
Подраздел
Просмотров 536
Номер материала 44117
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓