Главная / Биология / планирование курса «Профилактика наркомании и ПАВ - зависимости».

планирование курса «Профилактика наркомании и ПАВ - зависимости».







Азовский район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Кагальницкая средняя общеобразовательная школа





«Утверждаю»

Директор МБОУ Кагальницкая СОШ

Приказ от 28.08.2014г.№ 271

Подпись руководителя_____________

/Демидова Н.И./





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



по курсу «Профилактика наркомании и ПВА зависимости»

Уровень общего образования (класс) основное общее образование, 8 класс

Количество часов – 35 часов

Учитель - Градиль Елена Александровна

Программа разработана на основе программы Г.П. Звездиной и И.А.Овчаренко «Профилактика наркомании и ПАВ - зависимости».





















СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО



Протокол заседания Заместитель директора по УВР

методического совета

МБОУ Кагальницкая СОШ ____________ /Плотникова Е.М./



от 28.08. 2014 года № 1

_________ /Скорикова Е.Н../

подпись руководителя МС ____ __________ 2014года





































Пояснительная записка.

Данная программа ориентирована на учащихся 8 класса и реализуется на основе следующих документов:

1.Федерального государственного образовательного стандарта общего образования

2.Базисного учебного плана РО 2014-2015 учебного года

3.Учебного плана МБОУ Кагальницкая СОШ

4. Данная программа составлена на основе программы Г.П. Звездиной и И.А.Овчаренко «Профилактика наркомании и ПАВ - зависимости».

В Федеральном компоненте государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, мышления, способствующего формированию всесторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью. Современному обществу нужна активная, мыслящая молодёжь, умеющая взять на себя ответственность, дать оценку себе и своим современникам, принимать осознанное решение по различным вопросам.

 Цель программы:  Создание  условий для формирования и развития личности Пропаганда здорового образа жизни. Организация досуга. Оказание помощи в профессиональном самоопределении.

Программа направлена на решение следующих задач:

- обеспечение школьника средствами самопознания; повышения представлений школьника о собственной значимости, ценности, укрепление у него чувства собственного достоинства; развитие навыков и умений, необходимых для уверенного поведения, для преодоления затруднений в учебе, в общении; формирование мотивации самовоспитания и саморазвития.

Общая характеристика курса. Программа адаптирована для учащихся 8 класса. Актуальность проведения работы по профилактике злоупотребления ПАВ с подростками обусловлена тем, что современные подростки оказались наиболее подвержены к употреблению наркотиков и других ПАВ. Современная социореальность характеризуется увеличением количества подростков, попадающих в группу риска по наркотизации.

Программа включает в себя разделы: «Самопознание», «Я и другие», «Гигиенические нормы и правила», «Культура потребления медицинских услуг».

Место учебного курса в учебном плане. Программа рассчитана на 34 часа в год, 1 час в неделю., каждое занятие включает теоретическую часть и практическое занятие, проводимое с использованием интерактивных методов (мозговой штурм, групповая дискуссия, игра, психологические упражнения). Содержание занятий отбирается в соответствии с возрастными особенностями учащихся.

Формы, методы работы.

1. Изучение физического и психического здоровья учащихся, перегрузок учащихся в учебной деятельности и их влияния на здоровье.

2. Тренинги по непрямой профилактике зависимостей, связанной с актуализацией основных жизненных ценностей и нахождением конструктивного выхода из конфликтных ситуаций как формы актуализации личности.

3. Работа в малых группах по отработке основных коммуникативных форм, норм общения, позволяющая найти свое новое положение в социуме.

4 Просвещение учащихся в области личной гигиены, антиалкогольная и антиникотиновая пропаганда, разъяснение последствий наркомании и СПИДа для человеческого организма.

5. Вовлечение учащихся в спортивно- оздоровительные объединения, привитие навыков здорового образа жизни.



Содержательные линии курса:

1.Общее представление о профилактике употребления ПАВ. Личность и навыки уверенного поведения, как фактор противостояния наркотизации.

2.Специфика психоэмоциональной сферы подростка. Формирование стрессоустойчивости.

3.Разумный выбор: жизнь, семья, здоровье.

4.ПАВ и последствия их употребления.

Содержание разделов сконструировано на основе межпредметной комплексной программы «Обучение здоровью в ОУ РФ» (2005 год) и программы «Здоровье» для10-11 классов, созданной под руководством В.Н.Касаткина(2003год).

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса:

  1. Оценивать содержание, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.

  2. Ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

  3. Определять последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составлять план последовательности действий;

  4. Уметь адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи, передавая содержание текста в соответствии с целью и соблюдая нормы построения текста (соответствие теме, жанру, стилю речи и др.);

  5. Ставить и формулировать проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

  6. Сформировать у учеников навыки отказа от употребления ПАВ в группе,

  7. иметь широкий арсенал средств решения конфликтных ситуаций, проведения свободного времени

  8. владеть навыками поддержания общения без прибегания к суррогатным формам общения,

  9. иметь навыки критического переосмысления информации, получаемой в группах,

  10. иметь сформировавшуюся точку зрения на наркоманию, алколголизм, табакокурение как сложно излечимые заболевания,

  11. знать о наступлении уголовной ответственности в случае хранения и употребления наркотиков;

  12. осознавать коммерческий характер рекламы алкогольных напитков и табачных изделий, критически ее оценивать.

Критерии определения уровня усвоения содержания курса.

Основным показателем усвоения содержания курса является наличие у учащихся сформированной установки на отказ употребления ПАВ, стремление к здоровому образу жизни, к построению гармоничных взаимоотношений с окружающими людьми, приобретение знаний в сфере профилактики употребления ПАВ.

дата


Тема урока

Элементы урока

Виды учебной деятельности

Текущий и промежуточный контроль


1

Раздел 1. Самопознание.

1

1.1

Принципы сохранения и укрепления здоровья.

Оценка уровня физического здоровья.

Психологические упражнения, тренинги


2

1.2

Знакомство с организмом человека.

Системы органов человека и их функции

Психологические упражнения, тренинги


3

1.3

Физиологические процессы в период взросления.

Этапы взросления подростка

Психологические упражнения, тренинги

Защита рефератов

4

1.4

Индивидуальные особенности развития тела.

Системы органов в период полового созревания

Психологические упражнения, тренинги


5

1.5.

Личная гигиена подростка.

Причины кожных заболеваний уход за кожей, волосами, гигиена одежды

Психологические упражнения


6

1.6

Методы оценки функционального состояния.

Диагностика на приборе «Армис»

Психологические упражнения, тренинги

Проведение функциональных проб

7

1.7

Моя самооценка.

Психологические тестирование


тестирование

8

1.8

Кризисы развития в период взросления.

Стресс, пути выхода из стресса




2. Я и другие

9

2.1

Положение личности в группе. Компоненты общения.

Индивид, индивидуальность, личность, группа.

Психологические упражнения, тренинги


10

2.2

Конфликты с родителями.

Семья, обязанности ее членов, ссора, конфликт, пути выхода

Психологические упражнения, тренинги


11

2.3

Дружба и друзья.

Отношения в группах

Психологические упражнения, тренинги

Представление реферата

12

2.4

Интересы мальчиков и девочек.

Гендерные роли

Психологические упражнения, тренинги


13

2.5

Выражение симпатии противоположному полу.

Как люди разных стран и народов выражают свои симпатии.



14

2.6

Биологические ритмы. Режим дня.

Годичные, месячные и суточные ритмы, их влияние на организм.


Представление презентации

15

2.7

Микроклимат в классе и дома. Способы снятия утомления.

Релаксация, медитация, спорт




3

Раздел 3. Культура потребления медицинских услуг.

16

3.1

Поведение на приеме у врача.

Нормы поведения

Психологические упражнения, тренинги


17

3.2

Типы медицинских учреждений и специалисты.

Типы медицинских учреждений и специалисты.

Психологические упражнения, тренинги


18

3.3

Альтернативная медицина.

Разнообразие медицинских услуг

Психологические упражнения, тренинги


19

3.4

Рецепт, аптека, лекарство.

Правила приема лекарств, запрещенные препараты

Психологические упражнения, тренинги



4. Предупреждение употребления психоактивных веществ.

20

4.1

Вред курения.


Состав табачных изделий, активное и пассивное курение

Психологические упражнения, тренинги

Представление рефератов

21

4.2

Вред курения.


Состав табачных изделий, активное и пассивное курение

Психологические упражнения, тренинги


22

4.3

Алкоголь и здоровье.

Состав алкоголя, влияние на здоровье

Психологические упражнения, тренинги

Создание проектов

23

4.4

Алкоголь и здоровье.

Состав алкоголя, влияние на здоровье

Психологические упражнения, тренинги


24

4.5

Психологически активные вещества.

ПАВ, тяжелые и легкие наркотики, применение в медицине, польза и вред

Психологические упражнения, тренинги

Создание проектов

25

4.6

Психологически активные вещества.

ПАВ, тяжелые и легкие наркотики, применение в медицине, польза и вред

Психологические упражнения, тренинги


26

4.7

Побочные эффекты от ПАВ.

ПАВ, тяжелые и легкие наркотики, применение в медицине, польза и вред

Психологические упражнения, тренинги


27

4.8

Умей сказать – нет.

Поведение в группе

Психологические упражнения, тренинги


28

4.9

Ответственность за употребление и распространение наркотиков.

Статьи закона

Психологические упражнения, тренинги


29

4.10

Мир растений. Польза и таящиеся опасности.

Наркотические, ядовитые растения

Психологические упражнения, тренинги

Создание проектов

30

4.11

Возможности, трудности и пути выздоровления курильщика, алкоголика и наркомана.

Наркозависимость, ломка, выход из тупика

Психологические упражнения, тренинги


31

4.12.

Помощь социума людям, прекратившим употребление ПАВ.

Реабилитационные центры, медучреждения

Психологические упражнения, тренинги


32

4.13

Игра «Суд над вредными привычками»

Вредные привычки и меры по их профилактике

Психологические упражнения, тренинги


33

4.14.

Здоровый образ жизни и я – вчера, сегодня, завтра.

Здоровье, его составляющие и меры сохранения

Психологические упражнения, тренинги

Создание проектов

34

4.15

Здоровый образ жизни и я – вчера, сегодня, завтра.

Здоровье, его составляющие и меры сохранения

Психологические упражнения, тренинги








Описание учебно-методическое и материально-технического обеспечение программы
Занятия проводятся в хорошо оснащенном кабинете биологии. В кабинете имеется компьютер, проектор, телевизор, мини библиотека с психологической  и художественной литературой , видеотека с воспитательной , профориентационной и психологической тематикой.

Литература

  1. Андриянова Г. «Маленькое путешествие для больших детей», Саратов, 2005

  2. Анн Л. «Психологический тренинг с подростками», Питер, 2007«

  3. Белогуров С.Б., Климович В.Ю. «Профилактика подростковой наркомании. Навыки противостояния и сопротивления распространению наркомании» Наглядно-методическое пособие. Центр ПЛАНЕТАРИУМ. Москва, 2004.

  4. Грецов А. «Тренинг креативности для старшеклассников», Питер, 2007

  5. Дереклеева Н. «Модульный курс учебной и коммуникационной мотивации учащихся», Москва, 2004

  6. Ефимова Н. «Психология взаимопонимания», Питер, 2004

  7. Зайцев Г. «Регуляция психики», Санкт-Петербург, 2003

  8. Потёмкина О. «Тесты для подростков», Москва, 2005

  9. Рязанова Д. «Тренинг с подростками», Москва, 2003

  10. Федоренко Л. «Психопрофилактика эмоционального напряжения», Санкт-Петербург, 2003

  11. Фопель К. «Как научить детей сотрудничать?», Москва, 1998

  12. Хухлаева О. «Тропинка к своему Я», Москва, 2005

Сайты с нормативными документами по образованию и методическими материалами:

  1. http: //www.school.edu.ru – Российский общеобразовательный портал;

  2. http: //www.ed.gov.ru – Федеральное агентство по образованию РФ Министерства образования и науки РФ;

  3. http: //www.edu.ru – Федеральный сайт Российского образования;

  4. http: //www.edu.km.ru – Образовательные проекты; 

  5. http: //www.ict.edu.ru – Информационно-коммуникационные технологии в образовании;

  6. http: //www.festival.1september.ru – Сайт педагогических идей «Открытый урок»;

  7. http: //www.vestniknews.ru – Журнал «Вестник образования России»;

  8. http: //www.fio.ru – Сайт Федерации Интернет-образования России;

  9. http: //www.sputnik.mto.ru – Спутниковый канал единой образовательной информационной среды;

  10. http: //www.eurekanet.ru – Инновационная образовательная сеть;

  11. http: //www.mediaeducation.ru – Лаборатория ТСО и медиаобразования института содержания и методов образования РАО;

  12. http: //www.pedlib.ru – Сайт педагогической библиотеки;

  13. http: //www.int-edu.ru – Каталог образовательных ресурсов, методические материалы.

Приложения к программе

Темы для исследовательских работ:

  1. Важность и необходимость здорового образа жизни.

  2. Их имена носят улицы нашего села

  3. Наркомания и её опасность.

  4. Самые весомые проблемы общества и государства – алкоголизм и «молодой» алкоголизм.

  5. Здоровые дети – здоровая нация.

  6. О вреде газированных напитков.

  7. О вреде курения.

  8. Энергетические напитки: вред или польза?







планирование курса «Профилактика наркомании и ПАВ - зависимости».
  • Биология
Описание:

    Общая характеристика курса. Программа адаптирована для учащихся 8 класса. Актуальность проведения работы по профилактике злоупотребления ПАВ  с подростками обусловлена тем, что современные подростки оказались наиболее подвержены к употреблению наркотиков и других ПАВ. Современная социореальность характеризуется увеличением количества подростков, попадающих в группу риска по наркотизации.

 

     Программа  включает в себя разделы: «Самопознание», «Я и другие», «Гигиенические нормы и правила», «Культура потребления медицинских услуг». 

Автор Градиль Елена Александровна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Биология
Подраздел
Просмотров 584
Номер материала 44202
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓