Муниципальное общеобразовательное учреждение « Средняя
общеобразовательная школа п. Липовский»
« Утверждаю»
«Рекомендовано»
«Согласовано»
Директор школы
Руководитель
ШМО
Зам.дир.поУВР
___________(Моторина
М.В.) __________(Кабашева
В.О.) __________(Лось
Л.А.)
Протокол № от
«___»______20
14г. «___»______20
14г. «___»______20 14г.
Рабочая программа
пропедевтического
курса по химии
(О.С.Габриелян,
И.Г.Остроумов, А.К.Ахлебинин)
«Химия.Вводный курс.
7 класс»
Учителя химии Моториной М.В.
Рассмотрено на заседании педагогического
совета, протокол № от «___» _______2014г.
2014-2015 учебный
год
Пояснительная записка.
Рабочая
программа пропедевтического курса химии 7 класса разработана на основе
Примерной программы основного общего образования по химии и Программы курса
химии для 7 классов общеобразовательных учреждений авторов О. С. Габриеляна и
И.Г. Остроумова «Старт в химию».
При разработке программы ориентация ставилась на то, что
пропедевтический курс не предусмотрен федеральным базовым учебным планом, и
наша инициатива вести его у нас в школе поддерживается руководством и
осуществляется за счет школьного компонента.
Рассчитана
программа на 35 часов(1 час в неделю).
Контрольных
работ – 2; практических работ – 6.
Курс
построен на идее реализации межпредметных связей химии с другими
естественными дисциплинами, введенными в обучение ранее или параллельно с
химией, а потому позволяет актуализировать химические знания учащихся,
полученные на уроках природоведения, биологии, географии, физики и других наук
о природе. В результате уменьшается психологическая нагрузка на учащихся с
появлением новых предметов. Таким образом, формируется понимание об
интегрирующей роли химии в системе естественных наук, значимости этого предмета
для успешного освоения смежных дисциплин. В конечном счете такая межпредметная
интеграция способствует формированию единой естественнонаучной картины мира уже
на начальном этапе изучения химии.
В соответствии с
требованиями государственного образовательного стандарта в курсе
подчеркивается, что химия — наука экспериментальная. Поэтому в 7-ом классе
рассматриваются такие методологические понятия учебного предмета, как
эксперимент, наблюдение, измерение, описание, моделирование, гипотеза, вывод.
Предложенный курс, как
в теоретической, так и в фактической своей части практикоориентирован: все
понятия, законы и теории, а также важнейшие процессы, вещества и материалы даются
в плане их практического значения, применения веществ в повседневной жизни и их
роли в живой и неживой природе.
Курс химии 7-го класса
включает четыре главы: 1. «Химия в центре естествознания», 2. «Математика в
химии», 3. «Явления, происходящие с веществами», 4. «Рассказы по химии».
С целью получения и закрепления основных навыков работы с
химическими веществами, посудой и оборудованием в курсе предусмотрено
выполнение учащимися лабораторных опытов, демонстрационных опытов, шести
практических работ, в том числе двух, вынесенных в качестве домашнего
эксперимента («Выращивание кристаллов», «Изучение процесса коррозии железа»).
Рубежный контроль знаний осуществляется проведением двух контрольных работ по
темам «Математика в химии» и «Явления, происходящие с веществами».
Для реализации программы используются :
Габриелян О.С. Химия. Вводный курс. 7 класс: учеб. пособие
О.С.Габриелян, И.Г. Остроумов, А.К. Ахлебинин.- М.: Дрофа, 2013.
Учебное пособие готовит учащихся к восприятию нового предмета, базируется на
изучении веществ и химических процессов, знакомых школьникам из повседневной
жизни, с минимальным использованием химических формул, уравнений, реакций и
расчетных задач. Данное пособие дополняет учебно-методический комплект / О.С.
Габриеляна.
О.С. Габриелян, Г.А. Шипарева. Химия. Рабочая
тетрадь к учебному пособию О.С.
Габриеляна, И.Г. Остроумова, А.К. Ахлебинина
«Химия. Вводный курс. 7 класс» М.: Дрофа, 2013.
Рабочая тетрадь к учебнику О. С. Габриеляна и Г. А.
Шипаревой для 7 класса содержит практические задания по
химии, которые в полной мере согласуются с материалами учебника. Рабочая
тетрадь также содержит описания лабораторных работ по химии, которые ученики 7
классов выполняют в рамках учебного курса химии на уроках совместно с учителем.
Рабочая тетрадь наряду с учебником образуют единый дидактически целостный
учебно-методический комплекс по химии для 7 класса
Основные цели и задачи курса:
•
подготовить учащихся к изучению серьезного учебного предмета;
•
разгрузить, насколько это возможно, курс химии основной
школы;
•
сформировать
устойчивый познавательный интерес к химии;
•
отработать те предметные знания и умения (в первую очередь
экспериментальные умения, а также умения решать расчетные задачи),
на формирование которых не хватает времени при изучении химии в 8-м и 9-м
классах;
•
рассказать о ярких, занимательных, эмоционально насыщенных
эпизодах становления и развития химии, чего учитель, находясь в вечном
цейтноте, почти не может себе позволить;
•
интегрировать
знания по предметам естественного цикла
основной школы на основе учебной
дисциплины «Химия».
В результате изучения химии ученик должен:
знать/понимать
химическую символику: знаки некоторых химических элементов,
важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительная атомная и молекулярная
массы, агрегатное состояние вещества.
уметь
называть: некоторые химические элементы и
соединения изученных классов;
объяснять: отличия физических
явлений от химических;
характеризовать: способы разделения смесей, признаки химических
реакций;
составлять: рассказы об ученых, об элементах и веществах;
обращаться с химической посудой и
лабораторным оборудованием;
распознавать опытным
путем: кислород,
углекислый газ, известковую воду
и некоторые другие вещества при помощи качественных реакций;
вычислять: массовую долю химического
элемента по формуле соединения,
объемную долю газа в смеси, массовую долю вещества в растворе, массовую долю
примесей;
использовать
приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
·
безопасного обращения с
веществами и материалами;
·
экологически
грамотного поведения в окружающей среде;
·
оценки
влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
·
критической
оценки информации о веществах, используемых в быту;
·
приготовления растворов заданной концентрации.
Содержание тем учебного курса химии 7 класс.
№
п\п
|
перечень разделов, тем последовательность их изучения.
|
основные изучаемые вопросы
|
количество часов на изучение каждой темы.
|
виды и формы контроля.
|
1.
|
Тема 1. Химия
в центре естествознания (11
ч)
|
знать/понимать
химическую символику: знаки некоторых химических элементов,
важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула,
относительная атомная и молекулярная массы, агрегатное состояние вещества.
уметь
называть: некоторые химические элементы и
соединения изученных классов;
обращаться с химической посудой и
лабораторным оборудованием;
распознавать опытным
путем: кислород,
углекислый газ, известковую
воду и некоторые другие вещества при помощи качественных реакций;
использовать
приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- безопасного обращения с веществами и материалами;
- экологически грамотного поведения
в окружающей среде;
- критической оценки информации о
веществах, используемых в быту;
|
11ч.
|
Проверочные, самостоятельные работы, практические работы-(2).
|
2.
|
Тема 2.
Математические расчеты в химии (10 ч)
|
- знать/понимать
важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительная атомная и молекулярная
массы.
уметь
обращаться с химической посудой и
лабораторным оборудованием;
вычислять: массовую долю
химического элемента по формуле соединения, объемную долю газа в смеси, массовую долю
вещества в растворе, массовую долю примесей;
использовать
приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- безопасного обращения с веществами и материалами;
- оценки влияния химического
загрязнения окружающей среды на организм человека;
- приготовления растворов заданной
концентрации
|
10ч.
|
Самостоятельные работы. Тесты. Контрольная работа-(1), практическая
работа-(1).
|
3.
|
Тема 3.
Явления, происходящие с веществами (11 ч)
|
знать/понимать
важнейшие химические понятия: агрегатное состояние
вещества.
уметь
объяснять: отличия физических
явлений от химических;
характеризовать: способы разделения смесей, признаки
химических реакций;
обращаться с химической посудой и
лабораторным оборудованием;
использовать
приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- безопасного обращения с веществами и материалами;
- критической оценки информации о
веществах, используемых в быту;
|
11ч.
|
Самостоятельные работы. Тесты. Контрольная работа-(1), практические
работы-(3).
|
4.
|
Рассказы по химии (2ч)
|
Знать
Уметь знать/понимать
составлять: рассказы об ученых, об элементах и веществах;
обращаться с химической посудой и
лабораторным оборудованием;
использовать
приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- безопасного обращения с веществами и материалами;
- критической оценки информации о
веществах, используемых в быту;
|
2ч.
|
Конференция, конкурс сообщений.
|
|
Р.В.(1ч.)
|
|
1ч.
|
|
|
итого
|
|
35ч.
|
|
№
п\п
|
Наименование раздела
|
Тема урока
|
Тип урока
|
Вид контроля. Измерители.
|
Использование ИКТ. Эксперимент
|
Дата проведения
|
д\з
|
I.
|
Химия в центре естествознания. (11ч.)
|
|
|
|
|
План
|
|
факт
|
1.
|
|
1 Химия как часть
естествознания. Предмет химии. Вводный инструктаж по ТБ.
|
Урок формирования новых знаний
|
Естествознание предмет химии. Вещества. Тела.
|
Д.1.
Коллекция разных тел из одного вещества.
Д.
2. Коллекция различных тел.
Л.О.1 Описание свойств О2
|
сентябрь
|
§1, упр.4-6
|
2.
|
|
2. Методы изучения естествознания
|
Урок формирования новых знаний.
|
Наблюдение,
гипотеза, эксперимент, лаборатория. Способы фиксации результатов.
|
Д.
3. Учебное оборудование, используемое при изучении физики, химии, биологии,
географии.
Л.О. 2 Строение пламени свечи.
|
сентябрь
|
§2, упр. 1-4
|
3.
|
|
3. П.Р. № 1. Знакомство с
лабораторным оборудованием. Правила ТБ при работе в химической лаборатории.
|
Комбинированный урок.
|
А17 (1.5,
4.1,5.1,5.2)
|
|
сентябрь
|
§1, 2, стр.14-22
|
4.
|
|
4. П.Р. №2 Наблюдение за горящей свечой.
Устройство спиртовки. Правила работы с нагревательными приборами.
|
Комбинированный урок.
|
А17 (1.5,
4.1,5.1,5.2)
|
|
сентябрь
|
Стр.22-23
|
5.
|
|
5. Моделирование.
|
Комбинированный урок.
|
Моделирование, модели, электрофорная машина (абстрактная модель
молнии). Биологические муляжи. Модели в химии: материальные (модели атомов,
молекул, кристаллов; аппараты) и знаковые (хим. символы, ф-ы, ур-ия хим-их р-ий).
|
Д.
4. Электрофорная машина в действии.
Д.
5. Географические модели – глобус, карта.
Д.
6. Биологические модели – муляжи органов, систем органов растений, животных,
человека
Д. 7. Физические и химические модели атомов, молекул кристаллическая
решетка.
|
октябрь
|
§3, упр. 1-4
|
6.
|
|
6. Химическая
символика.
|
Комбинированный урок
|
Хим-ие знаки, хим-ие формулы, индексы, коэффициенты.
|
Д.
8. Объемные и шаростержневые модели H2O, CO2, SO2, CH4.
|
октябрь
|
§4, упр.4-6
|
7.
|
|
7.
Химия и физика.
Универсальный характер молекул – кинетической теории.
|
|
|
Д.
9. Распространение запаха одеколона, духов или дезодоранта, как процесс
диффузии.
Д.
10. Образцы твердых в-в, кристаллического строения.
Д.
11. Модели кристаллических решеток.
Л.О.
3 Наблюдение броуновского движения частичек черной туши под микроскопом
|
октябрь
|
§5, упр.1-6
|
8.
|
|
8.
Химия и физика. Агрегатные состояния вещества.
|
|
Агрегатное состояние веществ: твердых, жидких, газообразных, плазмы.
|
Д.12.
Три агрегатных состояния H2O.
Д.13.
Переливание CO2 в стакан уравновешивание
на весах.
Д.14.
кристаллические и аморфные вещества и изделия из них.(ИКТ)
|
октябрь
|
§6, упр.6-8
|
9.
|
|
9.
Химия и география.
|
|
|
Д.
15. Коллекция минералов.
Д.16.
Коллекция горных пород.
|
ноябрь
|
§7, упр.1-7
|
10.
|
|
10. Химия и биология.
|
|
|
Д.
17. Спиртовая экстракция хлорофилла.
Л.О.
5 Обнаружение жира в подсолнечнике и грецких орехах.
Л.О.
б. Обнаружение эфирных масел в корке апельсина.
Л.О.
7. Обнаружение белка клейковины и крахмала в пшеничной муке.
|
ноябрь
|
§8,
упр.4-6
Д.Э.6-8
|
11.
|
|
11. Качественные
реакции в химии.
|
|
Качественные реакции.
|
Д.
19. Качественная реакция наO2
Д.
20. Качественная реакция на CO2.
Д.
21. Качественная реакция на известковую воду.
Л.О.
8. Обнаружение CO2 в выдыхаемом воздухе
известковой водой.
|
ноябрь
|
§9,
упр.4-7
Д.Э.9
|
II.
|
Математические расчеты в химии. (10 ч.)
|
|
|
|
|
|
|
12.
|
|
1. Относительная
атомная и молекулярная массы.
|
Урок объяснения нового материала
|
Ar, Mr.
|
ИКТ
|
ноябрь
|
§10, упр.4-6
|
13.
|
|
2. Массовая доля
химических элементов в сложном веществе.
|
Комбинированный урок
|
А19 (4.4.1) С2 (4.4.2)
|
Д.
1. Минералы куприт, тенорит.
Д. 2. Оксид ртути (II)
|
декабрь
|
.§11,
упр.2-3
|
14.
|
|
3. Чистые
вещества и смеси.
|
Урок объяснения нового материала.
|
Чистые вещества и смеси. Смеси: газообразные, жидкие, твердые;
гомогенные, гетерогенные.
|
Д.
3.Коллекция различных видов мрамора и изделий из него.
Д.
4. Разделение смеси песка и сахара.
Д.
5. Центрифугирование.
Д.
6.Фильтрование.
|
декабрь
|
§12,
упр.4-6
Д.Э.1
|
15.
|
|
4. Объемная доля
компонента газовой смеси.
|
Урок усвоения знаний
|
Объёмная доля. А19 (4.4.1) С2 (4.4.2)
|
Д.
7. Диаграмма объемного состава воздуха.
Д. 8. Диаграмма объемного состава природного газа.
|
декабрь
|
§13, упр.2-4
|
16.
|
|
5. Массовая доля
растворенного вещества в растворе.
|
Комбинированный урок
|
Массовая доля. А19 (4.4.1) С2 (4.4.2)
|
Д. 9. Приготовление раствора с заданной массой и массовой долей
растворенного вещества.
|
декабрь
|
§14,
упр.2-4, стр.77,
Д.Э.2
|
17.
|
|
6.. П.Р. №.3
«Приготовление раствора с заданной массовой долей растворенного вещества»
|
Урок -практика
|
|
|
январь
|
|
18.
|
|
7. Массовая
доля примесей.
|
Комбинированный урок.
|
Примеси. А19 (4.4.1)
|
Д. 10. Образцы в-в и материалов содержащих определенную долю
примесей.
|
январь
|
§15, упр.3-4, Д.Э.2
|
19.
|
|
8.Решение
задач и упражнений по теме «Математические расчеты в химии»
|
Комбинированный урок
|
.
|
ИКТ
|
январь
|
§16, упр.3-4
|
20.
|
|
9. Обобщение и
систематизация, коррекция знаний по теме «Математические расчеты в химии»
|
|
|
|
январь
|
§10-16
|
21.
|
|
10. К.Р.
№1 «Математические расчеты в химии».
|
Урок контроля
|
|
|
февраль
|
|
III.
|
Явления, происходящие с веществами. (11ч.)
|
|
|
|
|
|
|
22.
|
|
1.Разделение смесей.
|
|
Смеси; просеивание, отстаивание, декантация, центрифугирование,
делительная воронка, разделение магнитом.А6 (2.1)
|
Д. 1. Просеивание через сито муки и сахара.
Д. 3. Разделение S и
песка.
Д. 4. Разделение воды и растительного масла
делительной воронкой.
Д. 5. Центрифугирование.(ИКТ)
|
февраль
|
§17, Д.Э.5
|
23.
|
|
2.
Фильтрование.
|
|
Фильтрат, фильтр. А6 (2.1)
|
Д. 6. Фильтрование.
Д. 7. Респираторные маски и марлевые
повязки. Л.О. 1. Изготовление фильтра из фильтровальной бумаги или бумажной
салфетки.
|
февраль
|
§17, Д.Э.2,3
|
24.
|
|
3.
Адсорбция.
|
|
Адсорбция, сорбенты. Устройство противогаза, активированный уголь А6
(2.1).
|
Д. 8. Адсорбционные свойства активированного
угля.
Д. 9. Селикагель и его применение в быту и
легкой промышленности.
Д. 10. Противогаз и его устройство.
|
февраль
|
§17, Д.Э. 4,5
|
25.
|
|
4.
Дистилляция, кристаллизация, выпаривание
|
Урок объяснения нового материала.
|
Дистилляция, дистиллятор, дистиллированная вода. Кристаллизация,
кристаллизаторы. А6 (2.1)
|
Д. 11. Получение дистиллированной воды.
Д. 12. Коллекция нефть и нефтепродукты.
|
март
|
§17, П.Р.№4, стр.96-97
|
26.
|
|
5.П.Р.
.№.4 (домашний эксперимент).
« Выращивание кристаллов соли». Обсуждение работы. Итоги конкурса на
лучший кристалл.
|
Урок-практика.
|
|
|
март
|
П.Р.№5
|
27.
|
|
6.
П.Р. №5 «Очистка поваренной соли»
|
Урок-практика.
|
|
|
март
|
|
28.
|
|
7.
Химические реакции.
|
Комбинированный урок.
|
Химические реакции. Условия течения и прекращения реакций. А6 (2.1)
|
Д. 14. Взаимодействие S и Fe при
t.
Д. 15. Получение CO2 взаимодействием мрамора кислотой и
обнаружение его известковой водой.
Д. 16. Каталитическое разложение H2O2
(MnO2) Д. 17. Ферментативное разложение H2O2.
Д. 18. Кислотный огнетушитель, его
устройство, принцип действия.ИКТ
|
апрель
|
§18, Д.Э.6
|
29.
|
|
8.
Признаки химических реакций.
|
Комбинированный урок.
|
|
Д. 19. Реакции нейтрализации с
фенолфталеином.
Д. 21. Получение осадка Cu(OH)2
и Fe(OH)3 реакций обмена.
Д. 22. Получение CO2
из карбоната натрия с
кислотой.
Л.О. 2. Изучение устройства зажигалки и её
пламени.
|
апрель
|
§19, Д.Э.7-10, П.Р.№:6
|
30.
|
|
9..
П.Р. №6 (домашний эксперимент) Коррозия металлов. Обсуждение итогов, конкурс
на лучший эксперимент.
|
Урок-практика
|
|
|
.апрель
|
§17-19
|
31.
|
|
10.
Обобщение систематизация, коррекция знаний по теме.
|
Урок-соревнование.
|
|
|
.апрель
|
§17-19
|
32.
|
|
11.
К.Р. №2. «Явления, происходящие с веществами».
|
Урок контроля
|
|
|
.май
|
Подготовка к конференции
|
IV.
|
Рассказы по химии. (2 ч.)
|
|
|
|
|
|
|
33.
|
|
1.
Ученическая конференция. «Выдающиеся русские ученые химики»
|
|
|
ИКТ
|
май
|
Подготовка к конкурсу
|
34.
|
|
2. Конкурс ученических проектов «Мое любимое
вещество»
|
Урок -конкурс
|
|
ИКТ
|
.май
|
|
35.
|
Р.В.(1ч.)
|
|
|
|
|
.май
|
|
Итого: контрольных работ- 2;
практических работ- 6, из них 2 домашние практические работы.
ТРЕБОВАНИЯ
К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ учащихся 7 класса
В результате изучения химии ученик
должен:
знать/понимать
химическую символику: знаки некоторых
химических элементов,
важнейшие химические понятия: химический
элемент, атом, молекула, относительная
атомная и молекулярная массы, агрегатное состояние вещества.
уметь
называть: некоторые
химические элементы и соединения изученных классов;
объяснять: отличия физических явлений от химических;
характеризовать: способы разделения смесей, признаки химических реакций;
составлять: рассказы об ученых, об элементах и
веществах;
обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
распознавать опытным путем: кислород, углекислый
газ, известковую воду и некоторые другие вещества при помощи качественных
реакций;
вычислять: массовую долю химического элемента по формуле
соединения, объемную долю газа в смеси, массовую долю
вещества в растворе, массовую долю примесей;
использовать приобретенные знания и умения
в практической деятельности и повседневной жизни для:
·
безопасного
обращения с веществами и материалами;
·
экологически грамотного поведения в окружающей среде;
·
оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
·
критической оценки информации о веществах, используемых в быту;
·
приготовления растворов заданной концентрации.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.