Главная / ИЗО, МХК / Планирование. Программа учебного предмета «Изобразительное искусство» 5 класс,

Планирование. Программа учебного предмета «Изобразительное искусство» 5 класс,


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа «Яктылык»


РАССМОТРЕНО

на заседании школьного МО

протокол  № __ от 28.08. 2014г.

рук. МО _______/___________

СОГЛАСОВАНО

заместитель директора по УВР

МБОУ СОШ «Яктылык»

_________ / Р.А.Исмагилова

 

28.08.2014 г

УТВЕРЖДАЮ

директор МБОУ СОШ

 «Яктылык»

___________  / Р.Р.Газизов

 

28.08.2014 г





Программа учебного предмета

«Изобразительное искусство»

5 класс, базовый уровень.

35 часов

2014-2015 учебный год


Программа составлена на основе Программы для общеобразовательных учреждений. под ред. Б.М. Неменского «Изобразительное искусство» 5-9 классы, М. «Просвещение», 2013г.

Учебник: 5 класс - Декоративно-прикладное искусство в жизни человека (авт. Горяева Н. А., Островская О. В. под ред. Неменского Б.М), М. «Просвещение», 2012г.


Учитель изобразительного искусства

Хайруллов В.Г



Пояснительная записка

Программа «Изобразительное искусство. 5 класс» составлена в соответствии

- с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

- авторской программы Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство. 5 – 9 классы».: прогр. /Сост. Б.М.    Неменский.- М.: Просвещение, 2011.

Программа учитывает традиции российского художественного образования, современные инновационные методы. Смысловая и логическая последовательность программы обеспечивает целостность учебного процесса и преемственность этапов обучения. Программа предусматривает включение национального компонента, определенного статусом школы.

Программа рассчитана на 35 часов (1 час в неделю).

Основная цель школьного предмета «Изобразительное искусство» - развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.

Художественное развитие осуществляется в практической, деятельностной форме в процессе личностного художественного творчества.

Основные формы учебной деятельности – практическое художественное творчество посредством овладения художественными материалами, зрительское восприятие произведений искусства и эстетическое наблюдение окружающего мира.

Основные задачи предмета:

- формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства;

- освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей;

- формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально-пространственной формы;

- развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределённости;

- формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;

- воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в её архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека;

- развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;

- овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анализу и структурированию визуального образа на основе его эмоционально-нравственной оценки;

- овладение основами культуры практической работы различными художественными материалами и инструментами для эстетической организации и оформления школьной, бытовой и производственной среды.

Программа объединяет практические художественно-творческие задания, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности в единую образовательную структуру, образуя условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Программа построена на принципах тематической целостности и последовательности развития курса, предполагает чёткость поставленных задач и вариативность их решения. Программа предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности, диалогичность и сотворчество учителя и ученика. На изучение этно-культурного компонента возможно выделение 8 – 10 % времени.


Содержание предмета построено по принципу углубленного изучения каждого вида искусства.

Тема 5 класса – «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» - посвящена изучению группы декоративных искусств, в которых сильна связь с фольклором, с народными корнями искусства. Здесь в наибольшей степени раскрывается свойственный детству наивно-декоративный язык изображения, игровая атмосфера, присущая как народным формам, так и декоративным функциям искусства в современной жизни. При изучении темы данного года необходимо сделать в акцент на местные художественные традиции и конкретные промыслы, а также национальные образы татарского народа в декоративно-прикладном творчестве.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета:

- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного населения народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;

- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

- формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

- формирование осознанного, уважительного, доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;

- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;\

- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действия в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

- формирование основ художественной культуры обучающихся как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;

- развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;

- освоение художественной культуры во всём многообразии её видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощённых в пространственных формах;

- воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;

- приобретение опыта создания художественного опыта в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);

- приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств;

- осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;

- развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.

5 класс Учащиеся должны знать:

- истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;

- особенности уникального крестьянского искусства (традиционность, связь с природой, коллективное начало, масштаб космического в образном строе рукотворных вещей, множественность вариантов – варьирование традиционных образов, мотивов, сюжетов);

- семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки);

- несколько народных художественных промыслов России;

Учащиеся должны уметь:

- пользоваться приёмами традиционного письма при выполнении практических заданий (Гжель, Хохлома, Городец, Полохов-Майдан, Жостово и др.)

- различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных народов и времён (например, Древнего Египта, Древней Греции, Китая, Средневековой Европы, Западной Европы 17 века);

- различать по материалу, технике исполнения современные виды декоративно-прикладного искусства (художественное стекло, керамика, ковка, литьё, гобелен, батик и т.д.);

- выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов, а так же видеть единство материала, формы и декора.

- умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения;

- уметь передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);

- умело выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традициях народного искусства на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;

- создавать художественно-декоративные объекты предметной среды, объединённые единой стилистикой (предметы быта, мебель, одежда, детали интерьера определённой эпохи);

- владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объёма, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объёмных декоративных композиций.

Критерии оценки

Оценка «5» - поставленные задачи выполнены быстро и хорошо, без ошибок; работа выразительна, интересна.

Оценка «4» - поставленные задачи выполнены быстро, но работа не выразительна, хотя и не имеет грубых ошибок.

Оценка «3» - поставленные задачи выполнены частично, работа не выразительна, в ней можно обнаружить грубые ошибки.

Оценка «2» - поставленные задачи не выполнены


Учебно-методическое обеспечение.

Данная программа обеспечена учебно-методическими комплектами для каждого класса общеобразовательных учреждений. В комплекты входят следующие издания под редакцией Б.М. Неменского.

Учебники:

  1. Горяева Н.А., О.В. Островская «Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс» под редакцией Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 2012.



.Пособия для учителей:

  1. Горяева Н.А. «Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство. Методическое пособие. 5 класс» под редакцией Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 2006.

  2. Горяева Н.А. «Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. Методическое пособие. 6 класс» под редакцией Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 2006.






Календарно-тематическое планирование 5 класс.

Тема

Элементы содержания

Оснащённость урока

Требования к уровню подготовки

Формы и методы обучения

1

Древние образы в народном искусстве.

Традиционные образы народного прикладного искусства. Солярные знаки, конь, птица, мать-земля, дерево жизни как выражение мифопоэтических представлений человека о жизни природы, о мире, как обозначение жизненно важных для человека смыслов, как память народа. Связь образа матери-земли с символами плодородия. Форма и цвет как знаки, символизирующие идею обожествления солнца, неба и земли нашими далёкими предками.

Мультимедийная презентация.

Уметь объяснять глубинные смыслы основных знаков-символов традиционного крестьянского прикладного искусства, отмечать их лаконично-выразительную красоту.

Сравнивать, сопоставлять, анализировать декоративные решения традиционных образов в орнаментах народной вышивки, резьбе и росписи по дереву, видеть в них многообразное варьирование трактовок.

Создавать выразительные декоративно-обобщительные изображения на основе традиционных образов.

Осваивать навыки декоративного обобщения в процессе выполнения практической работы.

Индивидуальная работа.

Объяснительно-иллюстративный.

2

Убранство русской избы.

Дом – мир, обжитой человеком, образ освоенного пространства. Дом как микрокосмос. Единство конструкции и декора в традиционном крестьянском жилище. Отражение картины мира в трёхчастной структуре и в декоре крестьянского дома (крыша, фронтон – небо, рубленая клеть, земля, подклеть – подземный мир; знаки-образы в декоре избы, связанные с разными сферами обитания). Декоративное убранство крестьянского дома: охлупень, полотенце, причелины, лобовая доска, наличники, ставни. Символическое значение образов и мотивов в узорном убранстве русских изб.

Мультимедийная презентация.

Понимать и объяснять целостность образного строя традиционного крестьянского жилища, выраженного в его трёхчастной структуре и декоре.

Раскрывать символическое значение, содержательный смысл знаков-образов в декоративном убранстве избы.

Определять и характеризовать отдельные детали декоративного убранства избы как проявление конструктивной, декоративной и изобразительной деятельности.

Находить общее и различное в образном строе жилища разных народов.

Создавать эскизы декоративного убранства избы.

Осваивать принципы декоративного обобщения в изображении.

Самостоятельная работа.

Объяснительно-иллюстративный.

3

Внутренний мир русской избы.

Деревенский мудро устроенный быт. Устройство и символика внутреннего пространства крестьянского жилища. Жизненно важные центры в крестьянском доме: печь, красный угол, коник, полати и др. круг предметов быта, труда, включение их в пространство дома. Единство пользы и красоты в организации пространства дома.

Заготовочный материал.

Сравнивать и называть конструктивные декоративные элементы устройства жилой среды крестьянского дома.

Осознавать и объяснять мудрость устройства традиционной жилой среды.

Сравнивать, сопоставлять интерьеры крестьянских жилищ у разных народов, находить в них черты национального своеобразия.

Создавать цветовую композицию внутреннего пространства избы.

Фронтальный опрос.

Беседа.

4

Конструкция и декор предметов народного быта и труда народов Поволжья.


Предметы народного быта: посуда, ковши, хлебницы и др. символическое значение декоративных элементов в резьбе и росписи. Народный декор – не только украшение предмета, но и выражение представлений людей о мироздании в образной форме. Превращение бытового, утилитарного предмета в образ.

Мультимедийная презентация

Уметь выстраивать орнаментальную композицию в соответствии с традицией народного искусства.

Сравнивать и находить общее и особенное в конструкции, декоре традиционных предметов крестьянского быта и труда.

Рассуждать о связях произведений крестьянского искусства с природой.

Понимать, что декор не только украшение, но и носитель жизненных смыслов.

Отмечать характерные черты, свойственные народным мастерам-умельцам.

Изображать выразительную форму предметов крестьянского быта и украшать её.


Самостоятельная работа.

Беседа

5

Русская народная вышивка.


Крестьянская вышивка -хранительница древних образов и мотивов, устойчивости их вариативных решений. Условность языка орнамента, его символическое значение. Особенности орнаментальных построений в вышивках полотенец, подзоров, женских рубах и др. связь образов и мотивов крестьянской вышивки с природой, их необычайная выразительность. Символика цвета в крестьянской вышивке.

Заготовочный материал.

Анализировать и понимать особенности образного языка народной вышивки, разнообразие трактовок традиционных образов.

Создавать самостоятельные варианты орнаментального построения вышивки с опорой на народную традицию.

Выделять величиной, выразительным контуром рисунка, цветом, декором главный мотив, дополняя его орнаментальными поясами.

Использовать традиционные для вышивки сочетания цветов.

Осваивать навыки декоративного обобщения.

Оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих сверстников с точки зрения выразительности декоративной формы.

Работа в парах.

Беседа.

6

Народный праздничный костюм.


Народный праздничный костюм - целостный художественный образ. Северорусский комплекс и южнорусский комплекс женской одежды. Рубаха – основа женского и мужского костюмов.

Свадебный костюм. Формы и декор женских головных уборов.

Мультимедийная презентация

Понимать и анализировать образный строй народного праздничного костюма, давать ему эстетическую оценку.

Соотносить особенности декора женского праздничного костюма с мировосприятием и мировоззрением наших предков.

Объяснять общее и особенное в образах народной праздничной одежды регионов России.

Осознавать значение традиционного праздничного костюма как бесценного достояния культуры народа.

Создавать эскизы народного праздничного костюма, его отдельных элементов, выражать в форме, в цветовом решении, орнаментике костюма черты национального своеобразия.


Работа индивидуальная

Объяснительно-иллюстративный.

7

Татарский праздничный костюм

Народный праздничный костюм - целостный художественный образ. Северорусский комплекс и южнорусский комплекс женской одежды. Разнообразие форм и украшений народного праздничного костюма татар.

Свадебный костюм. Формы и декор женских головных уборов.

Идеи плодородия в образном строе татарского народного праздничного костюма.

Растительное значение орнамента в народном костюме татар. Символика цвета в народной одежде.

Мультимедийная презентация

Понимать и анализировать образный строй татарского народного праздничного костюма, давать ему эстетическую оценку.

Соотносить особенности декора женского праздничного костюма с мировосприятием и мировоззрением наших предков.

Объяснять общее и особенное в образах народной праздничной одежды регионов России.

Осознавать значение традиционного праздничного костюма как бесценного достояния культуры народа.

Создавать эскизы народного праздничного костюма татар, выражать в форме, в цветовом решении, орнаментике костюма черты национального своеобразия.


Работа индивидуальная

Объяснительно-иллюстративный.

8

Народные праздничные обряды

Календарные народные праздники – это способ участия человека, связанного с землёй, в событиях природы, это коллективное ощущение целостности мира, народное творчество в действии. Обрядовые действия народного праздника. Татарский народный праздник – Сабантуй. История возникновения праздника. География распространения. Национальные праздники символическое значение. Татарские праздники Навруз, Сомбелэ.

Мультимедийная презентация

Характеризовать праздник как важное событие, как синтез всех видов творчества.

Понимать атмосферу праздничного действа.

Понимать и объяснять ценность уникального народного искусства как живой традиции, питающей живительными соками современное декоративно-прикладное искусство.

Работа индивидуальная

Беседа.

9-10

Древние образы в современных народных игрушках.


Магическая роль глиняной игрушки в глубокой древности. Традиционные древние образы. Живучесть древних образов в современных народных игрушках. Особенности пластической формы, цветового строя и элементов росписи глиняных игрушек (филимоновской, дымковской, каргопольской игрушек).

Мультимедийная презентация

Размышлять, рассуждать об истории возникновения современной народной игрушки.

Сравнивать, оценивать форму, декор игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам.

Осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием выразительной формы игрушки и украшением её декоративной росписью в традиции одного из промыслов.

Самостоятельная работа.

Беседа.

11

Искусство Гжели.

История развития промысла, его слияние с художественной промышленностью. Разнообразие и скульптурность посудных форм, единство формы и декора. Особенности гжельской росписи.

Мультимедийная презентация

Эмоционально воспринимать, выражать своё отношение, давать эстетическую оценку произведениям гжельской керамики.

Сравнивать благозвучное сочетание синего и белого в природе и в произведениях гжели.

Владеть навыками работы в конкретном материале (акварель). Уметь передавать единство формы и декора, взаимосвязь художественно-выразительных средств с функциональностью предмета.

Индивидуальная работа Беседа.

12

Городецкая роспись.

История развития промысла. Единство формы предмета и его декора, основные элементы декоративных композиций. Композиция орнаментальной и сюжетной росписи; изящество изображения, отточенность линейного рисунка. Приемы росписи.

Мультимедийная презентация

Эмоционально воспринимать, выражать своё отношение, давать эстетическую оценку произведениям городецкого промысла.

Выявлять общность в городецкой и гжельской росписях, определять характерные особенности произведений городецкого промысла.

Осваивать основные приёмы кистевой росписи Городца, овладевать декоративными навыками.

Создавать композицию росписи в традиции Городца.

Уметь применять художественные материалы (гуашь) и язык декоративно-прикладного искусства (форма, пропорции, линия, ритм, цвет, масштаб) в творческой работе.

Индивидуальная работа Беседа.

13

Жостово. Роспись по металлу.


Из истории промысла. Разнообразие форм подносов и вариантов построения цветочных композиций (рамочная и геральдическая).

Жостовская роспись – свободная кистевая, живописная импровизация. Создание в живописи эффекта освещённости, объёмности в изображении цветов.

Художественные особенности жостовской росписи и приемы письма.

Заготовочный материал.

Эмоционально воспринимать, выражать своё отношение, давать эстетическую оценку произведениям жостовского промысла.

Соотносить многоцветье цветочной росписи на подносах с красотой цветущих лугов.

Осознавать единство формы и декора в изделиях мастеров.

Осваивать основные приёмы жостовского письма.

Создавать фрагмент жостовской росписи в живописной импровизационной манере в процессе выполнения творческой работы.

Уметь использовать гуашь в творческой работе; выполнять орнаментальную композицию определенного типа, учитывая форму предмета

Индивидуальная работа

14

Хохлома.

Краткие сведения из истории развития хохломского промысла. Своеобразие хохломской росписи. Связь традиционного орнамента с природой. Травный узор, или «травка», - главный мотив хохломской росписи. Основные элементы травного орнамента, последовательность его выполнения.

Роспись «под фон», или фоновое письмо, его особенности. Причудливо-затейливая роспись «кудрина».

Национальные мотивы в «золотой»росписи посуды Башкирии.

Заготовочный материал.

Эмоционально воспринимать, выражать своё отношение, давать эстетическую оценку произведениям Хохломы.

Иметь представление о видах хохломской росписи («травка», роспись «под фон», «кудрина»), различать их.

Создавать композицию травной росписи в единстве с формой, используя основные элементы травного узора.


Фронтальный опрос.

Работа в парах.

15

Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте.

Краткие сведения из истории. Значение промысла для

отечественной народной культуры. Природный мотив в изделиях

мастеров. Дерево и береста –

основные материалы в крестьянском быту. Щепная птица

счастья – птица света. Изделия из бересты: короба, хлебницы,

набирухи, туеса, резное узорочье

берестяных изделий. Слияние

промысла с художественной

промышленностью.

Своеобразие промысла.

Мультимедийная презентация

Выражать своё личное отношение, эстетически оценивать изделия мастеров Русского Севера.

Объяснять, что значит единство материала, формы и декора в берестяной и деревянной утвари.

Различать и называть характерные особенности мезенской деревянной росписи, её ярко выраженную графическую орнаментику.

Осваивать основные приёмы росписи.

Создавать композицию росписи или её фрагмент в традиции мезенской росписи.

Работа в парах.

Объяснительно-иллюстративный.

16

Татарские народные промыслы в современной жизни

Преемственность в народных промыслах. Кожаная мозаика, вышивка, ткачество, ковроделие, золотое шитье, ювелирное искусство, художественный металл. Использование традиционных приемов народных промыслов в современном искусстве.


Заготовочный материал учащихся.

Объяснять важность сохранения традиционных художественных промыслов в современных условиях.

Выявлять общее и особенное в произведениях традиционных художественных промыслов.

Различать и называть произведения ведущих центров народных художественных промыслов.

Участвовать в презентации выставочных работ.

Анализировать свои творческие работы и работы своих товарищей, созданные по теме «Связь времён в народном искусстве».

Уметь выстраивать декор в соответствии с формой предмета, используя ритм как основу орнаментальной композиции. Владеть навыком работы с бумагой.


Выставка работ и беседы на темы «Традиционные народные промыслы татар – гордость и достояние национальной культуры»

17

Украшения татар

Ювелирные украшения татар. Головные и шейно-нагрудные украшения. Украсить вещь – значит, наполнить её красотой, смыслом, определить национальное содержание. Это содержание сказывается на всём образном строе вещи: характер деталей, рисунок орнамента, цветовой строй композиции. Особенности украшений древних булгар, национальные украшения татар.

Мультимедийная презентация

Характеризовать смысл декора не только как украшения, но, прежде всего как национального знака.

Выявлять и обобщать, в чём заключается связь содержания с формой его воплощения в украшениях

Участвовать в беседе о том, почему у татар такие украшения.

Работа индивидуальная

Беседа.

18

Зачем людям украшения

Предметы декоративного искусства несут на себе печать определённых человеческих отношений. Декор способен определить социальную роль её хозяина.

Мультимедийная презентация

Характеризовать смысл декора не только как украшения, но, прежде всего как социального знака, определяющего роль хозяина вещи, носителя, пользователя.

Выявлять и обобщать, в чём заключается

связь содержания с формой его воплощения в произведениях ДПИ.

Участвовать в диалоге о том, зачем людям украшения и что значит украсить вещь.

Работа индивидуальная

Беседа.

19-20

Роль

декоративного искусства в

жизни

древнего

общества

Роль ДПИ в древнем Египте. Подчёркивание власти, могущества знатности египетских фараонов с помощью ДПИ. Символика элементов декора в произведениях Древнего Египта, их связь с мировоззрением египтян

(изображение лотоса, жука-скарабея, священной кобры, ладьи

вечности, глаза-уаджета, др.) Различие одежд людей высших сословий. Символика цвета в украшениях.

Роль ДПИ в национальной одежде татар

Мультимедийная презентация

Эмоционально воспринимать, различать по характерным признакам

произведения декоративно-прикладного искусства Древнего Египта, давать им

эстетическую оценку. Выявлять связь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, а также единство материала,

формы и декора. Вести поисковую работу по ДПИ.

Создавать эскизы украшений по мотивам

ДПИ Древнего Египта.

Овладевать навыками декоративного обобщения в процессе выполнения

практической творческой работы.

Задания об искусстве Др. Египта. Знания по курсу всеобщей истории.

Работа в группах.

21

Одежда «говорит» о человеке.

Одежда, костюм не только служит практическим целям, но и является особым знаком положения человека в обществе, его роли в обществе.

Одежда Древней Греции. Строгая регламентация в одежде людей разных сословий. Одежда простых горожан.

Мультимедийная презентация

Высказываться о многообразии форм и декора в одежде народов разных стран и людей разных сословий.

Участвовать в поисковой деятельности, в подборе иллюстративного материала

«Костюм древних греков».

Соотносить образный строй одежды с положением её владельца в обществе.

Участвовать в коллективной

деятельности, связанной с созданием творческой работы по теме урока.

Передавать в творческой работе цветом, формой, пластикой линий стилевое единство декоративного решения украшений и одежды.

Коллективная работа.

Беседа

22

Костюмы народов Татарстана.

Костюм татар. Костюмы высших сословий и простого народа. Виды одежды. Обувь. Головные уборы.


Мультимедийная презентация

Участвовать в поисковой деятельности, в подборе иллюстративного материала

«Костюмы татар».

Соотносить образный строй одежды с положением её владельца в обществе.

Участвовать в коллективной

деятельности, связанной с созданием творческой работы по теме урока.

Передавать в творческой работе цветом, формой, пластикой линий стилевое единство декоративного решения украшений и одежды.

Работа индивидуальная


23-25

О чем рассказывают гербы и эмблемы.

Декоративность, орнаментальность, изобразительная условность искусства геральдики. Первые гербы, которые появились в Западной Европе в средние века.

Роль геральдики в жизни

рыцарского общества. Фамильный герб как знак достоинства его

владельца, символ чести рода. Гербы ремесленных цехов в эпоху Средневековья как отражение характера их деятельности.

Основные части классического герба. Формы щитов, геральдические фигуры, взятые из жизни и мифологии. Символика цвета в классической геральдике. Составные элементы старинного герба (щит, щитодержатели, корона, шлем, девиз, мантия). Символы и эмблемы в современном обществе: отличительные знаки

государства, страны, города, партии, фирмы и т. д. Герб Самары.

Мультимедийная презентация.

Заготовочный материал.

Понимать смысловое значение изобразительно-декоративных элементов в гербе родного города, в гербах различных городов.

Определять, называть символические элементы герба и использовать их при создании собственного проекта герба. Находить в рассматриваемых гербах связь конструктивного, декоративного и изобразительного элементов.

Создавать декоративную композицию своего герба (с учётом интересов и увлечений членов своей семьи) или эмблемы, добиваясь лаконичности и обобщённости изображения и цветового решения.

Создавать герб Самары.

Фронтальный опрос

Индивидуальная работа

26

Государственные символы РТ

Декоративность, орнаментальность, изобразительная условность искусства геральдики.
Государственные символы – герб, флаг, гимн Татарстана История происхождения, их описание, значение.

Мультимедийная презентация.


Понимать смысловое значение изобразительно-декоративных элементов в гербе РТ.

Определять, называть символические элементы герба Находить связь конструктивного, декоративного и изобразительного элементов.

Создавать декоративную композицию герба РТ добиваясь лаконичности и обобщённости изображения и цветового решения

Индивидуальная работа

27

Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщение темы)

Итоговая игра-викторина с привлечение учебно-творческих работ, произведений ДПИ разных времён, открыток, репродукций,

слайдов, собранных поисковыми группами.

Заготовочный материал учащихся.

Участвовать в итоговой игре-викторине и в творческих заданиях по обобщению

материала. Распознавать и систематизировать

зрительный материал по ДПИ по социально-стилевым признакам. Соотносить костюм, его образный строй с владельцем. Размышлять и вести диалог об особенностях художественного языка

классического ДПИ и его в отличии от искусства народного. Использовать в речи новые

художественные термины.

Фронтальный опрос.

Работа в группах.

28

Современное выставочное искусство.

Многообразие материалов и техник.

Насыщенность произведений яркой образностью, фантазией.

Пластический язык материала, его роль в создании образа. Роль выразительных средств (форма, линия, цвет, пятно, фактура) в построении декоративной композиции в определённом материале. Декоративный ансамбль.


Заготовочный материал.

Ориентироваться в широком

Разнообразии современного ДПИ, различать по материалам технике стекло,

керамику, ковку, литьё, гобелен, др. Выявлять и назвать характерные особенности современного ДПИ. Находить и определять связь конструктивного, декоративного, образного строя. Использовать в речи новые термины. Объяснять отличия современного декоративно-прикладного искусства от народного.

Фронтальный опрос.

Работа в группах.

29

Декоративно-прикладное искусство. Художественные образы татарского искусства.  

Образцы татарского орнамента. Татарская вышивка. Вышивка полотенец, покрывала, скатерти. Творческая интерпретация древних образов в работах современных художников.

Мультимедийная презентация.


Эмоционально воспринимать, выражать своё отношение, давать эстетическую оценку образцам татарского орнамента. Соотносить многоцветье орнамента с красотой цветов.

Осознавать единство формы и декора в изделиях мастеров.

Осваивать основные приёмы изображения татарского орнамента.

Создавать фрагмент полотенца в процессе выполнения творческой работы.

Уметь использовать акварель в творческой работе; выполнять орнаментальную композицию определенного типа

Индивидуальная работа

30-34

Ты сам – мастер.

Коллективная реализация в конкретном материале разнообразных творческих замыслов.

Технология работы с выбранным материалом (коллаж, роспись по дереву, декупаж др), постепенное. поэтапное выполнение работы. Деление общей композиции на фрагменты, соединение в блоки, монтаж в общее панно.

Заготовочный материал.

Разрабатывать, создавать эскизы коллективного панно, коллажей, декоративных украшений. Пользоваться языком ДПИ в процессе практической творческой работы. Владеть практическими навыками выразительного использования формы, объёма, цвета, фактуры, других средств, в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объёмных декоративных композиций. Собирать отдельно выполненные детали. Участвовать в подготовке итоговой

выставке.

Индивидуальная работа. Коллективная работа

Беседа.

35

Резерв











Планирование. Программа учебного предмета «Изобразительное искусство» 5 класс,
  • ИЗО, МХК
Описание:

     Программа направлена на создание условий этно-культурного обучения и воспитания при внесении дополнений в программу Б.М. Неменского по предмету «Изобразительное искусство» 5  класс. Внедрение обновленной рабочей программы изобразительного искусства позволяет повысить эффективность воспитания национального самосознания школьников татарской школы и косвенно влияет на формирование и развитие и других качеств личности (например, творческих способностей, толерантности).

     

 

Автор Хайруллов Вагиз Габбасович
Дата добавления 22.03.2015
Раздел ИЗО, МХК
Подраздел Планирования
Просмотров 469
Номер материала 58502
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓