Главная / ОБЖ / Планирование. Анализ содержания программ по курсу ОБЖ 8 – 9 классов с целью выявления возможностей использования системы МАО на уроках ОБЖ.

Планирование. Анализ содержания программ по курсу ОБЖ 8 – 9 классов с целью выявления возможностей использования системы МАО на уроках ОБЖ.

Анализ содержания программ по курсу ОБЖ 8 – 9 классов с целью выявления возможностей использования системы МАО на уроках ОБЖ.

В восьмых - девятых классах обучаются дети в возрасте 14-15 лет, что соответствует по периодизации детского развития Д.Б. Эльконина старшему подростковому возрасту. Как известно, подростковый возраст – период перестройки всего организма. Происходят принципиальные изменения в развитии всех систем организма от детского типа к взрослому. Подобная тотальная перестройка повышает восприимчивость организма к действию разнообразных факторов среды и снижает его сопротивляемость.

В 14-15 лет интеллектуальное развитие подростка достигает почти полной зрелости. Дети способны к формальному логическому мышлению. Физиологический рост, изменение внешности, резкая разница во внешней взрослости подростков того же возраста, вызывают большую неуверенность в себе, прикрываемую хвастливостью. Половое созревание и новое отношение к лицам другого пола связано с повышенной эмоциональностью. Возникает конфликт между жаждой самостоятельности и потребностью в поддержке и защите, когда трудности слишком велики. Но они способны постигать незнакомое им ранее чувство альтруизма и любви. Принимая во внимание вышесказанное, целесообразно включить в процесс обучения такие активные методы обучения как: презентация, групповая дискуссия, ролевая игра, проекты, Case Study и т.п., способствующие сплочению учащихся и осознанию каждым отведенной ему роли.

В старшем подростковом возрасте у ребенка вновь появляется потребность к самопознанию, формируется самосознание, ставятся задачи саморазвития, самосовершенствования, самоактуализации. Осуществляется профессиональное и личностное самоопределение, ему важно знать, кем он будет. В этом возрасте ведущая деятельность - учебно-профессиональная (вновь операционально-техническая фаза), в процессе которой формируются мировоззрение, профессиональные интересы, идеалы [22].

Если принять во внимание возрастные особенности учащихся восьмых – девятых классов, то актуальным становится вопрос активизации учебной деятельности учащихся посредством использования МАО в процессе обучения ОБЖ.

Курс ОБЖ, предназначенный для изучения в восьмых классах включает в себя 3 раздела: «Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни» - 11 часов; «Чрезвычайные ситуации техногенного характера и безопасность» - 11 часов; «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» - 12 часов.

В каждом разделе мы выделили темы уроков, при изучении которых целесообразно будет использовать методы активного обучения, направленные на создание условий для изменения ценностных ориентаций школьников, формирования и отработки умений для применения на последующей практике, предоставления информации, вовлечения опыта и знаний учащихся, активной познавательной деятельности. Ниже приводится фрагмент планирования использования методов активного обучения в процессе обучения ОБЖ в восьмых классах.

Таблица «Фрагмент планирования использования методов активного обучения в процессе обучения ОБЖ. 8 класс».


Раздел

урока

Тема урока

Тип урока

Цель использования МАО

МАО

Реализованные уроки

Разработанные уроки

Раздел I: «Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни».



1

Причины и последствия пожаров в жилых и общественных зданиях

Изучение нового материала

Создание условий для:

1)предоставления информации

2) и (или) вовлечения опыта и знаний учащихся

1)Презентация; Демонстрация; Диалог, Работа в малых группах


2)Вопросы-ответы; Мозговой штурм, Case Study;

Предвидеть и не допустить, легче, чем потом тушить!



3

Эвакуация при пожаре

Формирование

практических умений

Создание условий для: 1)отработки умений на последующей практике

2) и (или) изменения убеждений и ценностей

1) Проекты, реализуемые на практике; Имитационная игра; учебная тренировка


2) Ролевая игра; Дерево решений;

Деловая игра

Первая помощь при ожогах


10

Нарушение экологического равновесия

Обобщение изученного материала

Создание условий для: 1)изменения убеждений и ценностей

2) и (или) вовлечения опыта и знаний учеников

1) Ответы по кругу; Групповая дискуссия; Ролевая игра; работа в малых группах.


2) Вопросы-ответы; Дебаты; Форум; урок-мини исследование; Броуновское движение

Природа в опасности

Раздел II: «Чрезвычайные ситуации техногенного характера и безопасность»



13

Обеспечение личной безопасности при техногенных авариях

Проверка (диагностика) уровня усвоения учебного материала

Создание условий для: 1)вовлечения опыта и знаний учеников


2) и (или) изменения убеждений и ценностей

1) Вопросы-ответы; Мозговой штурм, Дебаты; Форум; Case Study; Аквариум


2) Ответы по кругу; Групповая дискуссия; Ролевая игра

Правила безопасного поведения при радиационных авариях

19

Правила безопасного поведения при радиационных авариях

Формирование

практических умений

Создание условий для: 1)отработки умений на последующей практике

2) и (или) изменения убеждений и ценностей

1) Case Study; Имитационная игра; учебная тренировка


2) Карусель; вертушка; Метод «Пресс»


«Внимание всем!»

21

Характеристика наиболее распространенных ХОВ

Изучение нового материала

Создание условий для:

1)предоставления информации

2) и (или) вовлечения опыта и знаний учащихся

1)Презентация; Демонстрация; Работа в парах; микрофон.

2)Вопросы-ответы; Мозговой штурм, Case Study; ротационные (сменные) тройки.

«Химия вокруг нас»

Раздел III: «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни»

24

Закаливание организма

Изучение нового материала

Создание условий для:

1)предоставления информации

2) и (или) вовлечения опыта и знаний учащихся

1)Презентация; Демонстрация;

Метод «Пресс»

2)Вопросы-ответы; Мозговой штурм, Case Study; "Займи позицию"; Микрофон

«Солнце, воздух и вода – здоровья лучшие друзья!»

28

Правила оказания ПМП при поражении АХОВ удушающего действия

Формирование

практических умений

Создание условий для: 1)отработки умений на последующей практике

2) и (или) изменения убеждений и ценностей

1) Case Study; Имитационная игра; учебная тренировка


2) Карусель; Аквариум; «вопрос-ответ»; ответы по кругу.

Помощь при поражениях АХОВ

удушающего действия

32

Первая помощь при ожогах химическими веществами

Обобщение изученного материала

Создание условий для: 1)изменения убеждений и ценностей

2) и (или) вовлечения опыта и знаний учеников

1) Ответы по кругу; Ролевая игра; Case Study.


2) Вопросы-ответы; Броуновское движение; учебная тренировка

Химические ожоги


В девятом классе изучение курса ОБЖ включает в себя два раздела. Первый раздел «Основы комплексной безопасности» рассчитан на 23 академических часа и ориентирован на проблему безопасности личности в обществе и государстве. Второй раздел «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» изучается в течение 11 а.ч. с акцентом на возрастные особенности старших подростков.

В девятом классе при изучении курса ОБЖ наряду с традиционными методами обучения можно использовать такие МАО, как: работа в парах; ротационные (сменные) тройки; броуновское движение; дерево решений; займи позицию; дебаты; микрофон, направленные на активизацию познавательной деятельности учащихся, на активное учение, интеллектуальное развитие.

Нами была изучена программа курса ОБЖ 9 класса и составлено тематическое планирование с применением методов активного обучения и примерами уроков.

Таблица «Фрагмент планирования использования методов активного обучения в процессе обучения ОБЖ. 9 класс».


Раздел

урока

Тема урока

Тип урока

Цель использования МАО

МАО

Реализованные уроки

Разработанные уроки

Раздел I: «Основы комплексной безопасности».



2

Роль молодого поколения России в развитии нашей страны

Формирование

практических умений

Создание условий для: 1)отработки умений для последующей практике

2)и (или) изменение убеждений и ценностей

1)Проекты, реализуемые на практике; Деловая игра


2)Ролевая игра


Гражданин России


5


Опасные и чрезвычайные ситуации. Классификация

Изучение нового материала

Создание условий для:

1) предоставления информации

2) и (или) вовлечения опыта и знаний учащихся

1)Презентация; Демонстрация; Диалог, Работа в малых группах


2)Вопросы-ответы; Мозговой штурм, Case Study

Чрезвычайные ситуации

20

Правила поведения при угрозе теракта.

Обобщение изученного материала и формирование

практических умений

Создание условий для: 1)отработки умений для последующей практике

2)и (или) вовлечения опыта и знаний учеников

1)Проекты, реализуемые на практике; Деловая игра


2) Броуновское движение; дерево решений; займи позицию; дебаты

«Будь готов!»

Раздел II: «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни»

30


Семейное законодательство

Изучение нового материала

Создание условий для:

1) предоставления информации

2) и (или) вовлечения опыта и знаний учащихся

1)Презентация; Демонстрация; Диалог, Работа в малых группах


2)Вопросы-ответы; Мозговой штурм, Case Study

«Моя семья – моё богатство»



32

Первая помощь при травмах

Формирование

практических умений

Создание условий для: 1)отработки умений на последующей практике

2) и (или) изменения убеждений и ценностей

1) Case Study; Ролевая игра; ротационные (сменные) тройки


2) Карусель; Аквариум; ответы по кругу; микрофон.

Игра «Осторожность и знания - профилактика

травм»


Использование МАО целесообразно планировать в соответствии с целевыми установками определенных типов уроков:

направленные на предоставление информации (Презентация; Демонстрация; Диалог; Метод «Пресс»;);

направленные на вовлечения опыта и знаний участников (Вопросы-ответы; Мозговой штурм, Дебаты; Форум; Case Study; Броуновское движение)

направленные на изменение убеждений и ценностей (Ответы по кругу; Групповая дискуссия; Ролевая игра; Карусель);

направленные на отработку умений для последующей практики (Проекты, реализуемые на практике; Деловая игра; Ролевая игра).

Применение МАО позволяет учителю активизировать деятельность каждого школьника (возникает целая система взаимодействий: учитель - учащийся, учитель - класс, учащийся - класс, учащийся - учащийся, группа - группа), связать его учебную деятельность и межличностное познавательное общение. Помимо этого, применение методов активного обучения позволяет развивать личность учащегося, его способности.



Планирование. Анализ содержания программ по курсу ОБЖ 8 – 9 классов с целью выявления возможностей использования системы МАО на уроках ОБЖ.
  • ОБЖ
Описание:

Анализ содержания  программ по курсу ОБЖ 8 – 9 классов с целью выявления возможностей использования системы МАО на уроках ОБЖ.

В каждом разделе курса ОБЖ 8 (9) класс мы выделили темы уроков, при изучении которых целесообразно будет использовать методы активного обучения, направленные на создание условий для изменения ценностных ориентаций школьников, формирования и отработки умений для применения на последующей практике, предоставления информации, вовлечения опыта и знаний учащихся, активной познавательной деятельности.

 

И привели фрагменты планирования использования методов активного обучения в процессе обучения ОБЖ в восьмых и девятых классах.

 

 

Автор Пахомова Ирина Геннадьевна
Дата добавления 27.11.2014
Раздел ОБЖ
Подраздел Планирования
Просмотров 823
Номер материала 5682
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓