Алматинская область
Уйгурский
район
Село Чунджа средняя школа№5
Молотова
Гулбадям Курбанжановна
9 класс Русский
язык (казахские классы)
Тема: Сложносочиненное
предложение с соединительными союзами
Цели:1.Формировать
у учащихся понятие о сложносочиненном предложении с соединительными союзами; совершенствовать
навыки постановки знаков препинания в ССП.
2.Развивать
навыки выполнения грамматических разборов; развивать навыки
определения сложносочиненных предложений с соединительными союзами
3. Воспитывать чувство
патриотизма, гордость за свою страну.
Тип урока: комбинированный
Оборудование урока, литература:
таблица,
доска,
учебное пособие, раздаточно-дидактический материал, тесты
Ход
урока:
1.Организационный
момент.
2.Опрос
домашнего задания
Проверка упражнения («по цепочке»).
«Лингвистическая разминка»
-Какое предложение
называется сложным?
-Назовите
основные виды сложных предложений.
-
Что общего между различными видами сложных предложений и в чем отличие?
-Какими
способами соединяются простые предложения в составе сложного?
-Какое
предложение в составе сложного называется главным, а какое придаточным?
-Какие виды сложных союзных предложений вы
можете назвать?
-Чем отличаются сложносочиненные
предложения от сложноподчиненных?
3.Повторение
изученного материала.
1.
Индивидуальная работа учащихся по карточкам (раздел словообразование)
2.Выборочный
синтаксический разбор предложений (три человека работают у доски, остальные — в
тетрадях):
Выделить основы, указать, какими частями речи они
выражены; отметить ряды однородных членов; указать виды сложных предложений,
объяснить постановку знаков препинания.
Комната Александра была возле крыльца, с окном на
двор, через которое он увидел меня, услышал колокольчик. (И. И. Пущин)
Тоненькие служат больше по особенным поручениям или
только числятся и виляют туда и сюда; их существование как-то слишком легко,
воздушно и совсем ненадежно. (Н. В. Гоголь)
Днем мы заняли город, а уже к вечеру откуда-то, словно
из-под земли, начали появляться люди с узлами, с чемоданами, с тележками, чаще
с ребятишками на руках. (В. П. Астафьев)
4.Постановка
цели
5.
Изучение нового материала
Сложносочиненные
предложения с соединительными союзами И, ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ДА=И, НИ...НИ
Пример: Ни ветра
на земле, ни туч на бледном своде.
НИ ,
НИ .
Запись предложений с
объяснением постановки знаков препинания, определения смысловых отношений между
частями сложного (с соединительными и разделительными союзами).
Групповая работа
І группа «А» Определить тип ССП и графически верно обозначить в записанных
конструкциях грамматические основы , орфограммы
1) Ни ветра на земле, ни туч на бледном своде
2) Солнце уже спряталось , и на цветущей ржи
растянулись вечерние тени
3) Сыпались звезды, да иглы звенели
ІІ группа «Б»
1)Не то дождь пошёл, не то воробьи пробежали по крыше.
2) Мать посмотрела в окно, девочка тоже взглянула на улицу.
3) Сегодня было ясно и солнечно, завтра тоже ожидается
хорошая погода
І группа « В»
1) Белка песенки поёт да орешки грызёт.
2) Луна взошла багровая и хмурая, звёзды также хмурились.
3)Всё та же туманная дымка теперь ещё гуще окутывала поля, и
всё так же странно и непонятно глядела природа.
Данные простые предложения соедините в сложное с помощью союзов и,
но, однако. Сделайте вывод о том, как союзы влияют на смысл предложения. 1) Рассказ был о путешествии. 2) Брату он понравился
5.Проверка понимания
Уровневые задания
І
уровень Упр.41,Допишите незаконченные ССП.Скажите, в каких предложениях явления
происходят одновременно, в каких –следуют одно за другим
ІІ
уровень Упр,43 Из данных простых предложений составьте ССП.Выделите главные
члены
ІІІ
уровень Упр.44 Составьте ССП и запишите их, используя во второй части
безличные предложения
2.
Индивидуальная работа по
карточкам.
Карточка № 1
Придумать
и записать сложные предложения, графически изображенные на схеме. Определить их вид.
Карточка № 2
Придумать
и записать сложные предложения, графически изображенные на схеме. Определить их вид.
Карточка № 3
Придумать
и записать сложные предложения, графически изображенные на схеме. Определить их вид.
6.Закрепление изученного материала
-Работа над
текстом «Юрта в саду» Упр.45
-С каким словом у
вас ассоциируется слово «юрта»?
-Почему?
-Найдите ССП. и
определите значения частей
Работа
над тестом
I
вариант1. Укажите тип предложения
Голубые
глаза девушки широко открылись от испуга, и в них сверкнули слезы.
А
Простое предложение;
Б
сложносочиненное предложение;
В
сложноподчиненное предложение;
Г
бессоюзное предложение.
2.
К какой группе относится союз, связывающий части сложносочиненного предложения
Рыбка мелка, да уха сладка?
А
Противительный союз;
Б
разделительный союз;
В
соединительный союз.
3.
Определите тип предложений (а — простое; б — сложносочиненное).
А
Никита вылез из кровати и на цыпочках прошелся по горячим солнечным квадратам
на полу.
Б
Другой берег густо порос камышом, золотился на солнце, и камышовые цветы
красивыми кистями наклонились к воде.
В
Мы долго искали сухое пристанище для ночлега и наконец наткнулись на костер.
Г
То падал как будто туман, то вдруг припускал косой крупный дождь.
4.
Определите тип предложений (а — простое; б — сложносочиненное).
А.
Холодно и за весь май черемуха не успела отцвести.
Б
.Пословицы и песни всегда кратки, а ума и чувства вложено в них на целые книги.
В
Петр Петрович погрузился в работу и о посетителе совершенно забыл.
Г
На лето Даша не поехала к отцу на дачу, а с радостью осталась у сестры на
взморье.
5.
Определите, в каких сложносочиненных предложениях нужно поставить тире.
А
Удар короток и мяч в воротах!
Б
Здесь горели костры и вокруг них толпились любопытные.
В
Безветрие и все небо залито ровной синевой.
6.
Укажите сложносочиненные предложения, в которых не нужны запятые перед союзом
и.
А
Ворота выходили в переулок над ними низко свешивались густые ветки старого
серебристого тополя.
Б
Дождь пролетел и тяжело, устало раскачивались яблони в саду.
В
На дворе всходило солнце и громко пели птицы.
II
вариант
1.
Укажите тип предложения Ветер стихал, и свежая прохлада начала распространяться
в виноградниках.
А
Простое предложение;
Б
сложносочиненное предложение;
В
сложноподчиненное предложение;
Г
бессоюзное предложение.
2.
К какой группе относится союз, связывающий части сложносочиненного предложения
Песня то замирала за степными курганами, то ветер доносил ее издалека?
А
Противительный союз;
Б
разделительный союз;
В
соединительный союз.
3.
Определите тип предложений (а — простое; б — сложносочиненное).
А
Поезд пришел точно по расписанию, но Вари не оказалось на перроне.
Б
Два года плавания не то что утомили меня, а утолили вполне мою жажду
путешествий.
В
Писатель должен много писать, но не должен спешить.
Г
Я полон дум о юности веселой, но ничего в прошедшем мне не жаль.
4.
Определите тип предложений (а — простое; б — сложносочиненное).
А
Солнце на севере не светит, а как будто просвечивает через толстое стекло.
Б
Я бродил подолгу и видел много примет осени.
В
Слушайте тишину и тогда осень лесная покажет вам все богатства.
Г
Все ушли и разговоры спрятала ночная мгла.
5.
Укажите сложносочиненные предложения, в которых не нужны запятые перед союзом
и.
А
Окна в сад были подняты и оттуда веет бодрой осенней прохладой.
Б
На солнцепеке было совсем тепло и пахло землей.
В
Луна только еще всходила и в темноте было трудно разобраться.
Г
К концу дня дождь перестал и ветер начал заметно стихать.
Занимательная лингвистика
Жители Москвы — москвичи и москвички. А как называют
жителей Петербурга, Тулы, Воронежа, Архангельска, Перми, Курска. Нижнего Новгорода?
(Петербуржец петербурженка, петербуржцы;
туляк, тулячка, туляки; воронежец, воронежка, воронежцы; архангелогородец,
архангелородка, архангелогородцы; пермяк пермячка, пермяки; курянин, курянка,
куряне; нижегородец, нижегородка, нижегородцы)
7. Домашнее
задание.
Упр.46,47
для слабых,
стр.47
Упр.48 ,49 для
средних уч.
Упр.50,52 Стр.50
для сильных уч-ся
Всем : выучить
наизусть стих на стр .50 Упр.52 .Подготовиться к письму по памяти
8.Итог урока.Рефлексия
Таблица
ЗХУ
Выставление
оценок
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.