Главная / Русский язык и литература / Планирование урока русского яыка на тему:"Сложносочиненные предложения с соединительными союзами"(9 класс в казахской школе)

Планирование урока русского яыка на тему:"Сложносочиненные предложения с соединительными союзами"(9 класс в казахской школе)


Алматинская область

Уйгурский район

Село Чунджа средняя школа№5

Молотова Гулбадям Курбанжановна

9 класс Русский язык (казахские классы)

Тема: Сложносочиненное предложение с соединительными союзами

Цели:1.Формировать у учащихся понятие о сложносочиненном предложении с соединительными союзами; совершенствовать навыки постановки знаков препинания в ССП.

2.Развивать навыки выполнения грамматических разборов; развивать навыки определения сложносочиненных предложений с соединительными союзами

3. Воспитывать чувство патриотизма, гордость за свою страну.

Тип урока: комбинированный

Оборудование урока, литература: таблица, доска, учебное пособие, раздаточно-дидактический материал, тесты

Ход урока:

1.Организационный момент.

2.Опрос домашнего задания

Проверка упражнения («по цепочке»).

«Лингвистическая разминка»

-Какое предложение называется сложным?

-Назовите основные виды сложных предложений.

- Что общего между различными видами сложных предложений и в чем отличие?

-Какими способами соединяются простые предложения в составе сложного?

-Какое предложение в составе сложного называется главным, а какое придаточным?

-Какие виды сложных союзных предложений вы можете назвать?

-Чем отличаются сложносочиненные предложения от сложноподчиненных?

3.Повторение изученного материала.

1. Индивидуальная работа учащихся по карточкам (раздел словообразование)

2.Выборочный синтаксический разбор предложений (три человека работают у доски, остальные — в тетрадях):

Выделить основы, указать, какими частями речи они выражены; отметить ряды однородных членов; указать виды сложных предложений, объяснить постановку знаков препинания.

Комната Александра была возле крыльца, с окном на двор, через которое он увидел меня, услышал колокольчик. (И. И. Пущин)

Тоненькие служат больше по особенным поручениям или только числятся и виляют туда и сюда; их существование как-то слишком легко, воздушно и совсем ненадежно. (Н. В. Гоголь)

Днем мы заняли город, а уже к вечеру откуда-то, словно из-под земли, начали появляться люди с узлами, с чемоданами, с тележками, чаще с ребятишками на руках. (В. П. Астафьев)




4.Постановка цели

5. Изучение нового материала

Сложносочиненные предложения с соединительными союзами И, ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ДА=И, НИ...НИ

Пример: Ни ветра на земле, ни туч на бледном своде.

hello_html_m605d8980.gifhello_html_m605d8980.gif

НИ , НИ .

 Запись предложений с объяснением постановки знаков препинания, определения смысловых отношений между частями сложного (с соединительными и разделительными союзами).

Групповая работа

І группа «А» Определить тип ССП и графически верно обозначить в записанных конструкциях грамматические основы , орфограммы

    1. Ни ветра на земле, ни туч на бледном своде

    2. Солнце уже спряталось , и на цветущей ржи растянулись вечерние тени

    3. Сыпались звезды, да иглы звенели

  ІІ группа «Б»

1)Не то дождь пошёл, не то воробьи пробежали по крыше.

2) Мать посмотрела в окно, девочка тоже взглянула на улицу.

3) Сегодня было ясно и солнечно, завтра тоже ожидается хорошая погода

І группа « В»

   1) Белка песенки поёт да орешки грызёт.

2) Луна взошла багровая и хмурая, звёзды также хмурились.

3)Всё та же туманная дымка теперь ещё гуще окутывала поля, и всё так же странно и непонятно глядела природа.

Данные простые предложения соедините в сложное с помощью союзов и, но, однако. Сделайте вывод о том, как союзы влияют на смысл предложения. 1) Рассказ был о путешествии. 2) Брату он понравился

5.Проверка понимания

Уровневые задания



І уровень Упр.41,Допишите незаконченные ССП.Скажите, в каких предложениях явления происходят одновременно, в каких –следуют одно за другим

ІІ уровень Упр,43 Из данных простых предложений составьте ССП.Выделите главные члены

ІІІ уровень Упр.44 Составьте ССП и запишите их, используя во второй части безличные предложения

  1. Индивидуальная работа по карточкам.

Карточка № 1

Придумать и записать сложные предложения, графически изображенные на схеме. Определить их вид.

hello_html_6ee44293.jpg

Карточка № 2

Придумать и записать сложные предложения, графически изображенные на схеме. Определить их вид.

hello_html_59f466f4.jpg

Карточка № 3

Придумать и записать сложные предложения, графически изображенные на схеме. Определить их вид.

hello_html_5b2d37f1.jpg

6.Закрепление изученного материала

-Работа над текстом «Юрта в саду» Упр.45

-С каким словом у вас ассоциируется слово «юрта»?

-Почему?

-Найдите ССП. и определите значения частей

Работа над тестом

I вариант1. Укажите тип предложения

Голубые глаза девушки широко открылись от испуга, и в них сверкнули слезы.

А Простое предложение;

Б сложносочиненное предложение;

В сложноподчиненное предложение;

Г бессоюзное предложение.

2. К какой группе относится союз, связывающий части сложносочиненного предложения Рыбка мелка, да уха сладка?

А Противительный союз;

Б разделительный союз;

В соединительный союз.

3. Определите тип предложений (а — простое; б — сложносочиненное).

А Никита вылез из кровати и на цыпочках прошелся по горячим солнечным квадратам на полу.

Б Другой берег густо порос камышом, золотился на солнце, и камышовые цветы красивыми кистями наклонились к воде.

В Мы долго искали сухое пристанище для ночлега и наконец наткнулись на костер.

Г То падал как будто туман, то вдруг припускал косой крупный дождь.

4. Определите тип предложений (а — простое; б — сложносочиненное).

А. Холодно и за весь май черемуха не успела отцвести.

Б .Пословицы и песни всегда кратки, а ума и чувства вложено в них на целые книги.

В Петр Петрович погрузился в работу и о посетителе совершенно забыл.

Г На лето Даша не поехала к отцу на дачу, а с радостью осталась у сестры на взморье.

5. Определите, в каких сложносочиненных предложениях нужно поставить тире.

А Удар короток и мяч в воротах!

Б Здесь горели костры и вокруг них толпились любопытные.

В Безветрие и все небо залито ровной синевой.

6. Укажите сложносочиненные предложения, в которых не нужны запятые перед союзом и.

А Ворота выходили в переулок над ними низко свешивались густые ветки старого серебристого тополя.

Б Дождь пролетел и тяжело, устало раскачивались яблони в саду.

В На дворе всходило солнце и громко пели птицы.

II вариант

1. Укажите тип предложения Ветер стихал, и свежая прохлада начала распространяться в виноградниках.

А Простое предложение;

Б сложносочиненное предложение;

В сложноподчиненное предложение;

Г бессоюзное предложение.

2. К какой группе относится союз, связывающий части сложносочиненного предложения Песня то замирала за степными курганами, то ветер доносил ее издалека?

А Противительный союз;

Б разделительный союз;

В соединительный союз.

3. Определите тип предложений (а — простое; б — сложносочиненное).

А Поезд пришел точно по расписанию, но Вари не оказалось на перроне.

Б Два года плавания не то что утомили меня, а утолили вполне мою жажду путешествий.

В Писатель должен много писать, но не должен спешить.

Г Я полон дум о юности веселой, но ничего в прошедшем мне не жаль.

4. Определите тип предложений (а — простое; б — сложносочиненное).

А Солнце на севере не светит, а как будто просвечивает через толстое стекло.

Б Я бродил подолгу и видел много примет осени.

В Слушайте тишину и тогда осень лесная покажет вам все богатства.

Г Все ушли и разговоры спрятала ночная мгла.

5. Укажите сложносочиненные предложения, в которых не нужны запятые перед союзом и.

А Окна в сад были подняты и оттуда веет бодрой осенней прохладой.

Б На солнцепеке было совсем тепло и пахло землей.

В Луна только еще всходила и в темноте было трудно разобраться.

Г К концу дня дождь перестал и ветер начал заметно стихать.

Занимательная лингвистика

Жители Москвы — москвичи и москвички. А как называют жителей Петербурга, Тулы, Воронежа, Архангельска, Перми, Курска. Нижнего Новгорода?

(Петербуржец петербурженка, петербуржцы; туляк, тулячка, туляки; воронежец, воронежка, воронежцы; архангелогородец, архангелородка, архангелогородцы; пермяк пермячка, пермяки; курянин, курянка, куряне; нижегородец, нижегородка, нижегородцы)

7. Домашнее задание.

Упр.46,47 для слабых, стр.47

Упр.48 ,49 для средних уч.

Упр.50,52 Стр.50 для сильных уч-ся

Всем : выучить наизусть стих на стр .50 Упр.52 .Подготовиться к письму по памяти



8.Итог урока.Рефлексия

Таблица ЗХУ

Знаю

Хочу знать

Узнал




Выставление оценок



Планирование урока русского яыка на тему:"Сложносочиненные предложения с соединительными союзами"(9 класс в казахской школе)
  • Русский язык и литература
Описание:

Поурочное планирование составлено в соответствии с программой общеобразовательных учреждений по русскому языку для 9 класса.Конспект урока включает подробное описание хода урока с указанием цели и методических приемов, рекомендации домашних заданий и разбор наиболее сложных вопросов.При работе с пособием учитель может воспользоваться как полным планом проведения уроков, так и отдельными материалами и заданиями.

Автор Молотова Гулбадям Курбанжановна
Дата добавления 08.12.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Планирования
Просмотров 650
Номер материала MA-063068
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓